Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к государственной программе
"Обеспечение условий и формирование
комфортной среды проживания
в Орловской области"
Подпрограмма
"Развитие базы строительной индустрии и промышленности строительных
материалов в Орловской области до 2020 года" государственной программы
Орловской области "Обеспечение условий и формирование комфортной
среды проживания в Орловской области"
Паспорт Подпрограммы
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
Развитие базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов в Орловской области до 2020 года (далее также - подпрограмма) |
||
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
||
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
программно-целевые методы управления, балансовые модели |
||
Цель подпрограммы |
Обеспечение потребностей регионального строительного и жилищно-коммунального комплексов конкурентной продукцией промышленности строительных материалов, произведенной респондентами Орловской области |
||
Задачи подпрограммы |
1. Подготовка нормативно-правовых документов для реализации целевых установок стратегии реконструкции и развития базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов региона. 2. Разработка и утверждение методик и расчетная оценка инновационного развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов как единого хозяйственного комплекса Орловской области. 3. Проектное обеспечение "точек роста" и направлений развития базы строительной индустрии и реновации существующих производственных фондов и привлечение юридических лиц к созданию высокотехнологичных конкурентоспособных производств строительных материалов, изделий и конструкций нового поколения на основе механизма государственно-частного партнерства |
||
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Количество документов или бизнес-планов (с нарастающим итогом). 2. Число выполненных аналитических работ и разработанных методических указаний. 3. Число реализованных проектов. 4. Число инвесторов, заинтересовавшихся бизнес-планами. 5. Число сформированных земельных участков. |
||
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2013-2020 годы 1 этап - 2013-2016 годы; 2 этап - 2017-2020 годы |
||
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общая потребность в финансовых средствах - 1 690 254 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 5 000 тыс. рублей; 2014 год - 92 800 тыс. рублей; 2015 год-118 150 тыс. рублей; 2016 год - 253 637 тыс. рублей; 2017 год - 322 405 тыс. рублей; 2018 год - 295 688 тыс. рублей; 2019 год -301 287 тыс. рублей; 2020 год - 301 287 тыс. рублей. Из них: из областного бюджета - 200 000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 5 000 тыс. рублей; 2014 год -10 000 тыс. рублей; 2015 год - 10 000 тыс. рублей; 2016 год - 30 000 тыс. рублей; 2017 год - 40 000 тыс. рублей; 2018 год - 35 000 тыс. рублей; 2019 год - 35 000 тыс. рублей; 2020 год - 35 000 тыс. рублей; прогнозируемые средства: федерального бюджета, всего - 160 820,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 0 тыс. рублей; 2014 год - 9 000 тыс. рублей; 2015 год - 12 000 тыс. рублей; 2016 год - 26 400 тыс. рублей; 2017 год - 34 600 тыс. рублей; 2018 год - 27 620 тыс. рублей; 2019 год - 25 600 тыс. рублей; 12020 год - 25 600 тыс. рублей; муниципальных бюджетов -17 250,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 0 тыс. рублей; 2014 год - 2 000 тыс. рублей; 2015 год - 2 250 тыс. рублей; 2016 год - 2 500 тыс. рублей; 2017 год - 2 500 тыс. рублей; 2018 год - 2 500 тыс. рублей; 2019 год - 2 750 тыс. рублей; 2020 год - 2 750 тыс. рублей; прочие источники - 1 312 184 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 0 тыс. рублей; 2014 год - 71 800 тыс. рублей; 2015 год - 93 900 тыс. рублей; 2016 год - 194 737 тыс. рублей; 2017 год - 245 305 тыс. рублей; 2018 год - 230 586 тыс. рублей; 2019 год - 237 937 тыс. рублей; 2020 год - 237 937 тыс. рублей |
||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Развитие региональной промышленности строительных материалов за счет использования механизмов государственно-частного партнерства, в том числе: 1) на первом этапе: а) нормативно-правовое обеспечение реализации целевых установок стратегии реконструкции и развития базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов региона (количество разработанных документов или бизнес- планов к 2020 году - 16 единиц); б) разработка и утверждение методик и расчетная оценка инновационного развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов как единого хозяйственного комплекса Орловской области (число выполненных аналитических работ и разработанных методических указаний к к 2020 году - 30 единиц); 2) на втором этапе - проектное обеспечение "точек роста" и направлений развития базы стройиндустрии и реновации существующих производственных фондов и привлечение юридических лиц к созданию высокотехнологичных конкурентоспособных производств строительных материалов, изделий и конструкций нового поколения (число реализованных проектов к 2020 году - 4 единицы; число инвесторов, заинтересовавшихся бизнес-планами, к 2020 году -5 единиц; число сформированных земельных участков к 2020 году - 8 единиц) |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, поручения Губернатора и Председателя Правительства Орловской области А.П. Козлова об исполнении пункта 9 протокола совещания Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N ВП-П9-23пр, приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 мая 2011 года N 262 "Об утверждении Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года", Законом Орловской области от 6 октября 2009 года N 969-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области" и постановления Правительства Орловской области от 13 ноября 2009 года N 228 "О взаимодействии органов государственной власти Орловской области и субъектов инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных проектов на территории Орловской области".
