Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 28 декабря 2012 г. N 501
Долгосрочная областная целевая программа
"Модернизация лифтового хозяйства в жилищном фонде,
расположенном на территории Орловской области, в 2014-2018 годах"
Паспорт долгосрочной областной целевой программы
"Модернизация лифтового хозяйства в жилищном фонде,
расположенном на территории Орловской области, в 2014-2018 годах"
Наименование Программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Модернизация лифтового хозяйства в жилищном фонде, расположенном на территории Орловской области, в 2014-2018 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов" |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Руководитель Программы |
Руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Разработчики Программы |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее также - Департамент) |
Ответственный исполнитель Программы |
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы - обеспечение безаварийной и безопасной эксплуатации лифтов в жилищном фонде Орловской области. Задачи Программы - разработка комплекса организационно-технических мероприятий; комплексная замена лифтов, отработавших срок службы более 25 лет |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели результативности Программы |
Количество замененных лифтов; доля замененных лифтов от количества лифтов, нормативный срок службы которых (25 лет) истекает в период до 31.12.2018 года |
Срок и этапы реализации Программы |
2014-2018 годы. Реализация Программы осуществляется в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы - 555 500,00 тыс. рублей, в том числе: за счет средств бюджета Орловской области - 249 975,00 тыс. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований Орловской области - 249 975,00 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 55 550,00 тыс. рублей |
В том числе по направлениям затрат: |
Капитальные вложения - 555 500,00 тыс. рублей; НИОКР - 0; прочие расходы - 0 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Замена 370 лифтов, отработавших нормативный срок службы 25 лет. 2. Повышение уровня безопасности проживания граждан в многоквартирном доме путем установки лифтов, соответствующих требованиям безопасности эксплуатации лифтов. 3. Обеспечение экономии электроэнергии за счет установки лифтов, соответствующих требованиям энергоэффективности |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Одним из видов инженерного оборудования многоквартирных домов является лифт. Лифт - составляющая часть комплекса сложного инженерного оборудования, установленного в многоэтажном доме. Надежность и безопасность работы лифтового оборудования отнесены к важнейшим его эксплуатационным характеристикам. Лифт, являясь устройством для транспортировки людей и (или) грузов в зданиях, требует повышенного внимания к вопросам его эксплуатации.
Совершенно необходимо, чтобы работа лифтов была надежной и безопасной. Для того чтобы выполнить эти основные условия, следует организовать технически правильное и регулярное их обслуживание, неукоснительно осуществлять систему планово-предупредительных ремонтов лифтов, своевременно производить диагностическое обследование лифтов, отработавших нормативный срок службы, ремонт, реконструкцию, модернизацию или замену лифтов и диспетчерского оборудования.
Вопрос замены лифтов, выработавших нормативный срок службы (более 25 лет), является для Орловской области весьма актуальным. Износ лифтового оборудования - одна из наиболее острых социальных проблем в Орловской области. В последние годы отмечается резкий рост количества лифтов, отработавших нормативный срок службы, так как именно в 1970-1980-е годы выполнялись большие объемы строительства многоэтажных жилых домов в городах Орловской области, в которых предусматривалось устройство лифтового оборудования.
При этом согласно техническому регламенту о безопасности лифтов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов", нормативный срок службы лифтов составляет 25 лет, по окончании которого в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 6 ноября 1998 года N 64, проводится экспертиза промышленной безопасности с целью продления срока их эксплуатации или, в случае выявления неудовлетворительного технического состояния, вывода лифтов из эксплуатации.
В Российской Федерации существуют нормативные документы, регламентирующие весь процесс технического обслуживания лифтов. Контроль за их соблюдением осуществляет Ростехнадзор.
В Орловской области многоквартирные дома, оснащенные лифтовым оборудованием, расположены в городах Орел, Ливны, Мценск и Орловском районе. В жилищном фонде данных муниципальных образований находится в эксплуатации более 2000 лифтов, из них свыше 1000 требуют замены или модернизации. Лифтовый парк области стремительно стареет. Если не принять меры по замене отработавших нормативный срок лифтов, то в скором времени возникнет необходимость последовательного выведения их из эксплуатации.
