Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 25 октября 2011 г. N 373
Долгосрочная областная целевая программа
"Обеспечение муниципальных образований Орловской области
чистой водой на 2012-2017 годы"
8 ноября 2012 г.
Постановлением Правительства Орловской области от 8 ноября 2012 г. N 402 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы
"Обеспечение муниципальных образований Орловской области
чистой водой на 2012-2017 годы"
Наименование программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы" |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Руководитель Программы |
Руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее также - Департамент) |
Ответственный исполнитель Программы |
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Департамента |
Цель и задачи Программы |
Цель программы - обеспечение населения Орловской области чистой питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно- эпидемиологическими правилами. Задачи Программы: 1. Развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. 2. Создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. 3. Строительство, реконструкция и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки программ муниципальных образований, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1) удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям; 2) доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене; 3) доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене; 4) число аварий в системах водо-снабжения, водоотведения и очистки сточных вод; 5) объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод; 6) доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; 7) обеспеченность населения центра-лизованными услугами водоснабжения; 8) обеспеченность населения центра-лизованными услугами водоотведения; 9) доля капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; 10) доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2012-2017 годы. Программа реализуется в три этапа: 1 этап - 2012-2013 годы; 2 этап - 2014-2015 годы; 3 этап - 2016-2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования - 28 455,0 тыс. руб., в том числе: бюджет Орловской области - 23 712,0 тыс. руб.; бюджеты муниципальных образований Орловской области - 2 371,5 тыс. руб.; внебюджетные источники - 2 371,5 тыс. руб. |
в том числе по направлениям затрат |
капитальные вложения - 28 217,8 тыс. руб.; прочие нужды - 237,2,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
1. Увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности: по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 18,2% в 2011 году до 11,4% к 2017 году; по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 2,3% в 2011 году до 1,4% к 2017 году. 2. Увеличение доли сточных вод, очищен-ных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 6,9% в 2011 году до 43% к 2017 году. 3. Уменьшение доли уличной водопро-водной сети, нуждающейся в замене, с 33,6% в 2011 году до 12% к 2017 году. 4. Увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30% к 2017 году |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы" посвящена проблемам снабжения населенных пунктов Орловской области водой для коммунально-бытовых нужд и очистке образующихся коммунально-бытовых сточных вод до экологически допустимого уровня. Ежегодно жители Орловской области потребляют более 70 млн куб. м воды для питьевых и коммунальных нужд, от качества которой зависит сохранение здоровья населения области, обеспечение комфортных условий проживания граждан и продолжительность их жизни. Основным законом, направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Гарантированное обеспечение каждого гражданина Орловской области питьевой водой в необходимых количествах по доступной цене, безопасность водопользования является одним из главных результатов социальной политики государства, лежит в основе благополучия жителей.
Водные объекты, источники питьевого водоснабжения, созданный в регионе водохозяйственный комплекс имеют важнейшее значение для социально-экономического развития области, сохранения животного и растительного мира.
Для Орловской области проблема обеспечения населения питьевой водой требуемого качества в достаточном количестве и экологическая безопасность водопользования является весьма актуальной. Это не только технические проблемы устаревшего оборудования и общей технической отсталости, но, прежде всего, правовые, организационные и экономические проблемы.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
Ослабление в начале 90-х годов контроля и четкой организации качественного и бесперебойного обеспечения населения питьевой водой, требуемой очистки сточных вод привело к тому, что системы водоснабжения и водоотведения отдельных поселений в области оказались вне рыночной экономики.
Поэтому главный путь обеспечения населения области чистой и доступной питьевой водой - это централизованные энергоэффективные системы водоснабжения и водоотведения.
Состояние систем водоснабжения и водоотведения в Орловской области, особенно в сельских поселениях, характеризуется следующими показателями:
1. На территории Орловской области 91% населения обеспечен централизованным питьевым водоснабжением, в том числе 97,8% городского населения и 78,8% сельского населения.
56,6% населенных пунктов области имеют централизованное водоснабжение, 43,4% - децентрализованное, в основном это населенные пункты, где проживает от 10 до 50 человек.
Основные показатели работы систем водоснабжения в Орловской области за последние 3 года приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели работы систем водоснабжения
N |
Показатели |
В разрезе лет |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
1 |
Отпуск воды потребителям, млн куб. м/год |
54,1 |
51,4 |
51,2 |
2 |
Одиночная протяженность уличной водопроводной сети, тыс. км |
3,5 |
3,6 |
3,66 |
3 |
Установленная мощность водопровода, тыс. куб. м/сутки |
549 |
558 |
592,2 |
4 |
Удельный вес уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене,% |
29,9 |
29,7 |
33,8 |
К концу 2010 года в Орловской области насчитывалось 1232 водопроводов и отдельных водопроводных сетей протяженностью 4515,4 км, в том числе в сельской местности - 3019,1 км (66,9%) и г. Орле - 547,9 км (12,1%), из них одиночное протяжение уличной водопроводной сети составляло 3661,4 км.
В 2010 году подача воды в сеть практически осталась на уровне 2009 года, что, несомненно, связано с сокращением производства, а также с установкой населением приборов учета. По данным управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, в области насчитывалось 956 многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды, и 25 962 жилых дома (индивидуально-определенных здания), оснащенных индивидуальными приборами учета потребления холодной воды.
Потребителям за сутки в среднем отпускалось 140,2 тыс. куб. м воды, в том числе населению и организациям, финансируемым из бюджета области, - 129,2 тыс. куб. м.
2. На конец 2010 года 44,0% уличных канализационных сетей нуждалось в замене. Наиболее изношенные канализационные сети принадлежат муниципальным организациям - 51,7%, или 160,9 км. За истекший год заменено 7,1 км уличной канализационной сети.
Через очистные сооружения в 2010 году в сутки пропускалось 134,2 тыс. куб. м сточных вод. Из-за низкой эффективности использования производственных мощностей значительные объемы сточных вод поступают в водные объекты загрязненными. На сегодняшний день очистные сооружения работают лишь на 48,5% своих мощностей.
