Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 16 августа 2016 г. N 324 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к постановлению
Правительства Орловской области
от 1 марта 2012 г. N 67
Примерная программа
обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Орловской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в бюджетном учреждении Орловской области дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Орловской области"
4 июня 2014 г., 16 августа 2016 г.
1. Общие положения
Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Орловской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в бюджетном учреждении Орловской области дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Орловской области" (далее - Примерная программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС).
Примерная программа регламентирует обучение специалистов ГО и Орловской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - ОТП РСЧС) из числа должностных лиц и специалистов органов исполнительной государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления и организаций, на которых возложены обязанности по вопросам ГО и защиты от ЧС.
Обучение должностных лиц и работников ГО и ОТП РСЧС организуется в соответствии с требованиями федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", приказов и организационно-методических указаний МЧС России, нормативных правовых актов Правительства Орловской области, органов местного самоуправления и организаций в форме повышения их квалификации не реже одного раза в 5 лет.
Перечень должностных лиц и работников ГО и ОТП РСЧС, подлежащих обучению в бюджетном учреждении Орловской области дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Орловской области" (далее - УМЦ по ГОЧС), определен приказами МЧС России от 19 января 2004 года N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" и от 13 ноября 2006 года N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
Обучение должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС осуществляется по Плану комплектования УМЦ по ГОЧС слушателями на год, который составляется на основании направленных руководителями городских округов и муниципальных районов заявок, подписывается директором УМЦ по ГОЧС, начальником Главного управления МЧС России по Орловской области, членом Правительства Орловской области - руководителем Департамента образования Орловской области и утверждается Губернатором Орловской области не позднее чем за 2 месяца до начала учебного года. Обучение должностных лиц и специалистов, впервые назначенных на должность, может осуществляться внепланово на основании заявок руководителей городских округов, муниципальных районов, руководителей организаций по согласованию с УМЦ по ГОЧС.
Целью подготовки должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС по Примерной программе является совершенствование знаний и умений по организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также выработка у них готовности и способности использовать полученные знания в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей, территорий от опасностей мирного и военного времени.
В целях совершенствования качества повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС в Примерную программу заложен принцип модульно-компетентностного подхода к обучению. Предлагаемые модули разработаны с учетом базовой подготовки обучаемых и получения необходимого уровня знаний и умений, требуемых для выполнения ими должностных обязанностей после обучения в области ГО и защиты от ЧС. При этом темы первого модуля обучаемыми выбираются лично в зависимости от уровня своей исходной подготовки и рекомендаций преподавателя, закрепленного за группой, которые вырабатываются на основе входного тестирования. Материал выбранных тем первого модуля осваивается обучаемыми с использованием электронных материалов, разрабатываемых в УМЦ по ГОЧС, и путем получения консультаций у преподавателя во время самостоятельной подготовки.
Основными задачами курса подготовки должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС по Примерной программе являются:
а) систематизация сведений по основным возможным опасностям, характерным для Орловской области;
б) овладение знаниями, умениями и навыками по предупреждению ЧС, ликвидации и минимизации влияния на население опасностей, присущих характерным для Орловской области ЧС, а также возникающим в ходе военных действий или вследствие этих действий;
в) осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения всех сил и средств ГО и ОТП РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей;
г) формирование личной и профессиональной культуры безопасности, воспитание готовности взять на себя ответственность за своевременное принятие адекватных решений и претворение их в жизнь в целях обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени.
В УМЦ по ГОЧС на основании данной Примерной программы разрабатываются программы повышения квалификации для каждой конкретной категории обучаемых. Программа повышения квалификации подлежит ежегодной корректировке после утверждения Плана комплектования УМЦ по ГОЧС слушателями на год. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня компетенций в области ГО и защиты от ЧС, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Кроме этого, в программе повышения квалификации исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, помимо прочего определяется расчет времени, отводимого на изучение тем, предлагаемых Примерной программой, уточняется содержание тем занятий, последовательность их изучения, формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного Примерной программой на отработку модуля в целом.
