Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире, обеспечить достойную жизнь всем гражданам российского общества. В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Образовательные учреждения являются важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной системы образования - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" положена в основу разработки Программы и определяет основные направления развития общего образования в Орловской области.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства необходимо стремиться обеспечить эффективное использование ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых. Приоритетными направлениями развития системы образования области были и остаются:
повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования;
создание эффективной системы оценки качества образования;
совершенствование роли учителя как ключевой фигуры в реализации государственной политики в области образования, рост уровня его заработной платы;
совершенствование ресурсного обеспечения региональной системы образования;
создание творческой среды для выявления одаренных детей, системы сопровождения талантливой молодежи.
В Орловской области создана и эффективно действует многоуровневая система образования, основанная на использовании самых современных методик и программ. Региональная сеть образовательных учреждений насчитывает 839 единиц, в которых обучается 184,2 тыс. человек: дошкольные учреждения - 187; начальные школы/детские сады - 23; общеобразовательные школы - 473; учреждения начального профессионального образования - 21; учреждения среднего профессионального образования - 15; учреждения высшего профессионального образования - 8; детские дома и школы-интернаты - 19; учреждения дополнительного профессионального образования - 3; учреждения дополнительного образования детей - 90.
В общеобразовательных учреждениях Орловской области в 2009 -2010 годах по программам профильного обучения в классах с углубленным изучением отдельных предметов занимаются более 40 % школьников 9-11 классов; 15 гимназий и лицеев области дают повышенный уровень образования 30% успешно успевающим школьникам. В 2007 году область стала участником проекта "Гимназический Союз России", что позволило дополнительно привлечь 10 млн рублей, обеспечить необходимым оборудованием базовые образовательные учреждения, которые становятся региональными ресурсными центрами общего образования.
В рамках информатизации образования оборудовано 403 компьютерных класса, имеющих выход в сеть Интернет; более 2,5 тыс. педагогов области прошли курсы повышения квалификации по информационным коммуникативным технологиям.
Вновь создаваемая сеть базовых общеобразовательных школ, являющихся центрами материального обеспечения и педагогического сопровождения учебного процесса, дает возможность внедрять инновационные образовательные программы. Этими центрами стали 51 образовательное учреждение, получившее поддержку Президента Российской Федерации в размере 1 млн рублей. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в эти школы было поставлено 214 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования на общую сумму 56,6 млн рублей.
Реализация программы "Сельский школьный автобус" позволила обеспечить подвоз 1886 учащихся к месту учебы. Закуплено 53 автобуса на общую сумму 36,7 млн. рублей.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования области является формирование у детей и подростков мотивации к здоровому образу жизни. В большинстве школ созданы условия для организации физического воспитания: спортивные залы - 312; плоскостные сооружения (спортивные площадки) - 690; тиры - 43; бассейны - 5.
Но используемое в учебном процессе оборудование не соответствует современным требованиям и нуждается в обновлении.
Во всех школах Орловской области введены уроки физической культуры в количестве 2 часов в неделю для учащихся 1-11 классов с охватом детей всех физкультурных групп здоровья. Третий дополнительный час занятий физической культурой введен в учебные планы за счет школьного компонента в отдельных классах 217 общеобразовательных школ. Необходимо увеличение часов для занятий физической культурой в школах на всех ступенях обучения.
На территории области работает 40 центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Еще одно важное направление в системе образования за последние три года - создание механизма оценки качества образования. С 2007 года основным составляющим государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных школ стал единый государственный экзамен (далее также - ЕГЭ).
Результаты проведенного в Орловской области ЕГЭ позволяют говорить о стабильной положительной динамике в подготовке выпускников (показатели итоговой аттестации выпускников 11 классов в Орловской области выше общероссийских). Прослеживается тенденция увеличения количества учащихся, получивших 100 баллов по результатам единого государственного экзамена (2007 год - 2 выпускника, 2009 год - 10 выпускников). Необходимо совершенствовать систему оценки качества образования, требуется независимая проверка знаний школьников при переходе их из 4 в 5 и из 9 в 10 классы. На сегодняшний день создано и успешно функционирует областное государственное учреждение "Региональный центр оценки качества образования", основным направлением деятельности которого является организация, обеспечение проведения и подведение итогов государственных экзаменов.
В этой связи необходимо дальнейшее организационное, методическое и технологическое совершенствование деятельности данного центра.
В последние годы в Орловской области создается система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Лауреатами премии Президента Российской Федерации за 4 года (2006-2009 годы) в Орловской области стали ПО учащихся. Молодым талантам Орловщины выделены премии в объеме 3,6 млн рублей.
Лауреатами премии Губернатора Орловской области в 2008 году стали 12 представителей талантливой молодежи, на что из средств регионального бюджета выделено 240,0 тыс. рублей. Среди победителей приоритетного национального проекта "Образование" - учащиеся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования, студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования. Материальное поощрение талантливой молодежи входит в практику руководителей муниципальных образований.
