Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 12
к государственной программе
Орловской области "Развитие культуры
и искусства, туризма, архивного дела, сохранение
и реконструкция военно-мемориальных объектов
в Орловской области (2013-2017 годы)"
Подпрограмма
"Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2016-2017 годы"
государственной программы Орловской области "Развитие культуры и
искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция
военно-мемориальных объектов в Орловской области
(2013-2017 годы)"
Паспорт подпрограммы
"Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2016-2017 годы"
государственной программы Орловской области "Развитие культуры
и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция
военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 годы)"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2016-2017 годы" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление культуры и архивного дела Орловской области |
Соисполнители подпрограммы |
Не предусмотрены |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Не предусмотрены |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы |
Не предусмотрены |
Цели подпрограммы |
Развитие отрасли культуры Орловской области |
Задачи подпрограммы |
Задачами подпрограммы являются: сохранение объектов культурного наследия Орловской области; развитие образовательных учреждений сферы культуры, поддержка молодых дарований Орловской области; адресная поддержка и развитие профессионального искусства, литературы и творчества, творческих отделений и союзов; совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания; поддержка и развитие театрального искусства; поддержка и развитие музейной деятельности; обеспечение условий для художественного и народного творчества, совершенствование культурно-досуговой деятельности; укрепление материально-технической базы учреждений культуры; информационно-издательская деятельность учреждений культуры |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Целевыми индикаторами (показателями) подпрограммы являются: доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия; обеспеченность объектов культурного наследия учетной документацией; количество студентов, принявших участие в областных, всероссийских и международных конкурсах; книгообеспеченность областных библиотек; обновляемость библиотечного фонда областных библиотек; ежегодный рост количества посещений населением спектаклей, представлений по сравнению с предыдущим годом; доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; увеличение количества культурно-досуговых мероприятий в одном государственном учреждении культуры по сравнению с предыдущим годом; количество экземпляров изданных книг и брошюр образовательного, научного, культурного, методического, краеведческого, музыкального, литературного назначения |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2016-2017 годах в один этап |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общая сумма бюджетных ассигнований на финансирование подпрограммы составит 151 675 тысяч рублей, в том числе: в 2016 году - 72 035 тысяч рублей; 2017 году - 79 640 тысяч рублей. По источникам финансирования подпрограммы бюджетные ассигнования распределяется следующим образом: федеральный бюджет - 70 340 тысяч рублей; областной бюджет - 63 345 тысяч рублей; муниципальные бюджеты - 10 480 тысяч рублей; внебюджетные источники - 7 510 тысяч рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются: увеличение количества научно-исследовательских и реставрационных работ на объектах культурного наследия; увеличение количества исследовательских и охранно-спасательных работ на объектах археологии; формирование зон охраны на объектах культурного наследия; увеличение количества изготовленных паспортов на объекты культурного наследия; увеличение количества установленных информационных надписей на памятниках исторического и культурного наследия, находящихся в областной собственности; увеличение показателей по комплектованию библиотечных и музейных фондов; приобретение новых музыкальных инструментов для учреждений среднего профессионального образования сферы культуры, филармонии; увеличение количества специального оборудования, приобретенного для учреждений культуры; поддержка издательской деятельности учреждений культуры; создание благоприятных условий для развития одаренных детей и молодежи; сохранение сети школ дополнительного художественного образования в Орловской области; укрепление единого культурного пространства, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных категорий граждан, проживающих на территории области (создание модельных библиотек, филиалов Президентской библиотеки); внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений культуры; сохранение и возрождение народного творчества, народных художественных промыслов; укрепление кадрового потенциала государственных учреждений культуры |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Важным фактором социально-экономического и политического развития российского общества является стабильное развитие сферы культуры, сохранение культурных и нравственных ценностей, межрегиональных и межнациональных связей, а также укрепление духовного единства российского общества.
Орловская область, как и любой другой регион России, выстраивает свою культурную политику исходя из совокупности универсальных человеческих норм и ценностей, с учетом особенностей региональных традиций. Такой подход позволяет формировать единое культурное пространство в регионе. Подпрограмма охватывает все основные виды деятельности в сфере культуры и искусства: культурное наследие, музеи, библиотеки, театры, творческие союзы, художественное образование, изобразительное искусство.
Одним из факторов устойчивого социального и экономического развития для России и для Орловской области в частности является сохранение памятников истории и культуры.
Культурное наследие - один из важнейших ресурсов, определяющих вектор дальнейшего развития. Оно имеет фундаментальное значение и составляет основу духовного и интеллектуального потенциала страны, играет важнейшую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения, воспитания чувства любви к Родине, уважения к своей национальной культуре и культуре других народов.
На территории Орловской области расположено большое количество ценных памятников истории и культуры, многие из которых уникальны и могут быть отнесены к общероссийским и мировым сокровищам культуры. Последние годы отмечены ростом объемов восстановительных работ на памятниках архитектуры. Совместно с приходами Орловско-Ливенской епархии проводится большая работа по восстановлению храмов Орловщины.
Особую ценность представляют сохранившиеся памятники садово-паркового и ландшафтного искусства, среди которых объект культурного наследия народов Российской Федерации - государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", который является особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации, и первая в России опытная сельскохозяйственная станция, основанная в 1896 году, в селе Шатилово Новодеревеньковского района, которая объединяет селекционный и метеорологический корпуса, хозяйственные постройки, парк, пруд.
Семь городов Орловщины (Орел (1566 г.), Болхов (1556 г.), Дмитровск-Орловский (1711 г.), Ливны (1177 г.), Малоархангельск (1778 г.), Мценск (1146 г.), Новосиль (1155 г.)), в которых сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки, внесены в списки исторических населенных мест России.
Наряду с недвижимыми памятниками важную роль в формировании культурного потенциала Орловщины занимает музейный фонд. На территории Орловской области работу по сохранению музейного фонда ведут три областных музея: БУКОО "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева", включающий 6 филиалов (музеи И.С. Тургенева, И.А. Бунина, писателей-орловцев, дома-музеи Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, дом Т.Н. Грановского), БУКОО "Орловский краеведческий музей" с двумя филиалами (Военно-исторический музей, дом-музей В.А. Русанова), БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" с филиалами - картинная галерея А.И. Курнакова и дом-музей А.И. Курнакова. Основной фонд государственных и муниципальных музеев, находящихся в Орловской области, насчитывает около 250 тысяч музейных предметов, в постоянных экспозициях музеев представлено порядка 10 тысяч.
