Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 14 декабря 2011 г. N 433
Долгосрочная областная целевая программа
"Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы"
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы
"Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы"
Наименование программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы" (далее также - программа) |
Основание для разработки программы |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей"; Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области"; Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года N 1021-ОЗ "Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области"; Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области"; постановление Правительства Орловской области от 2 сентября 2010 года N 321 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы"; распоряжение Правительства Орловской области от 23 июня 2011 года N 272-р |
Заказчик программы |
Правительство Орловской области |
Разработчик программы |
Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области |
Руководитель программы |
Руководитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области |
Ответственный исполнитель программы |
Начальник управления образования Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области |
Цель и задачи программы |
Общей целью программы является создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей Орловской области посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг. Целями и задачами программы являются: Цель 1. Обеспечение доступности различных форм отдыха и оздоровления детей Орловской области от 4 до 17 лет. Задачи: 1. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей гарантии на доступный отдых всех детей Орловской области, особую поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2. Обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Орловской области, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, органов местного самоуправления в определении отдельных категорий детей, которым могут быть оказаны меры социальной поддержки в качестве полной либо частичной оплаты путевок. 3. Выделение финансовых средств на оплату детских путевок в бюджетах всех уровней отдельной защищенной строкой. 4. Создание условий для увеличения наполняемости загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждений, круглогодичного функционирования учреждений, имеющих соответствующую базу. 5. Обеспечение организации санаторного лечения хронически больных детей на Черноморском побережье России. Цель 2. Совершенствование системы управления сферой отдыха и оздоровления, взаимодействия заинтересованных ведомств. Задачи: 1. Развитие структуры органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей. 2. Внедрение единых подходов к мониторингу и анализу деятельности учреждений, органов управления в сфере отдыха и оздоровления детей. 3. Организация оптимального межведомственного взаимодействия через активизацию деятельности Межведомственного совета по организации оздоровления и отдыха детей. 4. Содействие в разработке и реализации муниципальных программ отдыха и оздоровления детей. Цель 3. Создание безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей. Задачи: 1. Проведение паспортизации детских оздоровительных учреждений всех видов. 2. Модернизация материально-технической базы оздоровительных учреждений всех видов в соответствии с требованиями санитарного законодательства, пожарной и электробезопасности, безопасности на водных объектах. 3. Капитальный ремонт бюджетных образовательных учреждений Орловской области дополнительного образования детей - детских оздоровительно-образовательных (профильных) центров. 4. Обновление технологического, медицинского, спортивного, игрового оборудования, оборудования для организации образовательной и культурно-досуговой деятельности в загородных оздоровительных учреждениях. 5. Совершенствование транспортного обслуживания детей, отдыхающих в загородных оздоровительных учреждениях, обеспечение комплексных мер безопасности при перевозке детей к местам отдыха и обратно. 6. Увеличение объема и улучшение качества предлагаемых детям оздоровительными учреждениями медицинских, образовательных, психологических, информационных, правовых услуг, услуг по организации культурно-досуговой деятельности, в сфере физической культуры и спорта. 7. Приведение в соответствие с санитарными правилами и нормами обустройства палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха. 8. Организация профилактической работы с детьми в оздоровительных учреждениях всех видов. Цель 4. Развитие и совершенствование форм организации детской оздоровительной кампании. Задачи: 1. Развитие и внедрение новых оздоровительных программ, программ тематических смен в оздоровительных учреждениях всех видов. 2. Создание условий для полноценного отдыха подростков 16-18 лет, организация каникулярного отдыха школьников старшего возраста, учащихся в возрасте до 18 лет учреждений начального и среднего профессионального образования. 3. Совершенствование систем поддержки одаренных детей, активистов детских общественных организаций, трудных подростков, дошкольников, детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере отдыха и оздоровления. 4. Совершенствование организации и содержания деятельности в активных малозатратных формах отдыха, привлечение к участию в них до 70% школьников. 5. Разработка и внедрение методик оценки эффективности и качества оздоровительной, воспитательной, образовательной деятельности оздоровительных учреждений, развитие единой системы оценки качества. Цель 5. Обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей квалифицированными кадрами. Задачи: 1. Подготовка и переподготовка административных, педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений с учетом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий. 2. Развитие дополнительных мер социальной поддержки педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений. 3. Совершенствование научно-методического и информационно-методического обеспечения деятельности педагогических работников оздоровительных учреждений всех видов. 4. Создание службы юридического сопровождения деятельности детских загородных оздоровительных учреждений. 5. Стимулирование творческого поиска инновационных подходов к сфере отдыха и оздоровления детей. 6. Обмен опытом работы сотрудников оздоровительных учреждений всех видов. Цель 6. Информационное обеспечение детской оздоровительной кампании, популяризация и повышение привлекательности различных форм отдыха и оздоровления. Задачи: 1. Активизация взаимодействия органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, оздоровительных учреждений со средствами массовой информации для создания положительного общественного мнения о сфере отдыха и оздоровления детей в Орловской области. 2. Организация разъяснительной работы с населением о сети учреждений отдыха и оздоровления Орловской области, реализуемых ими программах, порядке приобретения путевок и источниках их оплаты. 3. Популяризация и активизация деятельности загородных оздоровительных учреждений. 4. Создание Интернет-сайтов детских загородных оздоровительных учреждений. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