В 2010 году уровень очистки сточных вод не был доведен до нормативного уровня. Пропуск нормативно очищенных сточных вод составил 3,3 млн куб. м, или 6,7% от общего объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, а 92,5% сточных вод были недостаточно очищенными. При недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений идет загрязнение водных объектов, что создает серьезную опасность для здоровья населения.
Основные показатели работы систем водоотведения в Орловской области за последние 3 года приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели развития систем водоотведения
N |
Показатели |
В разрезе лет |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
1 |
Одиночная протяженность уличной канализационной сети, км |
555,5 |
531,7 |
497,3 |
2 |
Установленная пропускная способность очистных сооружений, тыс. куб. м/сутки |
279,7 |
273,1 |
276,9 |
3 |
Удельный вес уличной канализационной сети, нуждающейся в замене,% |
29,3 |
29,9 |
44,0 |
4 |
Использование мощности очистных сооружений,% |
51 |
50,5 |
48,5 |
3. В 2010 году, как и в предыдущие годы, основными причинами низкого качества питьевой воды являлись: факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа и марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, неудовлетворительная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений в сельской местности.
По данным Управления Роспотребнадзора по Орловской области, из 2710 населенных пунктов Орловской области только 1633 (в том числе 7 городских поселений) обеспечены доброкачественной питьевой водой, в них проживает 61,4% населения региона. В 239 поселениях питьевая вода условно доброкачественная, в 719 - качество воды не исследовалось, а в 119 - питьевая вода недоброкачественная, и ею пользуется 5,7% населения. О высоком уровне загрязнения вод говорит и тот факт, что пятая часть всех источников питьевого централизованного водоснабжения и водопроводов не отвечает санитарным нормам и правилам (таблица 3).
Таблица 3
Состояние источников централизованного питьевого
водоснабжения и качество воды в местах водозабора
Показатели |
Подземные |
Динамика к 2007 году |
|||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
Количество источников |
2226 |
2248 |
2245 |
2248 |
верх |
из них не отвечает санитарным правилам и нормам (в%) |
24,9 |
22,9 |
21,0 |
18,6 |
вниз |
в т.ч. из-за отсутствия зоны санитарной охраны |
21,3 |
17,6 |
15,7 |
12,9 |
вниз |
Число исследованных проб по санитарно-химическим показателям |
1595 |
1316 |
1463 |
1706 |
вверх |
из них не соответствует гигиеническим нормативам (в%) |
21,7 (27,6 - РФ) |
22,6 (28,2 - РФ) |
15,9 (28 - РФ) |
18,4 |
вниз |
Число исследованных проб по микробиологическим показателям |
1781 |
1475 |
1839 |
1819 |
вверх |
из них не соответствует гигиеническим нормативам (в%) |
4,1 (6,7 - РФ) |
4,1 (6,0 -РФ) |
3,2 (5,6 - РФ) |
2,5 |
вниз |
в т.ч. с выделенными возбудителями инфекционных заболеваний |
- |
- |
- |
- |
|
Доля источников, не имеющих или имеющих не надлежаще организованные зоны санитарной охраны, в Орловской области ниже показателя по Российской Федерации. Процент проб из источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, на территории Орловской области также ниже, чем в среднем по России.
Неблагополучными районами по организации зон санитарной охраны централизованных источников питьевого водоснабжения остаются Залегощенский (39,2%), Должанский (30%), Краснозоренский (27,8%), Колпнянский (27,5%), Корсаковский (26,6%) и Глазуновский (25,4%) районы (таблица 4).
В 2010 году положительная динамика в организации зон санитарной охраны (далее также - ЗСО) водоисточников наблюдается на территориях Должанского, Глазуновского, Колпнянского и Ливенского районов.
Таблица 4
Доля подземных источников централизованного питьевого
водоснабжения, не имеющих зон санитарной охраны
Наименование муниципальных образований |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||
количество подземных водоисточников |
из них, не имеющие ЗСО (%) |
количество подземных водоисточников |
из них, не имеющие ЗСО (%) |
количество подземных водоисточников |
из них, не имеющие ЗСО (%) |
количество подземных водоисточников |
из них, не имеющие ЗСО (%) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Орловская область |
2226 |
21,3 |
2248 |
17,6 |
2245 |
15,7 |
2248 |
12,9 |
Болховский район |
76 |
77,6 |
76 |
11,8 |
76 |
11,8 |
76 |
11,8 |
Верховский район |
139 |
16,5 |
139 |
16,5 |
139 |
16,5 |
139 |
16,5 |
Глазуновский район |
102 |
29,4 |
102 |
29,4 |
102 |
27,5 |
102 |
25,4 |
Дмитровский район |
86 |
3,5 |
86 |
3,5 |
86 |
3,5 |
86 |
2,3 |
Должанский район |
40 |
70,0 |
40 |
70,0 |
40 |
37,5 |
40 |
30,0 |
Залегощенский район |
84 |
41,7 |
84 |
41,7 |
84 |
41,7 |
84 |
39,2 |
Знаменский район |
44 |
20,5 |
44 |
20,5 |
44 |
20,5 |
44 |
20,4 |
Колпнянский район |
80 |
55,0 |
80 |
55,0 |
80 |
45 |
80 |
27,5 |
Корсаковский район |
45 |
44,4 |
45 |
26,7 |
45 |
26,7 |
45 |
26,6 |
Кромской район |
82 |
23,2 |
82 |
23,2 |
82 |
23,2 |
82 |
23,2 |
Краснозоренский район |
79 |
27,8 |
79 |
27,8 |
79 |
27,8 |
79 |
27,8 |
Ливенский район |
210 |
17,6 |
205 |
15,6 |
205 |
10,2 |
205 |
8,2 |
Малоархангельский район |
64 |
12,5 |
64 |
6,3 |
64 |
4,7 |
64 |
4,6 |
Мценский район |
287 |
13,4 |
287 |
10,5 |
287 |
8,4 |
408 |
11,0 |
Новодеревеньковский район |
45 |
- |
71 |
- |
71 |
- |
71 |
- |
Новосильский район |
84 |
21,4 |
84 |
21,4 |
84 |
21,4 |
84 |
21,4 |
Орловский район |
126 |
6,3 |
126 |
6,3 |
126 |
6,3 |
126 |
6,3 |
Покровский район |
83 |
20,5 |
83 |
19,3 |
83 |
19,3 |
83 |
- |
Свердловский район |
105 |
13,3 |
105 |
13,3 |
105 |
13,3 |
105 |
12,3 |
Сосковский район |
92 |
3,3 |
92 |
3,3 |
92 |
3,3 |
92 |
3,2 |
Троснянский район |
60 |
6,7 |
60 |
5 |
60 |
5 |
60 |
5 |
Урицкий район |
74 |
16,2 |
74 |
16,2 |
74 |
16,2 |
74 |
16,2 |
Хотынецкий район |
27 |
3,7 |
27 |
3,7 |
27 |
3,7 |
27 |
3,7 |
Шаблыкинский район |
47 |
17,0 |
47 |
17,0 |
47 |
17 |
47 |
17,0 |
г. Орел |
65 |
21,5 |
66 |
19,7 |
63 |
15,9 |
66 |
19,6 |
Показатель неудовлетворительного качества воды подземных источников по санитарно-химическим показателям превышает среднеобластной уровень в 6 муниципальных образованиях, наиболее высокий уровень неудовлетворительного качества воды отмечен на территориях Свердловского (75,4%), Глазуновского (40,9%), Знаменского (40%), Орловского (28,5%), Урицкого (25,5%) районов и города Орла (46,5%).