Орловские музеи ведут научную и просветительскую работу, принимают участие в научно-практических международных, региональных и областных конференциях, ведут активную деятельность по привлечению посетителей в музеи, осуществляют работу по сохранности музейных фондов. В областных музеях установлена современная музейная информационная система "КАМИС", обеспечивающая решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизацию, подготовку выставок и экспозиций. Система обеспечивает компьютеризированную учетно-фондовую, научную, реставрационную, издательскую и административную работу сотрудников музея. Приобретение современной компьютерной техники в учетно-фондовый сектор музеев позволило повысить эффективность работы по включению музейных предметов в электронный каталог.
Несмотря на определенные улучшения в сфере охраны культурного наследия и защищенности музейных ценностей, в этой работе остается много нерешенных проблем.
Серьезными проблемами в работе по сохранению объектов культурного наследия являются: формирование полного свода объектов культурного наследия, подготовка учетной документации для регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия, определение эффективных собственников, отвечающих за сохранность объектов, необходимость разработки и утверждения зон охраны на каждый объект культурного наследия, недостаток финансовых средств на проведение не только противоаварийных, но и текущих ремонтных работ, отсутствие в достаточном количестве квалифицированных специалистов-реставраторов, архитекторов, археологов, проектировщиков.
В Орловской области в настоящее время действуют четыре театра: бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева", бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство", бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский театр кукол", муниципальный театр "Русский стиль". Обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ это один из показателей развития отрасли культуры. В последнее время сложилась тенденция увеличения числа мероприятий, проводимых на малых площадках театров. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен. Проведение международного фестиваля камерных спектаклей в Орловском государственном театре для детей и молодежи "Свободное пространство" свидетельствует как раз о такой тенденции. При содействии Орловского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, поддержке Международной ассоциации фестивалей малых форм (Генеральный секретарь Тобиас Бьянконе, Швейцария), Международного института "Театр" (Париж, Франция) проходит международный театральный фестиваль камерных спектаклей "Ludi", который охватывает театральное пространство Российской Федерации, стран СНГ. Это способствует не только усилению интереса зрительской аудитории (в первую очередь молодежной и подростковой) к современному театральному искусству, но и расширению культурного пространства, предоставлению зрителям возможности знакомства с современным европейским театром и театрами стран СНГ.
Традиционный театральный фестиваль "Русская классика" в Орловском академическом театре им. И.С. Тургенева приобрел широкую известность не только в нашей стране, но и за ее пределами. Такое масштабное событие в культурной жизни Орловщины отмечается растущим интересом зрителей и театральной общественности к проблемам сохранения отечественного классического наследия. Фестиваль стал значительным явлением в культурной жизни России и свидетельством того, как художественные искания перемещаются из столиц в провинцию.
Таким образом, проведение театральных фестивалей - это не только важная форма мониторинга развития театрального искусства, но и значительный вклад в развитие отрасли в целом.
За годы своего существования Орловский театр кукол всегда следовал своей главной задаче - помочь детским садам, школам и родителям в деле гражданского, эстетического и нравственного воспитания детей. Орловских кукольников знают не только в России, яркие театральные постановки говорят об активной творческой деятельности театра.
Бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловская государственная филармония" активно осуществляет деятельность по популяризации классического музыкального наследия. Ежегодный профессиональный фестиваль искусств "Музыкальная осень" является региональным мероприятием и имеет высокую музыкальную значимость для культурной жизни Орла.
Особое значение в развитии культуры региона придается народному творчеству. Сегодня на Орловщине клубные учреждения являются основными хранителями песенного, музыкального и танцевального фольклора. Тысячи орловцев приобщаются к самодеятельному творчеству в клубах и домах культуры. Методическим центром культурно-досуговой деятельности региона является бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский областной Центр народного творчества", который осуществляет государственную политику по сохранению и развитию народной художественной культуры и является хранителем нематериальной культуры и катализатором развития народного творчества в Орловской области. Им осуществляются инвестиционные проекты: "Фольклорные праздники в глубинках Орловщины", "Фольклорно - этнографические экспедиции", "Создание информационной базы данных по фольклорным архивам Орловской области", "Региональные выставки традиционных промыслов". Статус международного праздника приобрел фольклорный праздник "Троицкие хороводы в Орловском Полесье", центру принадлежат бренды по проведению межрегионального конкурса допризывной молодежи "Державы Российской Орлы", "Тургеневская девушка", конкурс творчества композиторов - любителей "Души серебряные звуки", театральный фестиваль "Театр - шипы и розы нашей жизни".
Совместно с Государственным республиканским центром русского фольклора областной центр народного творчества реализовал проект "Традиционная художественная культура Орловского края", в основу которого положены синхронный срез материала, записанного в городах и селах области в конце XX-начале XXI века, представляющего этот важный этап бытования фольклора.
Стремление к сохранению и развитию культурно-исторических традиций региона вызвало всплеск интереса к традиционным промыслам и ремеслам, которыми с давних времен славилась орловская земля и ее мастера-умельцы. Расширяются направления по изучению и передаче основ того или иного промысла на базах учреждений дополнительного образования детей, введены ряд специализаций в рамках специальности "Декоративно-прикладное искусство" и "Декоративно-прикладное творчество" в областных образовательных учреждениях среднего профессионального образования "Орловское художественное училище" и "Орловский областной колледж культуры и искусств".