1. Плановая и фактическая наполняемость стационарных летних загородных оздоровительных учреждений, стационарных загородных оздоровительных учреждений круглогодичного действия, санаторно-оздоровительных учреждений Орловской области. 2. Охват детей отдыхом в стационарных летних загородных оздоровительных учреждениях, стационарных загородных оздоровительных учреждениях круглогодичного действия, санаторно-оздоровительных учреждениях Орловской области, участием в активных малозатратных формах отдыха. 3. Показатели выраженного эффекта оздоровления. 4. Охват оздоровительных учреждений различных видов системными мониторинговыми исследованиями. 5. Оснащенность загородных оздоровительных учреждений современным технологическим, спортивным оборудованием, оборудованием для организации культурно-досуговой деятельности, автобусами для перевозки детей. 6. Обеспечение загородных оздоровительных учреждений вневедомственной охраной. 7. Оснащенность палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха оборудованием, снаряжением, инвентарем. 8. Доля сотрудников оздоровительных учреждений всех видов, обученных с учетом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий, обеспеченных научно-методическими и информационно-методическими пособиями. 9. Доля сотрудников оздоровительных учреждений, участвующих в областных конкурсах профессионального мастерства, вариативных программах. 10. Доля учреждений, участвующих в областном конкурсе "Лучшее учреждение отдыха и оздоровления детей". 11. Доля загородных оздоровительных учреждений, создавших Интернет-сайты. |
Сроки и этапы реализации программы |
2012-2016 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Программа финансируется за счет средств областного бюджета. Объем финансирования - 20 млн. рублей, в том числе по годам реализации: 2012 год - 2 млн. рублей; 2013 год - 3,5 млн. рублей; 2014 год - 5 млн. рублей; 2015 год - 4,5 млн. рублей; 2016 год - 5 млн. рублей. |
В том числе по направлениям затрат |
Капитальные вложения - 7 млн. рублей; НИОКР - 0; прочие расходы - 13 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Развитие материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений для увеличения плановой наполняемости стационарных летних загородных оздоровительных учреждений на 7%, стационарных загородных оздоровительных учреждений круглогодичного действия - на 26%, санаторно-оздоровительных учреждений Орловской области - на 40%. 2. Увеличение охвата детей отдыхом в загородных оздоровительных учреждениях на 23%, участием в активных малозатратных формах отдыха - на 21%. 3. Увеличение показателя выраженного эффекта оздоровления на 0,4%. 4. Охват 90% оздоровительных учреждений различных видов системными мониторинговыми исследованиями. 5. Оснащенность загородных оздоровительных учреждений современным технологическим, спортивным оборудованием, оборудованием для организации культурно-досуговой деятельности до 25% от потребности, автобусами для перевозки детей - до 42% от потребности. 6. Обеспечение всех загородных оздоровительных учреждений вневедомственной охраной. 7. Оснащенность до 65% от потребности палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха оборудованием, снаряжением, инвентарем. 8. Организация обучения всех сотрудников оздоровительных учреждений всех видов с учетом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий, обеспечения научно-методическими и информационно-методическими пособиями. 9. Увеличение до 3% доли сотрудников оздоровительных учреждений, участвующих в областных конкурсах профессионального мастерства, вариативных программах. 10. Участие всех загородных оздоровительных учреждений в областном конкурсе "Лучшее учреждение отдыха и оздоровления детей". 11. Создание Интернет-сайтов всех загородных оздоровительных учреждений. |
Ответственный исполнитель программы |
Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области |
Список исполнителей программных мероприятий |
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области; Управление труда и занятости Орловской области; Управление культуры и архивного дела Орловской области; Управление Роспотребнадзора по Орловской области (по согласованию); Главное Управление МЧС Российской Федерации по Орловской области (по согласованию); Управление внутренних дел по Орловской области (по согласованию); Комитет по образованию, культуре, спорту, молодежной политике и туризму областного Совета народных депутатов (по согласованию); Федерация профсоюзов Орловской области (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); бюджетные образовательные учреждения Орловской области дополнительного образования детей - детские оздоровительно-образовательные (профильные) центры; учреждения социального обслуживания населения, семьи; центры занятости населения; учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей в Орловской области; областные общественные детские, молодежные организации (по согласованию) |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Обеспечение доступного и качественного отдыха и оздоровления детей является одним из важных направлений социальной политики в Орловской области. Сложились положительные традиции в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Организованными формами отдыха и оздоровления охвачены практически все дети, а каждый пятый ребенок вовлечен в две и более формы.
Процессы, которые ранее традиционно определялись как ограниченные во времени, фрагментарные ("летняя оздоровительная кампания", "каникулярный отдых"), рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс организации оздоровления и отдыха детей и подростков. Сформировалось представление о сфере оздоровления и отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части образовательного процесса.
Развитие системы детского загородного отдыха началось с середины 90-х годов прошлого века, когда большинство учреждений были переданы в областную собственность, что предотвратило их полное разрушение.
В настоящее время в Орловской области 17 детских загородных оздоровительных учреждений, из них 12 в государственной собственности, 1 - в муниципальной, 4 - ведомственных. В инфраструктуру детского отдыха и оздоровления включены также образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, организующие на своей базе оздоровительные лагеря с дневным пребыванием (в 2010 году - 430 лагерей), активные формы отдыха, экономичные по затратам, но эффективные по воспитательным и оздоровительным возможностям (630 палаточных лагерей, оборонно-спортивных лагерей, лагерей труда и отдыха, трудовых бригад, экологических отрядов).
Система отдыха и оздоровления детей и подростков представляет собой совокупность:
учреждений, оказывающих услуги по оздоровлению и отдыху детей, независимо от организационно-правовых форм, типов и видов учреждений;
оздоровительных, образовательных, культурно-досуговых программ различного уровня и направленности, утвержденных в установленном порядке, реализуемых данными учреждениями;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области оздоровления и отдыха детей и подростков;
органов исполнительной власти Орловской области специальной компетенции, территориальных федеральных органов исполнительной власти Орловской области, осуществляющих управление в сфере отдыха и оздоровления детей.
Организация отдыха и оздоровления детей понимается как совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Организации (учреждения) отдыха детей и их оздоровления - это организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления: детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы.