Для повышения эффективности обучения в обязательном порядке организуется и проводится входное тестирование уровня знаний обучаемых. На основании его результатов вырабатываются индивидуальные рекомендации слушателям по изучению тем первого модуля, а также может уточняться расписание занятий.
Учебные группы для повышения квалификации комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр допускается деление группы на подгруппы, численность которых определяется штатной структурой создаваемых для проведения деловой игры органов управления ГО и ОТП РСЧС и замыслом используемой формы обучения.
Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения выбранных тем первого модуля, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучаемых, которые подлежат обучению в УМЦ по ГОЧС, разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом преподавателей УМЦ по ГОЧС в другие города и районы области, а также с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
На всех занятиях с использованием имитационных средств и радиоактивных источников руководитель занятия несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности.
В целях усиления практической направленности обучения темы N 7 (модуль 2), N 5 (модуль 3), N 4 (модуль 4) и N 2 (модуль 5) Примерной программы рекомендуется отрабатывать на материальной базе объектов. Объекты определяются УМЦ по ГОЧС по согласованию с органами местного самоуправления и организаций.
Обучение слушателей завершается сдачей зачета.
Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой директором УМЦ по ГОЧС по согласованию с начальником Главного управления МЧС России по Орловской области.
Исходя из требований к уровню знаний и умений, необходимых для выполнения обязанностей по ГО и защите от ЧС, обучающиеся по данной программе разделены на 6 групп (главы администраций муниципальных образований и руководители организаций, должностные лица и специалисты органов управления ГО и ОТП РСЧС, должностные лица и специалисты сил ГО и ОТП РСЧС, работники эвакуационных органов, работники комиссий по повышению устойчивости функционирования, работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС).
В результате прохождения курса повышения квалификации:
1) главы местных администраций и руководители организаций должны:
а) знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
структуру и задачи ГО, ОТП РСЧС, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и ОТП РСЧС, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности; б) уметь:
анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью;
принимать решения, ставить задачи и координировать деятельность органов управления и сил ГО и ОТП РСЧС при возникновении ЧС;
в) быть ознакомлены:
с организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
реализацией государственных и ведомственных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
организацией проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также обобщения и распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах;
2) должностные лица и специалисты органов управления ГО и ОТП РСЧС должны:
а) знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
структуру и задачи ГО, ОТП РСЧС, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и ОТП РСЧС, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
экологическую, природную и техногенную обстановку на территории Орловской области;
порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
организацию взаимодействия между органами управления и силами ГО и ОТП РСЧС;
организацию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
организацию обучения населения в области ГО и защиты от ЧС;
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения;
б) уметь:
разрабатывать планирующие документы в области ГО и защиты от ЧС; анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью;
организовывать деятельность подведомственных структурных подразделений органов управления и сил ГО и ОТП РСЧС при возникновении ЧС;
организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении работ;
организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности;
организовывать и контролировать деятельность по безопасной эксплуатации опасных производственных систем и объектов;
организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и ОТП РСЧС, а также обучения населения в области ГО и защиты от ЧС;
организовывать обобщение и распространение передового опыта по предупреждению ЧС и защите населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных действиях;
осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области ГО;
в) быть ознакомлены:
с принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
реализацией государственных программ Российской Федерации, Орловской области и муниципальных программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
организацией проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области ГО и защиты от ЧС;
3) должностные лица и специалисты сил ГО и ОТП РСЧС должны: а) знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру и задачи ГО и ОТП РСЧС, роль сил ГО и ОТП РСЧС в решении задач;
состав, задачи, возможности и порядок применения подведомственных сил ГО и ОТП РСЧС;
порядок действий сил при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования ОТП РСЧС;
виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, способы защиты населения от их воздействия и место сил ГО и РСЧС при их применении;
порядок взаимодействия с органами управления;
