Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 7 сентября 2011 г. N 301
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм
хозяйствования в сельской местности в Орловской области
на 2012-2015 годы"
11 апреля, 24 августа 2012 г., 26 июля, 28 октября, 19 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Орловской области от 19 декабря 2013 г. N 437 паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм
хозяйствования в сельской местности в Орловской области
на 2012-2015 годы"
Наименование программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы" (далее также - Программа) |
Основание для разработки программы |
Распоряжение Правительства Орловской области от 18 августа 2011 года N 354-р |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент сельского хозяйства Орловской области, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Орловской области (по согласованию), администрации муниципальных районов Орловской области (по согласованию) |
Руководитель Программы |
Руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы |
Начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы - повышение производительности, увеличение объемов сельскохозяйственного производства, развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечение финансовой устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области. Задачи Программы: 1. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. 2. Поддержка начинающих фермеров. 3. Оформление в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. 4. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. 5. Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Создание и комплектация 24 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. 2. Организация 72 крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки. 3. Оформление в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств используемых ими земельных участков (4000 га). 4. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, включая 14 кооперативов различной направленности, повышение доли работающих кооперативов до 75%. 5. Организация 6 малых форм хозяйствования по несельскохозяйственной деятельности в сельской местности |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы - 359 266,8 тыс. рублей. В том числе: областной бюджет - 76 850,4 тыс. рублей; федеральный бюджет - 125 576,4 тыс. рублей; внебюджетные источники - 156 840,0 тыс. рублей |
В том числе по направлениям затрат: |
|
капитальные вложения |
- 0; |
НИОКР |
- 0; |
прочие нужды |
- 359 114,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Ввод в действие 24 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. 2. Создание в семейных животноводческих фермах 400 ското-мест. 3. Организация в семейных животноводческих фермах 72 рабочих мест. 4. Создание 72 крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки. 5. Организация 216 дополнительных рабочих мест. 6. Оформление в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств используемых ими земельных участков (4000 га). 7. Создание 14 кооперативов различной направленности. 8. Повышение доли работающих кооперативов до 75%. 9. Привлечение в кооперативное движение 150 новых членов. 10. Создание 4 объектов складской инфраструктуры (зернохранилищ, овощехранилищ, картофелехранилищ), пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции. 11. Создание 6 малых форм хозяйствования по несельскохозяйственной деятельности, включая народные промыслы, бытовое и социально-культурное обслуживание |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" основными целями государственной аграрной политики являются:
повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, качества российских продовольственных товаров;
обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня жизни, в том числе оплаты труда;
формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, и развитие инфраструктуры этого рынка;
увеличение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Данным документом определено, что одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей в первую очередь в агропромышленном комплексе.
Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются:
1) восстановление и поддержание занятости населения, создание новых рабочих мест, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;
2) поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства;
3) увеличение количества и модернизация рабочих мест на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции);
4) стимулирование увеличения количества рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах;
5) повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами.
Реформы, проводимые в агропромышленном комплексе Орловской области с конца восьмидесятых годов XX века, позволили обеспечить поступательное и эффективное развитие сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. При этом крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, являющиеся малыми формами хозяйствования в АПК, стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, малыми формами хозяйствования в АПК являются личные подсобные хозяйства (далее также - ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (далее также - К(Ф)Х), сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Названные субъекты отнесены к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" (2006-2007 годы) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы началось выделение значительных бюджетных средств на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. На субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, на приобретение элитных семян, дизельного топлива, племенное дело, страхование урожая, производство конопли, садоводство и другие направления поддержки малых форм хозяйствования в АПК было выделено: в 2006 году - 48,87 млн. руб., в том числе 8,1 млн. руб. из областного бюджета, в 2007 году - 56,99 млн. руб., в том числе 16,93 млн. руб. из областного бюджета, в 2008 году - 95,5 млн. руб., в том числе 8,68 млн. руб. из областного бюджета, в 2009 году -71,016 млн. руб., в том числе 8,28 млн. руб. из областного бюджета, в 2010 году - 88,48 млн. руб., в том числе 12,97 млн. руб. из областного бюджета, в 2011 году - 65,365 млн. руб., в том числе - 6,2 млн. руб. из областного бюджета. За указанный период бюджетные расходы по данному направлению составили 426,2 млн. руб., в том числе из бюджета Орловской области - 61,16 млн. руб.
