Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 12 ноября 2012 г. N 407 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 6 декабря 2011 г. N 419
Долгосрочная областная целевая программа
"Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"
12 ноября 2012 г.
Паспорт долгосрочной областной целевой программы
Наименование программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 523 "О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Руководитель Программы |
Руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы |
Начальник управления строительства и дорожной инфраструктуры Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, начальник КУ ОО "Орелгосзаказчик" |
Цель Программы |
Обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, объектами газо- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, а также объектами медицинской сферы. |
Задачи Программы |
1. Строительство и реконструкция объектов инженерной и социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения в Орловской области, проживающего на загрязненных территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в ходе аварии на Чернобыльской АЭС 2. Строительство и реконструкция объектов здравоохранения. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
1. Обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, объектами газо- и теплоснабжения (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях). 2. Обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, устойчивыми источниками водоснабжения и канализацией (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях). 3. Обеспеченность граждан медицинскими услугами (доля подвергшихся радиационному воздействию граждан, получивших амбулаторную специализированную и стационарную медицинскую помощь, в общей численности граждан, зарегистрированных в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре и отнесенных к группам радиационного риска) |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2015 годы. Этапы не выделяются. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 535 776,7 тыс. рублей, в том числе: 193 142,6 тыс. рублей - средства бюджета Орловской области, из них: 2011 год - 23 247,6 тыс. рублей; 2012 год - 27 832,8 тыс. рублей; 2013 год - 38 262,2 тыс. рублей; 2014 год - 48 000,0 тыс. рублей; 2015 год -55 800,0 тыс. рублей. Планируемый объем привлеченных средств федерального бюджета составит 342 634,1 тыс. рублей. В разрезе направлений затрат средства Программы направляются на капитальные вложения строительства объектов инженерной инфраструктуры в загрязненных населенных пунктах Орловской области, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, устойчивыми источниками водоснабжения и объектами водоотведения (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях) составит 65 процентов: сети водоснабжения - 116,5 км; сети канализации - 7,3 км. Обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, объектами газо-и теплоснабжения (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях) составит 75 процентов: сети газоснабжения - 78,9 км; котельные - 1,37 Гкал/ч. Доля подвергшихся радиационному воздействию граждан, получивших амбулаторную специализированную и стационарную медицинскую помощь, в общей численности граждан, зарегистрированных в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре и отнесенных к группам радиационного риска, составит не менее 80 процентов (на территории города Болхова и Болховского района -100 процентов): реконструкция центральной районной больницы в городе Болхове (третья очередь) |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года, стала одной из крупнейших катастроф XX века. На больших территориях наблюдалось повышенное содержание радионуклидов в молоке, овощах, мясе и других видах сельхозпродукции.
Работы по радиационному мониторингу территории Российской Федерации развернуты начиная с первых дней после аварии. Всего обследовано более 6 миллионов квадратных километров территории России. На основе аэрогаммасъемки и наземных обследований подготовлены и изданы карты по загрязнению цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 европейской части Российской Федерации. В 1998 году осуществлено зонирование территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению (таблица 1).
Таблица 1
Зонирование территории России, подвергшейся загрязнению вследствие
аварии на Чернобыльской АЭС (по состоянию на 1 января 1999 г.)
Субъект Российской Федерации |
Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом |
Зона проживания с правом на отселение |
Зона отселения |
|||
населенные пункты, единиц |
число жителей, тыс. чел. |
населенные пункты, единиц |
число жителей, тыс. чел. |
населенные пункты, единиц |
число жителей, тыс. чел. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Брянская область |
539 |
172,0 |
237 |
133,0 |
194 |
78,6 |
Калужская область |
284 |
88,0 |
68 |
4,4 |
|
|
Орловская область |
885 |
142,0 |
15 |
0,5 |
|
|
Тульская область |
1184 |
719,0 |
121 |
31,9 |
|
|
Белгородская область |
79 |
74,0 |
|
|
|
|
Воронежская область |
79 |
33,0 |
|
|
|
|
Курская область |
168 |
119,0 |
|
|
|
|
Ленинградская область |
29 |
8,4 |
|
|
|
|
Липецкая область |
75 |
36,0 |
|
|
|
|
Республика Мордовия |
16 |
11,0 |
|
|
|
|
Пензенская область |
33 |
10,0 |
|
|
|
|
Рязанская область |
320 |
123,0 |
|
|
|
|
Тамбовская область |
7 |
2,0 |
|
|
|
|
Ульяновская область |
5 |
2,8 |
|
|
|
|
Итого |
3703 |
1540,2 |
441 |
169,8 |
194 |
78,6 |
Согласно данным таблицы 1 Орловская область - третья в Российской Федерации по числу населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Значительная часть населения продолжает проживать в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что обуславливает лишения, связанные с психологическими, экономическими и социальными проблемами: чернобыльская катастрофа способствовала формированию негативного образа территории Орловской области, что отрицательно сказалось на экономических возможностях и благосостоянии населения региона. В общем виде схема подобного негативного влияния представлена в отчете для Организации Объединенных Наций (рисунок 1).