В 2010 году на территориях 7 муниципальных образований регистрировались неудовлетворительные пробы воды из источников централизованного водоснабжения по микробиологическим показателям, наиболее высокие показатели отмечены на территориях Урицкого (25%), Знаменского (25%), Орловского (11,3%), Краснозоренского (7,5%) районов и города Орла (13%) (таблица 5).
Таблица 5
Микробиологические и санитарно-химические показатели качества
подземных водоисточников Орловской области
Наименование муниципальных образований |
% проб, несоответствующих по микробиологическим показателям |
% проб, несоответствующих по санитарно-химическим показателям |
||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Орловская область |
4,1 |
4,1 |
3,2 |
2,5 |
21,7 |
22,6 |
15,9 |
18,4 |
Болховский район |
0 |
0 |
1,2 |
0 |
16,1 |
10,3 |
15,8 |
14,1 |
Верховский район |
0 |
0 |
1,7 |
0 |
1,3 |
0 |
1,7 |
0 |
Глазуновский район |
4 |
2,3 |
2,6 |
0 |
84 |
91,9 |
27,8 |
40,9 |
Дмитровский район |
0 |
0 |
0,8 |
0 |
5,6 |
0 |
3,9 |
0 |
Должанский район |
1,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,7 |
Залегощенский район |
0 |
- |
0 |
25,0 |
0 |
- |
0 |
40,0 |
Знаменский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
17,5 |
8,6 |
7,1 |
3,8 |
Колпнянский район |
0 |
7,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,7 |
Корсаковский район |
3,9 |
3,2 |
1 |
0 |
26,6 |
84 |
21,9 |
15,2 |
Кромской район |
0 |
0 |
0 |
7,5 |
0 |
0 |
12,1 |
0 |
Краснозоренский район |
0 |
6,3 |
0 |
0 |
36,8 |
0 |
1,5 |
0 |
Ливенский район |
15,6 |
6 |
1,9 |
2,5 |
0 |
0 |
1 |
9,0 |
Малоархангель-ский район |
6,3 |
25 |
0 |
0 |
53,6 |
16,7 |
30,8 |
7,0 |
Мценский район |
9,2 |
2,7 |
4,9 |
0 |
11,4 |
7,9 |
9,4 |
7,0 |
Новодеревеньков-ский район |
0 |
0 |
2,6 |
0 |
0 |
1,2 |
0 |
0 |
Новосильский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,6 |
0 |
0 |
0 |
Орловский район |
17 |
12,5 |
12,3 |
11,3 |
47 |
46,6 |
31,8 |
28,5 |
Покровский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
3,5 |
0 |
15,4 |
0 |
Свердловский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
33,3 |
0 |
6,9 |
0 |
Сосковский район |
0 |
0 |
2,1 |
0 |
67,7 |
92,3 |
73,2 |
75,4 |
Троснянский район |
0 |
2,8 |
0 |
0 |
32,2 |
19,2 |
5 |
1,4 |
Урицкий район |
3,6 |
12,1 |
11,1 |
25,0 |
44,1 |
25,6 |
15,6 |
25,0 |
Хотынецкий район |
0,7 |
0 |
0 |
1,1 |
1,4 |
16,7 |
38,9 |
20,0 |
Шаблыкинский район |
0 |
1,8 |
0 |
0 |
45 |
0 |
- |
0 |
г. Орел |
5,6 |
8,7 |
8,6 |
13,0 |
46,2 |
39,8 |
38,3 |
46,5 |
За последние 4 года отмечается устойчивая тенденция к улучшению качества питьевой водопроводной воды как по микробиологическим, так и по санитарно-химическим показателям. Качество воды в разводящей сети по микробиологическим показателям в 2010 году составило 3,7% нестандартных проб, в 2007 году - 4,5%, по санитарно-химическим показателям в 2010 году - 9,5% нестандартных проб, при 20,3% в 2007 году.
Возбудители патогенной микрофлоры в разводящей сети за период 2007-2010 годов на территории Орловской области не выделялись.
В разводящей сети показатель нестандартных проб воды по санитарно-химическим показателям выше, чем в целом по области в 7 муниципальных образованиях: Свердловский (54,3%), Знаменский (29,7%), Кромской (29,4%), Хотынецкий (27,6%), Урицкий (27,5%), Орловский (20,7%) и Глазуновский (17,9%) районы.
В 2010 году превышения предельно-допустимых концентраций веществ 1 класса опасности не регистрировались, однако, было зарегистрировано единичное превышение содержания вещества 2 класса опасности - фтора на территории Мценского района.
