Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 23 июня 2011 г. N 192
Долгосрочная областная целевая программа
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
на территории Орловской области на 2012-2014 годы"
Паспорт
Наименование программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2012-2014 годы" |
|||||
Основание для разработки программы |
Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", распоряжение Правительства Орловской области от 21 января 2011 года N 11-р |
|||||
Заказчик программы |
Правительство Орловской области |
|||||
Разработчики программы |
Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области |
|||||
Руководитель программы |
Заместитель Председателя Правительства области, руководитель агропромышленного блока |
|||||
Ответственные исполнители программы |
Начальник Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области, руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, главы муниципальных образований области |
|||||
Цели и задачи программы |
Цель - обеспечение безопасного функционирования гидротехнических сооружений на территории Орловской области. Задачи: 1. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. 2. Снижение размера ущерба окружающей среде. |
|||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
1. Доля бесхозяйных гидротехнических сооружений с подтвержденным статусом в общем количестве гидротехнических сооружений. 2. Доля гидротехнических сооружений, имеющих собственника, в общем количестве гидротехнических сооружений. 3.оКоличество гидротехнических сооружений, имеющих проектно-сметную документацию на капитальный ремонт. 4. Количество гидротехнических сооружений, на которых проведен капитальный ремонт. |
|||||
Сроки и этапы реализации программы |
2012-2014 годы |
|||||
Объемы и источники финансирования программы |
Всего по программе - 80 918,0 тысяч рублей, в том числе: федеральный бюджет - 54 000,0 тысяч рублей; областной бюджет - 5 400,0 тысяч рублей; муниципальные бюджеты - 21 518,0 тысяч рублей. |
|||||
В том числе по направлениям затрат: капитальные вложения; НИОКР; прочие нужды |
|
Всего по программе (тыс. рублей) |
2012 год (тыс. рублей) |
2013 год (тыс. рублей) |
2014 год (тыс. рублей) |
|
Всего |
80 918,0 |
27 433,0 |
28 945,0 |
24 540,0 |
||
капитальные вложения |
59 400,0 |
19 800,0 |
19 800,0 |
19 800,0 |
||
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
прочие нужды |
21 518,0 |
7 633,0 |
9 145,0 |
4 740,0 |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
1.Создание базы данных о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Орловской области, выявление их местоположения и хозяйственной принадлежности. 2.Предварительная оценка их технического состояния и уровня безопасности, выявление дефектов и повреждений. 3.Определение количества бесхозяйных гидротехнических сооружений, подготовка материалов по передаче бесхозяйных гидротехнических сооружений в собственность. 4.Определение перечня гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности. 5. Подготовка информационных материалов для разработки программ по рациональному использованию водных ресурсов области. 6. Решение вопроса о надлежащей эксплуатации гидротехнических сооружений, контроле за должным уровнем безопасности сооружений, позволяющим обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов населения, окружающей среды и хозяйственных объектов. 7. Выявление количества сооружений, требующих капитального или текущего ремонта. 8. Планирование работы по разработке проектно- сметной документации на гидротехнические сооружения и проведение ремонтных работ. 9. Снижение экологического и материального ущерба и предупреждение последствий от затопления населенных пунктов при аварийных ситуациях на гидротехнических сооружениях. 10.Улучшение экологического, санитарно-гигиенического состояния рек, снижение и предотвращение ущерба от затопления и подтопления территорий и объектов экономики при паводках. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Российская Федерация принадлежит к числу государств наиболее обеспеченных водными ресурсами. Функционирует водохозяйственный комплекс, который является одним из крупнейших в мире и включает 30 тысяч водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км. Для обеспечения безопасности поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод возведено свыше 10 тыс. км дамб и других объектов инженерной защиты.
Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации является одним из ключевых факторов обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Направления развития водохозяйственного комплекса согласованы с направлениями инновационного социально ориентированного экономического развития Российской Федерации и отражены в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р.
В настоящее время в стране отмечаются большие региональные водохозяйственные проблемы, которые уже к концу второго десятилетия XXI века могут стать фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие России, если своевременно не принять необходимых мер с учетом долговременного характера разработки и реализации проектов, связанных с решением водохозяйственных проблем.