ЧС природного и техногенного характера, которые наиболее вероятны на территории Орловской области, возможности подчиненных сил по их предотвращению и ликвидации последствий;
порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;
способы оказания первой помощи;
порядок применения сил ГО и ОТП РСЧС в ходе проведения АСДНР при ликвидации ЧС;
б) уметь:
поддерживать в постоянной готовности подчиненные силы ГО и ОТП РСЧС;
анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой должности;
осуществлять организацию проведения АСДНР, управление подчиненными силами при выполнении работ;
организовывать и обеспечивать выполнение мер безопасности личным составом и окружающими при проведении АСДНР;
осуществлять проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводить подготовку подчиненных сил ГО и ОТП РСЧС к выполнению задач по их предназначению;
в) быть ознакомлены:
с принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
передовым опытом в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
4) работники эвакуационных органов должны:
а) знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования ОТП РСЧС;
порядок и организацию проведения эвакуации;
порядок применения, организацию хранения и поддержания в готовности к выдаче населению СИЗ;
порядок организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС);
порядок поддержания в готовности защитных сооружений; особенности эвакуации культурных и материальных ценностей;
б) уметь:
анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам эвакуации;
разрабатывать планирующие и сопровождающие документы в области организации и проведения эвакуации;
разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности проведения эвакуационных мероприятий;
использовать медицинские средства защиты для оказания помощи пострадавшим;
вести учет имущества, находящегося в распоряжении защитного сооружения;
в) быть ознакомлены:
с принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакуационными органами других территорий, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
5) работники комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций Орловской области должны:
а) знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;
опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени;
методы и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;
методики оценки устойчивости функционирования объекта экономики при угрозах и опасностях различного характера;
б) уметь:
анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам повышения устойчивости работы экономики и жизнеобеспечения;
разрабатывать планирующие документы в области повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
обеспечивать выполнение мероприятий по устойчивому функционированию объектов экономики в военное время и при ЧС;
давать прогнозы по устойчивости функционирования объекта экономики;
в) быть ознакомлены:
с принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования объекта экономики;
6) работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС должны:
а) знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру и задачи ГО, ОТП РСЧС, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и ОТП РСЧС, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, влияние негативных факторов, способы защиты от ЧС;
характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории Орловской области, наиболее вероятные для этой местности ЧС природного и техногенного характера;
порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
организацию и порядок взаимодействия между органами управления и силами ГО и ОТП РСЧС;
организацию и порядок проведения АСДНР при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;
способы оказания первой помощи;
организацию и порядок обучения населения в области ГО и защиты от ЧС; организацию, формы и методы пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС среди населения;
б) уметь:
организовывать и проводить подготовку различных категорий населения в области ГО и защиты от ЧС;
в) быть ознакомлены:
с принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения;
реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
организацией проведения научно-исследовательских и опытно -конструкторских работ, а также обобщения и распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.
2. Учебно-тематический план обучения должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС
Цель обучения: получение слушателями знаний, умений и навыков по организации и выполнению мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ЧС природного, техногенного характера и военных действиях.
Категории обучаемых:
Главы администраций муниципальных образований Орловской области и руководители организаций.
Должностные лица и специалисты органов управления ГО и ОТП РСЧС.
Должностные лица и специалисты сил ГО и ОТП РСЧС.
Работники эвакуационных органов.
Работники комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций Орловской области.
Работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.
Продолжительность обучения: 18-72 учебных часа. Форма обучения: с отрывом от работы. Режим занятий: 3-12 дней по 6 учебных часов.
Модули обучения и их структура
I. Элективный модуль.
Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС (материал тем модуля изучается слушателями самостоятельно с возможностью получения консультации у преподавателя. Рекомендуется к изучению должностным лицам и специалистам ГО и ОТП РСЧС, впервые проходящим подготовку в УМЦ по ГОЧС):
II. Модули, обязательные для изучения:
Планирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения.
Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.
Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Учебно-тематический план обучения должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС представлен в таблице 1
Таблица 1
N |
Наименование модулей и включенных в них тем |
Категории обучаемых и количество учебных часов на отработку всех тем модуля |
|||||||||||||||||||||||||||||
Главы администраций муниципальных образований и руководители организаций |
Должностные лица и специалисты органов управления ГО и ОТП РСЧС |
Должностные лица и специалисты сил ГО и ОТП РСЧС |
Работники эвакуационных органов |
Работники комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций Орловской области |
Работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС |
||||||||||||||||||||||||||
Количество учебных часов |
Количество учебных часов |
Количество учебных часов |
Количество учебных часов |
Количество учебных часов |
Количество учебных часов |
||||||||||||||||||||||||||
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
Практические занятия (деловые игры) |
Самостоятельная подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
Практические занятия (деловые игры) |
Самостоятельная подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
Практические занятия (деловые игры) |
Самостоятельная подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
Практические занятия (деловые игры) |
Самостоятельная подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
Практические занятия (деловые игры) |
Самостоятельная подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
Практические занятия (деловые игры) |
Самостоятельная подготовка |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
Входное тестирование |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
I |
Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС |
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
1. |
Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, характерных для Орловской области, и возможное воздействие на объекты окружающую среду их негативных и поражающих факторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Основные принципы и способы защиты населения материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, ведении военных действий и вследствие этих действий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей на водных объектах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС на территории Орловской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Полномочия органа исполнительной государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления, обязанности организаций и граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Режимы функционирования органов управления и сил ОТП РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Действия должностных лиц ГО и ОТП РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил ГО и РСЧС, установлении соответствующих уровней реагирования, а также получении сигнала о начале проведения мероприятий ГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. |
Планирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС |
8 |
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
1. |
Изменения и дополнения, внесенные за 5 лет в федеральные законодательные и подзаконные акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения безопасности людей на водных объектах и их влияние на организацию и выполнение этих мероприятий в Орловской области |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2. |
Требования областных и муниципальных нормативных правовых актов и нормативных актов организаций по планированию мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС |
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
3. |
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления, сил ГО и ОТП РСЧС |
|
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
4. |
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана ГО и защиты населения |
1 |
|
|
1 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
1 |
|
|
1 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Участие органов управления, сил ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально- технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС) |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
III. |
Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования объектов экономики |
7 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
1. |
Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Орловской области, и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
1 |
3 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2. |
Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению |
1 |
|
1 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
4. |
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования (далее - ПУФ) объектов экономики и жизнеобеспечения |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
4 |
4 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
5. |
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
2 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
6. |
Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
7. |
Мероприятия, планируемые для ПУФ объектов экономики и жизнеобеспечения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, и организация их выполнения |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
IV. |
Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения |
4 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
1. |
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС |
1 |
1 |
|
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2. |
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и ОТП РСЧС
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
1 |
|
|
3. |
Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
4. |
Организация инженерной защиты населения и работников организаций |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
5. |
Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
8 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
6. |
Организация медицинской профилактики радиационных поражений, и оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
7. |
Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
V. |
Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС |
8 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
1. |
Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2. |
Действия должностных лиц ГО и ОТП РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и ОТП РСЧС в готовность |
2 |
|
|
2 |
|
5 |
|
2 |
3 |
|
3 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
3. |
Применение новых технологий при проведении АСДНР |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
2 |
2 |
|
|
4. |
Порядок создания спасательных служб, нештатных аварийно- спасательных формирований (далее - НАСФ), других формирований ГО и их применение при организации и проведении АСДНР |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
6 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Действия руководителей НАСФ, других формирований ГО и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач ГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и ОТП РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
6 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
7. |
Организация защиты личного состава сил ГО и ОТП РСЧС при выполнении задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
2 |
3 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
VI. |
Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
6 |
|
|
|
|
15 |
|
* |
|
|
12 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
1. |
Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
2 |
2 |
|
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2. |
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб, НАСФ и других формирований ГО |
2 |
|
2 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
3. |
Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС |
|
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
- |
10 |
2 |
4 |
4 |
|
5 |
2 |
3 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
6 |
2 |
4 |
|
|
4. |
Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
5. |
Деятельность должностных лиц и работников ГО и ОТП РСЧС по созданию и использованию технических средств информирования в местах массового пребывания людей |
|
|
|
|
* |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
6. |
Особенности обучения в области ГО и защиты от ЧС и психологической работы с населением, проживающим на радиоактивно загрязненных территориях |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
7. |
Особенности деятельности должностных лиц ГО и ОТП РСЧС по организации обучения неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС и участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
|
Зачет |
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Всего часов занятий под руководством преподавателя |
36 |
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
3. Содержание тем занятий Примерной программы обучения должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС
I. Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС
Тема 1: "Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, характерных для Орловской области, и возможное воздействие их негативных и поражающих факторов".
