Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 29 ноября 2012 г. N 444
Государственная программа Орловской области
"Повышение эффективности государственного и муниципального управления
в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества"
Паспорт
государственной программы Орловской области
"Повышение эффективности государственного и муниципального
управления в Орловской области, поддержка институтов
гражданского общества"
Наименование Программы |
"Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области |
Соисполнители Программы |
Департамент экономики Орловской области; Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области; Управление информационных технологий и связи Орловской области |
Перечень Подпрограмм |
1. "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2013-2016 годы"; 2. "Противодействие коррупции в Орловской области на 2013-2016 годы"; |
Цель Программы |
Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества |
Задачи Программы |
1. Снижение затрат времени и усилий, необходимых для получения заявителями государственных услуг, а также оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг в Орловской области, выражающееся в: проведении комплексной оптимизации государственных услуг по сферам общественных отношений; ведении регионального Перечня государственных услуг; дальнейшем развитии сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг (далее также - МФЦ), соответствующих установленным требованиям; формировании системы мониторинга качества и доступности государственных услуг. 2. Создание единых и целостных современных систем государственной гражданской службы и муниципальной службы Орловской области, ориентированных на приоритеты развития области с учетом интересов населения области, направленных на результативную деятельность государственных гражданских служащих Орловской области и муниципальных служащих Орловской области по обеспечению эффективного исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления области, выражающихся в: совершенствовании правового регулирования гражданской и муниципальной службы области; обеспечении эффективной взаимосвязи гражданской и муниципальной службы области; внедрении эффективных технологий и современных методов в кадровую работу органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области; повышении доверия граждан к гражданской и муниципальной службе, обеспечение открытости и прозрачности гражданской и муниципальной службы; развитии системы подготовки кадров для гражданской и муниципальной службы, дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих. 3. Снижение уровня коррупции при исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, выражающееся в: совершенствовании нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области; снижении возможностей и повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц; организации мониторинга коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики; создании условий для снижения правового нигилизма населения, формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции; обеспечении взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области. 4. Повышение качества жизни социально незащищенных категорий жителей Орловской области в рамках участия социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СО НКО) в преодолении актуальных региональных социальных проблем. 5. Повышение уровня теоретических знаний, совершенствование профессиональных компетенций лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
На момент завершения реализации Программы: 1. Количество проведенных обзоров (мониторинг) действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы гражданской и муниципальной службы - 5 ед. 2. Количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы - 27 ед. 3. Количество разработанных методических материалов по актуальным вопросам муниципальной службы - 12 ед. 4. Количество проведенных семинарских занятий, совещаний и тренингов по актуальным вопросам гражданской и муниципальной службы - 12 ед. 5. Доля должностей государственной гражданской службы, замещенных по конкурсу, от общего количества должностей, подлежащих замещению по результатам конкурса - 75%. 6. Доля лиц, назначенных на должности гражданской службы области из кадрового резерва, от общего количества лиц, находящихся в кадровом резерве - 40%. 7. Доля лиц, назначенных на должности муниципальной службы области из кадрового резерва, от общего количества лиц, находящихся в кадровом резерве - 20%. 8. Оценка профессиональных знаний при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций и квалификационных экзаменов гражданских служащих области. 9. Рост доверия граждан к государственным и муниципальным органам Орловской области, гражданским и муниципальным служащим Орловской области. 10. Количество информационно-аналитических материалов в сфере развития гражданской и муниципальной службы, размещенных на официальных интернет-сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области - 10 единиц в год в одном муниципальном районе (городском округе) Орловской области. 11. Количество муниципальных служащих, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации - 1132 чел. 12. Количество принятых нормативных правовых актов Орловской области в сфере противодействия коррупции - 15 ед. 13. Количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых антикоррупционных программ - 27 ед. 14. Количество государственных гражданских служащих Орловской области, получивших дополнительное профессиональное образование по антикоррупционной тематике - 30 чел./год. 15. Количество обращений граждан и организаций в органы государственной власти Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих Орловской области - 5. 16. Количество обращений граждан и организаций в органы местного самоуправления Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих Орловской области - 5. 17. Количество проведенных мониторингов коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики - 1. 18. Количество информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных в печатных средствах массовой информации муниципальных образований Орловской области - 10 ед. в год в каждом муниципальном образовании. 19. Количество заседаний Координационного совета по противодействию коррупции в Орловской области - 4 в год. 20. Среднее число обращений заявителя в орган государственной власти Орловской области (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги - 1. 21. Среднее количество обращений в год в орган государственной (муниципальной) власти для получения одной государственной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности - 1000. 22. Среднее число обращений предпринимателя в орган государственной власти Орловской области (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, - 2. 23. Отсутствие нарушения установленных сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг. 24. Доля представителей субъектов малого и среднего бизнеса, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Орловской области, - 65%. 25. Доля граждан, удовлетворенных качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно органами государственной власти и органами местного самоуправления, - 60%. 26. Степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ - 75%. 27. Охват населения сетью МФЦ - 70%. 28. Количество проведенных мониторингов качества и доступности государственных и муниципальных услуг - 1 ед. /год. 29. Количество социально-ориентированных некоммерческих организаций в Орловской области - рост на 12% к уровню 2012 года. 30. Количество жителей Орловской области из социально незащищенных групп населения, получающих со стороны СО НКО социальные услуги и помощь - рост на 12% к уровню 2012 года. 31. Количество добровольцев, принимающих участие в реализации проектов и программ СО НКО - рост на 12% к уровню 2012 года. 32. Объем проектов и программ СО НКО, включающих высокую степень инновационных социальных механизмов, - рост на 12% к уровню 2012 года. 33. Количество лиц, замещающих выборные муниципальные должности Орловской области в 2013 году, прошедших повышение квалификации, - 65 человек. 34. Количество проведенных семинарских занятий и тренингов по актуальным вопросам деятельности представительных органов местного самоуправления для лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году, - 15 ед. 36. Количество разработанных методических материалов по актуальным вопросам деятельности лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году, - 3 ед. |
