Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к долгосрочной областной целевой программе
стимулирования развития жилищного строительства
на территории Орловской области "Жилище"
до 2015 года"
Подпрограмма "Стимулирование строительства малоэтажного индивидуального
жилья на территории Орловской области" на 2011-2015 годы областной целевой
программы стимулирования развития жилищного строительства "Жилище"
до 2015 года"
Паспорт подпрограммы
Наименование Подпрограммы |
"Стимулирование строительства малоэтажного индивидуального жилья на территории Орловской области" на 2011-2015 годы (далее также - Подпрограмма) |
Заказчик Подпрограммы |
Правительство Орловской области |
Разработчик Подпрограммы |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Руководитель Подпрограммы |
руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
начальник управления строительства и дорожной инфраструктуры Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Цель Подпрограммы |
активизация и развитие малоэтажного жилищного строительства, способствующего обеспечению населения Орловской области, желающего улучшить жилищные условия, комфортным и доступным жильем |
Задачи Подпрограммы |
1. Увеличение темпов малоэтажного жилищного строительства и совершенствование его нормативно-правовой базы. 2. Формирование механизмов, обеспечивающих повышение эффективности использования бюджетных средств. 3. Привлечение частных инвестиционных ресурсов к реализации проектов в области малоэтажного строительства. 4. Снижение себестоимости строительства, в том числе за счет использования современных прогрессивных технологий и материалов в малоэтажном строительстве и создания автономных систем инженерного обеспечения |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
1. Годовой объем ввода жилья, в том числе малоэтажного жилья экономического класса. 2. Доступность малоэтажного жилья для населения. 3. Доля семей, имеющих возможность приобрести малоэтажное жилье |
Сроки реализации Подпрограммы |
2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования |
источники финансирования мероприятий: средства областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, привлекаемые инвестиционные (внебюджетные) ресурсы и средства федерального бюджета. Общая стоимость составляет 2 212,701 млн.рублей. Общий объем финансирования из средств областного бюджета составит 212,051 млн рублей, в том числе по годам: 2011 год- 30,0 млн.руб.; 2012 год- 33,5 млн.руб.; 2013 год- 36,4 млн.руб.; 2014 год- 53,41 млн.руб.; 2015 год- 58,74 млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
увеличение годового объема ввода жилья, в том числе жилья экономического класса малой этажности, и доступности жилья для населения посредством формирования эффективных моделей государственно-частного партнерства |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Подпрограмма "Создание условий для стимулирования строительства малоэтажного индивидуального жилья на территории Орловской области" на 2011-2015 годы областной целевой программы стимулирования развития жилищного строительства "Жилище" до 2015 года" (далее - Подпрограмма) разработана в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в сфере жилищного строительства, и направлена на увеличение доли малоэтажного жилищного строительства путем осуществления комплекса мероприятий по стимулированию строительства малоэтажных жилых домов.
Подпрограмма является продолжением работы по активизации малоэтажного индивидуального строительства, которая осуществлялась при реализации областной целевой программы "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010 годах".
В рамках данной работы был создан региональный оператор -ОАО "Орловская инвестиционная ипотечная корпорация", начато освоение и застройка 5 площадок комплексной малоэтажной застройки, расположенных на территории 4 муниципальных образований, завершается их обеспечение инженерной инфраструктурой, возводятся объекты социального назначения.
Наряду с этим, в результате реализации указанной выше областной целевой программы был выявлен ряд проблем, препятствующих процессу развития малоэтажного индивидуального строительства на территории Орловской области.
Например, всего на территории Орловской области насчитывается порядка 100 площадок, пригодных для реализации проектов комплексного малоэтажного строительства, но они мало востребованы.
В рамках осуществленного анализа было констатировано, что недостаточно четко определены правила предоставления мер государственной поддержки в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства. Подтверждением тому послужила обособленная реализация областной целевой программы и коммерческих проектов (проекты "Горки", "Ново-Образцово").
