Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к долгосрочной областной целевой программе
стимулирования развития жилищного строительства
на территории Орловской области "Жилище"
до 2015 года"
Подпрограмма "Переселение граждан, проживающих на территории
Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2011-2015 годы
областной целевой программы стимулирования развития жилищного
строительства "Жилище" до 2015 года"
Постановлением Правительства Орловской области от 5 октября 2011 г. N 342 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в Орловской области. В настоящее время дефицит жилых помещений, существующий в областном центре и в районах области, усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.
В рамках совместной работы с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2010 году завершено переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания в срок до 1 января 2007 года. Всего расселено 83 многоквартирных жилых дома общей площадью 21 956,93 м , в которых проживало 1327 человек.
Вместе с тем, по данным муниципальных образований в Орловской области, 91 многоквартирный дом признан в срок до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи со значительным физическим износом (приложение 7 к Программе).
Проблема аварийного жилищного фонда - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Этот жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографическую ситуацию. Проживание в нем зачастую понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Кроме того, нахождение в подобных жилых помещениях практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства (например, отсутствие систем водоснабжения и водоотведения), что нарушает принцип равного доступа и создания условий для потребления гражданами коммунальных ресурсов.
Приоритетность задачи ликвидации аварийного жилищного фонда очевидна, поскольку помимо неудовлетворительных жилищных условий проживание в таких домах создает угрозу жизни и здоровью граждан в связи с тем, что подобные дома планировались как временное жилье для сотрудников различных организаций, при этом использовались конструкционные материалы с низкими физико-механическими свойствами.
Для реализации мер по модернизации данного жилого фонда необходимо уменьшить фактический износ конструктивных элементов здания, увеличить энергоэфективность ограждающих конструкций, осуществить перепланировку помещений и инженерных коммуникаций, что по затратности значительно превосходит стоимость нового строительства.
В связи со сложившейся ситуацией констатируется необходимость продолжения реализации мер по решению проблемы аварийного жилищного фонда программно-целевым методом с оказанием государственной поддержки в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализации основных положений Конституции Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
II. Цель и задачи Подпрограммы, целевые индикаторы и показатели,
сроки и этапы решения проблемы
Целью Подпрограммы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений которых заявили о готовности участвовать в мероприятиях по переселению граждан, при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение определенных настоящей Подпрограммой минимальных условий софинансирования.
Основными задачами Подпрограммы являются:
1. Создание комфортных и безопасных условий проживания граждан.
2. Ликвидация аварийного жилищного фонда посредством реализации организационных, финансовых и инвестиционных механизмов переселения граждан в новое жилье и сноса аварийного.
Для решения поставленных задач предполагается реализация следующих мероприятий:
разработка и реализация нормативных правовых актов, регламентирующих организационные механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
мониторинг жилищного фонда области;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселения граждан;
реализация механизмов расселения граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу.
Целевыми показателями оценки хода реализации мероприятия Программы являются:
1. Количество граждан, нуждающихся в переселении из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
2. Площадь аварийного жилищного фонда.
Оценка хода реализации работ будет осуществляться по этим показателям ежегодно.
Реализация мероприятий не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку мероприятия Подпрограммы рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы с ежегодным увеличением объема привлекаемых ресурсов.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятия - переселение 2 094 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде, ликвидация 25 862,17 м жилых помещений в аварийных домах, расселение и последующий снос 91 аварийного жилого дома.
Дополнительным результатом реализации Подпрограммы явится освобождение земельных участков (в связи с ликвидацией аварийного жилого фонда) в районах сложившейся жилой застройкой, обеспеченных социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой. Данные участки могут быть использованы при градостроительной деятельности в целях развития имеющейся инфраструктуры или для решения жилищной проблемы жителей населенных пунктов.
Постановлением Правительства Орловской области от 5 октября 2011 г. N 342 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Предложения по объемам и источникам финансирования Подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы предполагается осуществлять как за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, так и путем привлечения инвестиционных (внебюджетных) ресурсов и средств федерального бюджета в рамках реализуемых государственных программ общероссийского уровня.