Государственная поддержка малых форм хозяйствования в АПК является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости и самозанятости, устойчивого развития сельских территорий и продовольственной безопасности страны. В связи с этим субъекты Российской Федерации применяют различные механизмы поддержки малых форм хозяйствования в АПК.
Для определения новых путей развития малых форм хозяйствования в АПК, создания благоприятных экономических условий повышения их эффективности, выравнивания конкурентной среды, решения указанных проблем и подготовлена настоящая Программа.
В настоящее время в Орловской области 1,452 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 183,5 тыс. личных подсобных хозяйств с общей площадью сельскохозяйственных угодий 290,6 тыс. га. Численность занятых в К(Ф)Х и ЛПХ (основной вид деятельности) составляет более 47,3 тыс. человек или 29,8% занятого населения в сельской местности.
Малые формы хозяйствования Орловской области занимают значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. На долю ЛПХ в 2009 году приходилось 36%, в 2010 году - 39,7% стоимости продукции сельского хозяйства, в том числе в производстве продукции животноводства - 48,1%, в 2010 году - 44,6%, растениеводства - 27,1%, в 2010 году - 35,6%. Аналогично на долю К(Ф)Х в 2009 году - 7,2%, в 2010 году - 5,8% стоимости продукции сельского хозяйства, в том числе в производстве продукции животноводства в 2009 году -2,6%, в 2010 году - 2,7%, растениеводства - 10,5%, в 2010 году - 8,9%.
Вместе с тем малые формы хозяйствования решают, прежде всего, проблему собственного продовольственного обеспечения. В 2006 году уровень товарности молока в ЛПХ составил 29,7%, в 2007 году - 29,6%, в 2008 году -43,1%, в 2009 году - 45%, в 2010 году - 47%. Уровень товарности скота и птицы (в живом весе) в ЛПХ составил в 2006 году 34,2%, в 2007 году - 35,4%, в 2008 году - 60,6%, в 2009 году - 56%, в 2010 году - 57,8%.
По данным Орелстата, в К(Ф)Х и хозяйствах населения в 2010 году произведено 45,4% валовой продукции сельского хозяйства, что включает в себя 36,6 тыс. т скота и птицы в живом весе (31,6%), 100,8 тыс. т молока (42,7%), 265,5 тыс. т зерна (17,6%), 196,3 тыс. т картофеля (92,9%), 48,2 тыс. т овощей (92,3%). Несмотря на рост удельного веса малых форм хозяйствования в общем объеме производства продукции сельского хозяйства, негативные тенденции характерны и для данного сектора экономики. На начало 2011 года сокращение поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств Орловской области по сравнению с 1991 годом составило 80,6%, при этом в хозяйствах населения -44,1%, в К(Ф)Х поголовье возросло с 0,2 тыс. гол. до 5,4 тыс. гол. По численности коров тенденция аналогичная: во всех категориях хозяйств поголовье коров сократилось на 77,5%, в хозяйствах населения - на 65,6%. Положительной динамикой характеризуется ситуация по поголовью свиней: за анализируемый период при общем сокращении поголовья свиней во всех категориях хозяйств Орловской области на 30,3% в хозяйствах населения поголовье уменьшилось на 12%, в К(Ф)Х численность свиней возросла с 0,1 тыс. гол. до 12,3 тыс. гол.
Важную роль малые формы хозяйствования играют в решении социальных проблем села, обеспечении занятости, устойчивого развития сельских территорий и поддержании доходов населения. Они способствуют сохранению территориального расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. В перспективе социально-экономическая роль К(Ф)Х и ЛПХ усилится, особенно в наполнении региональных агропродовольственных рынков, в производстве экологически чистой и безопасной продукции.
Вместе с тем производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования на селе используется недостаточно эффективно. Об этом, в частности, убедительно свидетельствует тот факт, что на 1 января 2011 года (по данным Орелстата) на 100 хозяйств населения в Орловской области приходится всего 9 гол. коров, 40 гол. свиней, 18 гол. овец и 6 гол. коз.
В сложившихся социально-экономических условиях при инерционном сценарии развития и текущем уровне государственной поддержки в 2012-2015 годах количество К(Ф)Х и площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в их пользовании, будет неуклонно снижаться. Недостаточный уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования ведет к сдерживанию внедрения новых технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, результатом чего является низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности продукции.
