Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 27 февраля 2013 г. N 61 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 12 августа 2011 г. N 270
Долгосрочная областная целевая программа
"Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-
сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы"
26 ноября 2012 г., 27 февраля 2013 г.
Постановлением Правительства Орловской области от 26 ноября 2012 г. N 435 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы
Наименование программы |
"Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы" (далее также - программа) |
|||
Основание для разработки программы |
Распоряжение Правительства Орловской области от 21 марта 2011 года N 105-р |
|||
Заказчик программы |
Правительство Орловской области |
|||
Разработчики программы |
Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (Орелоблэконадзор); Калужский филиал ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования" (ФГУП ВИЭМС) |
|||
Руководитель программы |
Начальник Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области |
|||
Ответственный исполнитель программы |
Начальник отдела недропользования Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области |
|||
Цель и задачи программы |
Цель - устойчивое, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы с гарантированным обеспечением потребности экономики Орловской области в минеральных и водных ресурсах. Задачи: 1. Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и ресурсов подземных вод для обеспечения баланса "потребление-воспроизводство", выявление участков недр, содержащих привлекательные для инвесторов необщераспространенные виды полезных ископаемых. 2. Актуализация и подготовка геологической информации для поддержки управленческих решений и привлечения инвестиций. 3. Организация государственного мониторинга за опасными природными явлениями и загрязнением геологической среды, контроль и охрана от загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечение экологической безопасности населения |
|||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
1. Прирост запасов минерального сырья по видам и категориям. 2. Прирост перспективных площадей с прогнозными ресурсами (Р1-Р3) по видам минерального сырья (подземных вод). 3. Прирост количества участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подготовленных для лицензирования. 4. Прирост числа участков недр с переоцененными запасами минерального сырья (подземных вод). 5. Поступление финансовых средств от реализации управленческих решений. 6. Снижение риска в прогнозах развития локальных чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, связанных с опасными природными явлениями. 7. Число ликвидированных источников загрязнений в эксплуатируемых горизонтах питьевого водоснабжения |
|||
Сроки и этапы реализации программы |
2012-2016 годы |
|||
Объемы (млн рублей) и источники финансирования программы |
1. Федеральный бюджет |
- |
23,4400 |
|
2. Областной бюджет |
- |
21,5248 |
||
3. Внебюджетные источники |
- |
176,5250 |
||
в том числе по направлениям затрат: |
|
|
||
капитальные вложения |
- |
|||
НИОКР |
- |
|||
прочие нужды |
221,4898 |
|||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Обеспечение прироста запасов основных видов минерального сырья (подземных вод) на сумму 60 892 млн рублей (без учета стоимости запасов железных руд и титан-циркониевого концентрата). 2. Увеличение количества перспективных площадей с прогнозными ресурсами (Р1-Р3) основных видов минерального сырья (подземных вод). 3. Увеличение количества участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подготовленных для лицензирования. 4. Увеличение числа участков недр с переоцененными запасами минерального сырья (подземных вод). 5. Ежегодные поступления в доход бюджета Орловской области финансовых средств от реализации управленческих решений в сфере недропользования в сумме не менее 9,44 млн рублей. 6. Снижение риска в прогнозах развития локальных чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на подконтрольной территории, связанных с опасными природными явлениями. 7. Ликвидация источников загрязнений в эксплуатируемых горизонтах питьевого водоснабжения населения. 8. Увеличение числа рабочих мест на вновь создаваемых и расширяемых предприятиях минерально-сырьевого комплекса Орловской области |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Орловская область обладает развитой минерально-сырьевой базой. На территории области по состоянию на 1 января 2011 года числится на государственном учете 238 месторождений полезных ископаемых 16 видов минерального сырья, в том числе: 1 месторождение железных руд, 85 месторождений 12 видов неметаллических полезных ископаемых, 78 - торфа (площадью более 10 га), 69 месторождений и отдельных участков пресных и 5 минеральных подземных вод.
Из общего количества разведанных месторождений полезных ископаемых в промышленное освоение в той или иной степени вовлечено 74 месторождения, а также 9 перспективных участков по 10 видам полезных ископаемых. Горнодобывающими предприятиями области разрабатываются в основном общераспространенные полезные ископаемые, которые являются сырьем для строительной индустрии: песок и камни строительные, кирпичные глины и суглинки, тугоплавкие глины, камни строительные и другое минеральное сырье. Водопотребление для целей водоснабжения городов и крупных населенных пунктов осуществляется из подземных источников. Однако недостаточно или совсем не разрабатываются такие необходимые для области полезные ископаемые, как железные руды, цементное сырье, фосфориты, карбонатные породы для производства извести и известкования кислых почв, мел, торф, минеральные подземные воды.
Современный минерально-сырьевой комплекс Орловской области может быть охарактеризован как малоэффективный, недостаточно развитый сектор экономики, значение которого как одного из базовых компонентов для социально-экономического развития территории недооценено. По объемам добычи полезных ископаемых Орловская область в 2006 году занимала 85 место среди субъектов Российской Федерации наряду с Брянской (79), Костромской (84) и Тамбовской областями (87 место). Вместе с тем по рейтингу инвестиционной привлекательности Орловская область входит в число ведущих регионов Центрального федерального округа. На территории области уже разместили свои предприятия крупные иностранные компании: ЗАО "Велор", входящее в группу компаний "КЕRАМА МАRAZZI", ООО "Кока-Кола Боттлерз Орел", ООО "Фригогласс Евразия", ЗАО "Биотон Восток".
