Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 31 октября 2011 г. N 377
Долгосрочная областная целевая программа
"Обращение с отходами производства и потребления (2012-2014 годы)"
Паспорт долгосрочной областной целевой программы
"Обращение с отходами производства и потребления (2012-2014 годы)"
Наименование программы |
долгосрочная областная целевая программа "Обращение с отходами производства и потребления (2012-2014 годы)" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Устав (Основной Закон) Орловской области; постановление Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами"; распоряжение Правительства Орловской области от 21 декабря 2010 года N 571-р |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчики Программы |
Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (далее также - Орелоблэкоконтроль); Управление ветеринарии Орловской области; коммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления |
Руководитель Программы |
начальник Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области |
Ответственные исполнители Программы |
заместитель начальника Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области; руководитель Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области |
Цель и задачи Программы |
целью Программы является защита окружающей среды и населения от негативного воздействия отходов производства и потребления и улучшение качества окружающей среды на территории области. Основными задачами Программы являются: 1. Организация утилизации и переработки бытовых, промышленных и биологических отходов. 2. Утилизация бесхозяйных, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов (далее также - утилизация сельскохозяйственных химикатов) |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
доля переработки отходов в общем количестве образующихся отходов; доля утилизации сельскохозяйственных химикатов |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в течение 3 лет с 2012 по 2014 год. Этапом реализации Программы является календарный год |
Объемы и источники финансирования Программы, в том числе по направлениям затрат: капитальные вложения; НИОКР; прочие нужды |
общий объем финансирования составит 52 930,5 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 39 839,3 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 4 997,6 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 6 503,6 тыс. рублей; внебюджетные средства - 1 590,000 тыс. рублей; в том числе по направлениям затрат: капитальные вложения составят 41 208,0 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета - 29 108,8 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 4 997,600 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 5 511,600 тыс. рублей; внебюджетные средства - 1 590,000 тыс. рублей; НИОКР составят 650,000 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета не запланированы; средства бюджетов муниципальных образований - 650,000 тыс. рублей; внебюджетные средства не запланированы; прочие нужды составят 11 072,5 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета - 10 730,5 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 342,000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
конечными результатами реализации программных мероприятий являются: 1) улучшение экологической обстановки в области; 2) снижение образования отходов на объектах захоронения отходов, вовлечение образующихся отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья; 3) отсутствие несанкционированных свалок; 4) снижение уровня заболеваемости, повторного заражения; 5) утилизация165 085 кг бесхозяйных, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов; 6) предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы. В результате реализации Программы будут созданы дополнительные рабочие места, в том числе и для социально незащищенных слоев населения |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Проблема роста образования отходов очень остро стоит в Орловской области. По данным статистического наблюдения, за 2010 год на территории области образовалось 708,2 тыс. тонн промышленных и бытовых отходов, из них: 0,014 тыс. тонн чрезвычайно опасных отходов (I класс опасности), 7,493 тыс. тонн высокоопасных отходов (II класс опасности), 5,714 тыс. тонн опасных отходов (III класс опасности), 120,724 тыс. тонн отходов (IV класс опасности), 574,235 тыс. тонн отходов (V класс опасности). Использовано 123,9 тыс. тонн отходов, обезврежено 8,9 тыс. тонн, что составляет 17,5% и 1,3% от количества образовавшихся отходов в организациях соответственно.
Основной отраслью образования отходов производства и потребления в Орловской области являются обрабатывающие производства. Так, в 2010 году в отрасли всего образовалось 600,0 тыс. тонн отходов, из них лишь 45,2 тыс. тонн было использовано (7,5% от общего количества образованных отходов в отрасли), что на 5,48% меньше, чем в предыдущем году.
На долю производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака приходится наибольшее количество образования отходов производства и потребления обрабатывающего производства - 511,6 тыс. тонн в 2010 году. На втором месте - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 99,6 тыс. тонн.
В Орловской области кроме твердо-бытовых, промышленных отходов ежегодно в среднем образуется порядка 1 млн тонн отходов сельскохозяйственного производства, в том числе около 813 тыс. тонн навоза.
