Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 11
к государственной программе
Орловской области "Развитие культуры
и искусства, туризма, архивного дела, сохранение
и реконструкция военно-мемориальных объектов
в Орловской области (2013-2017 годы)"
Подпрограмма
"Развитие архивного дела в Орловской области (2013-2017 годы)"
государственной программы Орловской области "Развитие культуры и
искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция
военно-мемориальных объектов в Орловской области
(2013-2017 годы)"
Паспорт подпрограммы
"Развитие архивного дела в Орловской области (2013-2017 годы)"
государственной программы Орловской области "Развитие культуры
и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция
военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 годы)"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
Развитие архивного дела в Орловской области (2013-2017 годы) (далее также - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление культуры и архивного дела Орловской области |
Соисполнители подпрограммы |
Не предусмотрены |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Не предусмотрены |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы |
Не предусмотрены |
Цель подпрограммы |
Совершенствование системы обеспечения хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Орловской области |
Задачи подпрограммы |
Задачами подпрограммы являются: укрепление и модернизация материально-технической базы архивов; улучшение обеспечения сохранности архивных документов; развитие информационных архивных технологий, расширение доступа пользователей к архивной информации; развитие кадрового потенциала в сфере архивного дела |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
К целевым индикаторам подпрограммы относятся: 1) доля архивов, улучшивших свою материально-техническую базу; 2) количество отреставрированных уникальных и особо ценных документов; 3) количество закартонированных дел в муниципальных архивах; 4) количество дел областного архива, закартонированных в бескислотный картон; 5) доля уникальных документов, имеющих страховой фонд (микрофильмы) и фонд пользования в электронном формате к общему количеству документов, включенных в региональный реестр уникальных документов; 6) доля особо ценных дел, переведенных на электронные носители, к общему объему хранящихся особо ценных дел; 7) количество пользователей архивной информации; 8) доля запросов, исполненных в установленный срок; 9) количество единиц хранения областного архива, используемых в научных, культурно-просветительных и социальных целях всеми категориями пользователей |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2013-2017 годах в один этап |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования на реализацию подпрограммы составит 17 550,0 тысяч рублей, в том числе: в 2013 году - 1200,0 тысяч рублей; 2014 году - 2200,0 тысяч рублей; 2015 году - 2200,0 тысяч рублей; 2016 году - 6850,0 тысяч рублей; 2017 году - 5100,0 тысяч рублей. Из общего объема средства по источникам финансирования составят: федеральный бюджет - 3000,0 тысяч рублей, в том числе: в 2013 году - финансирование не предусмотрено; 2014 году - 1000,0 тысяч рублей; 2015 году - 1000,0 тысяч рублей; 2016 году - 1000,0 тысяч рублей; 2017 году - финансирование не предусмотрено; областной бюджет - 13 000 тысяч рублей, в том числе: в 2013 году - 1 000,0 тысяч рублей; 2014 году - 1 000,0 тысяч рублей; 2015 году - 1 000,0 тысяч рублей; 2016 году - 5 000,0 тысяч рублей; 2017 году - 5 000,0 тысяч рублей; местные бюджеты - 1050,0 тысяч рублей, в том числе: в 2013 году - 100,0 тысяч рублей; 2014 году - 100,0 тысяч рублей; 2015 году - 100,0 тысяч рублей; 2016 году - 750,0 тысяч рублей; 2017 году - финансирование не предусмотрено; внебюджетные источники - 500,0 тысяч рублей, в том числе: в 2013 году - 100,0 тысяч рублей; 2014 году - 100,0 тысяч рублей; 2015 году - 100,0 тысяч рублей; 2016 году - 100,0 тысяч рублей; 2017 году - 100,0 тысяч рублей. По направлениям затрат финансирование подпрограммы распределяется следующим образом: прочие нужды - 17 550,0 тысяч рублей, в том числе: в 2013 году - 1 200,0 тысяч рублей; 2014 году - 2 200,0 тысяч рублей; 2015 году - 2 200,0 тысяч рублей; 2016 году - 6 850,0 тысяч рублей; 2017 году - 5 100,0 тысяч рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы будут являться: совершенствование системы хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, обеспечивающих информационную основу разработки и реализации государственной политики, развития науки и культуры, обеспечения прав граждан и их потребностей в ретроспективной информации; укрепление материально технической базы областного и муниципальных архивов; развитие системы кадрового обеспечения архивного дела Орловской области; увеличение объема и повышение качества архивных услуг, увеличение количества пользователей архивной информации; популяризация архивных документов в целях патриотического воспитания граждан |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Архивное дело как деятельность по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов обеспечивает информационную основу разработки и реализации государственной политики, развития науки и культуры, обеспечения прав граждан и их потребностей в ретроспективной информации.
В состав архивной отрасли Орловской области входят: Управление культуры и архивного дела Орловской области (далее - Управление), бюджетное учреждение Орловской области "Государственный архив Орловской области" (далее - областной архив) и 27 структурных подразделений администраций муниципальных районов и городских округов, выполняющих функции по управлению архивным делом на муниципальном уровне и функции муниципальных архивов (далее - муниципальные архивы).
В Архивном фонде Орловской области, являющемся составной частью Архивного фонда Российской Федерации, сосредоточено более 2 млн. единиц хранения (далее также - ед. хр., дел), отражающих экономические, политические, правовые, социальные и культурные стороны развития региона в XVII - XXI веках и имеющих историко-научное, социокультурное и практическое значение.
Областной архив с общей площадью архивохранилищ 3198 кв. м располагается в двух специально построенных зданиях, одно из которых - бывшего партийного архива обкома КПСС - с 1991 года является архивохранилищем фондов общественно-политических организаций и движений областного архива (далее - архивохранилище фондов ОПОД).
На 1 января 2012 года в областном архиве хранится около 1 млн. 350 тыс. ед. хр., в том числе более 34,7 тыс. ед. хр. фото, кино и фонодокументов. Самый древний документ, изготовленный на пергаменте, датируется 1614 годом.
К настоящему времени в областном архиве учтено более 32,3 тысяч особо ценных дел, в региональный реестр уникальных документов включено 89 документов, среди которых - подлинники жалованных грамот русских царей, метрические записи о рождении философа М.М. Бахтина, писателя Б.К. Зайцева, художника Г.Г. Мясоедова, письмо-автограф Н.С. Лескова, аттестат зрелости П.А. Столыпина, партизанские листовки времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, выполненные на бересте, и многое другое.
В 27 муниципальных архивах хранится около 700 тысяч ед. хр. (с 1940-х годов). В специально построенных зданиях располагаются муниципальные архивы Болховского, Ливенского и Урицкого районов, 11 архивов находятся в приспособленных помещениях зданий администраций, другие - в зданиях прочих организаций.
