Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 16 марта 2010 г. N 70 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Коллегии Орловской области
от 19 декабря 2008 года N 392
Областная адресная программа
"Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области,
из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости
стимулирования рынка жилья" в 2008-2009 годы
(Утв. постановлением Коллегии Орловской области
от 19 декабря 2008 года N 392)
19 февраля, 29 декабря 2009 г., 16 марта 2010 г.
Паспорт областной адресной программы
Наименование Программы |
областная адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья" в 2008-2009 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ", распоряжение Коллегии Орловской области от 13 сентября 2007 года N 272-р |
Государственный заказчик Программы |
Губернатор Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее - Департамент) |
Руководитель Программы |
руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее также - руководитель Департамента) |
Ответственный исполнитель Программы |
начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Цель Программы |
финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов с учетом необходимости стимулирования рынка жилья |
Задачи Программы |
создание комфортных, безопасных и благоприятных условий проживания граждан; реализация организационных, финансовых и аварийного жилищного фонда; стимулирование рынка жилья |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, признанного подлежащим сносу; площадь ликвидируемого аварийного жилищного фонда (показатели реализации Программы приведены в приложении 1 к Программе) |
Сроки реализации Программы |
2008-2009 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
источники финансирования Программы - средства финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также средства долевого финансирования за счет бюджета Орловской области (приложение 3 к Программе). Общая стоимость Программы составляет 379,122 лн. рублей. Общий объем финансирования Программы из средств областного бюджета составит 98,647 лн.рублей |
Администратор доходов и главный распорядитель средств Программы |
Департамент |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы |
переселение 940 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде; ликвидация 15479 кв. метров жилых помещений в аварийных домах; расселение и последующий снос 50 аварийных жилых домов |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией |
координацию деятельности Программы осуществляет руководитель Программы; руководитель Программы в установленном порядке отчитывается перед Губернатором и Председателем Правительства Орловской области о ходе исполнения Программы в сроки, позволяющие подвести итоги отчетного периода |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Орловской области. В настоящее время дефицит жилых помещений, существующий в областном центре и в районах области, усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.
Исключительная важность проблемы подчеркнута и Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году. На основе инициативы Президента Российской Федерации сформирован Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее также - Фонд), выступающий одним из источников федерального финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
К жилым помещениям с неудовлетворительными условиями проживания можно отнести жилищный фонд, признанный аварийным и подлежащий сносу в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
По данным инвентаризации 2007 года (по состоянию на 1 января 2007 года) в Орловской области имеется 255,4 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу. Данные представлены муниципальными образованиями и подтверждены Орелстатом.
Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках адресной Программы, признанных до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, приведен в приложении 2 к Программе.
Аварийный жилищный фонд - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Этот жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографические проблемы. Проживание в нем зачастую понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Проживание в указанных жилых помещениях сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам коммунального хозяйства и сужает возможности их использования.
Ощутимы и негативные экономические последствия существования аварийного жилищного фонда. Средняя обеспеченность уровнем благоустройства населения в области составляет 58,8 %. Низкий уровень благоустройства - это снижение потенциального рынка коммунальных услуг, состояние коммуникаций, обеспечивающих такого рода жилые помещения коммунальными ресурсами характеризуется как неудовлетворительное.
Масштабы проблемы велики, поскольку в период переходной экономики произошел спад как в строительстве новых жилых помещений, так и в поддержании в нормативном состоянии существующего жилищного фонда. Приоритетность решения этой задачи очевидна, так как помимо неудовлетворительных жилищных условий проживание в таких домах прямо угрожает жизни и здоровью граждан.
Актуализация Программы произведена применительно к условиям мирового финансового кризиса. В условиях снижения спроса на рынке жилой недвижимости существует необходимость поддержки предприятий-застройщиков, ведущих строительство жилья на территории Орловской области, применяющих механизмы долевого участия в строительстве. Отсутствие необходимой поддержки со стороны государства может привести к замораживанию строительства отдельных объектов, следовательно, и к проблеме обманутых дольщиков, сокращению рабочих мест в строительной отрасли. Приобретение квартир в жилых домах, строительство которых не завершено, позволит снять проблемы с завершением строительства жилых домов высокой степени готовности на территории вошедших в Программу муниципальных образований.
