Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к постановлению
Правительства Орловской области
от 31 января 2012 г. N 33
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Орловской области
"Социальное обслуживание населения. Документация
учреждений социального обслуживания"
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на документацию, оказывающую существенное влияние на качество предоставляемых социальных услуг и в соответствии с которой функционируют учреждения социального обслуживания населения (далее - учреждения) независимо от их типа, вида, форм собственности, и устанавливает состав документации, ее назначение и краткую характеристику.
2. Состав и характеристика документации
учреждений социального обслуживания
Документация учреждения включает в себя:
1) Устав учреждения;
2) Положение об учреждении;
3) правила, инструкции, методики;
4) документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы);
5) документы в области стандартизации;
6) прочие документы.
Состав документации конкретного учреждения может быть уточнен по сравнению с изложенным в настоящем стандарте (в сторону увеличения или уменьшения) в зависимости от типа учреждения, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
2.1. Устав учреждения
В Уставе учреждения, который является учредительным документом, должны быть следующие разделы:
1) общие положения;
2) правовой статус учреждения;
3) предмет, цели и направления деятельности учреждения;
4) имущество и финансы учреждения;
5) финансово-хозяйственная деятельность учреждения;
6) структурные подразделения учреждения;
7) управление учреждением;
8) ликвидация и реорганизация учреждения.
2.1.1. Общие положения.
Раздел должен содержать сведения о полном официальном наименовании учреждения (оно должно включать в себя его организационно-правовую форму, дату его создания, местонахождение, фактический и юридический адреса).
2.1.2. Правовой статус учреждения.
В разделе должны указываться цели создания учреждения, сведения об учредителе (учредителях), правоспособности учреждения как юридического лица, отнесении учреждения к объектам той или иной формы собственности, нормативных правовых актах, которыми руководствуется учреждение, о других вопросах правового характера.
2.1.3. Предмет, цели и направления деятельности учреждения.
В разделе должны быть указаны направления социального обслуживания населения, по которым предоставляются услуги гражданам, с указанием категорий обслуживаемых граждан, видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых и других), а также вопросы, связанные с лицензированием услуг.
2.1.4. Имущество и финансы учреждения.
В разделе должны быть указаны положения о правах на имущество учреждения и порядке распоряжения им, о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления, об источниках формирования имущества и финансовых средств учреждения, не запрещенных законодательством Российской Федерации (бюджет Орловской области, доходы от предоставляемых платных услуг, доходы от предпринимательской деятельности, добровольных имущественных взносов, пожертвований третьих лиц и др.).
2.1.5. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения.
В разделе должны быть отражены сведения о наличии филиалов учреждения, о договорных отношениях учреждения с третьими лицами в сфере хозяйственной деятельности, организации ведения бухгалтерского и статистического учетов и отчетности в соответствии с действующими в Российской Федерации положениями о них, проведении контроля и ревизии за деятельностью учреждения.
2.1.6. Структурные подразделения учреждения.
В разделе должны быть указаны структурные подразделения, создаваемые в учреждении и отвечающие его предмету, целям и направлениям деятельности, а также права на открытие (по согласованию с учредителем) отделений, служб и иных структурных подразделений, деятельность которых не противоречит направлениям его деятельности.
2.1.7. Управление учреждением.
Раздел должен содержать сведения о порядке назначения руководителя учреждения, компетенции руководителя учреждения и учредителя (учредителей) по отношению к учреждению, правах руководителя учреждения: представлять интересы учреждения в федеральных, государственных, муниципальных органах и организациях различных форм собственности; утверждать структуру и смету расходов учреждения и штатное расписание в пределах выделенных ассигнований; заключать коллективный договор и трудовые договоры (контракты) с работниками; устанавливать форму, систему и размеры оплаты труда работников учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденной сметой расходов; направлять часть внебюджетных средств на социальную защиту работников учреждения и других.
2.1.8. Трудовой коллектив учреждения.
В разделе указывается, что в состав трудового коллектива учреждения входят все граждане, участвующие в деятельности учреждения на основе трудового договора (контракта). Трудовой коллектив учреждения рассматривает и решает вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.9. Ликвидация и реорганизация учреждения.
В разделе должны быть указаны положения о ликвидации и реорганизации учреждения, которые осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.
2.2. Положение об учреждении
Положение об учреждении социального обслуживания - основной рабочий документ, в соответствии с которым организуется работа учреждения.
В Положении излагают следующие сведения об учреждении:
2.2.1. Назначение учреждения с указанием его вида (комплексный центр, центр, дом-интернат и т.д.), типа (стационарное и т.д.), категории обслуживаемого населения (дети, женщины, семьи, инвалиды, граждане пожилого возраста, лица без определенного места жительства и занятий и др.), видов предоставляемых социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые), ведомственной принадлежности и формы собственности (государственной или иной формы собственности, в том числе собственности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица).
2.2.2. Правовые и нормативные акты Российской Федерации и Орловской области, в соответствии с которыми осуществляется деятельность учреждения.
