Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
В условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития области одним из важных элементов обеспечения безопасности является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют службы экстренного реагирования, такие как: служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств.
На сегодня в Российской Федерации накоплен значительный опыт организации взаимодействия экстренных оперативных служб при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации и, в основном, решены вопросы обеспечения связи дежурно-диспетчерских служб со своими силами.
Однако за последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, высокая плотность населения в городах, большое количество мест массового пребывания людей, значительный уровень террористической угрозы и т.д. поставили перед государством и его экстренными оперативными службами новые более высокие требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы.
Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10% случаев требуется привлечение более чем одной экстренной службы.
Актуальность проблемы обуславливается сохранением значительного уровня количества погибших и пострадавших людей от различных причин смерти, а также значительными показателями прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.
Следует заметить, что наиболее тяжкими последствиями отличаются именно происшествия и чрезвычайные ситуации, требующие комплексного реагирования.
Важнейший показатель эффективности действий экстренных оперативных служб - время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на последствия происшествия или чрезвычайной ситуации (сокращение числа умерших и пострадавших, а также уменьшение общего материального ущерба).
Недостаточный уровень организации взаимодействия, начиная с момента поступления вызова, для оказания помощи пострадавшим при привлечении нескольких экстренных оперативных служб является одной из основных причин высокой смертности при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
Как показывают исследования и анализ пилотного внедрения системы-112 на территории Курской области, в результате ее развертывания время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшилось на 15-25%. В результате этого число погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сокращаются примерно на 7-9%.
Минимальный эффект достигается для простых ситуаций с привлечением только одной оперативной службы, максимальный - при сложных происшествиях, когда необходимо участие нескольких оперативных служб (комплексное реагирование).
Для снижения среднего времени оперативного реагирования экстренных оперативных служб и эффективной организации работы по оказанию помощи пострадавшим требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих организацию комплексного реагирования экстренных оперативных служб, создание и организацию функционирования информационной и телекоммуникационной инфраструктур, подсистем приема и обработки вызовов от населения, хранения и актуализации баз данных, поддержки принятия решений, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов, геоинформационной подсистемы.
Анализ опыта реагирования экстренных оперативных служб на чрезвычайные ситуации позволяют сделать следующий вывод - наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимальное эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы, является создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
В результате реализации подпрограммы "Совершенствование системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб на территории Орловской области" будет снижаться уровень смертности и число пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечиваться рост безопасности и благополучия граждан области, что соответствует Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (далее также-система-112) должна обеспечить информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ЕДДС городских округов и муниципальных районов области, дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб территориальных федеральных органов исполнительной власти, организаций, которым необходимо обеспечить информационное взаимодействие с системой-112 (далее также-ДДС), в том числе:
1) службы пожарной охраны;
2) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;
3) службы полиции;
4) службы скорой медицинской помощи;
5) аварийной службы газовой сети;
6) службы "Антитеррор";
7) дежурно-диспетчерских служб других экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Орловской области.
При этом вызов экстренных оперативных служб также может быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, предназначенного для вызова соответствующей экстренной оперативной службы.
Анализ состояния дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб на территории Орловской области показывает, что ключевой проблемой является неготовность их инфраструктуры для обеспечения работы единого номера вызова "112", а именно информационно-телекоммуникационная инфраструктура, которая составляет техническую основу информационного обмена, должна быть построена путем конвергенции на всех уровнях управления различных телекоммуникационных сред в целях формирования единого информационного пространства.
Как показал опыт пилотного внедрения системы-112 на территории Курской области дежурно-диспетчерские службы не готовы к работе в рамках новой системы как нормативной и организационной, так и технической. Не готовы к развертыванию системы-112 ее информационная и телекоммуникационная составляющие.
Не создана учебно-методическая база и не проведена подготовка оперативного, диспетчерского и руководящего персонала системы-112, не проведена работа по информированию населения о создании новой системы вызова экстренных оперативных служб и порядке ее
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.