Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Орловской области
от 23 июля 2012 г. N 255
Методические указания по разработке и реализации
государственных программ Орловской области
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации государственных программ Орловской области (далее соответственно - Методические указания, государственные программы) содержат руководство по разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также информацию о ведении мониторинга реализации государственных программ, осуществляемого Департаментом экономики Орловской области.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях: государственная программа - система мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития области;
подпрограмма государственной программы (далее также - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы;
сфера реализации государственной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая государственная программа (подпрограмма);
основные параметры государственной программы (подпрограммы) -цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации государственной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей государственной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации государственной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации государственной программы (подпрограммы), достижимый а период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления целевых функций, направленных на достижение цели (целей) реализации государственной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы;
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы);
участники государственной программы - ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы;
ответственный исполнитель государственной программы - орган исполнительной государственной власти Орловской области, определенный ответственным в соответствии с перечнем государственных программ Орловской области, утвержденным Правительством Орловской области (далее также - Перечень), и обладающий полномочиями, установленными Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области (далее также - Порядок);
соисполнители государственной программы - органы исполнительной государственной власти Орловской области, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности государственной программы и определенные в качестве соисполнителей государственной программы в Перечне;
факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников государственной программы и негативно влияющие на основные параметры государственной программы (подпрограммы);
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров государственной программы.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком, и в значениях, принятых в действующем законодательстве.
3. Основанием для разработки государственных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком, при этом направления реализации и состав соисполнителей государственной программы могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки государственной программы с учетом необходимости реализации тех или иных мероприятий для достижения целей государственной программы.
4. Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности участников государственной программы в процессе разработки и реализации государственной программы.
5. Разработка, утверждение, реализация, мониторинг, оценка хода реализации и оценка эффективности подпрограмм государственных программ осуществляются в рамках государственных программ в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
6. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку государственной программы в порядке, предусмотренном для разработки проекта государственной программы в соответствии с требованиями Порядка.
II. Разработка проекта государственной программы
Требования к разработке государственной программы и ее структуре
7. Государственная программа включает долгосрочные областные целевые программы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития, и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия.
Включение в государственную программу частей долгосрочных областных целевых программ или долгосрочных областных целевых программ, реализация которых направлена на достижение целей иных государственных программ, не допускается.
Если в сфере реализации государственной программы долгосрочные областные целевые программы не реализуются, то государственная программа содержит только подпрограммы.
8. Государственная программа имеет следующую структуру:
1) паспорт государственной программы;
2) текстовая часть государственной программы по следующим разделам:
а) общая характеристика сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
б) приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации;
в) обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и долгосрочных областных целевых программ, подпрограмм государственной программы;
г) обобщенная характеристика мер государственного регулирования;
д) прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках программы);
е) информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации государственной программы;
ж) обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации государственной программы;
з) обоснование выделения и включения в состав государственной программы предусмотренных к реализации долгосрочных областных целевых программ и подпрограмм (их перечень, паспорта);
и) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;
к) информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, долгосрочным областным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы), другим источникам финансирования и направлениям затрат;
л) прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения Орловской области, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
м) анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы;
н) порядок и методика оценки эффективности государственной программы;
3) приложения к текстовой части государственной программы согласно таблицам 1-7 (приложение к Методическим указаниям);
4) подпрограммы государственной программы и долгосрочные областные целевые программы (паспорта долгосрочных областных целевых программ).
9. Ответственным исполнителем может проводиться общественное обсуждение проекта государственной программы, в том числе с привлечением Общественной палаты Орловской области, общественных объединений, научных и иных заинтересованных организаций.
10. Титульный лист к государственной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
наименование государственной программы;
наименование ответственного исполнителя;
год составления проекта государственной программы;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем органа исполнительной государственной власти Орловской области - ответственного исполнителя государственной программы или его заместителем (в случае исполнения им обязанностей руководителя).
11. Проект государственной программы направляется на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
12. Состав сопроводительных материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом государственной программы в Департамент финансов Орловской области и Департамент экономики Орловской области, включает:
а) проект постановления Правительства Орловской области об утверждении государственной программы;
б) проект плана реализации государственной программы на первый год реализации;
в) оценка расходов по государственной программе, рассчитанных на основании планового метода;
г) сведения о показателях и индикаторах государственной программы;
д) оценку планируемой эффективности реализации государственной программы (подпрограмм);
е) перечень стратегических документов, утвержденных Правительством Орловской области, действующих в сфере реализации государственной программы.