Систематически Архивный фонд Орловской области пополняется документами, представляющими историческую, научную и практическую ценность. В списках источников комплектования архивных учреждений области на 1 января 2012 года значится 950 организаций (из них в списке областного архива - 142). В рамках заседаний экспертно-проверочной комиссии Управления ежегодно включается в состав Архивного фонда области более 18 тысяч дел. В архивы области принимается в год до 7-15 тысяч дел.
Архивы выполняют важную роль в информационном и документационном обеспечении общества, участвуют в историко-патриотическом воспитании граждан. Специалистами областного и муниципальных архивов к юбилейным и памятным датам российской и региональной истории в рамках информационных мероприятий, направленных на популяризацию архивных документов, проводятся научно-практические конференции, публикуется ежегодно более 80 статей, организуется более 30 выставок. Свыше 2 тысяч человек в год посещают экскурсии и школьные уроки в архивах области.
Огромной и социально значимой работой архивных учреждений является исполнение социально-правовых запросов в целях обеспечения законных прав и интересов граждан, в том числе в пенсионной сфере. В областном и муниципальных архивах наблюдалось ежегодное увеличение объемов запросов от граждан и организаций. В 2009-2012 годах объем запросов остается стабильно высоким (до или более 30 тысяч), из них более 5,5 тысяч исполняется в областном архиве.
Происходящие в России в последние два десятилетия изменения, а именно: переход к рыночным отношениям, появление разнообразных форм собственности, в том числе на архивные документы, широкое внедрение информатизации во все сферы деятельности, ликвидация и банкротство многочисленных организаций и загруженность архивов документами по личному составу, изношенность материально-технической базы архивов, недостаточное ее обновление вследствие незначительных бюджетных ассигнований неблагоприятно отразились на состоянии архивной отрасли Орловской области.
Определенные позитивные изменения материально-технической базы областного и муниципальных архивов осуществляются, но медленными темпами, в основном "точечно".
В 2009-2012 годах в областном архиве на средства областного бюджета и внебюджетные (полученные архивом от платных услуг) переоборудован под грузоподъемник лифт, не работавший с начала 1970-х годов, проведены ремонты систем отопления и водопровода, установлена система видеонаблюдения по периметру одного из архивных зданий и в читальном зале, заменены на окнах неразъемные металлические решетки на распашные, приобретены 2 аппарата для чтения микрофильмов, мультимедийное оборудование, 16 современных компьютеров, сервер, ксерокс, сканер и прочее.
В 2011 году в связи с полной загруженностью областного архива вследствие значительного в последние два десятилетия приема документов по личному составу ликвидированных организаций (общий объем документов по личному составу составляет более 148 тысяч дел) решен вопрос о выделении архиву дополнительного помещения (в подвале ОАО "Типография "Труд" площадью 144 кв. м).
В муниципальных образованиях выделены дополнительные помещения муниципальным архивам городов Орел, Ливны и Мценского района. Установлены в муниципальных архивах охранная и пожарная сигнализации (Глазуновский, Ливенский, Мценский районы), пожарная сигнализация (Верховский, Дмитровский, Знаменский, Новодеревеньковский, Сосковский районы), охранная сигнализация (Хотынецкий район). Проведена пропитка чердачного перекрытия и замена кровли (Залегощенский район). В отдельных муниципальных архивах проводились ремонты помещений, замена электропроводки, устанавливались металлические стеллажи и двери в архивохранилищах, распашные решетки на окнах, приобреталась или обновлялась компьютерная и множительная техника.
В целом же материально-техническую базу архивных учреждений области следует признать морально и физически устаревшей, не отвечающей современным требованиям и потребностям архивного дела.
В областном архиве, где хранятся наиболее ценные исторические документы с начала XVII столетия до наших дней, существующее состояние архивохранилищ не обеспечивает в полной мере сохранность архивных документов на уровне нормативных требований, что приводит к их преждевременному старению, разрушению физической основы, угрозе гибели.
Требуются основательный ремонт кровли основного здания областного архива, замена деревянных (ветхих) оконных рам. В связи с истечением срока эксплуатации лифта в архивохранилище фондов ОПОД областного архива и согласно предписаниям соответствующей уполномоченной организации ставится задача по замене лифта.
Представляется целесообразным предусмотреть мероприятия по снабжению металлическими стеллажами дополнительного помещения, выделенного областному архиву под архивохранилище в ОАО "Типография "Труд", ремонт которого будет проводиться в рамках текущего финансирования областного архива.
Несмотря на проведение объемных работ в областном архиве по реставрации, подшивке, переплету и дезинфекционной обработке документов, ежегодно количество дел, требующих проведения с ними указанных работ, увеличивается в связи с несоблюдением в полной мере температурно-влажностного режима хранения документов из-за физического износа вентиляционных систем кондиционирования воздуха. Продолжается ухудшение физического состояния архивных дел с угрозой утраты архивной информации особенно XVII-XVIII веков. В связи с отсутствием современного дорогостоящего реставрационного оборудования не проводится сложная реставрация уникальных и особо ценных документов со значительными повреждениями их физической основы и угасающим текстом.
По состоянию на 1 января 2012 года более 29 тысяч дел (в основном фондов до 1917 года) нуждаются в реставрации и дезинфекционной обработке, ввиду чего необходима срочная замена в областном архиве устаревшей вентиляционной системы и приобретение новой дезинфекционной камеры.
В проведении сложной реставрации на базе сторонних профильных организаций (специальных реставрационных лабораторий) нуждается комплекс уникальных и особо ценных документов (до 20 ед. хр. - древних столбцов и грамот, в том числе на пергаменте).
Мерой, предотвращающей утрату информации, является страховое копирование (микрофильмирование). В целях обеспечения сохранности особо ценных дел в областном архиве создан страховой фонд на 28 569 ед. хр., изготовлено более 3,6 млн. кадров негатива. В связи с тем, что оборудование, на котором производилось микрофильмирование, выработавшее свой ресурс, демонтировано в 1997 году, создание фонда пользования было не завершено (позитивные микрофильмы второго поколения имеются только на 15 441 дело, микрофильмы третьего поколения не изготавливались). К настоящему времени в страховом копировании нуждается еще около 4 тыс. выявленных в последующие годы особо ценных дел и 89 уникальных документов.
Отсутствие страхового фонда и фонда пользования на многие особо ценные и уникальные документы является причиной, по которой областной архив вынужден (в особых случаях по разрешению директора) выдавать пользователям подлинники указанных категорий документов, что противоречит правилам работы архивов. Вызывает серьезное опасение также хранение микрофильмов страхового фонда в неприспособленном для этого оборудовании.
Для продолжения создания страхового фонда требуется современное микрофильмирующее оборудование, необходимо приобретение специальных металлических шкафов для улучшения хранения микрофильмов.