Информация о количестве лифтов в муниципальных образованиях Орловской области, нормативный срок службы которых (25 лет) истекает в период до 31.12.2018 года, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Информация о количестве лифтов в муниципальных образованиях
Орловской области, нормативный срок службы которых (25 лет)
истекает в период до 31.12.2018 года
N |
Наименование муниципального образования |
Количество лифтов, нормативный срок службы которых (25 лет) истекает в период до 31.12.2018 года |
1. |
Город Орел |
968 |
2. |
Город Ливны |
45 |
3. |
Город Мценск |
95 |
4. |
Орловский район |
8 |
|
Итого |
1116 |
Существующие темпы замены лифтов крайне низкие. С началом реализации на территории Орловской области мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вопрос замены и модернизации лифтового оборудования решался в рамках региональных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Всего в рамках данных программ при софинансировании за счет средств регионального бюджета, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах проведена комплексная замена и модернизация 27 лифтов.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации лифты относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Так как работы по комплексной замене лифтов влекут за собой большие материальные вложения, то в настоящее время основная масса собственников помещений в многоквартирных домах не в состоянии нести бремя ответственности за техническое состояние лифтов и финансировать их замену только за счет собственных средств.
Для содержания лифтового парка жилищного фонда Орловской области в безопасном и работоспособном состоянии необходимо целевое бюджетное финансирование выполнения работ по замене лифтов, отработавших нормативный срок службы.
Предлагается осуществлять поддержку реализации муниципальных программ в области замены и модернизации лифтового парка.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по комплексной замене лифтов, отработавших срок службы более 25 лет, определяется следующими факторами:
решение задачи по комплексной замене лифтов, отработавших установленный срок службы, позволяет обеспечить безопасность населения Орловской области при пользовании лифтами, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием лифтового хозяйства;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различного уровня;
проблема обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации лифтов носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, очевидно, что обеспечение безаварийной и безопасной эксплуатации лифтового хозяйства - это проблема общерегионального масштаба, которая должна решаться в рамках Программы как важнейшее средство реализации структурной политики области.
II. Основные цель и задачи Программы, целевые индикаторы
и показатели, сроки и этапы реализации Программы
Главной целью реализации Программы является обеспечение безаварийной и безопасной эксплуатации лифтов в жилищном фонде Орловской области.
Для достижения программной цели потребуется решение следующих задач:
разработка комплекса организационно-технических мероприятий;
комплексная замена лифтов, отработавших нормативный срок службы 25 лет.
Важнейшими целевыми показателями результативности Программы являются:
количество замененных лифтов;
доля замененных лифтов от количества лифтов, нормативный срок службы которых (25 лет) истекает в период до 31.12.2018 года.
Целевые индикаторы и показатели результативности Программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
Программа реализуется в один этап. Срок реализации Программы - 2014-2018 годы.
III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки
результатов реализации основных мероприятий Программы
При реализации задачи по разработке комплекса организационно-технических мероприятий планируется:
осуществить анализ технического состояния лифтового комплекса;
принять меры по разработке и соблюдению прозрачных и публичных процедур отбора участников Программы;
составить перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение работ по комплексной замене лифтов.
При реализации задачи по комплексной замене лифтов, отработавших срок службы более 25 лет, планируется:
1) демонтаж старого оборудования;
2) ремонт лифтовых шахт;
3) закупка лифтового оборудования;
4) установка кабины лифта и прочего лифтового оборудования;
5) проведение пусконаладочных работ;
6) техническое освидетельствование лифта и пуск в эксплуатацию.
Система мероприятий Программы представлена в приложении 6 к настоящей Программе.
Индикатором оценки результатов реализации Программы является замена лифтов, отработавших нормативный срок службы.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы проводится последовательно в течение 5 лет.
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 555 500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 111 100,0 тыс. рублей;
2015 - 111 100,0 тыс. рублей;
2016 - 111 100,0 тыс. рублей;
2017 - 111 100,0 тыс. рублей;
2018 - 111 100,0 тыс. рублей;
Структура финансирования Программы приведена в приложении 2 к Программе. Структура финансирования Программы по бюджетополучателям приведена в приложении 4 к Программе.
Объемы финансирования Программы носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Орловской области на очередной финансовый год.
Финансовые средства будут направляться в муниципальные образования Орловской области в качестве субсидий в соответствии с порядком предоставления субсидий из бюджета Орловской области бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий муниципальных программ в сфере модернизации лифтового хозяйства, утверждаемым Правительством Орловской области.
Ориентировочная стоимость комплексной замены одного лифта в ценах текущего года - 1 500 тыс. рублей. Стоимость комплексной замены лифтов подлежит ежегодной корректировке в соответствии со сложившимися ценами на сами лифты и работы по их установке.
