Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Мценского районного
Совета народных депутатов
от 23 сентября 2011 г. N 40
Межмуниципальная целевая программа
"Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и других
малых форм хозяйствования в АПК Мценского района на 2012 - 2015 г.г."
Паспорт
межмуниципальной целевой программы
"Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и других
малых форм хозяйствования в АПК Мценского района на 2012 - 2015 годы"
Наименование Программы |
Межмуниципальная целевая программа "Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК Мценского района на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
1. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. 2. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ. 3. Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ. 4. Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ. 5. Федеральный Закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.1995 N 193-ФЗ. 6. Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ. 7. Отраслевая целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 г.г.", утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.06.2009 N 218. 8. Решение Мценского районного Совета народных депутатов "О создании условий для развития сельскохозяйственного производства в сельских поселениях Мценского района" от 29.06.2007 N 98 |
Заказчик Программы |
Администрация Мценского района, администрации сельских поселений |
Основные разработчики Программы |
Отдел сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района. |
Цели Программы |
- повышение производительности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования; - увеличение объемов сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и других малых форм хозяйствования; - повышение уровня жизни сельского населения. |
Задачи Программы |
- создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции; - стимулирование инноваций в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования; - повышение привлекательности института крестьянских (фермерских) хозяйств; - облегчение доступа крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования к финансовым ресурсам; - создание и комплектация миниферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования - развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации (сельскохозяйственной и несельскохозяйственной направленности); - рост занятости сельскохозяйственного населения и снижение скрытой безработицы. |
Целевые показатели Программы |
Увеличение действующих крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования с 8543 ед. в 2012 году до 8590 ед. в 2015 году. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и других малых форм хозяйствования: зерна - до 24 тыс. тн в 2015 г.; картофеля - до 18,4 тыс. тн в 2015 г.; овощей - до 7,6 тыс. тн в 2015 г.; скота и птицы на убой (в живом весе)-до 1,7 тыс. тн в 2015г.; молока - до 5,5 тыс. тн в 2015 г.; яиц - до 10340 тыс. шт. в 2015 г. Введение в действие 2 миниферм к 2015 г. Организация 30 дополнительных рабочих мест к 2015 г. Увеличение удельного веса работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов. |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2015 гг. |
Объемы и источники финансирования |
Заемные средства (кредиты банков, займы фондов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов); собственные средства, средства инвестиционных компаний, районный бюджет Общий объем финансирования Программы составит 92,02 млн. руб. в т.ч. федеральный бюджет - 9,7 млн. руб. областной бюджет - 1,02 млн. руб. районный бюджет - 1,7 млн. руб. внебюджетные источники 79,6 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- увеличение стоимости валовой продукции сельского хозяйства, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими малыми формами хозяйствования в 2015году - до 770 млн. руб. - увеличение объема реализации сельскохозяйственной продукции; - увеличение доли обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения; - повышение производительности труда в сельском хозяйстве; - прирост численности занятого населения; - прирост среднегодовых доходов; - увеличение доли инвестиций в основной капитал крестьянских фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования в общем объеме инвестиций. |
I. Содержание проблемы и обоснование ее решения
Межмуниципальная целевая программа "Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК Мценского района на 2012-2015 годы" должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и малых форм хозяйствования (далее - МФХ) в АПК района. Повышение производительности КФХ и МФХ, а также их устойчивое развитие позволит увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни сельского населения, а также решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития АПК района.
В Орловской области сформировано 1336 КФХ, 6% из них работают во Мценском районе. По удельному весу они занимают первое место в области (на 1.01.2011г. - 83 КФХ).
В КФХ и МФХ постоянно идет движение земли и меняется состав фермеров. Размер возделываемой пашни 16,8 тыс. га. Фермеры занимают в районе 9% пахотных земель. Размер пашни в одном хозяйстве варьирует от 5,2 га до 1,1 тыс. га.
В производстве сельскохозяйственной продукции занято 7,5 тыс. чел. - граждане, которые ведут личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ).
В 2010 году общий объем валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах составил 2,6 млн. руб. или 108% к уровню 2009 года. Доля КФХ и ЛПХ - 23%.
В аренде у КФХ находится 362 земельной доли на площади 2,2 тыс. га, что от общего количества собственников земельных долей в районе составляет 6% и общего количества земель 6,3%.
КФХ, которые ведут производственную деятельность рассчитываются с собственниками арендованных земель в полном объеме, количество зерна, выдаваемое на пай значительно выше по сравнению с сельскохозяйственными предприятиями. Стоимость аренды 1 земельной доли составляет от 1,4 до 2,5 тыс. руб.