Учреждения отдыха детей и их оздоровления могут быть стационарными (специально созданными с целью обеспечения отдыха детей и их оздоровления) и временно приспособленными, в том числе передвижными, палаточными с круглосуточным или дневным пребыванием на базе образовательных, досуговых, спортивных учреждений.
В Орловской области осуществляется координация деятельности в сфере отдыха и оздоровления посредством участия всех заинтересованных ведомств в работе Межведомственного совета по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области, районных, городских межведомственных комиссий. Определены органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченные в сфере отдыха и оздоровления детей, - Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области.
В связи с изменением механизма финансирования детской оздоровительной кампании приняты Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года N 1021-ОЗ "Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области", постановление Правительства Орловской области от 27 февраля 2010 года N 56 "О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области в 2010 году", постановление Правительства Орловской области от 3 марта 2011 года N 62 "О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области в 2011 году", которые разделяют полномочия в сфере оздоровления и отдыха детей между органами государственной власти Орловской области и органами местного самоуправления.
Во исполнение данных нормативных правовых актов, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2010 года N ПР-1726 по итогам совещания по вопросу организации летнего отдыха детей и подростков 8 июня 2010 года Департаментом образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Орловской области, Главным управлением МЧС по Орловской области, Управлением внутренних дел по Орловской области, органами местного самоуправления, оздоровительными учреждениями, предприятиями, общественными организациями проведены плановые мероприятия по организации оздоровления и отдыха детей и подростков Орловской области.
Решаются такие задачи, как:
1) сохранение и развитие сети детских загородных оздоровительных учреждений;
2) обеспечение доступности оздоровления и отдыха для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
3) создание и совершенствование безопасных условий оздоровления и отдыха детей;
4) развитие активных экономичных форм оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи;
5) реализация программ деятельности оздоровительных лагерей различных видов, включающих оздоровительный, воспитательный, образовательный компоненты, способствующие социальной адаптации, выявлению и развитию способностей, положительных личностных качеств детей и подростков.
Начиная с 2003 года ежегодно увеличивались на 5-10% целевые расходы консолидированного бюджета Орловской области на детскую оздоровительную кампанию. Однако в 2010 году в связи с отменой полномочий фонда социального страхования по оплате детских путевок они составили 171,4 млн. руб. (91% от уровня 2009 года). Несмотря на полностью выполненные обязательства по расходованию средств областного бюджета (39,2 млн. руб.) и федерального бюджета (38,0 млн. руб.) и их увеличению по сравнению с 2009 годом на 13 и 57% соответственно, не выполнены плановые показатели финансирования за счет местных бюджетов (58,3 млн. руб. вместо 72,0 млн. руб.). Финансирование детских путевок в загородные оздоровительные учреждения и лагеря с дневным пребыванием осуществляется за счет областного бюджета отдельной строкой на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей (в 2010 году - 32 млн. руб.); выделяются субсидии местным бюджетам на условиях долевой оплаты путевок (в 2010 году - 2,9 млн. руб.), которые ежегодно увеличиваются на 10%.
В 2010 году различными формами отдыха и оздоровления охвачено 87 500 детей и подростков, что на 3% меньше 2009 года. Незначительное уменьшение охвата достигнуто за счет увеличения активных малозатратных форм отдыха на 10%, сохранения охвата детей отдыхом в детских загородных оздоровительных лагерях на уровне прошлого года. Однако количество детей, оздоровленных в санаториях области, сократилось на 47%, в оздоровительных учреждениях за пределами области - на 29%.
В целях реализации прав детей на отдых и оздоровление значительно расширился перечень категорий детей, которым оплачиваются путевки за счет областного бюджета. Помимо традиционных расходов на отдых и оздоровление воспитанников детских домов и школ-интернатов оплачиваются путевки:
детям, состоящим в диспансерной группе учета по хроническому заболеванию в учреждениях здравоохранения Орловской области;
детям, обучающимся в областных государственных учреждениях, в лагеря с дневным пребыванием, организованные на базе этих учреждений;
одаренным детям, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, детям - членам областных общественных детских, молодежных организаций на профильные смены в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, и в палаточные лагеря.
В плановом порядке осуществляются мероприятия по текущему ремонту детских загородных оздоровительных учреждений, устранению нарушений, выявленных надзорными органами. В рамках областных целевых программ "Развитие образования Орловской области на 2006-2010 годы", "Комплексная программа по вопросам гражданской обороны, защиты населения на территории Орловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности людей на водных объектах на 2007-2011 годы" детским загородным оздоровительным центрам выделено в течение 2008-2010 годов около 4 млн. руб. на обеспечение пожарной безопасности, вывод в единую диспетчерскую дежурную службу "01" .
Обновление материальной базы оздоровительно-образовательных центров осуществляется за счет бюджетного финансирования (ежегодно около 500 тыс. руб.) и средств оздоровительных учреждений, полученных за детские путевки и направляемых на текущий ремонт зданий и коммуникаций (ежегодно около 900 тыс. руб.), приобретение оборудования (ежегодно около 700 тыс. руб.). Однако большинство оздоровительных учреждений всех видов не соответствуют современным санитарным требованиям, потребностям детей и родителей, а также национальному стандарту Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (ГОСТ Р 52887-2007).
Осуществляется работа по кадровому обеспечению детских загородных оздоровительно-образовательных учреждений. В плановом порядке проводятся семинары-совещания для руководителей, организованы круглогодичные занятия со студентами - будущими вожатыми, что является школой освоения новых педагогических технологий. Полностью укомплектован штат временного обслуживающего персонала. Около 500 студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования привлекаются ежегодно в качестве вожатых, воспитателей, что помогает молодым людям обогащать опыт по выбранной специальности, дает материальную поддержку.
