Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Инвестиционные приоритеты региона
3.1. Территориальные приоритеты
Территориальные приоритеты определяются исходя из степени вовлечения муниципальных образований в инвестиционный процесс, необходимости активного привлечения инвестиционных ресурсов и поддержки развития депрессивных территорий.
Исходя из указанных параметров муниципальные образования можно разделить на 5 условных групп:
1 группа - крупнейшие центры Орловской области, представляющие собой сосредоточение промышленных, образовательных, культурных объектов. Муниципальные образования этой группы являются демографическими центрами региона.
Данные территории развиваются с темпами, как правило, выше среднеобластных показателей, способны вести самостоятельную политику по привлечению инвестиционных ресурсов и развитию промышленных объектов в соответствии с определенными ранее отраслевыми приоритетами.
Вместе с тем существенными сдерживающими факторами являются отсутствие серьезных земельных ресурсов для перспективного развития; неспособность ранее существовавших производственных площадок удовлетворить потребности развития; существенные инфраструктурные ограничения.
2 группа - "столичные районы", представляющие собой муниципальные образования, охватывающие территорией крупнейшие центры Орловской области.
Данные территории муниципальных образований развиваются, как правило, в пределах среднеобластных показателей. Близость к демографическим центрам обуславливает наличие значительного количества производств, развитую энергетическую, дорожную инфраструктуру, возможность выбора земельных участков для развития новых производств, развитый аграрный сектор. Муниципальные образования этой группы являются резервом для дальнейшего территориального роста крупнейших центров Орловской области.
3 группа - муниципальные образования, имеющие в своем составе развитые районные центры, в том числе относящиеся к "малым городам Орловщины". По своему производственному и аграрному потенциалу они были способны составить внутрирегиональную территориальную конкуренцию "столичным районам". Вместе с тем по ряду объективных и субъективных причин потеряли былой производственный и демографический потенциалы. Ухудшающими факторами являются их удаленность от сложившихся демографических центров и отсутствие в ряде случаев необходимой производственной инфраструктуры. В то же время муниципальные образования этой группы имеют свободную энергетическую инфраструктуру и значительные земельные ресурсы, пригодные для создания новых производств, развития аграрного комплекса.
4 группа - муниципальные образования, не имеющие серьезного производственного потенциала, но в то же время являющиеся лидерами по производству сельскохозяйственной продукции.
5 группа - муниципальные образования, демонстрирующие показатели ниже среднеобластных, не имеющие ярко выраженных производственных объектов и имеющие умеренно развитый аграрный комплекс. Основа таких муниципалитетов - предпринимательство и бюджетный сектор.
Деление территорий с точки зрения их инвестиционной привлекательности, описанное выше, является условным. Факторы ухудшения и улучшения инвестиционной привлекательности вследствие инфраструктурного развития, улучшения административной среды могут приводить к переходу муниципальных образований из одной группы в другую.
Сложившаяся отраслевая структура территорий (муниципальных образований региона) приведена в приложение 2.
Очевидно, что для достижения мультипликативного эффекта в создании новых производственных объектов необходимо объединение усилий муниципальных образований двух первых групп: первые обладают необходимыми людскими ресурсами и возможностью создания производственной инфраструктуры, вторые - земельными ресурсами, соответственно поддержка муниципалитетов указанных групп будет направлена на координацию совместных усилий по развитию, прежде всего, индустриальных парков, располагаемых на границах муниципалитетов.
3 группа способна привлечь и обеспечить всем необходимым средние производства.
При этом активизация инвестиционной деятельности может быть связана как с созданием индустриальных парков вблизи границ районных центров, так и "территорий развития", несколько удаленных от центров муниципалитетов.
Необходимость такого подхода диктует возможность концентрации, прежде всего, промышленных предприятий среднего бизнеса в относительно небольших индустриальных парках на площадях до 50 га, привязанных к трудовым ресурсам, сосредоточенным в районных центрах.
В то же время создание "территорий развития" позволит обеспечить льготные условия для размещения новых производств на значительных территориях, удаленных от центров концентрации ресурсов, но обладающих потенциалом и интересных для инвесторов. Новые производства могут иметь в этом случае самый широкий отраслевой спектр.
4 группа - преимущественно проекты, связанные с аграрным бизнесом как средним, так и крупным.
Соответственно оптимальным видится создание крупных по площади "территорий развития", позволяющих эффективно решать вопросы развития аграрного бизнеса и переработки сельскохозяйственного сырья.
5 группа - проекты производственных и аграрных предприятий малого бизнеса.
5 группа муниципалитетов - прежде всего среда для развития малого предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, в которых будет связана с эффективными мерами поддержки в рамках мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012-2020 годы".