Развитие базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов является фундаментом устойчивого развития как отдельной строительной отрасли, так и всего региона в целом. Кроме того, динамичность строительного производства, его пространственная и временная протяженность, а также влияние рынка с характерными для него случайными факторами определяют функционирование строительного комплекса региона. В современных экономических условиях стратегическое управление промышленностью строительных материалов является составной частью эффективной региональной экономической политики, инструментом регионального развития.
Результаты проведенного анализа производственного потенциала строительной индустрии и промышленности строительных материалов Орловской области показали, что ее развитие за последние 10-15 лет носило фрагментарный характер и не обеспечивало в необходимом объеме потребности региона в строительных материалах, изделиях и конструкциях собственного производства. Очевидно, что дальнейшее развитие базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов традиционными подходами и методами, решением отдельных важных, но частных задач невозможно.
Сложившаяся ситуация в строительной индустрии может быть охарактеризована данными, приведенными в таблице 1 и приложениях 7-9 к подпрограмме.
Таблица 1
Динамика производства строительных материалов, изделий и конструкций
в Орловской области крупными и средними предприятиями
N |
Вид строительных материалов, изделий и конструкций |
Единица измерения |
Годы |
||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Раствор строительный |
тыс. м3 |
48,5 |
54,5 |
62,8 |
69,5 |
31,9 |
36,2 |
39,2 |
в % к предыдущему периоду |
96,4 |
112,4 |
115,2 |
110,7 |
45,9 |
113,5 |
108,3 |
||
в % к 2005 году |
100,0 |
112,4 |
129,5 |
143,3 |
65,8 |
74,6 |
80,8 |
||
2. |
Конструкции и изделия сборные железобетонные |
тыс. м3 |
213,8 |
216,6 |
269,3 |
298,1 |
165,1 |
195,4 |
216,3 |
в % к предыдущему периоду |
103,8 |
101,3 |
124,3 |
110,7 |
55,4 |
118,4 |
110,7 |
||
в % к 2005 году |
100,0 |
101,3 |
126,0 |
139,4 |
77,2 |
91,4 |
101,2 |
||
3. |
Блоки и камни мелкие стеновые (без блоков из ячеистых бетонов) |
млн. шт. условного кирпича |
1,6 |
1,2 |
1,6 |
1,3 |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
в % к предыдущему периоду |
100,0 |
75,0 |
133,3 |
81,3 |
53,8 |
100,0 |
128,6 |
||
в % к 2005 году |
100,0 |
75,0 |
100,0 |
81,3 |
43,8 |
43,8 |
56,3 |
||
4. |
Блоки крупные стеновые (включая бетонные блоки стен подвалов) |
млн. шт. условного кирпича |
12,5 |
10,6 |
12,6 |
14,1 |
11,9 |
10,1 |
11,9 |
в % к предыдущему периоду |
81,6 |
84,8 |
118,9 |
111,9 |
84,4 |
84,9 |
117,8 |
||
в % к 2005 году |
100,0 |
84,8 |
100,8 |
112,8 |
95,2 |
80,8 |
95,2 |
||
5. |
Материалы строительные нерудные (всего) |
тыс. м3 |
543 |
849 |
821 |
1210 |
648 |
609,4 |
836,5 |
в % к предыдущему периоду |
83,7 |
156,4 |
96,7 |
147,4 |
53,6 |
94,0 |
137,3 |
||
в % к 2005 году |
100,0 |
156,4 |
151,2 |
222,8 |
119,3 |
112,2 |
154,1 |
*Данные оперативного мониторинга
Видно, что до 2009 года объемы производства отдельных видов строительных материалов и изделий в Орловской области увеличивались пропорционально увеличению объемов работ по виду экономической деятельности "Строительство" и в первую очередь с объемом строительства жилья (таблицы 2 и 3).