Рисунок 1
Схема снижения уровня жизни населения, пострадавшего
от аварии на Чернобыльской АЭС
Из схемы следует, что нельзя рассматривать экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС отдельно от социально-экономических и медицинских последствий, ведь наименее защищенные группы населения, проживающие на пострадавших территориях, находятся в своеобразном замкнутом круге, в котором каждая последующая проблема, с которой сталкивается человек, приводит к дополнительному снижению его жизненного уровня.
Для преодоления данной ситуации необходимо обеспечить доступ граждан к основным социальным услугам, включая услуги в сфере здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства.
До настоящего времени задачи преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС решались в рамках федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" и соответствующей областной целевой программы.
В соответствии с указанными программами реализован комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий. Вместе с тем результаты, достигнутые при выполнении программных мероприятий, свидетельствуют, что решение проблемы носит долговременный характер и требует продолжения работ по данному направлению. Принятие в июне 2011 года федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" послужило основой для разработки настоящего программного документа.
Основными принципами Программы являются:
1. Реализация комплексного подхода, нацеленного на определение наиболее серьезных медицинских и демографических проблем, а также путей их решения с помощью специальных мероприятий при одновременном проведении общей политики содействия возвращению к нормальной жизни как в отношении пострадавших территорий, так и в отношении пострадавших лиц и групп населения. Стимулируя процесс реабилитации, данные меры обеспечат защиту наиболее уязвимой части населения в условиях сокращения расходов на мероприятия по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также помогут справиться с широко распространенными психологическими последствиями аварии.
2. Хотя стимулирование внутренних инвестиций является эффективным способом борьбы с безработицей и повышения уровня жизни населения, тем не менее этого недостаточно для решения наиболее серьезных социальных проблем, обусловленных аварией на Чернобыльской АЭС. Помимо этого необходимо развивать социальную и инженерную инфраструктуру. Причем акцент необходимо сделать на улучшении условий проживания населения на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Реализация подобных проектов не может быть осуществлена только в рамках текущей деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и деятельности хозяйствующих субъектов. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения долгосрочных организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2. Цель и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели,
ожидаемый эффект, срок реализации Программы
Целью Программы является обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, объектами газо- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, а также объектами медицинской сферы.
Основными задачами Программы являются:
1. Строительство и реконструкция объектов инженерной и социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения в Орловской области, проживающего на загрязненных территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
2. Строительство и реконструкция объектов здравоохранения.
Целевыми показателями оценки хода реализации мероприятий Программы являются:
а) обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, объектами газо- и теплоснабжения (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях):
сети газоснабжения - 78,9 км;
котельные - 1,37 Гкал/ч;
б) обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, устойчивыми источниками водоснабжения и канализацией (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях):
сети водоснабжения - 116,5 км;
сети канализации - 7,3 км;
в) доля подвергшихся радиационному воздействию граждан, получивших амбулаторную специализированную и стационарную медицинскую помощь, в общей численности граждан, зарегистрированных в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре и отнесенных к группам радиационного риска: строительство и реконструкция объектов здравоохранения (центральная районная больница в г. Болхове (третья очередь).
Оценка хода реализации мероприятий Программы будет осуществляться по этим показателям ежегодно с возможностью ежегодной корректировки объема привлекаемых ресурсов.