Данные об обеспеченности населения Орловской области питьевой водой, отвечающей требованиям санитарного законодательства, за 2008-2010 годы приведены в таблице 6.
Таблица 6
Обеспеченность населения Орловской области питьевой водой,
отвечающей требованиям санитарного законодательства,
за 2008-2010 годы
Показатель |
Всего |
Городского населения |
Сельского населения |
||||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|
% населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой |
57 |
65,4 |
61,3 |
60 |
72,2 |
64,9 |
51,6 |
53,1 |
56,1 |
% населения, обеспеченного условно доброкачественной питьевой водой |
20,8 |
18,9 |
27,8 |
28,2 |
22,2 |
32,0 |
7,5 |
13,0 |
20,2 |
% населения, обеспеченного недоброкачественной питьевой водой |
13,3 |
8,3 |
5,6 |
11,8 |
5,6 |
3,6 |
16 |
13,3 |
9,4 |
% населения, в населенных пунктах проживания которых вода не исследовалась |
8,9 |
7,4 |
5,0 |
- |
- |
- |
24,9 |
20,7 |
14,2 |
% охвата населенных пунктов лабораторным контролем качества воды |
41 |
46,1 |
73,5 |
100 |
100 |
100 |
40,5 |
45,7 |
26,7 |
4. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, составляет 33,8%, а годом ранее этот показатель был равен 34,5%.
За 2010 год заменено 55,2 км водопроводных сетей, или 3,5% от нуждавшихся в замене на начало года. При таких темпах работы на замену 1513,7 км водопроводных сетей потребуется более 27 лет. А между тем, утечки и неучтенный расход воды только в истекшем году составили 15,3 млн куб. м, или пятую часть от всей подачи воды в сеть.
В 2010 году число аварий в системе централизованного водоснабжения по сравнению с 2009 годом увеличилось на 19,0%, в том числе на водопроводных сетях - на 32,5%, составив, соответственно, 1025 и 934.
5. Низкая эффективность системы управления в секторе экономики водопроводно-канализационного хозяйства. Установленные федеральные нормативные требования к качеству сбрасываемых сточных вод являются необоснованно завышенными, технически и экономически недостижимыми. Отсутствует механизм компенсаций организациям водопроводно-канализационного хозяйства дополнительных затрат на водоподготовку, возникающих в результате воздействия антропогенных факторов. Организации, загрязняющие окружающую среду, в соответствии с действующим законодательством вносят плату за негативное воздействие на водные объекты в бюджеты разных уровней. Однако порядок целевого использования этих средств не установлен. Отсутствие современных обеззараживающих установок, высокая изношенность разводящих водопроводных и канализационных сетей, сокращение масштабов строительства объектов водоснабжения из-за отсутствия должного финансирования, многочисленные аварии на них в связи с длительным непроведением ремонтных работ создают постоянную угрозу возникновения вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний и вирусного гепатита А на территории области и способствуют распространению инфекции. Наряду с проблемой неудовлетворительного состояния разводящих водопроводных сетей остро стоят вопросы высокой аварийности на водопроводно-канализационных сетях и вторичного загрязнения транспортируемой воды.
6. Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории Орловской области, как и в Российской Федерации, приблизительно в 3 раза ниже, чем в странах Западной Европы. При этом рост тарифов обусловлен в первую очередь ростом операционных расходов, в результате чего в перспективе платежи населения за воду будут сопоставимы с расходами западноевропейских потребителей при значительно более низком качестве предоставляемых услуг.
При относительно низком уровне тарифов уровень потребления питьевой воды в Орловской области значительно превышает уровень потребления воды в развитых странах, наиболее экономично использующих воду. Это связано с высокими потерями воды при транспортировке и отсутствием у потребителей стимулов к экономии.
Большая часть расходов водоснабжающих организаций связана с закупкой импортного оборудования, сырья и материалов. В Орловской области наблюдается дефицит собственного производства оборудования и реагентов, таких, как коагулянты, флокулянты, окислители, биоциды, стабилизаторы, антинакипины, сорбенты, ионообменные смолы и синтетические фильтрующие загрузки, то есть продуктов, необходимых для обеспечения современных технологий водоподготовки.
При разработке вариантов реформирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в качестве возможных подходов к решению вышеизложенных проблем рассматривались два основных подхода.
Пассивный подход заключается в прямой государственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. К преимуществам этого варианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методической базы в области разработки и реализации подобных программ.
Применение этого подхода дает возможность реализовать отдельные проекты, но не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, реализация этого подхода не обеспечивает создания условий, предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением. Наиболее эффективным механизмом, использующим этот подход, является реализация программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется из областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств внебюджетных источников.
Второй подход предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.
Предлагаемые в рамках второго варианта механизмы взаимодействия различных уровней власти, частных операторов и инвесторов носят институциональный характер и призваны сформировать долгосрочную систему отношений, основанную на создании условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования нормативных правовых актов Орловской области о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, о государственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключения соответствующих договоров инвесторов с Правительством Орловской области.
Вместе с тем предлагается осуществлять поддержку реализации муниципальных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития области, ее решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;
проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Таким образом, очевидно, что проблемы гарантированного обеспечения населения Орловской области питьевой водой, очистки сточных вод, охраны источников от загрязнения - это проблемы общерегионального масштаба, которые должны решаться в рамках Программы как важнейшего средства реализации структурной политики области, активного воздействия на ее социально-экономическое развитие и безопасность населения.
На решение задач и достижение цели Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:
макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
муниципальные риски - при реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны муниципальных образований - участников Программы.
2. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее
реализации, целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является обеспечение населения Орловской области питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:
развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования нормативно-правовой базы Орловской области о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, о государственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключения соответствующих договоров инвесторов с Правительством Орловской области;
строительство, реконструкция и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки муниципальных программ, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения цели Программы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в объекты жилищно-коммунального хозяйства (в случае, если не нарушаются утвержденные критерии доступности), а также на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием источников питьевого водоснабжения.
