Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
V. Механизм формирования и состав программных мероприятий
Для обеспечения системного подхода к решению задач Программы предусмотрена реализация комплекса основных принципов:
1) формирование нормативно-правовой и методологической базы для реализации Программы;
2) привлечение доступных кредитных ресурсов и других внебюджетных источников (средств финансовых компаний и корпораций, средств институциональных инвесторов, накоплений граждан) для финансирования Программы;
3) разработка и реализация эффективных механизмов использования средств государственной поддержки для достижения основной цели и задач Программы;
4) привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы для обеспечения жильем граждан;
5) открытость и доступность информации о ходе реализации Программы;
6) обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта.
В целях успешной реализации Программы предусматривается заключение соглашений с федеральными органами власти, органами местного самоуправления и инвесторами о взаимодействии по вопросам выполнения программных мероприятий.
Выполнение мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий различных категорий граждан, будет осуществляться как единый комплекс мер, направленный на снижение актуальности жилищной проблемы на территории Орловской области, в рамках межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области", утверждаемой в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2009 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке формирования, реализации и финансового обеспечения межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области".
Механизм реализации направлений Программы приведен ниже.
Постановлением Правительства Орловской области от 29 марта 2012 г. N 96 в пункт 1 раздела V настоящего приложения внесены изменения
1. Разработка документов территориального планирования.
В рамках данного направления предусматривается разработка и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки муниципальных образований Орловской области. Для этого планируется предоставление субсидии муниципальным образованиям. Порядок предоставления субсидии и ее размер устанавливаются Правительством Орловской области. Причем, по результатам проведенной аналитической работы, выявлена следующая тенденция разработки документов территориального планирования, представленная на рисунке 2.
Рисунок 2. Ход разработки документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в разрезе органов местного самоуправления Орловской области.
См. рисунок в графическом виде
С учетом выявленной тенденции был составлен план разработки документов территориального планирования, представленный в таблице 7.
Таблица 7.
Планируемые сроки утверждения документов территориального
планирования (схем территориального планирования районов,
генеральных планов поселений) на территории
Орловской области
N |
Тип документа |
Всего муниципальных образований |
План утверждения документов территориального планирования, единиц |
Планируемый результат, единиц |
Примечание |
||||
2011 год |
2012 год |
||||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
||||||
1 |
Схема территориального планирования муниципальных районов |
24 |
9 |
3 |
4 |
4 |
4 |
24 |
|
2 |
Генеральный план городских округов |
3 |
3 |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
3 |
Генеральный план городских поселений |
17 |
6 |
- |
3 |
4 |
4 |
17 |
|
4 |
Генеральный план сельских поселений |
223 |
28 |
1 |
12 |
20 |
123 |
156 |
До 30 % сельских поселений могут принять решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана |
2. Формирование и предоставление земельных участков для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий, которые необходимы для строительства жилья в соответствии с целевыми показателями Программы, в том числе на основе совместной работы с Фондом содействия развитию жилищного строительства по выявлению и вовлечению в гражданский оборот для целей жилищного строительства находящихся в федеральной собственности земельных участков.
В рамках данного направления предусматривается выполнение аналитической работы по выявлению и систематизации наиболее востребованных земельных участков в целях решения жилищной проблемы граждан, проживающих на территории Орловской области, а также возможности оптимизации существующих проектов застройки выделенных участков. Право на выполнение работы будет предоставлено по результатам конкурса, организуемого Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
В целях повышения эффективности реализации Программы, и в частности повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса одним из ключевых направлений является совместная деятельность Правительства Орловской области и Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее также - Фонд РЖС) по вовлечению в оборот в целях жилищного строительства земельных участков, находящихся в федеральной собственности, согласно Федеральному закону от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее также - Федеральный закон) и во исполнение раздела III, заключенного соглашения о взаимодействии (сотрудничестве) от 8 июня 2009 года N 41, по следующему алгоритму:
1. Правительство Орловской области направляет предложения о выделении земельных участков под реализацию проектов строительства, оформленные в виде предусмотренных частью 1 статьи 11 Федерального закона перечня земельных участков и комплекта прилагаемых документов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2008 года N 466 "Об утверждении формы перечня земельных участков, направляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, и состава документов, прилагаемых к нему". Перечень земельных участков, включая их местоположение, площадь, срок освоения и расчетный объем жилья представлены в приложении 10 к Программе.
2. На основе поступивших данных о земельных участках Фонд РЖС подготавливает и направляет в Правительственную комиссию по развитию жилищного строительства предложения об их использовании в целях, предусмотренных Федеральным законом.
