Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
1.1. Характеристика российской индустрии туризма
Туризм сегодня стал одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики, потенциал которого в России не используется в полном объеме.
В России в туристской и сопутствующих отраслях занято 5,6% от общей занятости населения (в мире в среднем - 8%). По оценкам Всемирного Совета по туризму и путешествиям доходы от туризма в России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7% ВВП (в среднем в мире - 9,7%), инвестиции в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций. По данным Росстата в 2008 году в Россию въехали с туристскими целями 2,3 миллиона граждан, туристские поездки в другие страны совершили 11,3 миллиона россиян, а внутренний туристский поток достиг 30,3 миллиона человек.
В опубликованном в 2009 году рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума из 113 стран мира Россия заняла 59 место, поднявшись на 5 строк по сравнению с 2008 годом. При этом динамика ежегодного роста вклада туризма в ВВП в России значительно превышает среднемировую и составляет 28,8% за период с 2002 по 2007 годы (мировой рост за тот же период - 9,4% в год). По оценке Всемирной туристской организации потенциал России позволяет принимать до 40 миллионов иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток. При этом основным конкурентным преимуществом России в сфере туризма считается богатейшее культурно-историческое и природное наследие в сочетании с фактором неизведанности.
По прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 миллионов иностранных туристов, а к 2020 году может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.
Туризм стимулирует создание новых рабочих мест. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли и сопутствующих отраслях. Туристская отрасль характеризуется высоким мультипликативным эффектом - 2,8, опережая такие сферы, как нефтепереработка и машиностроение.
Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба.
Среди жителей Российской Федерации рейтинг популярности различных видов и направлений туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:
событийный туризм - 1%;
паломнический туризм - 1%;
экологический туризм - 1%;
сельский туризм - 2%;
круизный туризм - 3%;
оздоровительный туризм - 7%;
спортивный туризм - 8%;
деловой туризм - 18%;
культурно-познавательный туризм - 20%;
пляжный туризм - 38%;
прочие виды туризма - 1%.
В настоящее время туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, является неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточно активное имиджевое позиционирование России как туристской державы на внутреннем и международном рынках, что оказывает негативное влияние на рейтинговые показатели страны.
Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо сильное государственное участие в решении проблем туристской отрасли как на федеральном, так и на региональном уровне. Приоритетной задачей государственной политики является развитие внутреннего и въездного туризма.
Таким образом, туризм как сфера национальной экономики приобретает на современном этапе статус одного из стратегических направлений социально-экономического развития России.
1.2. Характеристика туристкой отрасли Орловской области
Орловская область обладает хорошими ресурсами для развития туризма. Сегодня в отрасли работает 7 туроператорских компаний, 86 туристских агентств, 17 гостиничных хозяйств, 4 санатория, пансионат, 15 детских оздоровительных центров, ряд туристских баз. Общий номерной фонд по состоянию на 1 января 2009 года составил порядка 1500 номеров, рассчитанных на одновременный прием до 2500 человек.
Туристская специфика Орловской области обуславливается как географическими, так и историческими причинами. Географически территория области уникальна водоразделом трех речных бассейнов - деснянского, волжского и донского, что создавало идеальные условия для сухопутных путешествий. Сегодня область характеризуется разнообразием рельефов, климатических зон, животного и растительного мира, значительным рекреационным потенциалом.
В древности Орловщина оказалась отдалена от центров российской государственности, сюда долго доходили столичные веяния в религии, культуре, общественной жизни. Лишь в XIV веке регион подвергся христианизации и включению в состав российского государства. Благодаря столь поздней утрате самостоятельности, на территории Орловской области сохранились уникальные народные промыслы с языческими корнями, множество народных песенных, обрядовых традиций, которые вскормили целую плеяду писателей, поэтов, философов, художников, прославивших не только Орловщину, но и Россию.
В Орловской области рейтинг популярности различных видов и направлений въездного и внутриобластного туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:
культурно-познавательный туризм - 43%;
природно-экологический туризм - 35%;
лечебно-оздоровительный туризм - 7%;
деловой туризм - 5%;
паломнический туризм - 4%;
событийный туризм - 3%;
спортивный туризм - 2%;
сельский туризм - менее 1%.
Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить в рамках Программы, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Орловской области вследствие ограниченных возможностей гостиничной, инженерной, коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры, а также недостаточная привлекательность и известность туристского продукта нашего региона.