В текущем году структура посевов сельскохозяйственных культур в КФХ и МФХ сложилась следующим образом:
зерновые и зернобобовые - 62% от пашни;
крупяные - 8% в зерновой группе;
кормовые - 4% от пашни.
2010 год стал годом испытаний для сельхозтоваропроизводителей. Из-за аномально высокой температуры погибло 8% посевных площадей, ущерб был оценен в 37,8 млн. руб., в т.ч. в КФХ - 4,4 млн. руб.
Результаты уборки урожая 2010 года показали, что основная часть урожая зерновых сложилась за счет озимых культур. КФХ было посеяно 6,1 тыс. га, из них озимые зерновые составили 62%, валовой сбор - 12 тыс. тн, средняя урожайность - 21 цн/га. Наибольшую урожайность получили КХ "Сергей и К" - 40цн/га, "Мысль", "Алексо" "Горизонт" - урожайность свыше 30 цн/га. Клейковина составила от 22 до 29%.
Несмотря на высокий спрос, сложившийся на рынке овощной продукции, хозяйств, специализирующихся на выращивании овощей остается мало. КФХ и МФХ собрано овощей 4,3 тыс. тн, что на 43% меньше, чем в 2009 г., картофеля 9,9 тыс. тн, что на 45% меньше уровня 2009 г.
Под урожай 2011 года КФХ и МФХ озимых зерновых культур посеяно 5,5 тыс. га, что на 134% выше уровня 2010 года.
Фермерство, чтобы иметь будущее, нуждается в модернизации и государственной поддержке. Сегодня оно просто держится. Хозяйства вышли на определенные показатели и пытаются удержать производство на этих позициях.
Рассматривая отрасль животноводства, можно сказать, что количество фермерских хозяйств, производящих продукцию животноводства для товарных целей по прежнему немногочисленно.
Это, КХ "Русь" - глава Орлов Виталий Викторович
КХ "Полевое" - глава Жилин Алексей Павлович
КХ "Амин" - глава Пирвердиева Шикает Булкадаровна
КХ "Спутник" - глава Навасардян Владимир Николаевич
ИП "Кравцова А.О." - глава Кравцова Анастасия Олеговна
ИП Погорелова Наталья Евгеньевна
Производство молока в КФХ и МФХ на 1.07.2011 г. увеличено на 5% (133 тн), скота на убой - 8% (44 тн).
Поголовье в КФХ и МФХ за 6 месяцев текущего года составляет: КРС - 2865 гол, в т.ч. коров - 1359 гол., свиней - 2355 гол., овец и коз - 3801 гол.
Ключевыми проблемами в развитии КФХ и МФХ на территории Мценского района остаются:
1. Недостаточная государственная поддержка КФХ и МФХ на селе. Основная помощь направлена на субсидирование затрат на производство, но не на поддержание рынка и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства. Необходимо сделать упор на меры по регулированию сельскохозяйственного рынка, расширению доступа местного товаропроизводителя к возможностям сбыта продукции и его маркетингового обслуживания.
2. Определенные трудности, связанные с привлечением кредитных ресурсов на развитие субъектов малого бизнеса. Для многих фермерских хозяйств и сельхозкооперативов основной проблемой является отсутствие залогового имущества, поскольку объекты недвижимости не оформлены в собственность, скот не застрахован, сельскохозяйственная техника старая. Сложность в подготовке пакета документов тормозит, а зачастую вообще "отбивает охоту" использования кредитных ресурсов, которые бывают крайне необходимы для осуществления производства продукции сельского хозяйства.
3. Использование земли. Только 50% зарегистрированных фермерских хозяйств района осуществляют свою деятельность. Остальные либо сдают землю в аренду, либо обрабатывают с определенной периодичностью.
4. Кадровый состав. От сегодняшних КФХ и МФХ время требует грамотных управленческих решений, знаний новейших технологий, способности маркетинговых исследований. В районе 21% руководителей имеют высшее образование, 8% среднеспециальное, оставшиеся приобретали свои знания и опыт на практике. Органы местного самоуправления проводят учебу, оказывают методическую, консультационную, юридическую помощь, стараются показать передовой опыт на примерах в своем районе и за его пределами. Пришло время введения в учебных заведениях среднего и высшего звена специальности "сельскохозяйственная потребительская кооперация".
Сложившееся положение требует комплексного решения вопросов развития КФХ и МФХ, усиления государственной поддержки этого сектора сельскохозяйственного производства.
II. Цели и задачи Программы
Целью программы является повышение производительности и устойчивости КФХ и МФХ, увеличение объемов сельскохозяйственного производства в КФХ и МФХ, повышение уровня жизни сельского населения.