При адресном подходе к решению проблемы финансовые ресурсы Программы будут использованы максимально рационально и социально справедливо.
В сложившейся ситуации возникает необходимость решения проблемы аварийного жилищного фонда программно-целевым методом с оказанием государственной поддержки в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", основных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" в редакции от 1 декабря 2008 года (далее - Федеральный закон, Федеральный закон N 185-ФЗ).
2. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели
Целью Программы по переселению граждан является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе по переселению граждан при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение определенных Федеральным законом показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Другой целью Программы является стимулирование рынка жилья.
Для ее достижения будут решаться следующие вопросы:
разработка и реализация нормативных правовых актов и организационных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
мониторинг жилищного фонда области;
формирование и реализация финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселения граждан;
реализация механизмов расселения из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу.
В ходе реализации Программы будут решены следующие основные задачи:
создание комфортных, безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
разработка и реализация организационных, финансовых и инвестиционных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
завершение строительства многоквартирных жилых домов в шести муниципальных образованиях Орловской области.
Целевыми показателями оценки хода реализации Программы являются:
количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, признанного подлежащим сносу;
площадь ликвидируемого аварийного жилищного фонда.
Оценка хода реализации Программы будет осуществляться по показателям, приведенным в приложении 1 к Программе.
Выполнение Программы не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.
Ожидаемый эффект от реализации Программы - расселение 50 жилых домов, переселение 940 человек, ликвидация 15479 кв. метров аварийных жилых помещений.
3. Механизм реализации Программы
Механизм реализации программы включает в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия руководителя и участников Программы.
Федеральный закон установил правовые и организационные основы предоставления государственной финансовой поддержки в целях реформирования жилищно-коммунального хозяйства и формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом. В целях стимулирования рынка жилищного строительства 1 декабря 2008 года в Федеральный закон были внесены соответствующие изменения. Данные изменения определили порядок выделения государственной корпорацией средств государственной финансовой поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации, критерии выделения средств субъектам Российской Федерации, в том числе общие условия, направленные на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Механизм Программы сформирован как составная часть общей системы оказания государственной поддержки органам местного самоуправления по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Руководителем Программы является руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
На основании Федерального закона и методических рекомендаций Фонда руководитель Программы формирует и направляет в Фонд соответствующую заявку. Заявка и региональная программа формируются совместно с органами местного самоуправления, на территории которых выполняются условия Федерального закона N 185-ФЗ. Перечень муниципальных образований, участвующих в региональной программе и выполнивших условия Федерального закона, приведен в разделе 4 настоящей Программы.
Перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан, которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы, приведен в приложении 2 к Программе. Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона Программа по переселению граждан содержит перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными.
Перечень домов сформирован совместно с органами местного самоуправления на основе:
заявок органов местного самоуправления, поступивших в установленные сроки;
наличия строящихся на территории муниципальных образований многоквартирных жилых домов, строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов;
наличия многоквартирных жилых домов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
установленного размера планируемой стоимости приобретения жилья из расчета стоимости единицы площади, не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемую Министерством регионального развития Российской Федерации.
После принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки и поступлении средств Фонда в бюджет Орловской области средства Фонда и средства областного бюджета направляются Департаментом на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов, в том числе в многоквартирных домах, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц (далее - приобретение жилых помещений).
Предельные объемы финансирования работ по приобретению жилых помещений на территории муниципальных образований приведены в приложении 3 к Программе. Департамент приобретает жилые помещения в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона N 185-ФЗ.