Финансирование мероприятий Программы из областного бюджета осуществляется в виде бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в виде субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований соразмерно муниципальной доли, направляемой на реализацию Программы, в соотношении 1:1. Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий Программы, является Департамент.
Субсидии выделяются на замену лифтов, отработавших срок службы более 25 лет.
Распределение объема финансирования на реализацию мероприятий по замене лифтов между муниципальными образованиями осуществляется пропорционально количеству лифтов, отработавших срок службы более 25 лет, за исключением Орловского района, количество лифтов в многоквартирных домах которого незначительно, в связи с чем применение принципа пропорциональности при распределении финансирования не обеспечивает получения минимального объема средств, необходимого для замены одного лифта. Учитывая изложенное, Орловскому району планируется выделение средств на софинансирование муниципальной программы с целью 100 % замены лифтов, отработавших срок службы более 25 лет, начиная с 2015 года.
Территориальная структура финансирования Программы представлена в приложении 3 к Программе. Финансово-экономическое обоснование расходов по Программе представлено в приложении 5 к Программе.
V. Механизм реализации Программы,
управление реализацией и мониторинг Программы
Эффективность реализации Программы зависит от четкого и слаженного взаимодействия заказчика, руководителя и ответственного исполнителя Программы, совместная работа которых заложена в основу механизма реализации Программы. Механизм реализации Программы сформирован как составная часть общей системы оказания государственной финансовой поддержки муниципальным образованиям Орловской области. Реализация Программы осуществляется программно-целевым методом путем взаимодействия участников Программы на основе системы договоров, заключаемых между ними.
В реализации Программы предусматривается участие органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области.
Руководителем Программы является руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Ответственным исполнителем Программы является начальник управления жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Текущее руководство Программой осуществляет ее руководитель.
Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Департамент выполняет следующие функции:
оказывает методическую и консультационную помощь органам местного самоуправления муниципальных образований Орловской области в части подготовки муниципальных программ в сфере модернизации лифтового хозяйства;
предоставляет бюджетам муниципальных образований, участвующих в Программе, субсидии на софинансирование мероприятий по замене лифтов, отработавших срок службы более 25 лет, в рамках муниципальных программ в сфере модернизации лифтового хозяйства;
координирует работу по обеспечению финансирования Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Орловской области.
Департамент в случае направления в орган местного самоуправления средств областного бюджета осуществляет мониторинг выполнения Программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа представляемых главами муниципальных образований отчетности о ходе работ и отчета о расходовании средств областного бюджета. Посредством мониторинга анализируются промежуточные итоги реализации Программы, определяются направления, на которые следует обратить особое внимание.
Мониторинг выполнения Программы позволяет получить максимально полную и достоверную информацию без использования оценочных и приблизительных расчетов.
Формы отчетности утверждаются Департаментом. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на глав муниципальных образований.
Руководитель Программы в установленном порядке отчитывается перед Правительством Орловской области ежегодно.
Стоимость работ по замене лифтов определяется на основании проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы.
В условиях ограниченного объема средств финансовой поддержки, направляемых на проведение модернизации лифтового хозяйства, отбор многоквартирных домов, в которых лифты подлежат замене, для включения в Программу будет проведен на конкурсной основе согласно нижеуказанным критериям:
а) технические критерии:
период, на который продлен срок службы лифта, отработавшего более 25 лет (приоритет - минимальное продление срока эксплуатации);
б) организационные критерии:
уровень поддержки собственниками помещений в многоквартирном доме решения о комплексной замене лифтов и долевом финансировании Программы (приоритет - наибольшая доля голосов собственников, принявших решение о проведении комплексной замены лифтов и ее долевом финансировании);
в) финансовые критерии:
размер долевого финансирования собственниками помещений в многоквартирном доме мероприятий по замене лифтов от их общей стоимости (приоритет - наибольший размер долевого финансирования).
Кроме того, дополнительным критерием является выбор большинством собственников (голосов собственников) помещений в многоквартирном доме продукции отечественных производителей, применяющих энергосберегающие технологии.
Максимальное количество выполненных критериев служит основанием для составления ранжированного списка и занесения многоквартирного дома в перечень домов, включаемых в Программу.