Для достижения цели предлагается решение следующих задач:
- создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;
- стимулирование инноваций в деятельности КФХ и МФХ;
- повышение привлекательности института КФХ;
- облегчение доступа КФХ и других МФХ к финансовым ресурсам;
- создание и комплектация миниферм на базе КФХ и других МФХ;
- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации (сельскохозяйственной и несельскохозяйственной направленности);
- рост занятости сельскохозяйственного населения и снижение скрытой безработицы.
Период реализации Программы - 2012-2015 годы.
Поддержка КФХ и МФХ должна быть направлена на создание благоприятных условий для эффективной деятельности в сфере производства сельскохозяйственной продукции, как в целях самообеспечения, так и в целях товарного производства:
- техническое и технологическое перевооружение отрасли осуществить за счет строительства миниферм, приобретения и установки оборудования, внедрения информационных технологий, ведения зоотехнического племенного учета, включающего идентификацию животных, увеличения искусственного осеменения маточного поголовья, модернизации парка техники;
- укрепление племенной базы в животноводстве планируется за счет приобретения в племенных репродукторах области высокопродуктивных пород животных (крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы);
- для увеличения и улучшения кормовой базы планируется расширить посевные площади под многолетними и однолетними травами, что позволит улучшить их качество и биологическую ценность;
- создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов (сельскохозяйственной и несельскохозяйственной направленности) для оказания комплекса услуг КФХ и МФХ по заготовке, первичной переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции и др.
Решение сформулированных задач осуществляется посредством следующих мероприятий:
1. Обеспечение государственной поддержки по средствам предоставления субсидий на возмещение части затрат по кредитным договорам (договорам займа) в размере 100% ставки рефинансирования центрального банка РФ: 95% за счет средств федерального бюджета и не менее 5% - за счет средств бюджета Орловской области в соответствии с Порядком финансирования на очередной финансовый год.
2. Обеспечение государственной поддержки КФХ, включенных в перечень, утвержденный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, посредством предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства по ставкам на одну условную голову, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской федерации и Постановлением Правительства Орловской области на очередной финансовый год.
3. Обеспечение государственной поддержки КФХ, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, посредством предоставления субсидий на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян, заводов по подготовке семян исходя из ставки за 1 тн семян, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Постановлением Правительства Орловской области на очередной финансовый год.
4. Обеспечение государственной поддержки КФХ, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, посредством предоставления субсидий на поддержку производства льна и конопли по ставке за 1 тн льна-долгунца и конопли (в переводе на волокно), утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Постановлением Правительства Орловской области на очередной финансовый год.
5. Обеспечение государственной поддержки КФХ, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, посредством предоставления субсидий на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями по ставке за 1 га, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Постановлением Правительства Орловской области на очередной финансовый год.
6. Обеспечение государственной поддержки КФХ, занимающихся производством рапса, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, посредством предоставления субсидий на компенсацию части затрат на приобретение средств защиты растений по ставке на 1 га посевных площадей рапса, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Постановлением Правительства Орловской области на очередной финансовый год.
7. Обеспечение государственной поддержки КФХ, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, посредством предоставления субсидий на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, внесенных под сельскохозяйственные культуры, по ставкам на 1 га удобренных посевных площадей, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Постановлением Правительства Орловской области на очередной финансовый год.
8. Обеспечение государственной поддержки КФХ, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, посредством предоставления субсидий на компенсацию части затрат на проведение работ по агрохимическому обследованию по ставке утверждаемой Постановлением Правительства Орловской области на очередной финансовый год.
9. Обеспечение государственной поддержки КФХ, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, посредством предоставления субсидий на компенсацию части затрат на поддержку производства продукции животноводства по ставкам, утверждаемым Постановлением Правительства Орловской области на очередной финансовый год.
10. Создание и комплектация миниферм на базе КФХ в соответствии с концепцией долгосрочной областной целевой программы "Развитие КФХ и других МФХ в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы" (далее - Концепция).
11. Развитие инфраструктуры для МФХ в соответствии с Концепцией
12. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в соответствии с Концепцией.
13. Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности в соответствии с Концепцией.
III. Ресурсное обеспечение Программы и основные индикаторы ее реализации
Реализация мероприятий межмуниципальной целевой программы подкрепляется соответствующим ресурсным обеспечением.
Источниками финансирования программных мероприятий являются:
- заемные средства (кредиты банков, займы фондов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов);
- собственные средства участников Программы;
- средства инвестиционных компаний;
- бюджетные средства бюджетов всех уровней.
Государственное финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, ежегодно предусматриваемых Минсельхозу России в федеральном бюджете, Департаменту сельского хозяйства Орловской области в областном бюджете, администрации Мценского района в районном бюджете на указанные цели.
Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них последовательного получения результатов.
Важнейшие индикаторы реализации Программы приведены в Приложении 1 к Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Исполнителями Программы являются отдел сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района, администрации сельских поселений, главы КФХ и МФХ.