Деятельность оздоровительных учреждений всех видов осуществляется в целях сохранения и укрепления физического и духовного здоровья детей, развития познавательной активности, интеллектуальных способностей, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактики вредных зависимостей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Эффективно реализованы вариативные образовательные, воспитательные программы детских загородных оздоровительных учреждений. Отдых в загородных оздоровительных учреждениях остается популярным у населения: наполняемость санаториев в 2010 году составила 100%, оздоровительных лагерей - 97%, это больше чем в 2009 году. Увеличивается количество путевок, приобретаемых родителями за полную стоимость (319 путевок в лагеря и 232 путевки в санатории области). Растет популярность профильных смен, лагерей, деятельность которых осуществляется на основе образовательных и развивающих программ. Спрос на интересную и полезную программу пребывания детей в лагере растет и нередко превышает спрос на комфортабельные условия проживания.
По данным Управления Роспотребнадзора по Орловской области эффективность оздоровления детей в 2010 году в загородных учреждениях составила 97,5%.
Усилено внимание к обеспечению безопасности детей, пребывающих в оздоровительных учреждениях всех видов, эта работа носит системный, плановый характер. Благодаря скоординированным действиям заинтересованных ведомств и служб, оздоровительных учреждений в течение последних 5 лет не произошло чрезвычайных ситуаций, пожаров, в которых пострадали дети, случаев массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, правонарушений в отношении детей, дорожно-транспортных происшествий при перевозке детей к месту отдыха.
В условиях социально-экономической нестабильности принимаются меры для обеспечения доступного и качественного детского отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для организации адресной, дифференцированной поддержки семей, пострадавших от экономического кризиса.
Бесплатные путевки в оздоровительные учреждения различных видов получили 20 727 детей, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, что составляет 53% от общего количества охваченных данными формами отдыха, а также 3464 воспитанника детских домов и школ-интернатов. Сотрудники предприятий бюджетной сферы получили 684 путевки в загородные оздоровительные лагеря (центры) на условиях 90% оплаты за счет местных бюджетов.
180 подростков, состоящих на учете в правоохранительных органах, участвовали в программах социальной реабилитации, военно-патриотического воспитания, общественно полезной деятельности лагеря "Юный десантник", проводимых на базе спортивно-оздоровительного лагеря "Мечта".
Традиционными стали допризывные сборы юношей с дефицитом массы тела, которые проводятся весной и осенью в детском санатории "Орловчанка" при участии военного комиссариата Орловской области, в целях оздоровления и военно-технической подготовки для 240 человек. Оплата путевок осуществляется за счет областного бюджета.
По-прежнему востребованной среди родителей формой оздоровления детей являются лагеря с дневным пребыванием, которые организованы в целях социальной поддержки семей, профилактики безнадзорности детей, особенно в первый месяц лета (охват 37% школьников). Подростки активно участвуют в малозатратных формах отдыха и оздоровления, содействующих социальной адаптации детей и подростков (охват - 67%).
Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченными в сфере отдыха и оздоровления детей, проводится работа по популяризации различных видов отдыха и оздоровления в Орловской области, повышению привлекательности загородных оздоровительных учреждений, по разъяснению нового механизма детской оздоровительной кампании среди населения. В рамках мероприятий областной комплексной программы "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы" на эти цели выделено 4,5 млн. руб.
Вместе с тем принимаемых мер недостаточно для обеспечения в полной мере потребности в доступном и качественном отдыхе и оздоровлении детей в Орловской области. Вопрос организации отдыха и оздоровления детей в связи с большой социальной значимостью находится под постоянным контролем Президента Российской Федерации Д. А. Медведева (перечни поручений по вопросам организации детского оздоровительного отдыха от 15 июня 2010 года N Пр-1726 и от 24 ноября 2010 года N Пр-3418), Губернатора Орловской области А. П. Козлова и Правительства Орловской области.
Таким образом, разработка и принятие долгосрочной областной целевой программы "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы" (далее - программа) позволит выполнить задачи по созданию условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей Орловской области для повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг.
Программа будет основана:
на признании важности организации отдыха и оздоровления для реализации законных прав ребенка;
понимании необходимости оптимальной государственной поддержки системы оздоровления и отдыха детей;
повышении ответственности органов власти всех уровней за организацию оздоровления и отдыха детей и подростков, активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства с заинтересованными ведомствами, организациями, учреждениями, целенаправленной координации деятельности.
Реализация программы будет способствовать:
1. Развитию всех форм отдыха и оздоровления детей, в том числе семейного отдыха в загородных оздоровительных учреждениях.
2. Развитию материальной базы загородных оздоровительных учреждений.
3. Совершенствованию механизма организации детской оздоровительной кампании на областном и муниципальном уровнях, разработке нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы отдыха и оздоровления детей.
4. Расширению различных форм обеспечения отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в приемных, опекунских семьях, в семьях усыновителей.
5. Рациональному подходу к определению категорий граждан, на которые распространяется порядок льготного обеспечения детскими путевками.
6. Развитию организационных структур по обеспечению координации детской оздоровительной кампании на различных уровнях.
7. Активизации информационной работы среди населения с использованием всех средств массовой информации, включая интернет-ресурсы.
8. Совершенствованию комплекса услуг, оказываемых детям оздоровительными учреждениями различных видов.
9. Разработке и реализации нормативных документов, устанавливающих меры дополнительной социальной поддержки для сотрудников детских загородных оздоровительных учреждений.
Программа представляет собой систему положений, принципов, приоритетных направлений и основных механизмов ее реализации и учитывает потребность активизации действий органов власти, согласования государственных и общественных интересов в обеспечении поддержки и оптимизации системы оздоровления и отдыха детей и подростков.
Программа учитывает сложившийся в Орловской области опыт решения проблем организации оздоровления и отдыха детей и подростков, выполняет функцию ориентира для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, всех заинтересованных организаций в стимулировании их активности в данной сфере.
