Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
к долгосрочной областной целевой программе
"Подготовка и проведение празднования 450-летия
основания города Орла (2011 - 2016 годы)"
Подпрограмма
"Подготовка и проведение культурных мероприятий и
комплексное развитие объектов культуры"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Подготовка и проведение культурных мероприятий и комплексное развитие объектов культуры (далее также - Подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы |
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года N 3612-1; Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2009 года N 1231 "О праздновании 450-летия основания города Орла"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 330-р; постановление Правительства Орловской области от 5 марта 2010 года N 64 "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011-2015 годы" |
Разработчик подпрограммы |
Департамент образования, культуры и спорта Орловской области |
Руководитель подпрограммы |
Руководитель Департамент образования, культуры и спорта Орловской области |
Ответственные исполнители подпрограммы |
Начальник управления культуры и архивного дела Департамента образования, культуры и спорта Орловской области; начальник управления строительства и дорожной инфраструктуры Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Цели и задачи подпрограммы |
Цель Подпрограммы - реализация мероприятий по подготовке к празднованию 450-летия основания города Орла, направленных на сохранение города как культурно-исторического центра, а также проведение культурно-массовых мероприятий в дни празднования юбилея. Задачи Подпрограммы: 1) организация просветительской и издательской деятельности, проведение культурно-массовых мероприятий, выставок и фестивалей, посвященных 450-летию основания города Орла; 2) проведение ремонтных, реставрационных работ на объектах культурного наследия, создание новых музейных экспозиций |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели результативности подпрограммы |
1) доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии (государственная собственность), расположенных на территории города Орла; 2) количество проведенных концертов, фестивалей, конкурсов, семинаров; 3) количество проведенных выставок, презентаций, пленэров; 4) доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; 5) количество экземпляров изданных книг и брошюр образовательного, научного, культурного, методического, краеведческого, музыкального, литературного назначения (в пересчете на 1000 человек) |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2011 - 2016 годы |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета с учетом дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджета муниципального образования "Город Орел". Общий объем финансирования Подпрограммы составит 1 155,100 млн.рублей, в том числе по годам: 2011 год - 22,500 млн.рублей; 2012 год - 146,300 млн.рублей; 2013 год - 410,820 млн.рублей; 2014 год - 449,410 млн.рублей; 2015 год - 68,400 млн.рублей; 2016 год - 57,670 млн.рублей. Из общего объема финансирования средства областного бюджета - 281,175 млн.рублей, в том числе по годам: 2011 год - 5,000 млн.рублей; 2012 год - 45,010 млн.рублей; 2013 год - 88,300 млн.рублей; 2014 год - 102,640 млн.рублей; 2015 год - 21,015 млн.рублей; 2016 год - 19,210 млн.рублей. Из общего объема финансирования средства федерального бюджета - 652,590 млн.рублей, в том числе по годам: 2011 год - 17,500 млн.рублей; 2012 год - 60,840 млн.рублей; 2013 год - 250,680 млн.рублей; 2014 год - 268,130 млн.рублей; 2015 год - 37,480 млн.рублей; 2016 год - 17,960 млн.рублей. Из общего объема финансирования средства бюджета города Орла - 201,035 млн.рублей, в том числе по годам: 2012 год - 39,550 млн.рублей; 2013 год - 70,740 млн.рублей; 2014 год - 76,840 млн.рублей; 2015 год - 4,805 млн.рублей; 2016 год - 9,100 млн.рублей. Из общего объема финансирования средства внебюджетных источников - 20,300 млн.рублей, в том числе по годам: 2012 год - 0,900 млн.рублей; 2013 год - 1,100 млн.рублей; 2014 год - 1,800 млн.рублей; 2015 год - 5,100 млн.рублей; 2016 год - 11,400 млн.рублей. Главными распорядителями бюджетных средств Подпрограммы являются: Департамент образования, культуры и спорта Орловской области и Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально- экономической эффективности |
Реализация Подпрограммы позволит: повысить привлекательность города Орла как культурно-исторического центра; создать сбалансированную и качественную культурную инфраструктуру города Орла; увеличить объем и повысить качество предоставляемых населению города и его гостям услуг в сфере культуры |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
В настоящее время в отрасли культуры Орловской области занято 5700 человек, что составляет 2,7% от общего количества работающего населения.
На территории области работает 406 государственных и муниципальных библиотек с совокупным фондом в 5507170 экземпляров, 8 музеев федерального, областного и муниципального значения, музейный фонд которых составляет 318 218 музейных предметов, 2 частных музея, 450 культурно-досуговых учреждений клубного типа, 43 учреждения образования в сфере культуры и искусства, в которых ежегодно обучается более 10 тысяч учащихся и студентов, профессиональные учреждения театрального искусства с ежегодным количеством зрителей более 161 тысячи человек.
Сеть муниципальных учреждений культуры и искусств в городе Орле представляют 5 детских, 1 юношеская и 13 общедоступных библиотек, входящих в состав муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Орла", восемь школ искусств, два парка, четыре муниципальных профессиональных творческих коллектива, муниципальный театр "Русский стиль", Орловский городской центр культуры, Центр досуга для инвалидов детства "Дружба", мемориальная мастерская Заслуженного художника России Г. В. Дышленко.
С 1 марта 2011 года на территории города функционирует новое учреждение культуры "Культурно-досуговый центр "Металлург" города Орла".
В настоящее время в отрасли культуры города Орла занято 1100 человек, что составляет 1,6% от общего количества работающего населения областного центра.
В муниципальных учреждениях культуры города Орла работают 25 человек, имеющих звания "Народный мастер России", "Заслуженный артист России", "Заслуженный работник культуры РФ", "Заслуженный деятель искусств РФ"; 29 человек награждены нагрудными знаками "Почетный работник общего образования РФ" и "За достижения в культуре"; 107 человек имеют ведомственные награды от Министерства культуры РФ и Министерства образования РФ; одному человеку присуждена премия Правительства РФ "Душа России".
Профессиональный статус работников учреждений культуры города Орла довольно высокий, 58,7% сотрудников отрасли имеют высшее образование, в школах искусств - 77,5% преподавателей, в библиотеках города среди библиотечных специалистов 70% имеют высшее образование.
Возрастной состав работников учреждений культуры выглядит следующим образом: в возрасте до 30 лет в отрасли работает 15,6% сотрудников, от 30 до 50 лет - 37,6%, свыше 50 лет - 46,8%. Качественный состав выглядит следующим образом: молодые специалисты - 3,6%, пенсионеры - 32,5%, женщины - 63,2%.
На территории города Орла работу по сохранению музейного фонда ведут следующие музеи: Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева, включающий 6 филиалов (музеи И.С. Тургенева, И.А. Бунина, писателей-орловцев, дома-музеи Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, дом Т.Н. Грановского), Орловский краеведческий музей с двумя филиалами (Военно-исторический музей, Дом-музей В.А. Русанова), Орловский музей изобразительных искусств с филиалами - выставочный зал и Дом-музей А.И. Курнакова.
Данные музейные учреждения являются подведомственными учреждениями Департамента образования, культуры и спорта Орловской области.
Орловские музеи ведут научную и просветительскую работу, принимают участие в научно-практических международных, региональных и областных конференциях, ведут активную деятельность по привлечению посетителей в музеи, осуществляют работу по сохранности музейных фондов.
Сохранение объектов культурного наследия - одна из самых значимых задач для развития отрасли культуры города, представленной богатым историко-культурным наследием.
