Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 14. Право выдвижения кандидатов
1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами на должность Губернатора Орловской области (далее также - кандидат).
2. Кандидаты на должность Губернатора Орловской области выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии.
3. В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность Губернатора Орловской области.
4. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и отрешенный от этой должности Президентом Российской Федерации, в течение двух лет, исчисляемых со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации об отрешении его от должности и до дня назначения выборов Губернатора Орловской области, не может быть выдвинут кандидатом на должность Губернатора Орловской области.
5. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Губернатора Орловской области и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия Орловским областным Советом народных депутатов, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.
6. Гражданин Российской Федерации, наделенный полномочиями Губернатора Орловской области и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента Российской Федерации может быть выдвинут кандидатом на выборах Губернатора Орловской области, если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий на основании его отставки по собственному желанию.
Статья 15. Общие условия выдвижения кандидатов политическими партиями
1. Решение о выдвижении кандидатов принимается политической партией тайным голосованием в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") и уставом политической партии.
2. Политическая партия вправе выдвинуть одного кандидата.
3. Выдвижение кандидатов производится в течение 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. В случае, если окончание указанного срока совпадает с нерабочими праздничными днями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, этот срок на необходимое число дней подлежит продлению по решению Избирательной комиссии Орловской области.
4. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, назначает представителей, уполномоченных представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах Губернатора Орловской области.
5. Политическая партия по решению уполномоченного на то органа соответствующей политической партии вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя политической партии, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в Избирательную комиссию Орловской области.
Статья 16. Оформление решения политической партии о выдвижении кандидатов
1. Решение политической партии о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом), в котором указываются:
1) число зарегистрированных участников съезда (конференции или общего собрания);
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;
3) решение о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), адреса места жительства, гражданства и итоги голосования по этому решению;
4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии;
5) дата принятия решения.
2. Решение съезда (конференции или общего собрания) политической партии о выдвижении кандидата заверяется подписью руководителя политической партии и печатью политической партии.
Статья 17. Документы, представляемые в Избирательную комиссию Орловской области при выдвижении кандидата
1. Уполномоченные представители политической партии не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Орловской области представляют в Избирательную комиссию Орловской области решение съезда (конференции, общего собрания) политической партии о выдвижении кандидата.
2. Уполномоченный представитель политической партии одновременно с решением съезда (конференции, общего собрания) политической партии о выдвижении кандидата представляет в Избирательную комиссию Орловской области следующие документы:
1) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации политической партии, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации политических партий;
2) решение съезда (конференции, общего собрания) о назначении уполномоченных представителей;
3) список уполномоченных представителей политической партии с указанием следующих сведений о них: фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) - по форме, установленной Избирательной комиссией Орловской области;
4) заявление на имя руководителя политической партии каждого из перечисленных в списке уполномоченных представителей политической партии о согласии осуществлять указанную деятельность.
3. Одновременно с документами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, кандидат представляет в Избирательную комиссию Орловской об ласти:
1) свое заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом Губернатора Орловской области, в котором указываются сведения биографического характера: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа. Кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к выдвинувшей его политической партии либо к иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данной политической партии либо ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующей политической партии, иного общественного объединения. При указании принадлежности к иному общественному объединению кандидат согласует с указанным органом общественного объединения и Избирательной комиссией Орловской области состоящее не более чем из семи слов наименование данного общественного объединения, которое используется в избирательных документах. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата. К заявлению прилагаются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
2) сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В отношении несовершеннолетних детей указанные сведения представляются отдельно на каждого ребенка;
3) если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, - письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.
4. Документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, кандидат обязан представить в Избирательную комиссию Орловской области лично, за исключением случаев, когда он болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально удостоверена либо письменно заверена администрацией стационарного лечебно-профилактичес кого учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администра цией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого). Если кандидат не может лично представить указанные документы в Избирательную комиссию Орловской области, то эти документы представляются уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата.
В случае выдвижения кандидатом лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные настоящим Законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в части 3 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены.
5. Документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, принимаются Избирательной комиссией Орловской области вместе с заверенными кандидатом (уполномоченным представителем политической партии) копиями паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Кандидат (уполномоченный представитель политической партии) предъявляет также нотариально удостоверенную доверенность на уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата (нотариально удостоверенные доверенности на уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата). Копии указанных доверенностей изготавливаются в Избирательной комиссии Орловской области в присутствии кандидата (уполномоченного представителя политической партии), заверяются подписью лица, принявшего документы, и прилагаются к этим документам.
6. Избирательная комиссия Орловской области считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться кандидатом с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности Губернатора Орловской области, иных документов, предусмотренных частями 1-3, 5 настоящей статьи.
7. Избирательная комиссия Орловской области обязана в день поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, выдать кандидату, уполномоченному представителю политической партии подтверждение в письменной форме о получении указанных документов.
Статья 18. Наименование политической партии, используемое в избирательных документах
1. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, представляет в Избирательную комиссию Орловской области одновременно с представлением решения о выдвижении кандидата сведения о своем наименовании.
2. Наименованием политической партии является наименование, указанное в ее уставе.
3. В избирательных документах используется полное наименование политической партии, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование - не более чем из семи слов, в избирательных документах используется сокращенное наименование политической партии. Если как полное, так и сокращенное наименование политической партии состоит более чем из семи слов, политическая партия согласует с Избирательной комиссией Орловской области краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательных документах. Краткое наименование политической партии образуется с соблюдением требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О политических партиях", только из слов, составляющих наименование политической партии, указанное в ее уставе.
4. Изменение наименования политической партии после представления сведений о ней в Избирательную комиссию Орловской области не допускается.
5. Политическая партия вправе представить в Избирательную комиссию Орловской области свою эмблему, описание которой содержится в уставе соответствующей политической партии.
Статья 19. Поддержка выдвижения кандидата
1. Выдвижение кандидата политической партией должны поддержать восемь процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Орловской области.
Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Орловской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.
2. В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть восемь процен тов депутатов представительных органов муниципальных районов и город ских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муници пальных районов и городских округов Орловской области.
Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Орловской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Орловской области.
При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов Орловской области.
Если на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Орловской области представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.
3. В течение пяти дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Орловской области Избирательная комиссия Орловской области принимает решение о количестве лиц, необходимом для поддержки кандидата, исходя из количества сформированных на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Орловской области представительных органов муниципальных образований и фактического количества избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований и количестве депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Орловской области в числе лиц, поддержавших кандидата.
Решение о количестве лиц, необходимом для поддержки кандидата, подлежит размещению на официальном сайте Избирательной комиссии Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем через три дня со дня его принятия.
Одновременно с размещением решения, указанного в настоящей части, на официальном сайте Избирательной комиссии Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация о количестве депутатов представительных органов муниципальных образований (предусмотренном уставами муниципальных образований и фактически осуществляющих деятельность) и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований с уточнением по муниципальным районам, городским округам и сельским поселениям Орловской области.
4. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией.
Статья 20. Порядок сбора подписей в поддержку кандидата
1. Подписи в поддержку кандидата могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность Губернатора Орловской области, но не ранее оплаты изготовления листов поддержки кандидата. При этом днем выдвижения кандидата считается день уведомления Избирательной комиссии Орловской области о выдвижении кандидата в соответствии со статьей 17 настоящего Закона.
Листы поддержки изготавливаются за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата.
2. Право сбора подписей, необходимых для поддержки кандидата, принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата.
3. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать депутатов представительного органа муниципального образования или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Орловской области ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме.
4. Лист поддержки кандидата оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.
5. В листе поддержки кандидата указываются фамилия, имя и отчество кандидата, дата его рождения, основное место работы или службы, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; сведения о выдвижении кандидата (выдвинут политической партией или ее региональным отделением - с указанием наименования политической партии или ее регионального отделения); в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости - сведения о судимости кандидата.
Если кандидат, сведения о котором содержатся в листе поддержки, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в листе поддержки кандидата.
В листе поддержки кандидата также указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования или избранного на муниципальных выборах главы муниципальных образований Орловской области, ставящих подпись; наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, или наименование должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись; наименование муниципального образования. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования Орловской области собственноручно ставит свою подпись, а также указывает дату и время ее проставления. Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована.
