Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2012 г. N 207 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программно-целевым методом
В 2011 году завершается срок реализации областной целевой программы "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007-2011 годы", утвержденной Законом Орловской области от 13 февраля 2007 года N 662-ОЗ.
Несмотря на определенный положительный эффект от реализации программных мероприятий, позитивные тенденции, наметившиеся в Орловской области в период с 2008 по 2010 годы и в истекшем периоде 2011 года, криминогенная ситуация продолжает оставаться сложной, чему способствовал целый ряд причин и тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические корни.
Общее количество совершенных преступлений в период 2008-2010 годов сократилось на 19,1% (с 16 891 до 13 660), за 2 месяца 2011 года - на 5,4% (с 2409 до 2279). На фоне снижения уровня преступности на 14,3% сократилось число раскрытых преступлений (с 9885 до 8473), за 2 месяца 2011 года - на 11,2% (с 1826 до 1622).
Количество нераскрытых преступлений снизилось на 33,7% (с 7606 до 5045), за 2 месяца 2011 года - на 16,3% (с 710 до 594). Общая раскрываемость преступлений возросла с 56,5% до 62,7%, за 2 месяца 2011 года - с 72,0% до 73,2%.
С 2008 года сохраняется устойчивая тенденция сокращения количества тяжких и особо тяжких преступлений (-20,8%), за 2 месяца 2011 года - (-11%). Однако в результате недостаточной профилактической работы по пресечению данных преступлений на стадии приготовления и покушения их удельный вес остается значительным: 2010 год - 21,5%, за 2 месяца 2011 года - 22,5%.
В указанный период произошло снижение удельного веса преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 11% до 9,3%, за 2 месяца 2011 года доля таких преступлений составила 4,9% (аналогичный период прошлого года - 7,4%), а также подростковой преступности с 7,1% до 4,9%. Вместе с тем по итогам 2 месяцев 2011 года наметилась тенденция увеличения доли преступлений, совершенных несовершеннолетними, - с 1,6% до 2,5%.
В период 2008-2010 годов удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, увеличился с 13,1% до 15,7%, отрицательная динамика сохраняется и по итогам 2 месяцев 2011 года (7,9% против 7,6% аналогичного периода прошлого года). В 2011 году доля данных преступлений значительно выше среднеобластного показателя на территории г. Орла (12,6%), Урицкого (13,7%) и Ливенского (9,3%) районов. Негативным образом на динамику уличной преступности влияет неэффективное привлечение к охране правопорядка общественных формирований правоохранительной направленности и отсутствие в области единой системы управления нарядами полиции и видеоконтроля за состоянием оперативной обстановки на улицах и в других общественных местах.
Несмотря на снижение удельного веса преступлений в период 2008-2010 годов с 45,4% до 37%, по прежнему в структуре преступности доминируют кражи. За 2 месяца 2011 года удельный вес преступлений данной категории увеличился с 26,5% до 29,2%. Из 666 зарегистрированных краж 358, или 53,8% остаются нераскрытыми.
Недостаточно решаются вопросы индивидуально-профилактического воздействия на лиц подучетных категорий и лиц, ведущих асоциальный образ жизни. В настоящее время на учете в органах внутренних дел состоят 20 тысяч лиц данной категории.
Как следствие, в 2009 году рост числа преступлений, совершенных на почве семейно-бытовых отношений, составил 19,2% (1043 против 875), в 2010 году произошло незначительное снижение бытовой преступности (-4%; 1001 против 1043). По итогам 2 месяцев 2011 года сохраняется тенденция роста числа преступлений данной категории (+2,7%; 187 против 182).
Остро стоит вопрос предупреждения рецидивных преступлений. Несмотря на снижение уровня рецидивной преступности по области в период 2008-2010 годов с 34,3% до 24,8% и за 2 месяца 2011 года - с 25,8% до 22,9%, удельный вес преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, остается высоким, а в отдельных районах области (Верховском, Залегощенском, Колпнянском, Кромском, Мценском, Троснянском, Урицком и Шаблыкинском районах) уже по итогам 2 месяцев 2011 года достиг 40% и более. По данным статистики, более 80% лиц указанной категории на момент совершения преступлений не имели постоянного источника дохода.
В целях социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, принята и реализуется долгосрочная целевая программа "Комплекс мер по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации в Орловской области на 2010-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 25 декабря 2009 года N 296. Вместе с тем, более 60% осужденных - это граждане, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В отношении данной категории граждан также необходимо проведение комплекса мер по вовлечению их в общественно полезную деятельность.