Этапы и сроки реализации Программы |
2013-2016 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусматривается |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 59 740 тыс. рублей: в том числе по годам реализации Программы: всего: 2013 - 28 540,0 тыс. рублей; 2014 - 10 210,0 тыс. рублей; 2015 -10 460,0 тыс. рублей; 2016 - 10 530,0 тыс. рублей; областной бюджет - 56 805,0 тыс. рублей в том числе по годам реализации Программы: 2013 - 27 840,0 тыс. рублей; 2014 - 9465,0 тыс. рублей; 2015 - 9715,0 тыс. рублей; 2016 - 9785,0 тыс. рублей; местные бюджеты (прогноз) - 2935,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации Программы: 2013 - 700,0 тыс. рублей; 2014 - 745,0 тыс. рублей; 2015 - 745,0 тыс. рублей; 2016 - 745,0 тыс. рублей. В том числе: капитальные вложения: - 0,0 тыс. рублей; НИОКР- 0,0 тыс. рублей; прочие расходы - 59 740 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Усовершенствование нормативной правовой базы по вопросам гражданской и муниципальной службы. 2. Внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы. 3. Усовершенствование кадрового обеспечения процессов государственного и муниципального управления. 4. Укрепление доверия граждан к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. 5. Повышение профессионального уровня гражданских и муниципальных служащих Орловской области. 6. Оптимизация порядка предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных функций для физических и юридических лиц на территории Орловской области. 7. Снижение организационных, временных, финансовых затрат юридических лиц на преодоление административных барьеров. 8. Получение государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" не менее чем в 3 муниципальных районах (городских округах) Орловской области. 9. Создание системы мониторинга и контроля качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Орловской области. 10. Развитие механизмов и расширение институциональной базы противодействия коррупции в Орловской области. 11. Минимизация возможностей для возникновения коррупционных проявлений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области. 12. Формирование информационной базы о состоянии и тенденциях динамики коррупционных факторов и коррупционных проявлений на территории Орловской области, позволяющей повысить объективность и обоснованность решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области; укрепление доверия граждан к деятельности органов власти Орловской области, усиление негативного отношения общественности к коррупционным проявлениям. 13. Привлечение гражданского общества, средств массовой информации к реализации государственной политики по противодействию коррупции. 14. Увеличение количества СО НКО Орловской области, реализующих социально ориентированные проекты и программы, в том числе по результатам региональных и муниципальных конкурсов на предоставление субсидий и грантов СО НКО. 15. Увеличение количества жителей Орловской области из социально незащищенных групп населения, получающих со стороны СО НКО социальные услуги и помощь. 16. Увеличение количества добровольцев, принимающих участие в реализации проектов и программ СО НКО. 17. Увеличение количества выпускников детских домов, инвалидов, которым была оказана поддержка, за счет реализации социальных проектов СО НКО Орловской области, пожилых людей и жителей региона из социально незащищенных слоев, получивших бесплатные социальные услуги обучения пользованием современными информационными технологиями. 18. Снижение количества конфликтов на межэтнической и межконфессиональной почве. 19. Увеличение объема продукции (работ, услуг), выполненных на территории Орловской области СО НКО, обслуживающими домашние хозяйства граждан, нуждающихся в социальной поддержке. 20. Увеличение количества представителей активно действующих на территории Орловской области СО НКО, прошедших обучение формам и методам работы по оказанию социальных услуг, реализации социальных проектов. 21. Повышение профессионального уровня лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области. 22. Укрепление доверия граждан к деятельности представительных органов местного самоуправления. 23. Развитие системы повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы,
включая описание текущего состояния, основных проблем
в указанной сфере и прогноз ее развития
С принятием федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе"), от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О муниципальной службе") были созданы основы единой системы гражданской службы и муниципальной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.
Продолжается внедрение современных кадровых технологий на государственной гражданской службе. В частности, назначение на вакантные должности государственной гражданской службы области, подлежащие в соответствии с Федеральный закон "О государственной гражданской службе" конкурсному замещению, производится через процедуры конкурсного отбора. В 2008 году в Орловской области по результатам конкурсов назначено 107 гражданских служащих, в 2009 году - 64 человека, в 2010 году - 102 человека, в 2011 году - 83 человека. С момента реорганизации исполнительных органов государственной власти специальной компетенции Орловской области доля назначенных на должность государственной гражданской службы по результатам конкурса от общего количества должностей, подлежащих замещению по конкурсу, составила 64%.
Ведется работа по формированию кадрового резерва в Орловской области. По итогам проводимых в исполнительных органах государственной власти области конкурсов на включение в кадровый резерв в 2009 году в кадровые резервы органов власти были включены 14 человек, 2 из них были назначены на должность гражданской службы. В 2010 году в соответствующие кадровые резервы были включены 71 человек, 14 человек уже назначены на должности гражданской службы из резерва. По состоянию на 1 января 2011 года в кадровые резервы органов местного самоуправления включено 1109, назначены на должности из кадрового резерва 78 человек.
Несмотря на это, как на гражданской, так и на муниципальной службе недостаточно используется назначение на вакантные должности из кадрового резерва.
Отсутствует взаимосвязь между программами подготовки гражданских и муниципальных служащих.
Имеющиеся в распоряжении органов государственной власти сведения об организации муниципальной службы носят разрозненный и отрывочный характер и не позволяют составить полную картину существующего положения и динамики развития муниципальной службы.
Кроме того, требует решения еще ряд проблем.
В муниципальных образованиях Орловской области недостаточно внимания уделяется вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. За последние 3 года прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 546 муниципальных служащих, или 25% от общего числа муниципальных служащих (данные на 1 января 2011 года).
Лишь в 5 из 27 городских округов и муниципальных районов приняты муниципальные программы развития муниципальной службы.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью. Рост коррупции в России один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. По материалам Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященным коррупции в российском обществе, в 2011 году более 70% россиян отмечали "высокую" или "очень высокую" степень распространения коррупции в обществе. Менее 1% респондентов посчитали, что коррупции нет совсем.