Требования по заполнению паспорта государственной программы
13. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), а также этапы и сроки реализации государственной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы включает в себя бюджетные ассигнования областного бюджета на реализацию государственной программы по долгосрочным областным целевым программам, включенным в состав государственной программы, и подпрограммам государственной программы.
Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом, а также по годам ее реализации. Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) в сфере реализации государственной программы, сроков их достижения.
Требования к содержанию государственной программы
14. В рамках общей характеристики сферы реализации государственной программы представляется анализ ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации государственной программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации государственной программы должен включать характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации государственной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в среднем по России и среди субъектов Российской Федерации (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития области должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации государственной программы.
15. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются исходя из стратегии социально-экономического развития Орловской области на долгосрочный период, стратегий развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы Орловской области, программы социально-экономического развития области на среднесрочный период.
16. Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы и отражать конечные результаты ее реализации.
17. Цель государственной программы должна обладать следующими свойствами:
а) специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
б) конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, определяющие произвольное или неоднозначное толкование);
в) измеримость (достижение цели можно проверить);
г) достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
д) релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации государственной программы).
18. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
19. Задача государственной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы.
20. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
21. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо привести показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач.
22. Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно таблице 1 (приложение к Методическим указаниям).
23. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
а) адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи государственной программы);
б) точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы);
в) объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей государственной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации государственной программы);
г) достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки государственной программы);
д) однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
е) экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
ж) сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);
з) своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
24. В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями государственными услугами (работами), их объемом и качеством.
25. Показатели подпрограмм, долгосрочных и ведомственных целевых программ должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач государственной программы. Следует привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
26. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые, и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.
Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления (процесса, объекта).
В качестве наименования показателя используется лаконичное и ясное наименование, отражающее основное содержание наблюдаемого явления.
Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения.
Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
При необходимости приводятся дополнительные характеристики, необходимые для пояснения показателя.
Алгоритм формирования показателя представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней.
Пояснения к показателю должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя. Пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Если в методике расчета показателя используются иные показатели (далее - базовые показатели), то необходимо привести их описание.
Базовым считается показатель (индикатор), с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические
показатели (валовой региональный продукт, объем промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.
27. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации государственной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации государственной программы, а также в сопряженных сферах при реализации государственной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
выгод от реализации государственной программы.
На основе последовательности решения задач государственной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации государственной программы.
28. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения государственной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.
29. Характеристика основных мероприятий, мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации государственной программы (при оказании государственными учреждениями целевых услуг (выполнении работ) в рамках государственной программы), характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации государственной программы, а также информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации государственной программы приводятся на основе обобщения соответствующих сведений по долгосрочным областным целевым программам и подпрограммам государственной программы.
Перечень подпрограмм государственной программы, ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы государственной программы представляется согласно таблице 2 (приложение к Методическим указаниям).
30. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями Орловской области по этапам реализации государственной программы приводится согласно таблице 5 (приложение к Методическим указаниям).
31. В качестве обоснования выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых долгосрочных областных целевых программ используется в том числе обоснование вклада подпрограммы или долгосрочной областной целевой программы в достижение целей государственной программы.
32. Для включенных в государственную программу подпрограмм приводятся их перечень, паспорта и текстовые части, для долгосрочных областных целевых программ приводятся их перечень и паспорта.
33. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками ее реализации предусматривает:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру их влияния на ход и результаты реализации государственной программы;
качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.
34. Методика и порядок оценки эффективности государственной программы разрабатывается ответственным исполнителем с учетом специфики государственной программы и входящих в ее состав подпрограмм и долгосрочных областных целевых программ.
При этом методика оценки эффективности государственной программы должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Орловской области.
35. Методика оценки эффективности государственной программы должна учитывать необходимость проведения оценок по следующим критериям:
степень достижения целей и решения задач долгосрочных областных целевых программ, подпрограмм и государственной программы в целом;
степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств;
степень реализации мероприятий, решения задач и достижения цели государственной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов реализации).
Методика оценки эффективности государственной программы утверждается в составе государственной программы Орловской области.
Требования к отражению информации по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, долгосрочным областным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы), другим источникам финансирования и направлениям затрат.
36. Порядок ежегодной корректировки объема и структуры расходов областного бюджета на реализацию государственной программы определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета и планирования бюджетных ассигнований.
37. Информация о расходах областного бюджета на реализацию государственной программы представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета (по ответственному исполнителю и соисполнителям государственной программы).
Расходы на реализацию государственной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам государственной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов, а также по долгосрочным целевым программам (в целом по каждой долгосрочной целевой программе).