Требуют решения вопросы повышения антитеррористической защищенности объектов вероятных террористических устремлений, в первую очередь мест с массовым пребыванием людей. В настоящее время из 899 школьных и дошкольных учреждений около 40% (394) не оборудованы средствами охранной сигнализации и не имеют физической охраны, что особенно характерно для сельской местности. Аналогичная ситуация отмечается в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
Создание эффективной системы профилактики правонарушений невозможно без использования современных технических средств и информационных технологий. Новым шагом в данном направлении стало внедрение в ряде регионов аппаратно-программных комплексов "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"). Его основу составляют система видеонаблюдения, система мониторинга подвижных объектов, ведомственная сеть передачи данных, центр оперативного управления, установка экстренной связи "Гражданин-полиция" и информационно-аналитическая система.
В Орловской области и в первую очередь в областном центре работа по созданию АПК "Безопасный город" находится пока в начальной стадии. Осуществлены попытки создания отдельных структурных составляющих этой системы. В настоящее время установлено 24 видеокамеры, 10 устройств экстренной связи "Гражданин-полиция". Реальная необходимость в таких устройствах на порядок выше. Подразделениям Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области требуются патрульные автомобили, оснащенные спутниковыми навигационными системами. Для организации центра оперативного управления нарядами, который предусмотрен штатным расписанием УМВД по городу Орлу, требуется приобретение соответствующего технического оборудования.
Работа по привлечению общественности к охране общественного порядка, созданию материально-технической базы добровольных народных дружин и других общественных формирований правоохранительной направленности требует качественного пересмотра и активизации. Необходимы выработка мер стимулирования членов общественных формирований к активному участию в охране общественного порядка, проведение семинаров по обмену передовым опытом и т.д.
Серьезную озабоченность вызывает состояние участковых пунктов полиции города Орла и помещений для приема граждан в сельской местности. Практически все они требуют ремонта (от косметического до капитального), оснащения мебелью, юридической литературой, наглядной агитацией, охранно-пожарной сигнализацией и т.д. Требуются новые помещения для участковых пунктов полиции в районах массовой застройки.
Необходимо повышать роль районных и городских комиссий по профилактике правонарушений в создании на территории региона эффективно работающей системы профилактики правонарушений.
В 2010 году территориальными подразделениями УФМС России по Орловской области на миграционный учет поставлено 20 731 иностранный гражданин (в 2009 году - 26 956, в 2008 году - 24 282). За 2 месяца 2011 года в Орловскую область въехало 2207 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 8,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ). Традиционно наибольшее количество иностранных граждан въезжает на территорию Орловской области в летний период.
В 2010 году УФМС России по Орловской области оформлено 824 разрешения на временное проживание (в 2009 году - 1451, в 2008 году - 1301), 913 приглашений на въезд в Российскую Федерацию (2009 году - 793, в 2008 году - 935), 449 виз (в 2009 году - 361, в 2008 году - 285), 324 вида на жительство (в 2009 году - 99, в 2008 году - 113). Гражданство Российской Федерации приобрели 744 иностранных гражданина (2009 год - 2522, в 2008 году - 1980). За 2 месяца 2011 года оформлено 122 разрешения на временное проживание (+25,8% к АППГ), 84 приглашения (+18,3% к АППГ), 57 виз (+83,9% к АППГ), 98 видов на жительство (+366,7% к АППГ). За 2 месяца 2011 года 122 человека приобрели гражданство Российской Федерации (-4,7% к АППГ).
В 2010 году сотрудниками УФМС России по Орловской области иностранным гражданам оформлено 1579 разрешений на работу (в 2009 году - 2258, в 2008 году - 2091) и 755 патентов на право осуществлять трудовую деятельность у физических лиц (система патентов введена с 1 июля 2010 года). За 2 месяца 2011 года оформлено 133 разрешения на работу (-28,5% к АППГ) и 215 патентов.
На протяжении ближайших 5 лет сохранится тенденция, когда на территорию Орловской области будет въезжать 20-25 тысяч иностранных граждан. Пристальное внимание к подъему реального сектора экономики со стороны руководства региона, развитие агропромышленного комплекса, промышленного производства потребует создания новых рабочих мест. Это повлечет привлечение в Орловскую область трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В этой связи органам государственной власти области, правоохранительным органам необходимо уделять пристальное внимание миграционным потокам и оформлению разрешительных документов.
