Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 13 июня 2012 г. N 189
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие племенной базы свиноводства в Орловской области
на 2012-2015 годы на основе создания селекционно-генетических центров"
Паспорт
Наименование Программы |
"Развитие племенной базы свиноводства в Орловской области на 2012 - 2015 годы на основе создания селекционно-генетических центров" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент сельского хозяйства Орловской области |
Руководитель Программы |
Руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы |
Начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области |
Цель и задачи Программы |
Цель - устойчивое развитие отрасли свиноводства на основе создания селекционно-генетических центров на территории Орловской области. Задачи: 1) строительство объектов селекционно-генетических центров; 2) увеличение численности чистопородных племенных и гибридных свиней; 3) увеличение объема производства мяса свиней |
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
численность чистопородных племенных и гибридных свиней (голов); ввод в эксплуатацию и технологическое оснащение объектов селекционно-генетических центров (станко-мест); реализация чистопородного племенного и гибридного молодняка свиней (голов); производство свинины в убойном весе (тонн); количество новых рабочих мест |
Сроки реализации Программы |
2012-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (млн рублей), всего |
5410,0 млн. рублей |
Из них по годам: |
2012 год - 1280,0 млн. рублей; 2013 год - 2510,0 млн. рублей; 2014 год - 820,0 млн. рублей; 2015 год - 800,0 млн. рублей |
В том числе по направлениям затрат: |
|
Капитальные вложения (млн. рублей), всего |
5410,0 млн. рублей |
Из них по годам: |
2012 год - 1280,0 млн. рублей; 2013 год - 2510,0 млн. рублей; 2014 год - 820,0 млн. рублей; 2015 год - 800,0 млн. рублей |
В том числе: |
|
Областной бюджет (млн. рублей), всего |
200,0 млн. рублей |
Из них по годам: |
2013 год - 30,0 млн. рублей; 2014 год - 80,0 млн. рублей; 2015 год - 90,0 млн. рублей |
Федеральный бюджет (млн рублей), всего |
827,0 млн. рублей |
Из них по годам: |
2013 год - 124,0 млн. рублей; 2014 год - 331,0 млн. рублей; 2015 год - 372,0 млн. рублей |
Прогнозируемые объемы привлечения дополнительных источников финансирования (млн. рублей), всего |
4383,0 млн. рублей |
Из них по годам: |
2012 год - 1280,0 млн. рублей; 2013 год - 2356,0 млн. рублей; 2014 год - 409,0 млн. рублей; 2015 год - 338,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
довести производство свинопоголовья в селекционно-генетических центрах к 2015 году до 640 тыс. голов; довести реализацию племенного и гибридного поголовья к 2015 году до 150 тыс. голов; осуществить к 2015 году ввод в эксплуатацию объектов селекционно-генетических центров мощностью 165 тыс. станко-мест; довести производство свинины в убойном весе во всех категориях хозяйств в 2015 году до 65 тыс. тонн; за 2012 - 2015 годы создать новые рабочие места для 500 человек |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Программа направлена на создание условий для развития племенного свиноводства и производства племенных чистопородных и гибридных свиней посредством создания селекционно-генетических центров.
Актуальность и необходимость развития селекционно-генетического центра обусловлена необходимостью глубокого качественного преобразования племенной базы свиноводства, системного совершенствования генетического потенциала, расширения спектра и увеличения объема племенной продукции для удовлетворения потребностей производителей свинины в Орловской области и других регионов Российской Федерации.