Данные о депутате представительного органа муниципального образования или избранном на муниципальных выборах главе муниципального образования Орловской области, ставящем в листе поддержки кандидата свою подпись, дату и время ее внесения, могут вноситься в лист поддержки кандидата по просьбе лица, внесшего свою подпись, лицом, осуществляющим сбор подписей. Указанные данные вносятся только от руки, при этом использование карандашей не допускается. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается.
В листе поддержки кандидата указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления листов поддержки кандидата.
6. При сборе подписей допускается заполнение листа поддержки на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи и сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, о кандидате ставятся на оборотной стороне листа поддержки непосредственно после последней подписи лица, внесшего свою подпись.
7. Каждый лист поддержки кандидата должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей. При заверении листа поддержки кандидата лицо, осуществлявшее сбор подписей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Каждый лист поддержки кандидата с подписями в поддержку выдвижения кандидата должен быть также заверен кандидатом. При заверении листа поддержки кандидата кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества (которые могут быть внесены лицом, осуществляющим сбор подписей, или машинописным способом) собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
8. После окончания сбора подписей уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, или кандидат подсчитывает общее число собранных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Орловской области и составляет в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной Избирательной комиссией Орловской области. Каждый экземпляр протокола подписывается кандидатом.
9. Листы поддержки кандидата представляются в Избирательную комиссию Орловской области в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Листы поддержки кандидата, представляемые в Избирательную комиссию Орловской области, должны быть сброшюрованы в виде папок по муниципальным образованиям Орловской области, в которых проводился сбор подписей.
10. Кандидат обязан составить список лиц, осуществлявших сбор подписей, по форме, установленной Избирательной комиссией Орловской области. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей.
Составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей, не производится, если все подписи были собраны непосредственно кандидатом в поддержку своей кандидатуры.
11. Кандидат обязан составить список депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Орловской области, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предусмотренные частью 5 настоящей статьи. Указанный список подписывается кандидатом.
Статья 21. Представление избирательных документов для регистрации кандидата
1. Кандидат или уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, представляет для регистрации кандидата в Избирательную комиссию Орловской области:
1) листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Орловской области в поддержку выдвижения кандидата;
2) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления листов поддержки кандидата;
3) протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Орловской области;
4) список лиц, осуществлявших сбор подписей, составленный в соответствии с частью 10 статьи 20 настоящего Закона, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Орловской области (в случае, если все подписи не были собраны непосредственно кандидатом в поддержку своей кандидатуры);
5) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 17 настоящего Закона;
6) список депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Орловской области, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, подписанный кандидатом;
7) первый финансовый отчет кандидата.
2. Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в Избирательную комиссию Орловской области одновременно - не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования - до 18 часов по московскому времени.
3. Избирательная комиссия Орловской области в течение трех дней со дня представления списка депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Орловской области, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, размещает его на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемых в Избирательную комиссию Орловской области, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на пять процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей указанных лиц, число представляемых подписей может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на две подписи.
Статья 22. Проверка соблюдения требований настоящего Закона при выдвижении кандидатов
1. Избирательная комиссия Орловской области проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка выдвижения каждого кандидата.
Листы поддержки кандидата с подписями, собранными в поддержку выдвижения кандидата, Избирательная комиссия Орловской области проверяет на соблюдение порядка сбора подписей, оформления листов поддержки кандидата, достоверность сведений о лицах, поставивших подписи, и подписей, содержащихся в этих листах поддержки кандидата.
Избирательная комиссия Орловской области обязана в соответствии с настоящим Законом проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата.
2. Избирательная комиссия Орловской области обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", сообщить о результатах проверки.
3. Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, порядка сбора подписей и оформления листов поддержки кандидата, достоверности содержащихся в листах поддержки кандидата сведений о лицах, поставивших свою подпись, и их подписей Избирательная комиссия Орловской области может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Избирательной комиссии Орловской области, работников ее аппарата, привлеченных специалистов.
К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, нотариусы, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов, а также иные лица в соответствии с пунктом 19 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в листах поддержки кандидата сведений о лицах, внесших свои подписи, и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки листов поддержки кандидата или ином документе.
4. Для установления достоверности содержащихся в листах поддержки кандидата сведений Избирательная комиссия Орловской области вправе использовать ГАС "Выборы".