Наиболее интенсивное загрязнение от указанных источников проявляется в Орловском, Ливенском, Колпнянском, Верховском и ряде других районов, в бассейнах рек Оки и Сосны.
В 6 муниципальных образованиях области (городах Орел, Ливны, Мценск, Свердловском, Малоархангельском и Кромском районах) места размещения отходов внесены в реестр объектов размещения отходов.
В Знаменском, Троснянском, Покровском, Урицком, Болховском, Колпнянском, Хотынецком и Новодеревеньковском районах предприятия, работающие в сфере обращения с отходами, имеют лицензии на транспортировку отходов.
На основании лицензий услуги по приему, переработке и дальнейшей отправке на утилизацию отходов оказывают предприятия, расположенные в городе Орле - это ЗАО "Экология", ООО "Производственный комбинат "КБ", ЗАО "ОПЭК-ЦСиУ".
ЗАО "ОПЭК-ЦСиУ" осуществляет деятельность по приему, сортировке, селекции и дальнейшей утилизации твердых бытовых отходов, поступающих на полигон города Орла.
На основании выданных лицензий оказывают услуги по сбору отходов производства с целью дальнейшей отправки на утилизацию ряд предприятий:
ЗАО "Экология" - отходы, загрязненные нефтепродуктами, полимеры, макулатура лакокрасочные отходы, древесные отходы, гальваношламы, отработанные аккумуляторы, автошины, масла автомобильные, индустриальные, ртутьсодержащие отходы и др., всего более 100 наименований отходов;
ЗАО "Производственный комбинат "КБ" - лампы люминесцентные, макулатура, полимеры, текстиль, аккумуляторы отработанные и др.
Остальные отходы складируются на объектах размещения отходов, несанкционированных свалках.
В государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) на территории Орловской области по состоянию на 1 января 2011 года внесено 17 объектов. Управлением Росприроднадзора по Орловской области направлены требования 16 юридическим лицам о представлении информации для включения в ГРОРО. Кроме того, 22 муниципальным образованиям необходимо провести работу по официальному отводу земельных участков для размещения твердых бытовых отходов (далее также - ТБО) с целью их регистрации в ГРОРО.
Работы по сбору и вывозу ТБО в городе Орле проводят следующие организации: МУП "Спецавтобаза", ЗАО "ОПЭК-Транс", ООО "Эко-Транс", ОАО "Орелжилэксплуатация", ООО "Жилводсервис" п. Нарышкино, ООО "Забота", ИП Агафонов В. В.
Сложившаяся в Орловской области ситуация в сфере образования, использования, обезвреживания, хранения, захоронения, утилизации отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому, экологическому ущербу и представляет потенциальную угрозу здоровью населения области.
Особую опасность для окружающей среды и здоровья населения области представляют скопившиеся в результате прошлой хозяйственной деятельности, пришедшие в негодность сельскохозяйственные химикаты.
Особенностями сельскохозяйственных химикатов являются их высокая биологическая активность даже при самых малых уровнях воздействия, способность циркуляции в окружающей среде, возможность контакта с ними населения, что определяет их потенциальную опасность для окружающей среды и человека и требует обеспечения строгого контроля за соблюдением правил их безопасного хранения и применения.
Основная масса их смешана, и нет возможности установления состава. Нередки случаи несанкционированного захоронения сельскохозяйственных химикатов с грубыми нарушениями санитарных и экологических норм.
По результатам мониторинга мест хранения старых, непригодных к использованию пестицидов в Орловскую межрайонную природоохранную прокуратуру и районные прокуратуры направлено 15 материалов.
По данным отдела государственного надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Россельхознадзора по состоянию на 31 декабря 2010 года, в Орловской области находится 121 место хранения старых, непригодных к использованию пестицидов в количестве 230,423 тонны, из них 165,085 тонн - бесхозяйных.
В целях недопущения загрязнения почв, поверхностных и подземных вод требуется провести мероприятия по перезатариванию сельскохозяйственных химикатов, их транспортировке на специализированные предприятия для дальнейшей утилизации.
Особого внимания требует утилизация биологических отходов, которые опасны в эпидемиологическом и эпизоотическом отношении. Только на специализированных предприятиях возможна утилизация, переработка отходов с соблюдением требований по охране окружающей среды, защите от инфицирования персонала, занятого утилизацией.