Отсутствие высокопродуктивного генетического материала отечественного производства ставит российских производителей свинины в тяжелую зависимость от импорта чистопородного и гибридного поголовья из стран Европы, Америки и Канады, что неблагоприятно влияет на продовольственную безопасность страны, конкурентоспособность продукции свиноводства, снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
Основные показатели производства свинины в России в сравнении со странами с развитым свиноводством (по данным Национального Союза свиноводов) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
Европа, Северная Америка |
Россия |
||
Высокоэффективные |
Эффективные |
Низкоэффективные |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Получено поросят на 1 свиноматку в год, гол. |
27 |
25 |
24 |
18 |
Производство мяса на 1 свиноматку в год, кг |
2190 |
2100 |
2016 |
1400 |
Среднесуточный прирост на откорме, г |
778 |
760 |
680 |
520 |
Конверсия корма на откорме, кг |
2,76 |
3 |
3,6 |
5,6 |
Период откорма до убоя, дней |
160 |
168 |
175 |
200 |
Убойный выход мяса, % |
79 |
75 |
73 |
69 |
Выход постного мяса из туши, % |
63 |
60 |
58 |
52 |
Следствием низких производственных показателей свиноводческих предприятий России является высокая себестоимость прироста свиней, что значительно снижает конкурентоспособность продукции свиноводства. Так, по данным Национального Союза свиноводов в России высокоэффективные организации имеют себестоимость прироста 45 руб./кг, эффективные - 50 руб./кг, низкоэффективные - 60 руб./кг.
Создание селекционно-генетических центров позволит бесперебойно комплектовать высокопродуктивным чистопородным и гибридным родительским поголовьем с высоким статусом здоровья племенные и товарные хозяйства Орловской области и других регионов России, а также вести их планомерную замену, что в значительной мере будет способствовать сокращению завоза импортного поголовья и зависимости от него, а, следовательно, повышению эффективности отрасли свиноводства.
Экономическая эффективность при переходе на высокопродуктивную генетику представлена в таблице 2.
Таблица 2
Показатель |
Низкопродуктивная генетика |
Высокопродуктивная генетика |
Эффект от перехода на высокопродуктивную генетику |
Количество реализованного откормочного молодняка в год от 1 свиноматки, гол. |
16 |
26 |
+ 10 |
Количество получаемого мяса в убойном весе от 1 свиноматки в год, кг |
1 260 |
2 220 |
+ 960 |
Производство мяса в убойном весе с 1 комплекса на 4800 свиноматок, т |
6 050 |
10 650 |
+ 4 600 |
Экономический эффект в расчете на 1 свиноматку в год, тыс. руб. |
- |
- |
80 |
Экономический эффект в расчете на 1 свинокомплекс на 4800 голов в год, млн. руб. |
- |
- |
384 |
Строительство и ввод в эксплуатацию селекционно-генетических центров по свиноводству позволит Орловской области стать крупнейшим поставщиком племенного и гибридного родительского поголовья на территории Российской Федерации.
Реализация в регионе настоящей Программы позволит значительно увеличить производство племенных и гибридных животных (до 150 тысяч голов в год), поставляемых в товарные хозяйства Орловской области и других регионов Российской Федерации, что, в свою очередь, позволит товарным хозяйствам производить до 9 млн. голов на убой в год и 0,75 млн. тонн свинины в убойном весе в год.
Задачи по развитию отечественного свиноводства и ресурсные возможности Орловской области создают предпосылки для программно-целевого подхода по развитию племенного свиноводства посредством создания селекционно-генетических центров.
Реализация программных показателей сопряжена с определенными рисками, связанными с финансово-экономическим кризисом, изменением конъюнктуры и спроса на рынке племенного и товарного свиноводства, внешнеэкономическими факторами.
К основным рискам, которые могут оказать влияние на выполнение Программы, следует отнести:
1) внешние риски:
риски, связанные с нестабильным экономическим состоянием в стране, которые могут затронуть сферу кредитования в виде повышения процентных ставок и непредоставления заемных средств, а также проблемы с платежеспособностью отдельных предприятий;
риски, связанные с колебанием цен на сырьевые ресурсы и племенную продукцию, изменение спроса на племенную продукцию;
риски, связанные с внешнеэкономической ситуацией в стране, изменение размеров квот и таможенных пошлин на импортную племенную продукцию;
2) внутренние риски:
риски, связанные с финансированием Программы;
риски, связанные со сроками ввода объектов по Программе из-за несвоевременного выполнения графика работ и поставки необходимых строительных материалов и оборудования;
риски, связанные с биобезопасностью производства племенной продукции, сохранением высокого статуса здоровья племенных животных;
риски, связанные с сохранением и совершенствованием генетического потенциала племенных животных.
