Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к постановлению
Правительства Орловской области
от 31 января 2012 г. N 33
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Орловской области
"Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги
гражданам пожилого возраста"
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста (далее - граждане) и устанавливает основные виды и краткую характеристику предоставляемых услуг.
2. Термины и определения
Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста - действия реабилитационных служб, направленные на улучшение самочувствия граждан, восстановление или продление их способностей к бытовой, общественной и трудовой профессиональной деятельности, адаптацию к условиям проживания.
3. Общие положения
3.1. Реабилитационные услуги должны быть направлены на достижение полного или частичного восстановления здоровья и самочувствия, общественного и профессионально-трудового статуса граждан путем устранения или частичной компенсации нарушений жизнедеятельности и продления ее срока, социального и профессионального функционирования.
3.2. Реализация реабилитационных услуг должна быть направлена на достижение наибольшего воздействия и максимального эффекта при минимальных затратах времени на их выполнение.
3.3. Комплекс реабилитационных услуг должен содержать психосоциальные и биологические методы воздействия на граждан и быть направлен на организм, личность, социум.
3.4. Реабилитационные услуги предоставляются комплексно, что подразумевает согласованное проведение реабилитационных мероприятий специалистами разных профилей.
3.5. Реабилитационные услуги предоставляются последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных услуг определяются в каждом конкретном случае состоянием граждан; реабилитация считается завершенной, когда граждане во всем многообразии социальных отношений достигли уровня, приближенного к уровню, соответствующему нормальному состоянию человека в их возрасте.
3.6. Технология выбора и предоставления реабилитационных услуг представляет собой систему следующих реабилитационных мероприятий:
1) обследование граждан;
2) проведение индивидуальной оценки потребности в мероприятиях по реабилитации;
3) постановка диагноза;
4) уточнение реабилитационного потенциала;
5) проведение реабилитации;
6) мониторинг (наблюдение);
7) оценка эффективности реабилитационных воздействий.
3.7. Конкретные виды, состав, объемы, формы, сроки предоставления реабилитационных услуг определяются в соответствии с потребностями в них конкретных граждан.
3.8. Гражданам следует предоставлять комплекс оптимальных для них реабилитационных услуг, включающий в себя услуги по медицинской, социальной и профессионально-трудовой реабилитации, направленные на восстановление или продление способностей граждан к выполнению определенных видов жизнедеятельности.
3.9. Предоставление реабилитационных услуг осуществляют с учетом следующих факторов, в значительной степени определяющих качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы учреждения:
1) полноты и качества документов, в соответствии с которыми учреждение осуществляет деятельность по оказанию реабилитационных услуг;
2) условий размещения учреждения;
3) укомплектованности учреждения специалистами и уровня их квалификации;
4) специального и табельного технического оснащения учреждения (оборудования, приборов, аппаратуры, технических средств реабилитации), применяемого в процессе реабилитации;
5) состояния информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг гражданам;
6) наличия и состояния собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.
3.9.1. Документы.
В состав документов должны входить:
1) Устав учреждения, содержащий разделы, в которых должны быть изложены правовой статус учреждения, предмет, цели и направления деятельности учреждения, имущество и финансы учреждения, финансово-хозяйственная деятельность учреждения, структурные подразделения учреждения, вопросы управления учреждением, положения о трудовом коллективе учреждения, порядок ликвидации и реорганизации учреждения;
2) Положение об учреждении, в котором должны быть изложены порядок формирования, деятельности, реформирования и ликвидации учреждения, его юридический статус, ведомственная принадлежность, штатное расписание, порядок принятия (зачисления) граждан на обслуживание и снятия с него, основные задачи деятельности учреждения, структурные подразделения, объем и порядок предоставления реабилитационных услуг;
3) руководства, правила, инструкции, методики, которые регламентируют процесс предоставления реабилитационных услуг, определяют методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривают меры по совершенствованию работы учреждения;
4) эксплуатационные документы на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, технические средства реабилитации, способствующие обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии;
5) национальные стандарты Российской Федерации, применяемые на добровольной основе и составляющие нормативную основу практической работы учреждений.
В учреждении следует осуществлять постоянный контроль состояния документов для своевременного включения в них необходимых изменений и изъятия из обращения устаревших документов.
3.9.2. Условия размещения учреждения.
3.9.2.1. Условия размещения учреждения, в котором оказывают реабилитационные услуги, должны предусматривать его расположение в специально оборудованных для него зданиях (помещениях); помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания клиентов и обслуживающего персонала, оснащены телефонной и электронной связью.
