Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к долгосрочной областной целевой программе
"Энергосбережение в Орловской области
на 2011-2015 годы"
Подпрограмма
"Энергосбережение и энергетическая эффективность в жилищно-коммунальном
хозяйстве и транспортном комплексе Орловской области" долгосрочной
областной целевой программы "Энергосбережение в Орловской области
на 2011-2015 годы"
Паспорт подпрограммы
"Энергосбережение и энергетическая эффективность в жилищно-
коммунальном хозяйстве и транспортном комплексе Орловской области"
Наименование подпрограммы |
"Энергосбережение и энергетическая эффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспортном комплексе Орловской области" долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение в Орловской области на 2011-2015 годы и на перспективный период до 2020 года" (далее также - подпрограмма 1) |
Основание для разработки подпрограммы 1 |
Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон); постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" |
Государственный заказчик подпрограммы 1 |
Правительство Орловской области |
Руководитель подпрограммы 1 |
руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Основной разработчик подпрограммы 1 |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее также - Департамент) |
Ответственные исполнители подпрограммы 1 |
начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Департамента, начальник управления строительства и дорожной инфраструктуры Департамента, органы местного самоуправления Орловской области (по согласованию), руководители жилищно-коммунальных организаций (предприятий) Орловской области (по согласованию) |
Цель подпрограммы 1 |
повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспортном комплексе Орловской области |
Важнейший целевой индикатор и показатель подпрограммы 1 |
доля объема топливно-энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме топливно-энергетических ресурсов, потребляемых на территории Орловской области |
Задачи подпрограммы 1 |
сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке по инженерным сетям; обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов в жилищном фонде области; проведение энергетических обследований и паспортизации предприятий транспорта, выработка рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; замещение нефтяного моторного топлива альтернативными видами топлива, прежде всего сжиженным природным газом |
Срок реализации подпрограммы 1 |
2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы 1 |
общий объем финансирования - 1 336 000,0 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 35 000 тыс. руб.; бюджет Орловской области - 402 030,0 тыс. руб.; бюджеты муниципальных образований Орловской области - 127 710,0 тыс. руб.; внебюджетные источники - 771 260,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 1 |
обеспечение внедрения энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в различных сферах экономической деятельности; экономия по всем видам энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии; развитие рынка энергосервисных услуг; снижение затрат бюджета Орловской области на приобретение энергоресурсов; вовлечение в процесс энергосбережения инфраструктуры Орловской области за счет активизации пропаганды и формирования механизма стимулирования энергосбережения; повышение обеспеченности энергоресурсами Орловской области за счет сокращения нерационального потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальной сфере. |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Одним из важнейших аспектов реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее также - ЖКХ) является энергоресурсосбережение, т.е. снижение затрат на производство, подачу и потребление энергоресурсов, а также на эксплуатацию жилого фонда и объектов инженерно-коммунального назначения.
Тема энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальной сфере сегодня особо актуальна, поскольку никакая другая сфера так не затрагивает интересы каждого человека. Тепловая, электрическая энергия и вода - это постоянно потребляемые человеком ресурсы, одни из основных и самых дорогих. Во многих странах это давно поняли и занимаются их экономией. Вопросам поиска путей снижения затрат на энергоресурсы стали уделять большое внимание и в нашем регионе. Для решения задач энергоресурсосбережения в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проблемы энергосбережения и вопросы энергетической эффективности в настоящее время становятся особенно актуальными и все чаще озвучиваются на государственном уровне.
Учитывая социальную и экономическую значимость энергосберегающих мероприятий, подпрограмма 1 позволит решить задачи энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также снизить нагрузку на население и региональный бюджет по оплате за потребленные ресурсы.
Целесообразность разработки подпрограммы энергоресурсосбережения обусловлена необходимостью создания системы оперативного мониторинга процессов энергосбережения, происходящих в регионе, прогнозирования целевых показателей, моделирования различных сценариев выполнения подпрограммы 1 при влиянии управляющих воздействий (тарифы на энергоносители, налоги и т. д.) с привлечением научно-исследовательского потенциала нашего региона и других субъектов Российской Федерации.
Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей инфраструктурной отраслью региона, определяющей показатели и условия энергообеспечения населения.
Анализ существующего положения в области энергосбережения показывает, что основные принципы энергосберегающей политики региона не реализуются в полном объеме. Отсутствуют четко определенные мероприятия и практические механизмы проведения энергосберегающей политики, в том числе стимулирующие меры. Значительные затруднения на пути эффективного использования энергоресурсов также возникают из-за отсутствия механизма стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов энергоснабжающими организациями, деятельность которых регулируется государством, бюджетной сферой и жилищно-коммунальным хозяйством.
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства связаны с многолетним недофинансированием капитального ремонта, реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.
Системы управления, ценообразования и финансирования отрасли в современных социально-экономических условиях не обеспечивают не только развитие, но и стабилизацию существующего уровня обслуживания населения. Одновременно возросла доля собственных расходов населения Орловской области на оплату жилья и коммунальных услуг в структуре семейных расходов. Темпы роста доли платежей граждан за жилье и коммунальные услуги без заметного улучшения их качества все чаще вызывают неудовлетворение низкодоходной части населения. При этом во многом высокие эксплуатационные затраты жилищно-коммунального хозяйства вызваны низким качеством проектирования и строительства объектов, применением недолговечных материалов, пренебрежением к последующим затратам на текущее содержание и ремонт жилья и коммунальной инфраструктуры.
Стабилизация ситуации в отрасли ЖКХ достигается за счет реализации системы мероприятий, имеющих в своей основе взвешенные, высокоэффективные технические подходы, соединяющие в себе накопленный за последние годы предприятиями ЖКХ Орловской области опыт и новые технологии.
Развитие предпосылок формирования аварийных ситуаций начинается в первую очередь с неэффективного использования финансовых ресурсов и отсутствия необходимого для поддержания нормальной работоспособности систем ЖКХ при данном режиме управления объема средств. Отсутствие у предприятий ЖКХ денежных средств на замену выработавшего свой ресурс оборудования, коммунальных сетей, на проведение модернизации системы приводит к повышению затрат на производство тепловой энергии и воды за счет перерасхода энергетических ресурсов, что является следствием сверхнормативных потерь и утечек. Бюджет нерационального использования энергоресурсов на предприятиях ЖКХ достигает десятков миллионов рублей в год.
