Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 23 августа 2011 г. N 282
Долгосрочная областная целевая программа
"Кадры учреждений здравоохранения Орловской области
на 2012-2015 годы"
10 апреля, 7 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Орловской области от 7 декабря 2012 г. N 455 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы
"Кадры учреждений здравоохранения Орловской области
на 2012 - 2015 годы"
Наименование программы |
"Кадры учреждений здравоохранения Орловской области на 2012 - 2015 годы" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Орловской области от 24 марта 2005 года N 504-ОЗ "О здравоохранении в Орловской области; поручение Губернатора Орловской области А.П. Козлова от 19 мая 2011 года N 457-10-к |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области |
Руководитель Программы |
руководитель Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы |
начальник управления здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области |
Цель и задачи Программы |
Целью Программы является повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению в лечебно-профилактических учреждениях Орловской области. Задачами Программы являются: 1) обеспечение учреждений здравоохранения области подготовленными специалистами; 2) подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников; 3) повышение социальной защищенности медицинских и фармацевтических работников |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
показатель коэффициента совместительства и укомплектованность медицинскими кадрами; показатель удовлетворения потребности в дополнительной профессиональной подготовке; показатель увеличения заработной платы |
Объем и источники финансирования Программы |
Общая потребность в финансовых средствах -124 330,0 тыс. руб. из областного бюджета, из них: 2012 год - 25 328, 0 тыс. рублей; 2013 год - 41 892,0 тыс. рублей; 2014 год-29 191,0 тыс. рублей; 2015 год-27 919,0 тыс. рублей |
В том числе по направлениям затрат |
Капитальные вложения - 0; НИОКР - 0; прочие нужды - 124 330,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
повышение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой жителям Орловской области; увеличение обеспеченности специалистами с высшим медицинским образованием учреждений здравоохранения с низкой укомплектованностью врачебными кадрами; снижение среднего показателя коэффициента совместительства в лечебно-профилактических учреждениях области до 1,3 |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Кадровое обеспечение учреждений здравоохранения является одним из важнейших вопросов в развитии здравоохранения Орловской области, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их профессиональной подготовленности становится невозможной эффективное функционирование лечебных учреждений.
Отсутствие государственной системы распределения выпускников государственных образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования, финансируемых из средств федерального бюджета, несовершенство системы социальных гарантий, низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья и другие проблемы приводит к оттоку квалифицированных врачебных кадров в другие сферы деятельности, усугубляет ситуацию, связанную с обеспечением учреждений здравоохранения муниципальных образований области врачами-специалистами, и не позволяет продуктивно управлять кадровыми процессами.
По состоянию на 1 января 2011 года, в учреждениях здравоохранения (областных и муниципальных) работает 2699 врачей-специалистов и 7843 специалиста со средним медицинским образованием. Из них в муниципальных учреждениях - 1808 врачей-специалистов (67% от общей численности врачей) и 5517 (70,3% от общей численности) специалистов со средним медицинским образованием.
При этом численность врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием в муниципальных учреждениях здравоохранения за последние 7 лет сократилась на 137 и 519 человек соответственно.
Обеспеченность врачами-специалистами в расчете на 10 тыс. человек, по состоянию на 1 января 2011 года, в целом по области составляет 34,4 человека (Российская Федерация - 44,1), специалистами со средним медицинским образованием - 9,8 человек (Российская Федерация - 104,7). Обеспеченность врачами-специалистами в муниципальных учреждениях здравоохранения составляет 30 человек на 10 тыс. населения, специалистами со средним медицинским образованием - 71,4 человека.
Укомплектованность врачебными кадрами (физическими лицами) учреждений здравоохранения муниципальных образований области составляет 59,6% (89%) от областного показателя (57,0%).
В 11 районах области укомплектованность врачебными кадрами учреждений здравоохранения ниже среднего областного показателя (57,0%) и составляет:
в Глазуновском районе - 52,4%;
Знаменском районе - 54,1%;
Колпнянском районе - 44,2%;
Кромском районе - 52,7%;
Краснозоренском районе - 47,4%;
Корсаковском районе - 40,0%;
Мценском районе - 50,5%;
Новосильском районе - 46,5%;
Сосковском районе - 39,6%;
Троснянском районе - 54,5%;
Шаблыкинском районе - 54,9%.
Укомплектованность учреждений здравоохранения районов области врачами-терапевтами участковыми составила 72,9% (по области - 85,1%), врачами-педиатрами участковыми - 82,8% (по области - 83,5%).