Важным фактором развития современного общества можно считать сформировавшееся понимание роли библиотек, особенно их ресурсной базы в решении стратегически важных задач социально-экономического развития региона. В содержательной части работы бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И.А. Бунина", бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловская детская библиотека им. М.М. Пришвина", казенное учреждение культуры Орловской области "Орловская специальная библиотека для слепых" главное направление - продвижение чтения, патриотическое воспитание, экологическое просвещение населения, краеведение. На базе библиотек проводятся всероссийские и межрегиональные научно-практические конференции, семинары, круглые столы. Библиотеки области осуществляют свою деятельность в тесном контакте с отделом библиотек Министерства культуры РФ, Российской библиотечной ассоциацией, крупнейшими федеральными библиотеками: Российской государственной библиотекой, Российской национальной библиотекой. Центральной научной сельскохозяйственной библиотекой. В главной библиотеке области - библиотеке им. И.А. Бунина открыт центр доступа к интернет-ресурсам, который вносит существенный вклад в процессы обеспечения доступа пользователей к мировым информационным базам. Активно включились библиотеки области в инновационную деятельность. Реализуемые проекты "Информационное поле орловского агрария", "Интеллектуальный потенциал региона - местному сообществу", "Читающая Орловщина", "Доступ к социально-значимой информации - право каждого". Значительный фактор культурной и научной жизни Орловщины - ежегодное проведение праздника "Книга в культурном и духовном развитии Орловского края".
Ситуация с обновлением фондов и развитием информационных ресурсов библиотек области продолжает оставаться достаточно серьезной. Особенно нуждаются в увеличении поступлений новой литературы и периодических изданий сельские библиотеки. Фонды библиотек к настоящему времени морально и физически устарели и нуждаются в дальнейшем списании.
Приоритетным направлением в развитии сферы культуры нашего региона является система подготовки кадров.
Несмотря на сложности в области удалось сохранить стройную модель сложившейся трехзвенной системы художественного образования (школа-училище-ВУЗ), которая позволяет готовить специалистов высокого уровня в сфере культуры и искусства.
В Орловской области функционирует 40 учреждений дополнительного образования детей (детские школы искусств), три учреждения среднего профессионального образования (БОУОО СПО "Орловский музыкальный колледж", БОУОО СПО "Орловское художественное училище", БОУОО СПО "Орловский областной колледж культуры и искусств"), ФГБОУ ВПО "Орловский государственный институт искусств и культуры", а также сеть высших учебных заведений непрофильного образования, в которых реализуются программы разных уровней по направлению "культура и искусство". Всего в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства обучается свыше 11 тысяч детей и молодежи.
Выпускники муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей имеют возможность продолжить свое обучение в Орловском музыкальном колледже, Орловском художественном училище, Орловском областном колледже культуры и искусств, которым отводится важная роль в подготовке высокопрофессиональных специалистов - музыкантов, художников, хореографов, руководителей творческих коллективов. Средние специальные учебные заведения сферы культуры ведут большую научно-методическую работу, культурно-просветительскую, концертную, выставочную деятельность. Выпускники средних специальных образовательных учреждений могут продолжить образование в Орловском государственном институте искусств и культуры".
В то же время, существующая в отрасли потребность в кадрах не подкреплена на практике социальной защищенностью молодого специалиста, что порождает отток из системы подготовленных за долгие годы профессионального совершенствования специалистов.
Динамично развивающееся общество требует соответствующего внимания к системе повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства. К сожалению, следует констатировать, что рынок услуг в этой сфере на сегодня ложится непосильным бременем на учреждения культуры из-за высокой платы за обучение. На сегодняшний день решение этого вопроса лежит в плоскости систематизации этой работы на уровне региона при помощи разработки планов и мероприятий повышения квалификации кадров руководителей и специалистов сферы культуры и искусства.
Важнейшим социальным результатом осуществления подпрограммы станет создание в Орловской области современной, технически оснащенной сферы культуры, способной удовлетворить потребности общества. Комплексное выполнение намеченных подпрограммой мероприятий приведет к укреплению материальной базы отрасли культуры, популяризации объектов и предметов культурного наследия, расширению многообразия выставочной деятельности музеев, повышению уровня библиотечного обслуживания.
Таким образом, развитие отрасли культуры в перспективе окажет стимулирующее воздействие на развитие таких отраслей экономики, как транспорт, промышленность, торговля, производство товаров народных промыслов, будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического и природного наследия области, прежде всего в таких важнейших центрах развития, как национальный парк "Орловское Полесье", государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", древние города Орел, Болхов, Мценск, Ливны.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов
подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
2.1. Приоритеты государственной политики
в сфере реализации подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы определены следующими нормативными правовыми актами:
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года N 3612-1;
Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 179 "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 года N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)";
Закон Орловской области от 6 июля 1999 года N 109-ОЗ "Об архивном деле в Орловской области";
Закон Орловской области от 6 февраля 2006 года N 579-ОЗ "О библиотечном деле в Орловской области";
Законом Орловской области от 8 сентября 2008 года N 807-ОЗ "О музейном фонде и музеях в Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 24 ноября 2011 года N 408 "Об утверждении Положения об Управлении культуры и архивного дела Орловской области";
распоряжение Правительства Орловской области от 7 октября 2009 года N 160-р;
распоряжение Правительства Орловской области от 18 ноября 2009 года N 203-р;
распоряжение Правительства Орловской области от 20 сентября 2010 года N 388-р;
Данная подпрограмма учитывает положения вышеуказанных нормативных правовых актов. Она разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, и Стратегией социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
2.2. Цели, задачи и показатели (индикаторы)
достижения целей и решения задач
Основная цель подпрограммы - развитие отрасли культуры Орловской области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
сохранение объектов культурного наследия Орловской области;
развитие образовательных учреждений сферы культуры, поддержка молодых дарований Орловской области;
адресная поддержка и развитие профессионального искусства, литературы и творчества, творческих отделений и союзов;
совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания;
поддержка и развитие театрального искусства;
поддержка и развитие музейной деятельности;
обеспечение условий для художественного и народного творчества, совершенствование культурно-досуговой деятельности;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
информационно-издательская деятельность учреждений культуры.
Задачи подпрограммы соответствуют ее основным мероприятиям.
Для оценки результативности достижения поставленной цели и задач будут использоваться следующие показатели (индикаторы):
доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия (далее - показатель 1);
обеспеченность объектов культурного наследия учетной документацией (далее - показатель 2);
количество студентов, принявших участие в областных, всероссийских и международных конкурсах (далее - показатель 3);
книгообеспеченность областных библиотек (далее - показатель 4);
обновляемость библиотечного фонда областных библиотек (далее - показатель 5);
количество экземпляров изданных книг и брошюр образовательного, научного, культурного, методического, краеведческого, музыкального, литературного назначения (далее - показатель 6);
доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда (далее - показатель 7);
увеличение количества культурно-досуговых мероприятий в одном учреждении по сравнению с предыдущим годом (далее - показатель 8);
ежегодный рост количества посещений населением спектаклей, представлений по сравнению с предыдущим годом (далее - показатель 9).