Одним из факторов экономического развития региона должно стать развитие и рациональное использование минерально-сырьевого комплекса территории, добыча и переработка ресурсов недр.
Современное состояние предприятий горнодобывающего и перерабатывающего комплексов Орловской области можно охарактеризовать следующими проблемными аспектами:
1. Невысокая производительность предприятий минерально-сырьевого комплекса и малые объемы выпускаемой продукции. Объемы добычи легкоплавких глин и суглинков для производства керамзита по сравнению с "дореформенными" годами сократились на 76%, легкоплавких глин для производства кирпича - на 86%. Камни строительные добываются в объеме 50-83%, пески строительные и силикатные - в объеме 67% и более (от объемов добычи 1999 года), карбонатные породы строительные практически не добываются с 2006 года. Причина - спад промышленного и гражданского строительства, снижение спроса на строительные материалы, железобетонные изделия и керамзитовый гравий.
2. Высокая степень изношенности в отрасли основных фондов. На горнодобывающих предприятиях и в строительных организациях износ фондов достигает 70-72%, причем износ машин и оборудования еще выше.
3. Технологическая отсталость и финансовая неустойчивость предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, обусловленная использованием морально устаревших технологических схем и процессов производства, за исключением единичных организаций. Предприятия отрасли не имеют достаточной обеспеченности собственными оборотными средствами, большинство из них утратили автономию и находятся в крайне нестабильном финансовом положении.
4. Отсутствие в регионе предприятий минерально-сырьевого комплекса с оптимальной производительностью, то есть с объемами производства 400, 600, 1000 и более тыс. м3/год. Только 3 предприятия области имеют мощности около 150-200 тыс. м3/год. Самостоятельная работа дробных предприятий неэффективна. Нехватка средств и отсутствие геолого-маркшейдерского сопровождения, иные проблемы малого производства порождают отступления от нормативных регламентов недропользования и приводят к потере качества при ведении работ.
5. Нарастающая тенденция зависимости предприятий строительной индустрии Орловской области от поставок отдельных видов минерального сырья из других регионов России и стран СНГ. Предприятия стройиндустрии ввозят гранитный щебень, цемент, гипс, пески стекольные и формовочные и другое сырье. Вместе с тем, потенциальные возможности собственной минерально-сырьевой базы позволяют сократить зависимость от внешних поставок цементного сырья, песков стекольных и других видов минерального сырья.
6. Нерациональное размещение объектов недропользования по территории области и значительная их удаленность от объектов строительства. В большинстве административных районов Орловской области отсутствуют подготовленные для использования местными строительными и автодорожными предприятиями 2-3 резервных месторождения песков. Дефицит запасов по строительным пескам для этих целей составляет 5-7 млн.м3.
7. Недостаточная обеспеченность предприятий минерально-сырьевого комплекса Орловской области отдельными видами местного минерального сырья. К 2015 году из 22 месторождений, разрабатываемых крупными горнодобывающими и перерабатывающими предприятиями, будут полностью отработаны 4 (18%), а к 2020 году - 5 месторождений (23% их общего количества). Особенно будут востребованы такие виды сырья, как карбонатные породы строительные, глины керамзитовые и глины тугоплавкие, пески силикатные и строительные.
8. Необходимость проведения работ по ревизии и подготовке документации на получение права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые. Учет добычи минерального сырья на территории области во многих случаях ведется без соответствующего правового обеспечения, с отклонением от регламентов недропользования. Более 60% эксплуатируемых месторождений песков и около 35% месторождений камней строительных не имеют утвержденных в установленном порядке запасов полезных ископаемых.
9. Недостаток достоверных данных, отражающих реальное современное положение дел в пользовании недрами. За прошедшие реформенные годы ситуация на отдельных объектах недропользования значительно изменилась, и они стали недоступны для отработки из-за застройки территории, появления на участках недр инженерных сооружений (ЛЭП, газопроводы, лесопосадки и другие объекты), по иным причинам. Актуальны работы по ревизионному обследованию месторождений нераспределенного фонда всех видов полезных ископаемых Орловской области.
10. Эксплуатация большинства водозаборов (скважин) с нарушением регламентов водопользования. По состоянию на 1 января 2011 года в Орловской области насчитывалось 2050 скважин, эксплуатирующих подземные воды, из которых только на 909 были оформлены лицензии на пользование недрами. Актуальной задачей для органов власти всех уровней Орловской области является организация действенной системы учета недропользователей и контроля за использованием подземных вод.
11. Существование высокой степени риска загрязнения подземных вод Орловской области. По оценкам специалистов, на территории области пробурено около 5 000 скважин на воду, из которых используются 2 700. Число заброшенных скважин на начало 2011 года достигало 30%, из них бесхозных - 25%. Данные объекты являются потенциальными источниками загрязнения подземных водоносных горизонтов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Проблема тампонирования и ликвидации заброшенных скважин стоит очень остро.