Таблица 2
Объем работ, выполненных по виду экономической
деятельности "Строительство" в Орловской области
Объем работ |
Годы |
||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Млн рублей (в фактически действовавших ценах) |
4255,2 |
5796,0 |
7981,4 |
10923,4 |
7988,3 |
7928,0 |
9281,8 |
В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
98,3 |
119,5 |
112,7 |
105,1 |
81,3 |
94,6 |
105,5 |
Таблица 3
Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначений в Орловской области
Объем работ |
Годы |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Число зданий, всего, единиц |
1056 |
687 |
648 |
725 |
721 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
жилого назначения |
986 |
646 |
583 |
644 |
634 |
нежилого назначения |
70 |
41 |
65 |
81 |
87 |
Общий строительный объем зданий, всего, тыс. м3 |
1694,1 |
1317,9 |
2130,2 |
2762,4 |
2167,8 |
в % к предыдущему периоду |
124,6 |
77,8 |
161,6 |
129,6 |
78,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
жилого назначения |
1135,2 |
1141,2 |
1481,4 |
1704,6 |
1343,5 |
нежилого назначения |
558,9 |
176,7 |
648,8 |
1057,8 |
824,3 |
Общая площадь зданий, всего, тыс. м2 |
379,0 |
315,2 |
510,1 |
612,5 |
508,6 |
в % к предыдущему периоду |
110,6 |
83,2 |
161,8 |
120,1 |
83,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
жилого назначения |
302,1 |
277,4 |
384,9 |
417,6 |
352,3 |
нежилого назначения |
76,9 |
37,8 |
125,2 |
194,9 |
156,3 |
Другим показателем, характеризующим проблемную ситуацию на рынке стройматериалов и изделий, является доля материальных ресурсов в общей структуре затрат на производство работ по виду экономической деятельности "Строительство". По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, этот показатель ежегодно увеличивается (таблица 4), что негативно сказывается на стоимости конечного продукта отрасли.
Таблица 4
Структура затрат (по элементам) на производство работ по виду
экономической деятельности "Строительство" в Орловской области
(в % от фактической себестоимости)
Годы |
Материальные ресурсы |
Затраты на оплату труда |
Единый социальный налог |
Амортизация основных средств |
2005 |
57,4 |
25,0 |
6,3 |
4,5 |
2006 |
53,1 |
22,8 |
5,6 |
10,8 |
2007 |
59,9 |
20,6 |
4,7 |
4,8 |
2008 |
64,8 |
21,6 |
5,0 |
2,9 |
2009 |
66,7 |
19,4 |
4,6 |
3,5 |
Одновременно с тенденцией увеличения доли материальных ресурсов в себестоимости строительства в Орловской области сокращается производство основных видов строительных материалов, изделий и конструкций. Объема произведенных в регионе строительных материалов, изделий, конструкций за последние пять лет недостаточно для обеспечения строительного комплекса, поэтому часть строительных материалов, сырьевых ресурсов импортируется из соседних регионов (Белгородская, Калужская, Липецкая, Брянская области и др.). Наибольший удельный вес среди привозных материалов занимают цемент, сухие строительные смеси, гравий, щебень, кровельные, теплоизоляционные материалы, санитарно-технические изделия, электротехническая и лакокрасочная продукция.
В целях контроля достоверности выявленных тенденций функционирования промышленности строительных материалов специалистами ФГОУ ВПО "Госуниверситет-УНПК" проведен системно-структурный анализ (далее также - SWOT-анализ). Полученные результаты представлены в таблице 5, а прогнозируемая потребность региона в продукции промышленности строительных материалов с указанием наиболее эффективных инвестиционных проектов представлена в приложениях 8-10 к подпрограмме.