Средства Фонда и областного бюджета, предусмотренные в Программе, направляются на безвозвратной и безвозмездной основе на приобретение Департаментом жилья для переселения граждан на территории муниципального образования при следующих условиях:
признание до 1 января 2009 года многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";
соблюдение муниципальным образованием условий предоставления финансовой поддержки, указанных в Федеральном законе N 185-ФЗ;
соблюдение органами местного самоуправления при переселении граждан из аварийного жилищного фонда статей 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации;
единогласное решение собственников помещений проживающих в аварийных многоквартирных домах, приведенных в приложении 2 к Программе, принятое на общих собраниях, о готовности участвовать в региональной программе по переселению граждан. Протоколы соответствующих решений оформлены в соответствии с установленными требованиями;
наличие результатов анализ рынка строящегося жилья, объема предложений по продаже жилых помещений по цене за один квадратный метр, не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в данном субъекте Российской Федерации, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации;
предъявление органом местного самоуправления собственникам жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, включенном в перечень Программы, требования о его сносе в разумный срок и обеспечение государственной регистрации решения об изъятии указанных помещений;
достижение соглашения между собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах и органами местного самоуправления о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, а также соглашения об оплате собственниками дополнительной площади;
гарантирование органом местного самоуправления приема приобретенных жилых помещений в муниципальную собственность в месячный срок после поступления соответствующего обращения о передаче жилых помещений в муниципальную собственность.
К способам переселения граждан относятся:
а) предоставление собственнику взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом выкупная цена формируется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, но составляет не более предельной стоимости, рассчитанной по формуле, приведенной в разделе 6 Программы;
б) предоставление выселяемому из жилого помещения гражданину-нанимателю другого жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть:
благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;
равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;
отвечающим установленным требованиям, то есть быть пригодным для проживания и находящимся в черте данного населенного пункта. При этом предельная цена приобретаемого жилого помещения по такому способу переселения рассчитывается по формуле, приведенной в разделе 6 Программы.
Указанные жилые помещения приобретаются по государственным контрактам, заключаемым руководителем Департамента в рамках реализации Программы.
Передача жилых помещений из собственности Орловской области в муниципальную собственность осуществляется на основании решения о такой передаче, которое принимается высшим исполнительным органом государственной власти Орловской области.
Перечень аварийных жилых домов приведен в приложении 2 к Программе. Перечень необходимых организационных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 5 к Программе.
Департамент на основе сбора и анализа представляемой участниками Программы отчетности о ходе работ, ходе выполнения предусмотренных Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки и отчета о расходовании средств осуществляет мониторинг выполнения Программы.
Формы отчетности утверждаются руководителем Департамента. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на участников Программы.
Департамент отчитывается перед государственным заказчиком Программы и Правительством Орловской области в сроки, позволяющие подвести итоги реализации Программы за отчетный период.
В случае непредставления отчетности, выявления нецелевого использования денежных средств или невыполнения условий предоставления средств поддержки, руководитель Департамента приостанавливает предоставление финансовой поддержки до устранения замечаний.
4. Перечень муниципальных образований, участвующих Программе и выполнивших условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренные статьей 14 Федерального закона
В рамках проводимой с органами местного самоуправления работы по формированию заявки на получение средств государственной поддержки в 2008 году признаются выполнившими условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренные статьей 14 Федерального закона, следующие муниципальные образования (таблица 1):
|
Наименование муниципального образования |
Численность населения, чел |
Доля населения проживающего на территории муниципального образования от общего количества населения Орловской области |
1 |
Верховский район |
20151 |
2,46 |
2 |
Кромской район |
23089 |
2,82 |
3 |
Ливенский район |
33260 |
4,06 |
4 |
Урицкий район |
19785 |
2,42 |
5 |
г. Ливны |
51011 |
6,23 |
6 |
г. Мценск |
45362 |
5,54 |
|
Итого |
192658 |
23,55 |
В соответствии с требованиями Федерального закона N 185-ФЗ на территории указанных муниципальных образований проживает более 20 процентов населения Орловской области, количество муниципальных образований более двух. Указанные муниципальные образования приняли решения об участии в программе, провели необходимые подготовительные работы.
5. Система программных мероприятий
Перечень необходимых организационных мероприятий по реализации Программы представлен в приложении 5 к Программе.
Важным условием выполнения мероприятий Программы является последовательность действий всех заинтересованных участников Программы.
Источниками финансирования работ являются консолидированные средства Фонда и областного бюджета.