Расчет показателя 1 производится по формуле:
, где:
- количество объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии;
- общее количество объектов культурного наследия.
Объект культурного наследия в удовлетворительном состоянии - объект, не находящийся в аварийном состоянии и не требующий капитального ремонта.
Расчет показателя 2 производится по формуле:
, где:
- количество объектов культурного наследия, по которым имеется учетная документация;
- общее количество объектов культурного наследия.
Объект культурного наследия, обеспеченный учетной документацией, объект, на который оформлен паспорт и (или) учетная карточка объекта культурного наследия.
Расчет показателя 3 производится по формуле:
, где:
- количество студентов, принявших участие в областных, всероссийских, международных конкурсах;
- общее количество студентов.
Расчет показателя 4 производится по формуле:
, где:
- число изданий в библиотеке;
- число читателей.
Расчет показателя 5 производится по формуле:
, где:
- число поступлений;
- фонд библиотеки.
Расчет показателя 6 производится по формуле:
, где:
- количество экземпляров одной книги и брошюры образовательного, научного, культурного, методического, краеведческого, музыкального, литературного назначения;
- количество населения Орловской области.
Расчет показателя 7 производится по формуле:
, где:
- количество музейных предметов, представленных зрителю;
- общее количество музейных предметов, находящихся в областных музеях.
Расчет показателя 8 производится по формуле:
, где:
- количество культурно-досуговых мероприятий в одном учреждении в текущем году;
- количество культурно-досуговых мероприятий в одном учреждении в прошлом году.
Расчет показателя 9 производится по формуле:
, где:
- количество посещений театров в текущем году;
- количество посещений театров в прошлом году.
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов и показателей по приоритетным направлениям подпрограммы.
Оценка текущей эффективности реализации подпрограммы производится путем сравнения фактически достигнутых значений целевых индикаторов за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов.
Перечень сведений о показателях (индикаторах) и их значениях приведен в приложении 1 к подпрограмме.
2.3 Описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы,
сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
К ожидаемым конечным результатам подпрограммы относятся:
а) увеличение количества научно-исследовательских и реставрационных работ на объектах культурного наследия;
б) увеличение количества исследовательских и охранно-спасательных работ на объектах археологии;
в) формирование зон охраны на объектах культурного наследия;
г) увеличение количества изготовленных паспортов на объекты культурного наследия;
д) увеличение количества установленных информационных надписей на памятниках исторического и культурного наследия, находящихся в областной собственности;
е) увеличение показателей по комплектованию библиотечных и музейных фондов;
ж) приобретение новых музыкальных инструментов для учреждений среднего профессионального образования сферы культуры, филармонии;
з) увеличение количества специального оборудования, приобретенного для учреждений культуры;
и) поддержка издательской деятельности учреждений культуры;
к) создание благоприятных условий для развития одаренных детей и молодежи;
л) сохранение сети школ дополнительного художественного образования в Орловской области;
м) укрепление единого культурного пространства, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных категорий граждан, проживающих на территории области (создание модельных библиотек, филиалов Президентской библиотеки);
н) внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений культуры;
о) сохранение и возрождение народного творчества, народных художественных промыслов;
п) укрепление кадрового потенциала государственных учреждений культуры.
Реализация подпрограммы осуществляется в 2016-2017 годах. Деление подпрограммы на контрольные этапы не предусмотрено.
3. Характеристика ведомственных целевых
программ и основных мероприятий подпрограммы
В состав подпрограммы не входят ведомственные целевые программы.
Для реализации поставленной цели и решения задач подпрограммы, достижения планируемых значений показателей (индикаторов) предусмотрено выполнение следующих основных мероприятий:
1. Сохранение объектов культурного наследия Орловской области.
Сохранение объектов культурного наследия - одна из самых значимых задач для развития отрасли культуры области и представлена богатым историко-культурным наследием Орловской области. Несмотря на увеличение объема реставрационных работ, темпы роста утраты культурного наследия по-прежнему опережают темпы его восстановления и консервации. Техническое состояние большей части объектов культурного наследия, находящихся на территории области, характеризуется как неудовлетворительное. Здания-памятники нуждаются в проведении противоаварийных и консервационных работ, а также работ по приспособлению и модернизации.
В числе наиболее распространенных проблемных ситуаций остается визуальное нарушение ландшафтов территории памятников и зон их охраны, а также незаконная застройка. В качестве самых серьезных причин ухудшения состояния памятников специалистами признается отсутствие эффективных пользователей памятников и особенно их бесхозное состояние.
В целях популяризации и сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории области, необходимо реализовать следующий комплекс основных мероприятий:
1) охрана объектов культурного наследия:
а) формирование системы управления охраной и сохранением культурного наследия области;
б) создание государственного реестра памятников истории и культуры;
в) мероприятия по выделению предмета охраны и установлению границ памятников;
г) изготовление паспортов объектов культурного наследия;
д) разработка и корректировка проектов охранных зон;
е) обследование состояния памятников один раз в пять лет и его документальное оформление;
ж) создание и поддержка историко-культурных заповедников в исторических поселениях и районах области;
з) выявление и охрана объектов археологии на территории области;
и) установление информационных надписей на охраняемых объектах культурного наследия;
2) сохранение объектов культурного наследия:
а) исследования, проектирование, ремонт, реставрация, воссоздание, противоаварийные мероприятия, консервация, связанные с недвижимыми объектами культурного наследия;
б) научно-исследовательские работы в сфере сохранения памятников истории и культуры;
3) популяризация объектов культурного наследия:
а) информационное сопровождение охраны и сохранения культурного наследия;
б) издание научно-исследовательских, историко-культурных и краеведческих материалов об объектах культурного наследия;
в) проведение научных и методических мероприятий и участие в них;
г) организация научно-исследовательских экспедиций;
4) ресурсное обеспечение системы охраны, сохранения и популяризации памятников истории и культуры:
а) создание и сопровождение электронной базы системы управления охраной и сохранением культурного наследия области;
б) переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере охраны и сохранения культурного наследия;
в) перевод архивных учетных документов на электронные носители;
г) материально-техническое оснащение и обеспечение деятельности органов государственной исполнительной власти, государственных учреждений и организаций в сфере охраны культурного наследия;
д) привлечение дополнительных средств федерального бюджета на реализацию особо значимых проектов в сфере культуры области.