Малые формы хозяйствования испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем:
отсутствие достаточной и эффективной правовой базы, регулирующей развитие индивидуального и семейного сельскохозяйственного производства;
острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной доступности рынка коммерческого кредита, незначительного развития сельской кредитной кооперации;
неналаженность эффективной системы материально-технического и производственного обслуживания, проблемы со снабжением качественным семенным материалом, племенным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами, сбытом произведенной продукции;
отсутствие актуальной доступной информации о рыночной конъюнктуре и потенциальных партнерах, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера.
Все вышеперечисленное в совокупности свидетельствует об актуальности вопросов определения новых путей и стратегии развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе в целях создания благоприятных экономических условий для повышения эффективности их деятельности, выравнивания конкурентной среды в агробизнесе.
Решение обозначенных проблем целесообразно осуществлять программно-целевым методом посредством выработки системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение и урегулирование наиболее проблемных вопросов в сфере малого предпринимательства в сельской местности на основе:
а) определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;
б) концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам Программы;
в) повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства в АПК и результативности использования бюджетных ресурсов.
Осуществление единичных и разрозненных мер государственной поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, возможно, обеспечит кратковременный и нестабильный положительный эффект, который не ликвидирует имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет неэффективное и нецелесообразное расходование бюджетных средств.
Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявляемых цели и задач преобразований результатам, достигаемым в процессе их реализации. Это является следствием собственной интерпретации цели и задач каждым из активно действующих субъектов. Таким образом, при отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов реализации региональной политики в сфере развития малых форм хозяйствования в АПК, невозможен полный охват широкого круга участников и контроль за достижением запланированных целевых показателей, существующие противоречия не будут устранены, а задачи по развитию малых форм хозяйствования в АПК не будут решены.
Возможны непрограммные варианты решения проблем, сопряженные с определенными:
а) непоследовательное, невзаимосвязанное решение основных проблем (может привести к ухудшению ситуации вследствие тесной сопряженности проблем, требующих в ряде случаев параллельного решения);
б) полное государственное бюджетное обеспечение (нецелесообразно в силу ресурсных ограничений региональной экономики и риска некорректного определения приоритетов, не обеспечит своевременного создания "точек роста" и реализацию задачи ускоренного развития малого предпринимательства в АПК в необходимые сроки).
При использовании программно-целевого метода возможны риски, связанные:
а) с недостатками в управлении Программой (слабая координация действий различных субъектов управления, диспропорции в ресурсной поддержке мероприятий, их неоправданное дублирование, снижение эффективности использования средств);
б) неверно выбранными приоритетами развития отрасли;
в) изменениями законодательства Российской Федерации, принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования.
В целях минимизации возможных отрицательных последствий, связанных с указанными рисками, требуется внедрение в систему программных действий должных мер контроля, анализа и оценки неэффективного расходования финансовых ресурсов и недостижения намеченных целевых показателей.
Реализация мероприятий Программы улучшит социально-экономическую ситуацию, обеспечит активизацию малого предпринимательства в сельской местности, повысит эффективность агропромышленного комплекса в целом на основе осуществления мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям.
2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,
целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является повышение производительности, увеличение объемов сельскохозяйственного производства, развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечение финансовой устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
1) развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
2) поддержка начинающих фермеров;
3) оформление в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
4) развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.
5) развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Реализация мероприятий Программы базируется на применении метода программно-целевого управления на основе следующих принципов:
а) направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
б) комплексный характер разработки мероприятий Программы, включающий нормативное правовое обеспечение, проектно-аналитическое обоснование, методическое сопровождение, использование информационно- коммуникационных технологий, материально-техническое обеспечение;
в) гласность и достоверность информационного обеспечения и сопровождения реализации Программы, приоритетность современных рыночных и информационных технологий;
г) эффективность, адресность, экономность и целевой характер использования бюджетных средств, предусмотренных для реализации мероприятий Программы, сбалансированность финансирования мероприятий Программы из областного бюджета и других источников.
Сроки реализации Программы - 2012-2015 годы, этапы реализации не выделяются.
Для оценки хода и результативности реализации мероприятий Программы, решения поставленных в ней задач, определения влияния на социально-экономическое развитие Орловской области разработана система ожидаемых целевых индикаторов и показателей результативности Программы (приложение 1 к настоящей Программе).
3. Система программных мероприятий, индикаторы оценки
результатов реализации основных мероприятий
Для достижения цели Программы в рамках решения ее задач запланирована реализация программных мероприятий для обеспечения стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и повышению его доходов.