5. Срок проверки достоверности подписей проставленных в листах поддержки кандидата составляет не более 10 дней со дня их представления в Избирательную комиссию Орловской области.
Проверке подлежат 25 процентов подписей, представленных в поддержку каждого кандидата, и соответствующих им данных о депутатах представительных органов муниципальных образований и главах муниципальных образований Орловской области, поставивших подписи. Подписи, подлежащие проверке, отбираются посредством случайной выборки (жребия). Порядок проведения случайной выборки (жребия) устанавливается решением Избирательной комиссии Орловской области.
6. При проведении проверки подписей, в том числе при выборке подписей для проверки, в Избирательной комиссии Орловской области вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители политических партий, выдвинувших кандидата.
7. О времени проведения соответствующей проверки листов поддержки кандидата должны извещаться кандидаты, представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей.
Проверке подлежат все подписи и соответствующие им сведения о депутатах представительных органов муниципальных образований и главах муниципальных образований Орловской области, содержащиеся в листах поддержки кандидатов, отобранных для проверки.
В случае, если количество подписей, содержащихся в листах поддержки кандидата, отобранных для проверки, превышает количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи, то на последнем отобранном по жребию листе поддержки кандидата по порядку проверяется только то количество подписей, которое необходимо для установления определенного в соответствии с частью 5 настоящей статьи количества подписей.
8. По результатам проверки достоверности подписей и соответствующих им сведений о депутатах представительного органа муниципального образования и главах муниципальных образований Орловской области, содержащихся в листах поддержки кандидата, подпись депутата представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования Орловской области может быть признана достоверной, либо недостоверной, и (или) недействительной.
9. Проверке и учету не подлежат подписи и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата, но исключенные (вычеркнутые) лицами, осуществляющими сбор подписей, до представления листов поддержки кандидата в Избирательную комиссию Орловской области, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в листе поддержки кандидата до представления листов поддержки кандидата в Избирательную комиссию Орловской области.
10. Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования Орловской области поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше, а остальные подписи считаются недействительными.
11. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата, Избирательная комиссия Орловской области вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в Избирательную комиссию Орловской области до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.
12. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
13. Недействительными считаются:
1) подписи, собранные до дня оплаты изготовления листов под держки кандидата;
2) подписи депутатов представительных органов муниципальных образований или глав муниципальных образований Орловской области, указавших в листе поддержки кандидата сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки соответственно представительного или исполнительного органа муниципального образования Орловской области либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей;
3) подписи без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты и времени собственноручного внесения депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования Орловской области своей подписи в лист поддержки кандидата;
4) подписи депутатов представительного органа муниципального образования или глав муниципальных образований Орловской области, сведения о которых внесены в лист поддержки кандидата нерукописным способом или карандашом;
5) подписи с исправлениями в датах их внесения в лист поддержки кандидата, если эти исправления специально не оговорены депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования Орловской области, а также подписи, даты внесения которых проставлены депутатами представительного органа муниципального образования или главами муниципальных образований несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей;
6) подписи депутатов представительного органа муниципального образования или глав муниципальных образований Орловской области с исправлениями в соответствующих им сведениях о депутатах представительного органа муниципального образования или главах муниципальных образований Орловской области, если эти исправления специально не оговорены депутатами представительного органа муниципального образования, или главами муниципальных образований Орловской области, или лицами, заверяющими листы поддержки кандидата;
7) все подписи депутатов представительного органа муниципального образования и глав муниципальных образований Орловской области в листе поддержки кандидата в случае, если лист поддержки кандидата не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если лист поддержки кандидата заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения листа поддержки кандидата, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, названным кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) о кандидате указаны в листе поддержки кандидата не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно;
8) подписи, собранные с нарушением требования, предусмотренного частью 3 статьи 20 настоящего Закона;
9) подписи депутатов представительного органа муниципального образования или глав муниципальных образований Орловской области, если сведения о них внесены в лист поддержки кандидата не самими депутатами представительных органов муниципального образования и главами муниципальных образований Орловской области, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот лист поддержки кандидата, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей;
10) все подписи депутатов представительного органа муниципального образования и глав муниципальных образований Орловской области в листе поддержки кандидата, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 1 к настоящему Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 1 статьи 20 настоящего Закона;
11) все подписи депутатов представительного органа муниципального образования и глав муниципальных образований Орловской области в листе поддержки кандидата, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 10 статьи 20 настоящего Закона;
12) подписи депутатов представительного органа муниципального образования или глав муниципальных образований, которые внесены в лист поддержки кандидата позднее заверения листа поддержки кандидата лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) кандидатом;
13) все подписи депутатов представительного органа муниципального образования и глав муниципальных образований Орловской области в листе поддержки кандидата, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей, внесена позднее заверительной записи кандидата.