Основанием для разработки программы являются:
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей";
Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области";
Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года N 1021-ОЗ "Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области".
Наряду с положительным опытом в работе по организации оздоровления и отдыха детей и подростков Орловской области имеется и ряд недостатков, снижающих показатели эффективности:
1. Недостатки нормативной базы, финансового обеспечения, выявленные при апробации нового механизма финансирования и организации детской оздоровительной кампании в большинстве муниципальных образований, ограничивающие права детей на доступный и качественный отдых.
2. Несоответствие материально-технической базы ряда загородных оздоровительных учреждений современным требованиям и запросам детей, родителей: отсутствует разрешение органов Госпожнадзора на работу санатория-профилактория "Мценск", не соответствует требованиям техническое состояние линий электропередач в центре "Солнечный" (потребность средств областного бюджета - 500 тыс. руб.), находится в аварийном состоянии котельная в центре "Елочка" (потребность средств областного бюджета - 15 800 тыс. руб.), имеются предписания надзорных органов по текущему ремонту учреждений (потребность средств областного бюджета - 5 000 тыс. руб.). Отсутствует транспорт, специально оборудованный для перевозки детей, что затрудняет транспортное и экскурсионное обслуживание детей в загородных оздоровительных лагерях.
3. Недостаток денежных средств в бюджетах различных уровней:
на обеспечение льготными путевками детей, состоящих в диспансерной группе учета по хроническому заболеванию в учреждениях здравоохранения. Количество детей, состоящих в диспансерной группе учета по хроническому заболеванию в учреждениях здравоохранения и нуждающихся в оздоровлении в санаторно-оздоровительных учреждениях области и за ее пределами, составляет более 15 тысяч человек в год. В 2010 году оздоровлено всего 2% детей, что в 2 раза меньше чем в 2009 году;
на обеспечение льготными путевками детей в загородные оздоровительные учреждения. Количество детей, нуждающихся в оздоровлении в загородных оздоровительных лагерях (центрах), составляет более 18 тысяч человек в год. В 2010 году оздоровлено 10,4 тысячи детей (58%).
4. Недостатки в объеме и качестве предлагаемых детям оздоровительными учреждениями услуг (обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, медицинские, образовательные, психологические, информационные, правовые услуги, услуги по организации культурно-досуговой деятельности, в сфере физической культуры и спорта).
5. Отсутствие четкой классификации и строгого учета активных малозатратных форм отдыха и оздоровления детей.
6. Недостаток в квалифицированных педагогических и медицинских кадрах из-за низкой заработной платы, несопоставимой со степенью ответственности за сохранение жизни и здоровья детей, физическое и эмоциональное состояние детей в условиях круглосуточно функционирующего временного детского коллектива.
Необходимость концептуального подхода к развитию отдыха и оздоровления детей в Орловской области обусловлена тем, что проблемы в этой сфере носят системный характер. В последнее время обнаруживаются противоречия между имеющимися условиями для реализации прав детей на доступный и качественный отдых и потребностями детей, родителей, педагогов.
Проведенный анализ состояния системы отдыха и оздоровления детей в Орловской области позволил сделать вывод, что программно-целевым методом могут быть решены проблемы, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития системы:
1. Согласование действий органов государственной исполнительной власти Орловской области, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, надзорных органов, заинтересованных ведомств, общественных организаций в рамках взаимосвязанных программ позволит:
1.1. Установить единые подходы к механизму организации детской оздоровительной кампании; к определению категорий детей, которым предоставляются меры социальной поддержки в сфере отдыха и оздоровления, и доли оплаты детской путевки из средств местных и областного бюджетов.
1.2. Отладить четкую систему взаимодействия, мониторинга.
1.3. Обеспечить текущий и капитальный ремонт, улучшение материальной базы, создание безопасных и комфортных условий пребывания детей в загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждениях в целях увеличения их наполняемости с 95 до 100%.
1.4. Расширить спектр профильных 12-дневных смен для одаренных детей и активистов детских общественных организаций, проводить целевые смены для старшеклассников с организацией трудовой деятельности, смены "Школа безопасности", "Юный спасатель", "Юный пожарный", "Юный водник" совместно с Главным управлением МЧС по Орловской области, "Юный инспектор дорожного движения" совместно с УМВД России по Орловской области, увеличить количество участников профильных смен (в настоящее время спрос детей и родителей удовлетворен не более чем на 50%).
1.5. Привести в соответствие санитарным требованиям и нормам палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха, которые достаточно широко распространены, но являются по своей сути туристскими походами и трудовыми бригадами.
2. Подготовка, переподготовка, стимулирование творческой деятельности кадров детских загородных оздоровительных учреждений, осуществляемые в рамках мероприятий программы, позволят повысить уровень готовности руководителей детских оздоровительных учреждений, педагогических и медицинских кадров к реализации современных подходов к организации отдыха и оздоровления детей, к оказанию полноценного спектра услуг, к мониторингу эффективности реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных программ.
Для успешного решения указанных проблем необходимо использовать программно-целевой метод, который показал свою эффективность в проведении мероприятий по модернизации системы образования Орловской области, обеспечению готовности системы образования к адекватным ответам на экономические и социальные вызовы времени, развитию других социально значимых направлений социальной политики Орловской области.
Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на реализацию первоочередных направлений развития системы оздоровления и отдыха детей, в первую очередь для усиления материально-технической базы и создания безопасных условий пребывания детей в загородных оздоровительных учреждениях, улучшение качества оздоровительно-образовательных услуг, оказываемых детям, информационное и программно-методическое обеспечение, подготовку квалифицированных кадров.
Вместе с тем необходимо сохранение целевого финансирования детских путевок отдельной защищенной строкой из бюджетов всех уровней.