По информации Управления ветеринарии Орловской области, на территории Орловской области зарегистрированы 312 мест захоронений животных: 261 скотомогильник (бывшие захоронения в землю), в том числе 21 сибиреязвенный (недействующие), 51 скотомогильник с биологическими камерами (биотермические ямы). Всего используется 45 объектов. Из общего количества зарегистрированных скотомогильников 53 объекта (45 действующих и 8 закрытых скотомогильников) соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям.
Из приведенного анализа следует, что глобальной проблемой является значительные и постоянно увеличивающиеся объемы образования отходов, их разнообразие, низкий уровень переработки и неудовлетворительное состояние мест их захоронения. Для повышения эффективности управления отходами необходимо создать действенную систему обращения с ними.
Для Орловской области приоритетным направлением действий в сфере обращения с отходами является повышение объемов извлекаемого из отходов вторичного сырья путем их сортировки и организации переработки.
В настоящее время экономическая заинтересованность сохраняется лишь в сборе, заготовке и использовании отходов для существующих производств (металл, макулатура, полиэтилен). Необходимо осуществлять мероприятия, направленные на рассмотрение всех отходов как вторичного сырья. Строительство заводов (комплексов) с глубокой сортировкой и переработкой отходов позволит организовать сортировку и наладить систему поставки компонентов отходов, пустив их во вторичную переработку.
Строительство в Орловском районе полигона для сбора ТБО, в городах Орле и Мценске - комплексов по сортировке и переработке отходов, установка в городе Болхове мусороперезагрузочной станции позволит решить проблемы строительства новых полигонов, рекультивировать территории, занятые свалками.
Улучшить ситуацию в сфере обращения с биологическими отходами возможно посредством модернизации технологического оборудования, укрепления материально-технической базы ОГУП "Ветеринарно-санитарный утилизационный завод "Орловский".
Проблема обращения с отходами является одной их составляющих государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования. Одним из поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 27 мая 2010 года является подготовка долгосрочных целевых инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.
Использование программно-целевого метода при решении проблем в области обращения с отходами предусмотрено Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Необходимость комплексного решения проблемы обусловлена следующими объективными причинами:
многообразие проблем обеспечения безопасности окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления;
необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов;
потребность в координации усилий органов государственной власти, местного самоуправления и негосударственных организаций.
Решение проблем в области обращения с отходами производства и потребления без применения программно-целевого метода не позволит комплексно решить проблему сбора, переработки и утилизации всех отходов, образующихся на территории Орловской области, и достичь целей в сфере охраны окружающей среды, намеченных Стратегией социально-экономического развития Орловской области до 2020 года.
II. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,
целевые индикаторы и показатели
Целью планируемой Программы является защита окружающей среды и населения от негативного воздействия отходов производства и потребления и улучшение качества окружающей среды на территории области.
Для достижения цели Программы предусмотрено решение следующих задач:
1. Организация утилизации и переработки бытовых, промышленных и биологических отходов.
Целевым индикатором решения задачи по вводу в эксплуатацию комплекса по сортировке и переработке промышленных и бытовых отходов (город Орел) является доля переработки и утилизации отходов в общем количестве образующихся на территории города Орла и Орловского района отходов. К 2015 году планируется довести этот показатель до 90%.
Источники получения информации при решении задачи: Территориальный орган государственной статистики по Орловской области, Управление Росприроднадзора по Орловской области, предприятия по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов, муниципальные образования.
2. Утилизация сельскохозяйственных химикатов.
Целевым индикатором решения задачи является 100% утилизация сельскохозяйственных химикатов.
Источник поступления информации - Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, осуществляющее государственный контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.
Обработка данных осуществляется аналитическим методом. Окончательные результаты подводятся ежегодно после получения информации.
Программу предполагается реализовать с 2012 по 2014 год.
Этапом реализации Программы является календарный год.
