Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе Орловской области
"Развитие предпринимательства и деловой
активности в Орловской области"
Подпрограмма
"Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области на период
до 2020 года" государственной программы Орловской области "Развитие
предпринимательства и деловой активности в Орловской области"
Паспорт
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Формирование подпрограммы "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области на период до 2020 года" обусловлено необходимостью определения направлений деятельности региональных и муниципальных органов власти по привлечению инвестиций, выявления ключевых проблем в этой сфере и возможных путей их решения.
В складывающихся экономических условиях развитие инвестиционной деятельности стало краеугольным камнем для ускорения динамики социально-экономического развития области.
Подпрограмма как проекция стратегии социально-экономического развития региона и схемы территориального планирования позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, выделить конкурентные преимущества и недостатки территорий, структурные проблемы, определить наиболее приоритетные направления развития, а также создать предпосылки по преодолению проблем инфраструктурных ограничений и в конечном итоге рассчитать необходимый уровень развития тех или иных территорий и инфраструктуры.
Как показывают международный опыт и российская практика создания инвестиционного климата, усилия власти регионального уровня имеют решающее значение при выборе прямыми инвесторами места территориальной локализации своих производств и иных инвестиций. Анализ и оценка практики привлечения инвесторов и создания инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации позволяют выделить и объединить в рамках подпрограммы комплекс мер, практическая реализация которых способна обеспечить реальное улучшение инвестиционного климата Орловской области.
Подпрограмма нацелена на улучшение инвестиционной привлекательности Орловской области, способствующее притоку прямых иностранных и российских инвестиций в широком спектре производственной деятельности, опережающему вводу производственных мощностей с высокой производительностью труда, увеличению доли высокотехнологичных и наукоемких производств. Подпрограмма предполагает проведение мероприятий по комплексному улучшению инвестиционного климата в Орловской области.
Оценка развития инвестиционной деятельности в регионе позволяет отметить, что Правительством Орловской области на протяжении ряда лет предпринимались системные меры по поддержанию в регионе инвестиционной активности. Главной целью принимаемых мер являлось создание прозрачного и хорошо отлаженного механизма по привлечению и реализации поступающих в область инвестиций.
С этой целью организован и проводится регулярный мониторинг инвестиционных процессов, создана единая информационная база данных инвестиционных проектов и инвестиционных паспортов муниципальных образований Орловской области, сформирован банк информации о земельных участках и свободных производственных площадях, использование которых возможно при реализации инвестиционных проектов. Налажено взаимодействие с муниципальными образованиями в форме постоянных рабочих и технических консультаций.
Продолжается поиск новых зарубежных и отечественных компаний, заинтересованных в реализации перспективных инновационных проектов.
Сложности с кредитованием инвестиционных проектов, обусловленные тяжелым финансовым положением предприятий, обострили необходимость поиска Правительством области путей повышения доступности кредитных ресурсов. Заключены соглашения о сотрудничестве с ОАО "Внешэкономбанк", Министерством регионального развития Российской Федерации, некоммерческим партнерством "Центр развития государственно-частного партнерства".
Ежегодно проводится Орловский экономический форум, в котором принимают участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, гости из стран ближнего и дальнего зарубежья, руководители и менеджеры инвестиционных компаний.
Объем инвестиций в основной капитал (млрд. руб.)
Динамика объема инвестиционных ресурсов в экономику области в период до 2009 года имела ярко выраженный положительный характер. Однако на фоне резкого снижения инвестиционной активности в 2009 году, обусловленного последствиями мирового финансового кризиса, наблюдалось существенное уменьшение притока инвестиций в основной капитал.
По итогам 2010-2011 годов отмечаются тенденции возврата к докризисной динамике.
В 2011 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 35,5 млрд руб., почти 150% в сопоставимых ценах к уровню 2010 года. В абсолютном выражении рост инвестиционных поступлений в основной капитал составил около 14,5 млрд руб.
Несмотря на стабилизацию роста инвестиций в экономику Орловской области и восстанавливающееся внешнее благополучие, дальнейшее развитие инвестиционной активности вызывает серьезную озабоченность.