Наиболее коррумпированные сферы: жилищно-коммунальная, здравоохранение, образование, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы, военкоматы, суды. Наиболее распространенные ситуации, в которых рядовой гражданин чаще всего даст взятку: сбор штрафов и иных платежей; выдача разрешений на занятие различными видами деятельности; разрешение на строительство и наделение земельными участками; "контроль" со стороны государственных служб, от которого в основном страдает малый бизнес.
Одной из сфер, требующих постоянного внедрения и совершенствования антикоррупционных правовых средств, является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1% ВВП из-за коррупции в сфере размещения государственного заказа, что ведет к увеличению бюджетных расходов и, как следствие, нарастанию социальной напряженности, недостатку государственных инвестиций и прочим негативным факторам.
Необходимость решения проблемы высокого уровня коррупции в Российской Федерации сегодня является одним из приоритетов государственной политики, что подтверждается ее включением в основополагающие директивные программные документы.
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года констатируется, что действие структурных ограничений социально-экономического развития нашей страны усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, к числу которых отнесены высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции. Там же определено, что одним из принципов перехода к инновационному социально ориентированному развитию государства в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности должно стать снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции. Подтверждением первостепенности указанной проблемы является и то, что согласно данной Концепции уже на первом этапе инновационного развития российской экономики в числе приоритетов социальной и экономической политики названы создание эффективного государства, снижение уровня коррупции.
Данный тезис уже получил свою всестороннюю конкретизацию на высшем уровне. Так, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, сформулировав принципы новой политической стратегии в своей статье "Россия, вперед!", на второе место среди основных проблем, подлежащих обязательному разрешению, отнес "вековую коррупцию, с незапамятных времен истощавшую Россию". В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации еще 13 ноября 2009 года Д.А. Медведев, говоря о приоритетах укрепления демократических институтов на региональном уровне, прямо отметил: "Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества".
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые на законодательном уровне определено понятие коррупции, установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе основы деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции.
В Орловской области принят Закон Орловской области от 10 апреля 2009 года N 893-ОЗ "О противодействии коррупции в Орловской области", который направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, обеспечение надлежащей работы государственных органов области путем проведения последовательной и системной деятельности, связанной с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.
В целях создания институциональной основы для координации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления в сфере борьбы с коррупцией указом Губернатора Орловской области от 9 марта 2010 года N 60 "О мерах по противодействию коррупции в Орловской области" утверждены состав и положение о Координационном совете по противодействию коррупции в Орловской области.
Правоохранительными органами Орловской области по состоянию на 1 июня 2012 года поставлено на учет 248 преступлений коррупционной направленности (аналогичный период предыдущего года - 145, прирост составил 71,0%), среди которых 64 - квалифицировано по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), 73 - по статье 160 УК РФ, 1 - по статье 281-1 УК РФ, 71 - по статье 292 УК РФ, 38 - по статьям 290 - 291 УК РФ (в том числе 22 - связаны с получением взятки, 15 - с дачей взятки, 1 - с пособничеством во взяточничестве). Окончено расследование 186 преступлений, 133 уголовных дела переданы в суд. Выявлено 74 лица, совершивших данные преступления.
Кроме того, в отчетном периоде правоохранительными органами поставлено на учет 7 преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ "Против интересов службы в коммерческих и иных организациях". Расследовано 3 уголовных дела, выявлено 3 лица, совершивших данные преступления. Установленная сумма причиненного материального ущерба составила 623 332 тыс. рублей.
Одной из самых острых проблем нашей страны остается повышение уровня доверия населения к власти. Реформирование органов власти является одним из важнейших инструментов для решения этой проблемы. Административная реформа направлена на повышение эффективности государственного управления на основе строгого соблюдения государственными служащими законности предоставления качественных публичных услуг населению, обеспечения права граждан на объективную информацию.
Попытка перенести западный опыт и понимание эффективности работы государственного управления на российскую почву позитивна, но уже следует выделить отдельные проблемы, характерные, в том числе, и для Орловской области:
1) оценка эффективности реализации мероприятий административной реформы предполагает сохранение явно определенной вертикальной структуры управления, которая обеспечит постоянство целевых и ценностных установок факторов системы государственного управления.
2) в системе мониторинга эффективности реформирования государственного управления показатели, предполагаемые для оценки использования более проработанных моделей принятия решений, применяются для оценки моделей принятия решений начального уровня. В связи с этим, применение подобных методов оценки эффективности может дать прямо противоположные результаты.
Применяемые в настоящее время методики в целом соответствуют российским и мировым стандартам, но используются без учета реальных особенностей принятия решений в сфере регионального управления, что определяет эффективность рамках рационального подхода, жестко расписывающего полномочия, но не приспособленного для развития и учета состояния внешней среды.
Для разрешения данного кризиса необходимо разработать комплексную трактовку эффективности государственного управления, минимизирующую риск дальнейшего расширения бюрократических схем управления.
Центральным понятием модели может стать именно эффективность государственного управления, которая разворачивается как движущая сила развития управления, учитывающая изменчивость целей и ценностей, чувствительная к инкрементальным воздействиям внешней и внутренней среды, имеющая развитой механизм взаимодействия с управляемым социумом как в вертикальной плоскости, так и горизонтальной.
В рамках Программы будет заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Орловской области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
В Орловской области на 1 января 2011 года зарегистрировано 803 некоммерческих организации и общественных объединения (на 1 января 2010 года - 898). То есть количество зарегистрированных некоммерческих организаций и общественных объединений сократилось за год на 95 единиц или на 10,6%.
Вместе с тем в регионе наблюдается увеличение количества жителей, нуждающихся в социальной поддержке, в том числе со стороны СО НКО.