Другой причиной является отсутствие градостроительных планов земельных участков и комплектной проектной документацией, что является причиной низких темпов освоения площадок.
Значимой проблемой малоэтажного индивидуального строительства на территории Орловской области является различный уровень обеспеченности выделяемых площадок инженерной и транспортной инфраструктурой, что наглядно подтверждается данными приложения 8 к Программе. Отсутствие инженерно подготовленных территорий, на которых предусмотрено утвержденной градостроительной планировочной документацией малоэтажное индивидуальное жилищное строительство, также является причиной низких темпов малоэтажного индивидуального жилищного строительства. Необходимо отметить, что в период 2008-2010 годов менее половины муниципальных образований осуществляли затраты на реализацию данных мероприятий.
По итогам проведенного анализа подтверждена необходимость продолжения совершенствования механизмов комплексного подхода к развитию малоэтажного строительства, который включает в себя:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы и определение четких требований, при выполнении которых оказывается государственная поддержка в целях стимулирования развития малоэтажного строительства.
2. Формирование методологии строительства малоэтажных поселков в пригородах и отдельных микрорайонов в черте городов и поселений.
3. Проведение мероприятий по анализу современных технологий малоэтажного строительства в целях их популяризации.
4. Разработку и реализацию механизмов финансирования комплексной застройки территорий малоэтажными зданиями, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
С учетом изложенного констатируется необходимость использования программно-целевого подхода в целях комплексного решения проблемы развития малоэтажного жилищного строительства.
II. Цель и задачи Подпрограммы, целевые индикаторы и показатели,
сроки и этапы решения проблемы
Целью Подпрограммы является активизация и развитие малоэтажного жилищного строительства, способствующего обеспечению населения Орловской области, желающего улучшить жилищные условия, комфортным и доступным жильем, при условии, что органы местного самоуправления также обеспечивают выполнение определенных настоящей программой минимальных условий софинансирования.
Основными задачами Подпрограммы являются:
1. Развитие малоэтажного жилищного строительства и совершенствование его нормативно-правовой базы с целью разработки условий предоставления государственной поддержки.
2. Формирование механизмов, обеспечивающих эффективное использование бюджетных средств.
3. Привлечение частных инвестиционных ресурсов к реализации проектов в области малоэтажного строительства.
4. Обеспечение снижения себестоимости строительства, в том числе за счет использования современных прогрессивных технологий и материалов в малоэтажном строительстве, а также создания автономных систем инженерного обеспечения.
Для решения поставленных задач предполагается реализация следующих мероприятий:
1. Разработка и распространение информационных материалов, включая средства массовой информации, демонстрирующих населению превосходство малоэтажного жилья перед многоэтажным и призывающих население к участию в строительстве малоэтажного жилья.
2. Формирование баз данных типовой проектной документации малоэтажного жилищного строительства.
3. Субсидирование проектов локального массового строительства малоэтажного индивидуального жилья.
4. Субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым в российских кредитных организациях, на строительство объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации проектов локального массового строительства малоэтажного индивидуального жилья.
5. Возмещение затрат на инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование в рамках реализации проектов локального массового строительства малоэтажного индивидуального жилья при условии направления этих средств на дальнейшее развитие проектов.
Целевыми показателями оценки хода реализации мероприятий Подпрограммы являются:
1. Годовой объем ввода жилья, в том числе малоэтажного жилья экономического класса.
2. Доступность малоэтажного жилья для населения.
3. Доля семей, имеющих возможность приобрести малоэтажное жилье.
Оценка хода реализации работ будет осуществляться по указанным показателям ежегодно.
Реализация мероприятий не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку мероприятия Подпрограммы рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.
Ожидаемый эффект от реализации Подпрограммы - увеличение годового объема ввода жилья, в том числе жилья экономического класса малой этажности, и доступности жилья для населения посредством формирования эффективных моделей государственно-частного партнерства.