Вместе с тем подобное деление ни в коей мере не ограничивает реализацию любого инвестиционного проекта на всей территории Орловской области в зависимости от интересов самого широкого круга предпринимателей.
3.2. Отраслевые приоритеты
Экономика области представлена всеми видами экономической деятельности, ведущими из которых являются сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, торговля.
Регион располагает достаточным производственно-экономическим потенциалом аграрно-промышленной направленности для решения внутриобластных задач, а также для взаимодействия на межрегиональном уровне в соответствии со сложившимся разделением труда.
Отдельные промышленные отрасли имеют свою специфику:
в машиностроении производятся: коммунальная техника специального назначения; запчасти для автомобильной промышленности; насосы различных модификаций; компрессоры; гидравлические системы; промышленное холодильное оборудование; машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства; дорожно-строительная техника;
на предприятиях приборостроения и электроники накоплен высокий научно-технический потенциал в виде наукоемких технологий и высококвалифицированных специалистов. Производится: оптоэлектронная и светодиодная техника; электротехническая продукция; топливораздаточное оборудование; приборы рентгеновской техники и жидкостной хроматографии;
продукция черной металлургии - изделия из черных металлов (проволока, тросы, канаты, решетки, сетки, электроды сварочные, изделия крепежные).
В структуре промышленного производства области в 2012 году обрабатывающие производства составили 84,3 %.
В структуре обрабатывающих производств промышленного комплекса лидирующее положение занимают следующие виды экономической деятельности, на долю которых приходится около 92 % общего объема производства: производство пищевых продуктов, включая напитки - 34,8 %; отрасли машиностроения (в том числе: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, производство машин и оборудования) - 30,2 %; металлургическое производство - 16 %; производство неметаллических минеральных продуктов - 10,7 %.
Наличие в отраслях промышленности таких факторов, как многоотраслевая структура промышленного производства, наличие универсальных и специализированных производств, сложившаяся система привлечения инвестиций должны способствовать успешному развитию промышленного производства в Орловской области.
Однако высокая степень износа основных фондов, неполная загрузка производственных мощностей крупных и средних предприятий, высокий удельный вес убыточных предприятий, низкая доля инновационной продукции в общ ем объеме отгруженных товаров, дефицит отдельных категорий инженерных и рабочих специальностей на рынке труда, недостаточный уровень развития маркетингового обеспечения производства не позволяют в полной мере обеспечить успешное развитие промышленного производства в Орловской области.
Решение указанных проблем ожидается в рамках реализации государственной программы Орловской области утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 10 октября 2012 года N 363 "Развитие промышленности Орловской области на 2013-2016 годы".
На реализацию мероприятий в рамках государственной программы в течение пяти лет запланировано направить 1 943 млн. рублей, в том числе более 90% средств на основное мероприятие - техническое перевооружение и модернизацию промышленного производства Орловской области.
Агропромышленный комплекс Орловской области представляет собой многоотраслевое образование, объединяющее производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Сельское хозяйство является не только основой агропромышленного комплекса, но и важнейшей отраслью региональной экономики. Его доля в объеме валового регионального продукта составляет 16 %.
Сельское хозяйство Орловской области специализируется на производстве зерна, мяса, молока, сахарной свеклы, картофеля, овощей, масличных культур. В структуре производства продукции сельского хозяйства во всех категориях в 2012 году наибольший удельный вес занимает производство зерна (29,0%), затем выращивание скота и птицы - 22,1%, производство картофеля - 15,0%, молока - 10,5%, сахарной свеклы - 8,1%, семян и плодов масличных культур - 3,8%, овощей и кормовых культур - по 3,2%.
Продукция растениеводства в структуре производства продукции сельского хозяйства во всех категориях в 2012 году занимает 58,8%.
Основные проблемы в сельском хозяйстве области:
технологическое отставание, связанное с износом основных фондов;
недостаточный объем инвестиций в основной капитал.
Решение наиболее важных задач, обеспечивающих развитие агропромышленного комплекса, предполагается в рамках основных мероприятий государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года N 351 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы".
3.3. Перспективные виды продукции, работ и услуг
Учитывая традиционную отраслевую специфику региона и текущее положение, основными отраслевыми приоритетами являются:
в промышленности - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; производство электрооборудования; электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования; текстильное и швейное производство;
в сельском хозяйстве - развитие отраслей молочного и мясного животноводства; птицеводства; перерабатывающих и пищевых производств.
При этом важно отметить, что в промышленном секторе наряду с перечисленными отраслевыми приоритетами назрела острая необходимость развития новых производственных сфер с инновационной продукцией, создающей высокую добавленную стоимость.
Примерами таких производств, созданных в последнее время, могут служить производство стальной фибры, полный цикл производства инсулинов, производство строительной керамики.
Новый перспективный производственный кластер может быть сформирован на основе производств, использующих в качестве сырья местные запасы полезных ископаемых.
