Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общие положения и область применения Инвестиционной
стратегии Орловской области на период до 2020 года
1.1. Прогнозный сценарий развития российской
и мировой экономики до 2020 года
Инвестиционная стратегия Орловской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи органов государственной исполнительной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, а также принципы инвестиционной политики с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года.
Стратегия учитывает положения следующих нормативно-правовых актов:
1) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
2) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
3) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
4) Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
5) Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:
1) адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;
2) усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
3) исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
4) необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
5) начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
6) усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.
С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:
развитие и реализация сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;
модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитие институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективность государственных институтов;
укрепление доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
интенсивность повышения качества человеческого капитала и формирование среднего класса;
интеграция евразийского экономического пространства.
В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе: консервативный, инновационный и целевой (форсированный).
Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.
Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0-3,2 % в 2013-2020 годах, доля России в мировом ВВП в 2020 году сохранится на уровне 2012 года и составит 3,8%.
Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.
Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0-4,2% в 2013-2020 годах, что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП к 2020 году до 4,0%.
Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.
Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации:
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия".
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса".
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,6% в 2013-2015 годах и до 6,8% в 2016-2020 годах, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 4,6% к 2020 году.
Различие сценариев вытекает из внутренних факторов, разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.
Инновационный и форсированный сценарии предполагают более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Сценарии связаны со значительными объемами инвестирования в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных, по мировым критериям, профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и на уровне государственного управления, неэффективностью механизмов координации совместных усилий.
1.2. Миссия, видение, цели и задачи Стратегии
В складывающихся экономических условиях развитие инвестиционной деятельности стало краеугольным камнем для ускорения динамики социально-экономического развития области.
Правительством области на протяжении ряда лет предпринимались системные меры по поддержанию в регионе инвестиционной активности. Главной целью принимаемых мер являлось создание прозрачного и хорошо отлаженного механизма по привлечению и реализации поступающих в область инвестиций.
Вместе с тем дальнейшее развитие инвестиционной активности требует коренного улучшения основных подходов по созданию комфортных условий для инвесторов, реализующих свои проекты в Орловской области.
Так, по оценке Министерства регионального развития Российской Федерации, среднероссийское значение показателя объема инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека составляет 87,8 тыс. рублей.
В то же время значение указанного показателя по Орловской области установилось на уровне 51,9 тыс. рублей (57-е место по Российской Федерации).
При этом средние значения показателя по регионам-лидерам достигают от 150,3 тыс. рублей до 1 млн. рублей (Краснодарский край, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ).
В этой связи миссией Орловской области является разрешение проблем, существенно сдерживающих развитие инвестиционного процесса:
1. Необходимость преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны.
2. Инфраструктурные ограничения, препятствующие созданию высокотехнологичных энергоемких производственных мощностей с высокой производительностью труда.
3. Отсутствие региональных институтов развития, интегрированных в федеральный и международный инвестиционные процессы.
4. Низкая ликвидность основных фондов большинства предприятий и, как следствие, невозможность активного использования инвестиционных механизмов, таких как долгосрочное кредитование, лизинг (финансовая аренда).
5. Низкая инвестиционная и эмиссионная активность предприятий.
1.3. Стратегическая цель инвестиционной политики Орловской области
Стратегической целю инвестиционной политики Орловской области на период до 2020 года является создание эффективной системы управления инвестиционным процессом для формирования максимально комфортных условий осуществления инвестиционной деятельности и интеграции регионального производственного комплекса в федеральный и международный инвестиционные процессы.
Достижение стратегической цели инвестиционной политики предполагает решение ряда задач:
1. Создание доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов.
На территории региона создается сеть индустриальных парков, "территорий развития" и отдельных свободных земельных участков, обеспеченных всей необходимой производственной инфраструктурой, позволяющих инвестору приступить немедленно к реализации проекта.
2. Формирование специализированной инфраструктуры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
На территории региона создано ОАО "Дирекция индустриальных парков Орловской области", которое не только занимается строительством коммуникаций на территории парков, но оказывает резидентам парков содействие в получении согласований и разрешительных документов, обеспечении безопасности объектов, предоставлении клининговых услуг, поддержании в рабочем состоянии систем энергоснабжения, газоснабжения, дорожных покрытий, систем водоснабжения и сточных вод, привлечении профильного рабочего персонала.
Кроме того, обособленное подразделение дирекции будет сопровождать инвесторов на всех этапах реализации проекта: от подготовки бизнес-плана до ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов.
Основные задачи обособленного подразделения:
консультирование Правительства Орловской области, муниципальных образований и предприятий, а также оказание помощи по вопросам повышения их инвестиционной привлекательности, привлечения инвестиций, составления инвестиционных программ и бизнес-планов, управления инвестиционными проектами и оценки их эффективности;
сотрудничество с Правительством Орловской области, муниципальными образованиями и предприятиями, иностранными компаниями и другими организациями в реализации инвестиционных проектов на территории Орловской области;
оказание содействия инвесторам.
3. Создание позитивного инвестиционного имиджа Орловской области.
Включает в себя проведение агрессивной PR-кампании, направленной на быстрое продвижение информации об Орловской области для целевой аудитории отечественных и иностранных инвесторов.
4. Модернизация нормативной правовой базы и административной среды развития инвестиционной деятельности в Орловской области.
Предусматривает адаптацию нормативно-правовой базы Орловской области, регулирующей инвестиционную деятельность, к изменяющимся условиям федерального законодательства и деловой практики реализации инвестиционных проектов.
5. Развитие финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций.
Обеспечивает расширение спектра механизмов поддержки инвестиционной деятельности, в том числе за счет создания регионального инвестиционного фонда и финансовой поддержки перспективных видов производственной деятельности с высокой добавленной стоимостью.
6. Создание комфортных условий для развития среднего и малого предпринимательства.
Предусматривает активное продолжение реализации программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
7. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса.
Предполагает использование естественного преимущества Орловской области, выражающегося в значительной концентрации различных категорий учебных заведений, позволяющих готовить специалистов любой квалификации всего спектра профессий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.