III. Предложения по объемам и источникам финансирования Подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы предполагается осуществлять как за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, так и путем привлечения инвестиционных (внебюджетных) ресурсов и средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение Подпрограммы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Программы в пределах бюджетных лимитов 2011-2015 годов, объем которых подлежит ежегодному уточнению.
Всего по Подпрограмме из средств областного бюджета предусмотрено выделение 212,051 млн рублей, в том числе по годам:
2011 год- 30,0 млн рублей;
2012 год- 33,5 млн рублей;
2013 год- 36,4 млн рублей;
2014 год- 53,41 млн рублей;
2015 год- 58,74 млн рублей.
За счет реализации мероприятий Подпрограммы планируется (по результатам участия в конкурсных мероприятиях) начиная с 2012 года ежегодное привлечение средств из федерального бюджета и прочих источников в объеме до 500 млн рублей.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы будет производиться руководителем Программы ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах заказчику Программы до 1 марта года, следующего за отчетным.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения, объемов и источников
финансирования Программы
Основные расходы за время реализации Подпрограммы осуществляются по следующим направлениям:
1) субсидирование проектов локального массового строительства малоэтажного индивидуального жилья - 150,2 млн рублей;
2) возмещение затрат на инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование в рамках реализации проектов локального массового строительства малоэтажного индивидуального жилья (при условии направления этих средств на дальнейшее развитие проектов) - 48,871 млн рублей.
В рамках реализации Подпрограммы также планируется привлечение средств в объеме до 2 млрд рублей из федерального бюджета и иных источников финансирования.
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется путем предоставления целевой субсидии на реализацию проектов-победителей конкурсного отбора инвестиционных проектов комплексной малоэтажной застройки с целью последующего ввода в эксплуатацию жилых зданий малой этажности. Адресный перечень земельных участков пригодных для комплексной застройки, в том числе малоэтажным жильем экономического класса, на территории Орловской области представлен в приложении 8 к Программе.
Финансирование реализуемых подпрограммных мероприятий основано на механизмах конкурсного отбора проектов, что обеспечивает возможность:
1. Эффективно использовать финансовые ресурсы в целях оказания государственной поддержки социально важным проектам малоэтажного жилищного строительства.
2. Максимально полно задействовать механизмы государственно-частного партнерства для консолидации имеющихся ресурсов в целях реализации проектов малоэтажного жилищного строительства.
3. Обеспечить гибкий механизм корректировки приоритетных направлений Подпрограммы на основе единой системы критериев конкурсного отбора посредством вариативности проектов малоэтажного жилищного строительства, планируемых к реализации.
Руководитель Подпрограммы при направлении средств областного бюджета осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Подпрограммы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа предоставляемой организациями, победителями конкурсного отбора отчетности о ходе работ и выполнения предусмотренных условий предоставления финансовой поддержки и отчета о расходовании средств на основе форм отчетности, утвержденных руководителем Подпрограммы, в рамках заключаемых соглашений. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на руководителей организаций, победителей конкурсного отбора.
В случае непредставления отчетности, выявления нецелевого использования денежных средств, использования средств областного бюджета без долевого финансирования со стороны победителя конкурсного отбора или невыполнения условий предоставления средств поддержки, руководитель Подпрограммы приостанавливает предоставление дальнейшей финансовой поддержки. Бюджетные заявки, представленные для участия в конкурсном отборе до устранения выявленных замечаний, рассмотрению не подлежат.
V. Механизм формирования и состав мероприятий Подпрограммы
В целях удовлетворения потребности населения в доступном малоэтажном жилье предусматривается следующий механизм реализации Подпрограммы.
В рамках реализации мероприятий Подпрограммы предусмотрен обобщенный алгоритм реализации проектов комплексной малоэтажной застройки.
Рисунок 1. Обобщенный алгоритм реализации проектов комплексной малоэтажной застройки
См. рисунок в графическом виде
Исходя из подобной структуры реализации проектов малоэтажного строительства, достижение конечного результата - увеличение объема ввода малоэтажного жилья в среднем будет достигаться через три года с момента начала освоения земельного участка.