Так, по оценке Министерства регионального развития Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека характеризуется следующими значениями: 2007 год - 15 894 руб., 2008 год - 14 287 руб., 2009 год - 10 631 руб., 2010 год - 10 958,5 руб.
В то же время среднее значение указанного показателя по Российской Федерации составляет: 2007 год - 42 185,93 руб., 2008 год - 41 144,89 руб., 2009 год - 29 945,38 руб., 2010 год - 30 568,82 руб.
Средние значения показателя по регионам Центрального федерального округа соответственно: 2007 год - 17 000,83 руб., 2008 год - 19 422,89 руб., 2009 год - 16 996,02 руб., 2010 год - 17 923,35 руб.
Вышеприведенные показатели наглядно свидетельствуют о необходимости преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны, что в свою очередь требует качественного развития инвестиционной деятельности в Орловской области.
При этом целесообразность реализации подпрограммы для решения указанного вопроса обусловлена:
невозможностью решения возникающих задач в пределах одного финансового года и требованием значительных бюджетных расходов до 2020 года включительно;
необходимостью одновременного решения комплекса взаимосвязанных задач.
Таким образом, подпрограмма позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на решении самых важных конкретных задач в целях развития инвестиционной деятельности в Орловской области.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы,
цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач,
описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы,
сроков и этапов ее реализации
Основной стратегической целью государственной инвестиционной политики Орловской области являются совершенствование системы управления инвестиционными процессами и создание более благоприятных условий инвестирования на территории области.
Целью подпрограммы является развитие инвестиционной деятельности на территории Орловской области.
Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:
1) формирование благоприятного инвестиционного климата, создающего условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики Орловской области;
2) рост в экономике доли малого и среднего бизнеса;
3) масштабный рост высокотехнологичных производств;
4) рост высокопроизводительных современных рабочих мест;
5) повышение качества человеческого потенциала, качества жизни;
6) рост объемов производства;
7) рост конкурентоспособности промышленности Орловской области;
8) рост средней заработной платы.
Важнейшим результатом осуществления подпрограммы станет улучшение инвестиционного климата в Орловской области, что в долгосрочной перспективе обеспечит рост объема инвестиций в основной капитал.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) формирование и модернизация нормативной правовой базы, обеспечивающей условия для развития инвестиционной деятельности в Орловской области;
2) создание инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов;
3) создание позитивного инвестиционного имиджа Орловской области;
4) содействие развитию приоритетных направлений инвестиционной деятельности;
5) профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, отвечающих за инвестиционную политику.
Оценка эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться на основе системы целевых показателей непосредственного результата и целевых показателей конечного результата.
Показатели непосредственных результатов деятельности будут использованы для оценки динамики реализации подпрограммы.
Целевыми индикаторами будут являться:
1) количество нормативных правовых актов, требующих доработки и внесения изменений;
2) количество новых нормативных правовых актов;
3) количество созданных объектов инфраструктуры;
4) количество мероприятий, значимых для формирования инвестиционного имиджа Орловской области;
5) количество подготовленных площадок;
6) количество предоставленных гарантий;
7) количество подготовленных специалистов.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены в приложении 1 к подпрограмме.
Реализация подпрограммы рассчитана на 8 лет - с 2013 года по 2020 год.
В подпрограмме предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по развитию инвестиционной деятельности на территории Орловской области, в связи с чем отдельные этапы реализации подпрограммы не выделяются.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма представляет собой совокупность обеспеченных финансовыми и организационными ресурсами, скоординированных по задачам, срокам и исполнителям проектов, мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в сфере инвестиционной деятельности.
Мероприятия обеспечивают достижение основной цели - развитие инвестиционной деятельности в Орловской области.
Необходимость реализации мероприятий по разработке и утверждению инвестиционной стратегии Орловской области, инвестиционной декларации Орловской области, единого регламента сопровождения инвестиционного проекта по принципу "одного окна", формирование и ежегодное обновление плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Орловской области обусловлена тем, что реализация инвестиционной политики в качестве необходимого условия своей эффективности требует создания институциональной основы и соответствующих процедурных механизмов в Орловской области.
