Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 24 сентября 2013 г. N 324 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к государственной программе Орловской области
"Повышение эффективности государственного и
муниципального управления в Орловской области,
поддержка институтов гражданского общества"
Паспорт
подпрограммы "Противодействие коррупции
в Орловской области на 2013-2016 годы"
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью. Рост коррупции в России один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге страны.
По материалам Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященным коррупции в российском обществе, в 2011 году более 70% россиян отмечали "высокую" или "очень высокую" степень распространения коррупции в обществе. Менее 1% респондентов посчитали, что коррупции нет совсем.
Наиболее коррумпированные сферы: жилищно-коммунальная, здравоохранение, образование, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы, военкоматы, суды. Наиболее распространенные ситуации, в которых рядовой гражданин чаще всего даст взятку: сбор штрафов и иных платежей; выдача разрешений на занятие различными видами деятельности; разрешение на строительство и наделение земельными участками; "контроль" со стороны государственных служб, от которого в основном страдает малый бизнес.
Одной из сфер, требующих постоянного внедрения и совершенствования антикоррупционных правовых средств, является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1% ВВП из-за коррупции в сфере размещения государственного заказа. Это ведет к увеличению бюджетных расходов и, как следствие, нарастанию социальной напряженности, недостатку государственных инвестиций и прочим негативным факторам.
Необходимость решения проблемы высокого уровня коррупции в Российской Федерации сегодня является одним из приоритетов государственной политики, что подтверждается ее включением в основополагающие директивные программные документы.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты, следует отметить важность и актуальность средне- и долгосрочного планирования взаимодействия всех участников антикоррупционной деятельности.
Могут быть определены следующие варианты решения проблем, возникающих в процессе антикоррупционной деятельности:
1. Решение проблем по мере их появления, оперативное рассмотрение появляющихся проблем и быстрое реагирование на них.
Данный вариант решения проблем не может принести высокие результаты, поскольку потенциально не позволит оперативно реагировать на достаточно долгое время формирующиеся схемы коррупционных правонарушений. В этом случае затраты на противодействие коррупции будут непрогнозируемы и использование государственных средств окажется менее эффективным, чем при заранее спланированных расходах на конкретные мероприятия.
2. Привлечение к решению проблем противодействия коррупции в органах государственной власти Орловской области профессиональных российских и международных аутсорсинговых и управляющих компаний.
Указанный вариант способен принести высокие результаты. Кроме того, он не требует наличия профессиональных кадров управленцев в региональных и местных администрациях и предполагает деятельность по выводу государственных услуг (как основы для коррупционных правонарушений) на аутсорсинг. Однако стоимость реализации такого способа управления не приемлема для большинства российских регионов, в том числе и для Орловской области, не имеющих весомых бюджетов на указанные цели.
Таким образом разработка и принятие новой редакции Подпрограммы по противодействию коррупции на территории Орловской области является настоятельной необходимостью.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы,
цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач,
описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы
и контрольных этапов реализации Подпрограммы
Государственные приоритеты в области противодействия коррупции получили свое развитие и конкретизацию применительно к региональному уровню в директивных документах программного характера Орловской области.
В частности, в Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года по результатам SWOT-анализа правоохранительной деятельности и выбора стратегий развития Орловской области на базе соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами в качестве одной из стратегических целей определено противодействие коррупции. Достижение указанного целевого приоритета предлагается за счет реализации совокупности следующих задач:
1) улучшение координации взаимодействия органов исполнительной власти Орловской области, местного самоуправления с правоохранительными, правоприменительными и контролирующими органами;
2) снижение уровня преступности на территории области;
3) вовлечение общественности в предупреждение правонарушений;
4) организация пропаганды здорового образа жизни, правового и патриотического воспитания населения.
Достижение цели и решение задач Подпрограммы потребует системного подхода и упорядоченной последовательности действий исполнительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления, образовательных организаций, их координации на различных уровнях управления, взаимодействия. Разнообразие задач Подпрограммы делает необходимым установление между ними взаимосвязи, целевых индикаторов и контрольных показателей.