3. Принятие Правительственной комиссией решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
4. В соответствии с целевым назначением земельных участков, переданных Фондом РЖС, Правительство Орловской области определяет механизм реализации решений Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства при передаче осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками субъектам Российской Федерации.
Использование данного механизма комплексного освоения земельных участков также предусмотрено в направлении 5 настоящего раздела.
Дополнительно планируется реализация аналитической работы по оптимизации механизмов выявления и формирования наиболее востребованных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях жилищного строительства и развитии базы строительной индустрии.
3. Снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства: снижение административных барьеров при выдаче разрешений на строительство, проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
В рамках направления предусматривается в 2011 году выполнение аналитической работы по выявлению и устранению существующих административных барьеров на различных этапах строительства: от выдачи разрешения на строительство до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом особое внимание будет уделено вопросам взаимодействия организаций, реализующих проекты жилищного строительства, и компаний, занимающих доминирующее положение на рынке коммунальных услуг и розничном рынке энергоснабжения, для чего в соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 25 октября 2010 года N 459-р создана рабочая группа, разработавшая ряд программных мероприятий, представленных в приложении 15 к Программе.
В целях уменьшения сроков подготовки документов для строительства данной группой осуществлена аналитическая работа, по результатам которой обоснована возможность сокращения сроков подготовки документов для строительства на 20% (приложение 16 к Программе).
В качестве меры по усилению контроля за строительством на земельных участках, предоставленных для жилищного строительства, планируется внедрение системы оказания государственных услуг по экспертизе, выдаче разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию в электронном виде в рамках перехода на электронную форму документооборота.
В качестве отдельной меры будет проработан вопрос об инвентаризации основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде, что сделает "прозрачнее" механизм выдачи технических условий на присоединение к существующим инженерным сетям, невозможным предъявление завышенных требований к застройщикам.
4. Развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов.
В рамках данного направления предусматривается заключение государственного контракта на право выполнения научно-исследовательской работы на тему "Разработка механизмов снижения монополизации и повышения конкурентоспособности на внутреннем рынке строительных материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности". В рамках данной работы предполагается формирование перечня энергоэффективных и экологичных материалов и технологий малоэтажного жилищного строительства с учетом климатических и социально-экономических условий региона, разработка механизмов оказания поддержки проектам по созданию новых производств энергоэффективных и экологичных технологий малоэтажного жилищного строительства, а также модернизации существующих.
В настоящее время заключен государственный контракт между Правительством Орловской области, ГУ ВПО "ОрелГТУ" и соисполнителем АНО "Орловский академцентр РААСН" о разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов Орловской области до 2030 года". Реализация данной программы планируется с 2013 года, в результате чего будут скорректированы планы реализации мер по распространению технологий строительства малоэтажного жилья экономического класса на территории Орловской области.
В настоящее время выполнены работы по первому этапу государственного контракта, графические результаты представлены в приложении 14 Программы.
5. Реализация проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, в том числе на основе совместной работы с Фондом содействия развитию жилищного строительства.
В рамках направления предусматривается механизм конкурсного отбора проектов, в целях оказания им мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета и бюджетов иных уровней, направленных на обеспечение земельных участков необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой при условии снижении стоимости земельного участка, выделяемого под застройку, реализуемого населению в целях жилищного строительства. Для застройки данных участков планируется привлекать средства организаций-застройщиков и физических лиц, приобретающих жилые помещения в рамках данных проектов, с использованием механизмов предоставления государственных гарантий, в соответствии с порядком, утверждаемым законодательством региона.
В рамках выполнения данных мероприятий предусматривается взаимодействие с Фондом РЖС и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
Вопрос обеспечения земельных участков инфраструктурой также предполагается решать в рамках взаимодействия с субъектами естественных монополий (ОАО "Орелэнерго", ОАО "Орелоблэнерго", ОАО "Орелоблгаз", ООО "Орелрегионгаз", ООО "Орелтеплогаз" и иных компаний) в рамках реализуемых ими инвестиционных программ. Инвестиционные программы коммунальных муниципальных унитарных предприятий и субъектов естественных монополий должны корректироваться с разрабатываемыми и утвержденными органами местного самоуправления программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом земельных участков, планируемых под жилое строительство. В соответствии с имеющимся опытом синхронизации подобной программы ОАО "Газпром", ожидается увеличение темпов освоения земельных участков, отводимых под реализацию проектов комплексной застройки.