2. Развитие образовательных учреждений сферы культуры, поддержка молодых дарований Орловской области.
Современный подход к повышению качества образования всех уровней невозможен без активной работы в организации образовательного процесса, который предполагает разработку и внедрение современных учебных программ (адаптированных, составительских, авторских) по всем направлениям деятельности. Современное эстетическое развитие личности требует расширения предоставляемых услуг, что предполагает открытие новых специализаций и структурных подразделений учреждений.
Важным аспектом формирования специалистов является их участие в системе конкурсных, фестивальных и творческих испытаний различных уровней и направленности, что требует постоянного вложения финансовых средств.
Решение вышеперечисленных проблем запланировано в рамках реализации подпрограммы. Среди основных мероприятий:
а) обеспечение условий для организации учебного процесса и повышения квалификации педагогических кадров учреждений культуры;
б) сохранение и развитие системы художественного образования;
в) введение в перечень реализуемых в образовательных учреждениях среднего профессионального образования новых специализаций в соответствии с социально значимыми потребностями общества;
г) развитие, координация, поддержка и методическое обеспечение учреждений дополнительного художественно-эстетического образования детей и подростков;
д) внедрение новых педагогических технологий и моделей образования;
е) обеспечение учреждения дополнительного образования современной специальной, методической и учебной литературой;
ж) реализация образовательных, научных, культурно-просветительных проектов;
з) участие молодых дарований Орловской области в региональных, межрегиональных, всероссийских конкурсах, выставках, фестивалях;
и) создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи;
е) выявление и поддержка одаренных детей и талантливых студентов в части установления стипендии Губернатора Орловской области, выдвижение на стипендии Министерства культуры Российской Федерации;
л) создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и искусств, работающих с одаренными детьми;
м) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства, включая оснащение их музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ;
н) разработка и реализация системы мер государственной поддержки образовательных учреждений;
о) обмен опытом преподавателей учебных заведений в сфере дополнительного образования;
п) комплектование кадров, повышение профессионального уровня работников отрасли (через повышение квалификации и переподготовку кадров, привлечение молодых специалистов, проведение обучающих семинаров);
р) организация работы по подготовке к аккредитации и лицензированию образовательных учреждений области.
3. Адресная поддержка и развитие профессионального искусства, литературы и творчества, творческих отделений и союзов.
Адресная поддержка искусства и литературы призвана обеспечить создание дополнительных возможностей для активизации культурного обмена и повысить уровень доступности искусства и литературы для населения области.
В рамках подпрограммы планируется выполнение основных мероприятий, направленных на:
а) внедрение новых форм организации гастрольной и творческой работы художественных коллективов;
б) оказание государственной поддержки профессиональным творческим союзам, общественным организациям;
в) стимулирование творческих деятелей именными стипендиями;
г) укрепление творческих связей профессиональных и любительских коллективов в сфере исполнительских искусств;
д) использование активных форм работы со зрителем;
е) использование финансовой и методической поддержки творческих деятелей, работающих в сфере культуры;
ж) организация обменных выставок, совместных выступлений и других культурных акций.
4. Совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания.
Приоритетным направлением в сохранении культурного наследия области являются мероприятия по обеспечению консервации фонда редких и ценных изданий региональных библиотек: рукописных и печатных книг XVI-начала XIX столетий, прижизненных изданий произведений выдающихся деятелей науки и литературы, высокохудожественных образцов полиграфического оформления. Особую ценность представляют уникальные краеведческие издания, отображающие историю, экономику и культуру Орловщины, хранящиеся в фондах БУКОО "Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И.А. Бунина". Одним из современных механизмов развития, поддержки и модернизации сельских библиотек является создание модельных библиотек. Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией. Цель реализации проекта по созданию модельных библиотек - это модернизация сельских библиотек, предоставление жителям села неограниченного доступа к информации, качественное повышение уровня информационной грамотности населения. В Орловской области в период с 2011 по 2015 годы были созданы модельные библиотеки на базе шести муниципальных образований: Ливенский, Болховский, Глазуновский, Мценский, Знаменский и Урицкий районы.
Учреждения культуры всегда являлись активными участниками реализации различных целевых программ. В настоящее время предусмотрены мероприятия по переводу ценных изданий библиотек в электронный вид, созданию информационной системы ведения реестра объектов культурного наследия, приобретению и внедрению программ библиотечного обслуживания в областные и муниципальные библиотеки области. Не менее важным является создание единого информационного банка данных - сводного электронного каталога библиотек области, приобретение и внедрение программ ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации областными и муниципальными музеями и публикация особо ценной части музейных собраний в сети Интернет. Все указанные мероприятия позволяют дополнительно решать проблемы информатизации и развития информационного пространства не только в рамках целевой программы отрасли культуры.
В развитии библиотечного дела на Орловщине важное место занимает и создание филиалов Президентской библиотеки (Орловский региональный филиал ФГБУ "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина") с целью развития единого информационного, политико-правового, научно-образовательного и культурно-просветительского пространства России. Эта библиотека станет уникальным интеллектуальным ресурсом, наиболее полно представляющим историю российского государства самых разных эпох, включая современный период.
Основными мероприятиями данного блока являются:
а) предоставление информационно-библиотечных услуг населению региона;
б) пополнение библиотечных фондов;
в) обеспечение сохранности библиотечных документов;
г) внедрение новых библиотечных технологий и корпоративного информационного взаимодействия библиотек;
д) создание сельских модельных библиотек;
е) создание единой информационной системы библиотек районов;
ж) организация и проведение научно-практических конференций и семинаров;
з) повышение профессионального уровня библиотечных работников (через повышение квалификации и переподготовку кадров, привлечение молодых специалистов, проведение обучающих семинаров);
и) увеличение количества посещений библиотек населением;
к) расширение сферы деятельности, предоставление доступа к информации на электронных носителях, сети Интернет;
л) увеличение автоматизированных рабочих мест для читателей библиотек;
м) обновление материально-технической базы библиотек.