12. Наличие дефицита потребления воды в отдельных промышленно развитых районах области. На отдельных участках (например, в Орловской промышленной зоне, в районе городов Ливны и Мценска) отбор подземных вод достиг величины разведанных запасов и даже превышает их. Задача доразведки запасов пресных подземных вод и переоценки запасов подземных вод на действующих водозаборах Орловской области стоит достаточно остро. Актуальной проблемой является поиск дополнительных источников водоснабжения для города Орла.
13. Недостаточность объема режимных наблюдений, осуществляемых на водозаборах населенных пунктов, нарушение единой системы мониторинга за опасными явлениями и загрязнением геологической среды территории. Наблюдениями последних лет выявлены количественные и качественные изменения на отдельных водозаборных участках, определены объекты, где воды загрязнены и не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24 (далее также - СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода"). Не ведутся режимные наблюдения за опасными явлениями и загрязнениями геологической среды на объектах областного и локального уровня в единой территориальной мониторинговой сети Орловской области. Нарушение целостности данной системы мониторинга существенно повышает риск экологической опасности для населения.
14. Важным проблемным направлением является недооценка инвестиционного потенциала минерально-сырьевого комплекса Орловской области. Невыполнение регламентных геологоразведочных и поисково-оценочных работ, отсутствие инициативы по дальнейшему геологическому изучению территории (совместно с федеральными органами управления государственным фондом недр и потенциальными инвесторами), недооценка геолого-экономических исследований сдерживают промышленное освоение перспективных для инвестиций объектов недропользования. По данному направлению необходимо проработать следующие позиции:
1) из имеющихся нетрадиционных видов полезных ископаемых перспективными являются работы по детальной разведке Воронецкого месторождения и Тургеневской залежи Орловского месторождения железистых кварцитов, оценке промышленной значимости верхнеархейских образований Алексеевско-Воронецкой металлогенической зоны (благородные и редкоземельные металлы) и проявлений титан-циркониевых россыпей (Елецко-Ливенский титан-циркониевый район), ревизионное обследование месторождений огнеупорных глин, геолого-технологическая оценка цеолитсодержащих пород. Востребована переоценка запасов нетрадиционных полезных ископаемых на территории Орловской области в целом. Нужна активная позиция территориальных органов власти по вовлечению названных объектов в хозяйственный оборот и привлечению инвестиций;
2) перспективны для инвестиционного освоения участки недр, содержащие цементное сырье, кремнистое сырье для производства теплоизоляционных материалов, пески стекольные, известняки, используемые в цементной, сахарной промышленности и в качестве наполнителя. Необходимо проведение поисково-оценочных работ с участием инвесторов;
3) инвестиционным активом, требующим оценки, являются также месторождения торфа, пригодного для использования в качестве лечебных грязей и гуминовых препаратов, ресурсы экологически чистых природных пресных и минеральных подземных вод лечебно-столового назначения для промышленного розлива. Данные работы следует организовать с участием инвесторов;
4) из участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, перспективны для инвестиционного освоения месторождения легкоплавких глин и кирпичных суглинков, тугоплавких глин, песков строительных и известняков, мела, карбонатного сырья для производства извести, вивианитового и известкового торфа. Для вовлечения этих объектов в промышленное освоение необходима активная позиция органов управления по поиску инвесторов и проведению поисково-оценочных работ.
15. Важной проблемой для органов государственной власти Орловской области является выстраивание эффективной системы управления процессом недропользования на территории области. Данное направление характеризуется следующими проблемными аспектами:
1) в настоящее время в недостаточном объеме выполнены геолого-экономические оценки объектов нераспределенного фонда общераспространенных полезных ископаемых Орловской области, и, как результат, не сформирован перечень объектов недропользования, перспективных для инвестиций. Это сдерживает экономическое развитие муниципальных территорий, развитие налогооблагаемой базы Орловской области и организацию новых рабочих мест для населения;
2) территориальный фонд геологической информации по общераспространенным полезным ископаемым Орловской области находится в стадии формирования, отсутствуют цифровые банки данных геологической информации, картографические и графические материалы, другие пространственные данные по месторождениям и проявлениям полезных ископаемых. В таких условиях принимать эффективные управленческие решения проблематично;
3) требуют дальнейшего совершенствования имеющиеся законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования на территории Орловской области.
Перечисленные выше позиции очень важны для обеспечения эффективного управления в сфере недропользования и требуют первоочередного разрешения.
В целом проблемы минерально-сырьевого комплекса Орловской области носят многоплановый характер, затрагивают компетенцию органов федерального и регионального уровней государственного управления, органов местного самоуправления, интересы инвесторов и отраслей региональной экономики, конкретных недропользователей, что создает условия для формирования финансового обеспечения программы из разных источников. Устойчивое развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы территории не могут быть достигнуты набором мероприятий, а требуют программно-целевого подхода: взаимно увязанных последовательных действий, организации единого механизма реализации и эффективного управления этим процессом, координации действий исполнителей и финансового обеспечения с участием бюджетных и внебюджетных средств, контроля за эффективностью проводимых мероприятий и получением ожидаемых результатов.