Данное направление регулируется Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Орловской области от 6 апреля 2004 года N 391-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Орловской области".
На территории города насчитывается 326 объектов культурного наследия, представляющих собой не только отдельные здания, но и целые ансамбли жилого, общественного, религиозного и садово-паркового значения. Из них 19 - федеральной категории охраны, 263 - региональной, 44 - муниципальной.
Ведется постоянная работа по уточнению списка объектов культурного наследия местного значения, по их паспортизации, обследованию технического состояния, заключению охранных обязательств, согласованию проведения работ по перепланировке и переустройству помещений.
Составлен реестр объектов культурного наследия города Орла, находящихся в ветхом и аварийном состоянии.
Разработано Положение о сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности города Орла, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Орла.
Ведется работа по увековечиванию памяти знаменитых земляков. В торжественной обстановке открываются мемориальные доски, установлены и открыты памятник орловскому композитору В. С. Калинникову, памятный знак военнослужащим Орловщины - участникам военных конфликтов и локальных войн, стела "Орел - Город воинской славы", приводятся в надлежащее состояние воинские захоронения, братские могилы, памятники, памятные знаки, мемориальные доски, расположенные на территории города Орла. Создан попечительский совет по восстановлению сквера "Дворянское гнездо" и Дома Лизы Калитиной.
Вместе с тем, несмотря на увеличение объема реставрационных работ, темпы роста утраты культурного наследия по-прежнему опережают темпы его восстановления и консервации. Техническое состояние большей части объектов культурного наследия, находящихся на территории города, характеризуется как неудовлетворительное. Здания-памятники нуждаются в проведении противоаварийных и консервационных работ, а также работ по приспособлению и модернизации.
В числе наиболее распространенных проблемных ситуаций остается визуальное нарушение ландшафтов территории памятников и зон их охраны, а также незаконная застройка. В качестве самых серьезных причин ухудшения состояния памятников специалистами признается отсутствие эффективных пользователей памятников и особенно их бесхозное состояние.
В рамках подготовки к празднованию 450-летия основания города Орла запланировано проведение проектных, ремонтно-реставрационных работ на таких памятниках истории и культуры, как: "Богоявленская церковь", "Церковь Михаила-Архангела (Успения Пресвятой Богородицы)", "Ахтырская церковь", "Троицкая Церковь", "Могила Ермолова Алексея Петровича (1772 - 1861)".
Также Подпрограммой предусмотрено проведение реставрационных работ по фасадам памятников истории и культуры, расположенных в центральной исторической части города Орла, завершение ремонта и создание экспозиций Музея писателей-орловцев - филиала ОГУК "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева", ОГУК "Орловский краеведческий музей", Военно-исторического музея - филиала ОГУК "Орловский краеведческий музей". Планируется капитальный ремонт здания областного государственного учреждения культуры "Орловский государственный академический театр имени И.С. Тургенева".
Многие жители города Орла имеют возможность проявить свои способности в творческих коллективах, в том числе бесплатно.
На постоянной основе в учреждениях культуры работает 82 клубных формирования, в которых занимается около 1,5 тысяч человек. Муниципальные профессиональные творческие коллективы являются визитной карточкой Орла и с большим успехом представляют город далеко за его пределами. Учреждения культуры в течение года представляют разнообразные тематические программы, концерты, акции, выставки, фестивали, конкурсы. В течение года учреждениями культуры проводится более 1,5 тысяч мероприятий. В ежегодно организуемых городских фестивалях и конкурсах, отличающихся разнообразием жанров, принимают участие более 2,5 тысяч человек. По их итогам проводятся мастер-классы и круглые столы.
Организовываются массовые народные гуляния в дни празднования государственных и христианских праздников, праздничные мероприятия, концерты, выставки, приуроченные к Дням воинской славы России и памятным датам России. Орел стал центром проведения многих фестивалей и конкурсов всероссийского и международного уровней.
Сложившаяся практика предусматривает активное участие творческих коллективов как профессиональных, так и любительских, в конкурсах и фестивалях регионального, общероссийского и международного уровней в период подготовки и празднования 450-летия основания города Орла.
В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа мероприятий, проводимых на площадках театров. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен.
Проведение международного фестиваля камерных спектаклей в областном государственном учреждении культуры "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство" как раз свидетельствует о такой тенденции. При содействии Орловского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, поддержке Международной ассоциации фестивалей малых форм, Французского международного института "Театр" проведен театральный фестиваль камерных спектаклей "Люди-Ludi", который охватывает театральное пространство Российской Федерации, стран СНГ.
Проведение фестиваля способствует не только усилению интереса зрительской аудитории (в первую очередь, молодежной и подростковой) к современному театральному искусству, но и расширению культурного пространства, предоставлению зрителям возможности знакомства с современным европейским театром и театрами стран СНГ. Для актерской среды проведение фестиваля - это возможность установления постоянных творческих связей с коллегами из других стран.
Привлечение театральных коллективов в рамках проведения фестивалей способствует популяризации театрального искусства Орловщины, а также привлечению дополнительных финансовых средств.
Проведение традиционного театрального фестиваля "Русская классика" в областном государственном учреждении культуры "Орловский академический театр им. И.С. Тургенева" приобрело широкую известность не только в нашей стране, но и за ее пределами. Проведение такого масштабного события в культурной жизни Орловщины отмечается огромным растущим интересом зрителей и театральной общественности к проблемам сохранения отечественного классического наследия. Фестиваль стал значительным явлением в культурной жизни России и свидетельством того, как художественные искания перемещаются из столиц в провинцию.
На сцене муниципального театра "Русский стиль" ежегодно играется около 400 спектаклей. В репертуаре театра как произведения классики, так и современная пьеса, спектакли для детей. Создание новых постановок в театральном деле является определяющей основой дальнейшего развития театра. Ежегодно репертуар обновляется 2 - 3 новыми постановками. Театр осуществляет большую просветительскую деятельность. Это работа объединений любителей театра, встречи с ведущими актерами театра, выставки работ художников и фотохудожников в фойе театра. Большой популярностью среди юных жителей города пользуется ежегодно проводимый театром на весенних каникулах фестиваль "Волшебный фонарик".
Таким образом, проведение театральных фестивалей - это не только важная форма мониторинга развития театрального искусства, но и значительный вклад в развитие отрасли в целом.
Главной задачей развития различных направлений отрасли культуры в преддверии празднования 450-летия основания Орла является определение четкого плана мероприятий, ориентированного на последовательное реформирование отрасли в целом, что позволит обеспечить:
создание условий для развития культуры и всестороннего участия граждан в культурной жизни, а также государственную поддержку профессионального творчества;
повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности;
сохранение культурного наследия, обеспечение доступности художественных ценностей.
Подпрограмма охватывает все основные виды деятельности в сфере культуры и искусства: культурное наследие, музеи, библиотеки, театры, творческие союзы, изобразительное искусство.
Подпрограммой предусмотрены организация и проведение межрегионального пленэра для художников и мастеров декоративно-прикладного творчества, международного детского конкурса в области изобразительного искусства, работа по выпуску сувенирной продукции "Мой Орел", выпуск музыкальных дисков серии "Золотая коллекция произведений орловских авторов", посвященной 450-летию основания города Орла, что позволит познакомить гостей города с творчеством ведущих коллективов и солистов, мастеров декоративно-прикладного творчества.