Таблица 5
Системно-структурный анализ развития базы строительной индустрии
и промышленности строительных материалов Орловской области
|
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Резервы минерально-сырьевой базы для производства строительных материалов |
Высокая степень износа основных фондов предприятий промышленности строительных материалов |
Привлечение инвестиций для модернизации действующих производств |
Риск спада объемов работ в строительстве |
2. |
Наличие транспортной инфраструктуры, транзит в соседние регионы |
Отставание темпов реновации основных фондов от темпов роста потребностей в перспективных материалах |
Обновление основных фондов предприятий промышленности строительных материалов с переходом на более высокий уровень технического оснащения |
Падение занятости населения, сокращение спроса на жилищное строительство |
3. |
Наличие крупных подрядных организаций |
Ограниченность инвестиций в основной капитал |
Снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции |
Удорожание тарифов на энерго-, ресуроносители |
4. |
Наличие налаженных каналов сбыта продукции |
Отсутствие высокотехнологичных и инновационных производств для удовлетворения потребностей строительного комплекса |
Обеспечение выпуска высокотехнологичных материалов и изделий за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов |
Отток в соседние регионы и не восполнение численности квалифицированных кадров |
5. |
Развитие промышленности строительных материалов за счет собственной материально-сырьевой базы |
Конкуренция со стороны предприятий промышленности строительных материалов других регионов |
Привлечение частных инвестиций и кредитов коммерческих банков |
Выбытие существующих основных фондов из-за полного износа |
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы,
цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения
целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных
результатов подпрограммы, сроков и контрольных
этапов реализации подпрограммы
Представленный в предыдущем разделе анализ позволил выявить возможности развития строительной индустрии и промышленности строительных материалов Орловской области:
привлечение инвестиций для модернизации действующих производств за счет частных инвестиций и кредитов коммерческих банков,
снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции,
рациональное использование минерально-сырьевой базы,
снижение эксплуатационных расходов.
Также были определены основные отраслевые проблемы региона. Полученные данные приведены в таблице 7.
Таблица 7
Анализ проблем стройиндустрии и промышленности строительных
материалов Орловской области и предложения по их решению
N |
Проблема |
Причина проблемы |
Варианты решения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Отсутствие единой целевой политики реконструкции и развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов |
Несовершенство нормативно-правовой базы |
Разработка целевого программного документа, актуализация нормативно-правовой базы |
2 |
Отсутствие механизма государственной поддержки инвестиционных проектов, позволяющих взаимосвязать внутрирегиональный спрос и потребление продукции отрасли |
Недостаточно четкая проработка механизма согласования бизнес-планов при проектировании и реконструкции предприятий строительной индустрии |
Проведение анализа потребности в номенклатуре и объеме стройматериалов с выполнением необходимых расчетов, в т.ч. и прогнозных |
3 |
Выбытие основных фондов предприятий, старение инфраструктуры |
Высокий уровень морального и физического износа основных фондов предприятий; снижение профессионального уровня подготовки специалистов |
Создание высокотехнологичных и инновационных производств; модернизация производственных мощностей в рамках государственно-частного партнерства |
4 |
Отсутствие полного цикла мощностей строительной индустрии, ориентированных на использование региональной минерально-сырьевой базы |
Низкое качество отдельных видов продукции из-за морального и физического износа оборудования |
Выявление требуемых видов изделий и конструкций, определение объемов производства, обновление производственных фондов с возможным перевооружением |
5 |
Противоречия между сложившейся практикой развития отрасли и негативным воздействием на окружающую среду (комфортность среды жизнедеятельности, безопасность и другие факторы, исключить которые невозможно) |
Низкий уровень и качество нормативно-правовой базы, учитывающей жизненные интересы большинства населения области |
Прогрессивное развитие общества, технологий, организаций и товаров в их единстве и взаимосвязи с развитием биосферы |
Выявленные проблемы развития базы строительной индустрии Орловской области не могут быть устранены без применения программно-целевых методов. Используемые при этом принципы и подходы программно-целевого планирования и управления позволят не только сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществить комплексный подход к решению актуальных проблем в строительной отрасли региона.
Схема реализации подпрограммы приведена на рисунке 1.