Коэффициент совместительства (соотношение занятых должностей и физических лиц) на 1 января 2011 года в целом по области составляет: врачи-специалисты - 1,6, в том числе в муниципальных учреждениях здравоохранения -1,5; специалисты со средним медицинским образованием - 1,3, в том числе в районных учреждениях - 1,1.
За последние годы отмечается увеличение коэффициента совместительства среди врачей-специалистов.
Важным этапом в совершенствовании профессионального уровня является аттестация работников здравоохранения на квалификационную категорию. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания лечебно-профилактической помощи населению. Учитывая, что получение лицензии на новые виды медицинской деятельности влечет за собой необходимость профессиональной переподготовки по новой специальности медицинского работника, а также необходимость срочного обучения специалиста при выбытии работника, повышение профессионального уровня работников здравоохранения, их специализация является залогом стабильной работы учреждения здравоохранения.
В Орловской области наметилась тенденция в сторону уменьшения общей численности аттестованных врачей - специалистов в районных учреждениях здравоохранения, в том числе и в структуре квалификационных категорий, что объясняется общей численностью убывших из данных учреждений врачей. В структуре вакансий врачебных должностей в районных учреждениях здравоохранения от общей численности вакансий преобладают:
врачи-педиатры (6,7%);
врачи-анестезиологи-реаниматологи (6,5%);
врачи клинической лабораторной диагностики (6,1%);
врачи- стоматологи (5%);
врачи-терапевты участковые (4,4%);
врачи функциональной диагностики (4%);
врачи-рентгенологи (3,8%);
врачи-терапевты (3,5%);
врачи-хирурги (3,5%);
врачи- педиатры участковые (3%);
врачи-неврологи (3%);
врачи-оториноларингологи (3%);
врачи-офтальмологи (2,7%).
Остается актуальной проблема нехватки врачей узких специальностей в районных лечебно-профилактических учреждениях: фтизиатров, неврологов, офтальмологов, оториноларингологов, психиатров, психиатров-наркологов.
Одной из острых проблем последних лет является низкая укомплектованность врачами-специалистами первичного звена амбулаторно-поликлинических учреждений. Стратегия реформирования здравоохранения на современном этапе направлена на усиление роли первичной медико-санитарной помощи. За 5 лет реализации национального проекта "Здоровье" удалось лишь частично изменить данную ситуацию в части укомплектования участковой службы врачами (таблица).
Таблица
Сравнительный анализ укомплектованности участковой службы
Категория специалистов |
2006 год |
|
2007 год |
|
2008 год |
|
2009 год |
|
2010 год |
|
Врачи участковой службы |
Физические лица |
% |
Физические лица |
% |
Физические лица |
% |
Физические лица |
% |
Физические лица |
% |
Врачи-терапевты участковые (% от численности врачей- терапевтов) |
197 |
63,3 |
244 |
73,0 |
250 |
72,0 |
247 |
71 |
249 |
69,9 |
Врачи- педиатры участковые (% от общей численности врачей -педиатров) |
123 |
57,5 |
147 |
70,7 |
141 |
70,1 |
130 |
69,9 |
130 |
69,5 |
Общая численность врачей-терапевтов возросла с 350 (2003 год) до 363 (2010 год), в том числе врачей-терапевтов участковых - с 162 (2003 год) или 46,3% от общей численности врачей-терапевтов до 249 (2010 год) или 68% от общей численности врачей-терапевтов.
Общая численность врачей-педиатров уменьшилась с 259 (2003 год) до 243 (2010 год), а численность врачей-педиатров участковых увеличилась с 111 или 42,9% от общей численности врачей-педиатров до 127 или 51,4% от общей численности врачей-педиатров.
Сложная ситуация складывается в службе скорой медицинской помощи ввиду обеспеченности ее врачебным составом лишь на 37,1%, медицинским сестрами и фельдшерами - на 77,2%, из них специалисты в возрасте до 40 лет составляют лишь 20%.
В регионе ощущается острый дефицит анестезиологов, патологоанатомов, врачей-лаборантов, в последние годы приток в практическое здравоохранение области специалистов этих категорий ничтожен. В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" не предусмотрено целенаправленной дополнительной оплаты труда этих специалистов.
Современная подготовка кадров позволяет избежать неоправданных финансовых потерь, повысить эффективность и качество медицинской помощи населению области.
Учитывая актуальность кадровой проблемы в отрасли, необходимо принятие решения о подготовке врачебных кадров для здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней программно-целевым методом.