Развитие основных параметров туристской отрасли области, начиная с 2005 года, а также прогноз на срок реализации Программы представлен на диаграммах 1 -3.
Комментарии к диаграммам:
Диаграмма 1. В 2005 году на региональном туристском рынке работало 44 организации, в 2009 году - 84, планируется, что к 2015 году их количество возрастет и составит 110 турфирм. На замедление темпов роста этого сегмента туристского рынка повлияет финансово-экономический кризис, но общий ежегодный рост количества туристских организаций, работающих на региональном рынке, будет оставаться позитивным.
Диаграмма 2. Реализация мероприятий по поддержке туризма способствует развитию отрасли и позволяет ежегодно увеличить количество посетивших область туристов. Так в 2005 году турфирмами, гостиницами и санаторно-курортными организациями было обслужено 260 тыс. человек, в 2008 году эта цифра составила 305 тыс. человек (рост - 115%). Положительные перспективы развития отрасли могут существенно снизиться под влиянием мирового финансового кризиса. Общий спад на региональном туристском рынке в 2009 году может составить порядка 15 - 20% с последующим ростом в объеме 2 - 5% в год.
Диаграмма 3. Туризм стал стабильным источником пополнения доходной части бюджета. В 2005 году в виде налоговых платежей от турпредприятий и гостиничных хозяйств в бюджеты всех уровней поступило 55 миллионов рублей, а в 2008 году уже около 92 миллионов рублей (рост - 140%), из которых в консолидированный бюджет области-38 миллионов рублей. В 2009 году дальнейший рост поступления налогов также будет скорректирован кризисными явлениями в экономике, ожидается спад 10-15% к уровню 2008 года, с последующим ежегодным ростом 6 - 8% (до 10% при позитивном сценарии развития отрасли).
1.3. Основные направления, проблемы и перспективы развития
отрасли по видам регионального туризма
Главной задачей развития различных видов туризма в Орловской области является определение стратегического плана мероприятий по формированию конкурентоспособного турпродукта в определенных сегментах потребительского рынка (по видам туризма).
Ориентируясь на изученные в ходе маркетинговых исследований сегменты, планируется разработать четкую концепцию формирования туристского продукта (развития туристской инфраструктуры и объектов туриндустрии) в каждом перспективном для туризма районе области.
В среднесрочной перспективе должны быть заложены основы политики обустройства территорий, нацеленной на эффективное использование ресурсов района и исключающей спонтанное строительство и антропогенную перегрузку территорий. Для этого определяются конкретные туристские зоны, разрабатывается генеральный план развития туристской инфраструктуры (приложение 7), проектируются маршруты и спектр услуг, хозяйствующими субъектами разрабатываются инвестиционные проекты (бизнес-планы).
1.3.1. Культурно-познавательный туризм
Потенциал данного вида туризма представлен богатым историко-культурным наследием Орловской области. На ее территории расположено 1798 объектов культурно-исторического наследия, из которых 49 объектов федерального значения, 1590 объектов регионального и 159 местного значения. Из общего числа объектов культурного наследия памятников археологии - 307, памятников архитектуры и градостроительства - 515, памятников истории и монументального искусства - 976.
В список исторических населенных пунктов России по Орловской области включено семь городов: Орел (1566 год), Мценск (1146 год), Новосиль (1155 год), Ливны (1177 год), Болхов (1556 год), Дмитровск (1711 год), Малоархангельск (1778 год). В регионе работает целый ряд областных, муниципальных и частных музеев, 1 федеральный музей-заповедник, 4 театра, 1 национальный парк.
В Орловской области родились, жили и создавали свои произведения классики русской литературы и поэзии: И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, А.А. Фет, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, М.М. Пришвин, И.А. Новиков, А.Н. Апухтин. Старинный город Орел посещали Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко, Л.Н. Толстой и С.Н. Есенин.
С Орловской областью связана жизнь и деятельность таких известных людей как философ-богослов С.Н. Булгаков, литературовед, философ и мыслитель М.М. Бахтин, историк, профессор Т.Н. Грановский, политический деятель П.А. Столыпин, генерал-губернатор, политический деятель Ф.В. Ростопчин, композитор В.С. Калинников, авиаконструктор Н.Н. Поликарпов, полярный исследователь, ученый и революционер В.А. Русанов, знаменитый партизан, поэт, военный историк и теоретик Д.В. Давыдов, герои Отечественной войны 1812 года генералы А.П. Ермолов и Ф.К. Корф, художник Г.Г. Мясоедов и многие другие.