Оперативное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
II. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и
показатели, сроки и этапы ее реализации
Цель программы - устойчивое развитие отрасли свиноводства на основе создания селекционно-генетических центров на территории Орловской области.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1) строительство объектов селекционно-генетических центров;
2) увеличение численности чистопородных племенных и гибридных свиней;
3) увеличение объема производства мяса свиней.
Реализация Программы предусматривает государственную поддержку строительства объектов селекционно-генетических центров с использованием высокоэффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий, увеличение численности чистопородных племенных и гибридных свиней, увеличение объема производства конкурентоспособного мяса свиней, создание научно-практического центра по вопросам генетики свиноводства и племенного дела.
Программа реализуется в период с 2012 года по 2015 год. Этапы реализации не выделяются.
Срок реализации Программы обусловлен необходимостью осуществления комплекса работ по выбору строительных площадок и технологических решений, непосредственно строительству и технологическому оснащению объектов селекционно-генетических центров, закупке племенного скота.
К числу целевых индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы по годам, предлагается отнести следующие:
1) численность чистопородных племенных и гибридных свиней (голов);
2) ввод в эксплуатацию и технологическое оснащение новых объектов селекционно-генетических центров (станко-мест);
3) реализация чистопородного племенного и гибридного молодняка свиней (голов);
4) производство свинины в убойном весе (тонн);
5) количество новых рабочих мест.
Сочетание инвестиционной активности и государственной поддержки создания селекционно-генетических центров обеспечит достижение поставленной цели и решение задач Программы.
Целевые индикаторы и показатели результативности Программы представлены в приложении 1.
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться посредством анализа динамики роста целевых индикаторов и объемов финансирования по годам на основе анализа статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, данных ведомственной отчетности, мониторинга, проводимого Департаментом сельского хозяйства Орловской области.
III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов
реализации основных мероприятий Программы
Для достижения цели Программы и поставленных задач предусматривается реализация следующих мероприятий. Перечень программных мероприятий, ресурсное обеспечение каждого мероприятия с разбивкой по периодам реализации и источникам финансирования, сроки реализации и ожидаемые результаты приведены в приложении 2.
Для решения первой задачи предстоит реализовать следующие мероприятия:
1. Строительство объектов селекционно-генетических центров и инженерной инфраструктуры.
В рамках реализации данного мероприятия планируется строительство объектов селекционно-генетических центров и инженерной инфраструктуры (газопроводы, водопроводы, дороги, линии электропередач) к ним.
2. Технологическое оснащение объектов селекционно-генетических центров.
Планируется, что благодаря государственной поддержке в 2012-2015 годах будет проведено технологическое оснащение новых объектов селекционно-генетических центров мощностью 165 тыс. станко-мест.
В рамках решения второй задачи будет проводиться целенаправленная работа по расширению действующей племенной базы свиноводства, закупке племенного материала и увеличению реализации чистопородного племенного и гибридного молодняка свиней посредством реализации следующих мероприятий:
1. Покупка племенного материала с высоким генетическим потенциалом.
С целью повышения генетического потенциала племенных свиней планируется покупка племенного материала с высоким генетическим потенциалом для комплектования новых производственных объектов селекционно-генетических центров и расширения существующей племенной базы.
2. Реализация племенного и гибридного молодняка сельскохозяйственным товаропроизводителям области и в другие регионы страны. Реализация мероприятия позволит довести реализацию племенного и гибридного молодняка к 2015 году до 150 тыс. голов.
В рамках реализации третьей задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
1. Развитие системы кооперативных связей селекционно-генетических центров с сельскохозяйственными товаропроизводителями области.
Развитие взаимовыгодных кооперативных связей селекционно-генетических центров с сельскохозяйственными товаропроизводителями области позволит увеличить объем производства свинины и повысить эффективность ее производства.
2. Создание научно-практического центра по вопросам генетики свиноводства и племенного дела.