Проблемы ЖКХ усугубляются еще и отсутствием у муниципалитетов средств, необходимых для поддержания нормального функционирования коммунальных систем. Участие областного бюджета в финансировании мероприятий по реконструкции систем тепло-, водоснабжения в муниципальных образованиях является необходимым фактором, позволяющим избежать развития аварийных ситуаций и обеспечить основу для формирования экономической устойчивости работы жилищно-коммунального комплекса региона.
Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве и потреблении. Затратные подходы к установлению цены на генерацию и транспортировку энергии, к системе планирования затрат бюджета региона в части потребления энергетических ресурсов привели к незаинтересованности производителей в снижении себестоимости производимой энергии, а потребителей - в эффективном потреблении энергоресурсов.
Существенные потери энергоресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования, а также в связи с предельной изношенностью инженерных сетей. Износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве Орловской области составляет более 65%. Высокий уровень износа энергетического оборудования при ежегодном росте потребления энергии требует неотложных мер по возмещению выбывающих мощностей. Энергосберегающие проекты модернизации оборудования являются альтернативным инвестиционным решением строительству новых источников энергии и требуют в 2,5-5 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей, вследствие значительного потенциала энергосбережения.
Орловская энергосистема является дефицитной. Основное электропитание Орловская область получает от Орловской ТЭЦ и Ливенской ТЭЦ. Отсутствие в последние 15 лет значительных объемов реконструктивных работ и технического перевооружения привели энергетику региона к недопустимо большой степени износа оборудования, что снизило надежность электроснабжения для потребителей Орловской области.
Этот разрыв может быть ликвидирован при вводе в эксплуатацию новых генерирующих мощностей и модернизации инженерных систем, отслуживших свой срок. В то же время целенаправленные меры по сокращению потребляемой энергии в масштабах Орловской области за счет энергосберегающих мероприятий могут сократить максимум нагрузки до 450 МВт, что составляет около 13% от величины потребляемой мощности в регионе.
Основные показатели потребления электрической энергии в Орловской области, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве, приведены в таблице 1.
Таблица 1
млн кВт/час
N |
Показатель |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1 |
Потребление электрической энергии |
2835,4 |
2790,3 |
2631,2 |
2. |
Полезный отпуск электроэнергии, всего |
1966,2 |
1233,5 |
1194,9 |
2.1. |
в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве |
102,2 |
98,8 |
100,4 |
Необходимо учитывать тот факт, что попытка покрыть возрастающую потребность в энергоресурсах только за счет строительства новых источников приведет к дополнительному потреблению природного газа. Усугубляет ситуацию рост цен на газ, рост ставок тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающие уровень инфляции, что приводит к снижению конкурентоспособности областных товаропроизводителей, повышению расходной части областного бюджета на энергообеспечение жилых домов, увеличению коммунальных платежей для населения. Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.
На территории Орловской области работают более 20 закрытых для подключения потребителей центров питания (подстанций), где существует высокий износ сетей, в результате происходят значительные потери при передаче электрической энергии, при этом реконструкция старых и строительство новых сетей не обеспечивают потребность по энергоснабжению области.
Обследования технического состояния коммунальных сетей на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства городов и районов области показали, что при нормативном сроке службы трубопроводов сетей в 20 лет фактический срок службы до первого коррозионного разрушения составляет 3-5 лет. Большинством предприятий ЖКХ для реконструкции систем до сих пор используются стальные трубы, срок безаварийной эксплуатации которых составляет 2-3 года. Использование насосного оборудования иностранного производства, автоматики, арматуры, измерительного и регулировочного оборудования, пластиковых, металлопластиковых труб позволит существенно сократить и эксплуатационные, и аварийные расходы.
С учетом состояния трубопроводных систем необходимо провести ряд работ, в том числе по обеспечению повышения надежности и устойчивости функционирования тепловых и водопроводных сетей путем применения компьютерной техники для совершенствования режима подачи и распределения воды, тепла и обнаружения повреждений.
Кроме того, важно обеспечить освоение материалов для защиты наружных и внутренних поверхностей трубопроводов, реконструкции и расширения водопроводных и тепловых систем.
Количество ветхих сетей по различным муниципальным образованиям области составляет 40 - 70% от общей протяженности.
На территории региона 91% населения обеспечен централизованным питьевым водоснабжением, в том числе 97,8% городского населения и 78,8% сельского населения.
В Орловской области, по статистическим данным, 29,7% водопроводных сетей нуждается в замене, отдельные участки сети полностью изношены. В 2009 году заменено 26,4 км и отремонтировано 115 км водопроводных сетей, что составило 18,1% от нуждающихся в замене.
Основные показатели работы систем водоснабжения в Орловской области за последние три года приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели работы систем водоснабжения
N |
Показатели |
В разрезе лет |
||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
||
1 |
Отпуск воды потребителям, млн куб. м/год |
54,1 |
52,6 |
53,6 |
2 |
Одиночная протяженность уличной водопроводной сети, тыс. км |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
3 |
Установленная мощность водопровода, тыс. куб. м/сутки |
549 |
529 |
526 |
4 |
Удельный вес уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене,% |
29,9 |
32,5 |
29,7 |
За последние 10-15 лет значительно увеличилась разница между реальной и учетной (первоначальной) стоимостью основных средств инфраструктуры, водопроводно-канализационного хозяйства, что не позволяет большинству предприятий использовать для замены сетей такой источник инвестиций, как амортизация. Как следствие - высокая изношенность разводящих водопроводных сетей, сокращение масштабов строительства объектов водоснабжения из-за отсутствия должного финансирования, многочисленные аварии на них в связи с длительным непроведением ремонтных работ.
Основная проблема заключается в недостаточности средств бюджетов, а также средств коммунальных предприятий на поддержание в требуемом состоянии тепловых и водопроводных сетей, объектов ЖКХ и жилищного фонда Орловской области. Это связано с большой капиталоемкостью, которая не обеспечена соответствующими финансовыми ресурсами.