В рамках празднования 450-летия основания города Орла планируется проведение конкурса детского творчества им. А.И. Курнакова "Любимый город над Окой", городского конкурса "Лица города", конкурса классической музыки им. В.С. Калинникова, международного конкурса исполнителей вокальной и хоровой музыки "Цвети, Орловская земля", межрегионального конкурса допризывной молодежи "Державы Российской орлы", литературного конкурса "Знаменит Орел своими именами", городского фестиваля "Не стареют душой ветераны", межрегионального фестиваля молодых исполнителей "Городу воинской славы", открытого межрегионального фестиваля духовых оркестров "Звучат фанфары Первого Салюта", фестиваля творчества детей и молодежи "Молодое поколение - любимому городу", проведение научно-практической конференции "Муниципальная библиотека как хранитель памяти и истории родного края".
Проводится работа по подготовке издания рукописной книги "С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее", проведению конкурса на логотип, эмблему, символ 450-летия основания города Орла, театрального фестиваля камерных спектаклей, театрального фестиваля "Русская классика", проведению торжественных мероприятий, посвященных 450-летию основания города Орла, и гала-концерта "Славься, крылатый Орел!".
Подпрограммой предусмотрены работы по созданию экспозиции Музея писателей-орловцев - филиала областного государственного учреждения культуры "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева", экспозиции Военно-исторического музея - филиала областного государственного учреждения культуры "Орловский краеведческий музей", по созданию фильмов об Орле, посвященных 450-летию основания города Орла, проведению конкурса художественного проектирования памятника генералу А.П. Ермолову.
Важной задачей Подпрограммы является обновление специального оборудования организаций культуры, оснащение которых существенно отстает от современных требований. Поддержка и развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусств является одним из основных условий успешного функционирования социокультурного процесса. На сегодня развитие материальной базы является самой острой проблемой отрасли.
Традиционным для системы профессионального образования системы культуры и искусств направлением является вопрос оснащенности материально-технической базы образовательных учреждений. Для успешного функционирования образовательного процесса необходимо обеспечение образовательных учреждений современным оборудованием, мебелью, оргтехникой, музыкальными инструментами.
Развитие отрасли культуры на территории Орловской области и города Орла требует применения комплексного межотраслевого подхода. Для развития отрасли культуры посредством поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования необходимо четкое определение существующих проблем. Анализ проблем сильных и слабых сторон, а также перспективы возможного развития и существующие риски развития региональной отрасли культуры представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатель |
Описание |
Сильные стороны (преимущества) |
1. Высокий культурно-исторический потенциал. 2. Проведение большого количества мероприятий (конференции, выставки, фестивали, конкурсы, праздники и т. д.) 3. Активная позиция и заинтересованное отношение руководства Орловской области к проблемам развития отрасли культуры. 4. Высокий кадровый потенциал работников сферы культуры и искусства области |
Слабые стороны (проблемы, недостатки) |
2. Слабая информированность населения о культурном потенциале области, отсутствие специальной информации на улицах, сервисных объектах. 2. Недостаточное развитие информационных технологий в учреждениях культуры |
Возможности (перспективы) |
1. Развитие культурно-исторических комплексов, объединяющих объекты и предметы культурного наследия. 2. Сохранение и эффективное использование культурного наследия. 3. Развитие новых конкурентоспособных предложений в культурно-образовательной, музейной, библиотечной среде. 4. Рост количества услуг, представляемых учреждениями сферы культуры. 5. Развитие и поддержка профессионального и самодеятельного творчества. 6. Обеспечение равного доступа городского и сельского населения к информационным ресурсам и включение области в единое информационное пространство. 7. Популяризация чтения, формирование необходимого уровня читательской компетентности населения как важнейшей национальной задачи. 8. Развитие традиционных народных промыслов и ремесел, производство новых видов сувенирной продукции. 9. Концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры, привлечение других источников финансирования |
Угрозы (трудности, риски) |
1. Разрыв между имеющимся культурным потенциалом и его фактическим использованием. 2. Слабое взаимодействие отраслей, формирующих культурный потенциал области. 3. Недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных образований значения отрасли культуры для экономического развития области в целом. 4. Изменение регионального законодательства в части финансирования. 5. Изменение муниципальных законодательных актов в части финансирования отрасли культуры 6. Недостаточно отработанный механизм научного планирования развития отрасли. 7. Слабое развитие государственно-частного партнерства отрасли культуры |
Грамотное использование сильных сторон отрасли культуры и целенаправленное воздействие на проблемные направления станут залогом успешного исполнения Подпрограммы, а ее реализация, в свою очередь, будет способствовать:
увеличению вклада отрасли культуры в ВВП региона и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;
развитию региональной инфраструктуры сферы культуры;
улучшению имиджа Орловской области как региона, привлекательного для культурно-познавательного туризма и инвестиций в сферу культуры.
Развитие отрасли культуры в Орловской области в последние годы проводилось программно-целевым методом. Учитывая масштабность задач, связанных с развитием сферы культуры, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод. Он позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на развитие приоритетных направлений сферы культуры на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и других заинтересованных сторон.
За период реализации региональных целевых программ в сфере культуры существенно выросли объемы работ по восстановлению памятников архитектуры. Совместно с приходами Орловско-Ливенской епархии проведена большая работа по реконструкции храмов, памятников истории и культуры.
В течение последних пяти лет по федеральной целевой программе "Культура России" на восстановление храмов Орловщины было направлено более 100 миллионов рублей. Восстановительные работы за счет федеральных средств были проведены на более чем 50 объектах: церковь Михаила Архангела в городе Орле, Троицкий собор Оптина монастыря и Троицкая церковь в г. Болхове, церковь Святого Великомученика Георгия в Краснозоренском районе, Никольская церковь в Корсаковском районе и ряд других.
За счет средств федеральной целевой программы "Культура России" финансировались ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия города Орла: гостиные ряды, дом акцизного управления, здание учетно-кредитного техникума.
Программно-целевой метод доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях. Следует также отметить, что для сферы культуры характерен кумулятивный эффект, когда максимальное вложение денежных средств проявляется через несколько лет. Поэтому существует необходимость в сохранении выбранного курса развития сферы культуры и продолжении реализации этого направления именно программно-целевым методом для достижения более высоких результатов.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения ситуации в отрасли культуры могут стать:
разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере культуры.
Однако в условиях экономического кризиса устойчивое развитие сферы культуры как одного из действенных инструментов оживления экономики, невозможно обеспечить без внедрения эффективных механизмов государственной поддержки, включая государственно-частное партнерство и стимулирование инвестиционной активности.
Одним из положительных моментов использования программно-целевого метода является возможность привлечения различных ведомств и организаций к решению проблем развития сферы культуры в преддверии празднования 450-летия основания города Орла. Следует также отметить, что использование программно-целевого метода в целом позволило добиться хороших результатов в развитии сферы культуры Орловской области за прошедшие годы.
Определенные показатели в рамках реализации Подпрограммы позволят оперативно оценивать эффективность и вносить необходимые коррективы в рамках намеченных программных мероприятий. Рассматривая развитие сферы культуры, следует признать, что учреждения культуры способствуют региональному развитию Орловской области и города Орла, позволяя в большей степени учитывать интересы населения в реализации их культурных потребностей.
Решение проблем в отрасли культуры программно-целевым методом при соответствующем организационном и экономическом обеспечении позволит создать систему государственного управления, организации, финансирования и контроля в сфере культуры с учетом модернизации, обеспечения доступности культурных благ для всех слоев населения, повышения уровня культурной и информационной безопасности, участия граждан в культурной жизни региона.