На базе селекционно-генетического центра планируется создание научно-практического центра по вопросам генетики свиноводства и племенного дела.
В рамках Программы планируется реализовать комплекс мер по обеспечению отрасли высококвалифицированными кадрами. Для этого предусматривается систематическое повышение квалификации и переподготовка специалистов отрасли свиноводства, проведение семинаров по организации конкурентоспособного производства, организация выставок племенного скота и технологического оборудования.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться за счет средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников.
Государственную поддержку реализации программных мероприятий планируется осуществлять по следующим направлениям:
1. Предоставление за счет средств федерального и областного бюджетов субсидий на возмещение части затрат на строительство объектов селекционно-генетических центров и объектов инженерной инфраструктуры (газопроводы, водопроводы, дороги, линии электропередач) к ним.
2. Предоставление за счет средств федерального и областного бюджетов субсидий на возмещение части затрат на технологическое оснащение объектов селекционно-генетических центров.
Средства федерального бюджета в рамках настоящей Программы будут использоваться при предоставлении субсидий из федерального бюджета в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств Орловской области по финансированию Программы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 5410,0 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 827,0 млн. рублей; областной бюджет - 200,0 млн. рублей; внебюджетные средства - 4383,0 млн. рублей.
Структура финансирования Программы представлена в приложении 3.
Структура финансирования Программы по бюджетополучателям представлена в приложении 4.
Финансирование предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока ее реализации с дифференциацией по годам с учетом последовательности реализации мероприятий Программы.
Основными направлениями расходования субсидий, предоставляемых в рамках реализации Программы, а также средств внебюджетных источников финансирования являются:
1) строительство новых племенных объектов, объектов инженерной инфраструктуры в рамках единого селекционно-генетического центра;
2) приобретение технологического оборудования;
3) приобретение спецтранспорта;
4) покупка племенного материала с высоким генетическим потенциалом;
5) создание научно-практического центра по вопросам генетики свиноводства и племенного дела;
6) подготовка кадров и повышение квалификации работников.
Финансово-экономическое обоснование расходов Программы представлено в приложении 5.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий Программы, рассчитывался с учетом:
1) фактических цен на проектные и строительно-монтажные работы;
2) средних по области цен и тарифов на материальные ресурсы, работы и услуги;
3) фактических цен и экспертных оценок стоимости оборудования, подведения дорог и инженерных коммуникаций.
Финансово-экономическое обоснование расходов Программы представлено в приложении 5.
V. Механизм реализации и управления Программой
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Правительства Орловской области.
Участники Программы:
заказчик Программы - Правительство Орловской области;
разработчик Программы - Департамент сельского хозяйства Орловской области;
исполнители Программы: Департамент сельского хозяйства Орловской области; сельскохозяйственные товаропроизводители и организации АПК (по согласованию);
руководитель Программы - руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области;
ответственный исполнитель Программы - начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области.
Руководитель Программы:
1) осуществляет текущее управление реализацией Программы;
2) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
3) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
4) ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям;
5) при сокращении фактических объемов бюджетного финансирования разрабатывает меры по привлечению дополнительных источников финансирования (в том числе внебюджетных) для реализации мероприятий Программы в установленные сроки;
6) обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными сроками, представление в Департамент экономики Орловской области полной и достоверной информации о ходе реализации Программы;
7) проводит первоначальную оценку эффективности реализации Программы по итогам года и представляет информацию в рамках годового отчета в Департамент экономики Орловской области;
8) несет ответственность за своевременность и достоверность представляемой информации об эффективности реализации Программы;
9) уточняет объем средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году, и представляет бюджетные заявки в Департамент экономики Орловской области;
10) представляет в Департамент экономики Орловской области информацию о готовящихся изменениях в действующую Программу.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться на основе субсидирования определенных целевых затрат малых форм хозяйствования, являющихся участниками Программы.
Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств по мере необходимости запрашивает информацию о целевых показателях и затратах по программным мероприятиям, организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств из дополнительных источников финансирования, на конечные результаты Программы. По результатам экспертных проверок принимается решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы, ее корректировке или досрочном прекращении ее реализации.