В существующих условиях органы местного самоуправления области не обеспечат нормальное функционирование коммунальной инфраструктуры.
Следовательно, задача модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе и в направлении повышения эффективности использования энергии, должна быть решена в предстоящий период в рамках подпрограммы 1.
Сектор жилья считается одной из самых проблемных областей в том, что касается экономии энергоресурсов. По данным государственного статистического наблюдения, общая площадь жилищного фонда Орловской области в многоквартирных домах, по состоянию на 1 января 2010 года, составляет более 19 млн кв. м.
В настоящее время деятельность предприятий ЖКХ сопровождается весьма большими потерями тепловой энергии и воды. Фактическое удельное потребление воды в расчете на 1 жителя превышает установленные нормативы в 1,5-2 раза, а удельное теплопотребление - в 2-3 раза.
Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия и учреждения, в том числе жилые и общественные здания, потребляющие более 6000 т условного топлива в год (ГОСТ Р 51379-99 "Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы"). Официальным документом, подтверждающим факт обследования, является энергетический паспорт.
Назревшая необходимость во внедрении энергетического паспорта здания очевидна: для установления величины расчетного расхода тепла на отопление, горячее водоснабжение, годового теплопотребления и удельного теплопотребления на кв. м площади, контроля за выполнением строительных норм, стимулирования к энерго- и ресурсосбережению (население будет платить только за потребляемую энергию) и для обеспечения комфортных условий проживания для жильцов и высокого качества услуг.
Проведение энергетических обследований - один из необходимых этапов решения проблемы энергосбережения. Энергетическая паспортизация потребителей энергоресурсов является основным инструментом повышения энергоэффективности и предназначена для подтверждения соответствия фактических показателей энергетической эффективности нормативным.
Очень часто для принятия собственниками решения о модернизации здания полезной оказывается информация о том, насколько потребление энергии на его отопление отличается от эффективного. Такую информацию может дать только энергетический паспорт здания. Введение требования об энергетическом паспорте связано с защитой интересов потребителей. Потенциального покупателя или арендатора помещения в здании, просвещенного в вопросе энергоэффективности, обычно больше всего интересует, каково энергопотребление в данном конкретном здании в сравнении с другими подобными зданиями, так как это напрямую связано с его будущими расходами на оплату коммунальных услуг.
К сожалению, до сих пор не все домовладельцы оценили важность исследований и фиксации энергетических показателей в паспорте здания. Ведь главная цель подготовки энергетического паспорта - поэтапная работа по созданию энергетического баланса жилищного фонда, контроль за потреблением энергетических ресурсов и определение мероприятий по экономии энергии, что, в конечном счете, выгодно в первую очередь самому домовладельцу.
К числу проблем, стоящих перед муниципальными образованиями области, следует отнести отсутствие на объектах жилищного фонда приборов учета потребления и регулирования подачи тепловой энергии и воды.
В большинстве случаев расчет за потребленную тепловую энергию и воду осуществляется на основании проектных данных о нагрузках. При этом расходы, связанные с потерями тепла и воды при их транспортировке, включаются в тариф и перекладываются на потребителя. В итоге завышаются себестоимость услуг и объемы реализации.
Эффект от внедрения квартирных приборов учета очевиден. Установка коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов (далее также - общедомовые приборы учета) также не менее целесообразна.
В отличие от квартирных приборов учета общедомовые приборы учета позволяют контролировать не только объемы потребления, но и параметры качества ресурсов (давление, температуру и др.), несоблюдение которых может привести к неоправданному увеличению объемов потребления (например, при увеличении давления холодной воды, при снижении температуры горячей и т.д.). Кроме того, общедомовые приборы учета позволяют точно определить потери воды по пути от центрально-теплового пункта до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, выявить утечки в системах водо- и теплоснабжения многоквартирных домов. Установка общедомового прибора учета позволяет выявлять локализацию потерь.
Установка общедомовых приборов учета продиктована также необходимостью учета затрат воды на содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, уборку и поливку, так как в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", все затраты на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должны оплачивать собственники, общедомовые приборы учета позволят учесть весь объем горячей и холодной воды, потребленный домом на данные цели.
В настоящее время доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах, составляет:
на системах отопления - 4,6%;
системах водоснабжения - 37%;
системах электроснабжения - 74%;
системах газоснабжения - 82%.
С учетом указанных обстоятельств проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости региона предстоящие изменения стоимости энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
росту затрат предприятий ЖКХ на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления;
снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на государственное и муниципальное управление;
опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание предприятий и организаций ЖКХ и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Главной из основных угроз социально-экономическому развитию Орловской области становится снижение конкурентоспособности предприятий ЖКХ, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих по темпам роста экономическое развитие. Высокая энергоемкость предприятий ЖКХ в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики региона и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства региона:
1) значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
2) значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов жилищно-коммунального хозяйства;
3) повышенные потери при производстве и потреблении энергетических ресурсов, высокий расход первичных ресурсов в связи с предельной изношенностью коммунальных сетей;
4) неэффективная загрузка мощностей, когда установленная мощность котельной существенно превышает ее фактическое использование, и повышенный износ энергетического оборудования, сложившийся в результате длительного неэффективного использования;
5) несоответствие оснащенности жилищно-коммунального хозяйства современному научно-техническому уровню;
6) отсутствие результатов энергетических обследований и энергетических паспортов жилищного фонда Орловской области;
7) отсутствие общедомовых приборов регулирования расхода и учета потребления энергетических ресурсов. Не все квартиры жилых домов оборудованы квартирными приборами учета расхода тепла и воды. В числе проблем - несанкционированный разбор энергоносителей.
Для решения проблем необходимо срочное осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий со стороны органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований области и руководителей предприятий ЖКХ по повышению эффективности потребления энергии и ресурсов других видов на территории Орловской области.
Транспортный комплекс Орловской области представлен автомобильным и железнодорожным видами транспорта.
За 8 месяцев 2010 года объем грузоперевозок, выполненный транспортом Орловской области, составил 3,3 млн тонн, количество перевезенных пассажиров автомобильным транспортом - 53,5 млн человек.
В автомобильном пассажирском парке Орловской области насчитывается свыше 4,497 тыс. автобусов и 102 единицы троллейбусов.