Нормативная правовая основа развития инвестиционной деятельности к настоящему времени в значительной степени уже сформирована, однако существует необходимость в детализации ее отдельных аспектов в связи с внедрением стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Необходимость реализации мероприятий, направленных на создание инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов, обусловлена растущей конкуренцией субъектов Российской Федерации в привлечении инвестиционных компаний для реализации проектов на территории регионов. Создание подготовленных инфраструктурных площадок, индустриальных парков, заблаговременное решение вопросов, связанных с формированием земельных участков, постановкой их на кадастровый учет, а также созданием энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, значительно упрощает реализацию инвестиционных проектов, повышает их успешность и эффективность.
Таким образом, минимально необходимыми мероприятиями для эффективного развития инвестиционной деятельности и повышения конкурентных преимуществ Орловской области для привлечения инвесторов являются:
создание специализированной структуры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, включая центр государственно-частного партнерства;
организация индустриальных парков.
Существенной мерой, призванной улучшить инвестиционный климат региона, способной привлечь инвестиции в реальный сектор экономики и содействовать модернизации экономики региона, станет создание и развитие индустриальных парков как структуры, формирующей максимально комфортные условия для создания новых производств.
При этом создаваемые индустриальные парки будут обладать готовой инфраструктурой, позволяющей потенциальным резидентам немедленно начать установку оборудования.
Дальнейшее развитие индустриальных парков предполагается на основе государственно-частного партнерства и в первую очередь именно за счет частных инвестиций и снижения рисков неэффективного использования региональных финансовых ресурсов. Участие бизнеса обеспечит снижение инвестиционных рисков за счет компетентного выполнения несвойственных государственным органам функций по проведению бизнес-экспертизы проектов и обеспечению окупаемости на рыночных условиях.
В рамках подпрограммы предусмотрены мероприятия, обеспечивающие решение задачи по созданию положительного инвестиционного имиджа Орловской области:
1) представление Орловской области на отраслевых и технологических выставках, конференциях, основными целями которых являются демонстрация уникальных достижений отраслей экономики Орловской области, их продвижение на рынке, установление деловых контактов, привлечение инвестиций;
2) ежегодная организация Орловского экономического форума как эффективной площадки для обсуждения руководителями органов власти, компаний и банков, экспертами, российскими и зарубежными инвесторами стратегических вопросов развития региона и выработки практических предложений по развитию экономики и улучшению качества жизни людей, обмена успешным опытом реализации региональных проектов, нацеленных на модернизационный результат;
3) создание и поддержка функционирования специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Орловской области, который должен обеспечить наглядное представление инвестиционных возможностей региона, его инвестиционной стратегии и инфраструктуры, а также потенциальных направлений развития;
4) ежегодное издание доклада "Инвестиционный климат и инвестиционная политика Орловской области", содержащего не только анализ деятельности субъекта, но и основные тренды развития области;
5) презентация ежегодного Инвестиционного послания Губернатора Орловской области.
Значительную роль в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата играют финансовые механизмы привлечения и поддержки инвесторов, а также налоговое стимулирование инвестиционных процессов. В связи с этим разработаны мероприятия, направленные на решение задачи содействия развитию приоритетных направлений инвестиционной деятельности.
В целях эффективного достижения указанной задачи в подпрограмме предусмотрен следующий комплекс мероприятий:
строительство объектов производственной инфраструктуры к производственным площадкам, в рамках заключенных соглашений;
предоставление субсидий в целях обеспечения производственных площадок на территории Орловской области производственной инфраструктурой, включая проведение работ по землеустройству, постановку сформированных земельных участков, предназначенных для размещения указанной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на них;
предоставление государственных гарантий для стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения обязательств по кредитам и займам, привлекаемым инвесторами для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов с высокой социально-экономической значимостью.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении 2 к подпрограмме.
План реализации подпрограммы представлен в рамках плана реализации государственной программы согласно приложению 7 к государственной программе.
IV. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы
Формирование и реализация региональной политики в сфере развития инвестиционной деятельности осуществляются в соответствии с:
Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Законом Орловской области от 6 октября 2009 года N 969-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области";
Законом Орловской области от 12 октября 2011 года N 1277-ОЗ "Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах".