Современные способы обеспечения сохранности архивных документов постоянного хранения предусматривают их картонирование в бескислотный картон. В областном архиве объем закартонированных дел в обычные картонные короба от общего количества хранящихся дел составляет 31%. В связи с чем целесообразно продолжить картонирование и начать приобретение коробов, изготовленных из бескислотного картона, для постепенной упаковки в них в первую очередь не менее 80 особо ценных дел, наиболее используемого фонда уездных ревизских комиссий за 1762-1811 годы.
Современный уровень информатизации в сфере архивоведения предполагает активное внедрение информационных архивных технологий в деятельность архивных учреждений. Архивами области ведется автоматизированный учет в общеотраслевом программном комплексе "Архивный фонд". В областном архиве установлена и апробируется его новая четвертая версия. Ведутся также в электронном формате схемы размещения дел, топографические указатели, заполняются учетные и тематические базы данных, записываются воспоминания ветеранов войны и знаменитых уроженцев. Изготавливаются цифровые копии документов для информационных мероприятий и по запросам пользователей. С 2010 года областной архив создал и поддерживает информационную насыщенность собственного сайта.
Исследователи (преподаватели вузов, студенты, музейные работники, краеведы, сотрудники учреждений и организаций нашей области, других регионов Российской Федерации и иностранные пользователи) активно интересуются архивными документами и делают ежегодно более 2 тысяч посещений в читальные залы областного архива.
Выдача документов в областном архиве всем категориям пользователей, в том числе по запросам и для информационных мероприятий составляет до 30 тысяч дел в год.
Архивами Орловской области проводятся информационные мероприятия, в том числе совместно с музеями, библиотеками, школами. Осуществляется взаимодействие с высшими учебными заведениями, Орловским областным отделением Российского общества историков-архивистов и другими общественными организациями. Представители науки, общественные деятели, краеведы участвуют в работе Научного совета областного архива. Ежегодно на базе архивов областного и муниципального города Ливны организуется студенческая практика.
В областном архиве отмечается значительное увеличение объемов генеалогических и тематических запросов, относящихся к платным услугам. Если в 2005 году их количество составляло 243, то в 2011 году - 558. Тенденция к увеличению прогнозируется и в дальнейшем, что свидетельствует о повышении интереса к истории своего Отечества как общества в целом, так и граждан к истории своих корней.
Недостаточный уровень автоматизированного научно-справочного аппарата к архивным фондам не позволяет повысить качество работы с пользователями. Ввиду недостатка денежных средств и отсутствия профессиональных программистов не приобретаются и не разрабатываются новые учетные и тематические программы (базы данных).
В целом информационные архивные технологии в областном архиве внедряются недостаточными темпами, не проводится масштабная оцифровка архивных документов.
Из 42 компьютеров, имеющихся в наличии, соответствуют современным техническим требованиям 36. На 1 января 2012 года перевод архивных документов в электронный вид в областном архиве составляет 0,004% от общего объема хранящихся документов и 0,146% к объему особо ценных дел. Значительно и быстро повысить количество оцифрованных дел даже с приобретением планетарного сканера, позволяющего проводить сканирование архивных дел без их расшивки, не представляется возможным.
Перевод на электронные носители особо ценных и уникальных документов планируется осуществлять как силами сотрудников областного архива, так и с помощью привлечения к этой работе сторонних профильных организаций. По примеру других регионов Российской Федерации очевидной становится необходимость в рамках подпрограммы осуществлять мероприятия по проведению оцифровки архивных документов и созданию страхового фонда (в первоочередном порядке на уникальные документы и наиболее используемые особо ценные дела) на базе специализированных учреждений.
Одной из нерешенных проблем в вопросе использования информативно-насыщенного комплекса фонодокументов областного архива, записанных на рулонной магнитной пленке, является отсутствие необходимого оборудования для их прослушивания. В целях обеспечения сохранности этого комплекса документов и доступа к ним пользователей необходим перевод фонодокументов на электронные носители (в рамках договорных возмездных отношений со сторонними профильными организациями).
Выпуск больших форм публикаций (сборников архивных документов) сопряжен в областном архиве с недостатком финансовых средств. С 2006 года сборники не издавались. В настоящее время подготовлены для издания справочник административно-территориального деления Орловской области за 1928-2010 годы (последний подобный справочник был издан в 1976 году), дополнение к Путеводителю-справочнику по областному архиву, в стадии подготовки справочник по личным фондам.
Проблемы муниципальных архивов нашли отражение в муниципальных целевых долгосрочных программах развития архивного дела, разработанных и утвержденных практически во всех муниципальных образованиях во исполнение поручений Губернатора Орловской области по итогам совещания от 3 октября 2011 года. Программы разработаны в основном на 2012-2016 годы, объем их финансирования составляет от 94 тыс. рублей до 2,5 млн. рублей.
Общее состояние помещений многих муниципальных архивов требует улучшения в виде проведения ремонтов, в том числе с заменой обветшавших деревянных оконных рам. В неудовлетворительных условиях размещаются муниципальные архивы в Покровском и Троснянском районах. В Покровском районе ситуация меняется, предполагается ремонт здания, приобретенного администрацией района в 2011 году для перемещения в него муниципального архива.
Ввиду отсутствия автоматических систем пожаротушения и в целях улучшения безопасности архивных помещений три муниципальных архива (города Орла, Дмитровского и Должанского районов) включили мероприятия по их установке в муниципальные программы. В ряде муниципальных архивов отсутствует или требуется дополнительное устройство пожарной и/или охранной сигнализации (Колпнянский, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Новосильский, Покровский районы). Отдельные муниципальные архивы продолжат установку металлических дверей, распашных оконных металлических решеток, металлических стеллажей, замену электропроводки.
Для достижения нормативного температурно-влажностного режима хранения документов, улучшения в целом сохранности архивных документов в большинстве муниципальных архивов требуется установка кондиционеров, приобретение коробов для картонирования дел.
Все муниципальные архивы области оснащены компьютерной техникой, но значительная ее часть требует обновления. В рамках информатизации муниципальными архивами заполняется 3 версия общеотраслевого программного комплекса "Архивный фонд", которая считается устаревшей. Для перехода на новую четвертую версию необходима современная компьютерная техника, серверы. Собственных сайтов у муниципальных архивов не имеется, лишь некоторые из них (города Орел, Ливны, Мценск и Дмитровский, Мценский, Орловский, Сосковский, Шаблыкинский районы) имеют доступ в сеть Интернет.
В некоторых муниципальных архивах отсутствует множительно-копировальная техника, большинство архивов не располагают сканерами, факсами. Оцифровка архивных документов не проводится.
Муниципальные архивы практически не имеют современного выставочного оборудования и информационных стендов. Подготовленные справочники-путеводители по фондам удалось издать небольшими тиражами лишь нескольким муниципальным архивам.
Вышеуказанные причины сдерживают возможность широкого использования архивных документов в информационном пространстве.
Выполнение программных мероприятий в рамках муниципальных целевых программ по архивному делу без софинансирования из областного бюджета представляет большие трудности для муниципальных бюджетов, о чем свидетельствуют итоги мониторинга выполнения программ за первое полугодие 2012 года.