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Орловской области осуществляет 257 субъектов различной формы собственности, в том числе 27 юридических лиц и 230 предпринимателей.
Вместе с тем в Орловской области органами, осуществляющими контроль за регистрацией и эксплуатацией транспортных средств, не проводится мониторинг энергетической эффективности в транспортном комплексе, отсутствуют сведения о транспортных средствах, работающих на альтернативных видах топлива, не стимулируется приобретение собственниками автотранспортных средств с объемом двигателей ниже 1,0 л, гибридных транспортных средств и с повышенными показателями топливной экономичности, не внедряются инновационные технологии снижения выбросов СО2 автотранспорта.
Указанные проблемы предполагается решить в рамках настоящей подпрограммы.
Решение указанных проблем является приоритетным направлением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и возможно только программными методами путем проведения комплекса организационных, производственных и других мероприятий.
Понятия и термины, используемые в подпрограмме 1:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.
Подпрограмма 1 разработана в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
II. Цель и задачи подпрограммы 1 с указанием сроков и этапов
ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Главной целью настоящей подпрограммы является повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспортном комплексе Орловской области за счет реализации комплекса энергосберегающих мероприятий, внедрения энергоэффективных технологий, замены, реконструкции и модернизации коммунальных сетей и объектов ЖКХ.
Сферой действия подпрограммы 1 является жилищный фонд и объекты жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Основными задачами подпрограммы 1 в соответствии с поставленной целью являются:
сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке по инженерным сетям;
обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов в жилищном фонде области;
проведение энергетических обследований и введение энергетических паспортов жилищного фонда Орловской области;
проведение энергетических обследований и паспортизации предприятий транспорта, выработка рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
замещение нефтяного моторного топлива альтернативными видами топлива, прежде всего сжиженным природным газом.
В соответствии с задачами в подпрограмме 1 определены необходимые мероприятия по сокращению потерь и использованию выявленного потенциала энергосбережения, которые приведены в разделе 4 настоящей подпрограммы.
Для повышения эффективности и регулирования энергосбережения в Орловской области вводится система индикативного управления, разработанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Расчет целевых показателей подпрограммы 1 произведен на основе данных, полученных в органах государственной статистики по Орловской области, предприятиях ЖКХ, транспортного комплекса и муниципальных образованиях региона.
Индикаторы для расчета целевых показателей подпрограммы 1 представлены в приложении 1 к настоящей подпрограмме.
Расчет целевых показателей подпрограммы 1 представлен в приложении 1.1 к настоящей подпрограмме.
Целевые индикаторы представлены по следующим группам:
1. Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
доля объемов электрической энергии (далее - ЭЭ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой на территории Орловской области;
доля объемов тепловой энергии (далее - ТЭ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ТЭ, потребляемой на территории Орловской области;
доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой на территории Орловской области;
доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого на территории Орловской области;
объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования подпрограммы 1.
2. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов:
экономия электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении;
экономия тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении;
экономия воды в натуральном и стоимостном выражении.
3. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде:
доля объемов ЭЭ, потребляемой в жилищном фонде Орловской области, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой в жилищном фонде;
доля объемов ТЭ, потребляемой в жилищном фонде Орловской области, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ТЭ, потребляемой в жилищном фонде Орловской области;
доля объемов воды, потребляемой в жилищном фонде Орловской области, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в жилищном фонде Орловской области;
доля объемов природного газа, потребляемого в жилищном фонде Орловской области, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого в жилищном фонде Орловской области;
число многоквартирных жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование (далее - ЭО);
доля многоквартирных жилых домов, в отношении которых проведено ЭО, в общем числе многоквартирных домов.
4. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе:
динамика количества высокоэкономичных по использованию моторного топлива транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется Орловской областью, муниципальным образованием;
динамика количества общественного транспорта, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется Орловской областью, муниципальным образованием, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
Срок реализации подпрограммы 1: 2011-2015 годы, этапы не выделяются.
III. Система подпрограммных мероприятий, индикаторы оценки
результатов реализации основных мероприятий программы
Система мероприятий подпрограммы 1, обеспечивающая выполнение поставленной цели, состоит из 2 разделов:
энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде Орловской области;
энергосбережение и энергетическая эффективность в транспортном комплексе области.
Система мероприятий и оценка результатов подпрограммы 1 представлена в приложении 3 к настоящей подпрограмме.
Основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в ЖКХ и транспортном комплексе будут осуществляться по 4 направлениям:
1. Мероприятия по реконструкции, замене коммунальных сетей и модернизации объектов ЖКХ.
2. Проведение энергетических обследований многоквартирных домов и введение энергетических паспортов в жилищном фонде Орловской области.
3. Оснащение жилищного фонда Орловской области приборами учета потребления энергетических ресурсов.
4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе Орловской области.
В перечне мероприятий обозначены основные направления, предусмотренные Федеральным законом.
Мероприятия по конкретным объектам ЖКХ и объектам транспортного комплекса Орловской области будут формироваться на основании утвержденных муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также предложений органов местного самоуправления Орловской области в соответствии с разделом V настоящей подпрограммы.
Ежегодно, в течение всего срока действия, подпрограмма 1 корректируется исходя из возможностей бюджета Орловской области на очередной финансовый год и плановый период, с учетом предоставления субсидий из федерального бюджета, а также предложений, вносимых органами местного самоуправления при принятии ими программ в сфере энергосбережения и энергетической эффективности.
Корректировка подпрограммных мероприятий производится посредством представления в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области предложений от органов местного самоуправления (в виде муниципальной программы, разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности") на очередной финансовый год для последующего их обобщения и внесения в Правительство Орловской области на рассмотрение в установленном порядке.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Бюджетные средства Орловской области используются для долевого финансирования подпрограммных мероприятий, включая прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы.
Средства областного бюджета будут представляться муниципальным образованиям в качестве субсидий на конкурсной основе по итогам рассмотрения муниципальных программ конкурсной комиссией, созданной при Департаменте.