С целью регулирования отношений в сфере инвестиционной деятельности на территории области приняты следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Орловской области от 13 ноября 2009 года N 228 "О взаимодействии органов государственной власти Орловской области и субъектов инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных проектов на территории Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 15 июня 2011 года N 178 "О предоставлении государственных гарантий Орловской области по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, и кредитам, привлекаемым юридическими лицами, участвующими в реализации областных программ при строительстве (реконструкции) объектов социального назначения";
постановление Правительства Орловской области от 16 сентября 2011 года N 317 "Об утверждении порядка отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Орловской области по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, и порядка отбора принципалов для предоставления государственных гарантий Орловской области по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, участвующими в реализации областных программ при строительстве (реконструкции) объектов социального назначения".
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы представлены в приложении 3 к подпрограмме.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий
по этапам реализации при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы
Участие государственных учреждений Орловской области в реализации мероприятий подпрограммы не предусматривается.
VI. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В 2011 году создано ОАО "Дирекция индустриальных парков Орловской области" (далее также - дирекция).
Основная задача дирекции - привлечение инвесторов в регион за счет разделения рисков и реализации принципа софинансирования проектов совместно с регионом.
Локомотивом этой работы стал индустриальный парк "Зеленая роща", расположенный во Мценском районе, имеющий более 140,5 га свободных земель для строительства новых производственных зданий (greenfield).
Индустриальный парк "Зеленая роща" - это будущий комплекс производственных и вспомогательных помещений, с собственной инфраструктурой, необходимой для создания нового производства в максимально короткие сроки.
Концепцией индустриального парка предполагается размещение на его территории порядка 15-20 крупных и средних высокотехнологичных производственных компаний, интегрированных в производственные кластеры, производящих современную продукцию приборостроения и электроники, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции.
Концепцией парка также предполагает создание социальной инфраструктуры для комфорта инвесторов. Планируется строительство жилого блока, гостиницы, зоны отдыха.
ОАО "Дирекция индустриальных парков Орловской области" оказывает содействие резидентам парка при решении вопросов выбора и оформления земельного участка, подготовки и согласования технической документации, строительства коммуникаций, что существенно экономит и финансовые ресурсы резидентов.
Кроме того, обособленное подразделение дирекции будет сопровождать инвесторов на всех этапах реализации проекта: от подготовки бизнес-плана до ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов.
Основные задачи обособленного подразделения дирекции:
консультирование Правительства Орловской области, муниципальных образований и предприятий, а также оказание помощи по вопросам повышения их инвестиционной привлекательности, привлечения инвестиций, составления инвестиционных программ и бизнес-планов, управления инвестиционными проектами и оценки их эффективности;
сотрудничество с Правительством Орловской области, муниципальными образованиями и предприятиями, иностранными компаниями и другими организациями в реализации инвестиционных проектов на территории Орловской области;
оказание содействия инвесторам.
VII. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами
местного самоуправления в разработке и реализации подпрограммы
Участие органов местного самоуправления Орловской области в разработке и реализации мероприятий подпрограммы не предусматривается.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств бюджета Орловской области. Объем финансирования на 2013-2020 годы составляет
5 135 294,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 542 594,1 тыс. руб.; в последующие годы ежегодно по 656 100,0 тыс. руб.
В рамках подпрограммы планируется реализовать мероприятия, направленные на организацию индустриальных парков, создание необходимой для их функционирования инженерной инфраструктуры, приобретение акций созданной дирекции по управлению индустриальными парками. Для этих целей планируется использовать 350 млн. руб. бюджетных средств: по 50 млн. руб. ежегодно, начиная с 2013 года. Оценка необходимых затрат проведена экспертным путем, также использовался опыт успешной реализации подобных проектов в других регионах.
Планируемый эффект от реализации подпрограммы может быть достигнут исключительно при выполнении запланированных мероприятий в полном объеме.