2.2.3. Условия размещения учреждения, его обеспеченность коммунально-бытовыми услугами всех видов (отоплением, водопроводом, канализацией, электричеством, газом, радио, телефоном, телевидением и т.д.), соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.
2.2.4. Порядок организации взаимодействия и поддержания контактов учреждения с другими учреждениями социальной защиты населения, органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими социальную работу с населением.
2.2.5. Порядок создания, реорганизации или ликвидации учреждения с указанием, какие органы исполнительной власти и по согласованию с кем осуществляют эти мероприятия.
2.2.6. Источники финансирования, за счет которых организуется и содержится учреждение (средства бюджета Орловской области или дополнительные внебюджетные средства за счет доходов от хозяйственной и иной деятельности учреждения и прочее).
2.2.7. Юридический статус учреждения с изложением вопросов, касающихся возможности иметь как юридическому лицу самостоятельный баланс или смету, банковский счет, штампы и бланки, эмблему, открывать (при необходимости) филиалы и т.д.
2.2.8. Штатное расписание учреждения с указанием наименования должностей обслуживающего персонала и его численности.
2.2.9. Порядок принятия (зачисления) граждан на обслуживание и снятия с него.
В разделе должны быть указаны документы, на основании которых граждане (взрослые и несовершеннолетние) зачисляются на обслуживание:
1) для взрослых граждан должны предоставляться следующие документы:
а) личное письменное или устное заявление (обращение) граждан или их законных представителей о предоставлении им социальных услуг;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина (паспорт; заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации; справка об освобождении - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
в) заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание и о необходимости постоянного постороннего ухода и обслуживания вследствие частичной или полной утраты способности к самообслуживанию;
г) акт материально-бытового обследования условий проживания;
д) справка, свидетельство, удостоверение или другой документ установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством;
е) справка (для пенсионеров), выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок, справка об иных имеющихся доходах.
Для психически больных взрослых граждан при их направлении в стационарные учреждения социального обслуживания дополнительно должны представляться следующие документы:
для психически больных граждан, не лишенных дееспособности, - справка клинико-экспертной комиссии в соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
для психически больных недееспособных граждан - вышеупомянутая справка клинико-экспертной комиссии и дополнительно копия решения суда о лишении гражданина дееспособности и постановление органа местного самоуправления об освобождении от опекунских обязанностей ранее назначенного опекуна;
2) для несовершеннолетних должны представляться следующие документы:
а) личное заявление (обращение) несовершеннолетнего;
б) заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
в) направление учреждения социального обслуживания или социальной защиты населения или согласованное с этим учреждением ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) постановление лица, проводящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
д) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (учреждения) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
е) акт материально-бытового обследования условий проживания.
Для психически больных несовершеннолетних лиц дополнительно представляются:
заключение областной медико-педагогической комиссии;
медицинская карта в соответствии с инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты".
В разделе должны быть также изложены сведения о том, какие категории граждан пользуются правом внеочередного и первоочередного принятия на обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в каком порядке и в каких случаях проводится снятие с обслуживания (по личному заявлению обслуживаемого лица, истечению срока обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушений правил поведения обслуживаемыми гражданами и т.д.).
2.2.10. Условия оказания социальных услуг.
В разделе должны быть указаны:
документы, на основании которых руководство учреждения принимает решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой);
порядок заключения договора на социальные услуги, оказываемые на условиях полной или частичной оплаты, содержание договора, причины и порядок пересмотра условий оказания социальных услуг и размера взимаемой платы за них.
2.2.11. Основные задачи деятельности учреждения, категории обслуживаемого населения.
2.2.11.1. Общими для всех видов и типов учреждений социального обслуживания взрослых граждан являются следующие основные задачи, которые должны отражаться в Положении:
1) выявление совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости и др.), общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и их учет;
2) определение конкретных форм помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния их здоровья, возможности к самообслуживанию и материально-бытового положения;
3) оказание необходимых гражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг в соответствии с назначением учреждения, а также осуществление социального патронажа нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
4) внедрение в практику новых и более эффективных форм социального обслуживания населения;
5) привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.
2.2.11.2. В Положения об учреждениях социального обслуживания детей и семьи, кроме основных задач, указанных в пункте 2.2.11.1, необходимо дополнительно включать задачи, присущие только этим конкретным учреждениям и отражающие специфику социального обслуживания населения конкретных категорий:
1) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их психолого-медико-педагогическое обследование, направленное на установление форм и степени социальной дезадаптации;
2) разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации и адаптации детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации;
3) обеспечение (при необходимости) временного проживания детей в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, одежды, обуви, других предметов первой необходимости, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода, возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе либо работать;
4) поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации;
5) участие в работе по профилактике безнадзорности детей, защите их прав и интересов;
6) оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их замещающим;
7) подготовка рекомендаций для органов опеки и попечительства о наиболее целесообразных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание и организация работы по реализации этих рекомендаций;
8) апробация по согласованию с органами опеки и попечительства новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
9) разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации и адаптации детей и семей с д
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.