Основными внебюджетными источниками финансирования подпрограммы 1 являются:
средства, образуемые в результате регулирования тарифов для потребителей на электрическую и тепловую энергию;
средства, привлекаемые организациями ЖКХ и предприятиями транспортного комплекса за счет кредитных ресурсов, проведения лизинговых операций, а также средства инвесторов, привлекаемые в целях выполнения программных инвестиционных энергосберегающих мероприятий;
средства, образуемые за счет стоимости сэкономленных энергетических ресурсов организациями ЖКХ и предприятиями транспортного комплекса в результате выполнения ими программных инвестиционных энергосберегающих проектов и используемые в целях возмещения произведенных затрат;
иные внебюджетные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Орловской области.
Объемы и источники финансирования на весь период реализации подпрограммы 1, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Объемы и источники финансирования на весь
период реализации подпрограммы 1
(тыс. рублей)
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Итого |
Средства федерального бюджета |
7000 |
7000 |
7000 |
7000 |
7000 |
35000 |
Средства бюджета Орловской области |
132 486 |
65 586 |
62 586 |
73 086 |
68 286 |
402 030 |
Средства бюджетов муниципальных образований Орловской области |
42 902 |
20 602 |
19 602 |
23 102 |
21 502 |
127 710 |
Внебюджетные источники |
258 412 |
124 612 |
118 612 |
139 612 |
130 012 |
771 260 |
Всего средств |
440 800 |
217 800 |
207 800 |
242 800 |
226 800 |
1 336 000 |
Финансирование подпрограммных мероприятий будет осуществляться исходя из возможностей бюджета Орловской области на очередной финансовый год и плановый период.
Мероприятия по реконструкции, замене коммунальных
сетей и модернизации объектов ЖКХ
Основная цель реализации мероприятий данного раздела заключается в реконструкции и модернизации существующих котельных, тепловых и водопроводных сетей с целью достижения качественного теплоснабжения населения при условии экономической устойчивости работы системы теплоснабжения и водоснабжения; снижении затрат на производство тепла в городах и населенных пунктах области и, как следствие, снижении дотационной составляющей местных бюджетов. В результате коммунальная тепло-, водоэнергетика должна приобрести качественно новые свойства: устойчивость функционирования коммунальных систем теплоснабжения и водоснабжения в режиме самоокупаемости; исключение возможности возникновения аварий в системах и на инженерных сооружениях; способность к саморазвитию и самосовершенствованию; способность эффективно и рационально использовать собственные ресурсы с применением энерго- и ресурсосберегающих технологий; способность самостоятельно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям; стать инвестиционно привлекательной отраслью.
Первоочередным этапом перевода ЖКХ на энергосберегающий путь развития должна стать подготовка схем теплоснабжения и водоснабжения населенных пунктов Орловской области.
На базе схем тепло-, водоснабжения появится возможность определить размеры капитальных вложений для выполнения комплекса работ по техническому перевооружению, модернизации и реконструкции объектов ЖКХ.
В рамках работ по повышению энергетической эффективности в электросетевом хозяйстве Орловской области планируется провести работы по установке частотных преобразователей. Частотные преобразователи обеспечивают полную электронную защиту преобразователя и двигателя от перегрузок по току, перегрева, утечки на землю и обрыва фазы. Преобразователь позволяет отслеживать и отображать на цифровом пульте основные параметры системы на заданную скорость, выходную частоту, ток и напряжение двигателя, выходную мощность и момент, состояние дискретных входов, общее время работы преобразователя и т.д. Современные преобразователи частоты имеют множество дополнительных расширений и опций, позволяющих создавать системы автоматического управления, не прибегая к использованию контроллеров.
Частотные преобразователи позволяют с высокой надежностью и эффективностью решать различные задачи автоматизации производства коммунальных ресурсов и экономии электроэнергии. В результате выполнения данных работ будет получена экономия электрической энергии до 25 млн кВт/час.
Результатом выполнения работ по реконструкции и модернизации тепловых сетей является приведение удельных показателей теплоснабжения к нормативным, рассчитанным согласно СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", показателям теплопотребления. Среднегодовое нормативное теплопотребление жилого фонда Орловской области должно быть не выше 0,36 гкал/м2, фактически же эта величина оценивается на уровне 0,52 гкал/м2. Перерасход средств на сверхнормативное потребление оценивается на уровне 1,3 млн руб. в год. Основная часть этих затрат связана с ветхостью тепловых сетей.
Все теплоисточники, на которых будут реализовываться мероприятия по реконструкции и модернизации, оснащаются необходимым перечнем контрольно-измерительных приборов, системами автоматизации, приборами коммерческого учета тепловой энергии и электронными преобразователями солей жесткости.
Электронные преобразователи солей жесткости предназначены для защиты теплового оборудования от отложений солей жесткости (накипи). Малогабаритные, неэнергоемкие, не нуждающиеся в постоянном обслуживании и не потребляющие никаких расходных материалов приборы обеспечивают снижение отложений солей за счет переноса процессов кристаллизации солей жесткости со стенок оборудования в объем воды. Таким образом, приборы позволяют защитить теплообменное оборудование от накипи, снизить или полностью удалить уже имеющиеся отложения, значительно снизить затраты на энергоносители. Срок окупаемости приборов - от 3 месяцев до 1 года. Срок эксплуатации приборов - не менее 10 лет.
Отсутствие химводоподготовки (далее также - ХВО) и деаэрации в котельных зачастую является одной из основных причин выхода из строя котлоагрегатов. Отсутствие у муниципальных теплоэнергетических предприятий необходимых средств вынуждает их отказываться от эксплуатации ХВО, а при проведении реконструкции - и от ее установки.
В рамках реализации единой технической политики необходимо разработать и осуществить мероприятия, целью которых будет являться подбор и оснащение коммунальных котельных Орловской области системами ХВО, технология которых соответствует физико-химическим характеристикам воды, поступающей на теплоисточник. В первую очередь, при необходимости, системами ХВО и деаэраторами будут оснащаться теплоисточники, на которых выполняются мероприятия по модернизации или реконструкции.
Главная задача в работе по реконструкции систем подачи и распределения питьевой воды состоит в создании средств, технологий, материалов и оборудования, которые позволят обеспечить реконструкцию инженерных сетей и применение материалов нового поколения, имеющих надежную антикоррозионную защиту и высокий срок службы, и одновременно с этим осуществлять поэтапно выполнение восстановительных работ на изношенных и вышедших из строя трубопроводах. Данные меры позволят сократить потери воды в процессе ее транспортировки до потребителей.
