Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе Орловской области
"Повышение эффективности государственного и
муниципального управления в Орловской области,
поддержка институтов гражданского общества"
Паспорт
подпрограммы "Развитие государственной гражданской и
муниципальной службы в Орловской области на 2013-2016 годы"
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
С принятием федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе"), от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О муниципальной службе") были созданы основы единой системы гражданской службы и муниципальной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования. Продолжается внедрение современных кадровых технологий на государственной гражданской службе.
В частности, назначение на вакантные должности государственной гражданской службы области, подлежащие в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе" конкурсному замещению, производится через процедуры конкурсного отбора. В 2008 году по результатам конкурсов назначено 107 гражданских служащих, в 2009 году - 64 человека, в 2010 году - 102 человека, в 2011 году - 83 человека. С момента реорганизации исполнительных органов государственной власти специальной компетенции Орловской области доля назначенных на должность государственной гражданской службы по результатам конкурса от общего количества должностей, подлежащих замещению по конкурсу, составила 64%.
Ведется работа по формированию кадрового резерва в Орловской области. По итогам проводимых в исполнительных органах государственной власти области конкурсов на включение в кадровый резерв в 2009 году в кадровые резервы органов власти были включены 14 человек, 2 из них были назначены на должность гражданской службы. В 2010 году в соответствующие кадровые резервы были включены 71 человек, 14 человек уже назначены на должности гражданской службы из резерва. По состоянию на 1 января 2011 года в кадровые резервы органов местного самоуправления включено 1109, назначены на должности из кадрового резерва 78 человек.
Следует отметить тот факт, что и на гражданской, и на муниципальной службе не в полной мере реализуется практика назначения на вакантные должности из кадрового резерва. Отсутствует взаимосвязь между программами подготовки гражданских и муниципальных служащих.
Имеющиеся в распоряжении органов государственной власти сведения об организации муниципальной службы носят разрозненный и отрывочный характер и не позволяют составить полную картину существующего положения и динамики развития муниципальной службы. Кроме того, в муниципальных образованиях Орловской области недостаточно внимания уделяется вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. За последние 3 года прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 546 муниципальных служащих, или 25% от общего числа муниципальных служащих (данные на 1 января 2011 года). Лишь в 5 из 27 городских округов и муниципальных районов приняты муниципальные программы развития муниципальной службы.
В сложившейся ситуации необходима поддержка органов государственной власти Орловской области в области укрепления института местного самоуправления, создания условий для повышения качества муниципального управления.
Возможны следующие варианты решения проблем, возникающих в процессе развития государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области:
1. Решение проблем по мере их появления, оперативное рассмотрение появляющихся проблем и быстрое реагирование на них.
Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления. Развитие гражданской и муниципальной службы в Орловской области не может ограничиваться проведением пусть и кардинальных, но одномоментных изменений в этой сфере.
2. Решение проблем программно-целевым методом.
Программно-целевые методы развития гражданской службы и муниципальной службы ранее не применялись. Следствием этого является, в том числе, недостаточная взаимосвязь используемых механизмов управления гражданской службой и муниципальной службой, имеющиеся различия в правовом регулировании сходных вопросов организации данных видов службы.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов
и контрольных этапов реализации Подпрограммы
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция), предусмотрена необходимость обеспечения согласованного и эффективного развития институтов, регулирующих политические, социальные и экономические аспекты развития страны. Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе будет формироваться в рамках нескольких направлений. Одним из этих направлений является повышение эффективности политико-правовых институтов. В Концепции указано на необходимость решения ряда проблем, в том числе:
кадрового обеспечения эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий;
преодоления отставания государственных органов и бюджетной сферы в области квалификации и мотивированности кадров от корпоративного сектора (для этого необходимо создать условия и стимулы для повышения квалификации государственных служащих и менеджеров бюджетной сферы в ведущих университетах и бизнес-школах, в том числе на базе программ, сопоставимых по содержанию и качеству с лучшими западноевропейскими магистерскими программами в области публичного менеджмента).
Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в государственных и муниципальных органах власти Орловской области. От того, насколько эффективно действуют органы государственного и муниципального управления, во многом зависит доверие населения к власти.
В этой связи, как отметил Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года, особую роль играет кадровая политика, осуществляемая органами государственной власти и органами местного самоуправления.
О необходимости полномасштабного внедрения с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти, а также в сфере развития гражданской и муниципальной службы было заявлено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29 июня 2011 года "О бюджетной политике в 2012?2014 годах".
Применение программного метода обусловлена общностью проблем местного самоуправления для всех муниципальных образований Орловской области. Программный метод позволит обеспечить согласованность действий органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления в процессе развития гражданской и муниципальной службы.
Достижение цели и решение задач Подпрограммы потребует системного подхода и упорядоченной последовательности действий исполнительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, их координации на различных уровнях управления, взаимодействия. Разнообразие задач делает необходимым установление между ними взаимосвязи, целевых индикаторов и контрольных показателей.