В целях развития системы оздоровления и отдыха детей в Орловской области необходимо систематизировать работу, осуществляемую заинтересованными ведомствами и службами в целях сохранения и увеличения показателей охвата детей, обеспечения доступного, качественного, безопасного оздоровления и отдыха.
В случае отказа от использования программно-целевого метода оздоровительные учреждения различных видов в рамках текущего финансирования не смогут эффективно осуществлять мероприятия по совершенствованию качества услуг по оздоровлению и отдыху детей, уменьшится охват детей и подростков организованными формами отдыха в загородных оздоровительных учреждениях, снизится доля населения, удовлетворенного организацией отдыха и оздоровления детей и подростков.
Также вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
разрозненность действий органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления, влекущая снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих задач в сфере отдыха и оздоровления детей;
неэффективное использование бюджетных средств.
В условиях экономического кризиса устойчивое развитие сферы отдыха и оздоровления детей невозможно обеспечить без внедрения эффективных механизмов взаимодействия всех заинтересованных организаций, учреждений, ведомств, а также установления единой системы показателей эффективности.
Программные показатели и индикаторы сформированы на основании данных по показателям результативности деятельности оздоровительных учреждений (оздоровительный эффект, диагностика образовательной деятельности), муниципальных образований (отчеты о подготовке, ходе, итогах детской оздоровительной кампании), заинтересованных ведомств (информация о подготовке к детской оздоровительной кампании и ее итогах), органов исполнительной власти Орловской области (ежемесячный, квартальный мониторинг Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), на основе анализа общественного мнения (отзывы детей, родителей, публикации в СМИ, Интернете).
В целях получения информации при разработке программы планируется использование форм статистической отчетности и мониторинговых исследований по определенным направлениям развития системы оздоровления и отдыха детей.
2. Цель и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Общей целью программы является создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей Орловской области посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг.
Программа будет реализовываться в 2012-2016 годах в три этапа:
подготовительный этап (2012 год);
основной этап (2013-2015 годы);
заключительный этап (2016 год).
Целями и задачами программы являются:
Цель 1. Обеспечение доступности различных форм отдыха и оздоровления детей Орловской области от 4 до 17 лет.
Задачи:
1. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей гарантии на доступный отдых всех детей Орловской области, особую поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Орловской области, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, органов местного самоуправления в определении отдельных категорий детей, которым могут быть оказаны меры социальной поддержки в качестве полной либо частичной оплаты путевок.
3. Выделение финансовых средств на оплату детских путевок в бюджетах всех уровней отдельной защищенной строкой.
4. Создание условий для увеличения наполняемости загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждений, круглогодичного функционирования учреждений, имеющих соответствующую базу.
5. Обеспечение организации санаторного лечения хронически больных детей на Черноморском побережье России.
Цель 2. Совершенствование системы управления сферой отдыха и оздоровления, взаимодействия заинтересованных ведомств.
Задачи:
1. Развитие структуры органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей.
2. Внедрение единых подходов к мониторингу и анализу деятельности учреждений, органов управления в сфере отдыха и оздоровления детей.
3. Организация оптимального межведомственного взаимодействия через активизацию деятельности Межведомственного совета по организации оздоровления и отдыха детей.
4. Содействие в разработке и реализации муниципальных программ отдыха и оздоровления детей.
Цель 3. Создание безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей.
Задачи:
1. Проведение паспортизации детских оздоровительных учреждений всех видов.
2. Модернизация материально-технической базы оздоровительных учреждений всех видов в соответствии с требованиями санитарного законодательства, пожарной и электробезопасности, безопасности на водных объектах.
3. Капитальный ремонт бюджетных образовательных учреждений Орловской области дополнительного образования детей - детских оздоровительно-образовательных (профильных) центров.
4. Обновление технологического, медицинского, спортивного, игрового оборудования, оборудования для организации образовательной и культурно-досуговой деятельности в загородных оздоровительных учреждениях.
5. Совершенствование транспортного обслуживания детей, отдыхающих в загородных оздоровительных учреждениях, обеспечение комплексных мер безопасности при перевозке детей к местам отдыха и обратно.
6. Увеличение объема и улучшение качества предлагаемых детям оздоровительными учреждениями медицинских, образовательных, психологических, информационных, правовых услуг, услуг по организации культурно-досуговой деятельности, в сфере физической культуры и спорта.
7. Приведение в соответствие с санитарными правилами и нормами обустройства палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха.
8. Организация профилактической работы с детьми в оздоровительных учреждениях всех видов.
Цель 4. Развитие и совершенствование форм организации детской оздоровительной кампании.
Задачи:
1. Развитие и внедрение новых оздоровительных программ, программ тематических смен в оздоровительных учреждениях всех видов.
2. Создание условий для полноценного отдыха подростков 16-18 лет, организация каникулярного отдыха школьников старшего возраста, учащихся в возрасте до 18 лет учреждений начального и среднего профессионального образования.
3. Совершенствование систем поддержки одаренных детей, активистов детских общественных организаций, трудных подростков, дошкольников, детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере отдыха и оздоровления.
4. Совершенствование организации и содержания деятельности в активных малозатратных формах отдыха, привлечение к участию в них до 70% школьников.
5. Разработка и внедрение методик оценки эффективности и качества оздоровительной, воспитательной, образовательной деятельности оздоровительных учреждений, развитие единой системы оценки качества.
Цель 5. Обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей квалифицированными кадрами.
Задачи:
1. Подготовка и переподготовка административных, педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений с учетом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий.
2. Развитие дополнительных мер социальной поддержки педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений.
3. Совершенствование научно-методического и информационно-методического обеспечения деятельности педагогических работников оздоровительных учреждений всех видов.