Для повышения долговечности реконструируемых систем тепло-, водоснабжения необходима реализация всей системы антикоррозионных мероприятий, состоящая из следующего комплекса работ:
рационального выбора трассы и методов прокладки на основании данных коррозионных обследований и технико-экономических обоснований;
применения соответствующих защитных покрытий;
применения диэлектрических опор, изолирующих фланцевых соединений;
применения электрохимической защиты (далее - ЭХЗ).
Комплекс работ по осуществлению ЭХЗ инженерных сооружений и сетей включает следующие этапы:
коррозионное обследование (если не проводилось ранее);
проектно-изыскательские работы;
строительно-монтажные работы;
пусконаладочные работы;
техническое обслуживание.
Необходимо повсеместное внедрение АСКУЭ - автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов. Цель внедрения - заменить локальный приборный учет воды на учет системный.
В подпрограмме 1 предусматривается продолжение работ по определению неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения.
Осуществление мероприятий по строительству и реконструкции централизованных систем водоснабжения позволит существенно улучшить качество питьевой воды, повысить технологическую и санитарную надежность централизованных систем водоснабжения, сократить удельное водопотребление на 20-25%, увеличить срок эксплуатации трубопроводов в 2-3 раза, улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку в регионе.
Эти работы жестко увязаны с вопросами установки приборов учета и эксплуатации разводящих сетей домов. От реализации муниципальных программ по обеспечению потребителей приборами учета воды, ревизии систем водоснабжения жилых зданий будет зависеть очередность финансирования работ в части, зависящей от областного бюджета.
Завершающим этапом при выполнении реконструкции систем тепло-, водоснабжения должна стать гидравлическая наладка.
Отсутствие или некачественное выполнение какого-либо вида работ обесценивает весь комплекс мероприятий.
Для стабилизации отрасли, повышения экономической рентабельности, привлечения инвестиций в отрасль ЖКХ необходимо сделать взаимозависимыми критерии надежности энергоснабжения и критерии экономической выгоды.
В числе коммунальных тепло-, водоисточников, подлежащих реконструкции, находятся такие объекты, доминирующей оценкой кризисного состояния которых является социальный фактор и аварийное состояние. Непринятие срочных мер по нормализации состояния объекта может привести к чрезвычайной ситуации. При обследовании таких систем были выбраны оптимальные мероприятия, реализация которых будет способствовать предотвращению чрезвычайной ситуации или выводу из кризисного состояния.
Объемы работ и финансирования определяются по конкретному объекту:
возможностью привлечения целевых инвестиций, лизинговых или других схем финансирования, позволяющих снизить инвестиционную составляющую областного бюджета;
наличием проектно-сметной документации;
сроками окупаемости капитальных затрат;
утвержденными в областном бюджете целевыми расходами с учетом долевого участия средств муниципальных образований и предприятий ЖКХ.
В целях установления экономически обоснованного тарифа и в то же время снижения затрат на производство тепловой энергии, а также повышения экономического эффекта производства тепловой энергии и воды необходимо проведение комплекса мер, направленных на реконструкцию и модернизацию котельных.
В результате реализации мероприятий данного раздела будет получена годовая экономия к 2016 году:
по электрической энергии - 50 млн кВт/час;
по тепловой энергии - 130 тыс. Гкал;
по воде - 7 млн куб. м.
Проведение энергетических обследований многоквартирных домов
и введение энергетических паспортов в жилищном фонде
Орловской области
Для внедрения в жилищном фонде энергетических паспортов необходимо провести энергетическое обследование домов, т.е. энергоаудит.
Проект по энергоаудиту состоит из следующих основных этапов:
1. Определение теплотехнических показателей строительных материалов наружных ограждающих конструкций, обследование инженерных систем здания, определение квалификации персонала, обслуживающего инженерные системы, определение возможных мероприятий по энергосбережению. Важно, чтобы имела место прибыльность при внедрении мероприятий по энергосбережению.
2. Внедрение проекта по энергосбережению с последующим контролем за эксплуатацией энергосберегающего оборудования.
3. Контроль за соответствием планируемых показателей по энергосбережению фактическим в течение длительного времени.
На основе полученной информации рассчитываются требуемые капитальные затраты, предполагаемые эксплуатационные расходы, прибыльность мероприятий, окупаемость мероприятий и пр.
В результате расчетов должны появиться следующие основные сведения:
экономия энергии за год, кВт/год;
экономия в руб. за год, руб./год;
общая стоимость энергосберегающих мероприятий в руб.
В рыночных условиях важно знать срок окупаемости мероприятий по энергосбережению. Если проведение сразу всех мероприятий по сохранению энергии слишком дорого, то необходимо начать работу с самых выгодных с точки зрения прибыльности мероприятий.
Энергообследование с оформлением энергетического паспорта может проводить организация, оказывающая услуги в области энергоаудита, имеющая лицензию на выполнение данных работ.
В настоящее время в Российской Федерации определены требования к энергетическому паспорту для жилых и общественных зданий (СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий").
Энергетический паспорт здания, составленный по результатам тепловизионного обследования, включает:
1) сведения о типе и функциональном назначении здания, его этажности и объеме;
2) данные об объемно-планировочном решении с указанием данных о геометрических характеристиках и ориентации здания, площади его ограждающих конструкций и пола отапливаемых помещений;
3) климатические характеристики района строительства, включая данные об отопительном периоде;
4) проектные данные по теплозащите здания, включающие приведенные сопротивления теплопередаче как отдельных компонентов ограждающих конструкций, так и здания в целом;
5) проектные данные по системам поддержания микроклимата и способам их регулирования в зависимости от изменения климатических воздействий;
6) проектные теплоэнергетические характеристики здания, включающие удельные расходы тепла на отопление здания в течение отопительного периода на квадратный или кубический метр отапливаемой площади или объема в градусах в сутки;
7) изменения фактических объемно-планировочных, конструктивных параметров, параметров систем вентиляции и кондиционирования в сравнении с проектными параметрами;
8) результаты испытания энергопотребления и тепловой защиты здания после годичного периода его эксплуатации;
9) класс энергетической эффективности здания;
10) рекомендации по повышению энергоэффективности.