3.9.2.2. Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение персонала, клиентов учреждения и предоставление им реабилитационных услуг в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.
3.9.3. Укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации.
3.9.3.1. Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
3.9.3.2. Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.
3.9.3.3. Специалисты учреждения должны периодически повышать свою квалификацию в соответствии с графиком повышения квалификации специалистов, утвержденным руководителем учреждения.
3.9.3.4. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
3.9.3.5. Все специалисты учреждения, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, должны быть аттестованы в установленном порядке.
3.9.3.6. Наряду с соответствующей квалификацией все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
3.9.3.7. При оказании реабилитационных услуг персонал учреждения должен проявлять к обслуживаемым клиентам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
3.9.3.8. Сведения личного характера об обслуживаемых гражданах, ставшие известными сотрудникам учреждения при оказании ими реабилитационных услуг, составляют профессиональную тайну.
Сотрудники, виновные в разглашении этой тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.9.4. Специальное и табельное техническое оснащение.
3.9.4.1. Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, приборами, аппаратурой, техническими средствами реабилитации граждан, обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых реабилитационных услуг, отвечающими требованиям соответствующих стандартов, технических условий и других подобных документов.
3.9.4.2. В каждом учреждении должен быть перечень применяемого при реабилитации специального и табельного технического оснащения, обеспечивающего своевременное, полное и качественное предоставление реабилитационных услуг.
3.9.4.3. Специальное и табельное оборудование, приборы, аппаратуру и технические средства реабилитации следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
3.9.4.4. Неисправное техническое оснащение должно быть снято с эксплуатации, заменено или отремонтировано (если оно подлежит ремонту), а пригодность отремонтированного технического оснащения должна быть подтверждена его проверкой.
3.9.5. Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг.
3.9.5.1. Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение.
3.9.5.2. Учреждение должно представлять гражданам в доступной форме необходимую и достоверную информацию о выполняемых учреждением реабилитационных услугах.
3.9.5.3. Если представление недостоверной, несвоевременной или недостаточно полной информации о реабилитационной услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или ущерба имуществу гражданина, то он вправе предъявить учреждению требования о возмещении причиненного ущерба в установленном законодательством порядке.
3.9.6. Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.
3.9.6.1. Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию реабилитационных услуг на их соответствие стандартам и другим внутренним и внешним документам в области реабилитации.
3.9.6.2. Система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с гражданами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
3.9.6.3. Внешняя система контроля включает в себя контроль, который осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также вышестоящий орган, которому подведомствена организация.
3.9.6.4. Учреждение может оценить качество и безопасность предоставляемых им реабилитационных услуг и подтвердить их соответствие национальным стандартам или требованиям системы добровольной сертификации.
3.10. При поступлении граждан в реабилитационное учреждение проверяют:
1) состояние их физического здоровья и потребности в уходе за ними;
2) состояние зрения, слуха и разговорной речи;
3) состояние полости рта;
4) состояние ног;
5) их мобильность и сноровку;
6) историю их болезней;
7) способность регулировать экскреторные функции;
8) необходимость в медикаментозном лечении;
9) состояние рассудка и когнитивные способности (способность узнавания, восприятия, познания);
10) социальные интересы, хобби, религиозные и культурные потребности.
4. Основные виды и краткие характеристики реабилитационных услуг
Реабилитационные услуги гражданам подразделяются на следующие основные виды:
услуги по медицинской реабилитации;
услуги по профессионально-трудовой реабилитации;
услуги по социальной реабилитации.
4.1. Услуги по медицинской реабилитации
Услуги по медицинской реабилитации направлены на компенсацию нарушенных или возобновление утраченных функций организма, продление способностей граждан пожилого возраста к выполнению определенных видов деятельности.
В состав услуг по медицинской реабилитации входят:
1) восстановительная терапия;
2) санаторно-курортное лечение;
3) обеспечение лекарственными средствами;
4) динамическое наблюдение;
5) прочие услуги.
4.1.1. Восстановительная терапия.
Восстановительная терапия заключается в воздействии на организм человека для восстановления или компенсации его нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, восстановления или улучшения жизнедеятельности, трудовых функций. Она проводится по назначению врача в следующих формах:
4.1.1.1. Медикаментозная терапия - применение лекарственных средств для предупреждения прогрессирования болезни, ее обострений и осложнений.
4.1.1.2. Физиотерапия - применение физических природных и искусственных факторов в реабилитации для коррекции основных патофизиологических сдвигов, усиления компенсаторных механизмов, увеличения резервных возможностей организма, восстановления или повышения физической работоспособности.
