Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Долгосрочная областная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года" разработана на основании положений, содержащихся в федеральной целевой программе "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами" и методическими рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации по разработке региональных программ стимулирования развития жилищного строительства.
Одна из первоочередных задач социально-экономического развития Орловской области - формирование рынка доступного жилья посредством стимулирования спроса на рынке недвижимости и увеличения объемов жилищного строительства.
Благоустроенное жилье необходимо для отдыха, работы, создания семьи, но в настоящее время в Орловской области новое жилье могут приобрести только семьи с высокими доходами (таблица 1).
Таблица 1.
Соотношение доходов населения и стоимость 1 м на рынке
недвижимости Орловской области.
Наименование |
2009 год |
|
первичный рынок жилья |
вторичный рынок жилья |
|
Стоимость 1 м жилья, рублей |
31 121,97 |
30 905,41 |
Среднедушевой ежемесячный денежный доход, рублей |
10 333,7 |
|
Доля среднедушевого денежного дохода в стоимости 1 м2 жилья |
33,2% |
33,4% |
Минимальный период аккумулирования денежных средств на приобретение 1 м жилья, месяцев |
3 |
3 |
Жилищная проблема в регионе, как и в Российской Федерации в целом, остается одной из наиболее острых социальных проблем. По результатам социологических опросов 49,3% семей хотели бы улучшить жилищные условия, при этом только около 20% жителей могут улучшить жилищные условия за счет собственных и заемных средств. При оценке тенденций развития рынка недвижимости Орловской области были получены следующие результаты (рисунок 1).
Рисунок 1. Ввод в действие общей площади жилья на территории Орловской области, тыс. м2.
См. рисунок в графическом виде
Как видно из рисунка 1, в настоящее время в Орловской области увеличивается ввод жилья, расположенного в сельской местности, тогда как для ввода в эксплуатацию строящегося жилья в городах и поселках городского типа характерна общероссийская тенденция уменьшения удельного веса в общем объеме вводимого жилья.
Причинами этому служат:
дефицит земельных участков, обустроенных инженерными коммуникациями достаточной мощности, в городах и ограниченная возможность муниципалитетов по обеспечению земельных участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой;
возможность строительства индивидуального жилья любой площади и планировки;
возможность строительства индивидуального дома поэтапно, по мере накопления средств в условиях ограниченности доходов населения;
экологическая ситуация в городах.
Согласно выполненному анализу, строящееся малоэтажное индивидуальное жилье можно разделить на два типа:
1. Проекты малоэтажного индивидуального жилья, возводимые населением с высоким уровнем доходов, имеют следующие особенности:
1) средний срок строительства 1-2 года;
2) реализуются проекты жилья повышенной комфортности.
2. Проекты малоэтажного индивидуального жилья, возводимые населением с невысоким уровнем доходов, имеют следующие особенности:
1) средний срок строительства - свыше 3,5 лет;
2) реализуются максимально функциональные, компактные в размерах проекты жилья.
Следует отметить, что большая доля населения со средними доходами при улучшении жилищных условий ориентируется на покупку недорогого жилья в сегменте экономического класса, расположенного рядом с городской чертой из-за наличия развивающейся транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры. Жители региона, относящиеся к данной группе населения и имеющие стабильные доходы, активно используют механизмы ипотечного кредитования.
Таким образом, приоритетным направлением региональной жилищной политики до 2015 года является увеличение объемов ввода жилья (таблица 2) путем стимулирования жилищного строительства и повышения доступности жилья для категорий населения с различным уровнем доходов, в том числе:
в черте городских округов и поселков городского типа - путем стимулирования строительства жилья в сегменте экономического класса;
в сельских районах и пригородах - путем стимулирования индивидуального жилищного строительства в рамках реализации проектов комплексной малоэтажной застройки.
Таблица 2.
Планируемый ввод жилья в Орловской области
Наименование показателя |
Отчет 2009 год |
Прогноз развития жилищного строительства в Орловской области, год |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
I. Объем ввода жилья, всего тыс. м общей площади |
301,60 |
305,00 |
326,00 |
344,00 |
364,00 |
419,00 |
490,00 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
многоэтажные здания, тыс. м2 общей площади |
218,10 |
205,83 |
207,00 |
201,20 |
192,92 |
209,50 |
196,00 |
малоэтажные здания, тыс. м2 общей площади |
83,50 |
99,17 |
119,00 |
142,80 |
171,08 |
209,50 |
294,00 |
II. Доля инвестиций в жилищное строительство в общем объеме инвестиций,% |
58,10 |
59,20 |
60,26 |
61,34 |
62,55 |
63,64 |
64,73 |
Стратегия развития отрасли жилищного строительства до 2015 года будет реализована как комплексная система совместных действий органов исполнительной власти различных уровней и организаций реальных секторов экономики в целях вовлечения в Программу максимального числа жителей Орловской области.