Областной и многие муниципальные архивы осуществляют свою деятельность в условиях недостаточного кадрового обеспечения, что не позволяет более активно заниматься внедрением информационных архивных технологий, пропагандой исторического наследия.
Штатная численность областного архива - 65 единиц, из которых 45 специалистов, остальные - обслуживающий технический персонал в двух архивных зданиях. Этот показатель по сравнению с другими региональными государственными архивами, хранящими аналогичный объем документов (1 млн. 350 тыс. дел) самый низкий не только в Центральном федеральном округе, но и Российской Федерации в целом. Следует отметить, что профессиональный уровень специалистов достаточно высокий, из числа специалистов - 88% имеют высшее образование, в том числе 9 специалистов - высшее специальное (архивоведение и делопроизводство), 2 специалиста учатся в вузах, у 21 специалиста стаж архивной работы более 15 лет.
За последние годы (2009-2012) в связи с реорганизацией структур администраций муниципальных образований кадровый состав муниципальных архивистов обновился почти наполовину. Несмотря на увеличение объемов принятых архивных документов и увеличение работ, связанных с обеспечением их сохранности, комплектования, учета и использования, общая численность работников муниципальных архивов области сократилась на 6 единиц и на 1 января 2012 года составляет 52 единицы, из которых 90% - с высшим образованием, но 22 специалиста имеют стаж работы в архиве до 1-5 лет. В ряде районов в муниципальных архивах работают по одному человеку, ввиду чего выполнить весь необходимый комплекс архивных работ на должном уровне физически не представляется возможным. В таких архивах основной бюджет рабочего времени архивного сотрудника затрачивается лишь на исполнение социально-правовых запросов.
Повышение профессионального уровня орловских архивистов предполагается в рамках специальных курсов, организуемых при Федеральном архивном агентстве Министерства культуры Российской Федерации, Всероссийском научно-исследовательском институте документоведения и архивного дела.
Таким образом, в Орловской области необходимость совершенствования архивного дела не вызывает сомнений, настоятельно требуется создание условий, обеспечивающих повышение эффективности работы архивов, их превращение в полноценный элемент новой информационной культуры, связанной с увеличением информационных потоков, ростом потребностей граждан и общества в поиске и получении архивной информации, в том числе в электронном формате.
Решение проблем, связанных с устаревшей материально-технической базой областного и муниципальных архивов региона, их отставанием от технического прогресса в сфере информатизации, видится во внедрении программно-целевого метода планирования, использование которого в рамках подпрограммы позволит улучшить условия сохранности документов Архивного фонда Орловской области и доступ к ним пользователей, обеспечив тем самым развитие архивного дела в Орловской области в соответствии с современными реалиями.
Реализация мероприятий подпрограммы потребует консолидации в работе уполномоченного органа Орловской области в сфере архивного дела, органов местного самоуправления, областного и муниципальных архивов и других организаций.
Одним из положительных моментов использования программно-целевого метода является возможность привлечения финансовых средств из различных источников (федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников) к решению проблем архивного дела в Орловской области. Определенные показатели в рамках реализации подпрограммы позволят оперативно оценивать эффективность и вносить необходимые коррективы в рамках намеченных мероприятий.
Развитие архивного дела следует рассматривать как важную составляющую часть развития сферы культуры Орловской области. Деятельность архивов области имеет высокую социальную значимость в культурной и историко-просветительной жизни региона, способствует развитию науки и культуры области, патриотическому воспитанию граждан, удовлетворению потребностей населения в архивной информации в познавательных целях и в целях реализации своих законных прав, в том числе в сфере пенсионного обеспечения.
Решение проблем в архивном деле программно-целевым методом при соответствующем организационном и финансовом обеспечении позволит обеспечить вечную сохранность документального наследия Орловской области для современников и будущих поколений с учетом модернизации материально-технической базы архивных учреждений области, широкую доступность архивной информации, в том числе с целью повышения культурного уровня граждан региона.
Основным вероятным последствием отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов совершенствования архивного дела в области могут стать угроза гибели значительного комплекса архивных документов вследствие непринятия своевременных мер по обеспечению нормативного режима хранения документов, созданию страхового фонда и фонда пользования, либо по обеспечению пожарно-охранной безопасности архивов.
Вероятным последствием отказа от использования программно-целевого метода может также стать на фоне всеобщего технического прогресса заметное техническое отставание архивной отрасли региона, владеющей бесценными документальными богатствами, но использующей несовременные и устаревшие формы и методы доступа пользователей к архивной информации (с полистным просмотром архивных дел).
Подпрограмма предусматривает реализацию мероприятий, направленных на усиление социальной значимости архивов в социально-экономической и культурной жизни Орловской области, развитие архивного дела в регионе на среднесрочную перспективу 2013-2017 годов.
Ряд вопросов по развитию архивного дела на муниципальном уровне будет решен в рамках реализации долгосрочных целевых муниципальных программ развития архивного дела.
Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, возникающие под воздействием социально-экономического положения, выраженные в уменьшении финансирования из различных источников. В случае возникновения рисков мероприятия подпрограммы будут подвергаться корректировке.
Развитие архивного дела на территории Орловской области требует применения комплексного межотраслевого подхода. Для развития архивного дела посредством программно-целевого метода планирования и аккумулирования разных источников финансирования необходимо четкое определение существующих проблем. Анализ проблем сильных и слабых сторон, а также перспективы возможного развития и существующие риски развития региональной сферы архивного дела представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
Описание |
1 |
2 |
Сильные стороны (преимущества) |
1. Высокий культурно-исторический потенциал документального наследия Орловской области, хранящегося в архивных учреждениях; наличие в областном архиве уникальных документов, включенных в региональный государственный реестр уникальных документов. 2. Проведение архивными учреждениями области в культурно-просветительных целях большого количества информационных мероприятий (выставок, публикаций, конференций, экскурсий, школьных уроков). 3. Удовлетворение потребностей государства, общества и граждан в ретроспективной информации, в том числе обеспечение законных прав и интересов граждан в рамках исполнения социально-правовых запросов |
Слабые стороны (проблемы, недостатки) |
1. Слабая материально-техническая база архивных учреждений, недостаточное оснащение современной компьютерной и оргтехникой. 2. Недостаточное развитие информационных технологий в архивных учреждениях |
Возможности (перспективы) |
1. Создание и поддержание условий для нормативного режима сохранности документального наследия Орловской области. 2. Эффективное использование документов Архивного фонда Орловской области. 3. Рост количества и повышение качества услуг, предоставляемых архивными учреждениями. 4. Обеспечение широкого доступа граждан к архивным документам. 5. Увеличение количества пользователей архивной информации. 6. Развитие и поддержка исторических, в том числе краеведческих исследований на основе архивных источников. 7. Популяризация архивных документов в целях патриотического воспитания граждан, формирование необходимого уровня гражданской исторической компетентности населения как важнейшей национальной задачи. 8. Усиление социально-культурной значимости архивных учреждений |
Угрозы (трудности, риски) |
1. Разрыв между имеющимся документальным потенциалом и его фактическим использованием. 2. Техническая отсталость архивной службы Орловской области на фоне всеобщего технического прогресса и информатизации. 3. Снижение качества услуг по предоставлению архивной информации населению. 4. Снижение уровня использование архивных документов в научных, культурно-просветительных и социальных целях. 5. Угроза гибели или утрата документов Архивного фонда Орловской области. 6. Недостаточное финансирование мероприятий по развитию архивного дела |
Грамотное использование сильных сторон сферы архивного дела и целенаправленное воздействие на проблемные направления станут залогом успешного исполнения подпрограммы, а ее реализация, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию системы хранения, комплектования, учета и использования Архивного фонда Орловской области и улучшению имиджа архивной службы Орловской области.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием сферы архивного дела, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод. Он позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на развитие приоритетных направлений сферы архивного дела на основе координации деятельности органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления и других заинтересованных сторон.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов
подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
2.1. Приоритеты государственной политики
в сфере реализации подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы определены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации";
Закон Орловской области от 6 июля 1999 года N 109-ОЗ "Об архивном деле в Орловской области".