В Орловской области имеется существенный потенциал добычи сырья для производства теплоизоляционных материалов, цемента, фосфатных минеральных удобрений, минеральных красок и др. Предполагается освоение месторождений железной руды, цеолитов, известняков и высококачественных глин, а также титан-циркониевых месторождений.
Орловская область располагает железными рудами, глинами тугоплавкими и легкоплавкими, трепелами, минеральными красками, цементным сырьем, камнями строительными, мелом для производства извести, песками для строительных работ и производства силикатных изделий, глинами и суглинками для производства минеральной ваты. Запасы железной руды в Орловской области являются продолжением Курской магнитной аномалии.
Орловская область обладает в сравнении с близлежащими регионами благоприятными перспективами: возможность выпуска различных видов цемента высокого качества (портландцемент, пуццолановый портландцемент и др.) на основе местной сырьевой базы (цементные глины и известняки, активные природные минеральные добавки); благоприятные транспортно-экономические условия.
Перспективные прогнозные площади для выявления новых месторождений цементного сырья имеются в восточных районах Орловской области - Залегощенском, Верховском, Новодеревеньковском, Кранозоренском.
Подобные проекты получат максимально комфортные условия для размещения на территории региона и смогут претендовать на весь спектр мер государственной поддержки.
Спецификация и конкретизация применяемых мер государственной поддержки будут определяться применительно к каждому новому проекту публично, в то же время учитывая его специфику.
В сельском хозяйстве основные усилия будут направлены на ликвидацию "перекоса" между производством продукции растениеводства, животноводства и собственных перерабатывающих мощностей.
Примерами таких проектов служат следующие предложения:
1. Строительство в Орловской области сахарного завода мощностью 12 тыс. тонн переработки сахарной свеклы в сутки.
2. Создание птицеводческого комплекса по производству пищевого куриного яйца.
3. Строительство комплексов крупного рогатого скота на 1200 голов.
4. Строительство в Орловской области завода по глубокой переработке зерна.
Динамично развивающимся кластером способна стать туристическая отрасль. Орловская область обладает существенным потенциалом для развития туризма.
Туристская специфика Орловской области обуславливается как географическими, так и историческими причинами. Географически территория области уникальна водоразделом трех речных бассейнов - Деснянского, Волжского и Донского, что создавало идеальные условия для сухопутных путешествий. Сегодня область характеризуется разнообразием рельефов, климатических зон, животного и растительного мира, значительным рекреационным потенциалом.
Развитием природно-экологического туризма в Орловской области занимается национальный парк "Орловское полесье", который неразрывно связан с именем И. С. Тургенева. Здесь жили персонажи его "Записок охотника".
Богатые фольклорные традиции Орловщины и народные промыслы - орловский спис, глиняные чернышенская и плешковская игрушки - сохранились благодаря значительной отдаленности от центров государственности.
Сегодня из Москвы в Орел можно доехать на поезде за 4,5 часа. В Орле туристов принимают 10 гостиниц категорий до 5 звезд.
Среди них особо выделяется туристический многофункциональный комплекс "ГРИНН", где впервые реализована идея предоставления полного комплекта услуг для крупных мероприятий на 2000 участников делового туризма с многочисленными сопутствующими составляющими, а также одновременным проживанием и досуговой занятостью их свободного времени на единой территории.
Выгодное географическое расположение региона и его областного центра, в том числе на пересечении значимых международных транспортных коридоров ("Север-Юг", "Запад-Восток"), близость к Москве и обширные рынки сбыта предопределяют ускоренное развитие логистики, услуг по сопровождению и оформлению товаро- и продуктооборота, транспортного машиностроения, всех услуг, связанных с коммуникацией.
Формирование современного транспортно-логистического кластера региональной экономики является одним из наиболее перспективных направлений ее развития.
Создание транспортно-логистической инфраструктуры приведет к увеличению доли занятых на транспорте; намечаемое развитие туризма, вовлечение в оборот уникального историко-культурного потенциала области позволит привлечь кадры в сферу обслуживания туристов (торговля, сувениры, питание, транспортное обслуживание), развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности будет способствовать занятости в сельской местности и в малых городах.
Подобные проекты также получат максимально комфортные условия для размещения на территории региона и смогут претендовать на весь спектр мер государственной поддержки.
3.4. Технологии опережающего развития
Существенной мерой, призванной улучшить инвестиционный климат региона, способной привлечь инвестиции в реальный сектор экономики и содействовать модернизации экономики региона, станет создание и развитие индустриальных парков как структуры, формирующей максимально комфортные условия для создания новых производств.
При этом создаваемые индустриальные парки будут обладать готовой инфраструктурой, позволяющей потенциальным резидентам немедленно начать установку оборудования.