Рисунок 1
Схема
программно-целевого планирования и управления подпрограммой
/----------------\
| Проблема |
/---------------\ \---------------/
| Цель | /---------------\
\---------------/ | Цель |
\---------------/
/-------------------------------------------------------\
/---------------\ /---------------\ Внешние и внутренние условия,|
| Выполнение | | Задачи и | влияние которых необходимо|
| задачи | | результаты | учитывать|
\---------------/ \---------------/ |
\----------+--------------------------------------------/
/-------------------+-----------------------------------\
/---------------\ /---------------\ Внешние и внутренние условия,|
| Мероприятия | | Мероприятия | влияние которых необходимо|
\---------------/ |(методы работы) | учитывать|
| \---------------/ |
\----------+--------------------------------------------/
/-------------------+-----------------------------------\
/----------------\ /---------------\ Внешние и внутренние условия,|
| Ресурсы | | Ресурсы | влияние которых необходимо|
\----------------/ \----------------/ учитывать|
\-------------------------------------------------------/
Как видно из рисунка 1, процесс планирования программных мероприятий осуществляется комбинированно "сверху вниз" и "снизу вверх" в соответствии с принципом встречаемости потоков. В результате вся деятельность по планированию реализации программных мероприятий может быть представлена в виде итерационного процесса, нацеленного на поиск сбалансированного решения задач и максимально удовлетворяющего целям подпрограммы на плановые периоды.
Применение программно-целевого метода управления реализацией подпрограммы базируется на фондовых механизмах управления, с помощью которых участники подпрограммы призваны работать на конечный результат с "персональной" ответственностью каждого, и имеет практическое применение во многих зарубежных странах, где крупные программы решались программно-целевыми методами.
III. Характеристика ведомственных целевых программ и
основных мероприятий подпрограммы
Реализация подпрограммы будет осуществляться в два этапа (таблица 8). Информация о сроках исполнения мероприятий представлена в приложении 2 к подпрограмме.
Таблица 8
Этапы реализации подпрограммы
Наименование этапа |
Период реализации |
Планируемые результаты |
Подготовительный этап |
2013-2016 годы |
1) научно обоснованное определение регионального баланса производства и потребления продукции промышленности строительных материалов; 2) выявление перспективных видов строительных материалов, производство которых возможно на территории региона; 3) апробация механизмов реализации подпрограммы, включая формирование земельных участков для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности строительных материалов |
Основной этап |
2017-2020 годы |
1) актуализация информации и повторное определение регионального баланса производства и потребления продукции промышленности строительных материалов; 2) реализация на основе механизмов государственно-частного партнерства проектов, направленных на развитие производственной базы региональной промышленности строительных материалов |
Для обеспечения системного подхода к решению задач подпрограммы предусмотрена реализация комплекса основных принципов:
1) формирование нормативно-правовой и методологической базы для реализации подпрограммы;
2) привлечение доступных кредитных ресурсов и других внебюджетных источников (средств финансовых компаний и корпораций, средств институциональных инвесторов, накоплений граждан) для финансирования подпрограммы;
3) разработка и реализация эффективных механизмов использования средств государственной поддержки для достижения основной цели и задач подпрограммы;
4) привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ, например подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы;
5) открытость и доступность информации о ходе реализации подпрограммы;
6) обеспечение мониторинга преобразований в сфере промышленности строительных материалов с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта.
Для достижения обозначенной цели подпрограммы предусматривается реализация следующих задач и основных мероприятий:
Задача 1. Подготовка нормативно-правовых документов для реализации целевых установок стратегии реконструкции и развития базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов региона.
Мероприятие - оценка существующей нормативно-правовой базы, в случае необходимости корректировка, разработка и утверждение документов, определяющих механизмы государственно-частного партнерства при реализации проектов, направленных на развитие промышленности строительных материалов.
В рамках данного мероприятия предполагается выполнение комплекса аналитической работы по оценке существующей нормативно-правовой базы, определяющей действие механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов, направленных на развитие промышленности строительных материалов. В случае необходимости органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления осуществляется корректировка действующих или разработка и утверждение необходимых нормативно-правовых актов.
Задача 2. Разработка и утверждение методик и расчетная оценка инновационного развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов как единого хозяйственного комплекса Орловской области.
Мероприятие - выполнение научно-аналитической работы по определению перспективных вариантов развития региональной промышленности строительных материалов, в том числе:
1) анализ потребностей регионального строительного и жилищно-коммунального комплексов Орловской области в продукции промышленности строительных материалов;
2) анализ производства и потребления основных видов строительных материалов на территории Орловской области;
3) анализ возможностей использования региональной минерально-сырьевой базы для нужд промышленности строительной индустрии.