2. Цель и задачи программы, сроки и этапы ее реализации,
целевые индикаторы и показатели
Целью долгосрочной областной целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы" является устойчивое, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы с гарантированным обеспечением потребности экономики Орловской области в минеральных и водных ресурсах.
Основными задачами программы являются:
1) воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и ресурсов подземных вод для обеспечения баланса потребление-воспроизводство, выявление участков недр, содержащих привлекательные для инвесторов необщераспространенные виды полезных ископаемых;
2) актуализация и подготовка геологической информации для поддержки управленческих решений и привлечения инвестиций;
3) организация государственного мониторинга за опасными природными явлениями и загрязнением геологической среды, контроль и охрана от загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечение экологической безопасности населения.
Сроки реализации программы - 2012-2016 годы.
В качестве целевых индикаторов реализации программы выбраны показатели, характеризующие динамику воспроизводства минерально-сырьевого потенциала и социально-экономического развития территории. Система выбранных целевых индикаторов (показателей) структурирована по задачам программы, соответствует требованиям объективности, достоверности, сопоставимости в динамике и адекватно отражает прогресс в развитии отрасли и региона в целом.
Задача 1. Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и ресурсов подземных вод для обеспечения баланса потребление-воспроизводство, выявление участков недр, содержащих привлекательные для инвесторов необщераспространенные виды полезных ископаемых.
Целевые индикаторы:
1.1. Прирост запасов минерального сырья по видам и категориям.
1.2. Прирост перспективных площадей с прогнозными ресурсами (Р1-Р3) по видам минерального сырья (подземных вод).
Базовые значения целевых индикаторов (показателей), которые используются для оценки результатов проведения геологоразведочных и поисково-оценочных работ (по состоянию на 2011 год), характеризуются нулевыми значениями, т.к. прирост запасов или участков недр с прогнозными ресурсами полезных ископаемых может наблюдаться только после выполнения мероприятий программы, а именно начиная с 2012 года.
Динамика прироста запасов (ресурсов) минерального сырья сформирована по данным экспертных оценок в принятой Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 278 "Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых", по каждому году выполнения мероприятий программы.
Задача 2. Актуализация и подготовка геологической информации для поддержки управленческих решений и привлечения инвестиций.
Выполнение данной задачи оценивается целевыми индикаторами, характеризующими результативность ревизионных работ и работ по актуализации геологической информации (переоценке запасов) для поддержки управленческих решений.
2.1. Прирост количества участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подготовленных для лицензирования.
2.2. Прирост числа участков недр с переоцененными запасами минерального сырья (подземных вод).
2.3. Поступление финансовых средств от реализации управленческих решений.
Базовые значения данных показателей на 2011 год характеризуются нулевыми значениями, т.к. прирост месторождений с актуализированной геологической информацией и прирост участков недр, подготовленных для лицензирования, может наблюдаться только по ходу выполнения мероприятий программы, а именно начиная с 2012 года.
Динамика данных целевых индикаторов представлена на основании экспертных оценок по каждому году выполнения мероприятий программы.
Мероприятия по актуализации геологической информации для поддержки управленческих решений позволят получить прямой экономический эффект за счет поступления разовых платежей за пользование недрами при проведении аукционов на получение права пользования участками недр. Данный целевой индикатор легко контролируется органами исполнительной государственной власти Орловской области и может быть получен ежегодно из отчетных документов.
Управленческие решения органов власти в соответствии с мероприятиями долгосрочной областной целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы" позволят обеспечить устойчивую работу всего минерально-сырьевого комплекса территории и стабильное поступление налога на добычу полезных ископаемых (далее также - НДПИ). Базовое значение данного индикатора в 2011 году, определенное как среднее по ежегодным поступлениям НДПИ за период 2007-2009 годов, составляет 7,44 млн рублей. Динамика ежегодного значения данного целевого индикатора в течение 2012-2016 годов прогнозируется постоянной и соответствует базовой. Поступающие налоги представляют ежегодные возвратные суммы в бюджет Орловской области и выбраны в качестве целевого индикатора оценки управленческих решений по мероприятиям программы.
Задача 3. Организация государственного мониторинга за опасными природными явлениями и загрязнением геологической среды, контроль и охрана от загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечение экологической безопасности населения.
Решение данной задачи контролируется следующими целевыми индикаторами:
3.1. Снижение риска в прогнозах развития локальных чрезвычайных ситуаций (далее также - ЛЧС) и стихийных бедствий, связанных с опасными природными явлениями.
3.2. Число ликвидированных источников загрязнений в эксплуатируемых горизонтах питьевого водоснабжения.
3.3. Площадь земельных участков, на которых могут быть выполнены мероприятия по рекультивации.
Базовые значения риска в прогнозировании локальных чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на объектах недропользования и водозаборных сооружениях Орловской области в 2011 году характеризуются значением 50%. Данная величина показателя обоснована тем, что сеть государственного мониторинга за опасными природными явлениями и загрязнениями на водозаборных сооружениях уже развернута на 50% территории, т.е. на объектах, которые находятся в федеральном ведении. На 50% территории (объектах регионального ведения) предусмотрено развернуть региональную сеть мониторинга и тем самым обеспечить снижение риска и контроль за развитием ЛЧС на всей территории области. Снижение риска прямо пропорционально величине площади, охваченной наблюдениями. Поэтому по степени покрытия территории наблюдения можно контролировать выполнение мероприятий программы и определять снижение риска развития ЛЧС и стихийных бедствий, связанных с опасными природными явлениями.