5. Поддержка и развитие театрального искусства.
Доступность театрального искусства должна обеспечиваться следующими основными мероприятиями, направленными на постепенное выравнивание возможностей посещения театров для жителей области (городской и сельской местности):
а) увеличение уровня доступности театрального искусства для различных групп населения;
б) согласованное экономическое регулирование гастрольной деятельности театров с поддержкой этой деятельности из федерального, регионального и местных бюджетов;
в) содействие развитию культурного потенциала региона, федеральная поддержка региональных инициатив в области театрального дела;
г) улучшение информационного обеспечения отраслевого управления в театральном деле (повышение уровня достоверности статистического учета, деятельности информационных служб);
д) увеличение театрального предложения для детей и подростков;
е) написание драматургических и музыкально-драматических произведений детского и подросткового репертуара;
ж) изучение и распространение положительного отечественного и зарубежного опыта в области театра для детей и подростков;
з) совершенствование деятельности по обновлению сценического репертуара;
и) обновление театральных залов и сцен;
к) популяризация театрального искусства региона, проведение театральных фестивалей "Русская классика", "Камерные спектакли".
6. Поддержка и развитие музейной деятельности.
Орловщина - литературный край России, богатый своей историей. Сохранение культурных ценностей региона осуществляют музеи. На территории области действуют государственные, областные музеи, имеющие юридический статус, а также муниципальные, сельские музеи на общественных началах, частные музеи, не внесенные в единый реестр музеев Орловской области.
Основными целями в области музейного дела являются: организационное, финансовое, правовое обеспечение, сохранение, пополнение, изучение фондов, оказание методической помощи муниципальным и сельским музеям.
Музейные коллекции включают в себя разнообразные предметы, определяющие специфику каждого музея. Общий музейный фонд областных музеев составляет более 230 тысяч музейных предметов.
В БУКОО "Орловский краеведческий музей" насчитывается около 50 коллекций, в которых собрано более 110 тысяч музейных предметов.
Крупным литературным музеем с многочисленными филиалами является БУКОО "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева", который объединяет шесть литературных музеев города Орла: музей И.С. Тургенева, музей писателей-орловцев, в экспозиции которого представлены материалы о М.М. Пришвине А.А. Фете, Л.Н. Андрееве, Б.К. Зайцеве, И.А. Новикове; дом Т.Н. Грановского, хранящий фонды и материалы о Т.Н. Грановском, П.В. Киреевском, П.И. Якушкине, Д.И. Писареве, Марко Вовчок; дом-музей Н.С. Лескова; дом-музей Л.Н. Андреева; музей И.А. Бунина. Литературные музеи размещены в исторических зданиях ХIХ века, часть из которых является мемориальными.
В фондах государственного объединенного литературного музея И.С. Тургенева хранится более 80 тысяч единиц уникальных музейных предметов, раскрывающих творческие биографии всемирно известных писателей.
В литературных музеях Орла проводятся творческие встречи с писателями-лауреатами литературных премий, презентации новых книг, циклы мероприятий: "Тургеневская осень", "Дорогами Тургенева", вечера молодежного клуба в музее И.А. Бунина "Литературные встречи", спектакли домашнего театра в музее Н.С. Лескова, молодежного театра в музее И.С. Тургенева, в музее Л.Н. Андреева создан народный театр "Вертеп".
Основная деятельность БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" направлена на активизацию и инновацию выставочной деятельности, образовательных и научно-методических проектов. В фондах и экспозиции музея хранится около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, мебели, бронзы, стекла, фарфора, керамики. Фонды музея представлены в разделах: древнерусское искусство, русское искусство, искусство XX века, зарубежное искусство, декоративно-прикладное искусство.
Музей осуществляет активную выставочную деятельность из собственных фондов, участвует в межмузейных проектах, региональных и международных выставках. Он является центром для проведения музейной практики студентов профильных специальностей. На базе образовательной программы нравственно-эстетического воспитания школьников и студентов в бюджетном учреждении культуры Орловской области "Орловский музей изобразительных искусств" открыт компьютерный класс.
Филиалом музея с 2005 года является картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова, в которой представлены 132 произведения живописи, графики и скульптуры, переданные в дар Орловской области А.И. Курнаковым.
Несмотря на огромную работу, проводимую музеями по сохранению музейных фондов, значительной трудностью в организации учета и хранения уникальных материалов является отсутствие специализированного фондохранилища, отвечающего современным требованиям, и оснащения помещений музеев специализированной системой климат-контроля для поддержания необходимой температуры и влажности воздуха.
Немаловажным вопросом в деле сохранения музейных фондов является и противопожарная безопасность музеев. В настоящее время ведется работа по модернизации и установки современной системы пожаротушения и оповещения, а также систем видеонаблюдения во все областные музеи и их филиалы.
Основные мероприятия по поддержке и развитию музейной деятельности включают в себя:
а) сохранение культурного наследия;
б) создание условий для приобщения граждан к культурным ценностям;
в) обеспечение равного доступа граждан к музейным фондам;
г) обновление и создание новых экспозиций в федеральных, областных, муниципальных музеях;
д) повышение профессионального мастерства музейных работников;
е) разработка проекта единого фондохранилища для областных музеев;
ж) обеспечение своевременных реставрационных работ музейных предметов;
з) обеспечение сохранности музейных предметов.
7. Обеспечение условий для художественного и народного творчества, совершенствование культурно-досуговой деятельности.
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития отрасли культуры направлено на создание условий для максимально эффективного управления финансовыми ресурсами в соответствии с приоритетами государственной культурной политики в условиях бюджетных ограничений. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей искусства.
Поскольку естественной сферой функционирования традиций народной культуры является сельская социокультурная среда, перспективы становления новой государственности напрямую зависят от ее структурной организованности и целостности.
На базе БУКОО "Орловский областной центр народного творчества" проводится работа по поиску функциональных возможностей проявления традиционной культуры в различных сферах общественного бытия, определению способов взаимодействия культурного наследия с современностью, разработке методов включения содержания традиционной культуры в контекст современной культуры, формированию организационной структуры деятельности по сохранению и восстановлению народных традиций.