Причем для механизмов осуществления подобных проектов характерен ряд общих моментов, одним из которых является снижение стоимости реализации проектов малоэтажного строительства посредством их каталогизации для использования в качестве типовых решений.
ОАО "Орловская инвестиционная ипотечная корпорация" уже разработаны три проекта коттеджных поселков экономического класса: "Сабурово", "Малая Куликовка" и "Платоново". При их реализации предусмотрено использование различных технологий: кирпичного и деревянного домостроения, канадской технологии "Экопан" (сэндвич-панели), "теплостен" (многослойные теплоэффективные стеновые блоки), "изоброд" (несъемная опалубка), домостроение с использованием ячеистых бетонов (включая пенобетон) и конструкций из них.
Данные наработки будут учтены при разработке конкурсной документации на право выполнения государственного контракта по разработке типовых решений по обеспечению земельных участков экономичной и энергоэффективной децентрализованной инженерной инфраструктурой и формировании баз данных типовой проектной документации малоэтажного жилищного строительства в 2012 году.
Другим общим моментом механизмов реализации проектов малоэтажного строительства является осуществление их субсидирования по результатам конкурсного отбора.
По итогам конкурсного отбора бюджетных заявок о субсидировании инвестиционных проектов в рамках Подпрограммы Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области совместно с муниципальными образованиями осуществляет субсидирование проектов комплексной малоэтажной застройки в рамках строительства инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуры на площадках комплексной застройки земельных участков малоэтажным жильем.
Форма и содержание бюджетной заявки для участия в конкурсном отборе устанавливаются отдельным нормативно-правовым актом Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Критериями конкурсного отбора проектов малоэтажного строительства являются:
1. Планируемые объемы ввода жилья в текущем календарном году и на последующие два года.
2. Объем заявленной потребности в средствах в рамках государственной поддержки.
3. Стоимость возводимого жилья в расчете на 1 м2.
4. Степень готовности проекта к осуществлению застройки территории малоэтажными жилыми домами.
5. Наличие муниципальной программы стимулирования жилищного строительства и (или) комплексного освоения земельных участков в целях реализации проектов комплексного строительства (включая строительство инженерных коммуникаций).
6. Наличие документов территориального планирования.
Порядок проведения конкурсного отбора устанавливается Разработчиком Подпрограммы, конкурсный отбор проводится ежегодно.
В рамках Подпрограммы предусматривается дополнительное оказание государственной поддержки проектам малоэтажного строительства, отбираемым на конкурсной основе, в целях:
1) субсидирования процентной ставки по кредитам, взятым в российских кредитных организациях, на строительство объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации проектов локального массового строительства малоэтажного индивидуального жилья;
2) возмещение затрат на инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование в рамках реализации проектов локального массового строительства малоэтажного индивидуального жилья при условии направления этих средств на дальнейшее развитие проектов.
Порядок взаимодействия Руководителя и ответственного исполнителя Подпрограммы с органами местного самоуправления Орловской области, другими юридическими лицами, включая заказчиков-застройщиков, в рамках Подпрограммы осуществляется на основании отдельных соглашений, заключаемых между ними.
VI. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности Подпрограммы
Реализация Подпрограммы должна создать необходимые условия для инвестиционной и потребительской активности на рынке жилья, обеспечив:
1. Системное развитие и вовлечение в оборот отдельных территорий муниципальных районов и городов Орловской области посредством реализации проектов комплексной малоэтажной жилой застройки.
2. Обеспечение ежегодного прироста доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств за счет уменьшения затрат на строительство и снижения платы за подключение к инженерно-техническим коммуникациям на площадках комплексной малоэтажной жилой застройки.
3. Обеспечение ежегодного прироста доходов бюджетов всех уровней, а также валового регионального продукта, полученных благодаря приросту объемов ввода жилья.
Оценка эффективности Подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой оценки социально-экономической и бюджетной эффективности Программы, представленной в приложении 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.