Целевые индикаторы и показатели результативности Программы представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки
результатов реализации основных мероприятий Программы
Достижение поставленной цели становится возможным после проведения программных мероприятий, направленных на решение задач по организации утилизации и переработки бытовых, промышленных и биологических отходов путем ввода в эксплуатацию комплексов по сортировке и переработке промышленных и бытовых отходов, приобретения спецавтотранспорта для вывоза твердых бытовых отходов, обустройства мест временного складирования ТБО, ликвидации свалок, разработки проектной документации, модернизации технологического оборудования путем увеличения уставного капитала ОГУП "Ветеринарно-санитарный утилизационный завод "Орловский", а также утилизации сельскохозяйственных химикатов.
В рамках решения задачи 1 Программы планируется выполнение мероприятий:
1) по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов:
а) строительство полигона ТБО (Орловский район);
б) ввод в эксплуатацию комплекса по сортировке и переработке промышленных и бытовых отходов (город Орел);
в) ввод в эксплуатацию комплекса по сортировке и переработке промышленных и бытовых отходов (город Мценск);
г) создание специализированного предприятия по вывозу твердых бытовых отходов с территории города Орла;
д) установка мусороперезагрузочной станции в городе Болхове;
е) приобретение спецавтотранспорта для вывоза твердых бытовых отходов (город Ливны);
ж) обустройство мест временного складирования ТБО;
з) ликвидация свалок;
и) разработка проектной документации;
2) по модернизации технологического оборудования, укреплению материально-технической базы ОГУП "Ветеринарно-санитарный утилизационный завод "Орловский" путем увеличения уставного капитала предприятия.
Обработка полученных данных осуществляется аналитическим методом. Окончательные результаты подводятся ежегодно после получения информации.
В рамках решения задачи 2 Программы планируется выполнение мероприятия по утилизации сельскохозяйственных химикатов.
Для выполнения этой задачи необходимо изготовить паспорта отходов (пришедших в негодность сельскохозяйственных химикатов), провести их упаковку, вывезти на специализированные предприятия для проведения утилизации.
В результате реализации мероприятий Программы улучшится экологическая обстановка и санитарно-эпидемиологическая ситуация в области. В хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья будут вовлечены образующиеся биологические отходы и отходы ТБО, будет полностью утилизировано 165 085 кг бесхозяйных, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов. Ожидается повышение культуры поведения населения, предполагается создание дополнительных рабочих мест.
Система и результаты от реализации мероприятий Программы представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного, федерального, муниципального бюджетов и внебюджетных источников.
По предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования составит 52 930,5 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 39 839,3 тыс. рублей, из них:
22 445,2 тыс. рублей в 2012 году;
839,0 тыс. рублей в 2013 году;
16 555,1 тыс. рублей в 2014 году;
средства федерального бюджета - 4 997,6 тыс. рублей, из них:
4 997,600 тыс. рублей в 2012 году;
финансирование на 2013 и 2014 годы не запланировано;
средства бюджетов муниципальных образований - 6 503,600 тыс. рублей, из них:
3 585,600 тыс. рублей в 2012 году;
1 384,000 тыс. рублей в 2013 году;
1 534,000 тыс. рублей в 2014 году;
внебюджетные средства - 1 590,000 тыс. рублей, из них:
490,000 тыс. рублей в 2012 году;
530,000 тыс. рублей в 2013 году;
570,000 тыс. рублей в 2014 году;
в том числе по направлениям затрат:
капитальные вложения составят 41 208,0 тыс. рублей, из них:
средства областного бюджета - 29 108,8 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 4 997,600 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 5 511,600 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 1 590,000 тыс. рублей;
НИОКР составят 650,000 тыс. рублей, из них:
средства областного бюджета не запланированы;
средства бюджетов муниципальных образований - 650,000 тыс. рублей;
внебюджетные средства не запланированы;
прочие нужды составят 11 072,5 тыс. рублей, из них:
средства областного бюджета - 10 730,5 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 342,000 тыс. рублей.
Структура финансирования Программы представлена в приложении 3 к Программе.
Территориальная структура финансирования Программы осуществляется за счет средств муниципальных образований и общеобластных расходов.