В целях эффективного расходования выделяемых финансовых ресурсов запланировано выполнение научно-исследовательской работы по трем аспектам:
Постановлением Правительства Орловской области от 25 июня 2012 г. N 205 в подпункт 1 пункта 5 раздела V настоящего постановления внесены изменения
1) разработка механизмов формирования государственного и муниципального спроса на приобретение жилья для различных категорий граждан в рамках реализации проектов комплексной малоэтажной застройки выделяемых земельных участков, а также разработка и поддержка интернет-сайта Программы;
2) разработка типовых решений по обеспечению земельных участков экономичной и энергоэффективной децентрализованной инженерной инфраструктурой;
3) выявление типовых потребностей муниципальных образований и объединение типовых проектов по созданию объектов инженерной инфраструктуры в целях оптимизации стоимости его обслуживания.
6. Осуществление мероприятий по стимулированию спроса на строительство жилья экономического класса, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономического класса на первичном рынке жилищного строительства.
В рамках данного направления предполагается реализация следующих мероприятий:
1) реализация программы "Стимул" в рамках выполнения трехстороннего соглашения от 4 июня 2010 года N 11-10/375, заключенного между Правительством Орловской области, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) и его региональным оператором - ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования Орловской области" (далее - Региональный оператор), предусматривающего:
";
а) оказание содействия Региональному оператору в реализации на территории Орловской области программы стимулирования предоставления кредитов (займов) на цели строительства и приобретения жилья (программа "Стимул"), для чего в настоящее время осуществляются переговоры с ведущими региональными организациями-застройщиками об участии в проектах массового строительства, планируемых к реализации на территории Орловской области в 2011-2015 годах, из которых наиболее проработан проект ОАО "Орелстрой
б) обязательство регионального оператора выступать гарантом сбыта при строительстве жилья экономического класса, в том числе в рамках реализуемой Агентством программы "Стимул", при соответствующей финансовой поддержке регионального бюджета, для чего в функции Регионального оператора планируется включить:
участие в реализации программ заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
участие в развитии рынка найма жилья;
участие в организации объединений граждан для строительства и приобретения жилья;
участие в формировании маневренного фонда;
разработка специальных программ ипотечного кредитования, в т.ч. стимулирующих приобретение жилья экономического класса;
обучение и развитие участников рынка ипотеки;
участие в разработке стандартов качества работы экспертов, оценщиков, брокеров, агентов по взысканию и других участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
В целях содействия Региональному оператору в выполнении данных функций его уставной капитал 15 мая 2010 года увеличен на 447 900 тысяч рублей посредством размещения дополнительных акций в рамках конвертации при присоединении юридического лица. После оценки эффективности принятых мер планируется дальнейшая работа с Агентством, в том числе подготовка в 2011 году заявки об объемах финансирования за счет средств Агентства.
2) адаптация к ситуации на рынке недвижимости, сложившейся на территории Орловской области, схемы реализации проектов по строительству жилья экономического класса, предложенной Агентством в целях развития комплексного жилищного строительства, и обеспечение ее внедрения во взаимодействии с Фондом развития жилищного строительства и Внешэкономбанком;
3) поддержка кредитного продукта "Малоэтажное жилье", предлагаемого Агентством, на участках, отобранных посредством проведения конкурса среди заявок муниципальных образований, отводимых под реализацию проектов организованной комплексной малоэтажной застройки.
4) до конца 2010 года планируется заключить соглашение о совместных действиях по формированию в Орловской области маневренного и (или) коммерческого жилищного фонда в целях обеспечения поддержки заемщиков, лишившихся единственного жилья в результате продажи предмета залога. В целях увеличения объема финансирования данного мероприятия будет принят отдельный нормативно-правовой документ, учитывающий отличие такого жилищного фонда от фонда социального найма, заключающееся в том, что жилье из маневренного и (или) коммерческого жилищного фонда предоставляется временно заемщику по ипотечному кредиту, который в результате обращения взыскания лишился права проживания в жилом помещении, в то время как фонд социального найма предназначен для проживания граждан, которые признаны нуждающимися и одновременно не имеют возможности приобрести жилье за счет собственных либо заемных средств.
Механизм реализации данного направления основан на принципах взаимодействия с Агентством с учетом схемы реализации проектов по строительству жилья экономического класса, разработанной Агентством.
Основой массового строительства должно стать финансирование за счет банковских кредитов, а не средств дольщиков. Средства физических лиц должны привлекаться по завершении строительства для оплаты готового жилья. Фиксированная на аукционе цена продажи жилья застройщиком могла бы устанавливаться на уровне ниже текущей рыночной цены.