Основная цель Подпрограммы - снижение уровня коррупции при исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) совершенствование нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области (целевые индикаторы - количество принятых нормативных правовых актов Орловской области в сфере противодействия коррупции; количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых антикоррупционных программ);
2) снижение возможностей и повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц (целевые индикаторы - количество государственных гражданских служащих Орловской области, получивших дополнительное профессиональное образование по антикоррупционной тематике; количество обращений граждан и организаций в органы государственной власти Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих Орловской области; количество обращений граждан и организаций в органы местного самоуправления Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих Орловской области);
3) мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики (целевой индикатор - количество проведенных мониторингов коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики);
4) создание условий для снижения правового нигилизма населения, формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции (целевые индикаторы - количество информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных в областных средствах массовой информации; количество информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных в печатных средствах массовой информации муниципальных образований Орловской области; количество информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных на официальных интернет-сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области);
5) обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области (целевые индикаторы - количество заседаний Координационного совета по противодействию коррупции в Орловской области).
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях представлены в приложении 1 к Подпрограмме.
III. Характеристика ведомственных целевых программ
и основных мероприятий Подпрограммы
В состав Подпрограммы не входят ведомственные целевые программы.
Подпрограмма представляет собой совокупность обеспеченных финансовыми и организационными ресурсами, скоординированных по задачам, срокам и исполнителям проектов, мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в сфере противодействия коррупции.
Система мероприятий в соответствии с программными задачами включает в себя 5 направлений, совокупная реализация которых обеспечивает достижение основной цели - снижение уровня коррупции при исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
Необходимость реализации мероприятий, посвященных вопросам совершенствования нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области, обусловлена тем, что реализация антикоррупционной политики в качестве необходимого условия своей эффективности требует создания институциональной основы и соответствующих процедурных механизмов как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне местного самоуправления. Причем, специфика антикоррупционной деятельности, заключающаяся в том, что практически все действия в этой сфере влекут последствия правового характера, требует обязательной нормативной регламентации порядка осуществления соответствующих мероприятий. При этом, эффективная реализация единой антикоррупционной политики может быть достигнута только при условии унификации принимаемых органами местного самоуправления области нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции между собой, а также их взаимной увязки с нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти Орловской области.
Нормативная правовая основа противодействия коррупции в органах исполнительной государственной власти Орловской области к настоящему времени в значительной степени уже сформирована, однако существует необходимость в детализации отдельных аспектов антикоррупционной деятельности.
На уровне местного нормотворчества вопросы противодействия коррупции требуют дальнейшей регламентации. В целях формирования в муниципальных образованиях Орловской области унифицированной нормативной правовой основы для реализации мероприятий по основным направлениям противодействия коррупции предусматривается подготовка для органов местного самоуправления Орловской области обзоров принимаемых федеральных и региональных нормативных актов, направленных на противодействие коррупции; разработка типовой районной (городской) целевой программы противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального района (городского округа) Орловской области; разработка типовой методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в органах местного самоуправления муниципальных образований Орловской области.