Критерии и баллы для отбора многоквартирных домов в перечень домов Программы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Критерии и баллы
для отбора многоквартирных домов в перечень домов Программы
N |
Наименование критерия |
Количество баллов |
Технический критерий | ||
1. |
Период, на который продлен срок службы лифта, отработавшего более 25 лет: |
|
3 года |
15 |
|
от 3 до 5 лет |
10 |
|
более 5 лет |
5 |
|
Организационные критерии | ||
2. |
Уровень поддержки собственниками помещений в многоквартирном доме решения о комплексной замене лифтов и долевом финансировании Программы: |
|
за проведение комплексной замены лифтов и долевое финансирование Программы проголосовали собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие более 90 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме |
15 |
|
за проведение комплексной замены лифтов и долевое финансирование Программы проголосовали собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие более 2/3 голосов, но менее 90 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме |
10 |
|
Выбор большинством собственников (голосов собственников) помещений в многоквартирном доме продукции отечественных производителей, применяющих энергосберегающие технологии |
15 |
|
Финансовый критерий | ||
3. |
Размер долевого финансирования собственниками помещений в многоквартирном доме мероприятий по замене лифтов от их общей стоимости*: |
|
более 15% |
15 |
|
от 10% до 15% |
10 |
* При увеличении размера долевого финансирования собственниками помещений в многоквартирном доме мероприятий по замене лифтов от их общей стоимости свыше 10% размеры долевого финансирования из областного и местного бюджетов уменьшаются пропорционально в соотношении 1:1.
VI. Условия предоставления и методика распределения субсидий
для местных бюджетов на реализацию аналогичных программ
Средства областного бюджета, предусмотренные в Программе, направляются на безвозвратной и безвозмездной основе на долевое финансирование работ по замене отработавших срок службы более 25 лет лифтов при следующих условиях:
а) наличие муниципальной долгосрочной целевой программы, финансируемой за чет средств местного бюджета и содержащей мероприятия по комплексной замене лифтов в жилищном фонде, отработавших установленный срок службы;
б) включение многоквартирного жилого дома, в котором лифт подлежит замене, в вышеуказанную муниципальную программу;
в) наличие двухстороннего соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов в форме субсидий на мероприятия Программы, заключенного между Департаментом и органом местного самоуправления муниципального образования Орловской области, на территории которого планируется реализация мероприятий Программы;
г) наличие выписки из муниципального акта о местном бюджете, подтверждающего обязательства по софинансированию в размере не менее 45 процентов от общей стоимости работ по комплексной замене лифтов при размере долевого финансирования собственниками помещений в многоквартирном доме мероприятий по замене лифтов от их общей стоимости 10%;
д) наличие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о комплексной замене лифтов с указанием стоимости, сроков проведения работ по комплексной замене лифтов;
е) наличие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о долевом финансировании в размере не менее 10 процентов от общей стоимости работ по комплексной замене лифтов;
ж) наличие заключения специализированной организации, проводящей обследование лифта, отработавшего срок службы более 25 лет;
з) наличие проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы;
и) наличие сметы расходов на проведение работ по замене лифтов, утвержденной управляющей организацией или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом и согласованной со специализированной организацией, основным видом деятельности которой является экспертиза сметной документации.
Средства областного бюджета, предусмотренные в Программе, направляются в качестве субсидий в бюджеты муниципальных образований Орловской области в соответствии с соглашениями между Департаментом и органами местного самоуправления. Субсидии из бюджета Орловской области представляются бюджетам муниципальных образований по результатам конкурсного отбора на софинансирование мероприятий муниципальных программ в сфере модернизации лифтового хозяйства в соответствии с порядком и методикой, утверждаемыми Правительством Орловской области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Орловской области предоставляют субсидии на комплексную замену лифтов в жилищном фонде управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит:
1) заменить 370 лифтов, нормативный срок службы которых (25 лет) истекает в период до 31.12.2018 года;
2) повысить уровень безопасности проживания граждан в многоквартирном доме путем установки лифтов, соответствующих требованиям безопасности эксплуатации лифтов;
3) обеспечить экономию электроэнергии за счет установки лифтов, соответствующих требованиям энергоэффективности.
При планомерной реализации мероприятий Программы к концу 2018 года будет заменено 370 лифтов, отработавших нормативный срок службы 25 лет.
Таким образом, Программа имеет большую социальную значимость. В результате ее реализации значительно повысятся безопасность и комфортность проживания граждан в многоквартирных домах, имеющих лифтовое оборудование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.