С целью обеспечения массового жилищного строительства жилья экономического класса на землях Фонда РЖС должны быть предоставлены дополнительные преференции для победителей аукциона:
обязательства владельца участка по организации подключения к инженерной инфраструктуре, по гарантии выкупа до 25% построенных жилых помещений и по хеджированию риска роста цен на стройматериалы;
обязательства банка по организации и гарантии финансирования проектной компании в форме синдицированного кредитования либо размещения ее корпоративных облигаций при условии выполнения стандартов проектного финансирования;
обязательства Агентства по рефинансированию ипотечных кредитов, выданных гражданам-приобретателям жилья и юридическим лицам, исполняющим гарантии выкупа нереализованного жилья (гарантам сбыта);
обязательства Регионального оператора по гарантии выкупа не менее 75% построенного жилья.
Реализация данной схемы строительства жилья экономического класса позволит:
обеспечить координацию спроса и предложения на рынке жилья;
стимулировать строительство жилья экономического класса с фиксацией на этапе строительства для физических лиц цены приобретения построенного жилья;
снизить риски граждан, исключив участие их средств на этапе строительства;
получить синергетический эффект деятельности органов власти и институтов развития.
В целях повышения эффективности принимаемых мер, в рамках данной схемы взаимодействия планируется реализация следующих основных направлении деятельности развития рынка ипотечного жилищного кредитования:
массовое внедрение механизмов, предусмотренных программой "Стимул", обеспечивающих заказ, строительство и кредитование жилья экономического класса;
разработка и внедрение новых ипотечных продуктов для различных социально-ориентированных групп населения;
поддержка заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
осуществление секьюритизации ипотечных кредитов с участием Агентства;
разработка схем привлечения долгосрочных финансовых ресурсов на рынок ипотечного жилищного кредитования.
7. Осуществление мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, определенных действующим законодательством, в том числе семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.
Механизм реализации данного направления представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Механизм реализации мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, определенных действующим законодательством, в том числе семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.
См. рисунок в графическом виде
Данный комплекс мер направлен на оказание содействия в целях улучшения жилищных условий следующих категорий граждан:
ветеранов Великой Отечественной войны;
ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц;
граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами;
граждан, пострадавшим от радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц;
семьям, имеющим право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала.
8. Создание системы начальной профессиональной подготовки совместно с компаниями, производящими современные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, а также системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных центров таких компаний в связи с дефицитом высококвалифицированных специалистов в малоэтажном строительстве при применении современных технологий.
Перечень государственных образовательных учреждений, на базе которых будет реализовываться мероприятия данного направления, представлен в приложении 13 к Программе.
В рамках реализации данного направления предполагается выделение средств областного бюджета учреждениям начальной профессиональной подготовки. Порядок и условия предоставления средств определяются нормативно-правовым актом, разрабатываемым Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области.
9. Переселение граждан из аварийного жилого фонда в жилье экономического класса, в том числе малоэтажное, отвечающее требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.
Механизм реализации данного направления подробно прописан в отдельной Подпрограмме - "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2011-2015 годы (приложение 1 к Программе).
10. Стимулирование строительства малоэтажного индивидуального жилья на территории Орловской области.
Механизм реализации данного направления подробно прописан в отдельной Подпрограмме - "Стимулирование строительства малоэтажного индивидуального жилья на территории Орловской области" на 2011-2015 годы (приложение 2 к Программе).
Ответственные исполнители Программы ежегодно уточняют (с учетом выделенных на очередной финансовый год бюджетных и привлеченных внебюджетных средств) распределение объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию программных мероприятий.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем на рынке недвижимости. Эта поддержка будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы. Информационно- разъяснительная работа организуется соответствующими исполнителями мероприятий Программы через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения конференций и семинаров.
Руководитель Программы - руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Ответственный исполнитель Программы - начальник управления строительства и дорожной инфраструктуры Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Разработчик Программы - Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Исполнители Программы, бюджетополучатели - органы исполнительной власти Орловской области, органы местного самоуправления и заинтересованные юридические лица, прошедшие конкурсный отбор в рамках мероприятий Программы.
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, являясь главным распорядителем бюджетных средств Программы, определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, их соответствие программным целям и задачам. Координация деятельности исполнителей Программы-бюджетополучателей возлагается на Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Контроль за выполнением и оценка эффективности реализации Программы осуществляется руководителем Программы на основании данных о финансировании и освоении средств, выделенных на реализацию Программы, результатов выполнения основных мероприятий, динамики плановых и фактически достигнутых показателей.
Основными задачами осуществления контроля по исполнению Программы являются:
1. Рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их корректировке.
2. Выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Осуществление мониторинга позволит своевременно принимать решения о внесении изменений в Программу в ходе ее реализации по результатам анализа эффективности программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.