Необходимость реализации мероприятий, направленных на снижение возможностей и повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц, обусловлена реализацией принципа приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, закрепленного в пункте 6 статьи 3 Федерального закона 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и в пункте 6 статьи 3 Закона Орловской области от 10 апреля 2009 года N 893-ОЗ "О противодействии коррупции в Орловской области". Достижение указанного приоритета предполагается, с одной стороны, за счет снижения вероятности принятия должностным лицом субъективного решения о совершении коррупционного деяния, а с другой - за счет минимизации объективных возможностей для нарушения законодательных норм при исполнении государственных (муниципальных) функций и предоставлении государственных (муниципальных) услуг. В свою очередь, снижение вероятности принятия должностным лицом решения о совершении коррупционного деяния будет достигнуто посредством комплексной реализации следующих подзадач:
1) повышение риска раскрытия факта совершения коррупционного деяния должностным лицом за счет создания возможностей для граждан и организаций беспрепятственно, с минимальными затратами времени проинформировать органы государственной власти (местного самоуправления) о ставших им известными коррупционных проявлениях (в этой связи Подпрограммой предусмотрена реализация следующего комплекса мероприятий: обеспечение работы телефонной "горячей линии", а также возможности для приема сообщений граждан о фактах коррупционных проявлений в электронном виде на базе государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр";
2) обеспечение своевременного рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан и организаций о фактах коррупционных проявлений со стороны государственных (муниципальных) служащих и принятия, в случае необходимости, своевременных, адекватных мер (в этой связи Подпрограммой предусматривается реализация таких мероприятий, как проведение служебных проверок по ставшим известными фактам коррупционных проявлений в органах исполнительной государственной власти Орловской области, органах местного самоуправления, проведение мониторинга деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов, проведение мониторинга деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов в муниципальных образованиях Орловской области);
3) повышение информированности государственных и муниципальных служащих об антикоррупционных механизмах, существующих в системе государственной и муниципальной службы, вытекающих из них обязанностях и запретах государственного (муниципального) служащего, существующих мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений или сокрытие фактов их совершения другими лицами (Подпрограммой предусматривается организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Орловской области по антикоррупционной тематике).
Снижение возможностей для нарушения законодательства при исполнении государственных (муниципальных) функций и предоставлении государственных (муниципальных) услуг предполагается за счет интенсификации контрольно-проверочной деятельности в отдельных сферах их исполнения (предоставления).
Включение в состав Подпрограммы мероприятий, направленных на организацию мониторинга коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики, обусловлено необходимостью обеспечения оперативной управляемости хода реализации Подпрограммы и контроля результативности осуществления линейных программных мероприятий, что может быть эффективно достигнуто только при условии наличия у субъекта управления полной и своевременной информации о влиянии реализуемых мероприятий на состояние целевого объекта. В рамках Подпрограммы предусмотрен мониторинг ситуации в основных сферах противодействия коррупции:
1) взаимодействие органов государственной власти (местного самоуправления) с гражданами - запланировано проведение мониторинга наличия коррупционных факторов и коррупционных проявлений в различных сферах предоставления государственных услуг населению и проведение опросов получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
2) взаимодействие органов государственной власти (местного самоуправления) с организациями - предусмотрено проведение мониторинга наличия коррупционных факторов и коррупционных проявлений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности (на основе анкетирования представителей субъектов малого и среднего бизнеса), а также проведение мониторинга фактов недружественного поглощения организаций малого и среднего предпринимательства (рейдерства) на территории Орловской области;
3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов - предусмотрена регулярная подготовка отчетов о результатах экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Орловской области, Правительства Орловской области и их проектов на коррупциогенность и его представление на рассмотрение Губернатору и Председателю Правительства Орловской области.
Включение в состав Подпрограммы мероприятий, направленных на решение задачи создания условий для снижения правового нигилизма населения, формирования антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции, обусловлено необходимостью активизации инициативной деятельности граждан и организаций по противодействию коррупционным проявлениям при их взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. В целях эффективного достижения указанного приоритета в Подпрограмме предусмотрен комплекс мероприятий следующего характера:
1) мероприятия по обучению граждан современным формам и методам противодействия коррупции, защиты своих законных прав и интересов - внедрение образовательных и учебных программ по противодействию коррупции в учебные планы средних общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений Орловской области;
2) мероприятия по проведению антикоррупционной агитации граждан, формированию антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции - организация выставочных экспозиций по вопросам противодействия коррупции на базе областных библиотек, размещение в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области публичный информационный центр" информационно-аналитических материалов о мероприятиях в сфере противодействия коррупции, реализуемых на территории Орловской области, размещение на интернет-сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области информационно-аналитических материалов о мероприятиях в сфере противодействия коррупции, реализуемых на их территории;
3) мероприятия по информированию граждан и организаций о существующем порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций, размещение в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в сети Интернет информации о конкурсах на получение государственной поддержки из областного бюджета в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, реестра субъектов малого и среднего предпринимательства получателей государственной поддержки.