Опасности военного характера и присущие им особенности. Средства поражения, воздействие их поражающих факторов на людей.
ЧС природного характера, типичные (специфичные) для территории Орловской области, их возможные последствия и основные поражающие факторы.
ЧС техногенного характера, характерные для территории Орловской области, их возможные последствия и основные поражающие факторы.
Тема 2: "Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, ведении военных действий и вследствие этих действий".
Мероприятия защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС. Организация их выполнения.
Инженерная защита. Классификация защитных сооружений (далее - ЗС). Убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, их устройство и внутреннее оборудование.
Организация эвакуации населения. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
Классификация средств индивидуальной защиты, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче населению.
Использование медицинских средств защиты производственного персонала и населения в ЧС.
Основы организации АСДНР.
Основные принципы и обеспечивающие мероприятия реализации способов защиты и основы их выполнения.
Тема 3: "Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей на водных объектах".
Основные нормативные правовые документы в этой области, их основное содержание. Задачи и мероприятия в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения безопасности людей на водных объектах, отраженные в федеральных законах от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Тема 4: "Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС на территории Орловской области".
Организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Структура и основные функции ГО и РСЧС.
Тема 5: "Полномочия органа исполнительной государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления, обязанности организаций и граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны".
Полномочия, функции и обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, обязанности организаций и граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, определенные федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и другими нормативными правовыми актами. Ответственность за невыполнение.
Тема 6: "Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним".
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС. Порядок их введения. Установление уровней реагирования сил и средств РСЧС. Мероприятия, проводимые при различных режимах функционирования РСЧС. Их сущность и организация выполнения.
Тема 7: "Действия должностных лиц ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил ГО и РСЧС, установлении соответствующих уровней реагирования, а также получении сигнала о начале проведения мероприятий ГО".
Обязанности и действия председателя и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) при различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по эвакуации населения в различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по устойчивости функционирования отраслей экономики (организаций) и жизнеобеспечения населения (работников организаций) в различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия сотрудников органа управления ГО и РСЧС при получении сигналов на проведение мероприятий ГО и введение различных режимов функционирования РСЧС.
Обязанности и действия руководителей НАСФ и спасательных служб при получении сигналов о проведении мероприятий ГО и введении различных режимов функционирования РСЧС.
II. Планирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС
Тема 1: "Изменения и дополнения, внесенные за 5 лет в федеральные законодательные и подзаконные акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения безопасности людей на водных объектах и их влияние на организацию и выполнение этих мероприятий в Орловской области (муниципальном образовании, организации)".
Изменения и дополнения, внесенные за последние 5 лет в федеральные и областные законы, в подзаконные акты, а также муниципальные правовые акты в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и безопасности людей на водных объектах. Их сущность и направления деятельности обучаемых по их реализации.
Изменения и дополнения, происшедшие в организационных основах защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера за последние 5 лет.
Влияние изменений и дополнений на организацию и выполнение мероприятий ГО и защиты населения от ЧС. Порядок их применения на практике.
Тема 2: "Требования региональных и муниципальных нормативных правовых актов и локальных актов организаций по планированию мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС".
Требования региональных и муниципальных нормативных правовых актов и локальных актов организаций по планированию мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС и направления деятельности по их выполнению.
Организационные основы планирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Участие должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в отработке планирующих документов.
Тема 3: "Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС".
Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок работы органов управления ГО и РСЧС. Задачи и основные функции органов управления ГО и РСЧС.
Планирующие и отчетные акты, разрабатываемые органами управления ГО и РСЧС, их содержание и предъявляемые к ним требования.
Практическая разработка документов соответствующего уровня.
Тема 4: "Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана ГО и защиты населения".
Назначение Плана ГО и защиты населения. Требования, предъявляемые к его разработке, исходные данные для планирования мероприятий ГО и этапы разработки плана, порядок утверждения.
Перечень документов, прилагаемых к Плану ГО и защиты населения, их корректировка, хранение и порядок работы с ними.
Тема 5: "Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС".
Требования к планированию мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Структура и содержание основных планирующих документов.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, порядок его разработки, согласования и доведения до исполнителей. Изучение и обсуждение одного из вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (на примере одной из существующих организаций).
Тема 6: "Участие органов управления, сил ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП)".
Правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму. Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Получение информации об угрозе террористического акта, порядок действий должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб.
Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения дорожно-транспортной безопасности.
Мероприятия по ликвидации последствий ДТП.
Порядок действий должностных лиц ГО и РСЧС, спасательных служб и НАСФ при ликвидации ДТП.
Тема 7: "Организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС)".
Виды, номенклатура, объем запасов (резервов) материальных и финансовых ресурсов, создаваемых в интересах ведения ГО (предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций). Порядок их создания и использования. Организация количественного и качественного учета запасов (резервов). Их техническое обеспечение, консервация при длительном хранении. Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний.
Задачи органов управления и сил ГО и РСЧС по организации и осуществлению контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.
Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи.
Медицинские средства защиты, их состав, порядок накопления, хранения и выдачи.
III. Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования объектов экономики
Тема 1: "Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Орловской области, и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов".
Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории Орловской области, и характер их опасных производств. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф на них.
Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера на них.
Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных объектов.
Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и к эксплуатации опасного производственного объекта. Разработка декларации промышленной безопасности. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта.
Типовой паспорт безопасности территории муниципальных образований.
Тема 2: "Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению".
Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения о пожаре. План (схема) эвакуации в случае пожара. Порядок учета пожаров и их последствий.
Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.
Задачи и обязанности должностных лиц и работников ГО и РСЧС по исполнению требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности.
Тема 3: "Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения".
Понятие эвакуации. Общий порядок и особенности проведения эвакуации населения в военное время, при ЧС природного и техногенного характера. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по разработке и осуществлению мероприятий по повышению эффективности проведения эвакуации.
Тема 4: "Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения".
Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, и основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Основные направления деятельности органов местного самоуправления, администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости объектов экономики и жизнеобеспечения, и организация их выполнения.
Подготовка объекта к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.
Тема 5: "Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения".
Исходные положения для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования объекта.
Методики оценки устойчивости объекта к воздействию поражающих факторов при военных действиях.
Оценка химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, имеющих аварийно химически опасные вещества (далее - АХОВ).
Методика оценки устойчивости объекта при ЧС природного и техногенного характера.
Тема 6: "Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели".
Планирование бюджетных финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Порядок выделения финансовых средств на выполнение мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС.
Перечень, порядок разработки и представления необходимых документов, подтверждающих факт чрезвычайной ситуации и размер затрат на ликвидацию ее последствий.
Ведение учета, отчетности и финансового контроля за расходованием средств по мероприятиям гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС.
Тема 7: "Мероприятия, планируемые в интересах повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, и организация их выполнения".
Требования нормативных правовых актов Орловской области и правовых актов муниципальных образований, а также локальных актов организаций в области безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.
Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.
Основные способы и методы защиты населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов экономики, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях. Защита производственного персонала объекта от радиоактивного воздействия. Оценка надежности его защиты.
Организация медицинских профилактических мероприятий на объектах экономики.
IV. Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения
Тема 1: "Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС".
Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения и территорий.
Задачи, силы, средства и организация разведки в очагах поражения и районах ЧС.
Оценка радиационной обстановки.
Оценка химической обстановки.
