Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению
Коллегии администрации области
22 июля 2005 г. N 150-р
Мероприятия
по формированию рынка доступного жилья на территории
Орловской области на период 2005-2010 годов
Содержание проблемы
Орловская область располагает достаточно развитым строительным комплексом, включающим в себя более 420 действующих строительных, проектно-изыскательских организаций, предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Общая численность работников строительного комплекса составляет около 25 тысяч человек. Ими производится более 6% валового регионального продукта ежегодно выполняются на сумму более 3 млрд. рублей, выпускается строительных материалов и изделий в объеме более 2,5 млрд. рублей. В течение последних 3 лет наблюдается рост объемов производства промышленно-строительных материалов, повышение удельного веса конкурентоспособных производственных мощностей по производству строительных материалов и изделий, рост заработной платы на предприятиях стройкомплекса и в проектных организациях.
Сохранили свой потенциал основные образующие отраслевые организации - ОАО "Орелстрой" и ОАО "Орелагропромстрой", ЗАО "Жилстрой". Строительные коллективы успешно работают на возведении объектов агропромышленного комплекса, объектов социального и культурно-бытового назначения. Объем вводимого жилья, начиная с 2002 года неуклонно растет и составил в 2004 году 241,3 тыс. кв. метров. В области создаются новые инвестиционно-строительные компании по строительству жилья, в их числе ОАО "Орел-Реконструкция-Центр", ООО "Холикон", ЗАО ИСК "Инжилком", ЗАО "Орелстройинвест", ЗАО ФСК "Чайка", ООО ПСК "Экострой-Орел" и ряд других.
В стадии реализации находятся крупные инвестиционные проекты рыночного реформирования экономики области.
Строительный комплекс уверенно наращивает свой потенциал.
Администрацией области ставится задача по значительному повышению эффективности строительной отрасли в связи с приоритетом в решении проблемы удвоения строительства жилья, поставленной Президентом России В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Исходя из основных показателей социально-экономического развития, ввод жилья должен составить на территории области к 2010 году не менее 480 тыс. кв. метров, в том числе по годам:
NN п/п. |
Годы | Оптимизированные объемы строительства (тыс. кв. м. в год) |
Годовой прирост (%) |
1. | 2004 | 241 | |
2. | 2005 | 265 | 10 |
3. | 2006 | 305 | 15 |
4. | 2007 | 350 | 15 |
5. | 2008 | 420 | 20 |
6. | 2009 | 483 | 15 |
7. | 2010 | 530 | 10 |
Всего с 2005 по 2010 годы |
2353 |
За период с 2005 по 2010 год в области предполагается построить 2353 тысячи квадратных метров жилья стоимостью, исходя из средней рыночной цены 1 кв. метра (в ценах 2005 года), 37295 млн. рублей.
Строительство жилья будет осуществляться заказчиками для различных категорий граждан по степени финансово-экономической обеспеченности. В их число входит более 52 тысяч малоимущих, а также со средним достатком граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде площадью 825 тыс. кв. метров. Кроме того, в состав ветхого жилищного фонда на конечном этапе программы дополнительно войдет значительная часть жилых крупнопанельных домов первых массовых серий.
Для эффективного формирования рынка доступного жилья возникает необходимость совокупного решения отдельных проблем связанных с низкой платежеспособностью населения, высокими процентными ставками кредитования, на короткие периоды, низкими темпами строительства жилья, высокими издержками по совершению сделок с недвижимостью, недостаточной защитой прав собственности и прав граждан, вкладывающих деньги в строительство жилья. Разрешение этих и других жилищных проблем тесно взаимосвязано с проецированием на территорию нашей области 27 Федеральных законопроектов, направленных на развитие ипотечного кредитования, из так называемого "жилищного пакета" принятого Государственной Думой в конце 2004 года.
Мероприятия по формированию рынка доступного жилья на территории области составлены на основе выполнения нормативных требований и создания архитектурно-градостроительной и конструктивной среды обитания человека.