6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем Программы составит 379,122 млн рублей, в том числе: субсидии бюджета за счет средств Фонда - 280,474 млн рублей; субсидии бюджета за счет средств областного бюджета- 98,647 млн рублей.
Программа рассчитана на реализацию в 2008-2009 годы.
Допускается использование дополнительных средств областного бюджета на приобретение дополнительной жилой площади, необходимой для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с отсутствием на рынке жилья жилых помещений равных по площади расселяемым квартирам в аварийных многоквартирных домах.
Объем средств областного бюджета направленный на приобретение дополнительной жилой площади составляет 20310,79913 тыс. рублей.
Таким образом, мероприятия по переселению граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда осуществляются за счет консолидации средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и областного бюджета.
Объемы финансирования работ из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ определены по расчетным формулам, приведенным в статье 18 Федерального закона.
Средства Программы будут направлены на приобретение жилых помещений на рынке жилья
7. Распределения средств финансовой поддержки между муниципальными
образованиями - участниками региональной программы и объемы
долевого финансирования
Лимиты предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Орловской области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья определены Правлением Фонда в объеме 322 млн рублей.
В соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ в 2008 году минимальная доля софинансирования из средств областного бюджета составляет 26,02 процента об общей суммы, запланированной на реализацию Программы.
В ходе заявочной компании документы на участие в Программе представили указанные разделе 4 шесть муниципальных образований, выполнивших условия, приведенные в разделе 3 Программы.
Объемы финансирования приведены в приложении 3 к Программе
8. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Социально-экономические результаты выполнения Программы приведены в паспорте Программы и соответствуют целевым индикаторам и показателям результативности, приведенным в таблице 1 Программы. Ожидаемый эффект от реализации Программы указан в разделе 2 Программы.
Социальная эффективность исполнения Программы является первым критерием и прямо вытекает из ее основной цели - переселение граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу.
Реализация Программы позволит:
выполнить обязательства государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
создать благоприятные условия на территории Орловской области для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства, что позволит улучшить облик муниципальных образований за счет комплексного освоения территорий путем ликвидации аварийного жилищного фонда;
снизить социальную напряженность в обществе;
улучшить демографическую ситуацию в Орловской области;
улучшить состояние здоровья населения;
расширить возможности по реализации права граждан на приватизацию жилых помещений;
стимулировать рынок жилья.
9. Информационное и методическое обеспечение Программы
При выполнении Программы необходимо предусмотреть проведение информационно-разъяснительной кампании по освещению хода и результатов исполнения Программы.
Реализация Программы по переселению граждан в значительной мере зависит от своевременности и доступности информации:
о содержании правовых актов и решений органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления о подготовке, принятии и исполнении Программы;
ходе реализации региональной Программы, об осуществлении текущей деятельности органов государственной исполнительной власти по выполнению этой Программы;
правах собственников и нанимателей жилых помещений в аварийных многоквартирных домах и о необходимых действиях по защите их прав;
планируемых и достигнутых результатах выполнения Программы по переселению граждан.
Информацию о подготовке и реализации Программы по переселению граждан рекомендуется предоставлять собственникам помещений в признанных аварийными многоквартирных домах с использованием всех доступных средств массовой информации включая:
официальные сайты в сети Интернет исполнительных и представительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления;
официальные печатные издания исполнительных и представительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления;
печатные издания, имеющие широкое распространение на территории области, муниципальных образований;
телевидение, радио и иные электронные средства массовой информации.
10. Управление и контроль за реализацией Программы, представление
отчетности о ее исполнении
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Орловской области.
Оперативное управление за ходом выполнения программных мероприятий и текущее руководство Программой осуществляет руководитель Программы.
Департамент осуществляет мониторинг выполнения Программы, который проводится на основе сбора и анализа предоставляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ. Форма отчета утверждается руководителем Программы.
Руководитель Программы в установленном порядке отчитывается перед государственным заказчиком Программы и Правительством Орловской области в сроки, позволяющие подвести итоги реализации Программы за отчетный период.
<< Назад |
Приложение 1. >> Показатели реализации Программы |
|
Содержание Постановление Коллегии Орловской области от 19 декабря 2008 г. N 392 "Об областной адресной программе "Переселение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.