Оценка инженерной и пожарной обстановки.
Оценка медицинской обстановки.
Оценка обстановки при аварии на химически (радиационно) опасном объекте.
Классификация приборов радиационной разведки (далее - РР) и дозиметрического контроля (далее - ДК). Принцип действия и основные характеристики приборов РР и ДК, состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС, подготовка их к работе, проверка работоспособности. Практическая работа с приборами РР и ДК.
Приборы химической разведки (далее - ХР), их принцип действия и основные характеристики. Подготовка приборов ХР к работе, определение в атмосфере отравляющих веществ и аварийных химически опасных веществ. Практическая работа с приборами химической разведки.
Тема 2: "Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС".
Порядок работы должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления ГО и РСЧС.
Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления ГО и защиты населения от ЧС.
Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения. Действия при получении сигналов оповещения комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
Тема 3: "Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций".
Особенности воздействия на население ионизирующего излучения. Основные мероприятия по защите населения от радиационного воздействия при угрозе и (или) возникновении радиационной аварии.
Виды АХОВ. Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия химической защиты, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновения химической аварии. Оказание первой помощи при поражении АХОВ.
Сущность, задачи и основные мероприятия медико-биологической защиты в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС биологического характера. Карантин и обсервация.
Средства индивидуальной защиты, классификация, назначение, порядок использования, хранение и поддержание их в готовности.
Тема 4: "Организация инженерной защиты населения и работников организаций".
Современная нормативная правовая база в области инженерной защиты. Требования Норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС.
Классификация защитных сооружений, их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия. Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Порядок укрытия населения и работников организации в защитных сооружениях. Содержание и использование ЗС ГО в мирное время.
Тема 5: "Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации".
Организация эвакуации населения. Планирование эвакуационных мероприятий (далее - эвакомероприятий). Эвакуационные органы (далее - эвакоорганы), их задачи, состав и порядок создания.
Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организация питания и обогрева.
Организация и поддержание взаимодействия эвакоорганов территорий, отнесенных к группам по ГО и сельских районов. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
Способы подготовки и упаковки материальных ценностей для эвакуации. Необходимые сопровождающие документы. Способы и особенности погрузки, укладки, крепления, перевозки и выгрузки культурных ценностей. Порядок осуществления охраны перевозки. Особенности перевозки материальных и культурных ценностей в условиях зараженной местности. Места эвакуации и временного хранения материальных и культурных ценностей, а также важнейших фондов культурных ценностей.
Тема 6: "Организация медицинской профилактики радиационных поражений и оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии".
Профилактика радиационных поражений. Радиопротекторы.
Оценка радиационной опасности и принятие мер по обеспечению личной безопасности. Мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим при радиационной аварии. Транспортировка пострадавших. Проведение санитарной обработки по окончании оказания помощи.
Тема 7: "Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС".
Полномочия и обязанности должностных лиц ГО и РСЧС в сфере осуществления надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Мероприятия по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
V. Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС
Тема 1: "Организация работы КЧС и ОПБ".
Назначение, задачи и состав КЧС и ОПБ. Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Примерное Положение о КЧС и ОПБ.
Планирование работы КЧС и ОПБ (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов и их содержание. Алгоритм работы КЧС и ОПБ и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС.
Тема 2: "Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность".
Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, степени их готовности, порядок приведения их в готовность. Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
Обязанности председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, руководителя органа управления ГО и РСЧС, руководителей спасательных служб и НАСФ при приведении сил ГО и РСЧС в готовность.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС.
Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность.
Тема 3: "Применение новых технологий при проведении АСДНР".
Инструменты и технологии, используемые при проведении АСДНР. Их назначение, правила эксплуатации и меры безопасности при использовании.
Деятельность органов управления и руководителей сил ГО и РСЧС по внедрению новых технологий проведения АСДНР в практику.
Тема 4: "Порядок создания спасательных служб и НАСФ и их применение при организации и проведении АСДНР".
Нормативное правовое регулирование создания и применения НАСФ и спасательных служб. Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура спасательных служб и НАСФ. Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом спасательных служб и НАСФ. Организация подготовки к выполнению задач.