4.1.1.3. Механотерапия - применение различных механизмов и приспособлений для восстановления нарушенных функций, систем организма. Она основана на выполнении дозированных движений (преимущественно для отдельных сегментов конечностей), осуществляемых с помощью механотерапевтических аппаратов, облегчающих движение или, наоборот, требующих дополнительных усилий для его выполнения.
4.1.1.4. Кинезотерапия - применение комплекса лечебных мероприятий, включающих активную и пассивную гимнастику с целью восстановления нарушенных функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
4.1.1.5. Психотерапия - применение комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение человека методами, обеспечивающими оказание профессиональной психологической помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств.
4.1.1.6. Лечебная физкультура - применение различных физических упражнений (гимнастических, спортивно-прикладных, идеомоторных, т.е. выполняемых мысленно, прогулок, упражнений в посылке импульсов к сокращению мышц), игр, естественных факторов (солнце, воздух, вода).
4.1.1.7. Ультразвуковая терапия - применение упругих механических колебаний ультразвука для слабого прогревания тканей с целью повышения их эластичности, уменьшения мышечного спазма.
4.1.1.8. Лечебный массаж (ручной, аппаратный и комбинированный), проводимый для улучшения функционирования того или иного органа, профилактики и улучшения микроциркуляции крови.
4.1.1.9. Мануальная терапия - система ручных лечебных приемов, с помощью которых можно избавиться от заболеваний или других изменений позвоночника, суставов, мышечного и связочного аппарата, внутренних органов, костей черепа, мембран спинного и головного мозга, а также черепно-мозговых нервов.
4.1.1.10. Рефлексотерапия - лечение иглоукалыванием и прижиганием.
4.1.1.11. Оздоровление клиентов путем предоставления процедур с использованием местных природно-климатических факторов (грязелечение, водолечение, электрофорез, магнитотерапия, световая ванна, электромассаж, ультразвук, УВЧ, электросон, парафино-озокеритное лечение, ингаляция, ЛФК, фитотерапия и т.п.).
4.1.2. Санаторно-курортное лечение.
4.1.2.1. Санаторно-курортное лечение представляет собой мероприятия, при осуществлении которых для восстановления и компенсации нарушенных функций организма применяют природные факторы (минеральные воды, лечебные грязи, климат и т.д.).
4.1.2.2. Организацию направления и предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляют в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации и результатами медико-социальной экспертизы.
4.1.3. Обеспечение лекарственными средствами.
4.1.3.1. Обеспечение клиентов лекарственными средствами осуществляют в соответствии с перечнем жизненно важных для них средств, предусмотренных индивидуальной программой социальной реабилитации.
4.1.3.2. Учет, хранение, обращение, назначение и уничтожение лекарственных средств, в том числе принимаемых клиентами самостоятельно, должны осуществляться под контролем руководителя учреждения, предоставляющего реабилитационные услуги гражданам; с этой целью для каждого клиента должен быть заведен лист назначения принимаемых лекарственных средств (включая принимаемые самостоятельно).
4.1.4. Динамическое наблюдение за гражданами.
4.1.4.1. Динамическое наблюдение заключается в наблюдении, изучении, исследовании изменений в состоянии здоровья граждан.
4.1.4.2. Цель динамического наблюдения - контроль за ходом и эффективностью реабилитационного процесса.
4.1.4.3. Динамическое наблюдение проводят в соответствии с индивидуальной программой социальной реабилитации.
4.1.5. Прочие услуги.
К прочим услугам относятся:
1) организация прохождения диспансеризации с целью углубленного и всестороннего обследования состояния граждан;
2) содействие в направлении граждан в учреждения медико-социальной экспертизы (по медицинским показаниям) для решения вопросов, связанных с возможной инвалидностью;
3) привлечение граждан к добровольному участию под наблюдением медицинского персонала в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний и в соответствии с трудовыми рекомендациями;
4) предоставление или содействие в предоставлении медицинской помощи, в случае необходимости, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
5) содействие в предоставлении медицинскими учреждениями услуг по протезированию и ортезированию.
4.2. Услуги по профессионально-трудовой реабилитации
Услуги по профессионально-трудовой реабилитации направлены на обеспечение гражданам возможности получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать их социальной интеграции, обеспечению материальной независимости, возможности самообеспечения и повышения социального статуса.