По данным на 1 января 2011 года в Орловской области проживает 3162 ребенка, оставшегося без попечения родителей. Из них 1955 находятся на воспитании в семьях: под опекой (попечительством) - 1688 детей, 267 - в приемных семьях. 2771 ребенок проживает в 1669 семьях, которые не обеспечивают надлежащего воспитания, содержания и обучения детей. Подростками в 2010 году совершено 346 преступлений. 288 подростков, совершивших преступления в 2010 году, входят в социальную группу риска.
На территории Орловской области проживает 812,5 тыс. человек, из них 200,4 тыс. человек старше трудоспособного возраста (24,7%), в том числе 123,9 тыс. человек проживает в городской местности и 76,5 тыс. человек - в сельской местности.
В области наблюдается устойчивая тенденция роста числа граждан пожилого возраста: 2008 год - 196,7 тыс. человек, 2009 год - 198 тыс. человек, 2010 год - 200,1 тыс. человек, в том числе более 12% составляют жители в возрасте 70 лет и старше. Возрастает потребность граждан пожилого возраста в получении социальных услуг.
Таким образом, на фоне сокращения количества некоммерческих организаций и общественных объединений в регионе увеличивается группа социально незащищенных жителей Орловской области, нуждающихся в социальных услугах и социальной помощи, которые могут быть оказаны, в том числе, СО НКО.
Характерными чертами социально-экономического положения значительной части пожилых людей являются неустойчивое материальное положение, неспособность самостоятельно решить проблемы улучшения собственных жилищно-бытовых условий, низкая социальная активность, связанная с особенностью физического состояния - неудовлетворительным состоянием здоровья. Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.
Потребность в различных видах социального обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей, более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Количество обращающихся за социальной помощью пожилых граждан ежегодно увеличивается.
По состоянию на 1 июля 2011 года в Орловской области проживают 76 550 инвалидов, из них 2 234 человека - дети-инвалиды. 1071 человек имеют заболевания опорно-двигательного аппарата и передвигаются с помощью кресел-колясок.
В ежегодных докладах о состоянии гражданского общества в Орловской области, составляемых Общественной палатой Орловской области, приводится множество примеров значимой общественно полезной деятельности СО НКО.
В Докладе о состоянии гражданского общества в Орловской области за 2010 год говорится о большом вкладе общественных организаций, объединяющих ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов Афганистана, локальных конфликтов, чернобыльцев, в решение социальных проблем ветеранов и семей погибших в локальных войнах. Имеются положительные примеры деятельности СО НКО в молодежном движении, просвещении и воспитании подростков, сферах здравоохранения и профилактики здорового образа жизни, природоохранной деятельности.
Своим реальным трудом СО НКО стремятся оказать помощь в решении важнейших задач социальной модернизации региона. Исходя из общей оценки состояния и уровня развития институтов гражданского общества в Орловской области, можно сделать вывод о целесообразности использования потенциала СО НКО как неотъемлемой и наиболее структурированной части гражданского общества в работе по решению социальных проблем региона.
Однако в развитии СО НКО Орловской области имеется целый комплекс проблем, требующих безотлагательного решения, в том числе программными методами. Об этом представители некоммерческих организаций и общественных объединений неоднократно говорили в рамках форума общественных объединений Орловской области "Гражданский диалог", заседаниях Совета и общественных слушаниях Общественной палаты Орловской области.
СО НКО, действующие на территории Орловской области, имеют слабую материальную базу. Некоторые не имеют телефонной связи, оргтехники. Нет средств на приобретение литературы, компьютеров, программного обеспечения, расходных материалов, аренду помещений. У работников многих СО НКО отсутствуют знания и навыки разработки социальных проектов, привлечения финансовых средств, составления заявок на получение бюджетных субсидий и грантов.
СО НКО нуждаются в имущественной, финансовой, информационной, консультативной, образовательной поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
В настоящее время на областном уровне осуществляется актуализация нормативно-правовой базы, необходимой для повышения эффективности деятельности СО НКО через оказание им государственной поддержки.
Постановлением Правительства Орловской области от 25 октября 2010 года N 377 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на соискание грантов Орловской области для поддержки общественных объединений в Орловской области" утвержден порядок предоставления грантов Орловской области общественным объединениям, реализующим на территории региона социально ориентированные проекты. В 2011 году победителями областного конкурса грантов были признаны 25 общественных объединений, получивших гранты на сумму 7 млн. рублей.
Вместе с тем принимаемых мер недостаточно для эффективного функционирования СО НКО. Сложившаяся ситуация требует активных совместных действий власти, бизнеса и общества, направленных на повышение эффективности использования имеющихся в регионе ресурсов, в том числе и потенциала СО НКО. Решение вышеуказанных проблем с использованием программно-целевого метода обеспечит развитие достигнутых на сегодня основных форм взаимодействия и сотрудничества СО НКО с органами власти Орловской области, даст дополнительный импульс общественно-гражданским инициативам населения. Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на решение первоочередных задач развития СО НКО.
Настоящая Программа позволит сформировать эффективную систему поддержки СО НКО региона, создать условия развития партнерства через межсекторное сотрудничество (государство, бизнес, некоммерческие организации).
Поддержка СО НКО являются актуальной формой повышения эффективности преодоления социальных проблем в регионе. Деятельность СО НКО способствует решению важных социальных вопросов, созданию условий для развития человеческого капитала, повышению доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, расширению благотворительной деятельности и добровольчества.
Необходимость продолжения и расширения мероприятий по поддержке региональных СО НКО с использованием программно-целевого метода имеет крайне высокую важность для Орловской области.
Из 288 лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году, 114 (40%) избраны в 2011-2012 годах. Из них в 2011 году избраны 2 председателя городских советов, 13 председателей райсоветов, 11 председателей советов городских поселений, 65 председателей сельских советов, 8 секретарей (или исполняющих обязанности секретарей) райсоветов и горсоветов (на постоянной основе). В 2012 году избраны 15 председателей сельских советов.
В Орловской области на данный момент отсутствует система повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области.
Федеральным законом Российской Федерации от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Орловской области от 22 августа 2005 года N 534-ОЗ "О местном самоуправлении в Орловской области" заложены правовые принципы функционирования представительных органов местного самоуправления в Орловской области.
