Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа на органы местного самоуправления. Вопросы, связанные с улучшением качества окружающей природной среды, постоянно находятся под особым вниманием городского сообщества. Назрела необходимость в изменении отношения населения, общественных организаций, бизнеса, власти к решению этих вопросов.
1.1. Охрана и восстановление водных объектов,
имеющихся на территории города Орла
На территории города Орла протекает 2 реки - Ока и Орлик, имеются три пруда, два русловых водохранилища и зона отдыха горожан - озеро "Светлая жизнь".
В результате сверхнормативной техногенной и антропогенной нагрузки, накопления за десятилетия загрязняющих веществ в руслах рек и ложах водоемов водные объекты города Орла утратили способность к самоочищению, состояние их оценивается как неудовлетворительное.
Спад производства и некоторое снижение техногенной нагрузки не привели к ожидаемому положительному результату в связи с тем, что поверхностный сток с селитебных территории без очистки сбрасывается в реки Оку и Орлик по 40 выпускам ливневой канализации, а практически на всех промышленных предприятиях города Орла отсутствуют локальные системы очистки сточных вод.
Загрязнение берегов рек несанкционированными свалками, участившиеся порывы обветшалой городской коммунальной канализации, размещение на территории водоохранных зон и их прибрежных защитных полос гаражей, садовых участков, жилых массивов и стоянок автотранспорта усугубляют состояние водных объектов.
Состояние водных объектов в городе Орле является одной из наиболее острых экологических и социально-экономических проблем.
Загрязнение рек Ока и Орлик химическими веществами и коммунально-бытовыми отходами в черте города Орла ограничивает их использование для нужд водоснабжения и в рекреационных целях.
По данным систематических наблюдений за счет загрязнений, вносимых предприятиями города Орла и городской инфраструктурой, в реке Оке ухудшаются показатели кислородного режима, имеет место превышение в воде предельно-допустимых значений содержания нитратов, нитритов, нефтепродуктов, солей цинка, меди, кобальта, железа, фенолов, хлоридов, сульфатов и взвешенных веществ.
Это связано в первую очередь с активным загрязнением улиц и полотна дорожной сети города Орла, о чем свидетельствуют данные химических анализов, согласно пункта 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, включающие в том числе реализацию мероприятий по охране водных объектов. Основанием для реализации мероприятий по охране водных объектов является Водный кодекс РФ. В соответствии со статьей 37 Водного кодекса РФ администрация города Орла осуществляет пользование водными объектами река Ока и река Орлик путем сброса сточных вод из систем ливневой канализации и с рельефа местности. Согласно пункта 2 статьи 55 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране объектов.
1.2. Реализация мероприятий по уходу за лесными насаждениями
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особоохраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Статьей 84 Лесного кодекса РФ, определены полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
- владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
- установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
- установление ставок платы за единицу объема древесины;
- разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
- организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Освоение лесопарков должно осуществляться с соблюдением их целевого назначения, в соответствии с требуемыми нормативными документами:
- лесохозяйственный регламент, утверждаемый органами местного самоуправления и обязательный для исполнения является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.
Реализация лесохозяйственного регламента в лесопарках на землях поселений обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьей 84 Лесного кодекса РФ.
Зеленые зоны города Орла представлены парками, скверами, городскими лесами и лесопарками. Совокупная площадь городских парков и скверов составляет более 90 гектаров; общая территория городских лесов и лесопарков (урочище "Медведевский лес", лесопарк "Андриабуж", лесопарк "Лужки", урочище "Овсянниковское") составляет 1300 гектаров.
Важность зеленых зон для жизни города определяется их многофункциональностью. Они являются источниками кислорода и поглотителями углекислого газа; древесные насаждения задерживают пыль и снижают шумность городских улиц. Зеленые массивы обеспечивают биологическое разнообразие и служат местами отдыха горожан. В этой связи, сохранение зеленых зон представляется одним из ключевых направлений повышения качества городской среды.
1.3. Реализация мероприятий по экологическому
оздоровлению территории города Орла
Проблема удаления и обезвреживания твердых бытовых отходов, объем которых ежегодно возрастает, является одной из самых актуальных в плане поддержания должных санитарно-гигиенических условий проживания населения города Орла и охраны окружающей среды. Рост потребления товаров привел к увеличению объемов выбрасываемых упаковочных материалов разового пользования.
Учитывая постоянно растущее отрицательное воздействие на окружающую среду факторов, связанных с жизнедеятельностью человека, программой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на оздоровление городских территорий посредством уборки мусора и ликвидации несанкционированных свалок, прежде всего в пределах участков, не внесенных в титульный список регулярной уборки.
1.4. Мониторинг состояния окружающей природной среды
Экологический мониторинг обеспечивает оценку условий среды обитания человека, позволяет выявить текущее состояние природных сред, установить причины негативного воздействия, а также источники их возникновения и тем самым предотвратить нанесение ущерба окружающей среде. Экологический мониторинг на территории города Орла осуществляет государственное учреждение "Орловский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". Данные о состоянии атмосферного воздуха и природных водных объектах позволяют принимать управленческие решения, оценивать последствия аварийных ситуаций, информировать общественные организации, средства массовой информации и население о состоянии окружающей среды.
1.5.Экологическое образование, просвещение и воспитание
Деградирующее состояние окружающей среды привело к осознанию того, что прогресс, породивший технократическую цивилизацию, вошел в противоречие с законами природы. Потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Экологическое образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, формирование у молодого поколения экологического сознания. Структурно содержание экологического образования составляют познавательные, ценностные, нормативные и деятельностные аспекты, которые используют различные организационные формы: экскурсии и экспедиции, полевые школы, экологические лагеря, конкурсы, конференции, выставки, игры и акции.
Для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды, необходимо проведение длительной и целенаправленной работы по обеспечению экологической безопасности и сохранению природных ресурсов. Мероприятия настоящей Программы, кроме природоохранных целей, направлены на решение социальных и экономических задач городского сообщества, что доказывает необходимость комплексного подхода в обеспечении процесса его устойчивого развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.