Динамика данных целевых индикаторов в течение 2012-2016 годов прогнозируется на основании экспертных оценок по каждому году выполнения программы исходя из опыта, когда доля снижения риска в прогнозных моделях будет изменяться по мере развертывания мониторинговой сети и накопления данных наблюдений.
Базовое значение показателя наличия бесхозных и заброшенных водозаборных скважин, являющихся потенциальными источниками загрязнения горизонтов питьевого водоснабжения, в 2011 году согласно данным предварительного обследования составляет 515 скважин, или 22,4% от общего их количества. Динамика ликвидации источников загрязнений (тампонирования бесхозных скважин) определена в убывающем порядке исходя из условия, что большая часть источников загрязнения водоносных горизонтов (60%) будет ликвидирована в течение первых 2 лет, а остальные 40% - в течение последующих 3 лет.
Контроль за выполнением мероприятий может быть осуществлен по площади территории, охваченной сетью мониторинга. Сбор и получение информации о целевых индикаторах выполняется на основе отчетной документации, которая ежегодно представляется в отдел недропользования Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области согласно уже существующей системе отчетности (ежегодная статистическая отчетность, геологические отчеты недропользователей, протоколы заседания экспертной комиссии по запасам полезных ископаемых Орловской области, справки Росстата, финансовых и налоговых органов о поступающих платежах).
Целевые индикаторы и показатели результативности программы представлены в приложении 1 к настоящей программе.
3. Система программных мероприятий, индикаторы оценки
результатов реализации основных мероприятий программы
Достижение поставленной цели представляется возможным после проведения системы программных мероприятий, направленных на решение задач по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов и ресурсов подземных вод для обеспечения баланса потребление-воспроизводство, выявлению участков недр, содержащих привлекательные для инвесторов необщераспространенные виды полезных ископаемых; актуализации и подготовке геологической информации для поддержки управленческих решений и привлечения инвестиций; организации государственного мониторинга за опасными природными явлениями и загрязнением геологической среды, контролю и охране от загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению экологической безопасности населения.
Для своевременного и качественного решения этих задач предусматривается:
оценка эффективности выполнения работ по целевым индикаторам ожидаемых результатов с ежегодной корректировкой организации выполнения программных мероприятий;
ежегодное планирование организационно-технологических регламентов и разработка финансового плана на всех уровнях реализации программы;
обеспечение координации действий исполнителей программы.
Перечень основных мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы" приведен в приложении 5 к настоящей программе.
Основными конечными результатами реализации программных мероприятий являются:
1. Создание поисково-разведочного задела в секторе недропользования Орловской области, повышение обеспеченности экономики области минеральным сырьем, обеспечение прироста запасов и прогнозных ресурсов более 10 видов полезных ископаемых (включая подземные воды) на 199 объектах в 24 районах области.
2. Создание в Орловской области эффективного механизма управления процессом недропользования и привлечения инвестиций на территорию.
3. Обеспечение рационального природопользования, возможности развития муниципальных образований и экологической безопасности населения области.
Постановлением Правительства Орловской области от 26 ноября 2012 г. N 435 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем финансирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы" оценивается в 221 489,8 тыс. рублей, структура финансирования приведена в приложении 2 к настоящей программе.
Распределение средств по источникам финансирования и срокам выполнения работ программы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования программных мероприятий
(2012-2016 годы)
Источник финансирования |
Объем финансирования работ, тыс. рублей |
|||||
всего по программе |
в том числе по годам: |
|||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Всего по программе |
221 489,8 |
18 804,3 |
40 505,9 |
39 558,8 |
59 797,8 |
62 823,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
23 440 |
2 248 |
2 248 |
3 698 |
5 948 |
9 298 |
областной бюджет |
21 524,8 |
2 806,3 |
2 957,9 |
3 110,8 |
5 899,8 |
6 750,0 |
внебюджетные средства |
176 525 |
13 750 |
35 300 |
32 750 |
47 950 |
46 775 |
Анализ и сопоставление источников средств федерального и областного бюджетов, а также внебюджетных средств инвесторов показывают, что доля федеральных средств составляет 10,6%, областных - 9,7%, внебюджетных - 79,7%. Примерно такая же структура объема финансирования программных мероприятий наблюдается в других регионах Центрального федерального округа (Ярославская, Московская, Калужская, Воронежская области). Это еще раз подтверждает приоритет минерально-сырьевого сектора как сектора экономики, привлекательного для инвестиций.
В ходе реализации мероприятий программы будут созданы условия для стимулирования деловой активности предприятий и направления собственных средств на проведение геологического изучения недр, включая разведку и ревизию резервных месторождений. Внебюджетные средства инвесторов должны составить основной источник финансирования мероприятий программы, т.е. свыше 75% общих расходов.
Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета в составе федеральных программ на соответствующий год.