Орловская область является родиной таких народных промыслов и ремесел, как чернышенская глиняная игрушка (д. Чернышино Новосильского района), плешковская глиняная игрушка (с. Плешково Ливенского района), ливенская гармошка (г. Ливны и Ливенский район), мценское кружево (г. Мценск). Кроме того, на территории Орловской области традиционны такие виды народных промыслов, как: вышивка "орловский спис", гончарное производство, резьба по дереву, производство изделий из лозы, плетение из соломки и рогозы, ткачество, ковроткачество, изготовление тряпичных кукол.
В каждом районе области насчитывается несколько мастеров, занятых в сфере народно-художественных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства. В ряде районов есть центры и частные мастерские, где по сей день сохраняются и продолжаются древние традиции.
Анализ статистических данных о развитии орловского рынка туристско-экскурсионных услуг свидетельствует о достаточно отчетливой тенденции роста этого сегмента. В целях формирования конкурентоспособного продукта культурно-познавательного туризма необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:
создать туристско-экскурсионные зоны регионального значения, подготовить и провести добровольную (после принятия соответствующего законодательного акта на федеральном уровне - обязательную) аккредитацию гидов-экскурсоводов на территории туристско-экскурсионных зон или объектов показа;
разработать перспективные планы развития туристской инфраструктуры исторических населенных мест, которые являются или могут стать популярными туристскими центрами;
провести анализ состояния объектов историко-культурного наследия с целью определения возможности их использования в туристских целях;
провести маркетинговое исследование по анализу спроса на турпродукт культурного туризма на внутреннем и внешнем рынках с целью формирования адекватного спроса туристского предложения;
провести научно-исследовательские работы по истории районов и наиболее перспективных объектов культурного туризма, издать методические материалы по вопросам развития культурно-познавательного туризма, включая научные разработки;
разработать концепцию завоевания доли на рынке культурно-познавательного туризма, провести конкурс на разработку маршрутов культурно-познавательного туризма по географическому и тематическому принципам с привлечением учебных заведений и общественности;
провести на конкурсной основе ремонтно-реставрационные работы по приоритетным объектам историко-культурного наследия, находящимся на туристских маршрутах в основных туристских центрах области;
сформировать туры на предприятия народных художественных промыслов и к мастерам традиционных промыслов и ремесел, организовать изготовление сувенирной продукции для туристов с акцентом на историческую тематику;
привлечь инвесторов на создание объектов гостинично-туристской инфраструктуры музейно-туристских комплексов (мини-гостиниц, сувенирных лавок, кафе, ресторанов, сервисных центров и пр.), восстановление усадеб и парковых ансамблей Орловской области.
В целях продвижения турпродукта на российский и международный рынки необходимо провести комплекс мероприятий в области маркетинга и связей с общественностью. К ним относятся:
подготовка и распространение рекламно-информационных материалов, представляющих продукт культурно-познавательного туризма на языках приоритетных потребительских рынков;
участие в специализированных выставках;
проведение рекламно-информационных туров для представителей
средств массовой информации и туроператоров по базовым маршрутам, являющимся основой турпродуктов в сегментах въездного и внутреннего туризма.
1.3.2. Природно-экологический туризм
В последние годы на мировом туристском рынке наблюдается изменение тенденций спроса в направлении экотуризма. Изменение направления туристских потоков связано с изменениями в ценностной ориентации туристов: от традиционной модели "море-солнце-пляж" приходит к принципу "природа-отдых-досуг". Именно эта формула открыла миру экологический туризм. Миллионы туристов ежегодно направляются в страны и регионы нетронутых природных и исторических ландшафтов, чтобы увидеть красоту природы и самобытность культур, не нарушая при этом баланс окружающей среды. Придавая огромное значение развитию природно-экологического туризма в мире и росту популярности туров к природным достопримечательностям, 2002 год был объявлен Всемирной туристской организацией Годом экотуризма.
Под экотуризмом принято понимать деятельность, сочетающую в себе минимальный по воздействию на природные экосистемы отдых и экологическое образование. Орловская область, обладая рядом преимуществ и достаточными ресурсами, может занять определенную нишу на рынке экотуризма.
Преимущества Орловской области заключаются в ее уникальном географическом положении, поскольку здесь на сравнительно небольшой территории находятся сразу несколько природных зон: от хвойно-широколиственных лесов до лесостепей, обусловивших разнообразие ландшафтов и удивительное сочетание растительного и животного мира. Основным объектом природно-экологического туризма в Орловской области является уникальный Национальный парк "Орловское Полесье".