4. Создание службы юридического сопровождения деятельности детских загородных оздоровительных учреждений.
5. Стимулирование творческого поиска инновационных подходов к сфере отдыха и оздоровления детей.
6. Обмен опытом работы сотрудников оздоровительных учреждений всех видов.
Цель 6. Информационное обеспечение детской оздоровительной кампании, популяризация и повышение привлекательности различных форм отдыха и оздоровления.
Задачи:
1. Активизация взаимодействия органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, оздоровительных учреждений со средствами массовой информации для создания положительного общественного мнения о сфере отдыха и оздоровления детей в Орловской области.
2. Организация разъяснительной работы с населением о сети учреждений отдыха и оздоровления Орловской области, реализуемых ими программах, порядке приобретения путевок и источниках их оплаты.
3. Популяризация и активизация деятельности загородных оздоровительных учреждений.
4. Создание Интернет-сайтов детских загородных оздоровительных учреждений.
3. Система программных мероприятий
В основу механизма формирования и реализации мероприятий программы заложены следующие принципы:
консолидация средств для развития приоритетных направлений сферы отдыха и оздоровления детей в Орловской области;
обеспечение эффективного использования средств областного бюджета в соответствии с установленной целью программы.
Разработка мероприятий, требующих финансирования в рамках программы, будет осуществляться в соответствии с целями программы и будет направлена на решение поставленных задач.
1. В целях обеспечения доступности различных форм отдыха и оздоровления для всех детей Орловской области предусматривается формирование электронной базы данных о нормативных актах в сфере отдыха и оздоровления детей Орловской области, муниципальных образований; текущий и капитальный ремонт загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждений для увеличения их проектной наполняемости; проведение семинаров для руководителей, специалистов муниципальных органов по организации отдыха и оздоровления детей; организация санаторного лечения хронически больных детей на Черноморском побережье России.
2. В целях совершенствования системы управления сферой отдыха и оздоровления, взаимодействия заинтересованных ведомств предусматривается развитие структуры органов государственной исполнительной власти Орловской области, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей; проведение мониторинга и анализа деятельности учреждений, органов управления в сфере отдыха и оздоровления детей; организация деятельности Межведомственного совета по организации оздоровления и отдыха детей.
3. В целях создания безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей предусматривается проведение паспортизации детских оздоровительных учреждений всех видов; модернизация материально-технической базы в соответствии с требованиями санитарного законодательства, пожарной и электробезопасности, безопасности на водных объектах; приобретение технологического, медицинского, спортивного, игрового оборудования, оборудования для организации образовательной и культурно-досуговой деятельности в загородных оздоровительных учреждениях; приобретение автобусов для детских загородных оздоровительных учреждений; приобретение оборудования, туристского снаряжения, инвентаря для приведения в соответствие с санитарными правилами и нормами обустройства палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха; организация вневедомственной охраны загородных оздоровительных учреждений в течение летнего сезона; проведение тематических дней безопасности в загородных оздоровительных учреждениях.
4. В целях развития и совершенствования форм организации детской оздоровительной кампании предусматривается проведение профильных специализированных смен с организацией трудовой деятельности для подростков 16-18 лет, одаренных детей, активистов детских общественных организаций, трудных подростков, дошкольников и детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере отдыха и оздоровления с родителями; проведение областного туристского слета школьников, слетов участников трудовых объединений школьников, природоохранных объединений; разработка методик оценки эффективности и качества оздоровительной, воспитательной, образовательной деятельности оздоровительных учреждений.
5. В целях обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей квалифицированными кадрами предусматривается проведение курсов повышения квалификации, постоянно действующих семинаров административных, педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений; организация инструктивно-методических сборов для вожатых - студентов учреждений высшего и среднего педагогического образования; введение дополнительных надбавок педагогическим, медицинским работникам загородных оздоровительных учреждений за интенсивность и напряженность труда; разработка и издание сборников по научно-методическому и информационно-методическому обеспечению деятельности педагогических работников оздоровительных учреждений всех видов; создание службы юридического сопровождения деятельности детских загородных оздоровительных учреждений; проведение конкурсов профессионального мастерства работников оздоровительных учреждений и программ воспитательной, психолого-педагогической, оздоровительной работы с детским коллективом; проведение фестиваля загородных оздоровительных лагерей для обмена опытом работы.
6. В целях информационного обеспечения детской оздоровительной кампании, популяризации и повышения привлекательности различных форм отдыха и оздоровления предусматривается издание буклетов, печатной продукции для учреждений, организаций, населения о сфере детского отдыха и оздоровления Орловской области; проведение ежегодной ярмарки путевок в загородные оздоровительные учреждения области; проведение областного конкурса "Лучшее оздоровительное учреждение"; опубликование итогов конкурсов в средствах массовой информации; создание Интернет-сайтов детских загородных оздоровительных учреждений.
Система мероприятий программы представлена в приложении 2 к программе. Целевые индикаторы и показатели результативности программы представлены в приложении 1 к программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
При планировании ресурсного обеспечения программы учитывались существующая ситуация в бюджетной сфере на региональном уровне, высокая экономическая и социальная значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения при вовлечении в совместную деятельность всех участников реализации программы.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета согласно перечню мероприятий программы и ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
По предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 20 млн. рублей.
Средства, предусмотренные на реализацию программы, будут направлены на следующие основные мероприятия:
1. Текущий и капитальный ремонт областных государственных образовательных учреждений - детских оздоровительно-образовательных (профильных) центров, модернизация материально-технической базы в соответствии с требованиями санитарного законодательства, пожарной и электробезопасности, безопасности на водных объектах.
2. Совершенствование транспортного обслуживания детей, отдыхающих в загородных оздоровительных учреждениях, обеспечение комплексных мер безопасности при перевозке детей к местам отдыха и обратно.