В связи с актуальностью проблемы Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в настоящее время разрабатывает концепцию федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах". Правительством Орловской области направлены предложения по включению водохозяйственных мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Проблема безопасности плотин давно перестала быть только технической и инженерной, а также является проблемой социальной. Для решения вопроса обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на должном уровне необходимо разработать комплекс мероприятий, так как за годы эксплуатации гидроузлов на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. В настоящее время нарушаются правила эксплуатации гидротехнических сооружений (далее также - ГТС), отсутствует постоянный надзор за сооружениями, инструментальные наблюдения за параметрами ГТС не проводятся, контрольно-измерительная аппаратура на сооружениях также отсутствует. Ряд ГТС нуждается в неотложном проведении ремонтно-восстановительных работ различной степени капитальности для приведения их в надлежащее техническое состояние. По уровню безопасности эксплуатационного состояния многие гидротехнические сооружения находятся в предаварийном состоянии и требуют проведения реконструкции.
Низкий уровень безопасности ГТС обусловлен различными причинами: отсутствие собственников, службы эксплуатации, мониторинга ГТС, технические причины и т.д.
Разработка долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2012-2014 годы" (далее также - Программа) вызвана необходимостью решения проблем водохозяйственного комплекса Орловской области. В целях координации деятельности органов исполнительной власти Орловской области, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2009 года N 103 "О создании межведомственной комиссии по вопросам рационального использования гидротехнических сооружений" создана межведомственная комиссия по вопросам рационального использования гидротехнических сооружений.
На территории Орловской области, по данным, полученным от муниципальных органов власти, выявлено 833 гидротехнических сооружения, в том числе требующих капитального ремонта - 204.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать:
соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения;
разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организацию эксплуатации гидротехнического сооружения и соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.
В отсутствии собственника соблюдение норм и правил безопасности ГТС не обеспечивается, что влечет за собой ухудшение его технического состояния, не работает система контроля за его состоянием.
Гидротехнические сооружения являются объектами повышенной опасности, особенно в период прохождения весеннего половодья. В связи с неудовлетворительным техническим состоянием ГТС возможно
разрушение плотин, которое может привести к затоплению населенных пунктов.
Таким образом, выявляются следующие проблемы:
отсутствие достоверной информации о наличии и состоянии гидротехнических сооружений на территории Орловской области;
отсутствие эксплуатирующих организаций у большинства плотин;
большое количество бесхозяйных ГТС;
наличие гидротехнических сооружений, требующих ремонта.
Целесообразность решения проблемы безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области программно-целевым методом определяется следующими факторами:
масштабностью решения поставленных задач;
эколого-социальной значимостью проблемы.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Ранее основная часть гидротехнических сооружений находилась на балансе сельскохозяйственных предприятий, сооружения предназначались для целей орошения. Средний период их эксплуатации составляет более 25 лет. В настоящее время из-за отсутствия собственников и ненадлежащей эксплуатации не обеспечивается контроль за состоянием ГТС, не принимаются меры по обеспечению их безопасности.
В результате длительной эксплуатации гидротехнических сооружений без проведения необходимых ремонтных работ, недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, низкого уровня эксплуатации, отсутствия квалифицированного персонала, дефектов при строительстве, большое количество сооружений в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии (около 40%), что может привести к чрезвычайным ситуациям, нанести ущерб окружающей среде, повлечь значительные материальные потери.
По условиям водообеспеченности и пропуска санитарных и экологических расходов воды малые реки и водоемы области маловодообеспечены. Эксплуатация плотин с нарушением установленных требований на малых реках приводит к уменьшению степени промывки русел водотоков, их заиливанию и зарастанию, что снижает самоочищающую способность рек.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет предупреждение чрезвычайных ситуаций как комплекс
мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 11 вышеуказанного закона определено, что органы местного самоуправления должны финансировать мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В целях обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, безопасной эксплуатации бесхозяйных гидротехнических сооружений, возможной последующей их ликвидации органам местного самоуправления необходимо провести инвентаризацию бесхозяйных гидротехнических сооружений, обеспечить постановку их на учет в органе государственной регистрации.
Таким образом, обеспечение безопасного функционирования ГТС, снижение риска возникновения связанных с ними техногенных катастроф, а также приведение сооружений в надлежащее техническое состояние, решение вопросов законности их использования и надлежащей эксплуатации требуют применения программного подхода.