Национальный парк создан в 1994 году в северо-западной части Орловской области на территории Хотынецкого и Знаменского районов. Общая площадь парка составляет 77,745 тыс. га.
Растительный мир "Орловского Полесья" чрезвычайно разнообразен. В зависимости от особенностей рельефа и почвообразующих пород встречаются участки различных лесных сообществ: бореальных сосновых лесов, ельников, хвойно-широколиственных лесов, широколиственных лесов с преобладанием липы и примесью клена платановидного, дуба, ясеня. Представлены различные болотные, водные сообщества, виды пойменных и суходольных лугов, лесных опушек и вересковых пустошей.
Флора территории Национального парка включает в себя более 900 видов, из них 130 видов редких и исчезающих растений, а 31 вид встречается в Орловской области только в Национальном парке.
Не менее интересен и животный мир "Орловского Полесья". Здесь отмечены 203 вида позвоночных животных: 51 вид млекопитающих, 5 видов пресмыкающихся, 11 видов земноводных, 17 видов рыб. Орнитофауна Национального парка насчитывает 147 гнездящихся видов, из них: 45 редкие, 9 встречаются единичными парами. В Орловской области только в лесах Хотынецкого и Знаменского районов сохранились глухарь и рябчик.
Своеобразной визитной карточкой "Орловского Полесья" является зубр европейский, занесенный в Красную книгу Российской Федерации. Изучение, охрана и контроль популяции европейского зубра в рамках программы сохранения этих животных в России является основным направлением научной деятельности национального парка. Создано три вольноживущих группы зубров общей численностью около 180 животных. На сегодня "Орловское Полесье" - один из лидеров по количеству зубров среди организаций, занимающихся проблемой восстановления популяции этого вида животных.
Уникален тот факт, что на территории парка наряду с типично таежными видами животных и птиц (глухарь, рябчик, черный дятел) встречаются представители степной фауны (крапчатый суслик, серая куропатка, перепел, щурка золотистая). Значительное место занимают лесные виды: лось, благородный олень, косуля, речной бобр, волк, заяц-беляк, лисица.
Для посетителей в парке создан вольерный зоопарк, в котором можно увидеть более 30 видов различных животных и птиц. Животные содержатся в открытых вольерах. Гуанако, страусы, муфлоны и верблюды совершенно нетипичны для этих мест, но прекрасно акклиматизировались.
Все эти ресурсы создают достаточный потенциал для успешного развития экотуризма. К тому же экотуризм в рамках внутреннего туризма рассматривается как эффективное средство борьбы с "диким" туризмом, наносящим вред сохранению природного биоразнообразия.
Цель развития экотуризма заключается в формировании конкурентного турпродукта экотуризма с учетом экоориентированного использования природного наследия и регулирования антропогенных нагрузок на экосистемы.
Для достижения поставленной цели необходимо:
разработать продукт экологического и приключенческого туризма;
разработать систему оценки антропогенных нагрузок на экосистемы и механизмов ее регулирования, разработать и принять нормативные акты по системе мониторинга влияния антропогенных нагрузок на сохранение биоразнообразия наземных и водных экосистем;
разработать правила использования особо охраняемых природных территорий и иных природных ресурсов в туристских целях с жесткой регламентацией условий использования;
определить для ряда объектов экологический пропускной потенциал уровень посещаемости, превышение которого связано с наступлением неприемлемых экологических последствий либо в результате действий самих туристов, либо как следствие функционирования обслуживающей инфраструктуры;
разработать сеть экологических и эколого-приключенческих маршрутов по видам туризма с различными формами передвижения, призванных направить туристские потоки в регулируемых направлениях;
провести научно-исследовательские работы по истории объектов экотуризма для формирования портфелей экскурсоводов;
привлечь местное население к работе в сфере экотуризма (в качестве гидов-проводников, экскурсоводов, инструкторов), а также к обеспечению деятельности туристских стоянок и организации досуга прибывающих туристов;
подготовить базу для развития инфраструктуры экотуризма:
построить смотровые вышки, проложить (обновить) экотропы, благоустроить прилегающие территории;
организовать и провести эколагеря для детей школьного возраста и студентов с целью проведения природоохранных и восстановительных мероприятий на территории объектов экотуризма;
провести научно-исследовательские экспедиции;
изготовить и установить щиты с информацией о правилах поведения на территории особо охраняемых природных зон;
привлечь инвесторов на строительство кемпингов и стоянок за пределами особо охраняемых природных территорий;
организовать сервис-центры для приема туристов;
организовать взаимодействие с орловскими туроператорами по активным видам туризма с целью переориентирования на экотуризм;
провести маркетинговые исследования по анализу потребительского спроса в сегменте экотуризма (с целью определения приоритетных потребительских ниш);
разработать рекомендации по формированию турпродуктов экотуризма;
издать рекламно-информационные материалы по объектам и маршрутам экотуризма;
провести семинары и конференции по вопросам развития экотуризма.