В 2010 году сотрудниками УФМС России по Орловской области в ходе проведения мероприятий по выявлению фактов нарушения иммиграционного законодательства составлен 9031 протокол об административных правонарушениях в сфере миграции, наложено штрафов на сумму 21 969,3 тыс. рублей.
Проведенные проверочные и профилактические мероприятия позволили сделать миграционную ситуацию в Орловской области относительно подконтрольной.
Несмотря на достигнутые результаты, УФМС России по Орловской области по-прежнему выявляются работодатели, незаконно привлекающие иностранную рабочую силу, что может вызвать негативные последствия на региональном рынке труда.
Требуется активизация работы в средствах массовой информации по разъяснению миграционного законодательства и формированию толерантного отношения к мигрантам. Необходима совместная работа органов государственной власти области, правоохранительных органов с лицами, въезжающими в Орловскую область из стран ближнего и дальнего зарубежья, по формированию атмосферы, в которой мигранту выгодно соблюдать российское законодательство. Это позволит снизить риски возникновения социальной напряженности, совершения преступлений на этнической почве.
Решение вышеуказанных проблемных вопросов возможно только посредством реализации комплекса сложных взаимоувязанных мероприятий, реализуемых органами власти и управлениями всех уровней.
Необходимость разработки и принятия Программы обусловлена тем, что преступность в Орловской области, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований. Уровень преступности оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности.
Органам исполнительной государственной власти области, правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку в Орловской области, достичь положительных результатов по ряду направлений оперативно-служебной деятельности. Одним из факторов, способствующих стабилизации криминогенной обстановки, явилась реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007-2011 годы".
Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах.
В настоящее время в Орловской области и в первую очередь в областном центре отсутствует единый центр обработки данных, наделенный полномочиями по принятию управленческих решений по оперативному реагированию на любую информацию, поступающую с оживленных улиц, мест массового пребывания людей, объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения (диспетчерская служба, дежурная часть). Уровень развития технических средств, установленных на указанных объектах, диктует необходимость внедрения современного серверного оборудования как ядра АПК "Безопасный город", которое будет позволять обрабатывать все сигналы, поступающие от технических средств извещения, будь то охранно-пожарная сигнализация, установка экстренной связи "Гражданин-полиция" или средства видеонаблюдения.
В дальнейшем путем наращивания периферийного оборудования средствами технического контроля будет охвачена вся область. По такому пути идут все развитые страны.
Следует учесть, что АПК "Безопасный город" будет действовать одинаково эффективно не только в отношении оперативного поступления информации обо всех правонарушениях и преступлениях на пульт оперативного дежурного, но и в части повышения мобильности управления нарядами органов внутренних дел, несущими службу в системе единой дислокации на улицах и в других общественных местах.
Задача привлечения общественности к охране общественного порядка на современном этапе требует также применения программно-целевого метода. На областном уровне необходимо выработать методы и меры стимулирующего характера для членов общественных формирований, которые были бы универсально применимы на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их организационно-правовой формы.
Кардинально изменить ситуацию с размещением участковых уполномоченных полиции и созданием для них надлежащих рабочих условий можно только на поступательной, плановой основе, которая бы включала в себя выделение соответствующих помещений для этих целей, проведение в них ремонта, приобретение оргтехники и мебели, закупку в необходимом количестве юридической литературы, наглядной агитации, монтаж средств охранно-пожарной сигнализации. Как известно, именно участковый уполномоченный полиции находится в той "шаговой доступности", которая позволяет самым широким слоям населения в силу тех или иных обстоятельств отстаивать свои права и интересы в сфере общественной безопасности.
Включение в Программу мероприятий в области противодействия терроризму, которые находятся в компетенции антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, обусловлено следующими причинами.
Террористические акты, являясь по сути одним из видов особо тяжких преступлений, направленных против личности, государственного устройства и безопасности населения, носят широкомасштабный характер и имеют наиболее трагичные последствия. Данная проблема, относительно новая для нашей страны, к сожалению, имеет тенденцию к своему негативному развитию. Борьба с этим злом должна носить комплексный характер с задействованием всего механизма общественно-государственных отношений. И если деятельность силовых федеральных ведомств с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации по пресечению террористических актов и ликвидации их последствий более полно урегулирована на уровне федерального законодательства и довольно успешно решается на практике, то система профилактики террористических проявлений реализуется пока не на должном уровне.