14. При обнаружении в листе поддержки кандидата заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7, 10, 11 и 13 части 13 настоящей статьи.
15. Специально оговоренные при составлении листа поддержки кандидата исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с частями 13 и 14 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях о депутатах представительного органа муниципального образования и главах муниципальных образований Орловской области сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
16. Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований Орловской области, выявленных при проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке, регистрация кандидатов не производится.
17. Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований Орловской области за вычетом подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
18. По окончании проверки листов поддержки кандидата по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом Избирательной комиссии Орловской области с правом решающего голоса - и представляется в Избирательную комиссию Орловской области для принятия решения Избирательной комиссии Орловской области о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей депутатов представительного органа муниципального образования и глав муниципальных образований Орловской области, а также количество подписей, признанных недостоверными и недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению Избирательной комиссии Орловской области о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается.
Избирательная комиссия Орловской области не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки и передает копию протокола кандидату или уполномоченному представителю политической партии, выдвинувшей кандидата.
В случае, если количества достоверных подписей депутатов представительного органа муниципального образования и глав муниципальных образований Орловской области недостаточно или количество недостоверных и недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, кандидат, политическая партия, выдвинувшая кандидата, вправе получить в Избирательной комиссии Орловской области одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы копию ведомости проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей депутатов представительного органа муниципального образования и глав муниципальных образований Орловской области недостоверными или недействительными, с указанием номера папки, листа поддержки кандидата и строки в листе поддержки кандидата, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
19. Повторная проверка листов поддержки кандидата после принятия Избирательной комиссией Орловской области указанного в части 18 настоящей статьи решения может быть осуществлена только Орловским областным судом в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
20. При выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов, представленных в Избирательную комиссию Орловской области в соответствии со статьей 17, с пунктами 2, 3, 5 и 7 части 1 статьи 21 настоящего Закона, Избирательная комиссия Орловской области не позднее чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации соответствующего кандидата, извещает об этом кандидата, политическую партию, выдвинувшую кандидата. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания соответствующий кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а политическая партия, выдвинувшая кандидата, - в документы, содержащие сведения о выдвинутом ею кандидате, а также в иные документы, представленные в Избирательную комиссию Орловской области в соответствии со статьей 17, с пунктами 2, 3, 5 и 7 части 1 статьи 21 настоящего Закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, политическая партия, выдвинувшая кандидата, вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований федерального законодательства и настоящего Закона.
Статья 23. Принятие решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации
1. Регистрация кандидата осуществляется Избирательной комиссией Орловской области при наличии установленных настоящим Законом документов, а также при необходимом количестве подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Орловской области, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
2. Избирательная комиссия Орловской области в течение десяти дней со дня представления документов, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям федерального законодательства и законодательства Орловской области и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
3. В случаях отказа в регистрации кандидата Избирательная комиссия Орловской области в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать кандидату, уполномоченному представителю политической партии, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
4. Основания отказа в регистрации кандидата устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избирательная комиссия Орловской области не вправе отказывать в регистрации кандидатов по основаниям, прямо не установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
5. Решения Избирательной комиссии Орловской области о регистрации, об отказе в регистрации кандидата публикуются в государственных региональных периодических печатных изданиях не позднее чем через пять дней со дня их принятия.
6. Решение Избирательной комиссии Орловской области о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено Орловским областным судом по заявлению Избирательной комиссии Орловской области, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, иного зарегистрированного кандидата, если будет установлено, что решение было принято Избирательной комиссией Орловской области с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и иными федеральными законами, а также настоящим Законом
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.