Дальнейшее развитие индустриальных парков предполагается на основе государственно-частного партнерства и, в первую очередь, именно за счет частных инвестиций и снижения рисков неэффективного использования региональных финансовых ресурсов. Участие бизнеса обеспечит снижение инвестиционных рисков за счет компетентного выполнения несвойственных государственным органам функций по проведению бизнес-экспертизы проектов и обеспечению окупаемости на рыночных условиях.
Некой альтернативой развитию индустриальных парков станет создание "территорий развития" в муниципальных образованиях Орловской области.
Организация подобных территорий станет возможна в муниципальных образованиях, которые по объективным причинам не смогут определить перспективные участки для создания индустриальных парков, либо возникнет необходимость реализации разнонаправленных инвестиционных проектов с использованием значительной территории муниципального образования.
Вместе с тем стратегия не исключает инфраструктурной поддержки индивидуальных инвестиционных проектов.
3.5. Малый и средний бизнес
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Орловской области действовало 7 878 субъектов малого и среднего предпринимательства (48,5% от общего числа организаций и предприятий Орловской области), а также 20 888 индивидуальных предпринимателей.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 году составила 59,4 тыс. человек (24,8% в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Орловской области).
По оценке доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВРП в 2012 году составила 26,8%.
Несмотря на достигнутые результаты, перед отраслью остро стоят следующие проблемы:
1) внешние:
а) низкая доступность финансовых ресурсов для бизнеса, особенно для стартапов;
б) высокие ставки налогов и страховых взносов;
в) проблемы доступа к земельным площадкам, производственным и офисным площадям (высокая стоимость недвижимого имущества и его аренды);
г) постоянный рост тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги;
д) негативная практика применения административного ресурса;
е) отсутствие широкого доступа к современным разработкам в научно-технической сфере;
ж) структурно-отраслевая диспропорция (доля субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере оптово-розничной торговли от числа всех субъектов малого и среднего предпринимательства традиционно занимает 45-52%).
2) внутренние, связанные с неэффективным использованием собственных ресурсов:
а) низкая доступность квалифицированных сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства;
б) низкая правовая грамотность бизнес-сообщества;
в) устаревшие технологии и оборудование;
г) отсутствие или использование неэффективных стратегий управления, в том числе маркетинговых.
Приоритетом развития малого и среднего предпринимательства является повышение его конкурентоспособности и адаптационного потенциала путем:
1) расширения инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения ее деятельности (фонды поддержки предпринимательства, фонды микрофинансирования, информационно-консультационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.);
2) предоставления финансовой поддержки в приоритетных отраслях экономики;
3) развития патентной системы налогообложения на территории Орловской области;
4) совершенствования механизма использования государственного и муниципального имущества;
5) стимулирования спроса на продукцию малых производственных и инновационных малых компаний;
6) организации массовых образовательных программ в сфере предпринимательства;
7) обеспечения открытости и доступности информации по вопросам предпринимательской деятельности, о мерах государственной поддержки.
3.6. Реализуемые и планируемые инвестиционные проекты
В рамках инвестиционных соглашений, заключений с Правительством Орловской области активно реализуется более 30 проектов.
Перечень инвестиционных проектов представлен в приложение 4.
В числе наиболее крупных инвестиционных проектов необходимо выделить:
1) строительство гречнево-хлопяного завода с элеватором и фасовочно-логистическим комплексом (ООО "Агро-Альянс");
2) развитие туристического многофункционального комплекса "ГРИНН" (ЗАО "Корпорация "ГРИНН");
3) строительство распределительного центра, развитие и совершенствование розничной торговли ООО "ИКС 5 Ритейл Групп";
4) создание электрометаллургического завода в г. Мценске ЗАО "МК "Сталькрон";
5) комплексный инвестиционный проект по созданию и развитию на территории Орловской области национального селекционно-гибридного центра по производству свинины и племенного молодняка (ООО "Знаменский СГЦ");
6) развитие и обеспечение текущей деятельности предприятий агропромышленного комплекса, аффилированных с "АВГ КЭПИТАЛ ЭДВАЙЗЕРИ ЛИМИТЕД", на территории Орловской области;
7) развитие сельскохозяйственного производства на базе ООО "Орелагропром" и ЗАО "Орелагроюг" на территории Орловской области (ЗАО "Орелинвестпром");
8) организация производства сельскохозяйственных культур на площади 40 тысяч гектаров и строительство животноводческих комплексов на территории Орловской области (ООО "Агропромышленный холдинг "Мираторг");
9) развитие электросетевого комплекса Орловской области и обеспечение надежного электроснабжения потребителей и энергетической безопасности Орловской области (ОАО "МРСК "Центра");
10) создание центров позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии на территории Орловской области (ГК "РОСНАНО").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.