II. Цели и задачи Подпрограммы, сроки и этапы ее реализации,
целевые индикаторы и показатели
Проведенный анализ состояния отрасли и определение приоритетных направлений дальнейшего развития культуры города Орла позволяют определить главную цель Подпрограммы - реализация мероприятий по подготовке к празднованию 450-летия основания города Орла, направленных на сохранение города как культурно-исторического центра, а также проведение культурно-массовых мероприятий в дни празднования юбилея.
Исходя из цели Подпрограммы, а также анализа сложившихся тенденций в отрасли культуры, с учетом экономической и правовой среды функционирования учреждений культуры, задачами Подпрограммы при подготовке празднования 450-летия города Орла являются:
1) организация просветительской и издательской деятельности, проведение культурно-массовых мероприятий, выставок и фестивалей, посвященных 450-летию основания города Орла;
2) проведение ремонтных, реставрационных работ на объектах культурного наследия, создание новых музейных экспозиций.
Подпрограмма будет реализовываться в 2011 - 2016 годах.
В 2011 - 2013 годах предполагается разработка основных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия города Орла, реализации основных мер по повышению привлекательности культурных объектов, подготовка и проведение традиционных культурно-досуговых мероприятий, разработка проектно-сметной документации для проведения работ по реконструкции объектов культуры.
Вышеперечисленные мероприятия должны сформировать основу для достижения целей и задач Подпрограммы.
В 2014 - 2016 годах предполагается завершить работы по реставрации объектов культурного наследия города Орла, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности. На этом этапе будет осуществляться основная работа по восстановлению объектов культурного наследия, проводиться основной объем работ в сфере просветительской и издательской деятельности, основных культурно-массовых мероприятий, выставок и фестивалей.
В результате реализации второго этапа Подпрограммы ожидается рост основных параметров, характеризующих деятельность в сфере культуры города Орла.
Показатели эффективности реализации Подпрограммы по целевым индикаторам рассмотрены по двум критериям оценки (позитивный сценарий развития и негативный сценарий развития) и представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Целевые индикаторы и показатели результативности
Целевой индикатор |
Описание показателя |
Позитивный сценарий развития |
Негативный сценарий развития |
Целевой индикатор 1 |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия (государственная собственность), расположенных на территории города Орла |
Рост - 1,2% за время реализации Подпрограммы |
Показатель ниже уровня предыдущего года |
Целевой индикатор 2 |
Количество концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, семинаров, выставок |
3-7 мероприятий ежегодно |
Показатель ниже уровня предыдущего года |
Целевой индикатор 3 |
Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда |
Рост - 2% ежегодно |
Показатель ниже уровня предыдущего года |
Расчеты целевых индикаторов и показателей реализации Подпрограммы производятся в соответствии с нижеприведенными формулами на основании форм федерального статистического наблюдения N 6-НК, N 7-НК, N 8-НК, N 9-НК, N 12-НК, N 2-ОПИК статистических данных государственных, муниципальных органов охраны памятников, свода годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России, информационных отчетов библиотек, дополнительных сведений о деятельности библиотек, годовых отчетов образовательных учреждений сферы культуры и искусства.
Индикатор 1. Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия (государственная собственность), расположенных на территории города Орла, определяется по следующей формуле:
, где:
Nус - количество объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии;
Nоб - общее количество объектов культурного наследия (государственная собственность).
Объект культурного наследия в удовлетворительном состоянии - объект, не находящийся в аварийном состоянии и не требующий капитального ремонта.
Источник: статистика государственных, муниципальных органов охраны памятников, статистическая форма N 2-ОПИК.
Индикатор 2. Количество проведенных мероприятий рассчитывается по следующей формуле:
, где:
Nт1, Nт2, Nт3 - количество проведенных мероприятий в текущем году учреждениями культуры;
N - количество учреждений, которые провели мероприятия.
Источники: статистические формы N 7-НК, N 8-НК, N 12-НК.
Индикатор 3. Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда определяется по следующей формуле:
, где:
Nмпр. - количество музейных предметов, представленных зрителю;
Nоб - общее количество музейных предметов, находящихся в областных музеях.
Источник: статистическая форма N 8-НК.
Для более полного представления об этапах реализации мероприятий приведена детализация целевых индикаторов Программы по годам. Данная информация представлена в приложении 1 к Подпрограмме.
III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов
реализации мероприятий Подпрограммы
Система программных мероприятий структурно состоит из двух основных направлений, полностью соотнесенных с целью и задачами Подпрограммы:
организация просветительской и издательской деятельности, проведение культурно-массовых мероприятий, выставок и фестивалей, посвященных 450-летию основания города Орла;
проведение ремонтных, реставрационных работ на объектах культурного наследия, создание новых музейных экспозиций.
Каждое из направлений Подпрограммы реализуется как совокупность программных мероприятий (проектов). Конкретный перечень мероприятий (приложение 5) формируется разработчиком Подпрограммы на основе предложений органов исполнительной власти Орловской области, администрации города Орла, организаций всех форм собственности исходя из цели и задач Подпрограммы, объема выделенных бюджетных ассигнований и привлекаемых средств внебюджетных источников.
Определяющим фактором должно стать дальнейшее усиление поддержки отрасли культуры со стороны государственных и муниципальных органов (в том числе в вопросах внедрения современных технологий и коммуникаций в деятельность учреждений культуры), осуществление единого целенаправленного процесса сохранения и укрепления социокультурного пространства области на основе исторически сложившихся традиций.
Подпрограмма представляет собой совокупность обеспеченных финансовыми и организационными ресурсами, скоординированных по задачам, срокам и исполнителям проектов и мероприятий в сфере культурной, образовательной деятельности, направленных:
1) на решение вопросов устойчивого функционирования отрасли культуры области: сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала, формирование образа территории, обладающей собственной культурной уникальностью и самобытностью, создание правовых, организационных, экономических условий для успешной деятельности и развития учреждений культуры;
2) развитие отрасли культуры в соответствии с требованиями сегодняшнего дня и особенностями XXI века посредством освоения инновационных технологий, модернизации отрасли, укрепления и развития инфраструктуры с целью усиления роли учреждений культуры в организации культурного отдыха населения и формирования духовно-нравственных основ личности;,
4) повышение культурного имиджа Орловской области и города Орла на общероссийском уровне.
В рамках реализации задачи по организации просветительской и издательской деятельности, проведению культурно-массовых мероприятий, выставок и фестивалей Подпрограммы планируется:
1) организация обменных выставок, совместных выступлений и других культурных акций;
2) организация различных форм досуга населения;
3) организация и проведение фестивалей, конкурсов и выставок, научно-практических конференций и семинаров, методического обеспечения деятельности любительских художественных формирований и учреждений культуры досугового направления;
4) внедрение новых форм организации творческой работы художественных коллективов;
5) оказание государственной поддержки профессиональным творческим союзам, общественным организациям;
6) укрепление творческих связей профессиональных и любительских коллективов в сфере исполнительских искусств;
7) использование активных форм работы со зрителем;
8) сохранение, поддержка и развитие орловской народной культуры и современного творчества населения;
9) создание необходимых условий для развития народных промыслов.
В целях популяризации и сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории города Орла, в рамках подготовки к празднованию 450-летия основания города Орла, необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий в период с 2011 по 2016 годы:
1. Проектные, ремонтно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры "Богоявленская церковь", 1644 г., 1760 г., XIX в. (г. Орел, пл. Богоявленская, 1).