Эффективное решение проблемы обеспечения безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений возможно с применением программного метода - комплексного и системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь научного обоснования приоритетных мероприятий, их проектирования и реализации, а также мониторинг ситуации и достигнутых результатов.
2. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации,
целевые индикаторы и показатели
Долгосрочную областную целевую программу "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2012-2014 годы" предполагается реализовать с 2012 по 2014 годы.
Этапом реализации Программы является календарный год.
Целью долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2012-2014 годы" является обеспечение безопасного функционирования гидротехнических сооружений на территории Орловской области.
Для достижения цели Программы предусмотрено решение следующих задач:
1. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
2. Снижение размера ущерба окружающей среде.
Целевые индикаторы, определенные задачами Программы согласно приложению 1, позволят отслеживать степень их решения.
Для реализации задачи 1 приняты следующие целевые индикаторы:
доля бесхозяйных гидротехнических сооружений с подтвержденным статусом в общем количестве ГТС;
доля гидротехнических сооружений, имеющих собственника, в общем количестве ГТС;
количество гидротехнических сооружений, имеющих проектно-сметную документацию на капитальный ремонт.
Для решения задачи 2 принят следующий индикатор, позволяющий количественно определить эффективность ее реализации, - количество гидротехнических сооружений, на которых проведен капитальный ремонт.
3. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов
реализации основных мероприятий программы
В целях реализации задачи 1 - снижения риска чрезвычайных ситуаций на ГТС, планируется реализация следующих мероприятий:
проведение инвентаризации гидротехнических сооружений, расположенных на территории области, определение бесхозяйных ГТС, их технического состояния и целесообразности дальнейшего использования;
подготовка документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества (ГТС) не имеет собственника или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался;
обеспечение разработки технических паспортов на бесхозяйные ГТС и их постановка на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество;
определение эксплуатирующих организаций;
по результатам инвентаризации технического состояния ГТС определение количества сооружений, требующих капитального или текущего ремонта, и разработка проектно-сметной документации на данные работы.
В рамках реализации задачи 2 - снижение размера ущерба окружающей среде, планируется осуществление следующего мероприятия:
реализация проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений.
Данные показатели определяются по результатам реализации работ по капитальному ремонту ГТС.
Источник: акты сдачи-приемки выполненных работ по государственным контрактам предоставляются по итогам реализации Программы.
Сроки и этапы выполнения, объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты от реализации программных мероприятий представлены в приложении 6.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Ресурсное обеспечение Программы в части финансирования должно обеспечивать безусловную реализацию мероприятий, направленных на достижение стратегических целей и задач.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, областного, муниципальных бюджетов. Структура финансирования (прогнозные объемы) представлена в приложении 2.
В рамках Программы предполагается финансирование в объеме 80 918,0 тысяч рублей, в том числе из федерального бюджета - 54 000,0 тысяч рублей, областного бюджета - 5 400,0 тысяч рублей, бюджетов муниципальных образований - 21 518,0 тысяч рублей.
Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных Законом Орловской области о бюджете Орловской области на соответствующий финансовый год.
Средства федерального бюджета, предоставляемые бюджету Орловской области в виде субсидий на основании соглашений с Федеральным агентством водных ресурсов при условии софинансирования из областного бюджета направляются на капитальный ремонт гидротехнических сооружений.
Привлечение средств федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений запланировано по капиталоемким объектам, обеспеченным необходимыми обосновывающими документами и вошедшими в проекты бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2012-2014 годы.
Инвентаризация гидротехнических сооружений, оценка их технического состояния и целесообразности дальнейшего использования, а также подготовка документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества (ГТС) не имеет собственника или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, будут проводиться в рамках исполнения полномочий специалистами муниципальных органов.
За счет средств муниципальных бюджетов проводятся работы по разработке технических паспортов с объемом финансирования 1 548,0 тысяч рублей и проектно-сметной документации на капитальный ремонт ГТС с объемом финансирования 19 970,0 тысяч рублей.
В рамках Программы предполагается осуществить капитальный ремонт 9 гидротехнических сооружений. Объем финансирования этих работ составит 59 400,0 тысяч рублей (54 000,0 тысячи рублей - средства федерального бюджета, 5 400,0 тысяч рублей - средства областного бюджета).