Ожидаемый эффект от реализации Программы:
создание инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения Орловской области, проживающего на загрязненных территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
увеличение доступности специализированной медицинской помощи и реализация мер социальной защиты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, в том числе путем строительства центральной районной больницы в г. Болхове (третья очередь);
повышение инвестиционной привлекательности территорий, подвергшихся радиационному воздействию, и обеспечение их устойчивого экономического роста;
улучшение демографической ситуации и социально-психологического климата в зонах радиоактивного загрязнения.
Объекты, возводимые в рамках Программы, будут использоваться в последующие годы.
Срок реализации Программы - 2011-2015 годы. Этапы не выделяются.
Целевые индикаторы и показатели результативности Программы представлены в приложении 1 к Программе.
3. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов
реализации основных мероприятий Программы
В рамках создания инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на загрязненных территориях, в 2011-2015 годах планируется проведение работ по строительству и реконструкции систем:
теплоснабжения - 1,018 гкал;
газоснабжения - 78,9 км;
водоснабжения - 116,5 км;
водоотведения - 7,3 км.
В рамках строительства, реконструкции и модернизации объектов здравоохранения планируется строительство третьей очереди центральной районной больницы в г. Болхове для осуществления стационарного лечения лиц, проживающих на загрязненных территориях.
Детализированная информация о программных мероприятиях представлена в приложениях 2 и 4 к Программе.
Результаты реализации основных программных мероприятий носят двойной характер:
1) нематериальные: улучшение социально-экономического климата, а также формирование инвестированного имиджа территорий;
2) материальные: увеличение уровня обеспеченности населенных пунктов объектами инженерной и социальной инфраструктуры.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется как за счет средств областного бюджета, так и путем привлечения средств федерального бюджета. Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Программы (приложения 2 и 4 к Программе) в пределах бюджетных лимитов 2011-2015 годов, объем которых подлежит ежегодному уточнению. Основные расходы областного бюджета направлены на создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на загрязненных территориях.
Структура финансирования Программы и финансово-экономического обоснования представлены в приложениях 2 и 3 к Программе.
5. Механизм реализации Программы, управление
реализацией и мониторинг Программы
Для обеспечения системного подхода к достижению цели Программы предусмотрена реализация комплекса основных принципов:
комплексный подход, нацеленный на определение наиболее серьезных демографических проблем и их решение;
эффективные механизмы использования средств государственной поддержки для достижения основной цели Программы;
привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года";
открытость и доступность информации о ходе реализации Программы;
обеспечение мониторинга реализации мероприятий Программы с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта.
В целях успешной реализации Программы предусматривается заключение соглашений с федеральными органами власти о софинансировании и взаимодействии по вопросам выполнения программных мероприятий.
Выполнение мероприятий Программы, направленных на улучшение демографических проблем территорий, подвергшихся радиационному воздействию, будет осуществляться как единый комплекс мер, направленный на снижение актуальности проблем населения, связанных с проживанием на территориях, подвергшихся радиационному воздействию.
Реализацию Программы планируется осуществлять в соответствии с пообъектной разбивкой межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области", ежегодно утверждаемой постановлением Правительства Орловской области.
Руководитель Программы - руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области осуществляет мониторинг выполнения Программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа отчетности о ходе работ и отчета о расходовании средств. Формы отчетности согласовываются с руководителем Программы. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на исполнителей Программы - начальника управления строительства и дорожной инфраструктуры Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, начальника КУ ОО "Орелгосзаказчик".
В случае непредставления отчетности, выявления нецелевого использования денежных средств, использования средств областного бюджета руководитель Программы приостанавливает предоставление дальнейшей финансовой поддержки до устранения замечаний.
6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Итоговый социально-экономический эффект от реализации Программы будет достигнут за счет:
а) обеспеченности граждан, проживающих на загрязненных территориях объектами газо- и теплоснабжения;
б) обеспеченности граждан, проживающих на загрязненных территориях, устойчивыми источниками водоснабжения и канализацией;
в) обеспеченности граждан медицинским услугами;
г) улучшения материально-технической базы здравоохранения, улучшения условий жизни населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях или ранее подвергшегося радиационному воздействию;
д) снижения социально-психологической напряженности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.
Методика оценки социально-экономической и бюджетной эффективности Программы приведена в приложении 5 к настоящей Программе.
Структура финансирования по бюджетополучателям отражена в приложении 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.