Важно отметить, что расходы областного бюджета, возникающие в связи с принятием Программы, не оказывают существенного влияния на достижение цели Программы. Так, выделение ассигнований из областного бюджета в размере 20 млн рублей в год эквивалентно разовому повышению тарифа на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения на 1%. В то же время поддержка реализации муниципальных программ позволит осуществить необходимые институциональные преобразования на муниципальном уровне, что будет способствовать увеличению объема долгосрочных частных инвестиций, в том числе с использованием заемных средств.
Задачи Программы будут решаться путем внесения изменений в нормативные правовые акты Орловской области и финансирования мероприятий Программы, предусматривающих поддержку муниципальных программ, направленных на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
По результатам оценки эффективности Программы может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или досрочном прекращении реализации Программы начиная с очередного финансового года.
Программа реализуется в три этапа.
На первом этапе (2012-2013 годы) необходимо провести обследование и анализ работы существующих коммунальных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения с принятием мер по их восстановлению и реконструкции в сельской местности, а также реализовать мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы для роста инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Существующие финансовые ресурсы целесообразно использовать:
на детальное обследование сетей и ремонт наиболее изношенных участков;
восстановление систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в нерабочем состоянии;
реконструкцию существующих систем водоснабжения и водоотведения.
На втором этапе (2014-2015 годы) выполнения Программы планируется осуществить мероприятия по совершенствованию водозаборов из подземных источников и технологий подготовки питьевой воды, в т.ч. внедрение установок глубокой доочистки воды в лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждениях. На данном этапе необходимо реализовать мероприятия по строительству канализационных сетей и очистных сооружений.
На стадии второго этапа осуществляется:
1. Строительство и реконструкция станций очистки питьевых и сточных вод.
2. Прокладка и перекладка водопроводных и канализационных сетей.
3. Строительство станций доочистки при отсутствии сооружений водоподготовки (что характерно для небольших населенных пунктов с численностью населения 2-4 тыс. человек) и неудовлетворительном качестве воды в источнике.
4. Строительство систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод в муниципальных образованиях Орловской области.
Третий этап (2016-2017 годы) Программы предусматривает:
1. Завершение строительства и восстановления централизованных систем водоснабжения и водоотведения с обеспечением всех водопотребителей требуемым количеством воды, соответствующей нормативам на уровне российских и европейских стандартов качества.
2. Совершенствование и оптимизация как с технической, так и с экономической позиций всей структуры водохозяйственного комплекса, что позволит обеспечить все население Орловской области гарантированным качеством работы систем водоснабжения и водоотведения.
Целевыми индикаторами и показателями реализации Программы являются:
1) удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям;
2) удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям;
3) доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене;
4) доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;
5) число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
6) объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;
7) доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;
8) обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения;
9) обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения;
10) доля капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
11) доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Перечень целевых индикаторов и показателей результативности Программы, при условии 100% финансирования мероприятий по развитию систем водоснабжения и водоотведения в Орловской области, приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
3. Система программных мероприятий, индикаторы оценки
результатов реализации основных мероприятий Программы
Реализация задач Программы будет осуществляться по следующим основным мероприятиям:
1) мероприятия, направленные на развитие системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
2) мероприятия, направленные на создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
3) развитие систем водоснабжения;
4) развитие систем водоотведения;
5) охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения;
6) совершенствование водозаборов из подземных источников и технологий подготовки питьевой воды.
Система мероприятий Программы приведена в приложении 4 к настоящей Программе.
Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы будет осуществляться на основе системы целевых показателей и индикаторов (далее - система индикаторов). Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный году, с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Эффективность реализации Программы оценивается ежегодно на основании фактически достигнутых количественных значений целевых показателей и индикаторов (процентов), приведенных в приложении 1 к настоящей Программе, и определяется по формуле:
, где:
n - количество целевых показателей и индикаторов;
Xф - фактически достигнутое количественное значение i-го целевого показателя или индикатора;
Xi - планируемое значение i-го целевого показателя или индикатора, приведенных в приложении 1 к настоящей Программе.
При реализации мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны муниципальных образований - участников Программы. С целью минимизации указанного риска Правительством Орловской области будет утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Орловской области бюджетам муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в котором будет предусмотрено ограничение на предоставление новых бюджетных ассигнований из областного бюджета при наличии объектов незавершенного строительства, строительство (модернизация, реконструкция) которых осуществлялось в рамках ранее предоставленного объема бюджетных ассигнований из областного бюджета.
3.1. Мероприятия, направленные на развитие системы государственного
регулирования сектора водоснабжения, водоотведения, очистки сточных
вод и совершенствование механизмов регулирования сброса сточных вод
в централизованные системы коммунального водоотведения и в водные
объекты через централизованные системы коммунального водоотведения
Действующая система регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не координирует решения в области тарифного регулирования с показателями надежности и качества оказываемых услуг. В этих условиях организации не имеют экономической заинтересованности в обеспечении установленного качества услуг.
Для решения этой проблемы необходимо разработать и установить показатели надежности и качества оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также установить их значения. Указанные показатели можно разбить на следующие основные группы:
показатели качества водоснабжения (в том числе удельный вес проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам);
показатели качества водоотведения и очистки сточных вод (в том числе доля сточных вод, прошедших очистку до установленных нормативов, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения);
показатели эффективности деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, в том числе доля потерь воды, количество аварий, удельный расход электроэнергии на единицу объема забранной воды.
Внедрение механизма достижения целевых показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг даст возможность организациям осуществить постепенный переход к оказанию более качественных услуг, соответствующих установленным техническим, санитарным и экологическим нормативам. Указанный переход должен осуществляться посредством реализации долгосрочных инвестиционных программ с использованием методов долгосрочного тарифного регулирования (метод доходности инвестированного капитала) в рамках концессионных соглашений или долгосрочных договоров аренды.
Особенностью такого механизма является то, что он не требует бюджетного финансирования и может применяться после окончания срока действия Программы.