Целью Подпрограммы является создание единых и целостных современных систем государственной гражданской и муниципальной службы, направленных на результативную деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих области по обеспечению эффективного исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления области, и ориентированных на приоритеты развития области с учетом интересов населения области.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) совершенствование правового регулирования гражданской и муниципальной службы области (целевые индикаторы - количество проведенных обзоров (мониторинг) действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы гражданской и муниципальной службы; количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы);
2) обеспечение эффективной взаимосвязи гражданской и муниципальной службы области (целевые индикаторы - количество разработанных методических материалов по актуальным вопросам муниципальной службы; количество проведенных семинарских занятий, совещаний и тренингов по актуальным вопросам гражданской и муниципальной службы);
3) внедрение эффективных технологий и современных методов в кадровую работу органов государственной власти и органов местного самоуправления (целевые индикаторы - доля должностей гражданской службы, замещенных по конкурсу, от общего количества должностей, подлежащих замещению по результатам конкурса; доля лиц, назначенных на должности гражданской службы области из кадрового резерва, от общего количества лиц, находящихся в кадровом резерве; доля лиц, назначенных на должности муниципальной службы области из кадрового резерва, от общего количества лиц, находящихся в кадровом резерве; количество органов государственной власти области, использующих автоматизированные базы данных кадрового резерва гражданской службы; количество органов государственной власти области, использующих программный продукт, - оценка профессиональных знаний при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций и квалификационных экзаменов гражданских служащих области);
4) повышение доверия граждан к гражданской и муниципальной службе, обеспечение открытости и прозрачности гражданской и муниципальной службы (целевые индикаторы - рост доверия граждан к государственным и муниципальным органам Орловской области, гражданским и муниципальным служащим Орловской области; количество информационно-аналитических материалов в сфере развития гражданской и муниципальной службы, размещенных на официальных интернет-сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области);
5) развитие системы подготовки кадров для гражданской и муниципальной службы, дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих (целевые индикаторы - доля государственных гражданских служащих, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации, от общего количества гражданских служащих; количество муниципальных служащих, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации).
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях представлены в приложении 1 к Подпрограмме.
III. Характеристика ведомственных целевых программ
и основных мероприятий Подпрограммы
В состав Подпрограммы не входят ведомственные целевые программы.
Система мероприятий должна обеспечить создание единых и целостных, современных систем государственной гражданской и муниципальной службы, ориентированных на приоритеты развития области с учетом интересов населения области, направленных на результативную деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих области по обеспечению эффективного исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
Необходимость реализации мероприятий, посвященных вопросам совершенствования правового регулирования гражданской и муниципальной службы области, обусловлена тем, что в настоящее время остаются актуальными вопросы развития институциональной основы и совершенствования процедурных механизмов прохождения гражданской и муниципальной службы, урегулирование которых предусматривается следующими программными мероприятиями:
1) проведение ежегодного мониторинга действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы гражданской и муниципальной службы;
2) разработка Методики оценки профессиональных и психологических качеств претендентов на включение в резерв управленческих кадров Орловской области (далее также - Методика);
3) разработка и внедрение в работу органов местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы.
Реализация мероприятий, посвященных вопросам обеспечения эффективности взаимосвязи гражданской и муниципальной службы области, обусловлена потребностью проведения единой кадровой политики, в том числе посредством оказания методологической и консультативной помощи органам местного самоуправления по вопросам применения норм законодательства.
В этой связи Подпрограммой предусмотрены следующие мероприятия:
1) подготовка типовых актов и методических рекомендаций по вопросам организации гражданской и муниципальной службы;
2) внедрение взаимосвязанных программ дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих;
3) организация и проведение однодневных конференций, круглых столов, совещаний, заседаний рабочих групп по вопросам развития системы гражданской и муниципальной службы Орловской области.
Включение в Подпрограмму мероприятий, посвященных внедрению эффективных технологий и современных методов в кадровую работу органов государственной власти и органов местного самоуправления, обусловлено необходимостью установления эффективного механизма подбора кадров, обеспечения должностного роста на конкурсной основе с учетом профессиональных заслуг и деловых качеств, плановой ротации кадрового состава.
Происходящие в настоящее время изменения в экономической и социальной сфере предъявляют качественно новые требования к информационному обеспечению процессов управления гражданской и муниципальной службой. Эти требования касаются и таких вопросов, как формирование, сбор, хранение, обработка и своевременное представление информации о кадровом составе государственных органов региона.
Существующая система получения достоверной информации (в том числе и статистической), необходимой для своевременного проведения анализа кадрового состава, выработки предложений по его оптимизации и контроля за ротацией кадров, не соответствует требованиям времени. Основной причиной такого состояния дел является отсутствие механизмов формирования и эффективного использования автоматизированных информационных ресурсов. Необходимо срочно комплексно решать проблемы информационного дефицита и обеспечить получение качественного доступа к требуемым информационным ресурсам.
Таким образом, необходимость внедрения в государственных органах Орловской области специального программного обеспечения, совершенствующего работу кадровых служб и их взаимодействие, очевидна.
В этой связи Подпрограммой предусмотрены следующие мероприятия:
1) формирование кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской и муниципальной службы;
2) разработка технического задания и создание программного продукта - оценка профессиональных знаний при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций и квалификационных экзаменов гражданских и муниципальных служащих области.