Основаниями для изменения или досрочного прекращения реализации Программы являются: досрочное выполнение Программы; изменение социально-экономической политики и пересмотр стратегических перспектив развития Орловской области; появление иных механизмов устранения проблемы, на решение которой была направлена Программа; существенные нарушения, допущенные участниками Программы, или наличие обстоятельств, по которым невозможно выполнение Программы; отсутствие финансирования полностью или по большей части программных мероприятий; возникновение практической необходимости корректировки программных мероприятий; возникновение иных обстоятельств, препятствующих реализации Программы.
Механизмы управления Программой базируются на принципах партнерства субъектов, задействованных в реализации программных мероприятий, а также четкого разграничения полномочий и ответственности между ними. Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов, включая создание рабочей группы.
Порядок предоставления субсидий на реализацию программных мероприятий утверждается Правительством Орловской области в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Орловской области на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Программы предусматриваются в общем предельном расчетном объеме бюджетных ассигнований на реализацию действующих и планируемых к принятию областных целевых программ.
Департамент сельского хозяйства Орловской области является главным распорядителем бюджетных средств (приложение 4), организует мониторинг выполнения программных мероприятий и эффективности использования средств областного и федерального бюджетов путем оценки достижения целевых индикаторов.
Департамент сельского хозяйства Орловской области ежегодно представляет в Департамент экономики Орловской области информацию по реализации запланированных мероприятий данной Программы, достижении плановых значений целевых индикаторов и эффективности реализации Программы.
VI. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2012-2015 годов, в течение которого планируется:
1) довести производство свинопоголовья в селекционно-генетических центрах к 2015 году до 640 тыс. голов;
2) довести реализацию племенного и гибридного поголовья к 2015 году до 150 тыс. голов;
3) осуществить ввод объектов селекционно-генетических центров мощностью 165 тыс. станко-мест;
4) довести производство свинины в убойном весе во всех категориях хозяйств в 2015 году до 65 тыс. тонн;
5) за 2012 - 2015 годы создать новые рабочие места для 500 человек.
В ходе реализации Программы будут созданы необходимые экономические условия для стимулирования развития регионального племенного свиноводства, снижения зависимости от импорта племенных животных, увеличения объемов производства свинины региональными товаропроизводителями, повышения экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли свиноводства в целом.
В Программе заложены основы перехода отрасли свиноводства на современную высокопродуктивную генетику отечественного производства, повышение конкурентоспособности производимой продукции, развитие научного потенциала в области генетики и селекции.
Реализация Программы обеспечит повышение производительности труда в среднем на 26% и позволит довести среднемесячную заработную плату работников селекционно-генетических центров до 30 000 рублей. Показатели социально-экономической эффективности Программы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели социально-экономической эффективности Программы
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Создание новых рабочих мест, человек |
150 |
150 |
150 |
50 |
Налоговые поступления в бюджеты всех уровней, всего, млн. руб. |
45 |
70 |
85 |
100 |
В том числе: |
|
|
|
|
в федеральный бюджет |
27,3 |
41,4 |
56,4 |
69 |
в региональный бюджет |
17,7 |
28,6 |
28,6 |
31 |
Среднемесячная заработная плата работников селекционно-генетических центров, руб. |
23 600 |
25 000 |
27 000 |
30 000 |
Объем бюджетных средств из областного бюджета, выделяемых на 1 рубль прироста выручки от реализации продукции селекционно-генетических центров в 2013 году, составит 0,075 рубля, в 2014 году - 0,053 рубля, в 2015 году - 0,036 рубля. Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе представлен в таблице 4.
Таблица 4
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Прирост выручки от реализации продукции селекционно-генетических центров, млрд. руб. |
0,1 |
0,4 |
1,5 |
2,5 |
Финансирование Программы из областного бюджета (млн руб.), всего |
|
30,0 |
80,0 |
90,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
на 1 рубль прироста выручки от реализации продукции селекционно-генетических центров, руб. |
|
0,075 |
0,053 |
0,036 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.