Выполнение мероприятий настоящей Программы будет способствовать рациональному использованию кадров, закреплению выпускников в учреждениях здравоохранения, их будущему трудоустройству, повышению эффективности и качества оказания медицинской помощи населению области, снижению текучести врачебных кадров в учреждениях здравоохранения сельской местности, повышению уровня их профессиональных знаний.
II. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели,
сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению в лечебно-профилактических учреждениях Орловской области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1) обеспечение учреждений здравоохранения области подготовленными специалистами;
Постановлением Правительства Орловской области от 7 декабря 2012 г. N 455 пункт 2 раздела II настоящего приложения изложен в новой редакции
2) подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников;
3) повышение социальной защищенности медицинских и фармацевтических работников.
Программа будет реализовываться в один этап 2012 - 2015 годах.
Для оценки эффективности реализации Программы предлагается использовать целевые индикаторы и показатели результативности, представленные в приложении 1 к Программе.
Предложенные программные показатели и индикаторы сложились на основании отчетов, подготовленных в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".
В целях получения информации планируется использовать формы статистической отчетности и мониторинговых исследований по определенным направлениям развития системы здравоохранения.
Постановлением Правительства Орловской области от 7 декабря 2012 г. N 455 раздел III настоящего приложения изложен в новой редакции
III. Система программных мероприятий
Для реализации Программы необходимо выполнить следующие задачи и мероприятия.
Задача 1. Обеспечение учреждений здравоохранения области подготовленными специалистами.
Мероприятие:
1.1. Установление доплаты к стипендиям студентов V-VI курсов, заключивших договоры на целевую подготовку с учреждениями здравоохранения Орловской области.
Данное мероприятие предусматривает увеличение обеспеченности специалистами с высшим медицинским образованием учреждений здравоохранения Орловской области с низкой укомплектованностью врачебными кадрами, снижение среднего показателя коэффициента совместительств в учреждениях здравоохранения области до 1,3.
Задача 2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников.
Мероприятие:
2.1. Подготовка специалистов для учреждений здравоохранения Орловской области по наиболее востребованным специальностям в клинической интернатуре (ординатуре), переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников.
Данное мероприятие предусматривает увеличение количества медицинских работников, прошедших переподготовку, повышение квалификации, повышение доступности и качества медицинской помощи жителям Орловской области и возможность подготовки за счет средств областного бюджета специалистов с высшим медицинским образованием в клинической интернатуре (ординатуре).
Задача 3. Повышение социальной защищенности медицинских и фармацевтических работников.
Мероприятия:
3.1. Установление надбавки стимулирующего характера в размере 12% от должностного оклада по новой системе оплаты труда врачам-эндоскопистам, врачам-патологоанатомам, врачам клинической лабораторной диагностики, врачам-рентгенологам, врачам-анестезиологам-реаниматологам, врачам-неонатологам, врачам-генетикам, врачам-бактериологам в учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе специализированную, медицинскую помощь.
3.2. Установление надбавки стимулирующего характера к должностному окладу врачам-педиатрам дошкольно-школьных отделений учреждений здравоохранения Орловской области.
3.3. Приобретение служебного жилья для высококвалифицированных врачей-специалистов по наиболее востребованным специальностям в учреждениях здравоохранения Орловской области.
3.4. Осуществление единовременной выплаты специалистам, трудоустроившимся в сельской местности, в центральных районных больницах, расположенных в городах, поселках городского типа и обслуживающих сельское население.
3.5. Возмещение расходов за найм жилого помещения молодым специалистам, трудоустроившимся в сельской местности, в центральных районных больницах, расположенных в городах, поселках городского типа и обслуживающих сельское население.
3.6. Установление выплаты стимулирующего характера в размере 50 000 рублей ежемесячно с 1 марта 2012 года по 28 февраля 2015 года врачу-специалисту БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница", оказывающему новорожденным эндоскопические хирургические пособия в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.
Реализация данных мероприятий позволит сформировать дополнительные механизмы по закреплению кадров в лечебно-профилактических учреждениях, развить договорные отношения между работодателем и выпускниками государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, повысить профессиональный уровень медицинских специалистов, социальную защищенность медицинских работников.
Система мероприятий Программы представлена в приложении 4 к Программе.