Необходимость реализации мероприятий, посвященных вопросам повышения доверия граждан к гражданской и муниципальной службе, обеспечения открытости и прозрачности гражданской и муниципальной службы, обусловлена тем, что одним из важнейших принципов организации государственного и муниципального управления является обеспечение открытости гражданской и муниципальной службы с использованием ясных для гражданского общества и доступных для понимания способов и форм распространения информации.
Комплексная реализация программных мероприятий нацелена на формирование позитивного имиджа гражданской и муниципальной службы Орловской области, повышение ее статуса и привлекательности в обществе. Повышение престижа гражданской и муниципальной службы позволит привлечь более квалифицированные кадры, что в дальнейшем отразится на авторитете гражданских и муниципальных служащих.
Кроме того, в целях организации оперативной управляемости хода реализации Подпрограммы и контроля результативности осуществления основных программных мероприятий, предусматривается обеспечение функционирования (в течение периода реализации Подпрограммы) системы обратной связи, которая позволит обеспечить поступление к субъекту управления полной и своевременной информации о влиянии реализуемых мероприятий на состояние целевого объекта. Реализация мероприятий планируется по следующим направлениям:
а) изучение общественного мнения по вопросам отношения местного сообщества к деятельности гражданских и муниципальных служащих (проведение ежегодного мониторинга степени удовлетворенности деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также эффективности и престижа гражданской и муниципальной службы Орловской области);
б) обеспечение освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (размещение информационно-аналитических материалов в сфере развития гражданской и муниципальной службы в средствах массовой информации и на официальных интернет-сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления).
Система программных мероприятий с указанием ожидаемого результата от реализации каждого из них представлена в приложении 2 к настоящей Подпрограмме.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
В ходе выполнения Подпрограммы предусматривается применение правового регулирования. Предусматривается проведение ежегодного мониторинга действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы гражданской и муниципальной службы, а также разработка и внедрение в работу органов местного самоуправления Орловской области целевых программ развития муниципальной службы. Меры правового регулирования приведены в приложении 3 к настоящей Подпрограмме.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам
реализации государственной программы (при оказании государственными
учреждениями государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы)
Оказание услуг государственными учреждениями в реализации Подпрограммы не предусматривается.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами
местного самоуправления в случае их участия
в разработке и реализации подпрограммы
В ходе реализации Подпрограммы предусматривается выполнение мероприятий реализуемых, органами местного самоуправления.
Выполнение мероприятия, посвященного вопросам совершенствования правового регулирования муниципальной службы области предусматривается следующим программным мероприятием реализуемым, органами местного самоуправления - разработка и внедрение в работу органов местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы.
В ходе выполнения мероприятий, посвященных внедрению эффективных технологий и современных методов в кадровую работу органов государственной власти и органов местного самоуправления предусматривается формирование органами местного самоуправления кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы.
В рамках мероприятий, посвященных вопросам повышения доверия граждан к гражданской и муниципальной службе, обеспечения открытости и прозрачности гражданской и муниципальной службы обеспечение освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предусматривается размещение органами местного самоуправления информационно-аналитических материалов в сфере развития муниципальной службы в средствах массовой информации и на официальных интернет-сайтах органов местного самоуправления.
Включение в состав Подпрограммы мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров для гражданской и муниципальной службы, дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих, обусловлено тем, что повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Орловской области в условиях, осуществляемых в Российской Федерации реформ возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в органах государственной и муниципальной власти. Обучение на курсах повышения квалификации в рамках Подпрограммы должны пройти 733 муниципальных служащих Орловской области.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы
Участие акционерных обществ с государственным участием, общественных, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы не предусматривается.
Участие учреждений высшего профессионального образования запланировано в рамках предоставления образовательных услуг при повышении квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Орловской области.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы реализуются за счет средств бюджета Орловской области и бюджетов муниципальных районов и городских округов. Объем финансирования Подпрограммы на 2013-2016 годы составляет всего 6920,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 3985,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 2935,0 тыс. рублей. На 2013 год - 1730,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 1030,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 700,0 тыс. рублей; 2014 год - 1730,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 985,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 745,0 тыс. рублей; 2015 год - 1730,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 985,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 745,0 тыс. рублей; 2016 год - 1730,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 985,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 745,0 тыс. рублей.
Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы представлена в приложениях 4 и 5 к настоящей Подпрограмме.
Выделение ассигнований главному распорядителю средств областного бюджета для финансирования мероприятий Подпрограммы будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части областного бюджета, установленным бюджетным законодательством Орловской области.
Объем финансирования мероприятий Подпрограммы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
IX. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание
мер управления рисками реализации Подпрограммы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1) внешние риски - неблагоприятная рыночная конъюнктура в отношении образовательных услуг, непредвиденно высокий рост цен, что может привести к существенному удорожанию стоимости дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих;
2) внутренние риски - организационные риски и отставание с подготовкой кадров.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Подпрограммы предусматриваются:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Подпрограммы;
мониторинг выполнения Подпрограммы, регулярный анализ, ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
корректировка Подпрограммы (при необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.