Требования, предъявляемые к качеству сточных вод, должны стимулировать сокращение производства загрязняющих веществ и развитие систем очистки сточных вод. Указанные задачи должны достигаться за счет внедрения системы экономических стимулов, при этом рост платы за негативное воздействие на водные объекты в отношении сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод должен происходить поэтапно.
В действующей системе регулирования плата за негативное воздействие на водные объекты, осуществляемое с использованием централизованных систем коммунального водоотведения, лежит на организациях. Такой подход не стимулирует иные организации, осуществляющие сброс стоков в сети водоотведения, к сокращению сброса загрязняющих веществ. В связи с этим требуется внедрение механизма, стимулирующего организации, загрязняющие водные объекты, к переходу на более экологически чистые способы производства товаров и оказания услуг.
Кроме того, требуется внедрение механизма, позволяющего осуществлять зачет в счет платы за негативное воздействие на водные объекты затрат хозяйствующих субъектов на осуществление эффективных мер по охране окружающей среды, в том числе на инвестирование соответствующих средств в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение систем коммунального водоотведения в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой и на основе технологий, обеспечивающих очистку сточных вод до установленных нормативных значений.
3.2. Мероприятия, направленные на создание условий для
привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор
водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
Для эффективного развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в регионе необходимо привлечение частного бизнеса к управлению системами коммунальной инфраструктуры и стимулирование частных инвестиций в их реконструкцию и модернизацию.
В результате повышения инвестиционной активности частных инвесторов за счет реализации Программы ожидается увеличение отношения капитальных затрат к выручке сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и приближение значения этого показателя к мировому.
Для повышения инвестиционной привлекательности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод частным инвесторам должны быть обеспечены гарантии возврата вложенных инвестиций. Действующая система регулирования, основанная на применении метода экономически обоснованных затрат, требует реформирования, которое должно осуществляться путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений.
Помимо этого необходимо обеспечить установление долгосрочных тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на срок от 3 до 5 лет.
В случае применения этого метода тариф формируется из следующих составляющих:
доход на инвестированный капитал, сопоставимый с доходом в других отраслях со схожими рисками;
возврат капитала;
операционные расходы, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования и индексируемые с учетом роста цен в экономике.
В отличие от действующей системы тарифного регулирования применение метода доходности инвестированного капитала позволяет создать стимул для повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, в том числе на основе внедрения современных энергоэффективных технологий, организаций.
Метод доходности инвестированного капитала позволяет привлечь частные инвестиции путем гарантии возврата инвестиций. При этом возврат инвестиций осуществляется в течение долгосрочного периода, что значительно снижает рост тарифа на первоначальном этапе.
Вместе с тем при переходе на метод доходности инвестированного капитала компания будет нести ответственность за реализацию инвестиционной программы, обязательства по сокращению операционных расходов и потерь, рост надежности и качества услуг.
Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств.
Кроме того, для активизации процессов по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в населенных пунктах с небольшой численностью населения и неблагоприятным состоянием источников питьевого водоснабжения необходимо предоставление государственной финансовой поддержки для реализации муниципальных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
3.3. Развитие систем водоснабжения
Основной задачей в области развития систем водоснабжения в муниципальных образованиях является осуществление мероприятий по обеспечению населения водой нормативного качества.
В 2012-2017 годах в рамках реализации данной Программы намечается осуществить следующие мероприятия по развитию систем водоснабжения:
восстановить системы водоснабжения, находящиеся в нерабочем состоянии;
реконструировать существующие системы водоснабжения;
построить новые сети и объекты водоснабжения.
Первоначальным этапом в развитии этих работ должно являться обследование сети водопроводов в муниципальных образованиях, составление паспортов и балансов водоснабжения, разработка проектно-сметной документации, которая является необходимым условием для выделения средств областного бюджета.
Важным направлением подготовительных работ должна стать реконструкция систем водоснабжения жилых зданий, прежде всего в целях экономии питьевой воды. На этом этапе необходимо выполнить работы по реконструкции внутридомовой системы водораздачи, исключить прямые утечки из труб и запорно-регулируемой арматуры. Эти работы жестко увязаны с вопросами установки приборов учета и эксплуатации разводящих сетей домов. От реализации программ обеспечения потребителей приборами учета воды, ревизии систем водоснабжения жилых зданий будет зависеть очередность финансирования работ в части, зависящей от областного бюджета.
Осуществление мероприятий по строительству и реконструкции централизованных систем водоснабжения позволит существенно улучшить качество питьевой воды, повысить технологическую и санитарную надежность централизованных систем водоснабжения, сократить удельное водопотребление на 20-25%, увеличить срок эксплуатации трубопроводов в 2-3 раза, улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку территорий поселений.
В качестве дополнительной меры по улучшению обеспечения населения питьевой водой возможно использование экологически чистой бутилированной и пакетированной питьевой воды.
Снабжение граждан бутилированной водой имеет два аспекта. С одной стороны, это предоставление возможности получения дополнительной коммерческой услуги, с другой - это решение проблемы водоснабжения населения проблемных районов, в чрезвычайных ситуациях.
В целях улучшения обеспечения систем коммунального и сельскохозяйственного водоснабжения необходимыми для их эксплуатации материалами и оборудованием следует предусмотреть развитие мощностей предприятий области по выпуску оборудования и реагентов для очистки и обеззараживания питьевой воды.
Перечень объектов водоснабжения, которые будут включены в муниципальные программы, для участия в конкурсном отборе в рамках реализации Программы приведен в приложении 5 к настоящей Программе.
3.4. Развитие систем водоотведения
Система водоотведения состоит из канализационной сети, собирающей и транспортирующей сточные воды до станции очистки сточных вод. Очищенные сточные воды обеззараживаются и сбрасываются в водные объекты. В большинстве муниципальных образований региона сточные воды собираются и сбрасываются в выгребные ямы. Из санитарных и экологических соображений главный путь решения проблемы водоотведения в регионе - это развитие централизованных систем водоотведения.