По предварительным прогнозным данным, объем финансирования мероприятий в муниципальных образованиях составит 27 448,55 тыс. рублей, в том числе:
средства Урицкого района - 1 750,0 тыс. рублей, из них:
550,0 тыс. рублей в 2012 году;
550,0 тыс. рублей в 2013 году;
650,0 тыс. рублей в 2014 году;
средства города Ливны - 10 579,2 тыс. рублей, из них:
8 269,2 тыс. рублей в 2012 году;
1 110,0 тыс. рублей в 2013 году;
1 200,0 тыс. рублей в 2014 году;
средства города Мценска - 762,0 тыс. рублей, из них:
254,0 тыс. рублей в 2012 году;
254,0 тыс. рублей в 2013 году;
254,0 тыс. рублей в 2014 году;
общеобластные средства - 10 730,5тыс. рублей, из них:
2 449,2 тыс. рублей в 2012 году;
839,0 тыс. рублей в 2013 году;
7 442,3 тыс. рублей в 2014 году.
Территориальная структура финансирования Программы представлена в приложении 4 к Программе.
Общеобластные средства территориальной структуры финансирования Программы представлены в приложении 5 к Программе.
Финансово-экономическое обоснование расходов Программы представлено в приложении 6 к Программе.
Структура финансирования Программы по бюджетополучателям представлена в приложении 7 к Программе.
Объемы финансирования из областного бюджета определяются ежегодным законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и детализируются по мероприятиям Программы.
Выделение ассигнований главному распорядителю средств областного бюджета для финансирования мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части областного бюджета, установленным бюджетным законодательством Орловской области.
V. Механизм реализации Программы, управление
реализацией и мониторинг Программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой, бюджетной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов и муниципальных образований области.
Государственным заказчиком Программы является Правительство Орловской области.
Начальник Орелоблэкоконтроля является руководителем Программы и наделен полномочиями оперативного управления и организации выполнения мероприятий Программы на всех этапах. На руководителя Программы возлагается ответственность за подготовку и реализацию долгосрочной областной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления (2012-2014 годы)".
Ответственными исполнителями Программы являются заместители начальника Орелоблэкоконтроля, назначенные руководителем Программы для организационно-технического и экономико-финансового обеспечения выполнения мероприятий Программы. Ответственные исполнители участвуют в подготовке контрактов, отчетных материалов по вопросам реализации мероприятий Программы, несут ответственность перед руководителем Программы за использование финансовых средств, выделенных на реализацию Программы.
Исполнителями Программы являются организации, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Оперативное управление осуществляется Орелоблэкоконтролем путем организации аукционов (конкурсов). Руководитель Программы осуществляет контроль и проверку выполнения работ. После завершения работ отчеты в установленном порядке рассматриваются на совете Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области.
Ежегодно Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области представляет отчет о результатах реализации Программы в Департамент экономики Орловской области и подает бюджетные заявки на финансирование мероприятий Программы в очередные годы в Департамент финансов Орловской области, а также вносит на рассмотрение Правительства Орловской области отчет о ходе реализации Программы.
VI. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности Программы
Реализация программных мероприятий позволит создать более благоприятные организационные, нормативно-правовые и экономические условия для снижения образования отходов и вовлечения образующихся отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.
При оборудовании и эксплуатации мусоросортировочного комплекса увеличится срок эксплуатации полигонов, уменьшится их площадь, снизятся затраты на утилизацию и захоронение ТБО, улучшится экологическая обстановка в области.
Выполнение запланированных работ от объемов финансирования в 2012-2014 годах составит:
по установке мусоросортировочного комплекса - 100%;
по утилизации сельскохозяйственных химикатов - 100%.
Затраты на реализацию Программы предусматриваются в объеме 52 930,5 тыс. рублей.
Экологическая эффективность мероприятий Программы выражается в снижении уровня загрязнения окружающей среды, предотвращении вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности и, как следствие, снижении риска заболевания населения.
Социальный аспект результатов реализации Программы выражается в развитии сети объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для хранения, сортировки, переработки отходов производства и потребления и в создании дополнительных рабочих мест.
Прекращение действия Программы может быть досрочным при досрочном выполнении программных мероприятий.
В случае сокращения объемов бюджетного финансирования работ по Программе заказчик Программы принимает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов в установленные сроки и при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.