Существующий храм во имя Богоявления Господня построен в начале XVIII века. В 1837-1838 годах храм подвергается серьезной перестройке: вместо старого был построен более вместительный прямоугольный алтарь, с северной и южной сторон к храму пристроили придельные алтари, а с запада притвор. Для проведения ремонтно-реставрационных работ на здании церкви необходимо провести разработку проектов противоаварийных и реставрационных работ, историко-архивные изыскания; благоустройство прилегающей территории.
Здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.
2. Проектные, ремонтно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры "Церковь Михаила-Архангела (Успения Пресвятой Богородицы)", 1801 г. (г. Орел, пер. Михаило-Архангельский, 1).
Церковь Михаила Архангела (Успения Пресвятой Богородицы) расположена в центре города Орла на правом низком берегу р. Орлика в бывшей Посадской слободе. Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами - св. Архистратига Михаила и св. Иоанна Воина был заложен 19 сентября 1801 года. В 1803 году была построена трапезная с двумя престолами: во имя страстной иконы Божьей Матери (справа) и св. Архангела Михаила (слева). Окончательно работы были завершены в 1817 году.
Значительную перепланировку претерпели внутренние помещения церкви в 1899-1900 годах, в 1930-е годы утрачены верхние ярусы колокольни. В начале 1990-х годов с северо-восточной стороны основного объема была пристроена одноэтажная котельная. Сооружение имеет утраты по несущим конструкциям, по архитектурно-художественному облику, покрытию, завершению. Здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.
3. Проектные, противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры "Ахтырская церковь", 1773 г., 1775 г. (г. Орел, ул. 5-го Августа, 18).
Здание Ахтырской церкви расположено на правом берегу Оки. Ее строительство началось в 1773 году. В 1775 году была построена придельная Никитская церковь, а в 1786 году закончен основной объем с престолом во имя Ахтырской иконы Божией матери.
С целью сохранения историко-архитектурного облика здания церкви необходимо проведение научных исследований и разработка проекта противоаварийных и реставрационных работ.
Здание церкви является объектом культурного наследия регионального значения и находится в федеральной собственности.
4. Проектные, противоаварийные, ремонтно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры "Троицкая Церковь", 1828 - 1851 гг. (г. Орел, ул. Лескова, 17).
Здание Троицкой церкви находится в северной части города Орла. Существующая колокольня построена в 1851 - 1854 годах. В 1867 - 1869 годы церковь расширили по проекту, утвержденному губернским строительным комитетом в 1864 году. Расширение связано с желанием сыновей генерала А.П. Ермолова устроить в приделе церкви его усыпальницу. Тогда же колокольню соединили с храмом. Архитектура выдержана в формах позднего классицизма.
С целью сохранения историко-архитектурного облика здания церкви необходимо проведение научных исследований и разработка проекта противоаварийных и реставрационных работ.
Здание церкви является объектом культурного наследия регионального значения и находится в федеральной собственности.
5. Проектные, противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры "Могила Ермолова Алексея Петровича (1772 -1861), Троицкая церковь" (г. Орел, ул. Лескова, 17).
На данном объекте необходимы научно-исследовательские, проектные и ремонтно-реставрационные работы. Придел церкви, в котором расположена могила А.П. Ермолова, является объектом культурного наследия федерального значения.
6. Реставрационные работы по фасадам памятников истории и культуры, расположенных в центральной исторической части города Орла.
В настоящее время в центральной части города Орла расположено более 200 объектов культурного наследия, которые находятся в региональной и муниципальной собственности. В основном это здания, в которых расположены муниципальные и областные учреждения, значительная часть объектов культурного наследия - жилой фонд. В преддверии празднования 450-летия основания города Орла необходимы ремонтные работы по фасадам - реставрация и воссоздание утраченных архитектурных элементов, реставрация и ремонт штукатурки.
7. Проведение ремонта и создание экспозиции Музея писателей-орловцев - филиала ОГУК "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева".
Здание, в котором размещается Музей писателей-орловцев, построено в 1870-е годы по проекту академика архитектуры И.Ф. Тибо-Бриниоля. Последней владелицей дома была Ольга Васильевна Галахова (жена орловского вице-губернатора Н.П. Галахова) - племянница поэта А.А. Фета, которая после смерти И.С. Тургенева унаследовала его родовое имение Спасское-Лутовиново. В 1918 году в этом доме был открыт музей-библиотека им. И.С. Тургенева.
После восстановления усадебного дома в Спасском-Лутовинове (1976 год) и возвращения туда тургеневского мемориала в галаховском доме размещена экспозиция Музея писателей-орловцев: А.А. Фета, Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева, М.М. Пришвина, И.А. Новикова.
С момента постройки здание капитально не ремонтировалось, в настоящее время находится в аварийном состоянии. Здание располагается на центральной улице города Орла, по которой проходят все праздничные маршруты. Это диктует особую необходимость приведения его в порядок к 450-летию города. После завершения реставрационных работ в здании будет создана обновленная и расширенная экспозиция Музея писателей-орловцев.
8. Проведение ремонта в ОГУК "Орловский краеведческий музей".
Орловский краеведческий музей - одно из старейших учреждений культуры в России, основан в 1837 году. Располагается в здании Торговых рядов (г. Орел, ул. Гостиная, 2), являющемся памятником культуры федерального значения. Экспозиция музея окончательно закрыта для посещения в 2007 году. За последние три года был проведен большой объем ремонтных работ. Для функционирования музея в полном объеме как научно-исследовательского и научно-просветительного центра требуются завершение капитального и текущего ремонта по следующим помещениям: будущая экспозиция "Природа", выставочные залы, тамбур, фойе, лестница, служебные помещения 2-х и 3-х этажей, а также системы электроосвещения и системы вентиляции в помещениях фондохранилища. Завершение этого вида работ позволит решить проблему сохранности, безопасности и доступа к фондовым коллекциям музея, а совместно с созданием экспозиции - открыть музей для посетителей.
9. Создание экспозиции ОГУК "Орловский краеведческий музей".
В последние два года сотрудниками музея проведен подготовительный этап научно-экспозиционной работы, подготовлены тематико-экспозиционные планы, тематические сценарии и создан дизайн-проект. Создание краеведческой экспозиции, состоящей из двух частей "Историческая" и "Природа", должно стимулировать воспитательную, нравственную и патриотическую работу, привлечь дополнительные туристические потоки.
10. Проведение ремонта в Военно-историческом музее - филиале ОГУК "Орловский краеведческий музей".
Военно-исторический музей - филиал ОГУК "Орловский краеведческий музей" открыт как музей-диорама "Орловская наступательная операция "Кутузов" в 1983 году, в 2003 году ему присвоено современное название. Сотрудниками Орловского краеведческого музея была создана экспозиция, рассказывающая о военной истории Орловщины с древнейших времен до сегодняшнего времени, составной частью которой стали две крупномасштабных диорамы Народного художника СССР А. И. Курнакова "Сражение под Вяжами. 1943 г." (1983 год) и "Сражение под Кромами. 1919 г." (2009 год). Открытие экспозиции проходило поэтапно в период 2005-2009 годы.
На данный момент острой проблемой является завершение текущего ремонта музея: фасада, создание гардероба, лекционно-выставочного зала, запасного выхода, служебных помещений и подвальной части. Осуществление данных мероприятий позволит в полном объеме использовать ресурс музея как центра патриотического воспитания, привлечь дополнительных посетителей.