В связи с развитием общественных отношений в данной сфере сегодня требуется комплекс правовых, организационных и других мер со стороны органов государственной власти Орловской области для укрепления института местного самоуправления, создания условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в регионе. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых задач требуют четкой межведомственной координации и управления.
Возможны следующие варианты решения проблем:
1. Решение проблем по мере их появления, оперативное рассмотрение появляющихся проблем и быстрое реагирование на них.
Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления. Развитие системы государственного управления Орловской области не может ограничиваться проведением пусть и кардинальных, но одномоментных изменений в этой сфере.
2. Решение проблем программно-целевым методом.
Программно-целевые методы развития в целом сферы государственного управления ранее не применялись. Следствием этого, в том числе, является недостаточная взаимосвязь используемых механизмов управления, имеющиеся различия в правовом регулировании сходных вопросов.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы,
цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач,
описание основных ожидаемых конечных результатов Программы,
сроков и этапов ее реализации
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция), предусмотрена необходимость обеспечения согласованного и эффективного развития институтов, регулирующих политические, социальные и экономические аспекты развития страны. Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе будет формироваться в рамках нескольких направлений. Одним из этих направлений является повышение эффективности политико-правовых институтов. В Концепции указано на необходимость решения ряда проблем, в том числе:
кадрового обеспечения эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий;
преодоления отставания государственных органов и бюджетной сферы в области квалификации и мотивированности кадров от корпоративного сектора (для этого необходимо создать условия и стимулы для повышения квалификации государственных служащих и менеджеров бюджетной сферы в ведущих университетах и бизнес-школах, в том числе на базе программ, сопоставимых по содержанию и качеству с лучшими западноевропейскими магистерскими программами в области публичного менеджмента).
Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в государственных и муниципальных органах власти Орловской области. От того, насколько эффективно действуют органы государственного и муниципального управления, во многом зависит доверие населения к власти.
В этой связи особую роль играет кадровая политика, осуществляемая органами государственной власти и органами местного самоуправления. Последовательной и активной должна быть работа с кадровым резервом, что отметил Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года.
О необходимости полномасштабного внедрения с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти, и соответственно, в сфере развития гражданской и муниципальной службы было заявлено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29 июня 2011 года "О бюджетной политике в 2012-2014 годах".
Применение программного метода обусловлено общностью проблем местного самоуправления для всех муниципальных образований Орловской области. Программный метод позволит обеспечить согласованность действий органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления в процессе развития гражданской и муниципальной службы.
Государственные приоритеты в области противодействия коррупции получили свое развитие и конкретизацию применительно к региональному уровню в директивных документах программного характера Орловской области.
В частности, в Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года по результатам SWOT-анализа правоохранительной деятельности и выбора стратегий развития Орловской области на базе соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами в качестве одной из стратегических целей определено противодействие коррупции. Достижение указанного целевого приоритета предлагается за счет реализации совокупности следующих задач:
1) улучшение координации взаимодействия органов исполнительной власти Орловской области, местного самоуправления с правоохранительными, правоприменительными и контролирующими органами;
2) снижение уровня преступности на территории области;
3) вовлечение общественности в предупреждение правонарушений;
4) организация пропаганды здорового образа жизни, правового и патриотического воспитания населения.
Достижение цели и решение задач Программы потребует системного подхода и упорядоченной последовательности действий исполнительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, их координации на различных уровнях управления, взаимодействия. Разнообразие задач Программы делает необходимым установление целевых индикаторов и контрольных показателей.
Применение программно-целевого метода позволит:
1) определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
2) соотнести имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
3) обеспечить интеграцию мероприятий различного характера (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный) в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
4) создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Одним из направлений повышения эффективности может и должно стать установление "легкой" связи всех контрагентов системы предоставления фактических результатов государственного управления.
Основной целью Программы является повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества.
Для достижения указанной цели необходимо решение комплекса задач в рамках подпрограмм, а именно:
1) снижение затрат времени и усилий, необходимых для получения заявителями государственных (муниципальных) услуг, а также оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Орловской области:
а) проведение комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг по сферам общественных отношений;
б) ведение регионального и муниципальных Перечней государственных услуг (контрольных и надзорных функций).
в) дальнейшее развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее также - МФЦ), соответствующих установленным требованиям;
г) формирование системы мониторинга;
2) создание единых и целостных современных систем государственной гражданской службы и муниципальной службы Орловской области, ориентированных на приоритеты развития области с учетом интересов населения области, направленных на результативную деятельность государственных гражданских служащих Орловской области и муниципальных служащих Орловской области по обеспечению эффективного исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления области:
а) совершенствование правового регулирования гражданской и муниципальной службы области;
б) обеспечение эффективной взаимосвязи гражданской и муниципальной службы области;
в) внедрение эффективных технологий и современных методов в кадровую работу органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области;
г) повышение доверия граждан к гражданской и муниципальной службе, обеспечение открытости и прозрачности гражданской и муниципальной службы;
д) развитие системы подготовки кадров для гражданской и муниципальной службы, дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих.
3) снижение уровня коррупции при исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям:
а) совершенствование нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области;
б) снижение возможностей и повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц;
в) организация мониторинга коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
г) создание условий для снижения правового нигилизма населения, формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции;
д) обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области.
4) повышение качества жизни социально незащищенных категорий жителей Орловской области в рамках участия социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СО НКО) в преодолении актуальных региональных социальных проблем:
а) количественный рост СО НКО, реализующих проекты и программы на территории Орловской области;
б) увеличение охвата жителей Орловской области из социально незащищенных групп населения, получающих со стороны СО НКО доступные и качественные социальные услуги и помощь;
в) увеличение числа добровольцев, вовлеченных в деятельность СО НКО, реализацию проектов и программ;
г) количественный и качественный рост проектов и программ СО НКО.