1.3.3. Лечебно-оздоровительный туризм
Орловская область располагает хорошими ресурсами для развития лечебно-оздоровительного туризма. В настоящее время в регионе действует 4 санаторно-курортных учреждения (без учета детских), в которых в 2008 году отдохнуло и поправило свое здоровье более 14 тысяч человек.
Одними из самых важных проблем на пути развития лечебно-рекреационного туризма в Орловской области являются следующие:
нехватка койкомест;
ветхость материальной базы;
недостаточный уровень комфортабельности номерного фонда;
недостаточный спектр дополнительных услуг;
необходимость реконструкции более 80% жилых корпусов;
отсутствие единого организационно-методического руководства здравниц;
высокий уровень конкуренции со стороны других субъектов Российской Федерации;
устаревшее технологическое оборудование;
высокие затраты на содержание жилого фонда, что повышает стоимость путевок и снижает конкурентоспособность;
отсутствие и ветхость объектов коммунальной инфраструктуры.
В целях частичного решения указанных проблем необходимо провести следующие мероприятия:
привлечь инвестиции на реконструкцию имеющихся и завершение строительства новых объектов санаторно-курортного комплекса Орловской области;
разработать механизм государственной поддержки субъектов лечебно-рекреационного туризма в форме льготного кредитования по кредитам, направленным на реконструкцию, переоборудование и техническое переоснащение основных фондов;
подготовить предложения по установлению в рамках действующего законодательства механизма льготного налогообложения (по налогам на прибыль, имущество и землю в части уплаты в областной и местный бюджеты) по инвестиционным проектам, направленным на увеличение основных фондов;
провести анализ заболеваемости населения с целью оптимизации использования санаторно-курортных учреждений для оздоровления населения;
содействовать приобретению и установке специального программного обеспечения;
провести маркетинговые исследования по анализу спроса на услуги лечебно-рекреационного туризма с целью выделения перспективных сегментов и определения их потребностей;
сформировать конкурентоспособный турпродукт лечебно-рекреационного туризма и разработать стратегию завоевания доли на российском рынке;
издать информационные и методические материалы по вопросам санаторно-курортного лечения и отдыха;
провести рекламно-информационные туры для российских туроператоров;
издавать рекламно-информационные материалы о лечебно-рекреационном туризме в Орловской области и принимать участие в российских и международных выставках.
1.3.4. Деловой и событийный туризм
Центром развития делового тризма в Орловской области может стать новый бизнес-отель "ГРИНН", построенный в Орле в 2009 году частной компанией ЗАО "Корпорация "ГРИНН". Гостиница располагает всеми современными ресурсами для организации на своей базе семинаров, конференций, крупных российских и международных форумов. Конференц-залы гостиницы оснащены всем необходимым мультимедийным оборудованием.
В целях поддержки событийно-делового туризма необходимо переориентирование ряда туроператоров на работу в сегменте делового туризма и на формирование различных туров сферы делового туризма (business, congress, conference tour), а также комплекса дополнительных услуг для деловых туристов.
В целях развития делового туризма необходимо:
привлечение инвесторов на строительство объектов гостиничной инфраструктуры, удовлетворяющих потребности деловых туристов (с конференц-залами, бизнес-центрами и пр.);
ежегодное издание календаря деловых событий и рассылка по туроператорам, размещение информации в средствах массовой информации и сети Интернет, проведение рекламно-информационных туров;
подготовка и издание рекламно-информационных материалов для деловых туристов.
Развитие делового туризма способствует повышению уровня загрузки средств размещения, увеличивает долю затрат на оплату транспортных расходов и питание. Развитие событийного туризма также имеет важное значение, так как он стимулирует производство сувенирной продукции, способствует увеличению занятости местного населения и росту туристского интереса к району, в котором организуется культурно-массовое мероприятие (фестиваль, праздник).