По результатам выполнения мероприятий настоящего раздела до 2016 года будут определены перспективные направления дальнейшей реализации мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде Орловской области.
Оснащение жилищного фонда Орловской области приборами
учета потребления энергетических ресурсов
В рамках реализации подпрограммы 1 предусматривается выполнение следующих мероприятий:
установка общедомовых приборов учета;
организация системы обслуживания общедомовых приборов учета;
организация системы контроля и учета потребленных коммунальных ресурсов.
Для обеспечения полного оснащения многоквартирных домов (два и более этажей) современными общедомовыми приборами учета необходимо установить: 2700 общедомовых приборов учета отопления; 1500 общедомовых приборов учета горячего водоснабжения; 5300 общедомовых приборов учета холодного водоснабжения и 2000 общедомовых приборов учета электроснабжения.
Реализацию мероприятий данного раздела целесообразно осуществлять путем создания в ряде муниципальных образований области демонстрационных энергоэффективных зон. В качестве пилотных предлагаются муниципальные образования - город Орел, город Мценск и город Ливны. В каждом из городов планируется создать от 3 до 5 зон энергоэффективности.
Зоны энергоэффективности характеризуются активным внедрением энергоресурсосберегающих технологий, в частности:
1) установка общедомовых приборов учета тепловой энергии и воды в многоквартирных домах;
2) установка приборов учета малоимущим гражданам;
3) установка и использование автоматических регулирующих устройств в многоквартирных домах;
4) внедрение автоматического управления лестничным освещением (датчиками движения) в многоквартирных домах;
5) замена ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы;
6) установка автономных теплоисточников.
По предварительным расчетам затраты по созданию одной зоны энергоэффективности (5-6 типовых трехподъездных домов) составляют около 4 млн руб.
Предполагается в каждом из пилотных муниципальных образований создать по 3 зоны энергоэффективности, т.е. суммарные затраты составят 48 млн руб., годовой экономический эффект - 12,4 млн руб.
В результате реализации данных мероприятий к 2016 году будет получена годовая экономия:
по электрической энергии - 21,5 млн кВт/час;
по тепловой энергии - 18,5 тыс. Гкал;
по воде - 1,9 млн куб. м.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в
транспортном комплексе Орловской области
В рамках решения поставленных задач определены основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при эксплуатации автомобильного транспорта в Орловской области:
1. Проведение НИОКР в сфере энергосбережения и энергоэффективности в транспортном комплексе и мониторинг энергетической эффективности реализованных мероприятий.
2. Стимулирование переоборудования топливных систем организаций и предприятий в целях замещения природным газом бензина.
3. Приобретение пассажирского автотранспорта, работающего на газовом топливе.
4. Предоставление субсидий пассажирским автоперевозчикам для установки на автобусы инновационных устройств, снижающих выбросы СО2.
При проведении НИОКР будут определены основные данные:
1) количество транспортных средств, оборудованных для работы на газовом топливе, в том числе автобусов;
2) количество транспортных средств, которые потенциально могут работать на газовом топливе, в том числе автобусов;
3) количество транспортных средств с объемом двигателя менее 1 л;
4) количество гибридных транспортных средств;
5) характеристика организации работ по энергосбережению на предприятиях транспортного комплекса;
6) количество транспортных средств с повышенными показателями топливной экономичности и пониженным выбросом СО2.
В настоящее время в связи с отсутствием статистических и официальных данных по вышеуказанным сведениям значительно затрудняется дальнейшая работа по выполнению мероприятий энергосбережения и повышению энергетической эффективности в транспортном комплексе Орловской области. По итогам проведения НИОКР будет осуществляться ежегодный мониторинг энергетической эффективности реализованных мероприятий.
Стимулирование переоборудования топливных систем организаций и предприятий в целях замещения природным газом бензина планируется осуществлять во взаимодействии с Департаментом экономики Орловской области, областным автономным учреждением "Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства", предприятиями транспортного комплекса и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки.
По результатам выполнения данного комплекса мероприятий будет осуществляться микрокредитование субъектов транспортного комплекса для проведения работ по переоборудованию транспортных средств устройствами, работающими на природном газе.
Приобретение пассажирского автотранспорта, работающего на газовом топливе, планируется осуществлять как в рамках реализации федеральной программы предоставления субсидий федерального бюджета бюджету Орловской области на закупку автотранспортных средств, так и за счет средств внебюджетных источников. Выполнение мероприятия обеспечит модернизацию парка общественного транспорта, приведет к сокращению потребления энергетических ресурсов, снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду, а также оснащению автомобильного транспорта приборами регистрации параметров движения посредством систем спутниковой навигации.
Стимулирование переоборудования топливных систем организаций и предприятий в целях замещения природным газом бензина выразится в предоставлении субсидий юридическим лицам на внедрение инновационных устройств, снижающих выбросы вредных веществ в атмосферу, что приведет к улучшению экологической обстановки на территории Орловской области.
В результате реализации данных мероприятий к 2016 году будет получена годовая экономия по бензину до 7,152 тыс. тонн условного топлива.
Повышение энергоэффективности в муниципальных
образованиях Орловской области
В муниципальных образованиях области сосредоточено основное количество объектов ЖКХ. Вопросы их текущего содержания находятся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований области.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы организации электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, а также управления муниципальным жилищным фондом.
Органы местного самоуправления являются, как правило, крупнейшими собственниками жилищного фонда в муниципальном образовании и выполняют основные организационные функции по управлению и содержанию жилищного фонда, в том числе в случае, если собственники жилых помещений не реализуют свои права по управлению жилыми домами.
Основная проблема при этом заключается в недостаточности средств местных бюджетов на поддержание в требуемом состоянии муниципального жилищного фонда. Это связано с большой капиталоемкостью муниципального хозяйства, которое не обеспечено соответствующими финансовыми ресурсами.
Жилищный фонд муниципальных образований области не обеспечен финансовыми возможностями местных бюджетов. Даже с учетом трансфертов из областного бюджета, доходов от найма и средств, поступающих от населения на содержание и ремонт муниципальных жилых
помещений, капиталоемкость муниципального жилищного фонда в 2 - 3 раза выше показателей других отраслей экономики области.