5) повышение уровня теоретических знаний, совершенствование профессиональных компетенций лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году:
а) краткосрочное тематическое обучение лиц, замещающих выборные муниципальные должности, по вопросам деятельности представительных органов местного самоуправления в Орловской области;
б) совершенствование профессиональных практических навыков и умений лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области;
в) развитие системы повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области.
Фактом, подтверждающим решение указанных задач, является достижение запланированных значений целевых индикаторов на момент завершения реализации Программы:
1) количество проведенных обзоров (мониторинг) действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы гражданской и муниципальной службы, - 5 ед.;
2) количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы - 27 ед.;
3) количество разработанных методических материалов по актуальным вопросам муниципальной службы - 12 ед.;
4) количество проведенных семинарских занятий, совещаний и тренингов по актуальным вопросам гражданской и муниципальной службы - 12 ед.;
5) доля должностей государственной гражданской службы, замещенных по конкурсу, от общего количества должностей, подлежащих замещению по результатам конкурса, - 75%;
6) доля лиц, назначенных на должности гражданской службы области из кадрового резерва, от общего количества лиц, находящихся в кадровом резерве, - 40%;
7) доля лиц, назначенных на должности муниципальной службы области из кадрового резерва, от общего количества лиц, находящихся в кадровом резерве, - 20%;
8) оценка профессиональных знаний при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций и квалификационных экзаменов гражданских служащих области - 120% к уровню 2012 года;
9) рост доверия граждан к государственным и муниципальным органам Орловской области, гражданским и муниципальным служащим Орловской области - на 30% к уровню 2012 года;
10) количество информационно-аналитических материалов в сфере развития гражданской и муниципальной службы, размещенных на официальных интернет-сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, - 10 единиц в год в одном муниципальном районе (городском округе) Орловской области;
11) количество муниципальных служащих, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации, - 1132 чел.;
12) количество принятых нормативных правовых актов Орловской области в сфере противодействия коррупции - 15 ед.;
13) количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых антикоррупционных программ - 27 ед.;
14) количество государственных гражданских служащих Орловской области, получивших дополнительное профессиональное образование по антикоррупционной тематике, - 30 чел./год;
15) количество обращений граждан и организаций в органы государственной власти Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих Орловской области - 5;
16) количество обращений граждан и организаций в органы местного самоуправления Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих Орловской области - 5;
17) количество проведенных мониторингов коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики - 1;
18) количество информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных в печатных средствах массовой информации муниципальных образований Орловской области, - 10 ед. в год в каждом муниципальном образовании;
19) количество заседаний Координационного совета по противодействию коррупции в Орловской области - 4 в год;
20) среднее число обращений заявителя в орган государственной власти Орловской области (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги - 1;
21) среднее количество обращений в год в орган государственной (муниципальной) власти для получения одной государственной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, - 1000;
22) среднее число обращений представителя бизнеса в орган государственной власти Орловской области (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, - 2;
23) отсутствие фактов нарушения нормативных сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг;
24) доля представителей субъектов малого и среднего бизнеса, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Орловской области, - 65%;
25) доля граждан, удовлетворенных качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно органами государственной власти и органами местного самоуправления, - 60%;
26) степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ, - 75%;
27) охват населения сетью МФЦ - 70%;
28) количество проведенных мониторингов качества и доступности государственных и муниципальных услуг - 1 ед. /год;
29) количество областных и муниципальных социально-ориентированных некоммерческих организаций в Орловской области - рост на 12% к уровню 2012 года;
30) количество жителей Орловской области из социально незащищенных групп населения, получающих со стороны СО НКО социальные услуги и помощь, - рост на 12% к уровню 2012 года;
31) количество добровольцев, принимающих участие в реализации проектов и программ СО НКО, - рост на 12% к уровню 2012 года;
32) количество лиц, замещающих выборные муниципальные должности Орловской области в 2013 году, прошедших повышение квалификации, - 65 человек.
33) количество проведенных семинарских занятий и тренингов по актуальным вопросам деятельности представительных органов местного самоуправления для лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году, - 15 ед.
34) количество разработанных методических материалов по актуальным вопросам деятельности лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году, - 3 ед.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях представлены в приложении 6 к Программе.
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы,
долгосрочных областных целевых программ и подпрограмм Программы
В состав Программы не входят ведомственные целевые программы.
В рамках Программы выделяются 5 подпрограмм.
Реализация основных направлений подпрограммы "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2013-2016 годы" обеспечивает создание единых и целостных, современных систем государственной гражданской и муниципальной службы, ориентированных на приоритеты развития области с учетом интересов населения области, направленных на результативную деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих области по обеспечению эффективного исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
В состав подпрограммы "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2013-2016 годы" входят мероприятия по:
1) совершенствованию правового регулирования гражданской и муниципальной службы области;
2) обеспечению эффективности взаимосвязи гражданской и муниципальной службы области;
3) внедрению эффективных технологий и современных методов в кадровую работу органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4) повышению доверия граждан к гражданской и муниципальной службе, обеспечение открытости и прозрачности гражданской и муниципальной службы.
Реализация основных направлений подпрограммы "Противодействие коррупции в Орловской области на 2013-2016 годы" обеспечивает снижение уровня коррупции при исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
В состав подпрограммы "Противодействие коррупции в Орловской области на 2013-2016 годы" входят мероприятия:
1) по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области;
2) снижению возможностей и повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц;
3) организации мониторинга коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
4) решение задачи создания условий для снижения правового нигилизма населения, формирования антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции;
5) решение задачи по обеспечению взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области.
Реализация основных направлений подпрограммы "Снижение административных барьеров и повышение эффективности предоставления государственных услуг заявителям на 2013-2016 годы" обеспечивает достижение цели - снижение затрат времени и усилий, необходимых для получения заявителями государственных (муниципальных) услуг.