В текущем учебном году стипендии Губернатора Орловской области получают 596 учащихся общеобразовательных школ, воспитанников учреждений дополнительного образования, студентов средних и высших учебных заведений, аспирантов, достигших особых успехов в учебной и научной деятельности как в целом по курсу, так и по отдельным дисциплинам.
В течение 3 лет 6 молодых ученых за лучшие научно-исследовательские работы, представляющие интерес как для развития региона, так и науки в целом, награждаются премией Губернатора Орловской области в сумме 25 тыс. рублей каждая.
С 2002 года в Орловской области присуждается ежегодная премия имени А.П. Киселева за лучшую работу по математике. Для совершенствования работы по выявлению и поддержке одаренных школьников и талантливой молодежи необходимо ежегодное проведение муниципальных предметных олимпиад школьников, областных межвузовских олимпиад, областного межвузовского конкурса научных студенческих проектов.
Ключевой фигурой в реализации государственной политики в области образования является учитель. В системе образования области трудится более 30 тыс. педагогических работников.
Инновационный характер осуществляемых перемен в образовании требует повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Ежегодно более 5 тыс. специалистов проходят через различные виды курсовой подготовки. За последние 5 лет произошли серьезные изменения в обучении руководящих и педагогических работников. В ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" возрос заказ на методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов. Большое внимание уделяется внедрению современных образовательных технологий. 1773 педагога прошли специальный курс обучения и эффективно внедряют в учебную деятельность информационные компьютерные программы. Количество экспериментальных площадок за последние 3 года возросло в 1,5 раза.
Для диссеминации передового педагогического опыта необходимо шире использовать такие формы работы, как школы-лаборатории, мастер-классы, дискуссионные клубы, профессиональные конкурсы и т. д.
Беспокоит проблема старения педагогических кадров, средний возраст учителя в Орловской области составляет 44 года. Необходимо совершенствовать работу по привлечению молодых кадров в образовательные учреждения, внести серьезные изменения в систему педагогического образования.
Реализация областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2006-2010 годы" (далее также - программа) позволила частично преодолеть спад в отрасли, добиться развития и увеличения форм и объемов участия государства в поддержке образования, сформулировать ключевые направления развития отрасли.
Необходимо отметить, что в рамках реализации долгосрочной областной программы "Развитие образования Орловской области на 2006-2010 годы" применение программно-целевого метода позволило добиться хороших результатов в развитии сферы образования в Орловской области за прошедшие годы.
Удалось создать региональную нормативно-правовую базу, обеспечивающую реализацию государственной образовательной политики в сфере образования.
Создано областное государственное учреждение "Региональный центр оценки качества образования", которое осуществляет мониторинговые исследования состояния и развития региональной системы образования, обеспечивает статистическую отчетность. В рамках реализации программы областными и муниципальными органами управления образования осуществляется издание публичных докладов о деятельности системы образования в Орловской области.
Удалось разработать нормативно-правовую базу для перехода муниципальных общеобразовательных учреждений на новую отраслевую систему оплаты труда. Все работники муниципальных школ переведены на оплату труда по новой системе. В настоящее время необходима разработка механизмов для внедрения отраслевой системы оплаты труда в образовательных учреждениях всех типов и видов.
За время реализации программы были внедрены различные модели профильного обучения, которое является серьезным ресурсом развития системы общего образования и в наибольшей степени позволяет удовлетворить индивидуальные образовательные запросы учащихся.
На III ступени обучения (10-11 классы) в Орловской области в 2008-2009 учебном году обучались 8276 человек, из них 2371 человек (28,6 % от общего количества учащихся на III ступени обучения) обучались в классах с профильным обучением; 690 человек (8,3 %) углубленно изучали отдельные общеобразовательные предметы; 5215 человек (63 %) занимались в общеобразовательных классах.
Однако, не во всех общеобразовательных учреждениях удалось организовать классы с профильным обучением в связи с небольшим количеством учеников в классе. В проекте Программы планируется разработать механизмы организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся, введения программ модульного обучения.
В рамках реализации муниципальных программ модернизации системы образования начался процесс оптимизации сети образовательных учреждений: реорганизации малокомплектных школ, ликвидации неперспективных школ.
Из планируемых 42 малокомплектных школ с численностью до 10 человек 42 малокомплектные школы реорганизованы путем присоединения к базовым общеобразовательным учреждениям либо ликвидированы (что составляет 100 % от целевого показателя).
В рамках реализации программы недостаточно эффективно удалось реализовать мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений в связи с недостаточным финансированием за счет средств областного бюджета. В 2008 году на эти цели было выделено 27 млн рублей, что составляет 43,3 % от предусмотренного в программе финансирования.
В 2009 году на эти цели было выделено 6,53 млн рублей, что составляет 10,7 % от предусмотренного в программе финансирования.
Вышеперечисленные мероприятия являются актуальными для развития системы образования в настоящее время, поэтому необходимо продолжить их реализацию в 2011-2015 годах в рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы".
Реализация Программы будет способствовать:
нормативно-правовому обеспечению отрасли;
обеспечению доступа населения к информационным ресурсам и включению области в единое информационное пространство в сфере образования;
созданию системы непрерывного образования, ориентированной на использование новых технологий, повышению уровня профессионального мастерства работников образования;
концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях развития образования, привлечению других источников финансирования.
При разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы" анализировались следующие материалы:
Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию "Россия, вперед!";
материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации;
выступление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в г. Санкт-Петербурге на церемонии открытия Года Учителя;
национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Необходимость концептуального подхода к развитию образования в Орловской области обусловлена тем, что проблемы в области образования носят системный характер, так как за последние несколько лет в экономике и социуме региона произошли существенные изменения: обозначилась диспропорция в экономическом и социальном развитии городских и сельских районов области, растет явная и скрытая безработица, изменилась демографическая ситуация, наблюдается сокращение количества учащихся и воспитанников в учреждениях региональной системы образования, рынок труда области предъявляет дополнительные требования к качеству образования выпускников учреждений региональной системы образования.
Проведенный анализ состояния системы образования области позволил выявить ряд проблем, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития областной системы образования:
1. В последнее время наблюдается нарастающее противоречие между емкостью сети образовательных учреждений и реальным контингентом учащихся. К 2010 - 2011 учебному году можно ожидать стабилизации количества учащихся, однако, их количество не будет превышать 80 тыс. человек.
2. Для муниципальных сетей общеобразовательных учреждений, как и областной сети в целом, характерна неравномерность территориального распределения общеобразовательных учреждений повышенного уровня подготовки. Из общего числа таких учреждений (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) подавляющее большинство сосредоточено в областном центре. Подобное распределение снижает возможность получения образования детьми, проживающими в сельской местности. Существующие проблемы недостаточного обеспечения ресурсной базы снижают в целом и возможности получения качественных образовательных услуг для учащихся сельских школ в местах их проживания. Иными словами, затрудняется решение задачи обеспечения доступности качественного образования.
3. Сравнительный анализ показателей, характеризующих контингент учащихся в существующей сети общеобразовательных учреждений, свидетельствует о том, что количество классов на старшей ступени обучения и их средняя наполняемость не позволяют создать условия для организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся.
Среди других причин слабой готовности существующей сети общеобразовательных учреждений к реализации вышеуказанного стратегического приоритета развития областной системы образования можно назвать:
слабую ресурсную готовность образовательных учреждений к введению профильного обучения и подготовке профессиональных кадров;
отсутствие разработанных механизмов обеспечения сетевого взаимодействия между муниципальными и государственными образовательными учреждениями;
невысокий уровень готовности педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений к организации профильного и модульного обучения.
4. Ведущим направлением является создание современных условий работы для учителя, улучшение материально-технической базы, современное оборудование кабинетов, доступ всех учреждений к сети Интернет, возможность проводить видеоуроки, конференции. С 2010 года область вступила в эксперимент по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, что также дает возможность педагогам работать с современным оборудованием в сети Интернет.
Программно-целевой метод показал свою эффективность в проведении мероприятий по модернизации системы образования Орловской области и по готовности системы образования к адекватным ответам на экономические и социальные вызовы времени.
В этой связи использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на реализацию первоочередных направлений деятельности развития системы образования.
Приняты и успешно реализуются:
федеральная целевая программа "Развитие образования на 2006-2010 годы";
областная целевая программа "Развитие образования Орловской области на 2006-2010 годы".
В случае отказа от использования программно-целевого метода образовательные учреждения области в рамках текущего финансирования не смогут эффективно осуществлять мероприятия по совершенствованию качества образовательных услуг.
Также вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
разрозненность действий органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления, влекущая снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих задач в сфере образования;
неэффективное использование бюджетных средств.
В условиях экономического кризиса устойчивое развитие сферы образования невозможно обеспечить без внедрения эффективных механизмов государственно-общественной поддержки.
Предложенные программные показатели и индикаторы сложились на основании данных по показателям результативности деятельности муниципальных образований, публичных докладов глав районов (городов), отчетов анализа исполнения областных целевых программ (областной целевой программы "Модернизация системы образования на 2009-2010 годы", областной целевой программы "Развитие образования Орловской области на 2006-2010 годы"), отчетов, подготовленных в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
В целях получения информации планируется использовать формы статистической отчетности и мониторинговых исследований по определенным направлениям развития системы образования.
Основанием для разработки долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011 -2015 годы" являются:
постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей";
постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 612 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 521 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования";
Закон Орловской области от 30 декабря 2004 года N 475-ОЗ "О начальном профессиональном образовании и среднем профессиональном образовании в Орловской области";
Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области";
Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области";
Закон Орловской области от 20 декабря 2006 года N 648-ОЗ "Об областной целевой программе развития образования Орловской области на 2006-2010 годы";
Закон Орловской области от 7 ноября 2007 года N 718-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Орловской области полномочиями по выплате компенсации части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";
Закон Орловской области от 25 декабря 2008 года N 869-ОЗ "Об областной целевой программе "Модернизация системы образования на 2009-2010 годы";
постановление Коллегии Орловской области от 20 января 2009 года N 9 "О формировании областного заказа на профессиональное обучение кадров рабочих, служащих и специалистов среднего звена в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.