1.3.5. Паломнический туризм
На территории Орловской области расположен уникальный духовный центр, древний город Болхов - город православных церквей и монастырей. К 1917 году здесь было 18 приходских храмов, Оптин и Богородицко-Всесвятский монастыри. Несмотря на то, что многие храмы были разрушены, сохранившиеся уникальные архитектурные памятники сейчас реставрируются. Уже блистают своим великолепием такие жемчужины центральной России, как Спасо-Преображенский собор и Троицкая церковь, Оптин женский монастырь с его древнейшим Троицким собором. В монастыре бывали Иван Грозный и Петр Первый. Родом из под Волхова была и русская царица Мария Ильинична Милославская - супруга царя Алексея Михайловича Романова. В Спасо-Преображенском соборе находятся мощи священноисповедника Георгия Косова, почитавшегося верующими святым еще при жизни. В одном из храмов Волхова находится чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, явленная у Троицкого Оптина монастыря. Сегодняшний Болхов - это место, посещаемое паломниками всей России.
Развитие религиозного туризма требует огромных затрат на восстановление объектов архитектурного наследия, развитие туристской инфраструктуры и научные исследования по истории объектов духовного наследия. В рамках Программы планируется оказать содействие в проведении научно-исследовательских работ по истории монастырей и церквей Орловской области для формирования портфелей экскурсоводов, разработать маршруты паломнического туризма, подготовить рекламно-информационные материалы и провести рекламно-информационные туры для туроператоров и журналистов российских средств массовой информации.
1.3.6. Охотничий и рыболовный туризм
Наличие в Орловской области природных ресурсов позволяет при создании соответствующей инфраструктуры развивать охотничий туризм. Наличие большого количества рек, ручьев и озер способствует развитию рыболовного туризма.
В целях содействия развитию охотничьего и рыболовного туризма в Орловской области на начальном этапе необходимо провести следующие мероприятия:
провести маркетинговые исследования по анализу спроса на услуги охотничьего и рыболовного туризма с целью разработки рекомендаций по формированию адекватного спроса турпродукта;
подготовить инвестиционные предложения по строительству охотничьих и рыболовных домиков в приоритетных районах области;
содействовать развитию инженерной, транспортной инфраструктуры охотничьего и рыболовного туризма в приоритетных центрах;
провести консультации по вопросам государственной регистрации в качестве предпринимателей без образования юридического лица владельцев частных домов, оказывающих услуги по размещению рыбаков и охотников;
подготовить рекламно-информационные материалы по охотничьему и рыболовному туризму на русском и английском языках.
Охотничий туризм является достаточно высокодоходным и перспективным сегментом туристского рынка, и развитие этого вида туризма немаловажно для развития сельских территорий, где нет промышленности и крупных предприятий. В реализации комплекса основных и дополнительных услуг охотничьего и рыболовного туризма может быть активно задействовано сельское население, готовое предоставлять услуги размещения, организации питания, гидов-проводников.
1.3.7. Сельский туризм
Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в результате мирового финансового кризиса, вынуждает хозяйствующие субъекты сократить расходы и искать скрытые резервы для дальнейшего развития. Одним из способов привлечения таких скрытых резервов для сельского хозяйства являются несельскохозяйственные виды деятельности. Сельский туризм и система частных гостиниц для целого ряда субъектов Российской Федерации стали существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для местного населения.
В целях развития сельского туризма в Орловской области и создания системы частных гостиниц необходимо:
внедрить систему микрокредитования сельского населения, в том числе на строительство и переоборудование жилья под размещение туристов, приобретение оборудования и транспорта;
провести информационные учебно-практические семинары для сельского населения по вопросам развития сельского туризма, консультации по вопросам государственной регистрации владельцев частных гостиниц, сертификации услуг сельских домов и частных гостиниц, по организации домашнего питания (домашняя/русская кухня), формированию портфеля экскурсий и спектра других дополнительных услуг;
разработать в рамках региональных полномочий нормативную базу и технологическую документацию, регулирующую взаимоотношения субъектов сельского туризма с туроператорами и клиентами в Орловской области;
разработать и внедрить систему классификации жилья, используемого для сельского туризма;
создать базу данных объектов сельского туризма;
подготовить и издать каталог по сельскому туризму.