11. Создание экспозиции Военно-исторического музея - филиала ОГУК "Орловский краеведческий музей".
Проведение мероприятия направлено на расширение выставочно-экспозиционной работы музея (как из собственных фондов, так и с привлечением фондов других музеев и частных коллекционеров), т.к. на данный момент музей не имеет отдельного лекционно-выставочного зала.
Введение в постоянно действующую экспозицию специализированных музейных компьютерно-информационных систем позволит поднять научно-просветительскую работу музея на новый современный уровень и решить проблему виртуального доступа населения к уникальным и редким фондам ОГУК "Орловский краеведческий музей" по тематике Военно-исторического музея, экспонирование которых невозможно по ряду причин.
12. Капитальный ремонт здания областного государственного учреждения культуры "Орловский государственный академический театр имени И. С. Тургенева".
Здание театра как основная концертная площадка города Орла с 1976 года служит развитию культуры и искусства: здесь осуществляется выпуск и прокат спектаклей, в основном классического репертуара, на сцене театра проводятся все основные публичные мероприятия областного и городского уровня. В 2015 году театру исполнится 200 лет со дня основания. Предстоящий юбилей театра и 35 лет эксплуатации здания без капитального ремонта требуют срочного его проведения. Отдельные конструкции здания, прилегающие площадки, лестницы, оборудование, зрительный зал, сцена, театральные кресла требуют замены или капитального ремонта, так как находятся в аварийном состоянии.
Сохранение здания театра как памятника архитектуры регионального значения, замена оборудования, театральных кресел повысит эффективность использования театра, расширит зрительскую аудиторию, создаст условия для эксплуатации здания и оборудования согласно нормам техники безопасности и требованиям противопожарной безопасности.
13. Проведение ремонтно-реставрационных работ в ОГУК "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство".
Здание театра "Свободное пространство" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" отнесено к объекту исторического и культурного наследия федерального значения, подлежащему охране как памятник государственного значения "Здание магистрата", 1799 год постройки, расположенный по адресу: город Орел, площадь К. Маркса, 2.
Здание занимает центральное положение в планировке города по левому берегу реки Оки, трехэтажное, кирпичное, оштукатуренное. Кровля выполнена из оцинкованной кровельной стали.
Первоначальное здание магистрата построено в 1799 году. После пожара в 1858 году оно было восстановлено, в нем разместилась городская Дума.
Во время Великой Отечественной войны здание было сильно разрушено, сохранились только наружные стены. В 1946-1949 годах оно было реконструировано и приспособлено под театр с соответствующей перепланировкой внутренних помещений.
Обследование конструкций, конструктивных элементов, инженерного оборудования здания проводилось в 2008 году. В соответствии с проведенным техническим обследованием установлено, что здание театра "Свободное пространство" относится ко II классу ответственности и к категории технического состояния конструкций - ограниченно работоспособное состояние.
Проведение ремонтно-реставрационных и противоаварийных работ предусмотрено также на ряде других объектов, находящихся в областной и муниципальной собственности (приложение 5).
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Финансирование программных мероприятий предполагается осуществлять как за счет средств областного бюджета, так и путем привлечения инвестиционных (внебюджетных) ресурсов и средств федерального и местных бюджетов.
Объемы финансирования Подпрограммы за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов этих бюджетов на соответствующий год.
Финансовое обеспечение Подпрограммы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Подпрограммы (приложение 5) в пределах бюджетных лимитов 2011-2016 годов, объем которых подлежит ежегодному уточнению с учетом прогноза цен на соответствующий период.
Общий объем финансирования Подпрограммы составит 1 155,100 млн.рублей, в том числе: средства областного бюджета - 281,175 млн.рублей.
Прогнозируемые объемы дополнительного финансирования Подпрограммы составят 873,925 млн.рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 652,590 млн.рублей;
средства бюджета города Орла - 201,035 млн.рублей;
внебюджетные средства - 20,300 млн.рублей.
Общая сумма расходов на финансирование Подпрограммы составит:
в 2011 году - 22,500 млн.рублей;
2012 году - 146,300 млн.рублей;
2013 году - 410,820 млн.рублей;
2014 году - 449,410 млн. рублей;
2015 году - 68,400 млн.рублей;
2016 году - 57,670 млн.рублей.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться путем ежегодного выделения денежных средств Департаменту образования, культуры и спорта Орловской области, а также Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области как главным распорядителям бюджетных средств. Реализация мероприятий Подпрограммы администрацией муниципального образования "Город Орел" предусмотрена в рамках ее текущей деятельности и финансирования.
Разбивка по источникам финансирования Подпрограммы представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования Подпрограммы (млн рублей) |
||||||
Всего |
Подготовительный этап |
Основной этап |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Всего по Подпрограмме |
1155,100 |
22,500 |
146,300 |
410,820 |
449,410 |
68,400 |
57,670 |
федеральный бюджет |
652,590 |
17,500 |
60,840 |
250,680 |
268,130 |
37,480 |
17,960 |
областной бюджет |
281,175 |
5,000 |
45,010 |
88,300 |
102,640 |
21,015 |
19,210 |
бюджет города Орла |
201,035 |
0 |
39,550 |
70,740 |
76,840 |
4,805 |
9,100 |
внебюджетные источники |
20,300 |
0 |
0,900 |
1,100 |
1,800 |
5,100 |
11,400 |
Детализация финансовых расходов по источникам и направлениям расходов, по территориальному направлению, распределение финансирования между главными распорядителями бюджетных средств, которыми являются Министерство культуры Российской Федерации, Департамент образования, культуры и спорта Орловской области и Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, представлены в приложениях 2-5 к данной Подпрограмме:
приложение 2 - структура финансирования Подпрограммы по источникам и направлениям расходов;
приложение 3 - территориальная структура финансирования Подпрограммы;
приложение 4 - структура финансирования Подпрограммы по бюджетополучателям;
приложение 5 - система мероприятий Подпрограммы.
V. Механизм реализации Подпрограммы, управление
реализацией и мониторинг Подпрограммы
Государственный заказчик Подпрограммы, которым является Правительство Орловской области, финансирует реализацию Подпрограммы, в пределах своих полномочий, осуществляет контроль за ходом ее реализации.
Руководитель Подпрограммы, которым является руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, в своих действиях по обеспечению реализации Подпрограммы подотчетен государственному заказчику и по его поручению:
1) заключает договоры (контракты) с исполнителями мероприятий Подпрограммы;
2) представляет в Департамент экономики Орловской области и Департамент финансов Орловской области информацию о заключенных договорах (контрактах) со всеми участниками реализации Подпрограммы по ее финансированию из внебюджетных источников, бюджета Российской Федерации, бюджета муниципального образования "Город Орел";
3) осуществляет текущее управление реализацией Подпрограммы;
4) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Подпрограммы;
5) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Подпрограммы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
6) ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям;
7) несет ответственность за полное и целевое использование полученных денежных средств в соответствии с утвержденными объемами бюджетных ассигнований и перечнем утвержденных мероприятий;
8) обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными сроками, представление в Департамент экономики Орловской области полной и достоверной информации о ходе реализации Подпрограммы;
9) несет ответственность за своевременность и достоверность представляемой информации об эффективности реализации Подпрограммы;
10) подготавливает и уточняет перечень программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Подпрограммы;
11) уточняет объем средств, необходимых для финансирования Подпрограммы в очередном финансовом году, и представляет бюджетные заявки на бумажном и электронном носителях в Департамент экономики Орловской области;
12) представляет в Департамент экономики Орловской области информацию о готовящихся изменениях в Подпрограмму;
13) в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти Орловской области размещает информацию о ходе реализации Подпрограммы, результатах мониторинга Подпрограммы в средствах массовой информации и сети Интернет не реже одного раза в год.