В первую очередь это касается информационного противодействия идеологии терроризма, а также информирования населения о правилах личной безопасности и бдительности.
Темпы развития информационных технологий, и, прежде всего, сети Интернет, наличие большого количества сайтов экстремистской и откровенно террористической направленности позволяют в настоящее время говорить о том, что одними превентивными, запретительными мерами данную проблему решить не удастся. И здесь на передний план выступает противопоставление идеологии экстремизма и терроризма иной позитивной, созидательной идеологии. Анализ данных за последние 4-5 лет показывает, что возраст четырех из пяти бандитов, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет. Например, оценка, произведенная в период амнистии, объявленной 22 сентября 2006 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Национального антитеррористического комитета, выявила следующее: из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам, около 80% составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет.
Таким образом, очевидно, что основу рядового состава бандформирований и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.
Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно увидеть результат своих агрессивных действий.
Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замене их утопическими проектами.
Экстремизм многолик и крайне опасен, его проявления - от хулиганских действий до актов вандализма и насилия - опираются, как правило, на системные идеологические воззрения. В их основе - ксенофобия, национальная и религиозная нетерпимость.
Противодействие экстремизму и его крайней, наиболее опасной для общества форме проявления - терроризму - это не только задача государства, необходимы консолидированные усилия всех институтов гражданского общества, образовательных учреждений, средств массовой информации, деятелей науки и культуры.
В сфере противодействия идеологии терроризма требуется программа действий, предусматривающая участие в этой работе всех институтов гражданского общества: органов государственной власти, образовательных учреждений, средств массовой информации, деятелей культуры и науки, некоммерческих организаций, действующих на территории Орловской области.
Вторым аспектом профилактики терроризма выступает задача обеспечения комплексной защищенности объектов вероятных террористических устремлений, в том числе мест с массовым пребыванием людей. Федеральное законодательство, устанавливая общие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики терроризма, фактически наделяет их правом проведения в пределах собственных полномочий региональной политики с реализацией за счет собственных средств тех или иных мероприятий в данной сфере.
Решением Антитеррористической комиссии в Орловской области от 24 августа 2010 года утвержден обновленный региональный перечень объектов вероятных террористических устремлений (работа по актуализации ранее действовавшего перечня проводилась в городских округах и муниципальных районах области в течение первого полугодия 2010 года). Данный документ включает в себя около 1 тысячи объектов с массовым пребыванием людей: образовательных учреждений, объектов культуры, мест проведения массовых мероприятий. Для обеспечения системного подхода к повышению уровня защищенности указанных объектов требуется привлечение значительного объема бюджетных средств, а также вовлечение в эту работу органов исполнительной государственной власти области, подведомственных им учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Мероприятия в области противодействия терроризму включены отдельным разделом в действующую в настоящее время областную целевую программу "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007-2011 годы", утвержденную Законом Орловской области от 13 февраля 2007 года N 662-ОЗ. Кроме того, Национальный антитеррористический комитет рекомендует субъектам Российской Федерации принимать региональные программы противодействия терроризму.
Злободневной для региона является проблема роста преступлений, совершаемых мигрантами.
Увеличение миграционных потоков, связанное с отрицательной демографической ситуацией и естественной убылью рабочей силы, стало объективным фактором для нашего региона. Следовательно, предупреждение правонарушений в среде мигрантов является одним из ведущих направлений профилактической работы. Контроль за миграционными потоками, социализация мигрантов позволяют избежать возможных проблем, с которыми столкнулись такие страны, как Франция и Германия: во Франции наблюдаются массовые беспорядки с активным участием мигрантов, а в Германии имеют место погромы на национальной почве с участием неонацистских группировок.
Опасения вызывает большая виктимность мигрантов, когда они становятся жертвами преступников-соотечественников, но не обращаются в правоохранительные органы за помощью, пытаясь решить проблему с помощью диаспор. Все это усугубляет недоверие со стороны мигрантов к органам власти и отчужденность их от коренного населения.
Практика борьбы с преступностью на сегодняшний день требует консолидации усилий всех субъектов профилактической деятельности. Коренного перелома в решении вопросов профилактики правонарушений можно добиться только в случае обеспечения комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.
С учетом того, что корни поставленных проблем многогранны и затрагивают сферу деятельности различных органов власти, а также общественных организаций (объединений), их решение требует комплексного подхода с применением программных методов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.