В существующих условиях задача модернизации объектов муниципальной собственности, в том числе и в части повышения эффективности использования энергии, не может быть решена в предстоящий период исключительно за счет средств местных бюджетов.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления муниципальных образований области.
Эти обстоятельства имеют особое значение при управлении процессом энергосбережения в регионе.
Мощным механизмом воздействия на процесс повышения эффективности использования энергии являются имеющиеся у органов местного самоуправления муниципальных образований области полномочия по согласованию производственных и утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры. В технические задания по разработке инвестиционных программ и в сами программы в обязательном порядке должны включаться мероприятия по энергосбережению.
Целью данного раздела является формирование системы мер по стимулированию энергосбережения в жилищном фонде муниципальных образований области, созданию условий для реализации органами местного самоуправления функций по повышению эффективности использования энергоресурсов.
Условием предоставления финансовой помощи и бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований является решение ими следующих задач:
1) обеспечить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии и воды основные энергопотребляющие объекты ЖКХ и перейти на расчеты между муниципальными организациями и поставщиками коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета;
2) обеспечить применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства за счет средств местного бюджета;
3) сформировать систему муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;
4) обеспечить проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в жилищном фонде;
5) обеспечить установку приборов учета малоимущим гражданам;
6) принять меры по приватизации муниципального жилищного фонда, в том числе за счет увеличения платы за наем;
7) активизировать работу по реформированию отношений в сфере управления жилищным фондом, передаче на конкурсной основе функций управления многоквартирными домами управляющим компаниям с обязательным включением энергосберегающих мероприятий в условия договоров управления;
8) создать условия для обеспечения жилищного фонда приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии и воды, перехода на расчеты между населением и поставщиками коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета;
9) обеспечить доступ населения муниципального образования к информации по энергосбережению;
10) предусматривать включение мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии в технические задания по разработке инвестиционных программ, а также в производственные и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со своими полномочиями органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют муниципальные программы энергосбережения, а также иные муниципальные программы с учетом мер энергосбережения.
Координацию деятельности по реализации государственной политики в сфере энергосбережения и мониторинг ее результатов в муниципальных образованиях области осуществляет руководитель подпрограммы 1.
Предоставление средств областного бюджета для реализации мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности на территории муниципальных образований будет проводиться на конкурсной основе по результатам выполнения органами местного самоуправления положений настоящей подпрограммы.
V. Механизм реализации подпрограммы 1, управление
реализацией и мониторинг подпрограммы 1
Отбор исполнителей проектов при реализации мероприятий подпрограммы 1, финансируемых из средств бюджета Орловской области и бюджетов муниципальных образований, будет осуществляться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Государственным заказчиком определяется основное содержание направлений подпрограммы 1, их соответствие целям и задачам. В ходе реализации подпрограммных мероприятий руководитель подпрограммы 1 обеспечивает координацию деятельности исполнителей, исключая дублирование мероприятий, осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий, несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий подпрограммы 1, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Неотъемлемым элементом механизма реализации подпрограммы 1 является ее мониторинг, осуществляемый с помощью ежегодного анализа результатов реализации мероприятий.
В ходе реализации подпрограммы 1 Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области:
осуществляет руководство и текущее управление реализацией подпрограммы 1;
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации подпрограммы 1;
на основании предложений исполнителей подпрограммы 1 подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий и объемов финансирования с учетом выполненных работ на очередной финансовый год и представляет заявки на финансирование из бюджета Орловской области;
уточняет механизм реализации и затраты по мероприятиям подпрограммы 1.
Контроль за реализацией подпрограммы 1 осуществляет Правительство Орловской области.
Руководитель подпрограммы 1 осуществляет мониторинг ее выполнения на основе сбора и анализа представляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ и расходовании средств. Форма отчета утверждается руководителем подпрограммы 1.
Финансирование подпрограммы 1 осуществляется при условии принятия муниципальных программ в области энергосбережения и обеспечения софинансирования мероприятий, указанных в настоящей подпрограмме. Структура финансирования подпрограммы 1 представлена в приложении 2 к подпрограмме 1. Структура финансирования подпрограммы "Энергосбережение и энергетическая эффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспортном комплексе Орловской области" из средств областного бюджета по бюджетополучателям представлена в приложении 2.1 к подпрограмме 1.
Руководитель подпрограммы 1 в установленном порядке отчитывается перед государственным заказчиком.
VI. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности подпрограммы 1
При реализации подпрограммы 1 в 2011-2015 годах будет:
1) сокращено количество ветхих тепловых и водопроводных сетей, потери на инженерных сетях сведены к минимальным значениям;
2) создана система управления проектами по энергосбережению, содействующая переводу экономики Орловской области на энергосберегающий путь развития;
3) обеспечено внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в ЖКХ в жилищном фонде и транспортном комплексе Орловской области;
4) установлена экономия по всем видам энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии;
5) вовлечена в процесс энергосбережения инфраструктура Орловской области за счет активизации пропаганды и формирования механизма стимулирования энергосбережения;
6) повышена обеспеченность энергоресурсами Орловской области за счет сокращения нерационального потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальной сфере и транспортном комплексе.
Выполнение мероприятий, включенных в подпрограмму 1, позволит получить положительные результаты в жилищно-коммунальной сфере, в жилищном фонде и транспортном комплексе Орловской области.
Ожидаемый экономический эффект в результате осуществления подпрограммы 1 до 2015 года составит около 1 млрд руб. при общей величине затрат 1336,0 млн руб. Экономический эффект в натуральных показателях представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Наименова-ние показателя |
Единицы измерения |
Прогнозные значения показателей по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Экономия электрической энергии |
млн кВт/час |
25,3 |
37,4 |
49,1 |
60,5 |
71,5 |
Экономия тепловой энергии |
тыс. Гкал |
81,5 |
93,5 |
113,5 |
133,5 |
148,5 |
Экономия воды |
млн куб. м |
1,6 |
4,5 |
6,8 |
7,9 |
8,9 |
Экономия автомо-бильного бензина |
тыс. тонн условного топлива |
1,639 |
2,235 |
3,129 |
5,215 |
7,152 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.