Данная подпрограмма учитывает положения вышеуказанных нормативных правовых актов. Она разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, и Стратегией социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
Подпрограмма разработана с целью упорядочения структуры государственной программы Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 годы)" в отраслевом разрезе, а также отношений, которые будут возникать между заинтересованными сторонами в ходе реализации мероприятий подпрограммы.
2.2. Цели, задачи и показатели (индикаторы)
достижения целей и решения задач подпрограммы
Проведенный анализ состояния сферы архивного дела Орловской области и определение приоритетных направлений дальнейшего развития архивного дела позволяют определить главную цель подпрограммы - совершенствование системы обеспечения хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Орловской области.
Исходя из цели подпрограммы, а также анализа сложившихся тенденций в сфере архивного дела, с учетом правовой и материально-технической среды функционирования архивных учреждений, подпрограмма ставит следующие задачи:
1) укрепление и модернизация материально-технической базы архивов;
2) улучшение обеспечения сохранности архивных документов;
3) развитие информационных архивных технологий, расширение доступа пользователей к архивной информации.
4) развитие кадрового потенциала в сфере архивного дела.
Использование программного метода даст возможность последовательно осуществлять меры по выполнению цели подпрограммы в рамках определенных задач по приоритетным направлениям развития архивного дела.
Эффективность решения задачи по укреплению и модернизации материально-технической базы архивов определяется целевым индикатором - доля архивов, улучшивших свою материально-техническую базу.
Данный показатель по итогам реализации подпрограммы должен составить 100%, так как предполагается провести в каждом архиве (в областном и 27 муниципальных) одно или несколько необходимых мероприятий по улучшению материально-технической базы (ремонт, модернизация или установка охранной и пожарной сигнализаций, замена электропроводки, оконных рам, дверей, приобретение компьютерной и другой оргтехники и пр.)
В данном показателе будут учитываться также и мероприятия по улучшению материально-технической базы с одновременным улучшением обеспечения сохранности архивных документов в части создания нормативного установленного температурно-влажностного режима хранения (установка вентиляционных систем, приобретение дезинфекционной камеры, а в муниципальных архивах - кондиционеров).
Задача по улучшению обеспечения сохранности архивных документов будет в целом решаться в рамках мероприятий по реставрации, картонированию документов, созданию страхового фонда самого ценного документального комплекса областного архива - уникальных документов и особо ценных дел. Эффективность решения задачи будет определяться несколькими целевыми индикаторами:
количество отреставрированных уникальных и особо ценных документов - планируется отреставрировать не менее 20 столбцов и грамот XVII-XVIII веков, метраж которых составляет до 100 и более метров, их неудовлетворительное физическое состояние вызывает наибольшее опасение в обеспечении нормальной сохранности;
количество закартонированных дел в муниципальных архивах - планируется в рамках реализации подпрограммы приобрести коробов и закартонировать в муниципальных архивах 18 тысяч единиц хранения, что позволит улучшить сохранность документов;
количество дел областного архива, закартонированных в бескислотный картон, - будут закартонированы не менее 80 дел одного из наиболее используемых в актуальных генеалогических исследованиях фондов - уездные временные ревизские комиссии Всероссийских переписей населения за 1762-1811 годы, тем самым будет улучшена сохранность ревизских сказок объемом до и более 1000-1500 листов, находящихся в плохом физическом состоянии;
доля уникальных документов, имеющих страховой фонд (микрофильмы) и фонд пользования в электронном формате к общему количеству документов, включенных в региональный реестр уникальных документов - планируется достижение стопроцентного показателя по итогам реализации подпрограммы с привлечением к данной работе сторонних профильных организаций, то есть создать страховой фонд (микрофильмы) и фонд пользования 89 уникальных документов, находящихся в 74 архивных делах объемом 7136 листов.
Эффективность решения задачи по развитию информационных архивных технологий, расширению доступа пользователей к архивной информации будет определяться следующими целевыми индикаторами:
доля особо ценных дел, переведенных на электронные носители, к общему объему хранящихся особо ценных дел (в настоящее время показатель равен 0,146%, к 2017 году в рамках реализации подпрограммы планируется достижение показателя 2,5% от общего объема в 32 328 учтенных особо ценных дел, оцифровка особо ценных дел будет проводиться с одновременным созданием страховых микрофильмов (также с привлечением сторонних профильных организаций);
количество пользователей архивной информации (в связи с повышением интереса у граждан к архивным источникам предполагается, что количество пользователей архивной информации будет ежегодно увеличиваться, в том числе в связи с реализацией в рамках подпрограммы мероприятий по оцифровке архивных документов, и достигнет в 2017 году 36 тысяч);
доля запросов, исполненных в установленный срок (объем запросов, поступающих в архивы области, стабильно высокий до или более 30 тысяч, планируется все запросы исполнять в установленный действующим законодательством срок, то есть 100% ежегодно; предполагается, что на выполнение данного показателя окажет значительное влияние приобретенная в рамках подпрограммы компьютерная и другая оргтехника, новые базы данных и программные комплексы, а также результаты работ по переводу архивных документов в электронный формат);
количество единиц хранения областного архива, используемых в научных, культурно-просветительных и социальных целях всеми категориями пользователей (предполагается, что в связи с развитием информационных архивных технологий, в том числе в рамках выполнения мероприятий подпрограммы по оцифровке документов, количество используемых архивных дел будет увеличиваться и составит к 2017 году 32 тысячи единиц хранения).
В рамках решения задачи по развитию кадрового потенциала архивистов планируется направление не менее 3 архивистов областного архива на курсы повышения квалификации, в том числе по программам, связанным с внедрением информатизации в сферу архивного дела.