Основными задачами мероприятий являются: эффективное использование отраслевого научно-технического потенциала, перевод проектирования строительства и промышленности строительных материалов на новый ресурсо- и энергосберегающий уровень базовых технологий, применение рациональных
N | Наименования мероприятия | Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Формирование правовых условий строительства доступного жилья |
|||||
1 |
Изучение и проведение соответствующих мер по практической реализации 27 Федеральных законопроектов "жилищного пакета" на региональном и муниципальных уровнях, в их числе законопроектов, направленных на: внесение изменений в налоговое и бюджетное законодательство; создание различных форм жилищного кредитования; "увеличение объемов жилищного кредитования; увеличение объемов жилищного строительства на территориях муниципальных образований; демонополизацию строительного сектора на рынке доступного жилья; развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан и застройщиков; "привязку" разделов Градостроительного и Жилищного кодексов к местным условиях строительства доступного жилья |
2005 г. 2005 г. 2005 г. Весь период Весь период |
Правовое управление, управление строительства и ресурсоэнергосбережения, архитектуры и градостроительства Аппарата Губернатора и администрации области. Администрации городов и районов области. |
||
Система территориальных нормативных документов |
Управления строительства и ресурсоэнергосбережения, архитектуры и градостроительства Аппарата Губернатора и администрации области. Администрации городов и районов области. Управления финансов и налоговой политики, экономики администрации области Администрации городов и районов области Администрации городов и районов области Администрации городов и районов области Администрации городов и районов области |
||||
Упорядочение и развитие Системы нормативных документов в строительстве на территории области: 1. разработка территориальных строительных норм (ТСН) по важнейшим направлениям функционирования строительного комплекса, в том числе: планировка и застройка городов, поселений и их резервных территорий; порядок проведения на территории области реконструкции жилых зданий первых массовых серий и связанных с ними объектов коммунального хозяйства; энергообеспечение жилых домов с использованием автономных систем теплоснабжения; упрощенный порядок разработки и согласования проектной документации для индивидуального малоэтажного строительства области; 2. разработка нормотворческого акта по оптимизации работы по подготовке и выдаче документов для строительства по принципу "одно окно" в том числе при проектной и предпроектной подготовке строительства Финансовое обеспечение Разработка финансово-экономических и организационных баз, структур и механизмов жилищного кредитования на территории области, в их числе: 1. структура социального ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья; 2. порядок предоставления банками, фондами, стройсберкассами и другими инвесторами гражданам долгосрочных ипотечных кредитов на строительство квартир и индивидуальных жилых домов; 3. содействие развитию среднесрочного кредитования жилищного строительства; 4. развитие банковской системы жилищных сбережений с использованием именных жилищных накопительных счетов на основе трехсторонних договоров "Заемщик-Застройщик-Банк", защищающих вклады от инфляции и обеспечивающих целевое использование средств; |
|||||
5. порядок предоставления муниципального жилья, за счет местных бюджетов малоимущим гражданам; 6. порядок инвестирования из бюджетов различного уровня средств, для финансирования строительства инженерной инфраструктуры при застройке неосвоенных земельных участков, с достижением цели снижения стоимости готового жилья; 7. разработка механизма предоставления бюджетных кредитов заказчикам-инвесторам осуществляющим строительство доступного коммерческого и муниципального жилья |
Весь период 2005 г. |
||||
Архитектура | |||||
1. | Развитие прогрессивных архитектурно-строительных систем в рамках региональных и муниципальных программ, организация демонстрационных зон пилотного строительства, перспективных видов жилых зданий для индивидуального, коммерческого малоэтажного и многоэтажного, социального жилищного строительства. |
Весь период |
Управления архитектуры и градостроительства, строительства и ресурсоэнергосбережения Аппарата Губернатора и администрации области. Администрации городов и районов области |
||
2. | Освоение новых архитектурно-строительных технологий с учетом улучшения функциональных качеств жилых зданий повышенной комфортности, требований ресурсоэнергосбережения, региональной специфики, а также технологий повышенного уровня унификации и быстрого возведения зданий для муниципальных нужд. |