В качестве обеспечения основных мероприятий подпрограмм государственной программы могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из бюджета Орловской области бюджетам муниципальных образований.
Информация о ресурсном обеспечении реализации государственной программы за счет средств областного бюджета представляется по годам реализации государственной программы согласно таблице 6 (приложение к Методическим указаниям).
38. Если в рамках государственной программы предусмотрены субсидии или субвенции бюджетам муниципальных образований и (или) если в реализации государственной программы участвуют акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также предполагается использование средств государственных внебюджетных фондов, то в государственной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на реализацию целей государственной программы, представляемая согласно таблице 7 (приложение к Методическим указаниям).
Требования к разработке подпрограммы государственной программы.
39. Подпрограмма является неотъемлемой частью государственной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и государственной программы.
40. Подпрограмма имеет следующую структуру:
паспорт подпрограммы;
текстовая часть подпрограммы по следующим разделам:
а) характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
б) приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;
в) характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы;
г) характеристика мер государственного регулирования;
д) прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы);
е) характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы;
ж) информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы;
з) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы;
и) анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы.
41. В случае если в рамках подпрограммы предусмотрены субсидии или субвенции бюджетам муниципальных образований, подпрограмма также содержит раздел об участии муниципальных образований в реализации подпрограммы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе муниципальных образований;
б) обоснование мер по координации деятельности органов местного самоуправления для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ органами местного самоуправления;
в) прогнозируемый объем расходов бюджетов муниципальных образований на реализацию аналогичных программ с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы.
Требования по заполнению паспорта подпрограммы и к содержанию подпрограммы государственной программы
42. Паспорт подпрограммы разрабатывается согласно таблице 10 (приложение к Методическим указаниям).
Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта государственной программы.
43. Требования к характеристике сферы реализации подпрограммы, описанию основных проблем в указанной сфере, прогнозу ее развития, описанию приоритетов в сфере реализации подпрограммы, целям, задачам и показателям (индикаторам) достижения целей и решения задач, описанию основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы, обоснованию объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализу рисков реализации подпрограммы и описанию мер управления рисками реализации подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию государственной программы.
44. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате его реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия.
Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы и их характеристика отражаются согласно таблице 2а (приложение к Методическим указаниям).
45. Под мерами государственного регулирования понимаются меры налогового, тарифного, кредитного регулирования и иные меры государственного регулирования. Характеристика мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую). Меры государственного регулирования приводятся согласно таблице 3 (приложение к Методическим указаниям).
46. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации государственной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательством Орловской области). Меры правового регулирования приводятся согласно таблице 4 (приложение к Методическим указаниям).
47. Если в рамках реализации подпрограммы государственными учреждениями Орловской области предусматривается оказание государственных услуг (работ), в подпрограмме должен быть приведен прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей заданий отражается согласно таблице 5 (приложение к Методическим указаниям).
Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы как показатели (индикаторы) непосредственных результатов.
III. Дополнительные и обосновывающие материалы,
представляемые с государственной программой
48. План реализации государственной программы представляется в Департамент экономики Орловской области и Департамент финансов Орловской области вместе с проектом государственной программы согласно таблице 11 (приложение к Методическим указаниям). План реализации государственной программы состоит из планов реализации долгосрочных областных целевых программ и подпрограмм государственной программы.
В план реализации государственной программы подлежат включению все мероприятия долгосрочных областных целевых программ и подпрограмм.
49. Объем субвенций из областного бюджета и выплат, осуществляемых за счет средств областного бюджета государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан, обосновывается согласно таблице 8 (приложение к Методическим указаниям).
50. Расходы, рассчитываемые плановым методом, обосновываются согласно таблице 9 (приложение к Методическим указаниям).
51. Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие Орловской области, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации государственной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития Орловской области.
52. Оценка планируемой эффективности подпрограммы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в соответствии с критериями экономической и социальной эффективности.
53. Оценка планируемой эффективности подпрограммы основывается на оценке планируемого вклада результатов подпрограммы в достижение целей и решение задач государственной программы, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения -качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации подпрограммы с динамикой значений показателей (индикаторов) реализации государственной программы.
54. Вместе с проектом государственной программы представляется перечень документов стратегического планирования, принятых и действующих в сфере реализации государственной программы, с указанием их реквизитов (дата и номер соответствующего нормативного правового акта).
IV. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке
эффективности государственной программы и докладов о ходе реализации
государственной программы
55. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее также - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется в Департамент экономики Орловской области. Департамент финансов Орловской области в сроки, установленные порядком.