Качество вод подземных водных объектов формируется под воздействием природных и антропогенных источников загрязнения. Антропогенными источниками загрязнения являются сосредоточенные сбросы загрязняющих веществ со сточными водами промышленных предприятий и рассредоточенные сбросы - стоки с селитебных и промышленных территорий, транспортных магистралей, сельскохозяйственных угодий и т.п.
В настоящее время в Орловской области учитывается и регулируется сброс загрязняющих веществ только отдельной части источников загрязнения (городские, промышленные свалки, животноводческие фермы и комплексы, ливнестоки).
В основе регулирования качества подземных вод лежат нормативы допустимого воздействия, устанавливаемые для водоемов рыбохозяйственного, хозяйственно-питьевого и рекреационного назначения.
Для регулирования сброса сточных вод территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федеральное агентство водных ресурсов устанавливают каждому водопользователю нормативы допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ по каждому выпуску сточных вод. Суммарные загрязнения не должны нарушать и, тем более, ухудшать экологическое состояние водного объекта. С механизмом регулирования сброса загрязняющих веществ тесно связан экономический механизм взимания платы за сброс с предприятий. Российские нормативы часто экологически избыточны. В результате применения на практике механизма расчета платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты предприятия-водопользователи либо не в состоянии вносить установленные платежи за сброс, либо их внесение лишает их возможности осуществить предусмотренные водоохранные мероприятия. Взимаемые с водопользователей средства за сброс загрязняющих веществ расходуются на различные цели, и только незначительная их часть направляется на осуществление водоохранных мероприятий.
В Программе предполагается провести комплекс мероприятий по модернизации и строительству централизованных систем водоотведения и очистных сооружений в муниципальных образованиях Орловской области.
Перечень объектов водоотведения, которые будут включены в муниципальные программы, для участия в конкурсном отборе в рамках реализации Программы приведен в приложении 6 к настоящей Программе.
Мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения будут выполняться путем осуществления капитальных вложений и реформирования сложившихся в отрасли отношений посредством реализации мероприятий муниципальных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - муниципальные программы).
Поддержку муниципальных программ предполагается осуществлять путем предоставления средств областного бюджета в виде субсидий бюджетам муниципальных образований, представивших для реализации на условиях софинансирования мероприятия по строительству и реконструкции централизованных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в соответствии с порядком предоставления субсидий из бюджета Орловской области бюджетам муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, который будет утвержден постановлением Правительства Орловской области.
Муниципальные программы должны содержать целевые индикаторы и показатели их реализации, аналогичные приложении 1 к настоящей Программе.
3.5. Охрана и восстановление водных объектов -
источников питьевого водоснабжения
Неудовлетворительное состояние водоисточников создает большие трудности для эффективного решения проблемы питьевого водоснабжения населения области. Поэтому решение задачи обеспечения населения питьевой водой не должно сводиться только к водоподготовке, развитию систем подачи и распределения воды. Оно должно быть направлено также на улучшение и восстановление качества подземных вод.
С учетом этого в Программе предусмотрены меры:
по очистке и улучшению состояния зон санитарной охраны водоисточников;
обустройству водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Данные мероприятия будут осуществляться в рамках реализации муниципальных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и являться одними из условий предоставления субсидий из бюджета Орловской области бюджетам муниципальных образований согласно.
Мероприятия по охране и восстановлению водных объектов - источников питьевого водоснабжения приведены в приложении 7 к Программе.
3.6. Совершенствование водозаборов из подземных
источников и технологий подготовки питьевой воды
В целях повышения эффективности работы водозаборов из подземных источников и снижения негативного влияния водозаборов на биологические ресурсы водных объектов необходимо предусмотреть создание и внедрение усовершенствованных конструкций водоприемных устройств и сооружений.
До недавнего времени одним из самых распространенных способов обеззараживания являлось первичное хлорирование воды, которое позволяет избавиться от нежелательных органических соединений и биологических примесей. Если ранее часто применялся газообразный хлор или диоксид хлора, то сегодня наиболее употребляемым реагентом для первичного хлорирования считается гипохлорит натрия. Тем не менее, наличие в воде свободного хлора влияет на органолептические качества воды и может стать причиной образования вредных галогенорганических соединений. Поэтому хлорированная вода может потребовать дополнительной обработки, например, доочистки фильтрами. Современные технологии очистки предусматривают применение озонирования в комплексе с ультрафиолетовой обработкой воды, бактерицидной очистки воды перекисью водорода.
Для улучшения работы водозаборов подземных вод целесообразно проведение их инвентаризации, создание банка данных, характеризующих технико-экономические, санитарно-гигиенические и экологические параметры водозаборов; усовершенствование конструкций водозаборных скважин, фильтров, водоподъемного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры.
Внедрение новых технологических решений по совершенствованию водозаборов должно проводиться только после проведения соответствующей санитарно-гигиенической экспертизы.
Кроме того, необходимо предусмотреть совершенствование методов и средств физико-химической и биологической очистки воды путем использования процессов тонкослойного осаждения, интенсификации реагентной обработки, новых типов фильтровальных сооружений и фильтрующих материалов, процессов озонирования и сорбции на угольных фильтрах и порошковых сорбентах, использования мембранной технологии.
В рамках мероприятий Программы предусматривается расширение использования локальных групповых установок глубокой доочистки воды для питьевых целей в местах ее непосредственного потребления. Такие установки необходимо использовать в первую очередь для оснащения лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений, предприятий пищевой промышленности и общественного питания. Данные мероприятия будут реализовываться по предложениям Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области.
Мероприятия будут выполняться на территориях тех муниципальных образований, которые прошли конкурсный отбор в соответствии с порядком предоставления субсидий из бюджета Орловской области бюджетам муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, который будет утверждаться Правительством Орловской области.
Финансирование мероприятий по совершенствованию водозаборов из подземных источников и технологий подготовки питьевой воды будет осуществляться за счет средств областного бюджета исключительно по учреждениям бюджетной сферы.
Мероприятия по совершенствованию водозаборов из подземных источников и технологий подготовки питьевой воды приведены в приложении 8 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Орловской области от 8 ноября 2012 г. N 402 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы проводится последовательно в течение 6 лет.