К числу приоритетных задач следует отнести предоставление государственной поддержки гражданам для решения жилищной проблемы в рамках стимулирования индивидуального малоэтажного строительства, поддержку механизмов жилищного кредитования. Для этого в целях обеспечения доступности жилья для граждан с низкими доходами необходимо:
минимизировать затраты застройщиков на инженерное обустройство земельных участков для жилищного строительства;
стимулировать создание некоммерческих объединений в форме строительных кооперативов из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данные меры не только позволят вовлечь в сферу строительства жилья экономического класса бюджетные средства и средства населения, что обеспечит рост доли инвестиций в жилищное строительство и увеличение объемов ввода жилья, но также обеспечат мультипликативный эффект по смежным отраслям.
Задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания, вошедшие в число показателей оценки приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России", наряду с развитием образования и здравоохранения определяют социальную направленность Программы, поскольку реальная возможность населения со средними доходами приобрести достойное жилье способствует активизации их экономической деятельности, а четкое определение категорий граждан, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей -преодолению иждивенческих настроений.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена необходимостью:
формирования и становления сегмента строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем доходов;
стимулирования платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
повышения эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
повышения качества и энергоэффективности жилищного фонда, включая мероприятия по ликвидации аварийного жилья.
Реализация Программы будет способствовать осуществлению на территории Орловской области следующих направлений федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы:
1) подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
2) подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";
3) подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства";
4) поддержка развития ипотечного жилищного кредитования.
Результаты анализа проблем в сфере жилищного строительства дают основание утверждать, что достижение цели и задач Программы и эффективное использование средств бюджетов различных уровней невозможно без использования программно-целевого метода. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами в рамках решения жилищной проблемы и характеризуется следующими особенностями:
направленность на улучшение условий и качества жизни населения, эффективное функционирование и саморегулирование рынка жилья;
межотраслевой и межведомственный характер взаимодействия, требующий государственного участия;
невозможность достижения значимых результатов в пределах одного финансового года;
комплексность реализуемых мероприятий, обеспечивающих мультипликативный эффект в различных отраслях экономики и способствующих обеспечению социального благополучия в обществе.
Исходя из этого, можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы (цель, задачи и направления реализации Программы позволять учесть основные проблемы рынка жилья на территории Орловской области);
распределение полномочий и ответственности (в рамках Программы осуществляется четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти различного уровня).
привлечение финансовых ресурсов бюджетов всех уровней власти, а также средств внебюджетных источников;
прозрачное для понимания населением решение жилищной проблемы.
Комплексное решение проблемы программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию решений по мероприятиям Программы и сократить временные и материальные затраты на достижение в долгосрочной перспективе следующих результатов:
достижение соответствия между количеством жилых помещений, пригодных для проживания, и количеством граждан, нуждающихся в жилье;
обеспечение соответствия потребительских качеств жилища социальным стандартам и условиям его заселения.
Одним из основных принципов Программы является доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным и областным законодательством, в связи с этим в Программе предусмотрено участие в мероприятиях, реализуемых в рамках федеральных целевых программ.
Решение обозначенных вопросов без использования программно-целевого метода не позволит системно и эффективно решить жилищную проблему всех групп и слоев населения и приведет к инерционному развитию всего жилищного строительства региона.
Для решения жилищной проблемы возможны три варианта:
консервативный;
традиционный;
перспективный.
Рассмотрим каждый из них.
1. Консервативный вариант решения жилищной проблемы предполагает сохранение существующих приоритетов в сфере жилищной политики и реализацию трех основных направлений:
1.1. Обеспечение жилыми помещениями нуждающихся путем бесплатного предоставления жилья из существующего жилищного фонда.
В рамках рассматриваемого варианта данное направление в силу экономических факторов не позволит решить жилищную проблему всех нуждающихся. Жилищный фонд социального использования пополняется крайне редко, только за счет освобождения жилья в связи с выбытием нанимателей, передачи в муниципальную собственность жилых помещений, являющихся выморочным имуществом, строительства муниципального жилья и в результате передачи жилых помещений от частных застройщиков в рамках договорных обязательств с администрациями муниципальных образований. Подобное решение применимо при условии отсутствия жилищной очереди, сформированной несколькими десятками лет, и только в отношении малоимущих граждан, которые не обладают достаточными доходами для решения жилищного вопроса самостоятельно.
1.2. Предоставление мер адресной социальной поддержки, которая предполагает оказание частичной финансовой поддержки со стороны органов власти и местного самоуправления нуждающимся гражданам в целях приобретения либо строительства жилых помещений.
Преимущество данного направления в том, что к решению жилищной проблемы привлекаются собственные средства граждан и финансовые ресурсы бюджетов различных уровней, позволяя населению приобретать как готовое, так и строящееся жилье с правом выбора его местоположения и качественных характеристик. Наряду с этим существуют определенные риски, связанные со снижением платежеспособного спроса населения на жилье, ограниченные возможности бюджетов различных уровней, риск неэффективного расходования выделяемых финансовых ресурсов.
1.3. Реализация жилищных прав граждан, проживающих в жилых домах
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.