Сведения о фактически достигнутых результатах по каждому показателю будут представляться в Управление областным и муниципальными архивами в годовых отчетах и статистических формах к ним, утвержденных приказом Федерального архивного агентства от 12 октября 2006 года N 59 и информационных отчетах.
Оценка достижения запланированных результатов по количественным показателям индикаторов определяется Управлением путем их сопоставления с плановыми показателями, по процентным показателям измеряется на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми процентными значениями за отчетный период.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях представлены в приложении 1 к подпрограмме.
Расчеты целевых индикаторов и показателей реализации подпрограммы производятся в соответствии с нижеприведенными формулами:
Индикатор 1. Доля архивов, улучшивших свою материально-техническую базу, определяется по следующей формуле:
, где:
- количество архивов, в которых проведены мероприятия в рамках подпрограммы по улучшению материально-технической базы (путем проведения мероприятий по ремонту, модернизации или установке охранной и пожарной сигнализаций, вентиляционных систем, кондиционеров, приобретению дезкамеры, замене электропроводки, оконных рам, дверей, приобретению компьютерной и другой оргтехники и пр.);
- общее количество архивов в Орловской области (областной и 27 муниципальных архивов).
Индикатор 2. Количество отреставрированных уникальных и особо ценных документов определяется по следующей формуле:
, где:
- количество отреставрированных уникальных документов;
- количество отреставрированных особо ценных единиц хранения.
Индикатор 3. Количество закартонированных дел в муниципальных архивах определяется по следующей формуле:
, где:
, - количество закартонированных единиц хранения в конкретных муниципальных архивах, осуществивших картонирование архивных документов.
Индикатор 4. Количество дел областного архива, закартонированных в бескислотный картон, определяется по следующей формуле:
, где:
- количество единиц хранения областного архива, закартонированных в бескислотный картон.
Индикатор 5. Доля уникальных документов, имеющих страховой фонд (микрофильмы) и фонд пользования в электронном формате, к общему количеству документов, включенных в региональный государственный реестр уникальных документов, определяется по следующей формуле:
, где:
- количество единиц хранения уникальных документов, имеющих страховой фонд (микрофильмы) и фонд пользования в электронном формате;
- общее количество единиц хранения уникальных документов, включенных в региональный реестр уникальных документов.
Индикатор 6. Доля особо ценных дел, переведенных на электронные носители, к общему объему хранящихся особо ценных дел определяется по следующей формуле:
, где:
- количество особо ценных единиц хранения, переведенных на электронные носители;
- общее количество хранящихся в областном архиве особо ценных единиц хранения.
Индикатор 7. Количество пользователей архивной информации определяется по следующей формуле:
, где:
, , - количество юридических и физических лиц, обратившихся в областной и муниципальные архивы области по всем категориям запросов, а также пользователей читальных залов, посетителей выставок, экскурсий, школьных уроков и прочих информационных мероприятий, проводимых в архивах области ежегодно.
Индикатор 8. Доля запросов, исполненных в установленный срок определяется по следующей формуле:
, где:
, , - количество запросов, исполненных в установленный срок в каждом архиве (областном и муниципальных);
- общее количество запросов, исполненных областным и муниципальными архивами области.
Индикатор 9. Количество единиц хранения областного архива, используемых в научных, культурно-просветительных и социальных целях всеми категориями пользователей, определяется по следующей формуле:
, где:
, , - количество единиц хранения, использованных ежегодно по всем категориям запросов, экспонировавшихся на выставках, экскурсиях, школьных уроках и других информационных мероприятиях, проведенных в областном архиве, а также предоставленных пользователям читальных залов областного архива.
2.3 Описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы,
сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
К ожидаемым конечным результатам подпрограммы относятся:
обеспечение совершенствования системы хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, обеспечивающих информационную основу разработки и реализации государственной политики, развития науки и культуры, обеспечения прав граждан и их потребностей в ретроспективной информации;
укрепление материально технической базы областного и муниципальных архивов;
развитие системы кадрового обеспечения архивного дела Орловской области;
увеличение объема и повышение качества архивных услуг, увеличение количества пользователей архивной информации;
популяризация архивных документов в целях патриотического воспитания граждан, формирование необходимого уровня гражданской исторической компетентности населения как важнейшей национальной задачи.
Реализация подпрограммы осуществляется в 2013-2017 годах. Деление подпрограммы на контрольные этапы не предусмотрено.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и
основных мероприятий подпрограммы
В состав подпрограммы не входят ведомственные целевые программы.
Основные мероприятия подпрограммы структурно соотнесены с целью и задачами подпрограммы. К ним относятся:
укрепление и модернизация материально-технической базы архивов;
улучшение обеспечения сохранности архивных документов;
развитие информационных архивных технологий, расширение доступа пользователей к архивной информации;
развитие кадрового потенциала в сфере архивного дела.
Каждое из основных мероприятий подпрограммы реализуется как совокупность программных мероприятий (проектов). Конкретный перечень мероприятий формируется разработчиком подпрограммы на основе предложений бюджетного учреждения Орловской области "Государственный архив Орловской области", администраций муниципальных образований районов и городов Орловской области (согласно долгосрочным муниципальным целевым программам развития архивного дела) исходя из цели и задач подпрограммы, объема планируемых бюджетных ассигнований и привлекаемых средств внебюджетных источников.
Определяющим фактором должно стать дальнейшее усиление поддержки сферы архивного дела со стороны государственных и муниципальных органов (в том числе в вопросах внедрения современных технологий и коммуникаций в деятельность архивных учреждений), осуществление единого целенаправленного процесса сохранения и эффективного использования документальных богатств Орловской области.
Подпрограмма представляет собой совокупность обеспеченных финансовыми и организационными ресурсами, скоординированных по задачам, срокам и исполнителям мероприятий в сфере архивного дела, направленных на решение вопросов улучшения функционирования сферы архивного дела области, сохранения документального наследия и развития основных приоритетных направлений архивной деятельности, создания организационных и экономических условий для успешного развития архивных учреждений в соответствии с современными реалиями посредством освоения информационных технологий, укрепления и развития материально-технической базы архивных учреждений.
В рамках выполнения задачи подпрограммы по укреплению и модернизации материально-технической базы архивов предусматриваются следующие мероприятия в областном архиве: проведение ремонта кровли, замена обветшавших деревянных оконных рам, установка нового стеллажного оборудования, приобретение специальных металлических шкафов для хранения микрофильмов страхового фонда, замена лифта в архивохранилище фондов ОПОД (в связи с истечением срока его эксплуатации), установка вентиляционной системы; приобретение новой дезинфекционной камеры.
Выполнение задачи по улучшению сохранности архивных документов предполагает приобретение оборудования для микрофильмирования с целью создания страховых копий документов, создание страхового фонда уникальных и особо ценных документов, проведение реставрации уникальных и особо ценных документов (с привлечением сторонних организаций); картонирование архивных документов в бескислотный картон.