||||
3 | Осуществление комплекса мер по инженерному и транспортному обеспечению площадок и кварталов жилой застройки. |
||||
4. | Совершенствование архитектурной выразительности зданий сферы социальной инфраструктуры в жилых кварталах новой застройки. |
||||
5. | Осуществление мероприятий по реконструкции и модернизации жилых зданий массовой застройки 60-70 годов. |
||||
Градостроительство |
|||||
1. | Изыскание резервных территорий для возведения жилых массивов в соответствии с генеральными планами развития области и муниципальных территорий, а также Концепцией размещения малоэтажного строительства. |
Весь период |
Управления архитектуры и градостроительства |
||
2 | Корректировка в соответствии с Федеральным законодательством основных положений Градостроительного кодекса Орловской области. |
||||
3. | Определение основных приоритетов органов исполнительной власти всех уровней по регулированию градостроительной деятельности на территории области. |
||||
4. | Совершенствование земельного законодательства с учетом рыночной стоимости и диффенцированного подхода к оценке территорий и участков от градостроительных условий. |
||||
Корректировка генерального плана развития Орловской области на период до 2010 года с учетом новых правовых форм его реализации. Разработка новых генеральных планов районов и городов области. |
|||||
6. | Развитие и реконструкция системы автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры городов и поселков области. |
||||
Проектирование |
|||||
1. | Проектирование жилых зданий из материалов и конструкций нового поколения, обеспечивающих экономичность строительства и эксплуатации жилья, повышенную комфортность проживания и архитектурную выразительность, а также снижение продолжительности инвестиционного цикла. |
Весь период |
Управления архитектуры и градостроительства, строительства и ресурсоэнергосбережения Аппарата Губернатора и администрации области. Проектные, проектно-строительные организации |
||
2. | Создание перспективных архитектурно-типологических и инженерно-конструкторских моделей городского и сельского жилища, наиболее полно отвечающих социально-бытовым потребностям населения и обеспечивающих повышение хозяйственного уровня жилья в городах и сельской местности. |
2005-2008 гг. | Управления архитектуры и градостроительства, строительства и ресурсоэнергосбережения Аппарата Губернатора и администрации области. Проектные, проектно- строительные организации |
||
3. | Разработка "Технических указаний оптимального проектирования и экономного расходования материалов при строительстве жилых зданий". Определение основных видов конструкторских систем жилых зданий; рациональные решения их несущих, ограждающих конструкции и фундаментов. |
2005 г. | Управления архитектуры и градостроительства, строительства и ресурсоэнергосбережения Аппарата Губернатора и администрации области Проектные, проектно- строительные организации |
||
4. | Разработка энергоэффективных решений зданий, обеспечивающих рациональное использование энергетических и материальных ресурсов при обеспечении комфортного микроклимата с устройством автоматизированных систем инженерного оборудования. |
2005-2006 гг. | Управления архитектуры и градостроительства строительства и ресурсоэнергосбережения Аппарата Губернатора и администрации области, Проектные, проектно- строительные организации |
||
5. | Создание "идеологии проектирования" многофункциональных жилых и хозяйственных надворных строений при возведении жилых домов в сельской местности. |
2005-2006 гг. | Управления архитектуры и градостроительства, строительства и ресурсоэнергосбережения Аппарата Губернатора и администрации области. Проектные, строительные организации |
||
6. | Разработка научно обоснованных методов и приемов комплексной реконструкции жилых кварталов и здании старой застройки. |
2006-2007 гг. | Управления архитектуры и градостроительства, ресурсоэнергосбережения Аппарата Губернатора и администрации области. Проектные, проектно строительные организации |
||
Программное обеспечение |
|||||
1. | Совершенствование и развитие схем доступного жилья на территории области в рамках федеральных и региональных программ и подпрограмм, в том числе: "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья". "Социальное развитие села", "Модернизация и реформирование ЖКХ", "Государственные жилищные сертификаты", "Жилье для молодой семьи" , "Областная комплексная программа строительства индивидуальных жилых домов на селе "Славянские корни". Ипотечное кредитование жилищного строительства". |
Весь период |