Мероприятия, направленные на решение задачи по обеспечению взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области, включены в Подпрограмму, исходя из необходимости создания условий для проведения единой государственной политики в сфере противодействия коррупции, развития общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления и консолидации усилий государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по противодействию коррупции. В целях эффективного достижения данных приоритетов в Программе предусмотрен комплекс мероприятий следующего характера:
1) мероприятия по повышению открытости и развитию системы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления - привлечение представителей институтов гражданского общества к участию в работе градостроительного совета Орловской области, технического совета Орловской области, заседаниях конкурсных комиссий на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков, оказание организационной, организационно-технической, правовой и информационной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;
2) мероприятия по обеспечению координации и межструктурного взаимодействия в сфере противодействия коррупции - обобщение опыта работы органов местного самоуправления Орловской области по противодействию коррупции и информирование их о передовом опыте работы в данном направлении, обеспечение деятельности Координационного совета по противодействию коррупции в Орловской области.
Система программных мероприятий с указанием ожидаемого результата от реализации каждого из них представлена в приложении 2 к настоящей Подпрограмме.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
В ходе выполнения Подпрограммы предусматривается применение мер правового регулирования. Предусматривается проведение ежегодного мониторинга действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы противодействия коррупции, а также разработка и внедрение в работу органов местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ противодействия коррупции. Меры правового регулирования приведены в приложении 3 к настоящей Подпрограмме.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам
реализации Подпрограммы (при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках Подпрограммы)
Оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями в реализации Подпрограммы не предусматривается.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами
местного самоуправления в случае их участия в разработке
и реализации Подпрограммы
В ходе реализации Подпрограммы предусматривается выполнение мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления, направленных на противодействие коррупции в муниципальных образованиях Орловской области. Включение данных мероприятий обусловлено тем, что повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Орловской области в условиях осуществляемых в Российской Федерации реформ возможно только при наличии проведении антикоррупционных мероприятий на муниципальном уровне.
Система программных мероприятий, в том числе выполняемых органами местного самоуправления, с указанием ожидаемого результата от реализации каждого из них представлена в приложении 2 к настоящей Подпрограмме.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы
Участие акционерных обществ с государственным участием, общественных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы не предусматривается.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы реализуются за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Подпрограммы на 2013-2016 годы составляет всего 2420,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 410,0 тыс. рублей, 2014 год - 480,0 тыс. рублей, 2015 год - 730,0 тыс. рублей, 2016 год - 800,0 тыс. рублей.
Мероприятия, предполагаемые к реализации в соответствии с задачей "Создание условий для снижения правового нигилизма населения, формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции", будут осуществляться за счет средств, выделяемых на обеспечение текущей деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области. Финансирование указанных мероприятий в рамках настоящей Подпрограммы не предполагается.
Мероприятия, планируемые в соответствии с задачей "Обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области", будут реализованы за счет средств, выделяемых на обеспечение текущей деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области. Финансирование указанных мероприятий в рамках настоящей Подпрограммы не предполагается.
Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы представлена в приложениях 4 и 5 к настоящей Подпрограмме. Объем финансирования мероприятий Подпрограммы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
IX. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание
мер управления рисками реализации подпрограммы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся внутренние (организационные) риски).
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Подпрограммы предусматриваются:
1) создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Подпрограммы;
2) мониторинг выполнения Подпрограммы, регулярный анализ, ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Подпрограммы;
3) корректировка Подпрограммы (при необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.