Постановлением Правительства Орловской области от 7 декабря 2012 г. N 455 раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета Орловской области. Объем финансирования Программы на 2012-2015 годы составляет 124 330, 0 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Программы. Финансирование мероприятий Программы ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Объем финансирования Программы на 2012-2015 годы составляет 124 330,0 тыс. рублей, в том числе:
1) установление доплаты к стипендиям студентов V-VI курсов, заключивших договоры на целевую подготовку с учреждениями здравоохранения области, - 5 967,8 тыс. рублей (всего);
2) подготовка специалистов для учреждений здравоохранения Орловской области по наиболее востребованным специальностям в клинической интернатуре (ординатуре), переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников - 55 504,7 тыс. рублей (всего);
3) установление надбавки стимулирующего характера в размере 12% от должностного оклада по новой системе оплаты труда врачам-эндоскопистам, врачам-патологоанатомам, врачам клинической лабораторной диагностики, врачам-рентгенологам, врачам-анестезиологам-реаниматологам, врачам-неонатологам, врачам-генетикам, врачам-бактериологам в учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь, - 17 490,0 тыс. рублей (всего);
4) установление надбавки стимулирующего характера к должностному окладу врачам-педиатрам дошкольно-школьных отделений учреждений здравоохранения Орловской области - 1 875,0 тыс. рублей (всего);
5) приобретение служебного жилья для высококвалифицированных врачей-специалистов по наиболее востребованным специальностям в учреждениях здравоохранения Орловской области - 28 208,9 тыс. рублей (всего);
6) осуществление единовременной выплаты специалистам, трудоустроившимся в сельской местности, - 8 500,0 тыс. рублей (всего);
7) возмещение расходов за найм жилого помещения молодым специалистам, трудоустроившимся в сельской местности, - 4 440,0 тыс. рублей (всего);
8) установление выплаты стимулирующего характера в размере 50 000 рублей ежемесячно с 1 марта 2012 года по 28 февраля 2015 года врачу-специалисту БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница", оказывающему новорожденным эндоскопические хирургические пособия в рамках высокотехнологичной медицинской помощи, - 2 343,6 тыс. рублей (всего).
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, направление расходов - прочие нужды. Расходы на капитальные вложения и НИОКР не предусматриваются.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы из областного бюджета:
общий объем финансирования Программы на 2012-2015 годы составляет 124 330,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 - 25 328,0 тыс. рублей;
2013 - 41 892,0 тыс. рублей;
2014 - 29 191,0 тыс. рублей;
2015 - 27 919,0 тыс. рублей.
Структура финансирования Программы представлена в приложении 2 к Программе. Структура финансирования Программы по бюджетополучателю представлена в приложении 5 к Программе.
Финансово-экономическое обоснование расходов Программы представлено в приложении 3 к Программе.
Бюджетополучателем является Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области. Финансовые средства будут направлены в лечебно-профилактические учреждения области.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляют Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области, контрольное управление Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, Контрольно-счетная палата Орловской области.
V. Механизм реализации и мониторинг Программы
Руководителем Программы является руководитель Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области.
Ответственным исполнителем Программы является начальник управления здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области.
Разработчиком Программы является управление здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области.
Участниками реализации Программы являются Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области, лечебно-профилактические учреждения области, образовательные учреждения области.
Руководитель Программы осуществляет взаимодействие с участниками Программы по вопросам реализации ее мероприятий.
Руководитель Программы ежегодно отчитывается перед заказчиком Программы о ходе ее исполнения, соблюдении сроков и качестве выполнения ее мероприятий и по поручению заказчика Программы осуществляет управление реализацией Программы, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, обеспечивает своевременное и в установленные сроки представление в Департамент экономики Орловской области полной и достоверной информации о ходе реализации Программы.
Ответственный исполнитель Программы в установленном порядке несет ответственность за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий, участвует в подготовке отчетных материалов по вопросам реализации Программы, несет ответственность за своевременное представление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться путем проведения мониторинга, который осуществляется ежегодно.
Посредством мониторинга можно проанализировать промежуточные итоги реализации Программы в сфере здравоохранения, определить слабые места, проследить тенденции развития. Проведение мониторинга позволяет оценить эффективность программных мероприятий и получить полную и достоверную информацию без использования приблизительных расчетов.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по годам в течение всего срока реализации Программы по целевым индикаторам и показателям, представленным в приложении 1 к Программе.
Реализация Программы признается эффективной при достижении следующих показателей:
1) снижение коэффициента совместительства до 1,3, следовательно, повышение укомплектованности учреждений здравоохранения области медицинскими кадрами;
2) удовлетворение потребности в дополнительной профессиональной подготовке;
3) увеличение заработной платы врачам - специалистам по тем специальностям, в которых имеется большая потребность (врачи-эндоскописты, врачи-патологоанатомы, врачи клинической лабораторной диагностики, врачи-рентгенологи, врачи-анестезиологи).
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы выражена в мотивационных механизмах, позволяющих обеспечить здравоохранение области специалистами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской помощи, оказываемой населению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.