Объем финансирования мероприятий программы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Выделение ассигнований главному распорядителю средств областного бюджета для финансирования мероприятий программы будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части областного бюджета, установленным бюджетным законодательством Орловской области. Структура финансирования программы по бюджетополучателям средств областного бюджета представлена в приложении 3 к настоящей программе.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет внебюджетных источников носят прогнозный характер и будут уточняться при заключении инвестирующими организациями договоров с непосредственными исполнителями работ.
Финансово-экономическое обоснование расходов долгосрочной областной целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы" приведено в приложении 4 к настоящей программе. Стоимость отдельных программных мероприятий оценена по укрупненным показателям на основе аналогов. Окончательная оценка стоимости каждого мероприятия программы осуществляется на основе проектно-сметной документации и положительного заключения независимой геологической экспертизы, выполняемой специализированными организациями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: федеральным государственным унитарным предприятием по экспертизе проектов и результатов геологоразведочных работ (ФГУП "Геолэкспертиза"), федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования" (ФГУП ВИЭМС) и другими.
По структуре мероприятия программы могут быть разделены по 3 ключевым направлениям:
мероприятия, направленные на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
мероприятия по актуализации и подготовке геологической информации для поддержки управленческих решений;
мероприятия мониторинга геологической среды и охраны недр.
Объемы и структура расходов на реализацию программных мероприятий по ключевым направлениям приведены в таблице 2.
Таблица 2
Объемы и структура финансирования программных мероприятий
(2012-2016 годы)
Направление расходов |
Объем финансирования работ, тыс. рублей |
|||||
всего по программе |
в том числе по годам: |
|||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Всего по программе |
221 489,8 |
18 804,3 |
40 505,9 |
39 558,8 |
59 797,8 |
62 823,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
воспроизводство минерально-сырьевой базы |
182 600,0 |
12 750,0 |
33 300,0 |
32 500,0 |
50 600,0 |
53 450,0 |
актуализация и подготовка геологической информации для поддержки управленческих решений |
16 149,8 |
1 506,3 |
2 782,9 |
2 635,8 |
4 774,8 |
4 450,0 |
мониторинг геологической среды и охрана недр |
22 740,0 |
4 548,0 |
4 423,0 |
4 423,0 |
4 423,0 |
4 923,0 |
Примерно 82,4% от предусмотренных на реализацию мероприятий программы средств будут направлены на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы; 7,3% - на актуализацию и подготовку геологической информации для поддержки управленческих решений; 10,3% - на поддержку системы мониторинга геологической среды и охраны недр для обеспечения экологической безопасности населения Орловской области.
Таким образом, согласно проведенным оценкам, финансовые средства, которые должны быть привлечены на выполнение долгосрочной областной целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы" из бюджета Орловской области, могут быть восполнены за счет платежей сектора недропользования в полном объеме, как это имеет место в других сопредельных регионах Центрального федерального округа. Например, в Калужской области ежегодные расходы на развитие минерально-сырьевой базы составляют 14-16 млн рублей, в Липецкой и Воронежской - более 18.
5. Механизм реализации программы, управление
реализацией и мониторинг программы
Механизм реализации программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области недропользования и охраны окружающей среды с учетом интересов муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Государственным заказчиком программы является Правительство Орловской области, функциями которого является финансирование и реализация программы, контроль за ходом ее разработки и реализации.
Организация реализации программы возлагается на Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (далее также - Орелоблэконадзор), начальник которого является руководителем программы, наделенным обязанностями и полномочиями для оперативного управления и организации выполнения мероприятий программы на всех этапах ее разработки, утверждения и реализации.
Руководитель программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, своевременность и достоверность представляемой отчетной документации.
Ответственным исполнителем программы является начальник отдела недропользования Орелоблэконадзора, осуществляющий организационно-техническое и финансово-экономическое обеспечение выполнения мероприятий программы. Ответственный исполнитель участвует в подготовке государственных контрактов (договоров) на выполнение программных мероприятий, отчетных материалов по вопросам реализации мероприятий программы, а также несет ответственность перед руководителем программы за использование финансовых средств, выделенных на ее реализацию.
Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения по мероприятиям, финансирование которых предполагается из средств федерального бюджета, будут осуществляться территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По мероприятиям программы, финансируемым из средств областного бюджета и внебюджетных источников, оперативное руководство осуществляется Орелоблэконадзором путем организации и проведения аукционов (конкурсов), выдачи лицензий, заключения государственных контрактов, согласования геологических заданий на проведение работ. Контроль и проверка выполнения работ осуществляется руководителем программы.
По окончании работ отчетные геологические материалы в установленном порядке представляются на государственную экспертизу федерального или регионального уровня.
Отбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых за счет федеральных и областных финансовых средств, будет осуществляться из числа специализированных научно-исследовательских, геологических и гидрогеологических организаций на состязательной основе (конкурсно-аукционная система).
Порядок и условия проведения конкурсов (аукционов) определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Основные критерии для выявления победителей при проведении конкурсов или аукционов на право заключения государственных контрактов (договоров) на выполнение работ для государственных нужд определяются в соответствии с действующим законодательством.