В состав подпрограммы "Снижение административных барьеров и повышение эффективности предоставления государственных услуг заявителям на 2013-2016 годы" входят мероприятия:
1) по снижению затрат времени и усилий, необходимых для получения заявителями государственных (муниципальных) услуг;
2) формированию системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Реализация основных направлений подпрограммы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Орловской области на 2013-2016 годы" обеспечивает повышение качества жизни социально незащищенных категорий жителей Орловской области в рамках участия социально ориентированных некоммерческих организаций в преодолении актуальных региональных социальных проблем.
В состав подпрограммы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Орловской области на 2013-2016 годы" входят мероприятия:
1) по консультационной поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) имущественной (финансовой) поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
Реализация основных направлений подпрограммы "Повышение квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году" обеспечивает повышение уровня теоретических знаний, совершенствование профессиональных компетенций лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году.
В состав подпрограммы "Повышение квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году" входят мероприятия:
1) по краткосрочному тематическому обучению лиц, замещающих выборные муниципальные должности, по вопросам деятельности представительных органов местного самоуправления в Орловской области;
2) совершенствованию профессиональных навыков и умений лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области;
3) развитию системы повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области.
Система программных мероприятий с указанием ожидаемого результата от реализации каждого из них представлена в приложении 7 к Программе.
IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
В ходе выполнения Программы предусматривается применение правового регулирования в сфере реализации Программы. Предусматривается проведение ежегодного мониторинга действующей нормативной правовой базы.
Применение налоговых, тарифных, кредитных и иных мер государственного регулирования в рамках реализации Программы не предусмотрено.
Сведения о мерах правового регулирования представлены в приложении 8 к Программе.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий
по этапам реализации Программы (при оказании государственными
учреждениями государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы)
Оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями в реализации Программы не предусматривается.
VI. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также
целевых внебюджетных фондов в реализации Программы
Участие учреждений высшего профессионального образования запланировано в рамках предоставления образовательных услуг при повышении квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Орловской области.
Логика обеспечения эффективных показателей реализации Программы подразумевает активное участие СО НКО Орловской области для достижения поставленных целей, в том числе путем софинансирования ряда мероприятий.
VII. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых
органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и
реализации Программы
В ходе реализации Программы предусматривается выполнение мероприятий реализуемых, органами местного самоуправления.
Выполнение мероприятия, посвященного вопросам совершенствования правового регулирования муниципальной службы области предусматривается следующим программным мероприятием реализуемым, органами местного самоуправления - разработка и внедрение в работу органов местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы.
В ходе выполнения мероприятий, посвященных внедрению эффективных технологий и современных методов в кадровую работу органов государственной власти и органов местного самоуправления предусматривается формирование органами местного самоуправления кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы.
В рамках мероприятий, посвященных вопросам повышения доверия граждан к гражданской и муниципальной службе, обеспечения открытости и прозрачности гражданской и муниципальной службы обеспечение освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предусматривается размещение органами местного самоуправления информационно-аналитических материалов в сфере развития муниципальной службы в средствах массовой информации и на официальных интернет-сайтах органов местного самоуправления.
Включение в состав Программы мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров для гражданской и муниципальной службы, дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих, обусловлено тем, что повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Орловской области в условиях, осуществляемых в Российской Федерации реформ возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в органах государственной и муниципальной власти. Обучение на курсах повышения квалификации в рамках Программы должны пройти 733 муниципальных служащих Орловской области.
В ходе реализации Программы со стороны представительных органов местного самоуправления Орловской области предусматривается участие в исполнении мероприятий Программы в части направления до 65 лиц, замещающих выборные муниципальные должности Орловской области в 2013 году, на повышение квалификации.
VIII. Обоснование выделения и включения в состав
Программы предусмотренных к реализации подпрограмм
Система мероприятий в соответствии с программными задачами включает в себя 5 подпрограмм:
1. "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2013-2016 годы".
Выделение отдельных подпрограмм связано со спецификой выполняемой органами исполнительной государственной власти Орловской области в пределах компетенции деятельности.
Паспорта подпрограмм представлены в приложениях 1-5 к настоящей Программе.
IX. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета, предусмотренного исполнителям мероприятий Программы законом о бюджете Орловской области на соответствующий финансовый год и плановый период, а также средств местных бюджетов.
Всего на реализацию Программы на 2013-2016 годы предусматриваются расходы в сумме 59 740,0 тыс. рублей. В том числе по годам реализации Программы:
2013 - 28 540,0 тыс. рублей;
2014 - 10 210,0 тыс. рублей;
2015 -10 460,0 тыс. рублей;
2016 - 10 530,0 тыс. рублей;
в том числе областной бюджет - 56 805,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 27 840,0 тыс. рублей;
2014 - 9465,0 тыс. рублей;
2015 - 9715,0 тыс. рублей;
2016 - 9785,0 тыс. рублей;
местные бюджеты (прогноз) - 2935,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 700,0 тыс. рублей;
2014 - 745,0 тыс. рублей;
2015 - 745,0 тыс. рублей;
2016 - 745,0 тыс. рублей.
Информация об объеме финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы представлена в приложениях 9 и 10 к Программе.
X. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного
бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного
бюджета, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации
Программы), другим источникам финансирования и направлениям затрат
Выделение средств из областного бюджета для реализации Программы производится Аппарату Губернатора и Правительства Орловской области, Управлению информационных технологий и связи Орловской области, Департаменту экономики Орловской области, Департаменту образования, молодежной политики и спорта Орловской области.
а) областной бюджет - всего 56 805,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 27 840,0 тыс. рублей;
2014 - 9465,0 тыс. рублей;
2015 - 9715,0 тыс. рублей;
2016 - 9785,0 тыс. рублей;
б) местный бюджет (прогноз) - всего 2935,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 700,0 тыс. рублей;
2014 - 745,0 тыс. рублей;
2015 - 745,0 тыс. рублей;
2016 - 745,0 тыс. рублей;
в) капитальные вложения: - 0,0 тыс. рублей;
НИОКР- 0,0 тыс. рублей;
прочие расходы - 59 740 тыс. рублей.