Управления экономики, строительства и ресурсоэнергосбережения, финансов и налоговой политики, сельского хозяйства администрации области. Администрации городов и районов |
||
2. | Обеспечение и наращивание объемов жилищного строительства с учетом специфики развития городов и сельских населенных пунктов. |
Весь период |
Управления экономики, строительства и ресурсоэнергосбережения, финансов и налоговой политики, сельского хозяйства администрации области. Администрации городов и районов |
||
Материально-техническая база строительства, строительной индустрии и промышленности строительных материалов |
|||||
1. | Модернизация существующей базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов, ориентация на производство в нужном количестве эффективных материалов на уровне евростандартов, реализация прогрессивных конструкций в жилищном строительстве: 1.1. Техническое перевооружение, адаптации к нуждам рынка жилья путем перепрофилирования домостроительного комбината на выпуск принципиально новых каркасных и смешанных конструктивных систем с рациональным применением изделий крупнопанельного домостроения, монолитного бетона и эффективных стеновых материалов для части проектируемых жилых зданий. |
Весь период 2005-2007 гг. |
Управление строительства и ресурсоэнергосбережения области |
||
1.2. Организация производства деревянных светопрозрачных конструкций стеновых ограждений на сводных площадях строительной индустрии. |
2005-2006 гг. | ||||
2. | Проведение радикальных изменений в промышленности строительных материалов на среднесрочную перспективу, в том числе: 2.1. производство цемента в г. Орле на базе незавершенного строительством цеха по производству ячеистых бетонов; 2.2. производство "теплых" штукатурных растворов и других видов комбинированной отделки внутренней и наружной поверхности стен на основе европейских технологий 2.3. расширение производства новых видов отделочной керамической плитки на основе итальянской технологии; 2.4. производство потолочных плит на основе немецкой технологии; 2.5. производство светопрозрачных ограждений на основе немецкой технологии "КВЕ"; 2.6. производство собственных красителей и пигментов; 2.7. производство легких эффективных утеплителей из пенобетона на основе европейских технологий; 2.8. производство облицовочного и рядового керамического кирпича на основе европейских и отечественных технологий |
2005-2006 гг. 2005 г. 2005-2007 гг. 2006-2007 гг. 2005 г. 2005 г. 2005-2006 гг. 2006-2007 гг. |
|||
Развитие коммунального хозяйства для строительства жилья | |||||
1. | Порядок направления финансовых средств на развитие инженерной инфраструктуры, в том числе систем водоснабжения и водоотведения, газовых сетей, систем энергоснабжения, транспортной инфраструктуры и связи в жилых массивах новой застройки городской и сельской местности. |
Весь период | Управления экономики, финансов и налоговой политики администрации области. Администрации городов и районов области |
||
2. | Создание механизма ответственного и квалифицированного принятия решений на каждом уровне воздействия жилья в соответствии с генеральными планами развития муниципальных образований. |
2005 г. | Управления экономики, финансов и налоговой политики администрации области. |
||
Кадровое обеспечение |
|||||
Формирование полноценного рынка труда в строительстве жилья для всех категорий работников, включая руководителей и специалистов различного ранга: 1. организация повышения уровня квалификации и профессионализма рабочих кадров, создания в фирмах строящих жилье "ядра" рабочих- профессионалов; 2. переход на выполнение максимальных объемов работ данными профессионалами, обеспечивающих высокое качество строительных работ и продукции; 3. формирование в строительном комплексе класса менеджеров строительного производства, владеющих теорией и практикой менеджмента и маркетинга, способных управлять деятельностью строительной фирмы на принципах маркетинговой стратегии и руководить строительством в рамках практики управления проектами; 4. реализация программ занятости населения, в части трудоустройства выпускников профессиональных училищ и высших учебных заведений; 5. приведение структуры подготовки кадров в соответствие с требованиями рынка труда. |
Весь период 2005-2006 гг. |
Управления строительства и ресурсоэнергосбережения, труда администрации области. Администрации городов и районов области |
|||
Информационно-аналитическое обеспечение |
|||||
Обеспечение создания объединенной системы информации в строительном комплексе области. |
2007 г. | Управление строительства и ресурсоэнергосбережения Аппарата Губернатора и администрации области. Администрация городов области. |
Повышение ресурсоэнергоэффективности строительного
комплекса.