3. Приведение в соответствие с санитарными правилами и нормами обустройства палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха.
4. Подготовка и переподготовка административных, педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений с учетом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий.
5. Стимулирование творческого поиска инновационных подходов к сфере отдыха и оздоровления детей.
6. Популяризация и активизация деятельности загородных оздоровительных учреждений.
7. Обеспечение организации санаторного лечения хронически больных детей на Черноморском побережье России.
8. Организация оптимального межведомственного взаимодействия через активизацию деятельности Межведомственного совета по организации оздоровления и отдыха детей.
Общая сумма расходов на финансирование программы составит 20,0 млн. рублей, в том числе:
2012 год - 2000, 0 тыс. руб.;
2013 год - 3500,0 тыс. руб.;
2014 год - 5000,0 тыс. руб.;
2015 год - 4500,0 тыс. руб.;
2016 год - 5000, 0 тыс. руб.
Структура финансирования программы представлена в приложении 3 к программе.
Прогнозные объемы финансирования программы по всем источникам финансирования и видам расходов представлены в приложении 3 к программе.
Финансово-экономическое обоснование программы представлено в приложении 5 к программе.
Структура финансирования программы по бюджетополучателям представлена в приложении 4 к программе.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы, осуществляют Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области, контрольное управление Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, Контрольно-счетная палата Орловской области.
5. Механизм реализации программы, управление
реализацией и мониторинг программы
Успех реализации программы зависит от четкого и слаженного взаимодействия государственного заказчика, руководителя и ответственного исполнителя программы.
Руководитель программы в своих действиях по обеспечению реализации программы подотчетен заказчику программы и по его поручению:
1) осуществляет текущее управление реализацией программы;
2) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
3) ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей;
4) обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными сроками, представление в Департамент экономики Орловской области полной и достоверной информации о ходе реализации программы;
5) несет ответственность за своевременность и достоверность представляемой информации об эффективности реализации программы;
6) в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти Орловской области размещает информацию о ходе реализации программы, результатах мониторинга программы в средствах массовой информации и сети Интернет.
Руководитель программы также осуществляет взаимодействие с участниками программы по вопросам реализации ее мероприятий.
Руководитель программы ежегодно отчитывается перед заказчиком программы о ходе ее исполнения, соблюдении сроков и качестве выполнения ее мероприятий.
Ответственный исполнитель программы, которым является начальник управления образования и молодежной политики Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области:
на основании заключенных договоров (соглашений) участвует в реализации программы и отвечает за выполнение ее основных направлений;
участвует в подготовке договоров (соглашений, контрактов) на выполнение программных мероприятий;
в установленном порядке несет ответственность за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий;
по заданию руководителя программы участвует в подготовке отчетных материалов по вопросам реализации программы;
несет ответственность за своевременное представление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий.
Программа считается завершенной и ее финансирование прекращается после завершения сроков реализации программы, выполнения всех программных мероприятий или достижения цели программы. Руководитель программы при необходимости вносит в Департамент экономики Орловской области предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации программы.
Внесение изменений и дополнений, досрочное прекращение реализации программы осуществляются постановлением Правительства Орловской области; внесение изменений в объемы финансирования программы - постановлением Правительства Орловской области с одновременным внесением изменений в закон об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Обеспечение координации деятельности органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, а также их структурных подразделений осуществляет руководитель программы.
Ожидаемая эффективность реализации программы оценивается путем проведения мониторинга, который осуществляется ежегодно.
Посредством мониторинга анализируются промежуточные итоги реализации программы, эффективность программных мероприятий, прослеживаются тенденции развития, определяются проблемы, требующие решения.
Мониторинг позволяет получить максимально полную и достоверную информацию без использования оценочных и приблизительных расчетов.
Основаниями для внесения предложений по изменению программы являются:
изменение социально-экономической политики и пересмотр стратегических перспектив развития Орловской области;
изменение объемов финансирования по большей части программных мероприятий;
принятие другой программы, поглощающей первоначальную по целям и задачам;
возникновение практической необходимости корректировки программных мероприятий.
6. Оценка социально-экономической эффективности программы
Программа носит социальный характер. Ее реализация позволит добиться следующих позитивных изменений в системе отдыха и оздоровления детей в Орловской области:
1. Развитие материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений для увеличения плановой наполняемости стационарных летних загородных оздоровительных учреждений на 7%, стационарных загородных оздоровительных учреждений круглогодичного действия - на 26%, санаторно-оздоровительных учреждений Орловской области - на 40%.
2. Увеличение охвата детей отдыхом в загородных оздоровительных учреждениях - на 23%, участием в активных малозатратных формах отдыха - на 21%.
3. Увеличение показателя выраженного эффекта оздоровления - на 0,4%.
4. Охват 90% оздоровительных учреждений различных видов системными мониторинговыми исследованиями.
5. Оснащенность загородных оздоровительных учреждений современным технологическим, спортивным оборудованием, оборудованием для организации культурно-досуговой деятельности - до 25% от потребности, автобусами для перевозки детей - до 42% от потребности.
6. Обеспечение всех загородных оздоровительных учреждений вневедомственной охраной.
7. Оснащенность до 65% от потребности палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха оборудованием, снаряжением, инвентарем.
8. Организация обучения всех сотрудников оздоровительных учреждений всех видов с учетом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий, обеспечения научно-методическими и информационно-методическими пособиями.
9. Увеличение до 3% доли сотрудников оздоровительных учреждений, участвующих в областных конкурсах профессионального мастерства, вариативных программ.
10. Участие всех загородных оздоровительных учреждений в областном конкурсе "Лучшее учреждение отдыха и оздоровления детей".
11. Создание Интернет-сайтов всех загородных оздоровительных учреждений.
Результатом программы станет создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей Орловской области посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.