При выборе исполнителей на состязательной основе приоритеты при прочих равных условиях будут отдаваться местным специализированным организациям, имеющим опыт работы на территории Орловской области.
Для привлечения внебюджетных источников финансирования мероприятий программы предусматривается использование рыночных механизмов при выдаче лицензий на пользование недрами посредством проведения аукционов (конкурсов) в соответствии с требованиями статьи 13.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
Руководитель программы представляет в Департамент экономики Орловской области отчетные документы о ходе выполнения программы, а также подает в Департамент финансов Орловской области бюджетные заявки на финансирование мероприятий программы за счет средств областного бюджета на очередные годы в порядке и сроки, определенные постановлением Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами".
Государственный контроль за выполнением работ по геологическому изучению, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр".
6. Оценка экономической, социальной и
экологической эффективности программы
Эффективность реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы" оценивается по степени достижения результатов, установленных целевыми индикаторами и показателями, характеризующими динамику воспроизводства минерально-сырьевого потенциала и социально-экономического развития Орловской области.
Задача 1. Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и ресурсов подземных вод для обеспечения баланса потребление-воспроизводство, выявление участков недр, содержащих привлекательные для инвесторов необщераспространенные виды полезных ископаемых.
Экономический эффект от выполнения мероприятий, направленных на решение задачи 1, выражается в приросте стоимости подготовленных к освоению и оцененных минерально-сырьевых запасов территории. Ожидается обеспечение прироста запасов и прогнозных ресурсов по следующим видам минерального сырья:
1) железные руды, объем - 3 071 млн.т, или 790,5 млн.т железорудного концентрата. Общая стоимость разведанных запасов - 1 027 650 млн. рублей;
2) титан-циркониевые россыпи с выходом концентрата 400 тыс. т общей стоимостью разведанных запасов 7 200 млн. рублей;
3) цементное сырье категорий (А+В+С1) с запасами известняка 68 млн.т и глин 14 млн.т общей стоимостью 14 973,6 млн. рублей; а также категории С2 с запасами известняка 80 млн.т и глин 20 млн.т общей стоимостью 14 534,4 млн. рублей;
4) тугоплавкие глины, категория С2, 10 млн.т общей стоимостью разведанных запасов 1 472 млн. рублей;
5) кирпичные суглинки, категория С2, 25 млн.м3 общей стоимостью разведанных запасов 3 910 млн. рублей;
6) стекольные пески, категория С2, 20 млн.т общей стоимостью разведанных запасов 7 600 млн. рублей;
7) пески строительные, категория С2, 20 млн.м3 общей стоимостью разведанных запасов 3 116 млн. рублей;
8) строительные известняки, категории: С2 - 20 млн.м3; Р1 - 100 млн.м3, общей стоимостью разведанных запасов 11 580,8 млн. рублей;
9) мел для производства наполнителей, категория С2, 5 млн.т общей стоимостью разведанных запасов 2 699,2 млн. рублей;
10) карбонатное сырье для производства извести, категория С2, 5 млн.т общей стоимостью разведанных запасов 752 млн. рублей;
11) вивианитовый и известковистый торфа, категория С2, 5 млн.т общей стоимостью разведанных запасов 960 млн. рублей;
12) кремнистое сырье, категория С2, 0,5 млн.т общей стоимостью разведанных запасов 76 млн. рублей.
Затраты на реализацию программы предусматриваются в объеме 230 965 тыс. рублей. Общая стоимость прироста запасов всех отмеченных выше полезных ископаемых от реализации программы оценивается в 60 892 млн рублей (без учета стоимости запасов железных руд и титан-циркониевого концентрата). Таким образом, конечным результатом реализации программных мероприятий, предусмотренных для решения задачи 1, будет увеличение к 2016 году экономических активов Орловской области на указанную сумму. Ожидаемая экономическая эффективность выполнения геологоразведочных и поисково-оценочных работ характеризуется показателем стоимости прироста запасов минерального сырья территории к затратам, то есть 263,6 рубля на 1 рубль затрат (таблица 3). Кроме того, будет увеличен поисково-разведочный задел территориального фонда минерально-сырьевых ресурсов Орловской области и выявлены перспективные площади с прогнозными ресурсами необщераспространенных полезных ископаемых, привлекательные для инвесторов. Поисково-оценочными мероприятиями программы предусмотрено выявить 27 таких участков недр.
Задача 2. Актуализация и подготовка геологической информации для поддержки управленческих решений и привлечения инвестиций.
Результирующие показатели выполнения ревизионных исследований и работ по актуализации геологической информации (переоценке запасов минерального сырья) за период 2012-2016 годов составят:
прирост количества подготовленных для лицензирования участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, - 8;
прирост числа месторождений с переоцененными запасами минерально-сырьевых ресурсов - 177.
Кроме того, мероприятия по актуализации геологической информации для поддержки управленческих решений позволят получить прямой экономический эффект за счет поступления разовых платежей за пользование недрами при проведении аукционов на получение права пользования участками недр. Так, в 2010 году в доход бюджета Орловской области поступление данного вида платежей составило 4,7 млн. рублей. С учетом коэффициента редукции 0,4, который применяется из-за понижения нормативных ставок в расчете стартовых размеров разовых платежей, средний объем поступлений по данной приходной статье, или целевой индикатор, составит 2,0 млн. рублей в год.