56. Годовой отчет должен иметь следующую структуру:
а) информацию об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в государственную программу за отчетный период;
б) конкретные результаты реализации государственной программы, достигнутые за отчетный период;
в) результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм государственной программы и долгосрочных областных целевых программ;
г) результаты использования бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы;
д) результаты оценки эффективности государственной программы, проведенной ответственным исполнителем;
е) предложения по дальнейшей реализации государственной программы.
57. При описании конкретных результатов реализации государственной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
а) основные результаты, достигнутые в отчетном году;
б) характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей государственной программы;
в) сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы, долгосрочных областных целевых программ (указываются согласно таблице 12 приложения к Методическим указаниям с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
г) запланированные, но не достигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
д) анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы;
е) анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры государственной программы.
58. Описание результатов реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных областных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетом году, включает:
описание результатов реализации наиболее значимых ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных областных целевых программ в отчетном году;
перечень нереализованных или реализованных частично ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных областных целевых программ (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
анализ влияния последствий нереализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий долгосрочных областных целевых программ на реализацию государственной программы.
59. К описанию результатов выполнения мероприятий государственной программы в отчетном году прикладывается информация согласно таблице 13 (приложение к Методическим указаниям).
60. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы в разрезе подпрограмм и долгосрочных областных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетом году, необходимо представить:
данные о кассовых расходах областного бюджета, бюджетов целевых внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов муниципальных образований и фактических расходах акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов (представляются ответственным исполнителем в составе годового отчета согласно таблицам 14 и 15 приложения к Методическим указаниям);
фактические сводные показатели государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями по государственной программе согласно таблице 16 (приложение к Методическим указаниям).
61. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в государственную программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в государственную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих нормативных правовых актов Правительства Орловской области.
62. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы (далее - Доклад) в соответствии с решением Губернатора Орловской области и (или) Правительства Орловской области заслушивается на заседании Правительства Орловской области.
Доклад должен иметь следующую структуру:
результаты реализации государственной программы, достигнутые за отчетный период;
использование бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы за отчетный период;
предложения по дальнейшей реализации государственной программы.
63. В случае отклонений от плановой динамики реализации государственной программы или ожидаемого воздействия факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры государственной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации государственной программы и их обоснование.
64. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы в разрезе подпрограмм и долгосрочных областных целевых программ (подпрограмм долгосрочных областных целевых программ), реализация которых предусмотрена к дате представления Доклада, необходимо указать следующие сведения:
запланированные объемы бюджетных ассигнований за счет областного бюджета и иных средств в отчетном году;
фактические расходы за отчетный год.
Данные об использовании средств областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы представляются ответственным исполнителем согласно таблице 14 (приложение к Методическим указаниям).
65. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки государственной программы.
66. Титульный лист к годовому отчету и Докладу должен содержать следующую информацию:
а) наименование государственной программы;
б) наименование ответственного исполнителя;
в) отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
г) дата составления отчета (доклада);
д) должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем органа исполнительной государственной власти Орловской области - ответственного исполнителя государственной программы.
67. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы направляются на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
V. Управление, контроль реализации и оценка эффективности
государственной программы
68. Управление и контроль реализации государственной программы должны соответствовать требованиям раздела V Порядка.
69. Мероприятия государственной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными государственной программой. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров государственной программы (подпрограммы), требует корректировки государственной программы (подпрограммы).
70. Мониторинг реализации государственной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются значения показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) и ход реализации основных мероприятий государственной программы.
71. Мониторинг реализации государственных программ проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы, отчетов о ходе реализации долгосрочных областных целевых программ и ведомственных целевых программ, входящих в состав подпрограмм.
72. Для получения уточненной информации о ходе реализации государственной программы Департамент экономики Орловской области направляет ответственному исполнителю государственной программы запросы с указанием срока исполнения и приложением формы представления необходимых сведений.
73. Оценка эффективности реализации государственной программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности.
74. Для выявления степени достижения запланированных результатов государственной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
75. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
76. Для выявления степени исполнения плана по реализации государственной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий плана с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям ответственному исполнителю рекомендуется представлять аргументированное обоснование причин нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий:
а) отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменения в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
б) значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
в) возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы (подпрограммы) в отчетном году;
г) перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями государственной программы (подпрограммы) в отчетном году;
д) исполнения плана по реализации государственной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
78. По результатам мониторинга реализации государственных программ готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками государственной программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как отдельных мероприятий государственной программы, так и государственной программы в целом начиная с очередного финансового года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.