В рамках данного мероприятия предполагается обобщение аналитической информации, полученной при реализации долгосрочной областной целевой программы стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года" и ведомственной целевой программы "Развитие базы промышленности строительных материалов Орловской области до 2013 года".
На основании сформированной информационной базы предполагается выполнение научно-аналитической работы по планированию развития региональной промышленности строительных материалов.
Задача 3. Проектное обеспечение "точек роста" и направлений развития базы строительной индустрии и реновации существующих производственных фондов и привлечение юридических лиц к созданию высокотехнологичных конкурентоспособных производств строительных материалов, изделий и конструкций нового поколения на основе механизма государственно-частного партнерства. Мероприятия:
1) формирование и предоставление земельных участков для комплексного освоения в целях реализации проектов, направленных на развитие промышленности строительных материалов;
2) содействие модернизации производственных мощностей местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, включая мероприятия, направленные на повторное использование или возвращение в оборот (рециклинг) отходов производства;
3) реализация проектов государственно-частного партнерства, направленных на комплексное освоение территорий в целях увеличения производственного потенциала промышленности строительных материалов Орловской области.
В рамках данного мероприятия предполагается выполнение комплекса работ по подготовке документов на земельные участки, отводимые под реализацию инвестиционных проектов, направленных на развитие промышленности строительных материалов. В состав работ входит разработка технико-экономического обоснования инвестиционных проектов, а также межевание, изменение функционального назначения земельных участков, содействие в строительстве инженерной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства.
На втором этапе в рамках данных мероприятий предполагается оказание содействия органам местного самоуправления и юридическим лицам в реализации проектов государственно-частного партнерства по созданию новых и модернизации производственных мощностей местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов Орловской области, а именно по ходатайству органов местного самоуправления:
софинансирование из средств областного бюджета части затрат на погашение процентов по кредитам, взятым в отечественных кредитных учреждениях;
участие в строительстве инженерной инфраструктуры;
включение объектов в состав региональных заявок на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию экономически значимых проектов;
иные формы государственной поддержки возможные в соответствии с действующим законодательством.
Выполнение отдельных мероприятий подпрограммы, направленных на комплексное освоение территорий в целях увеличения производственного потенциала промышленности строительных материалов Орловской области, будет осуществляться как единый комплекс мер, направленный на гармоничное развитие региональной промышленности строительных материалов на территории Орловской области, в рамках межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области", утверждаемой постановлением Правительства Орловской области. Более детальная информация о программных мероприятиях представлена в государственной программе и приложении 2 к подпрограмме.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Для обеспечения системного подхода к решению задач подпрограммы в Орловской области предусмотрена реализация комплекса основных мер государственной поддержки:
1) формирование нормативно-правовой и методологической базы для реализации целевых мероприятий;
2) привлечение доступных кредитных ресурсов и других внебюджетных источников (средств финансовых компаний и корпораций, средств институциональных инвесторов, накоплений граждан) для финансирования целевых мероприятий;
3) мониторинг и разработка эффективных механизмов использования мер государственной поддержки для достижения основной цели и задач подпрограммы;
4) привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых и адресных программ, направленных на реализацию инвестиционных проектов, способствующих развитию промышленности строительных материалов;
5) открытость и доступность информации о ходе реализации подпрограммы;
6) обеспечение мониторинга преобразований в части развития промышленности строительных материалов с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта.
В целях успешной реализации подпрограммы предусматривается заключение соглашений с федеральными органами власти, органами местного самоуправления и инвесторами о взаимодействии по вопросам выполнения программных мероприятий. Более детально механизм предоставления мер государственной поддержки изложен в государственной программе.
V. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации
подпрограммы (при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы)
В связи с тем, что реализация подпрограммы предусматривается посредством заключения соглашений с федеральными органами власти, органами местного самоуправления и инвесторами о взаимодействии по вопросам выполнения программных мероприятий, формирование и доведение государственного задания не предусмотрено.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами
местного самоуправления в случае их участия в разработке
и реализации подпрограммы
Органы местного самоуправления в рамках подпрограммы:
согласовывают размещение создаваемых предприятий промышленности строительных материалов;
оказывают содействие и ходатайствуют перед органами государственной исполнительной власти о принятии мер государственной поддержки в отношении инвестиционных проектов, реализуемых юридическими лицами, направленных на развитие промышленности строительных материалов;
осуществляют комплекс мер по реализации заключенных соглашений с федеральными органами власти, региональными органами власти и инвесторами о взаимодействии по вопросам выполнения целевых мероприятий.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В рамках реализации целевых мероприятий планируется и осуществляется реализация взаимовыгодного государственно-частного партнерства со следующими структурами:
высшая государственная самоуправляемая научно-творческая организация "Российская академия архитектуры и строительных наук";
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства;
государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование целевых мероприятий предполагается осуществлять как за счет средств областного бюджета, так и путем привлечения инвестиционных (внебюджетных) ресурсов и средств федерального и местных бюджетов.
Расходы осуществляются по следующим основным направлениям:
1) выполнение комплекса научно-аналитических работ, направленных на выявление, оценку и прогнозирование развития процессов, влияющих на функционирование региональной промышленности строительных материалов;
2) формирование и предоставление земельных участков для комплексного освоения в целях реализации проектов, направленных на развитие промышленности строительных материалов;
3) реализация проектов государственно-частного партнерства, направленных на увеличение производственного потенциала промышленности строительных материалов Орловской области.
Ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов средств бюджетов различного уровня представлены в приложениях 4-6 и 13 к подпрограмме.
Для реализации подпрограммы предусмотрено привлечение средств из внебюджетных источников в рамках государственно-частного партнерства.
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется согласно перечню целевых мероприятий в пределах бюджетных лимитов на 2013-2020 годы, объем которых подлежит ежегодному уточнению.
Всего по подпрограмме из средств федерального бюджета планируется привлечение инвестиций в объеме 160 820 тыс. рублей, из областного бюджета предусмотрено 200 000 тыс. рублей, из муниципальных бюджетов - 17250 тыс. рублей, инвестиции из внебюджетных источников -1 312 184 тыс. рублей.
Реализация подпрограммы планируется в два этапа:
1. На первом этапе (2013-2016 годы) предполагается осуществить оценку существующей нормативно-правовой базы, определяющей механизмы государственно-частного партнерства при реализации проектов, направленных на развитие промышленности строительных материалов; начать формирование перспективных земельных участков для комплексного освоения в целях реализации проектов, направленных на развитие промышленности строительных материалов для чего определить перспективные варианты ее развития.
Расходы на реализацию мероприятий первого этапа представлены в таблице 9.
Таблица 9
Структура финансирования подпрограммы на первом этапе
Источники расходов на первом этапе реализации подпрограммы |
Объемы финансирования (тыс. рублей), в том числе по годам: |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Всего |
5000 |
92 800 |
118 150 |
253 637 |
из них: | ||||
средства федерального бюджета |
0 |
9 000 |
12 000 |
26 400 |
средства областного бюджета |
5 000 |
10 000 |
10 000 |
30 000 |
средства муниципальных бюджетов |
0 |
2 000 |
2 250 |
2 500 |
иные источники финансирования |
0 |
71 800 |
93 900 |
194 737 |
По результатам, полученным на первом этапе в 2013-2016 годах, планируется реализация комплекса мер, направленных:
1) на формирование перспективных земельных участков для комплексного освоения в целях реализации проектов, направленных на развитие промышленности строительных материалов;
2) содействие модернизации производственных мощностей местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, включая мероприятия, направленные на повторное использование или возвращение в оборот (рециклинг) отходов производства;
3) реализация проектов государственно-частного партнерства, направленных на комплексное освоение территорий в целях увеличения производственного потенциала промышленности строительных материалов Орловской области.
2. На втором этапе (2017-2020 годы) целесообразно активное привлечение финансовых средств из различных источников на реализацию инновационных проектов. Расходы на реализацию данных мероприятий, являющихся основными в логической структуре второго этапа подпрограммы, представлены в таблицах 10 и 11.