Однако органы местного самоуправления районов области не в состоянии без поддержки областного бюджета приступить к модернизации материально-технической базы и справиться в полной мере с реализацией районных программ возрождения народной традиционной культуры, решить задачи поддержки центров традиционной народной культуры, домов ремесел, музеев, коллективов художественной самодеятельности, библиотек и учебных заведений музыкально-художественного образования. В учреждениях культуры села отсутствует в необходимом количестве звуко- и видеовоспроизводящая техника, в районах - государственная прокатная сеть, система кинопоказа, предприятия народных художественных промыслов. Требуется расширение государственных и муниципальных услуг, выполняемых организациями культурно-досугового типа, создание условий для сохранения и развития разнообразных форм нематериального культурного наследия Орловского края.
Решение этой задачи предполагает выполнение основных мероприятий по сохранению и развитию традиционных форм народного творчества, организацию и проведение следующих культурно-массовых мероприятий:
а) организация различных форм досуга населения;
б) сохранение, поддержка и развитие орловской народной культуры и современного творчества населения области;
в) организация и проведение фестивалей, конкурсов и выставок, научно-практических конференций и семинаров, методического обеспечения деятельности любительских художественных формирований и учреждений культуры досугового направления;
г) методическая поддержка народных умельцев и традиционных ремесел на базе Центра народного творчества;
д) создание необходимых условий для развития народных промыслов на селе.
8. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
Важной задачей подпрограммы является обновление специального оборудования организаций культуры, оснащение которых существенно отстает от современных требований.
Поддержка и развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусств является одним из основных условий успешного функционирования социокультурного процесса. На сегодня развитие материальной базы является самой острой проблемой отрасли. Для успешного функционирования образовательного процесса необходимо обеспечение образовательных учреждений современным оборудованием, мебелью, оргтехникой, музыкальными инструментами.
Осуществление мер по противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности в учреждениях требует модернизации и установки современной системы противопожарной безопасности и систем видеонаблюдения.
Одним из важнейших элементов внедрения инновационных технологий является компьютеризация учебного процесса в средних специальных учебных заведениях. Введение новых специализаций в художественном училище требует своевременного приобретения специального оборудования, музыкальных инструментов, станков, компьютерной и оргтехники. Высокая потребность в музыкальных инструментах существует и в филармонии. Устаревшую базу светового оборудования, звукотехники в областных театрах необходимо модернизировать.
Открытие новых экспозиционных залов в музеях требует приобретения нового специального оборудования для размещения музейных предметов, отсутствие современного оборудования для хранения музейных коллекций, системы климат-контроля для поддержания необходимой температуры и влажности в помещениях музеев ставит сохранность музейных фондов под угрозу.
Существует потребность в приобретении автотранспорта для учреждений культуры в целях расширения своей деятельности и возможности предоставлять услуги населению не только в городе, но и по области в целом.
Острейшей проблемой в муниципальных учреждениях является слабая техническая база учреждений культуры, решение которой требует денежных вложений не только со стороны муниципальной власти, но и на региональном уровне.
Основными мероприятиями данного блока являются:
а) привлечение средств федерального бюджета на укрепление материально-технической базы учреждений культуры Орловской области в рамках районных целевых программ и государственной программы области;
б) увеличение совокупного библиотечного фонда по комплектованию библиотек;
в) совершенствование системы планирования и финансирования областных и муниципальных учреждений культуры;
г) модернизация уникального специализированного оборудования для музеев и библиотек;
д) приобретение светового и звукотехнического оборудования для учреждений культуры;
е) приобретение музыкальных инструментов для учреждений художественного образования;
ж) приобретение компьютерного оборудования, мебели для учреждений культуры.
9. Информационно-издательская деятельность учреждений культуры.
В целях оптимизации информационной и научно-исследовательской деятельности учреждений культуры и искусств Орловской области необходимо оказывать содействие издательскому делу. Наряду с возросшим количеством продукции на электронных носителях продолжается выпуск печатных материалов. Издательская деятельность расширяет культурное пространство, поддерживает орловских писателей, поэтов и способствует популяризации их творческого наследия.
В рамках реализации подпрограммы областными библиотеками планируется дальнейшее издание сборников с целью популяризации научных исследований по библиотечному делу, библиографии и книговедению, методических материалов и библиографических пособий для распространения передового опыта библиотек области, популяризации фонда и развития чтения. Также предусмотрено издание методических материалов, нотных сборников, сценариев, сборников конференций образовательных учреждений среднего профессионального образования.
В подпрограмме представлены основные мероприятия по развитию информационно-издательской деятельности учреждений культуры: издание публикаций музейных фондов, обеспечение необходимых условий для развития высокохудожественной литературы, издательская деятельность учреждений культуры (информационная, методическая, краеведческая, музыкальная, литературная).
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении 2 к подпрограмме.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Меры налогового, тарифного, кредитного государственного регулирования в рамках реализации подпрограммы не предусмотрены. Предоставление налоговых льгот и финансовых гарантий по ранее взятым и перспективным кредитам для организаций всех форм собственности, участвующих в реализации подпрограммы, также не предусмотрено.
Выпадающих доходов областного бюджета, бюджета муниципальных образований, участвующих в реализации подпрограммы, а также, увеличение обязательств Орловской области не запланировано.
Меры правового регулирования в сфере реализации подпрограммы применяться не будут.
5. Прогноз сводных показателей целевых заданий
по этапам реализации подпрограммы
В рамках данной подпрограммы государственными учреждениями не предусмотрено оказание государственных услуг (работ).
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами
местного самоуправления в случае их участия в разработке
и реализации подпрограммы
В реализации подпрограммы принимают участие муниципальные районы и городские округа Орловской области. Субсидии муниципальным образованиям Орловской области распределяются с учетом приоритетных направлений развития отрасли культуры региона:
а) ремонтно-реставрационные, противоаварийные, проектные работы объектов культурного наследия;
б) выявление и охрана объектов археологии;
в) изготовление паспортов на объекты культурного наследия;
г) проведение археологических раскопок и разведок;
д) развитие материально-технической базы объектов культурно-досуговой сферы (клубы, дома творчества, школы искусств, музыкальные школы, библиотеки);
е) поддержка профессиональных фестивалей, конкурсов, направленных на популяризацию культуры и искусства;
ж) поддержка и развитие музейной деятельности;
з) обеспечение условий для художественного и народного творчества, совершенствование культурно-досуговой деятельности;
и) совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания;
к) проведение международных, межрегиональных, областных мероприятий, способствующих расширению культурных традиций.
7. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В реализации мероприятий подпрограммы участвуют следующие государственные учреждения и творческие организации отрасли культуры, отраслевого образования:
бюджетное образовательное учреждение Орловской области среднего профессионального образования "Орловский областной колледж культуры и искусств";
бюджетное образовательное учреждение Орловской области среднего профессионального образования "Орловский музыкальный колледж";
бюджетное образовательное учреждение Орловской области среднего профессионального образования "Орловское художественное училище";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский краеведческий музей";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский музей изобразительных искусств";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И.А. Бунина";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловская детская библиотека им. М.М. Пришвина";
казенное учреждение культуры Орловской области "Орловская областная специальная библиотека для слепых";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский Дом литераторов";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский областной центр народного творчества";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловская государственная филармония";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский театр кукол";
бюджетное учреждение культуры Орловской области "Областной выставочный центр";
общественная организация "Орловская областная организация Союза писателей России";
орловское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз российских писателей";
орловская региональная организация Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России".
Акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организаций, а также целевые внебюджетные фонды могут принимать участие в реализации подпрограммы в качестве поставщиков товаров и услуг исполнителям мероприятий подпрограммы.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований на 2016-2017 годы, объем которых подлежит ежегодному уточнению с учетом прогноза цен на соответствующий период.
Общая сумма расходов на финансирование подпрограммы составит 151 675 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 72 035 тысяч рублей;
2017 году - 79 640 тысяч рублей.
По источникам финансирования подпрограммы денежные средства распределяются следующим образом:
федеральный бюджет - 70 340 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 33 230 тысяч рублей;
2017 году - 37 110 тысяч рублей.
областной бюджет -63 345 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 30 110 тысяч рублей;
2017 году - 33 235 тысяч рублей;
муниципальные бюджеты -10 480 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 5 100 тысяч рублей;
2017 году - 5 380 тысяч рублей.
внебюджетные источники - 7 510 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 3 595 тысяч рублей;
2017 году - 3 915 тысяч рублей.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета представлено в приложении 3 к подпрограмме.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований, юридических лиц на реализацию целей подпрограммы представлены в приложении 4 к подпрограмме.
Система мероприятий подпрограммы с разбивкой по источникам финансирования представлена в приложении 5 к подпрограмме.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание
мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К их числу относятся макроэкономические риски, связанные с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий подпрограммы.
Экономические риски могут негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения области.
Операционные риски, имеющие место, связаны с несовершенством системы управления, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой подпрограммы. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов.
Риски ухудшения международных или межрегиональных отношений в области культуры и смежных с ней областях. Эти риски могут привести к резкому уменьшению объема информации, получаемой в рамках культурного обмена, а также снижению возможностей Орловской области в проведении культурных мероприятий, проводимых в рамках гастрольной деятельности.
Техногенные и экологические риски, связанные с возникновением крупной техногенной или экологической катастрофы. Эти риски могут привести к отвлечению средств от финансирования подпрограммы в пользу других направлений развития Орловской области.
Риски финансовой необеспеченности, имеющие место, связаны с недостаточностью бюджетных средств на реализацию подпрограммы. Эти риски могут привести к не достижению запланированных результатов и (или) индикаторов, нарушению сроков выполнения мероприятий, отрицательной динамике показателей.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации подпрограммы предусматривается:
формирование эффективной системы управления подпрограммой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности участников подпрограммы;
проведение мониторинга исполнения подпрограммы, при необходимости, ежегодной корректировки показателей (индикаторов), а также мероприятий подпрограммы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей и задач;
планирование реализации подпрограммы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач программы.
10. Обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов
подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов
по этапам ее реализации в разрезе муниципальных образований
Показатели (индикаторы) подпрограммы и их значения "Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия", "Обеспеченность объектов культурного наследия учетной документацией", "Увеличение количества культурно-досуговых мероприятий в одном государственном учреждении культуры по сравнению с предыдущим годом" будут включаться в состав отчетов муниципальных образований о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) на реализацию муниципальных (городских) программ (подпрограмм) по развитию отрасли культуры в 2016-2017 годах.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных (городских) программ (подпрограмм) по развитию отрасли культуры утверждается постановлением Правительства Орловской области.
11. Обоснование мер по координации деятельности органов местного
самоуправления для достижения целей и конечных результатов
подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных
программ органами местного самоуправления
Субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных (городских) программ (подпрограмм) по развитию отрасли культуры предоставляются муниципальным образованиям на следующих условиях:
1) наличие долгосрочных муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по развитию отрасли культуры, аналогичные мероприятиям, предусмотренным подпрограммой "Развитие отрасли культуры на 2016-2017 годы";
2) наличие в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств по софинансированию в соответствующем финансовом году мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Развитие отрасли культуры на 2016-2017 годы", с учетом установленного уровня софинансирования.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется ежегодно Управлением культуры и архивного дела Орловской области на основании отчетов руководителей уполномоченных органов муниципальных образований о достижении значений целевых индикаторов эффективности использования субсидии, установленных соглашением, заключенным между Управлением культуры и архивного дела Орловской области и муниципальным образованием.
12. Прогнозируемый объем расходов бюджетов муниципальных
образований на реализацию аналогичных программ с оценкой его
влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы
Средства муниципальных бюджетов носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению. Прогнозируемый объем расходов бюджетов муниципальных образований на реализацию подпрограммы составит 10 480 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 5 100 тысяч рублей;
в 2017 году - 5 380 тысяч рублей.
В результате реализации подпрограммы ожидается положительная тенденция по основным параметрам, характеризующих деятельность в сфере культуры региона.
В большинстве муниципальных образований реализуются муниципальные долгосрочные целевые программы развития отрасли культуры сроком до 2015 года. В дальнейшем планируется продление или принятие новых муниципальных целевых программ с учетом основных мероприятий подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.