К функциям отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района относятся::
- разработка и предоставление на утверждение нормативных документов по поддержке и развитию КФХ и МФХ на территории района;
- организация участия в учебных семинарах;
- организация и проведение информационной работы;
- оказание консультационной помощи КФХ и МФХ;
- обеспечение взаимодействия и координации работы участников Программы;
- контроль за ходом выполнения программных мероприятий;
- мониторинг результатов развития КФХ и МФХ;
- ежеквартальный анализ исполнения показателей Программы.
График реализации Программы, где определены мероприятия, сроки, ответственные исполнители приведены в приложении 2.
V. Социально-экономическая эффективность Программы
Реализация мероприятий Программы за счет дополнительных вложений в развитие КФХ и МФХ позволит расширить имеющиеся и открыть новые производства, создать рабочие места, повысить качественный уровень трудового потенциала, будет способствовать росту привлекательности территорий для постоянного проживания и закреплению сельского населения, сглаживанию отрицательных демографических тенденций, поддержке сельского уклада жизни.
Эффективность реализации Программы оценивается по следующим показателям:
- рост объема производства конкурентоспособной продукции;
- снижение уровня безработицы в сельской местности и уменьшение численности населения, проживающего за чертой бедности;
- обеспечение самозанятости населения;
- увеличение доходов сельских жителей;
- увеличение числа субъектов малого предпринимательства и создание экономических условий для их развития.
Количественные показатели эффективности базируются на данных статистического наблюдения, а также на сведениях, получаемых в ходе реализации Программы.
Расчет финансирования мероприятий реализации межмуниципальной целевой
программы "Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и
других малых форм хозяйствования в АПК Мценского района
на 2012 - 2015 годы" из бюджетов двух уровней **
тыс. руб.
N п/п |
Номер мероприятия |
Наименование мероприятия |
Бюджет |
Ставка |
Годы реализации Программы |
Основание для проведения расчета * |
||||
Всего |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1 |
3.1 |
Контроль за финансовой поддержкой КФХ и МФХ по средствам предоставления субсидий на возмещение части затрат по кредитным договорам (договорам займа) |
ФБ |
95% ставки рефинансирования ЦБ |
4880 |
1150 |
1200 |
1230 |
1300 |
Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 3.02.2011 N 27 |
ОБ |
5% ставки рефинансирования ЦБ |
256 |
60 |
63 |
65 |
68 |
||||
2 |
3.2 |
Контроль за финансовой поддержкой КФХ, посредством предоставления субсидий на приобретение элитных семян |
ФБ |
Зерновые и зернобобовые культуры, в т.ч.: колосовые - 3700 руб. крупяные - 6500 руб. зернобобовые - 5800 руб. соя - 9000 руб. рапс - 17000 руб. кукуруза - 8010 сахарная свекла - 153000 руб. картофель - 7500 руб. |
35 |
5 |
7 |
10 |
13 |
Порядок предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, производства льна и конопли, закладки и ухода за многолетними насаждениями, на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации прочих мероприятий в области сельскохозяйственного производства, утвержденный Постановлением Правительств Орловской области от 3.02.2011 N 27 |
ОБ |
5% от ставки |
1,8 |
0,2 |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
||||
3 |
3.3 |
Контроль за финансовой поддержкой КФХ, посредством предоставления субсидий на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений, внесенных под сельскохозяйственные культуры |
ФБ |
Пшеница, ячмень, кукуруза на зерно - 256 руб. Соя - 371 руб. Сахарная свекла - 1190 руб. Кормовые культуры - 238 руб. |
4790 |
1160 |
1180 |
1210 |
1240 |
|
ОБ |
5% от ставки |
252 |
61 |
62 |
64 |
65 |
||||
4 |
3.4 |
Контроль за финансовой поддержкой КФХ, посредством предоставления субсидий на компенсацию части затрат на проведение работ по агрохимическому обследованию |
ОБ |
20 руб. за 1 га |
14 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
5 |
3.5 |
Контроль за финансовой поддержкой КФХ, посредством предоставления субсидий на компенсацию части затрат на поддержку производства продукции животноводства |
ОБ |
600 руб. за 1 тн произведенного молока |
500 |
100 |
120 |
130 |
150 |
Порядок предоставления субсидий в 2011 г. на проведение мероприятий по преодолению последствий аномальных погодных условий и засухи, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 21.01.2011 N 12 |
** - расчет финансирования мероприятий из бюджета двух уровней произведен по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 3.02.2011 N 27, 21.01.2011 N 12 (прилагаются)
* - нормативно-правовые акты утверждаются Постановлением Правительства Орловской области ежегодно на очередной финансовый год.
Начальник отдела сельского хозяйства и продовольствия |
А.М.Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.