Результатами реализации указанных мероприятий должны стать:
создание в Орловской области сети частных гостиниц;
увеличение доходов местных хозяйствующих субъектов за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, сувенирной продукции;
повышение занятости местного населения, особенно женщин и молодежи в сельских районах;
сохранение окружающей среды и памятников, поскольку достопримечательности и нетронутые природные ландшафты являются важнейшим составляющим элементом местного турпродукта;
повышение культурного уровня сельского населения, возрождение местных традиций.
Основные проблемы, препятствующие развитию сельского туризма:
отсутствие правовой базы;
отсутствие четкой классификации туров и услуг в данном виде туризма;
существующие объекты сельского туризма имеют закрытый круг клиентов, с которыми они работают и не работают в правовом поле;
туристические фирмы не работают по данному направлению в связи с отсутствием информации о таком предложении, невозможностью иметь официальные договорные отношения с хозяевами домов, неуверенностью в качестве обслуживания.
Порядок действий:
определение потенциальных участников этого направления по районам области;
практическая помощь в создании ИП, оформлении санитарных книжек, заключения пожарной службы, эпидемиологического надзора для каждого хозяина. Способ осуществления - закрепление в каждом районе области специалиста для реализации данного направления;
проведение выездных обучающих семинаров для потенциальных хозяев "зеленых домов";
создание единой базы данных сельского туризма по Орловской области (проведение фотосъемок, оформление туристского предложения по каждому дому и району);
централизованное продвижение сельского туризма на российском туристском рынке.
1.4. Анализ слабых и сильных сторон региональной туристской отрасли
Развитие въездного и внутриобластного туризма на территории области требует системности и комплексности, поскольку сама отрасль "туризм" носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействуя самые разные секторы экономики, культуру, природное наследие и многое другое. Для развития туристской инфраструктуры посредством поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования необходимо четкое определение существующих проблем.
Анализ проблем и сильных сторон, а также перспективы возможного развития и существующие риски развития региональной туристско-рекреационной отрасли представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
Описание |
1 |
2 |
Сильные стороны (преимущества) |
1. Выгодное географическое положение и хорошая транспортная доступность. 2. Высокий культурно-исторический потенциал. 3. Наличие объектов размещения туристов в областном центре (гостиницы, пансионаты и др.) и динамично формирующиеся досугово-развлекательные структуры. 4. Наличие религиозных объектов для паломнического туризма. 5. Сезонное разнообразие. 6. Проведение большого количества мероприятий, привлекающих разнообразных посетителей (конференции, спортивные соревнования, фестивали и т.д.). 7. Благоприятно складывающаяся конъюнктура туристского рынка. 8. Активная позиция и заинтересованное отношение руководства Орловской области к проблемам развития туризма |
Слабые стороны (проблемы, недостатки) |
1. Недостаточно информации об Орловской области как туристском направлении. 2. Недостаточно активное продвижение на мировых и региональных туристских рынках. 3. Недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта. 4. Недостаточное количество средств размещения туристского класса для организации массового туристского потока. 5. Недостаточное количество организованного туристского транспорта. 6. Недостаточная конкурентоспособность областного туристского продукта (соотношение цена - качество не соответствует принятым стандартам). 7. Преобладание экскурсионной деятельности с характерными для нее "пиковыми" нагрузками и краткосрочным пребыванием туристов. 8. Неравномерное распределение туристского потока по сезонам. 9. Слабое использование возможностей туризма выходного дня. 10. Преобладание культурно-познавательного туризма, в то время как общемировые тенденции демонстрируют популярность специализированных видов, где ознакомление с достопримечательностями является частью разнообразной программы туров. 11. Недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях (событийный туризм). 12. Слабая информированность населения о туристском потенциале области, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа. 13. Слабый уровень квалификационной подготовки и тренированности обслуживающего персонала. 14. Недостаток статистики посетителей. 15. Недостаточное представление областного туристского продукта в сети Интернет |
Возможности (перспективы) |
1. Интерес к незнакомому и малознакомому направлению для многочисленных сегментов международного и внутреннего туризма. 2. Развитие новых конкурентоспособных туристских предложений (спортивных, экологических, сельских). 3. Рост количества туроператоров, работающих на приеме туристов, для быстрого освоения рынка туристских услуг в Орловской области |
Угрозы (трудности, риски) |
1. Недостаточные темпы развития полноценной туристской инфраструктуры. 2. Разрыв между имеющимся туристским потенциалом и его фактическим использованием. 3. Слабые взаимодействия отраслей, формирующих туристский продукт, с туристской индустрией. 4. Недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных образований значения туризма для экономического развития. 5. Недостаточно отработанный механизм научного планирования развития отрасли. 6. Слабое развитие государственно-частного партнерства в туристском бизнесе. 7. Недостаточность рычагов воздействия на развитие отрасли и сложность в осуществлении контроля за деятельностью отрасли. 8. Слабый обмен информацией между участниками туристского рынка. 9. Недостаточное финансирование развития отрасли |
Грамотное использование сильных сторон туристской отрасли и целенаправленное воздействие на проблемные направления станут залогом успешного исполнения Программы, а ее реализация, в свою очередь, будет способствовать:
привлечению дополнительных государственных и частных инвестиций в туристскую отрасль;
созданию дополнительных рабочих мест, в том числе в сельской местности;
увеличению вклада туристской отрасли в ВВП региона и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;
развитию региональной туристской инфраструктуры;
улучшению имиджа Орловской области как региона привлекательного для туризма и инвестиций;
оздоровлению населения области.