Строительный комплекс объективно характеризуется высокий энергоемкостью, особенно это касается производства строительных материалов и конструкций, доля энергетической составляющей в себестоимости составляет 30-50%, материалы в свою очередь составляют до 70% материальных затрат здания. Следовательно, именно производство материалов и конструкций представляет наибольший потенциал для энергосбережения. Использование прогрессивных технологий возведения зданий, применение новых теплоизоляционных материалов, в том числе местных, позволит снизить энергозатраты на строительство и эксплуатацию.
Программные мероприятия.
Выявление непроизводственных энергетических потерь на предприятиях строительной индустрии систематическими энергетическими обследованиями, разработка мероприятий по их снижению.
Выполнение разработанных мероприятий по повышению энергоэффективности производства в первую очередь с небольшим сроком самоокупаемости и внедрением современных технологий и систем энергообеспечения, привлечение для этих целей инвестиционного капитала.
Повышение квалификации существующих специалистов и обучение новых, а также переподготовка самих преподавателей современным энергосберегающим технологиям. Разработка программ обучения для конкретных специальностей с участием строительных организаций.
Культивирование через средства массовой информации созидательной психологии у людей, которая позволит взять на себя ответственность за все процессы собственного жизнеобеспечения.
Формирование условий для расширения коттеджного строительства с использованием современных энергосберегающих технологий и материалов.
Прикладные мероприятия
N п/п |
Мероприятия |
Экология энергии, % |
Изменение стоимости одного м(2) , (-,+) % |
Удельный вес мероприятия к общей экономии ТЭР |
1. | Корректировка проектно-сметной документации на все строящиеся и реконструируемые объекты жилищного назначения в соответствии с изменениями по вопросам теплозащиты строящихся здании и сооружении. |
10-30 | +5-10 | 1-2 |
2. | Проведение обязательной экспертизы проектной документации на строящиеся и реконструируемые жилые здания и сооружения в части внедрения эффективных решений ресурсоэнергосбережения. |
5-10 | -1-2 | 1-2 |
3. | Разработка эффективных проектных решений жилых зданий с использованием конструктивных элементов серии 90,25 в соответствии с требованиями СниП "Строительная теплотехника" |
20-30 | -2-5 | 1-2 |
4. | Энергетические обследования предприятий строительной индустрии и выполнение беззатратных мероприятий |
10-30 | -2-5 | 1-2 |
5. | Выполнение мероприятий со сроком окупаемости до 2-х лет |
20-50 | -5-10 | 2-5 |
6. | Разработка и возведение новых типов зданий - экологических, энергопассивных, оснащенных "Интеллектуальными" системами жизнеобеспечения |
50-90 | -5-10 +10-50 |
5-10 |
7. | Переход на выпуск предприятиями области стеклоограждающих и балконных заполнений с повышенными теплозащитными свойствами |
40-50 | +4-5 | 4-5 |
8. | Внедрение автономных и индивидуальных систем энергообеспечения в жилищном строительстве |
20-50 | +4-5 | 7-10 |
9. | Обязательное оборудование строящихся зданий приборами учета энергоносителей и регулирования тепловой энергии |
25-75 | +2 | 5-7 |
10. | Развитие индивидуального домостроения с использованием современных энергосберегающих технологий и материалов |
20-80 | -40-70 | 7-10 |
11. | Применение рекуператоров тепла для систем вентиляции |
20-50 | -1 | 5-7 |
12. | Тепловизионный контроль фасадов вновь вводимых в реконструируемых зданий, восстановление требуемых теплозащитных свойств ограждающих конструкций |
10-50 | +0,1 | 1-2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.