Постановлением Правительства Орловской области от 24 августа 2012 г. N 298 раздел 3.1. раздела 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.1. Развитие семейных животноводческих ферм
на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
Под семейной животноводческой фермой понимается производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящийся в собственности и пользовании К(Ф)Х, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", члены которого связаны родством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
При реализации задачи развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств по результатам конкурсного отбора предоставляется грант на развитие семейной животноводческой фермы для возмещения части затрат:
- на разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
- строительство, реконструкцию или модернизацию животноводческих ферм;
- строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
- комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
- покупку сельскохозяйственных животных. Участниками Программы являются действующие К(Ф)Х. Отбор участников Программы осуществляет комиссия, в состав которой включаются государственные и муниципальные служащие Орловской области (не более половины состава комиссии), юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере агропромышленного комплекса, представители кредитных, научных, образовательных, юридических, консультационных, консалтинговых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, фермерских ассоциаций (далее также - комиссия).
Состав комиссии и положение о ней утверждаются приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области.
Порядок проведения конкурсного отбора участников Программы и расчета размера грантов на развитие семейной животноводческой фермы устанавливается Правительством Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 24 августа 2012 г. N 298 раздел 3.2. раздела 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.2. Поддержка начинающих фермеров
При реализации задачи по поддержке начинающих фермеров предоставляются грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременная помощь на бытовое обустройство по результатам конкурсного отбора.
Отбор участников Программы осуществляет комиссия.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства -средства, передаваемые из бюджета Орловской области или муниципальных бюджетов на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Орловской области крестьянского (фермерского) хозяйства.
Размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства составляет не более 1 500 тыс. рублей и может быть использован на следующие цели:
а) приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
б) разработка проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
в) приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрация;
г) строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
д) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
е) приобретение сельскохозяйственных животных;
ж) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
з) приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
и) приобретение удобрений и ядохимикатов.
Единовременная помощь на бытовое обустройство - средства, передаваемые из бюджета Орловской области или муниципальных бюджетов на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по его обустройству в сельской местности на территории Орловской области на следующие цели:
- приобретение, строительство и ремонт собственного жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
- приобретение одного грузопассажирского автомобиля;
- приобретение и доставка предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло-и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
- подключение жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.
Размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров составляет не более 250 тыс. рублей.
Порядок проведения конкурсного отбора участников Программы и расчета размера грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое устройство устанавливается Правительством Орловской области.
3.3. Оформление в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств,
включая индивидуальных предпринимателей, используемых ими
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
В целях решения задачи по оформлению в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения субсидии будут предоставляться на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств на проведение кадастровых работ в порядке, установленном Правительством Орловской области.
3.4. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации
В рамках решения задачи развития сельскохозяйственной потребительской кооперации предусмотрено:
1. Субсидирование затрат на приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами сельскохозяйственной техники и оборудования.
Получателями субсидии станут образованные на территории Орловской области в соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Субсидия будет предоставляться сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на приобретение (за счет собственных, заемных средств, в том числе по кредиту, лизингу):
отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования (изделия автомобильной промышленности, тракторы, машины сельскохозяйственные, машины для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудование технологическое и запасные части к нему для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности, оборудование технологическое для мукомольно-крупяной, комбикормовой и элеваторной промышленности, оборудование технологическое и запасные части к нему для торговли, общественного питания и пищеблоков, холодильное и запасные части к нему: бытовые приборы, оборудование криогенное, компрессорное, холодильное, автогенное, газоочистное, насосы вакуумные, машины и агрегаты энергосиловые и сварочные);
комплектного оборудования для возведения торговых площадок и сельскохозяйственных рынков (продукция тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, лаборатории (комплекты приборов, аппаратов, оборудования и посуды), оборудование санитарно-техническое из металлов и полимеров, машины и приборы для измерения механических величин, комплекты на здания сборные (модули), комплекты конструкций на здания, конструкции, несущие каркасы зданий, конструкции ограждающие, элементы конструктивные, мебель специальная).
2. Субсидирование затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов складской инфраструктуры (зернохранилищ, овощехранилищ, картофелехранилищ), пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, включая затраты на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы.
В рамках Программы будет производиться государственная поддержка проектов по строительству (модернизации, реконструкции)
сельскохозяйственными потребительскими кооперативами следующих объектов инфраструктуры: зернохранилищ (элеваторов) мощностью не менее 5 тыс. т, овощехранилищ, картофелехранилищ, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции.
Субсидии будут предоставляться на возмещение сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на разработку проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы, осуществление строительно-монтажных работ.