Выполнение задачи по развитию информационных архивных технологий, расширению доступа пользователей к архивной информации предусматривает приобретение планетарного сканера для оцифровки архивных документов областного архива; продолжение работы по переводу на электронные носители особо ценных дел, уникальных документов на бумажных носителях и фонодокументов (как силами сотрудников областного архива, так и в рамках привлечения сторонних организаций); приобретение новых учетных и тематических баз данных и программных комплексов; издание подготовленных информационных справочников, способствующих популяризации архивных документов, их использованию в целях развития исторической науки, культуры, краеведения.
В рамках развития кадрового потенциала предполагается направление не менее 3 специалистов областного архива на курсы повышения квалификации.
Значительный комплекс мероприятий будет осуществлен в рамках подпрограммы с учетом ее цели и задач в муниципальных архивах области.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит повысить безопасность и эффективность работы архивов, обеспечит удовлетворение растущего спроса населения, государства и общества в получении архивной информации, окажет позитивное влияние на процесс интеграции документов Архивного фонда Орловской области в информационное пространство.
В конечном итоге реализация подпрограммы обеспечит значительное улучшение обеспечения сохранности архивных документов и существенно повысит качество и доступность информационных услуг в области архивного дела.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении 2 к подпрограмме.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Меры налогового, тарифного, кредитного государственного регулирования в рамках реализации подпрограммы не предусмотрены. Предоставление налоговых льгот и финансовых гарантий по ранее взятым и перспективным кредитам для организаций всех форм собственности, участвующих в реализации подпрограммы, также не предусмотрено.
Выпадающих доходов областного бюджета, бюджета муниципальных образований, участвующих в реализации подпрограммы, а также увеличение обязательств Орловской области не запланировано.
Государственное регулирование подпрограммы будет осуществляется путем взаимодействия ответственного исполнителя государственной программы, являющегося ответственным исполнителем подпрограммы с участниками выполнения мероприятий подпрограммы по вопросам развития архивного дела в Орловской области, включающего планирование, оперативный контроль и координацию взаимодействия с областным архивом, органами местного самоуправления, другими организациями.
В рамках правового регулирования реализации подпрограммы предполагается корректировка подпрограммы (ежегодно), а также утверждение порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований районов и городов Орловской области.
5. Прогноз сводных показателей целевых заданий
по этапам реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы в рамках государственного задания бюджетному учреждению Орловской области "Государственный архив Орловской области" не планируется.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых
органами местного самоуправления в случае их участия
в разработке и реализации подпрограммы
Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, планируются в соответствии со смысловым содержанием подпрограммы и государственной программы и направлены на развитие архивного дела в Орловской области, включая развитие архивного дела на муниципальном уровне в муниципальных архивах, расположенных на территории 27 муниципальных образований районов и городов Орловской области.
Финансирование областного бюджета, направленное на реализацию мероприятий в рамках полномочий муниципальных образований районов и городов Орловской области, будет осуществляться посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям на основе соглашений, заключаемых главным распорядителем средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
В рамках выполнения задач подпрограммы по укреплению и модернизации материально-технической базы архивов, улучшению обеспечения сохранности архивных документов, развитию информационных архивных технологий в муниципальных архивах предусматриваются мероприятия по модернизации или установке пожарной, охранной сигнализаций, замене электропроводки, ветхих деревянных оконных рам, приобретению металлических стеллажей, установке оконных распашных металлических решеток, планируется установка кондиционеров, приобретение коробов для картонирования дел, обновление компьютерной и множительно-копировальной техники, приобретение выставочного оборудования.
7. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется из бюджетных источников, включающих средства федерального бюджета, бюджета Орловской области и бюджетов муниципальных образований районов и городов Орловской области, а также из внебюджетных средств областного архива, не имеющих отношения к целевым внебюджетным фондам.
Акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организаций, а также целевые внебюджетные фонды могут принимать участие в реализации подпрограммы в качестве получателей конечных исполнителей мероприятий подпрограммы.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы
При планировании ресурсного обеспечения подпрограммы учитывались высокая социальная значимость проблемы, реальная ситуация в бюджетной сфере на региональном уровне и возможность ее решения при вовлечении в совместную деятельность всех участников реализации подпрограммы.
Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Федеральные средства в качестве софинансирования мероприятий подпрограммы планируется получить в результате направления областным архивом заявок в Федеральное архивное агентство Министерства культуры Российской Федерации на софинансирование ряда мероприятий подпрограммы, касающихся областного архива (по оснащению современным техническим оборудованием, созданию страхового фонда и переводу архивных документов в электронный формат, реставрации уникальных документов) в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)".
Внебюджетные средства, получаемые областным архивом за выполнение платных услуг, будут направляться также на софинансирование мероприятий областного архива в объемах, запланированных в подпрограмме.
Объемы финансирования подпрограммы за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов этих бюджетов на соответствующий год.
Финансовое обеспечение подпрограммы планируется осуществлять согласно перечню мероприятий подпрограммы в пределах бюджетных лимитов 2013-2017 годов, объем которых подлежит ежегодному уточнению.
Общий объем финансирования подпрограммы составит 17 550,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2013 году - 1 200,0 тысяч рублей;
2014 году - 2 200,0 тысяч рублей;
2015 году - 2 200,0 тысяч рублей;
2016 году - 6 850,0 тысяч рублей;
2017 году - 5 100,0 тысяч рублей.
Из общего объема по источникам финансирования денежные средства распределяются следующим образом:
федеральный бюджет - 3 000,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2013 году - финансирование не предусмотрено;
2014 году - 1 000,0 тысяч рублей;
2015 году - 1 000,0 тысяч рублей;
2016 году - 1 000,0 тысяч рублей;
2017 году - финансирование не предусмотрено;
областной бюджет - 13 000,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2013 году - 1 000,0 тысяч рублей;
2014 году - 1 000,0 тысяч рублей;
2015 году - 1 000,0 тысяч рублей;
2016 году - 5 000,0 тысяч рублей;
2017 году - 5 000,0 тысяч рублей;
местные бюджеты - 1 050,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2013 году - 100,0 тысяч рублей;
2014 году - 100,0 тысяч рублей;
2015 году - 100,0 тысяч рублей;
2016 году - 750,0 тысяч рублей;
2017 году - финансирование не предусмотрено;
внебюджетные источники - 500,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2013 году - 100,0 тысяч рублей;
2014 году - 100,0 тысяч рублей;
2015 году - 100,0 тысяч рублей;
2016 году - 100,0 тысяч рублей;
2017 году - 100,0 тысяч рублей.
По направлениям затрат финансирование подпрограммы распределяется следующим образом:
прочие нужды - 17 550,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2013 году - 1 200,0 тысяч рублей;
2014 году - 2 200,0 тысяч рублей;
2015 году - 2 200,0 тысяч рублей;
2016 году - 6 850,0 тысяч рублей;
2017 году - 5 100,0 тысяч рублей.