В рамках мероприятий по созданию позитивного инвестиционного имиджа Орловской области предусматриваются:
1) представление Орловской области на отраслевых и технологических выставках, конференциях;
2) ежегодная организация Орловского экономического форума, ежегодное издание доклада "Инвестиционный климат и инвестиционная политика Орловской области";
3) создание специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Орловской области;
4) презентация ежегодного Инвестиционного послания Губернатора Орловской области.
Стоимость проведения мероприятий определена экспертным и аналоговым путем на основе опыта организации и проведения на территории Орловской области выставок, форумов, конференций, приемов делегаций и прочих мероприятий.
Так, представление области на отраслевых и технологических выставках, конференциях в рамках реализации программных мероприятий обойдется в 25,6 млн. руб., в том числе 1,1 млн. руб. - в 2013 году и по 3,5 млн. руб. на организацию 3 выставочных мероприятий - ежегодно с 2014 по 2020 годы. При этом основными расходными статьями являются оплата выставочных площадей, подготовка экспозиции, изготовление информационной и сувенирной продукции, представительские расходы участников, транспортные расходы.
На основе экспертной оценки и опыта ежегодного проведения орловских экономических форумов расходы на организацию и проведение форумов в 2013-2020 годах составят 14 млн. руб. - по 2 млн. руб. на одно мероприятие ежегодно, за исключением 2013 года. При этом в состав планируемых расходов включены следующие статьи затрат:
а) подготовка и издание информационных материалов (брошюры, каталоги, диски);
б) выпуск рекламной и сувенирной продукции, подготовка индивидуальных пакетов участников;
в) обеспечение питания участников ярмарки;
г) транспортные расходы;
д) подготовка и проведение выставки;
е) оплата помещений для проведения мероприятий форума;
ж) прочие расходы (услуги по подготовке видеоматериалов, переводы на иностранный язык, изготовление наградных дипломов и медалей, приобретение расходных материалов).
Затраты на создание специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Орловской области составят 1,9 млн. руб.: 500 тыс. руб. - в 2013 году и по 200 тыс. руб. - ежегодно в течение 2014-2020 годов. При этом основная часть затрат будет направлена в 2013 году на создание портала, в 2014-2020 годах на поддержку, продвижение сайта, информационное наполнение, включая переводы информации на иностранные языки.
По информации полиграфических фирм города Орла, стоимость услуг по дизайну и макетированию печатного издания составляют от 500 до 1 000 руб. за страницу. В стоимость печати тиража входит: по 1 000 экземпляров брошюр под скрепку - от 165 тыс. руб., в папке на кольцах - 210-360 тыс. руб.
Таким образом, на основе экспертной оценки и опыта издания информационных брошюр стоимость ежегодного издания доклада "Инвестиционный климат и инвестиционная политика Орловской области" (1 000 экземпляров) с учетом подготовки макета брошюры составит в среднем около 200 тыс. руб. (1 400 тыс. руб. в течение 2013-2020 годов).
На мероприятия по строительству объектов производственной инфраструктуры к производственным площадкам, в рамках заключенных соглашений и предоставление субсидий в целях обеспечения производственных площадок на территории Орловской области производственной инфраструктурой, включая проведение работ по землеустройству, постановку сформированных земельных участков, предназначенных для размещения указанной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на них подпрограммой предусмотрена сумма в 740 млн. руб., 40 млн. руб. - в 2013 году (по 100 млн. руб. ежегодно в течение 2014-2020 годов).
Строительство и субсидирование позволят оказать существенное содействие в обеспечении инфраструктурой земельных участков.
На предоставление государственных гарантий в бюджете области с 2013 по 2020 годы в рамках реализации подпрограммы ежегодно предполагается использовать до 500 млн. руб. Предоставление государственных гарантий Орловской области позволит ежегодно снижать коммерческие риски реализации не менее одного крупного инвестиционного проекта, имеющего высокую социально-экономическую значимость для региона.
На профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, отвечающих за инвестиционную политику региона, предполагается потратить 1 400 тыс. руб. (по 200 тыс. руб. ежегодно начиная с 2014 года).
Выделение ассигнований распорядителям средств областного бюджета для финансирования мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части областного бюджета, установленным бюджетным законодательством Орловской области.
Объем финансирования мероприятий подпрограммы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.