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составляет 28 455,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2012-0,0 тыс. руб.;
2013-4455,0 тыс. руб.;
2014-6000,0 тыс. руб.;
2015-6000,0 тыс. руб.;
2016-6000,0 тыс. руб.;
2017-6000,0 тыс. руб.
Структура финансирования Программы по бюджетополучателям, источникам и направлениям расходов приведена в приложении 2 к настоящей Программе.
Финансовые средства будут направляться в муниципальные образования Орловской области в качестве субсидий, в соответствии с порядком предоставления субсидий из бюджета Орловской области бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий муниципальных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утверждаемым Правительством Орловской области.
При расчете стоимости работ на объектах водопроводно-канализационного хозяйства, приведенных в приложениях 5, 6 к настоящей Программе использованы следующие исходные удельные расценки:
1) проектирование и строительство водопроводных станций по современной европейской технологии - 28-32 тыс. руб. за 1 куб. м суточной производительности;
2) дооснащение водопроводной станции современным оборудованием - 16-20 тыс. руб. за 1 куб. м суточной производительности;
3) проектирование и строительство станций очистки сточных вод по современной европейской технологии - 20-26 тыс. руб. за 1 куб. м суточной производительности;
4) дооснащение станций очистки сточных вод современным оборудованием - 10-15 тыс. руб. за 1 куб. м суточной производительности;
5) проектирование и строительство сооружений утилизации осадков сточных вод по современной европейской технологии - 0,750 тыс. руб. за 1 тонну суточной производительности;
6) прокладка 1 км водопровода в городских условиях (труба из высокопрочного чугуна диаметром 200 мм) - 2500,0 тыс. руб.;
7) ремонт участка водопровода длиной 6 м в городских условиях (труба диаметром 200 мм) - 600 тыс. руб.;
8) прокладка 1 км канализационного трубопровода (полиэтиленовые трубы средним диаметром 150 мм) - 500 тыс. руб.
Финансирование мероприятий Программы из областного бюджета осуществляется в виде бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в виде субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий Программы, является Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее также - Департамент).
Субсидии выделяются на строительство, реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения муниципальной собственности.
Территориальная структура финансирования Программы представлена в приложении 3 к настоящей Программе.
5. Механизм реализации Программы, управление
реализацией и мониторинг Программы
Механизм Программы сформирован как составная часть общей системы оказания государственной финансовой поддержки муниципальным образованиям Орловской области.
В сферу действия Программы включаются следующие основные группы объектов водохозяйственного комплекса:
источники водоснабжения с зонами санитарной охраны: основные, резервные, аварийные;
водозаборные сооружения и станции подготовки питьевой воды;
системы хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов;
системы водоотведения хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод;
сооружения очистки сточных вод.
Реализация Программы осуществляется программно-целевым методом путем взаимодействия участников на основе системы договоров, заключаемых между ними.
В приложениях 5, 6 к настоящей Программе содержится перечень объектов водоснабжения и водоотведения, которые будут включены в муниципальные программы для участия в конкурсном отборе в рамках реализации данной Программы. Указанный перечень в ходе реализации Программы может корректироваться путем внесения соответствующих изменений в настоящую Программу.
Перечень объектов сформирован по данным муниципальных образований из наиболее нуждающихся в модернизации, строительстве или реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения.
Стоимость работ по указанным объектам определяется на основании проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы.
Руководителем Программы назначается руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области. Участниками Программы являются органы местного самоуправления.
Средства областного бюджета, предусмотренные в Программе, направляются на безвозвратной и безвозмездной основе в качестве субсидий в муниципальные образования Орловской области в соответствии с соглашениями между Департаментом и органами местного самоуправления. Субсидии из бюджета Орловской области предоставляются бюджетам муниципальных образований по результатам конкурсного отбора на софинансирование мероприятий муниципальных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Орловской области.
На Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области возлагаются следующие функции:
оказание методической и консультационной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в Орловской области в части подготовки муниципальных программ развития систем водоснабжения и водоотведения;
предоставление бюджетам муниципальных образований субсидий на софинансирование муниципальных программ развития и модернизации систем водоснабжения и водоотведения на территории области в рамках выполнения Программы;
координация работ по обеспечению финансирования Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Орловской области.
Оперативное управление выполнением мероприятий Программы и текущее руководство Программой осуществляет ее руководитель.
Департамент, в случае направления в орган местного самоуправления средств областного бюджета, осуществляет мониторинг выполнения Программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа представляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ и отчета о расходовании средств.
Формы отчетности утверждаются Департаментом. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на глав муниципальных образований.
Руководитель Программы в установленном порядке отчитывается перед Правительством Орловской области ежеквартально.
6. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности Программы
Ожидается, что в результате реализации Программы будет достигнут рост обеспеченности населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, и доступа к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что приведет к повышению качества жизни граждан, снижению заболеваемости, связанной с распространением кишечных инфекций и антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
Переход на долгосрочное регулирование тарифов в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод приведет к сокращению операционных расходов, что позволит сдерживать рост тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод одновременно с повышением качества предоставляемых услуг.
Реализация Программы к концу 2017 года позволит:
1) увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:
по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 18,2% в 2011 году до 11,4% к 2017 году;
по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 2,3% в 2011 году до 1,4% к 2017 году;
2) увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 6,9% в 2011 году до 43% к 2017 году;
3) уменьшить долю уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 33,6% в 2011 году до 12% к 2017 году;
4) увеличить долю заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30% к 2017 году.
Результатом реализации Программы станет переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала, увеличение доли капитальных вложений в структуре расходов организаций, а также повышение инвестиционной активности частных инвесторов, что приведет к увеличению финансовой устойчивости организаций.
При изменении объемов бюджетного и внебюджетного финансирования Программы в установленном порядке проводится корректировка целевых индикаторов и их значений.
Таким образом, Программа имеет большую социальную значимость. В результате реализации Программы значительно улучшится обеспечение жителей Орловской области качественной питьевой водой, что повлечет за собой снижение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и повышение комфортности проживания населения в Орловской области.
Текст приложения N 9 в справочно-правовой системе не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.