Услуги по профессионально-трудовой реабилитации включают в себя:
1) оказание помощи в овладении новыми знаниями и информационными технологиями по имеющимся у них специальностям, компьютерной грамотностью и ее применению в работе;
2) содействие в правильном выборе и рациональной организации занятий по своей бывшей профессии, но в сокращенном объеме и на должностях, соответствующих психофизическим возможностям клиентов, способствующих их социальной адаптации к пенсионному периоду;
3) трудотерапию - оказание помощи в осуществлении индивидуально подобранных мероприятий, направленных на содействие активной и самостоятельной трудовой деятельности;
4) организацию видов деятельности, связанных с занятиями творческим трудом (цветоводством, тканебумагопластикой, глинопластикой, плетением, изготовлением предметов по технологиям традиционных художественных промыслов и т.д.);
5) привлечение добровольцев из числа мобильных граждан к работе в общественных организациях в качестве членов научных, общественных советов и т.д. с целью сохранения ими ощущения своей значимости как личности, важности своего труда, чувства собственной необходимости.
4.3. Услуги по социальной реабилитации
Услуги по социальной реабилитации граждан направлены на их реактивизацию (переориентацию с пассивного образа жизни на активный), ресоциализацию (возобновление социальных связей), реинтеграцию (возвращение в общество), снятие остроты собственной социальной малозначимости, осуществление возможной адаптации к новым условиям проживания.
Услуги по социальной реабилитации включают в себя:
1) услуги по социально-средовой реабилитации;
2) услуги по социально-психологической реабилитации;
3) услуги по социокультурной реабилитации;
4) физкультурно-оздоровительные мероприятия (физическая реабилитация);
5) услуги по социальной адаптации;
6) социальные услуги.
4.3.1. Услуги по социально-средовой реабилитации.
Услуги по социально-средовой реабилитации включают в себя:
1) оказание помощи в социально-средовой ориентации, предполагающей определение интересов, склонностей и способностей граждан применительно к сложившимся условиям жизнедеятельности с целью правильной их ориентации в окружающей среде и последующего подбора на этой основе посильного и устраивающего их вида деятельности;
2) консультирование по правовым вопросам с целью обеспечения правовой помощи в области социальной защиты и реабилитации, информирование граждан о их правах и мерах социальной поддержки, положенных им;
3) проведение с гражданами мероприятий обучающего и развивающего характера с целью приобретения ими опыта совершенствования навыков, умений по самообслуживанию и жизненному самообеспечению;
4) помощь в создании условий для свободного и разнообразного общения граждан между собой и с членами своих семей, представителями трудовых коллективов по месту прежней работы, друзьями.
4.3.2. Услуги по социально-психологической реабилитации.
Услуги по социально-психологической реабилитации включают в себя:
1) психодиагностику, в том числе компьютерную, и обследование личности граждан для определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей их личности;
2) психологическое консультирование для оказания квалифицированной помощи в формировании адекватного отношения к своим физическим ограничениям, в правильном понимании и налаживании межличностных отношений, в том числе связанных со способами предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
3) социально-психологический патронаж граждан для обеспечения своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию, оказания необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
4) психологическую коррекцию - активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в психическом и эмоциональном состоянии и поведении граждан на основе создания оптимальных психологических возможностей и условий для реализации их личностного и интеллектуального потенциала в целях приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;
5) психологический тренинг - применение психотерапевтических, психокоррекционных методов, направленных на развитие или формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, ослабленных в силу возрастных изменений или особенностей социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах возможной деятельности;
6) психопрофилактику - комплекс мероприятий, направленных на приобретение гражданами психологических знаний, формирование общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений;
7) психогигиеническую работу - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на возможном рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен клиент);
8) психотерапию - применение комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение граждан психологическими методами, обеспечивающими оказание профессиональной психологической помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств граждан;
9) тренинг на стрессоустойчивость;
10) биоэнергетический тренинг;
11) тренинг методом биологической обратной связи (БОС);
12) энергоинформационную терапию (музыкотерапию, ароматерапию);
13) индивидуальную терапию по работе с алкогольной, никотиновой зависимостью, игроманией;
14) фитотерапию;
15) коррекцию психоэмоциональных нарушений с помощью БОС;
16) коррекцию речевых нарушений (в том числе с помощью БОС);
17) электросон;
18) создание условий для здоровой активной старости и благоприятного морально-психологического самочувствия граждан, продуктивной адаптации их к смене социального статуса;
19) содействие в решении жизненных проблем пожилых людей, их обучение методам самообеспечения и взаимопомощи в целях борьбы с депрессивным состоянием, чувством социального одиночества;
20) организацию выступлений граждан с воспоминаниями для стимулирования их памяти и независимого мышления, поддержки чувства собственного достоинства, возможности обмена опытом, способствования более тесному и открытому общению;
21) культивирование у граждан положительных эмоций (чувства благодарности, радости, веселья, любви) для предотвращения или устранения психических срывов, сохранения здоровья и продления жизни.