Руководитель Подпрограммы также осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, государственными органами исполнительной власти Орловской области, органами местного самоуправления и инвесторами по вопросам реализации Подпрограммы.
Ответственный исполнитель Подпрограммы, которым является начальник управления культуры и архивного дела Департамента образования, культуры и спорта Орловской области:
1) участвует в подготовке договоров (соглашений, государственных контрактов) на выполнение программных мероприятий;
2) на основании заключенных договоров (соглашений, государственных контрактов) участвует в реализации Подпрограммы;
3) в установленном порядке несет ответственность перед руководителем Подпрограммы за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий;
4) по заданию руководителя Подпрограммы участвует в подготовке отчетных материалов по вопросам развития отрасли культуры;
5) несет ответственность перед руководителем Подпрограммы за своевременное представление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий.
Ответственный исполнитель Подпрограммы, которым является начальник управления строительства и дорожной инфраструктуры Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области:
1) участвует в подготовке договоров (соглашений, государственных контрактов) на выполнение программных мероприятий;
2) на основании заключенных договоров (соглашений, государственных контрактов) участвует в реализации Подпрограммы;
3) в установленном порядке несет ответственность перед руководителем Департамента, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области и руководителем Подпрограммы за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий;
4) несет ответственность перед руководителем Подпрограммы за своевременное представление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий.
Подпрограмма считается завершенной и ее финансирование прекращается после завершения сроков реализации Подпрограммы, выполнения всех программных мероприятий или достижения целей Подпрограммы.
Внесение изменений и дополнений, досрочное прекращение Подпрограммы осуществляется постановлением Правительства Орловской области. Изменения в объемы финансирования Подпрограммы осуществляются постановлением Правительства Орловской области с одновременным внесением изменений в областной бюджет на очередной финансовый год и плановый период.
Подпрограмма носит межведомственный характер. К участию в реализации Подпрограммы привлекаются Министерство культуры Российской Федерации, органы исполнительной государственной власти Орловской области, администрация города Орла, заинтересованные предприятия и организации различных форм собственности, Орловско-Ливенская епархия.
Участниками Подпрограммы являются: Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, ОГУК "Орловский областной центр народного творчества", ОГУК "Орловская областная публичная библиотека им. И.А. Бунина", ОГУК "Орловская детская библиотека им. М.М. Пришвина", ОГУК "Орловская специальная библиотека для слепых", ОГУК "Орловский краеведческий музей", ОГУК "Орловский музей изобразительных искусств", ОГУК "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева", ОГУК "Областной выставочный центр", ОГУ "Орловская государственная филармония", ОГУК "Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева", ОГУ "Орловский театр кукол", ОГУК "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство", ОГОУ СПО "Орловский музыкальный колледж", ОГОУ СПО "Орловский областной колледж культуры и искусств", ОГОУ СПО "Орловское художественное училище", ОГУК "Орловский Дом литераторов", Орловское региональное отделение ВТОО "Союз художников России", Общероссийская общественная организация "Орловский Союз концертных деятелей", Орловское отделение Российского творческого Союза работников культуры, Орловская областная организация Союза писателей России, муниципальные учреждения культуры, Орловско-Ливенская епархия, прочие организации и учреждения.
Обеспечение координации деятельности органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, а также их структурных подразделений при решении проблем развития отрасли культуры, решаемых в рамках Подпрограммы, осуществляет руководитель Подпрограммы.
Отбор конечных исполнителей программных мероприятий будет осуществляться на основе государственных контрактов (договоров, соглашений) на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Орловской области, заключаемых Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области, а также Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области с конечными исполнителями программных мероприятий, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Государственных контракт (договор) определяет права и обязанности заказчика и поставщика по обеспечению областных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта (договора), в том числе предусматривает контроль заказчика за ходом работ по выполнению государственно контракта (договора).
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Подпрограммы, осуществляют Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, контрольное управление Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, Контрольно-счетная палата Орловской области.
Реализация и финансирование программных мероприятий, исполнителем которых является Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, в части мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в областной, федеральной собственности и стоящих на государственной охране объектов культурного наследия регионального и федерального значения, осуществляется на основании статьи 13 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
С целью привлечения дополнительных денежных средств из федерального бюджета на развитие отрасли культуры исполнители мероприятий Подпрограммы принимают участие в конкурсном отборе, ежегодно проводимом Министерством культуры Российской Федерации, и направляют заявки в федеральную целевую программу "Культура России", предварительно согласовав с разработчиком Подпрограммы условия и сумму софинансирования из областного бюджета.
Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Подпрограммы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Осуществление контроля за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Подпрограммы, будет осуществляться в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
В Подпрограмме предполагается использование системы индикаторов, характеризующих текущие результаты деятельности в сфере культуры и искусств, ее объемные показатели.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы по каждому ее направлению осуществляется Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области, создающим, при необходимости, для этих целей специальные экспертные группы.
В целях осуществления мониторинга реализации Подпрограммы и своевременного формирования достоверной отчетности о реализации Подпрограммы предусматриваются следующие мероприятия:
проведение мониторинга на основе анкетирования с целью выявления степени удовлетворенности населения услугами (в количественном и качественном аспектах), предоставляемыми учреждениями культуры;
ежеквартальный сбор информации о полноте и качестве выполнения мероприятий Подпрограммы, затратах на их реализацию и полученных результатах от подведомственных учреждений культуры, муниципального образования "Город Орел", реализующего аналогичные долгосрочные городские целевые программы в сфере культуры;
ежегодный сбор от исполнителей Подпрограммы информации о показателях развития культуры по установленным статистическим формам.
VI. Условия предоставления и методика распределения субсидий для
бюджета муниципального образования "Город Орел" на реализацию
мероприятий Подпрограммы
Настоящие условия определяют порядок распределения и предоставления субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Орел" на мероприятия, предусмотренные приложением 5 к данной Подпрограмме.
Субсидии бюджету муниципального образования "Город Орел" предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования на следующих условиях:
1) наличие долгосрочной городской целевой программы, предусматривающей мероприятия по подготовке к празднованию 450-летия основания города Орла, и (или) долгосрочной городской целевой программы развития отрасли культуры в городе Орле, содержащей аналогичные мероприятия, предусмотренные данной Подпрограммой;
2) наличие бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств по софинансированию в соответствующем финансовом году мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, с учетом установленного уровня софинансирования, подтвержденное соответствующими нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Орел".