Главным распорядителем бюджетных средств по всем мероприятиям подпрограммы является Управление культуры и архивного дела Орловской области.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета представлено в приложении 3 к подпрограмме.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников на реализацию подпрограммы приведены в приложении 4 к подпрограмме.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы по мероприятиям и по источникам финансирования приведены в приложении 5 к подпрограмме.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание
мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К их числу относятся макроэкономические риски, связанные с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий подпрограммы, в том числе мероприятий по приобретению дорогостоящего оборудования (вентиляционной системы, планетарного сканера и прочее).
Экономические риски могут также повлечь изменения стоимости мероприятий подпрограммы (выполнения работ), что может негативно сказаться на реализации подпрограммы.
Операционные риски, имеющие место, связаны с несовершенством системы управления, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой подпрограммы. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов.
Техногенные и экологические риски, связанные с возникновением крупной техногенной или экологической катастрофы. Эти риски могут привести к отвлечению средств от финансирования подпрограммы в пользу других направлений развития Орловской области.
Риски финансовой необеспеченности, имеющие место, связаны с недостаточностью бюджетных средств на реализацию подпрограммы. Эти риски могут привести к не достижению запланированных результатов и (или) индикаторов, нарушению сроков выполнения мероприятий, отрицательной динамике показателей, к снижению прогнозируемого вклада подпрограммы в улучшение деятельности архивных учреждений области, сохранности архивных документов, а также качества услуг, предоставляемых населению архивами.
Финансовая необеспеченность потребует внесения изменений в подпрограмму, пересмотра целевых значений показателей, и, возможно, отказа от реализации отдельных мероприятий и задач подпрограммы.
Отдельной разновидностью финансово-экономических рисков может стать риск неосвоения выделенных денежных средств. Его причиной являются:
низкая исполнительская дисциплина соисполнителей подпрограммы или должностных лиц ответственного исполнителя подпрограммы, которые несут ответственность за выполнение мероприятий подпрограммы;
несвоевременные разработка, согласование и принятие документов, обеспечивающих выполнение мероприятий подпрограммы;
недостаточная оперативность при корректировке плана реализации подпрограммы при наступлении веских на то оснований.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях в силу наличия разнонаправленных социальных интересов социальных групп, а также в условиях излишнего администрирования.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации подпрограммы на основе принципов открытости и подотчетности предусматривается:
формирование эффективной системы управления подпрограммой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности участников подпрограммы;
проведение мониторинга исполнения подпрограммы, при необходимости, ежегодной корректировки показателей (индикаторов), а также мероприятий подпрограммы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей и задач;
планирование реализации подпрограммы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач программы.
предоставление в установленном порядке полной и достоверной информации о ходе реализации и оценке эффективности реализации подпрограммы, в том числе через интернет пространство и средства массовой информации.
10. Обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов
подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов
по этапам ее реализации в разрезе муниципальных образований
В соответствии с запланированными мероприятиями подпрограммы эффективность выполнения цели и задач подпрограммы по развитию архивного дела в разрезе муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) будет определяться следующими показателями (индикаторами):
доля архивов, улучшивших свою материально-техническую базу (общий показатель для областного и 27 муниципальных архивов, предполагается в рамках подпрограммы в каждом муниципальном архиве провести необходимое мероприятие по улучшению материально-технической базы (модернизация или установка охранной и пожарной сигнализаций, замена электропроводки, оконных рам, дверей, установка кондиционеров в архивохранилищах, приобретение компьютерной и другой оргтехники и достигнуть стопроцентного показателя);
количество закартонированных дел в муниципальных архивах (планируется в рамках подпрограммы провести приобретение коробов и закартонирование до 18 тысяч единиц хранения, что позволит улучшить сохранность архивных документов);
количество пользователей архивной информации (в связи с повышением интереса у граждан к архивным источникам предполагается, что ежегодно количество пользователей архивной информации областного и муниципальных архивов будет увеличиваться, общее количество пользователей составит в 2017 году 36 тысяч, в том числе в муниципальных архивах более 20 тысяч);
доля запросов, исполненных в установленный срок (объем запросов, поступающих в архивы области, стабильно высокий до или более 30 тысяч, в том числе более 24 тысяч - в муниципальных архивах, планируется все запросы в областном и муниципальных архивах исполнять в установленный действующим законодательством срок, то есть 100% ежегодно, на выполнение данного показателя окажет влияние приобретенная в рамках подпрограммы для муниципальных архивов компьютерная и другая оргтехника).
Показатели (индикаторы) и их значения будут включаться в состав отчетов муниципальных образований о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных (городских) программ (подпрограмм) по развитию архивного дела в 2013-2016 годах.
Сведения о фактически достигнутых результатах по каждому показателю будут представляться уполномоченными органами в сфере архивного дела муниципальных образований в Управление в годовых отчетах и статистических формах к ним, утвержденных приказом Федерального архивного агентства от 12 октября 2006 года N 59, и информационных отчетах.
11. Обоснование мер по координации деятельности органов местного
самоуправления для достижения целей и конечных результатов
подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных
программ органами местного самоуправления
Субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных (городских) программ (подпрограмм) по развитию архивного дела предоставляются муниципальным образованиям на следующих условиях:
наличие муниципальной (городской) программы (подпрограммы) по развитию архивного дела;
наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования по софинансированию мероприятий муниципальной (городской) программы (подпрограммы) по развитию архивного дела с учетом установленного уровня софинансирования.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется ежегодно Управлением культуры и архивного дела Орловской области на основании отчетов руководителей уполномоченных органов муниципальных образований в сфере архивного дела о достижении значений целевых индикаторов эффективности использования субсидии, установленных соглашением, заключенным между Управлением культуры и архивного дела Орловской области и муниципальным образованием.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных (городских) программ (подпрограмм) по развитию архивного дела утверждается постановлением Правительства Орловской области.
12. Прогнозируемый объем расходов бюджетов муниципальных
образований на реализацию аналогичных программ с оценкой его влияния
на достижение целей и конечных результатов подпрограммы
Прогнозируемый объем расходов бюджетов муниципальных образований на реализацию аналогичных программ составит 1 050,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2013 году - 100,0 тысяч рублей;
2014 году - 100,0 тысяч рублей;
2015 году - 100,0 тысяч рублей;
2016 году - 750,0 тысяч рублей.
Реализация подпрограммы позволит улучшить материально-техническую базу муниципальных архивов, обеспечение сохранности архивных документов, приобрести или обновить компьютерную и множительно-копировальную технику.
В большинстве муниципальных образований реализуются муниципальные долгосрочные целевые программы развития архивного дела сроком по 2016 год включительно. В дальнейшем планируется продление или принятие новых муниципальных целевых программ с учетом основных мероприятий подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.