В ходе реализации объемы финансирования мероприятий Программы уточняются и корректируются в соответствии с законом Орловской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
XI. Анализ рисков реализации Программы и описание
мер управления рисками реализации Программы
Риски реализации Программы разделены на внутренние, которые относятся к сфере компетенции ответственного исполнителя и соисполнителей Программы, и внешние, наступление или ненаступление которых не зависит от действий исполнителей Программы.
Внутренние риски могут являться следствием:
а) низкой исполнительской дисциплины должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий Программы;
б) несвоевременной разработки, согласования и принятия документов, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы;
в) недостаточной оперативности при корректировке плана реализации Программы при наступлении внешних рисков реализации Программы.
Мерами управления внутренними рисками являются:
а) детальное планирование хода реализации Программы;
б) оперативный мониторинг выполнения мероприятий Программы;
в) своевременная актуализация ежегодных планов реализации Программы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов мероприятий Программы;
г) межведомственная координация при проведении мероприятий Программы, осуществляемая ответственным исполнителем государственной программы, а также рабочей группой по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории Орловской области.
Внешние риски могут являться следствием:
а) деятельности иных органов государственной власти (органов местного самоуправления) - несогласованности выполнения работ в рамках Программы;
б) неблагоприятной рыночной конъюнктуры в отношении образовательных услуг, непредвиденно высокий рост цен, что может привести к существенному удорожанию стоимости дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих;
в) возникновения дестабилизирующих общественных процессов.
Для управления рисками этой группы предусмотрено проведение в течение всего срока выполнения Программы мониторинга и прогнозирования текущих тенденций в сфере реализации Программы и при необходимости актуализация плана реализации государственной программы.
XII. Порядок и методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя Программы оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий Программы, подпрограмм и решения задач Программы.
Ответственный исполнитель Программы использует результаты оценки эффективности ее выполнения при принятии решений:
о корректировке плана реализации Программы на текущий год;
формировании плана реализации Программы на очередной год;
подготовке предложений по корректировке Программы в случае выявления факторов, существенно влияющих на ход реализации Программы.
Для проведения экспертизы полученных результатов Программы Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области как ответственный исполнитель может привлекать представителей научных, образовательных организаций.
Для проведения текущего мониторинга реализации Программы соисполнители Программы предоставляют в ответственному исполнителю отчетную информацию, подготовленную в соответствии с положениями раздела IV Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области, утвержденных постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области", в следующие сроки:
1) оперативная информация о ходе реализации Программы - ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
2) годовой отчет о реализации Программы в отчетном году - до 10 февраля года, следующего за отчетным.
В случае необходимости ответственный исполнитель Программы дополнительно запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Департамента финансов Орловской области и Департамента экономики Орловской области, а также для проведения оценки эффективности Программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы.
Эффективность выполнения Программы оценивается как степень достижения запланированных результатов при условии соблюдения обоснованного объема расходов.
Критериям оценки эффективности Программы являются:
степень достижения целей и решения задач подпрограмм и Программы в целом (соотношение плановых и фактических значений показателей решения задач и выполнения подпрограммы) (далее - Критерий 1);
степень реализации мероприятий, решения задач и достижения цели Программы (выполнение мероприятий Программы и подпрограммы в соответствии с планом реализации Программы - соблюдение сроков и соответствие фактического результата ожидаемому) (далее - Критерий 2);
степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств (соотношение планового и фактического объема финансирования мероприятий Программы) (далее - Критерий 3).
Оценка эффективности Программы по совокупности параметров проводится путем сопоставления фактического состояния 3 параметров.
Оценку "Программа выполняется эффективно, дополнительные действия не требуются" можно сделать в случае, если по:
Критерию 1 фактическое состояние характеризуется как "фактическое значение показателя равно или превышает плановое";
Критерию 2 фактическое состояние характеризуется как "срок и фактический результат соответствуют плану";
Критерию 3 фактическое состояние характеризуется как "фактический объем расходов равен или меньше планового".
Оценку "Программа выполняется недостаточно эффективно" и вывод о том, что либо план реализации Программы требует корректировки, либо один или несколько показателей требуют замены или корректировки, можно сделать в случае, если по:
Критерию 1 фактическое состояние характеризуется как "фактическое значение показателя равно или превышает плановое";
Критерию 2 фактическое состояние характеризуется как "срок больше и (или) фактический результат ниже планового";
Критерию 3 фактическое состояние характеризуется как "фактический объем расходов равен или меньше планового вследствие экономии главного распорядителя средств областного бюджета".
Если же по Критерию 3 фактическое состояние характеризуется как "фактический объем расходов равен или меньше планового вследствие недофинансирования или несвоевременного финансирования", то указанная оценка будет сопровождаться выводом о том, что либо Программа требует корректировки, либо один или несколько показателей требуют замены или корректировки.
Оценку "Программа выполняется" и вывод о том, что один или несколько показателей не соответствуют требованию своевременности и требуют замены, можно сделать в случае, если:
по Критерию 1 фактическое состояние характеризуется как "фактическое значение показателя ниже планового";
Критерию 2 фактическое состояние характеризуется как "срок и фактический результат соответствуют плану";
Критерию 3 фактическое состояние характеризуется как "фактический объем расходов равен или меньше планового вследствие экономии главного распорядителя средств областного бюджета".
Оценку "Программа выполняется неэффективно" с последующими действиями в соответствии с подпунктом "д" пункта 30 и подпунктом "б" пункта 38 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области", можно сделать в случае, если:
по Критерию 1 фактическое состояние характеризуется как "фактическое значение показателя ниже планового";
Критерию 2 фактическое состояние характеризуется как "срок больше и (или) фактический результат ниже планового";
Критерию 3 фактическое состояние характеризуется как "фактический объем расходов равен или меньше планового вследствие экономии главного распорядителя средств областного бюджета".
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным, и направляется в Департамент финансов Орловской области и Департамент экономики Орловской области.
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Постановление Правительства Орловской области от 29 ноября 2012 г. N 444 "Об утверждении государственной программы "Повышение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.