Тема 5: "Действия руководителей НАСФ и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач".
Получение и уяснение задач, оценка обстановки, принятие решения, распределение основных сил и средств.
Порядок разработки и содержание приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута выдвижения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.
Организация выдвижения спасательных служб и НАСФ в район выполнения задачи.
Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Смена в очаге поражения и вывод из него подразделений спасательных служб и НАСФ. Организация и проведение специальной обработки. Восстановление готовности спасательных служб и НАСФ к дальнейшим действиям.
Тема 6: "Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР".
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.
Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР, оформление решения о порядке взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подчиненных.
Тема 7: "Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач".
Цель и основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителей спасательных служб и руководителей НАСФ по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.
Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в загородной зоне, инженерное оборудование районов, занимаемых силами ГО и РСЧС. Организация разведки.
Использование защитных свойств местности, коллективных и индивидуальных средств защиты, средств связи и оповещения. Организация дозиметрического, химического и биологического контроля.
Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
VI. Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 1: "Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС".
Сущность и задачи обучения населения в области ГО и защиты от ЧС. Нормативная правовая база по организации и осуществлению обучения населения в области ГО и защиты от ЧС. Основные положения нормативных документов.
Структура единой системы подготовки населения в области ГО и защиты населения от ЧС. Формы обучения и перечень групп населения, подлежащих подготовке.
Состав учебно-материальной базы для обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС. Назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ней.
Мероприятия по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Полномочия и обязанности должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 2: "Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ".
Планирование и организация обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, руководителей и личного состава спасательных служб и НАСФ, а также работников организаций. Документы по планированию и учету процесса обучения, их содержание и порядок ведения.
Оценки степени обученности работников организаций в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 3: "Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС".
Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения.
Сущность и цели командно-штабных учений (далее - КШУ). Подготовка учений, разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
Сущность и цели тактико-специальных учений (далее - ТСУ). Подготовка ТСУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
Сущность и цели комплексного учения (далее - КУ). Подготовка КУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения. Критерии оценки учения. Разбор КУ.
Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка объектовой тренировки. Руководство объектовой тренировкой. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки.
Сущность и цели проведения "Дня защиты детей", соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель". Планирование, подготовка и методика проведения. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения.
Тема 4: "Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС".
Задачи и содержание пропаганды и информирования в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах.
Организация пропаганды и информирования населения.
Порядок использования и взаимодействия с местными средствами массовой информации.
Тема 5: "Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по созданию и использованию технических средств информирования в местах массового пребывания людей".
Организация и порядок использования технических средств информирования в местах массового пребывания людей. Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по созданию и использованию технических средств информирования в местах массового пребывания людей. Контроль за их состоянием и функционированием.
Тема 6: "Особенности обучения в области ГО и защиты от ЧС и психологической работы с населением, проживающим на радиоактивно загрязненных территориях".
Особенности проживания и природопользования на радиационно загрязненных территориях.
Психологические особенности восприятия радиационного фактора.
Информационно-разъяснительная работа с населением, проживающим на радиоактивно загрязненных территориях.
Психологические особенности информирования населения, проживающего на радиационно-загрязненных территориях.
Санитарно-просветительская, коррекционная и реабилитационная работа с населением.
Методики эмоционально-психологической поддержки населения, проживающего на радиационно загрязненной территории.
Тема 7: "Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации обучения неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС и участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности".
Планирование и контроль за проведением мероприятий по обучению неработающего населения. Комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС.
Координация деятельности органов, управлений и организаций, участвующих в обучении неработающего населения.
Обеспечение учебно-материальной базой процесса обучения неработающего населения.
Организация разработки, издания и внедрения наглядных пособий, памяток, листовок и другой пропагандистской литературы для проведения обучения неработающего населения по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.
Мероприятия, направленные на повышение охвата неработающего населения, подрастающего поколения и качества их обучения.
Взаимодействие должностных лиц ГО и РСЧС с должностными лицами органов управления образованием по подготовке подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.