4.3.3. Услуги по социокультурной реабилитации.
Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
1) организацию досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей граждан, расширения их культурного и общего кругозора: посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, выезды на природу, празднование юбилеев, дней рождения, государственных и религиозных праздников, обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей, организацию работы кружков художественной самодеятельности, театральных кружков, реализацию образовательных программ по историческим, краеведческим, политическим, искусствоведческим и другим вопросам;
2) разработку и реализацию разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, оздоровительно-развлекательных и других), способствующих удовлетворению потребностей граждан в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, развитии творческой инициативы;
3) обеспечение граждан - клиентов стационарных реабилитационных учреждений книгами, журналами, газетами и содействие в обеспечении этим клиентов, обслуживаемых в полустационарных учреждениях и на дому;
4) оказание помощи гражданам в овладении компьютерной грамотностью, открывающей доступ к рабочим местам и служащей сокращению информационного разрыва между поколениями;
5) организацию работы клубов общения, использующих все технологии социокультурной реабилитации (приобщение к ценностям культуры, участие в культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятиях и т.д.);
6) привлечение граждан-добровольцев к проведению уроков мужества в школах, индивидуальной работы с трудными детьми, испытывающими затруднения в учебе, молодежью с целью сохранения ощущения собственной компетентности и нужности.
4.3.4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия (физическая реабилитация).
Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают в себя:
1) разъяснение гражданам сущности и содержания физкультуры как части физической реабилитации, направленной на формирование или совершенствование необходимых навыков, физических качеств и способностей;
2) проведение контроля и оценку физического состояния граждан в период реализации программы физической реабилитации, физического восстановления или развития;
3) подбор и оптимизацию физической нагрузки, которая должна представлять комбинацию упражнений различной интенсивности, быстроты, силы, выносливости;
4) определение и рекомендации гражданам вида и объема физических нагрузок, учитывающих особенности их физического состояния и физиологические механизмы воздействия физических нагрузок на системы и организм в целом;
5) выполнение гражданами под руководством обслуживающего персонала физических упражнений (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах, оздоровительная гимнастика и другие), адекватных их физическим возможностям, оказывающих тренировочное действие и повышающих реабилитационные возможности.
4.3.5. Услуги по социальной адаптации.
Услуги по социальной адаптации включают в себя:
1) обеспечение или содействие в обеспечении необходимыми реабилитационными средствами (ходунки, кресла-коляски, ортопедическая обувь, протезы, очки, слуховые аппараты и др.);
2) систематическую санитарно-просветительскую работу для формирования положительного отношения к активному образу жизни, заботы о сохранении здоровья, продления жизни;
3) индивидуальную психотерапевтическую помощь, направленную на формирование психологической установки на жизнь в новых условиях;
4) создание комфортных условий проживания (создание комфорта в жилых комнатах, адекватное расселение клиентов, организация бытовых комнат, благоустройство прилегающих территорий, оборудование молельных комнат и т.д.);
5) предоставление гражданам разносторонней информации о жизнедеятельности учреждения и событиях в стране и мире;
6) применение терапии занятостью для организации осмысленного досуга, установления межличностных отношений;
7) организацию занятий по способностям: музыка, изобразительное искусство, литература, художественная самодеятельность или занятий прикладного характера (цветоводство, рукоделие и т.д.);
8) оборудование кабинетов ЛФК и тренажерных залов, проведение мероприятий с клиентами;
9) организацию коллективных мероприятий развлекательно-познавательного характера (литературных вечеров, экскурсий, вечеров встреч и воспоминаний, празднований различных дат);
10) организацию проведения выставок художественного творчества проживающих в учреждении граждан, шахматных и шашечных турниров и других мероприятий, где демонстрируются их достижения.
4.3.6. Социальные услуги.
4.3.6.1. Услуги по социальной реабилитации граждан могут быть дополнены социальными услугами.
4.3.6.2. Социальные услуги предоставляются гражданам учреждениями социального обслуживания в соответствии с законами и национальными стандартами Российской Федерации по социальному обслуживанию в качестве помощи для выхода из трудной жизненной ситуации, в которой они оказались и из которой не могут выйти самостоятельно.
4.3.6.3. Социальные услуги в зависимости от их назначения состоят из следующих основных видов:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
3) социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития граждан, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга;
5) социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
6) социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.