3. Субсидирование затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов на закупку молока, мяса, картофеля, овощей, фруктов у членов кооператива.
Мероприятие будет осуществляться в целях увеличения объемов производства и уровня товарности определенных видов сельскохозяйственной продукции, произведенной членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
3.5. Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности
В рамках решения задачи развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности предусмотрено субсидирование затрат на развитие направлений несельскохозяйственной деятельности в сельской местности.
Данное мероприятие имеет важное значение для улучшения качества жизни и повышения уровня доходов граждан, проживающих в сельской местности, направлено на обеспечение гарантированной поддержки малых форм хозяйствования в сельской местности и предполагает поддержку следующих направлений:
а) развитие народных промыслов;
б) бытовое и социально-культурное обслуживание населения. Субсидии будут предоставляться К(Ф)Х, сельскохозяйственным
потребительским кооперативам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на создание и обеспечение их деятельности.
Информация о мероприятиях Программы, их исполнителях, сроках исполнения, источниках финансирования, ресурсном обеспечении представлена в приложении 2.
Постановлением Правительства Орловской области от 19 декабря 2013 г. N 437 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение Программы включает средства областного, федерального, муниципального бюджетов, внебюджетные источники финансирования.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в форме грантов и субсидий на возмещение части затрат на осуществление определенных целевых расходов.
Структура финансирования Программы по основным направлениям затрат и источникам финансирования представлена в приложении 3 к Программе.
Финансово-экономическое обоснование расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Программы представлено в приложении 4 к Программе.
Общий объем финансирования Программы в 2012-2015 годах составит 359 266,8 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 76 850,4 тыс. рублей, федерального бюджета - 125 576,4 тыс. рублей, внебюджетные источники - 156 840,0 тыс. рублей, из них:
в 2012 году - 87 961,5 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 16 455,9 тыс. рублей, федерального бюджета -30 455,6 тыс. рублей, внебюджетные источники - 41 050,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 73 355,3 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 16 164,5 тыс. рублей, федерального бюджета - 30 280,8 тыс. рублей, внебюджетные источники - 26 910,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 98 000 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета -20 900,0 тыс. рублей, федерального бюджета - 32 760,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 44 340,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 99 950,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 23 330,0 тыс. рублей, федерального бюджета 32 080,0 тыс. рублей, внебюджетные источники -44 540,0 тыс. рублей.
Общий объем финансирования Программы, средства федерального бюджета, внебюджетные источники носят прогнозный характер и уточняются ежегодно.
В случае сокращения размера финансирования Программы из областного бюджета прогнозируются значительные экономические потери и негативные социальные последствия, невыполнение основных задач Программы.
При нехватке бюджетного финансирования приоритетными мероприятиями Программы целесообразно считать:
1) грант на развитие семейной животноводческой фермы (24 000,0 тыс. рублей);
2) грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (32 030,0 тыс. рублей);
3) оформление в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (776,1 тыс. рублей);
4) приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами сельскохозяйственной техники и оборудования (6 460,0 тыс. рублей);
5) строительство, реконструкцию, модернизацию объектов складской инфраструктуры (зернохранилищ, овощехранилищ, картофелехранилищ), пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, включая затраты на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы (1 600,0 тыс. рублей).
5. Механизм реализации Программы, управление реализацией
и мониторинг Программы
Управление реализацией Программы для достижения намеченной цели и решения поставленных задач основано на использовании программно-целевого метода, а также организационно-экономических и финансовых механизмов, направленных на реализацию системы скоординированных по средствам, ресурсам и инструментам мероприятий, в результате чего обеспечивается достижение ожидаемых конечных результатов Программы и важнейших целевых показателей.
Механизмы управления Программой базируются на принципах партнерства органов исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Решение задач по формированию и эффективному управлению ее реализацией будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов.
Участниками Программы являются:
1) заказчик Программы - Правительство Орловской области;
2) разработчики Программы - Департамент сельского хозяйства Орловской области, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Орловской области (по согласованию), администрации муниципальных районов Орловской области (по согласованию);
3) исполнитель Программы - Департамент сельского хозяйства Орловской области.
Руководителем Программы определен руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области.
Ответственным исполнителем Программы является начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области.