Основные расходы осуществляются по следующему направлению - реализация механизмов расселения граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу.
Финансовое обеспечение Подпрограммы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Программы в пределах бюджетных лимитов 2011-2015 годов, объем которых подлежит ежегодному уточнению.
Всего по Подпрограмме из средств областного бюджета предусмотрено выделение 380 800 тыс. рублей, из муниципальных - 187 370 тыс. рублей.
Объемы финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее также - Фонд ЖКХ) в 2011-2012 годах на строительство жилья в рамках переселения граждан из аварийного жилого фонда будут уточняться с учетом размера лимита, установленного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), а также в размере увеличения имущества Фонда за счет имущественного взноса Российской Федерации.
Оценка хода реализации Подпрограммы будет производиться руководителем Программы ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах заказчику Программы до 1 марта года, следующего за отчетным.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения, объемов и источников
финансирования Программы
Финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья осуществляется путем предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований. Объем субсидии рассчитывается по формуле:
, где:
Vсубс. - объем предоставляемой субсидии;
S ж.п. - общая площадь жилых помещений, подлежащих расселению, м;
Ссрс - средняя рыночная стоимость 1 м общей площади жилья, руб.;
70% - доля софинансирования мероприятий по переселению из средств бюджета Орловской области,%.
V. Механизм формирования и состав мероприятий Подпрограммы
Механизм сформирован как составная часть общей системы оказания государственной финансовой поддержки органам местного самоуправления по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и основан на заявительном принципе с учетом необходимости стимулирования жилищного строительства. Механизм реализации направлен на ликвидацию многоквартирных домов, признанных до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Реализацию Подпрограммы планируется осуществлять при взаимодействии с Фондом ЖКХ при обязательном выполнении условий, предусмотренных статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ.
В случае участия Фонда ЖКХ в Подпрограмме ее реализация будет осуществляться посредством переселения граждан из аварийного жилья в малоэтажные энергоэффективные дома с использованием инновационных наноматериалов, под которыми понимаются дома, определяемые в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 49 градостроительного кодекса Российской Федерации (жилые дома блокированной застройки и многоквартирные дома не выше трех этажей). В данном случае будут скорректированы требования, предъявляемые к муниципальным контрактам, в целях стимулирования проектов малоэтажного жилищного строительства.
В целях обеспечения прозрачности и эффективности в сфере предоставления, получения и использования финансовой поддержки, Ответственный исполнитель Подпрограммы под контролем Руководителя Подпрограммы осуществляет деятельность по обеспечению оперативного контроля за реализацией Подпрограммы и соблюдением условий предоставления финансовой поддержки, для чего дважды в месяц формируется оперативная информация о ходе реализации Подпрограммы.
В силу чего муниципальное образование, принимающего участие в реализации мероприятий Подпрограммы, формирует и направляет в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в срок до 1 февраля соответствующего года реализации мероприятия бюджетную заявку с последующим еженедельным отчетом о ходе выполнения мероприятий Подпрограммы. Порядок предоставления бюджетных заявок муниципальными образованиями, включая форму, структуру и особенности их составления устанавливаются Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Рассмотрение бюджетных заявок производится ежегодно в порядке, устанавливаемом Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, в котором предполагается использование механизмов конкурсного отбора.
К основным критериям конкурсного отбора относятся:
1. Наличие муниципальной программы переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания до 1 января 2010 года, содержащей соответствующий перечень домов (исходя из перечня таких домов, количества или площади помещений в них, согласованных с собственниками этих помещений способов переселения, программа по переселению граждан обосновывает необходимый объем финансовой поддержки за счет средств областного бюджета для выполнения представленной бюджетной заявки муниципального образования в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда).
2. Наличие запланированных в бюджете муниципального образования средств на переселение граждан.
3. Наличие графика сноса многоквартирных жилых домов (представляемых в бюджетной заявке), признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2010 года.
4. Наличие аварийных многоквартирных домов, для собственников помещений в которых истек установленный разумный срок сноса таких домов силами собственников, а также аварийные многоквартирные дома, в которых все жилые и нежилые помещения находятся в муниципальной собственности.