Структура расходов и основные направления финансирования будут пересматриваться в течение реализации мероприятий Программы, что обусловлено поставленными задачами по стимулированию привлечения частных инвестиций.
Реализация программных мероприятий будет производиться за счет материально-технических и трудовых ресурсов организаций-исполнителей.
5. Механизм реализации Программы, управление
реализацией и мониторинг Программы
Реализация Программы представляет собой скоординированные по направлениям действия государственного заказчика Программы, исполнителей и участников программных мероприятий, направленные на достижение цели и задач Программы.
Ответственность за реализацию Программы, обеспечение достижения цели Программы, достижение значения количественных и качественных показателей реализации Программы и решение поставленных задач несет руководитель Программы - заместитель Председателя Правительства
Орловской области, руководитель агропромышленного блока.
Государственный заказчик определяет первоочередность реализации мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы и степени готовности объектов, организует взаимодействие и координацию деятельности исполнителей и участников Программы, при необходимости производит корректировку Программы в соответствии с законодательством Орловской области.
Выполнение программных мероприятий согласно приложению 5 осуществляется на основании контрактов, соглашений, заключаемых с участниками Программы и предусматривающих контроль государственного заказчика Программы за ходом выполнения контракта. Определение исполнителей работ осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
За счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Орловской области, муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС, планируется финансирование строительно-монтажных работ по капитальному ремонту ГТС.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года N 353 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений", средства федерального бюджета передаются бюджету субъекта на основании соглашения, которое заключается на один календарный год.
Средства областного бюджета на финансирование программных мероприятий (объектов) предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) согласно приложению 3 в форме субсидий в пределах средств, предусмотренных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий год.
За счет средств муниципальных бюджетов планируется:
проведение инвентаризации гидротехнических сооружений (обследование и оценка технического состояния и целесообразности дальнейшего использования);
составление полного перечня ГТС, включающего информацию о собственниках, техническом состоянии, потенциальной опасности;
спрогнозировать перечень необходимых работ и объем затрат на их осуществление на основании полученных данные;
подготовка технических паспортов ГТС;
разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт ГТС.
Механизм формирования, состав программных мероприятий и объем средств на их исполнение будет уточнен по результатам инвентаризации гидротехнических сооружений.
Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области согласно приложению 4.
Исполнители (заказчики-застройщики) программных мероприятий осуществляют своевременную подготовку и направление в Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области документов и сведений согласно формам, установленным Федеральным агентством водных ресурсов, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года N 353 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений").
Ответственные исполнители Программы:
начальник Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области;
руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области;
главы муниципальных образований Орловской области.
С целью контроля за реализацией Программы руководитель Программы предоставляет отчетные документы - оперативную информацию о ходе реализации Программы, уточненный годовой отчет о реализации Программы, отчет об исполнении Программы в Департамент экономики Орловской области в сроки и по форме, установленные постановлением Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами".
6. Условия предоставления и методика распределения субсидий
для местных бюджетов на реализацию аналогичных программ,
реализуемых за счет средств местных бюджетов
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Орловской области на капитальный ремонт гидротехнических сооружений и контроль за освоением средств определяется постановлением Правительства Орловской области от 26 апреля 2011 года N 122 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий главным распорядителем бюджетных средств - Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований в рамках межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области".
7. Оценка социально-экономической эффективности и экологических
последствий реализации программных мероприятий
Программой предусмотрено приведение к уровню безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений Орловской области, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии.
Реализация Программы приведет к снижению экологического и материального ущерба, наносимого паводками и половодьями на реках области, обеспечит предупреждение последствий от затопления населенных пунктов при аварийных ситуациях на гидротехнических сооружениях.
Эффективность и ожидаемый результат согласно приложению 6 от реализации программных мероприятий определяются степенью достижения целевых показателей.
Вероятный предотвращенный ущерб от воздействия вод в случае проведения мероприятий Программы рассчитывается на стадии предпроектной подготовки для каждого объекта отдельно.
Так, вероятный предотвращенный ущерб от воздействия вод при проведении капитального ремонта водоподъемной плотины на р. Зуша у г. Новосиля Новосильского района Орловской области составил 34,3 млн рублей, вероятный предотвращенный ущерб от воздействия вод при проведении капитального ремонта плотины на руч. Центральный Хотынецкого района Орловской области составил 18,125 млн рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.