Таблица 10
Структура финансирования подпрограммы на втором этапе
Источники расходов на втором этапе реализации подпрограммы |
Объемы финансирования (тыс. рублей), в том числе по годам: |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Всего |
322 405 |
295 688 |
301 287 |
301 287 |
из них: | ||||
средства областного бюджета |
40 000 |
35 000 |
35 000 |
35 000 |
средства федерального бюджета |
34 600 |
27 620 |
25 600 |
25 600 |
средства муниципальных бюджетов |
2 500 |
2 500 |
2 750 |
2 750 |
иные источники финансирования |
245 305 |
230 568 |
237 937 |
237 937 |
Таблица 11
Структура финансирования мероприятий подпрограммы, реализуемых
в рамках механизма государственно-частного партнерства
Наименование |
Предварительный объем финансирования мероприятий по годам, тыс. рублей |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Содействие модернизации производственных мощностей местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, включая мероприятия, направленные на повторное использование или возвращение в оборот (рециклинг) отходов производства |
11 500 |
12 350 |
33 637 |
50 205 |
21 388 |
29 087 |
29 087 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
средства областного бюджета |
2 000 |
2 100 |
8 000 |
12 000 |
4 900 |
7 000 |
7 000 |
средства федерального бюджета |
2 500 |
2 500 |
10 400 |
15 600 |
8 620 |
6 600 |
6 600 |
средства муниципальных бюджетов |
0 |
250 |
500 |
500 |
500 |
750 |
750 |
иные источники финансирования |
7 000 |
7 500 |
14 737 |
22 105 |
7 368 |
14 737 |
14 737 |
Реализация проектов государственно-частного партнерства, направленных на комплексное освоение территорий в целях увеличения производственного потенциала промышленности строительных материалов Орловской области |
78 300 |
99 900 |
217 500 |
269 700 |
269 700 |
269 700 |
269 700 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
средства областного бюджета |
5 500 |
2 500 |
20 000 |
26 000 |
26 000 |
26 000 |
26 000 |
средства федерального бюджета |
6 500 |
9 500 |
16 000 |
19 000 |
19 000 |
19 000 |
19 000 |
средства муниципальных бюджетов |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
иные источники финансирования |
64 800 |
86 400 |
180 000 |
223 200 |
223 200 |
223 200 |
223 200 |
IX. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание
мер управления рисками реализации подпрограммы
Ожидаемая эффективность и результативность реализации подпрограммы, а также потенциальные риски, будут оцениваться ежегодно путем проведения мероприятий по мониторингу развития строительной отрасли. Мониторинг позволяет получить максимально полную и достоверную информацию без использования оценочных и приблизительных расчетов, определить ситуацию в отрасли, проследить тенденции развития, определить "точки роста" и "узкие места", на которые следует обратить внимание.
По результатам осуществления мероприятий первого этапа будет осуществлена корреляция механизмов реализации подпрограммы с учетом потенциально возможного воздействия деструктивных факторов:
1) отсутствие необходимой правовой базы, в том числе градостроительных регламентов;
2) недоверие граждан к участию в деятельности жилищностроительных кооперативов и кооперации в целом;
3) ограниченность средств для обеспечения земельных участков инженерными сетями и необходимой коммунальной инфраструктурой;
4) высокий износ оборудования в промышленности строительных материалов;
5) изменение тарифов естественных монополий;
6) отказ организаций-застройщиков от продажи строящегося жилья по ценам, определяемым Министерством регионального развития Российской Федерации;
7) изменение платежеспособного спроса населения на жилье и риск "замораживания" строительства отдельных домов.
Важнейшим результатом осуществления подпрограммы станет создание в Орловской области современного, технически оснащенного регионального строительного комплекса. Системное выполнение намеченных целевых мероприятий приведет к развитию строительной индустрии, увеличению доступности и комфортабельности жилья, расширению вариантов улучшения жилищных условий.
В свою очередь развитие регионального строительного комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие таких отраслей экономики, как промышленность, транспорт, торговля. Развитие строительной отрасли будет способствовать повышению привлекательности Орловской области для российского и международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока дополнительных инвестиций в экономику, положительно повлияет на социальную сферу.
Оценка реализации подпрограммы будет производиться руководителем подпрограммы ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах заказчику подпрограммы до 1 марта года, следующего за отчетным.
Оценка эффективности подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой оценки социально-экономической и бюджетной эффективности подпрограммы, представленной в государственной программе, с ежегодным уточнением целевых показателей. Предлагаемая система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в промышленности строительных материалов с целью своевременного уточнения или корректировки поставленных задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.