Субсидии перечисляются Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области в бюджет муниципального образования "Город Орел" на единый счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения местного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Учет операций по использованию средств субсидий осуществляется на лицевом счете получателя средств местного бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, в рамках кассового обслуживания исполнения местного бюджета.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на реализацию Подпрограммы, на основании заключенных между муниципальным образованием "Город Орел" и Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области соглашений о предоставлении субсидий (далее - Соглашения), содержащих следующие положения:
а) сведения о размере субсидии;
б) целевое назначение субсидии;
в) перечень мероприятий, на которые реализацию которых предоставляется субсидия;
г) уровень софинансирования программных мероприятий муниципального образования "Город Орел";
д) сведения о размере средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Орел", направляемых на реализацию долгосрочной городской целевой программы по подготовке к празднованию 450-летия основания города Орла и (или) долгосрочной городской целевой программы развития отрасли культуры в городе Орле, содержащей аналогичные мероприятия, предусмотренные данной Подпрограммой с учетом установленного уровня софинансирования;
е) сведения (в случае необходимости) о наличии утвержденной проектной документации на ремонтно-реставрационные работы объектов культурного наследия, предусматривающие обеспечение разработки проектной документации, проведения государственной экспертизы (в случаях, когда проведение этой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным) и утверждения в текущем финансовом году проектной документации на эти объекты без использования субсидии для разработки и (или) проведения государственной экспертизы указанной документации;
ж) значения целевых показателей эффективности использования субсидии, установленных по согласованию сторон с учетом индикаторов, указанных в Подпрограмме (приложение 1) на момент подписания Соглашения;
з) обязательство муниципального образования "Город Орел" о представлении отчетов о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидий и об исполнении обязательств, вытекающих из Соглашений, в том числе о расходах муниципального образования "Город Орел" на реализацию долгосрочной городской целевой программы по подготовке к празднованию 450-летия основания города Орла и (или) долгосрочной городской целевой программы развития отрасли культуры в городе Орле, содержащей аналогичные мероприятия, предусмотренные данной Подпрограммой;
и) порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из Соглашений;
к) ответственность сторон за нарушение условий Соглашений.
В указанных Соглашениях предусматривается возможность пропорционального сокращения объемов софинансирования за счет средств бюджета Орловской области при уменьшении согласованных в рамках Соглашений объемов финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Орел" и средств внебюджетных источников.
Копии Соглашений направляются в Департамент финансов Орловской области, Департамент экономики Орловской области не позднее 10 дней со дня подписания указанных Соглашений.
Уровень софинансирования программных мероприятий муниципального образования "Город Орел" из областного бюджета не может быть установлен выше 50% от объема денежных средств областного бюджета и не может быть ниже 50% от объема денежных средств муниципального бюджета. В случае несоблюдения муниципальным образованием своей доли софинансирования, оно обязано вернуть излишне полученные средства субсидии в областной бюджет.
Ежегодно, до 15 февраля, в Департамент образования, культуры и спорта Орловской области представляется заявка за подписью главы муниципального образования "Город Орел" на получение субсидии в пределах средств, предусмотренных для муниципального образования "Город Орел" на текущий финансовый год.
Руководители уполномоченных органов муниципального образования "Город Орел" ежеквартально, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Департамент образования, культуры и спорта Орловской области отчет об использовании средств областного бюджета, поступивших в виде субсидий бюджету муниципального образования "Город Орел" на реализацию программных мероприятий по подготовке к празднованию 450-летия основания города Орла, по форме в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4.
Предусмотрено средств в бюджете муниципального образования "Город Орел" |
Поступило субсидий из областного бюджета |
Фактически израсходовано средств муниципальным образованием "Город Орел" |
Остаток неиспользованных средств субсидий из областного бюджета на отчетную дату |
||||||
всего, в том числе |
за счет средств областного бюджета |
за счет средств муниципального образования |
за счет внебюджетных средств |
всего |
всего, в том числе |
за счет средств областного бюджета |
за счет средств муниципального образования |
за счет внебюджетных средств |
всего |
Задача 1 | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 2 | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется ежегодно Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области на основании отчетов руководителей уполномоченных органов муниципального образования "Город Орел" о достижении значений целевых индикаторов эффективности использования субсидии, установленных Соглашениями, представляемых не позднее 20 февраля очередного финансового года.
Субсидии, поступившие из областного бюджета в бюджет муниципального образования "Город Орел", направленные на реализацию долгосрочной городской целевой программы по подготовке к празднованию 450-летия основания города Орла и (или) долгосрочной городской целевой программы развития отрасли культуры в городе Орле, содержащей аналогичные мероприятия, предусмотренные данной Подпрограммой, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Ответственность за нецелевое использование выделенных субсидий и другие нарушения бюджетного законодательства несет получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за целевым использованием выделенных средств осуществляют органы, на которые возложены полномочия контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
VII. Оценка экономической и социальной эффективности Подпрограммы
В соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 30 июня 2009 года N 81 "Об утверждении Методики и Порядка проведения оценки проектов программных документов и эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ" (далее - Порядок проведения оценки эффективности), оценка эффективности производится в три этапа:
первоначальная оценка;
балльная оценка;
комплексная оценка.
Первоначальную оценку результативности и эффективности реализации Подпрограммы по итогам каждого года, а также после завершения Подпрограммы проводит руководитель Подпрограммы, которым является руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области. Оценка проводится в соответствии с пунктами 2-7 Порядка проведения оценки эффективности.
Руководитель Подпрограммы представляет в Департамент экономики Орловской области в рамках годового отчета информацию о реально полученных конечных и/или промежуточных результатах как по отдельным мероприятиям, так и по Подпрограмме в целом, по форме согласно пункту 6 Порядка проведения оценки эффективности.
Руководитель Подпрограммы несет ответственность за достоверность представляемой информации. В случае если в результате проверки представленных данных будет выявлено умышленное завышение результатов развития отрасли культуры, Подпрограмма признается неэффективной и дальнейшей оценке не подлежит.
Балльную оценку эффективности реализации Подпрограммы осуществляет экспертная комиссия. На основании результатов первоначальной и балльной оценки Департаментом экономики Орловской области проводится общая комплексная оценка эффективности реализации Подпрограммы.
По конечным результатам комплексной оценки эффективности реализации Подпрограммы принимается решение о сохранении или сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы, ее корректировке или досрочном прекращении реализации.
Результаты комплексной оценки эффективности реализации Подпрограммы, полученные Департаментом экономики Орловской области, представляются на утверждение Правительству Орловской области.
Важнейшим социальным результатом осуществления Подпрограммы станет создание в Орловской области современной, технически оснащенной сферы культуры, способной удовлетворить потребности общества.
Комплексное выполнение намеченных Подпрограммой мероприятий приведет к укреплению материальной базы отрасли культуры, популяризации объектов и предметов культурного наследия, расширению многообразия выставочной деятельности.
В свою очередь, развитие отрасли культуры окажет стимулирующее воздействие на развитие таких отраслей экономики, как транспорт, промышленность, торговля, производство товаров народных промыслов.
В результате осуществления Подпрограммы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического наследия области.
Среди ожидаемых конечных результатов реализации Подпрограммы - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности сферы культуры и от дополнительного развития сфер, связанных с культурой, рост объемов оказания экскурсионных услуг, улучшение показателей, характеризующих состояние культурно-исторического потенциала города Орла.
Развитие отрасли культуры повысит привлекательность города Орла для сферы российского и международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока дополнительных инвестиций в экономику, положительно повлияет на социальную сферу.
Эффективность реализации Подпрограммы оценивается по следующим показателям:
1) абсолютные:
количество представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов;
количество посещений музеев;
количество мероприятий проведенных культурно-досуговыми организациями;
количество посетителей мероприятий культурно-досуговых организаций;
количество участников культурно-досуговых мероприятий;
количество посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных (среднее количество посещений одного мероприятия);
количество спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
2) относительные:
доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
увеличение количества посещений музеев в сравнении с предыдущим годом;
увеличение количества участников культурно-досуговых мероприятий в сравнении с предыдущим годом;
процент охвата населения услугами культурно-досуговых организаций (количество посещений культурно-досуговых организаций (с учетом количества участников) к населению области);
увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.