Руководитель Программы:
1) осуществляет текущее управление реализацией Программы;
2) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
3) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
4) ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы;
5) при сокращении фактических объемов бюджетного финансирования разрабатывает меры по привлечению дополнительных источников финансирования (в том числе внебюджетных) для реализации мероприятий Программы в установленные сроки;
6) обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными сроками, представление в Департамент экономики Орловской области полной и достоверной информации о ходе реализации Программы;
7) проводит первоначальную оценку эффективности реализации Программы по итогам года и представляет информацию в рамках годового отчета в Департамент экономики Орловской области;
8) несет ответственность за своевременность и достоверность представляемой информации об эффективности реализации Программы;
9) подготавливает и уточняет перечень программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
10) уточняет объем средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году, и представляет бюджетные заявки в Департамент экономики Орловской области;
11) представляет в Департамент экономики Орловской области информацию о готовящихся изменениях в действующую Программу.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться на основе субсидирования определенных целевых затрат малых форм хозяйствования, являющихся участниками Программы.
Порядок финансирования мероприятий Программы из областного бюджета на очередной финансовый год в пределах сумм, установленных законом о бюджете Орловской области на очередной финансовый год, утверждается постановлением Правительства Орловской области. Контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, будет осуществляться в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств по мере необходимости уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей и организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств из дополнительных источников финансирования, на конечные результаты Программы. По результатам экспертных проверок принимается решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы, ее корректировке или досрочном прекращении ее реализации.
Основаниями для изменения или досрочного прекращения реализации Программы являются ее досрочное выполнение, изменение социально-экономической политики и пересмотр стратегических перспектив развития Орловской области, появление иных механизмов устранения проблемы, на решение которой была направлена Программа, существенные нарушения, допущенные участниками Программы, или наличие обстоятельств, по которым невозможно выполнение Программы, отсутствие финансирования полностью или по большей части программных мероприятий, возникновение практической необходимости корректировки программных мероприятий, возникновение иных обстоятельств, препятствующих реализации Программы.
6. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности Программы
Реализация Программы в соответствии с ее основной целью будет способствовать повышению роли малых форм хозяйствования в обеспечении продовольственной безопасности Орловской области, в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции и уровня ее товарности, позволит внести соответствующий вклад в динамичное развитие сельскохозяйственного производства региона в целом.
Реализация Программы также позволит получить следующие результаты, имеющие положительные экономические и социальные эффекты для населения, проживающего в сельской местности:
а) распространение передового опыта организации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
б) увеличение занятости сельского населения;
в) достижение положительного мультипликативного эффекта для развития смежных подотраслей АПК (производство кормов, переработка молока и мяса, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники и др.);
г) создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий;
д) внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в сферу молочного животноводства;
е) создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и доходов сельского населения, дополнительные налоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды;
ж) развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
з) развитие конкурентной среды.
Обеспечение экологической безопасности реализации проектов в рамках Программы будет осуществляться в соответствии с требованиями ветеринарного и градостроительного законодательства.
Эффективность реализации мероприятий Программы и степень решения ее задач будут оцениваться путем сопоставления ожидаемых (плановых) конечных результатов ее реализации и важнейших целевых показателей с достигнутыми (фактическими). Источники получения информации для определения результатов реализации Программы и целевых показателей представлены в таблице.
Таблица
Источники получения информации для определения результатов
реализации и целевых показателей Программы
Наименование целевых показателей, единицы измерения |
Источник получения информации |
1 |
2 |
Количество введенных семейных животноводческих ферм (на конец года) |
Оперативные данные муниципальных районов Орловской области |
Количество созданных скотомест (на конец года) |
Оперативные данные муниципальных районов Орловской области |
Организация дополнительных рабочих мест (на конец года) |
Оперативные данные муниципальных районов Орловской области |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки |
Оперативные данные муниципальных районов Орловской области |
Количество созданных рабочих мест (на конец года) |
Оперативные данные муниципальных районов Орловской области |
Площадь земельных участков, оформленных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в собственность |
Данные Управления Росреестра по Орловской области |
Количество зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов (на конец года) |
Данные Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики |
Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
Определяется расчетным путем как отношение показателя "Количество работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов" к значению целевого показателя "Количество зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов" |
Численность членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (на конец года) |
Данные Федеральной службы государственной статистики |
Создание объектов складской инфраструктуры (зернохранилищ, овощехранилищ, картофелехранилищ), пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции (на конец года) |
Оперативные данные муниципальных районов Орловской области |
Количество вновь созданных малых форм хозяйствования по несельскохозяйственной деятельности на конец года |
Оперативные данные муниципальных районов Орловской области, данные Федеральной службы государственной статистики |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.