Управленческие решения органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченных в сфере недропользования, в соответствии с мероприятиями программы позволят обеспечить устойчивую работу всего минерально-сырьевого комплекса территории и стабильное поступление налога на добычу полезных ископаемых в течение всего периода реализации программы в объеме не менее 37,2 млн. рублей.
Социально-экономическим эффектом от создания эффективного механизма управления недропользованием в Орловской области является:
организация учета и оценки участков недр (более 156 объектов) и недропользователей;
планирование и активное вовлечение ресурсов недр в хозяйственное использование, привлечение дополнительных инвестиций на территорию (порядка 50-100 млн.рублей в год), организация 1-1,5 тысяч новых рабочих мест.
Таблица 3
Расчет стоимости прироста запасов полезных ископаемых
в результате осуществления программных мероприятий
Продукция |
Единицы измерения |
Запасы |
К извл |
Цена 1 т (м3), рублей |
Стоимость (всего), млнрублей |
Железные руды (концентрат)* |
млн.т |
790,5 |
1 |
1 300 |
1 027 650,0 |
Титан-циркониевый концентрат |
млн.т |
0,4 |
1 |
18 000 |
7 200,0 |
Суглинки кирпичные (С2) |
млн.м3 |
25 |
0,92 |
170 |
3 128,0 |
Цементное сырье: (А+В+С1): известняки |
млн.м |
68 |
0,94 |
200 |
12 784,0 |
глины |
млн.м3 |
14 |
0,92 |
170 |
2 189,6 |
С2: известняки |
млн.м3 |
80 |
0,94 |
200 |
12 032,0 |
глины |
млн.м3 |
20 |
0,92 |
170 |
2 502,4 |
Пески строительные (С2) |
млн.м3 |
20 |
0,95 |
205 |
3 116,0 |
Известняки строительные: С2 |
млн.м3 |
20 |
0,94 |
220 |
3 308,8 |
Р1 |
млн.м3 |
100 |
0,94 |
220 |
8 272,0 |
Мел (С2) |
млн.т |
5 |
0,964 |
700 |
2 699,2 |
Торф вивианитовый и известняковый (C2) |
млн.т |
5 |
0,8 |
300 |
960,0 |
Тугоплавкие глины (С2) |
млн.м3 |
10 |
0,92 |
200 |
1 472,0 |
Стекольные пески (С2) |
млн.т |
20 |
0,95 |
500 |
7 600,0 |
Кремнистое сырье (С2) |
млн.т |
0,5 |
0,95 |
200 |
76,0 |
Карбонатное сырье на известь (С2) |
млн.м3 |
5 |
0,94 |
200 |
752,0 |
Общий прирост стоимости запасов (без стоимости прироста запасов железной руды и титан-циркониевого концентрата) |
60 892,0 |
||||
Затраты по программе |
231,0 |
||||
Полученный эффект: прирост стоимости запасов на 1 рубль затрат |
263,6 |
Примечания:
К извл определен на основе потерь П (%) по аналогам: К извл=(1 - П/100).
Прирост запасов (ресурсов) разных категорий откорректирован по формуле: (А+В+С1):С2:Р1=1:0,8:0,5.
* Объем запасов железных руд - 3 071 млн.т (К перевода: 3,885 т руды=1 т концентрата);
3071:3,885=790,476 млн.т (по аналогу - обогатительной фабрике Стойленского ГОКа).
Задача 3. Организация государственного мониторинга за опасными природными явлениями и загрязнением геологической среды, контроль и охрана от загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечение экологической безопасности населения.
В ходе реализации программных мероприятий, направленных на решение данной задачи, на 50% территории области (объектах регионального ведения) предусмотрено развернуть региональную сеть мониторинга и тем самым обеспечить снижение риска и контроль за развитием ЛЧС на всей территории области. Снижение риска развития ЛЧС и стихийных бедствий, связанных с опасными природными явлениями, прямо пропорционально величине площади, охваченной наблюдениями, которая к 2016 году составит 100%. Важными положительными результатами выполнения мероприятий по мониторингу и охране геологической среды (недр) являются выявление и мониторинг опасных природных явлений и загрязнения геологической среды, выявление и ликвидация источников загрязнений подземных вод (около 700), организация режимных наблюдений на водозаборах населенных пунктов (169).
Положительным эколого-экономическим эффектом программы является подготовка к рекультивации и возвращению в хозяйственное использование ранее нарушенных земель общей площадью 718 га.
Социально-экологический эффект от реализации мероприятий, направленных на реализацию задачи 3, заключается в обеспечении экологической безопасности и снижении риска заболеваний населения Орловской области общей численностью более 826,6 тысяч человек.
В целом, экологическая эффективность мероприятий программы выражается в снижении уровня загрязнения геологической среды (недр), предотвращении вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности и, как следствие, снижении риска заболеваний населения.
Социальный аспект результатов реализации программных мероприятий выражается в создании новых рабочих мест на предприятиях, организованных на базе разведанных месторождений или использующих минеральное сырье за счет расширения производства, что окажет позитивное влияние на условия проживания населения как в отдельных районах, так и в области в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.