5. Наличие документов о соответствии заявляемых к расселению домов условиям признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В случае участия аварийных жилых домов, представляемых в рамках подаваемых бюджетных заявок, в федеральных программах и мероприятиях, реализуемых государственными корпорациями, перечень критериев конкурсного отбора будет скорректирован в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов федерального уровня, рекомендациями министерств и государственных корпораций.
Органом, осуществляющим взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями в рамках мероприятий Подпрограммы, выступает Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Список жилых домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках Программы, приведен в приложении 7 к Программе. Перечень жилых домов сформирован на основе данных муниципальных образований, представленных в системе АИС "Мониторинг" Фонда ЖКХ.
По результатам рассмотрения бюджетных заявок Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области не позднее 1 марта года, соответствующего году реализации мероприятий, готовит соответствующий проект нормативно-правового акта Правительства Орловской области о предоставлении финансовой поддержки муниципальным образованиям. Распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями-участниками Подпрограммы производится по итогам конкурсного отбора, утверждаемым протоколом заседания конкурсной комиссии, формируемой Ответственным исполнителем. Средства областного бюджета направляются в муниципальные образования в соответствии с бюджетной заявкой в пределах доведенных до Ответственного исполнителя лимитов бюджетных обязательств в порядке, установленном Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Средняя рыночная стоимость 1 м общей площади жилья устанавливается в размере 24 150 рублей. Средняя рыночная стоимость 1 м общей площади жилья на соответствующий год реализации Подпрограммы может быть пересмотрена решением Правительства Орловской области до подготовки нормативно-правового акта о выделении финансовых ресурсов муниципальным образованиям.
Средства областного бюджета, предусмотренные в Подпрограмме, направляются на долевое финансирование работ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда при следующих условиях:
1. Включение жилого дома в муниципальную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную в установленном законодательством порядке и предусматривающую софинансирование работ из средств муниципального бюджета.
2. Соблюдение органами местного самоуправления при переселении граждан из аварийного жилищного фонда статей 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Наличие единогласного решения собственников помещений в аварийных многоквартирных домах, приведенных в приложении 7 к Программе, принятого на общем собрании собственников, о готовности участвовать в переселении.
4. Соблюдение органами местного самоуправления графика сноса многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2010 года (условие вступает в силу с 1 января 2012 года).
5. Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2010 года, во вновь возведенное жилье, не ниже стандартов экономического класса, в том числе и малоэтажное.
6. Расселение представленных в бюджетной заявке многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2010 года, в течение календарного года.
Руководитель Подпрограммы при направлении в орган местного самоуправления средств областного бюджета осуществляет мониторинг выполнения Подпрограммы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа предоставляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ, о выполнении предусмотренных условий предоставления финансовой поддержки и отчета о расходовании средств. Формы отчетности утверждаются руководителем Подпрограммы. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на глав муниципальных образований.
В случае непредставления отчетности, выявления нецелевого использования денежных средств, использования средств областного бюджета без долевого финансирования со стороны органа местного самоуправления или невыполнения условий предоставления средств государственной поддержки руководитель Подпрограммы приостанавливает предоставление дальнейшей финансовой поддержки до устранения замечаний. Бюджетные заявки, представленные органами местного самоуправления, до устранения выявленных замечаний рассмотрению не подлежат.
VI. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация Подпрограммы позволит создать необходимые условия для инвестиционной и потребительской активности на рынке жилья, обеспечить платежеспособный спрос и осуществление мер предоставления социальных гарантий по улучшению жилищных условий граждан, в том числе:
1. Улучшение жилищных условий 2 094 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде.
2. Ликвидация 25 862,17 м жилых помещений в аварийных домах.
3. Расселение и последующий снос 91 аварийного жилого дома.
4. Системное развитие территорий муниципальных районов и городов Орловской области в рамках комплексной жилой застройки.
5. Обеспечение ежегодного прироста доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.
6. Обеспечение прироста доходов бюджетов всех уровней, а также валового регионального продукта благодаря приросту объемов ввода жилья.
Оценка эффективности Подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой оценки социально-экономической и бюджетной эффективности Программы, представленной в приложении 6 к Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.