1.5. Основания для развития региональной туристской отрасли
на базе программно-целевого метода
Развитие сферы туризма в Орловской области последние 10 лет проводилось программно-целевым методом. За период реализации предшествующих программ в 4 раза увеличилось количество туристских фирм, более чем в 7 раз возросло количество обслуженных туристов, существенно повысились налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятий туристского бизнеса.
Построен целый ряд современных гостиничных комплексов, способных удовлетворить потребности как российских, так и иностранных граждан, сформированы и получили общественное признание новые туристские направления, постоянно оказывается маркетинговая поддержка общепризнанным туристским брендам, таким как "Орел литературный", "Спасское-Лутовиново", "Орловское Полесье", "Болхов православный".
Для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Потому существует необходимость в сохранении выбранного курса развития регионального туризма и продолжении реализации этого направления именно программно-целевым методом.
Использование программно-целевого метода позволило защитить развитие туристской сферы области от колебаний государственного курса в развитии туризма, несовершенства формировавшегося законодательства в области туризма в Российской Федерации, административных изменений на региональном и федеральном уровне.
Еще одним положительным следствием использования программно-целевого метода является возможность привлечения различных ведомств и организаций к решению проблем развития туристской отрасли Орловской области.
Отказ от использования программно-целевого метода для решения проблем региональной туристской отрасли, вследствие кумулятивного эффекта, не приведет сразу к заметным негативным последствиям. Ранее наметившиеся темпы развития снизятся, но только через несколько лет этот спад станет заметным и приведет к возврату туротрасли региона к уровню прошлых лет. Сложившиеся деловые связи будут утеряны, потребуется много лет на восстановление сферы в ее современном состоянии, поскольку в туристском бизнесе принято заключать долгосрочные договоры и гарантировать неизменность условий на значительные периоды, что без долгосрочной областной целевой программы развития отрасли сделать затруднительно.
Без видения ближайшего будущего, без уверенности в стабильности роста регионального турбизнеса инвесторы не проявят заинтересованности в развитии туристского бизнеса на территории области, крупные туроператоры не станут разворачивать свои сети продаж, международные выставки перестанут предлагать представителям региона льготные условия участия в экспозициях.
Процесс развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства. Это партнерство предусматривает эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации значимых туристских проектов, направленных на развитие экономики и социальной сферы области.
Мероприятия, направленные на развитие государственно-частного партнерства и привлечение инвестиций в формирование современной туристской инфраструктуры, в настоящее время носят локальный характер и не могут коренным образом изменить ситуацию в туристской отрасли в лучшую сторону. Анализ ситуации диктует необходимость корректировки государственной туристской политики в условиях экономического кризиса в связи с решением двойственной задачи как по смягчению последствий экономического кризиса, так и по созданию условий для повышения устойчивости развития сферы туризма.
Кроме того, основным условием включения мероприятий и инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", которая в настоящий момент разрабатывается Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, будет наличие в субъектах региональных программ развития туризма.
Правовую основу для разработки Программы составляют: Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Закон Орловской области от 24 сентября 1999 года N 123-ОЗ "О туристской деятельности на территории Орловской области", приказ Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 года N 66 "Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации" и распоряжение Правительства Орловской области от 7 октября 2009 года N 160-р, утвердившее концепцию Программы.
Программа учитывает основные положения Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 года N 51, а также положения Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.