Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Уровень социально-экономического развития Орловской области
2.1. Общая характеристика Орловской области как региона,
привлекательного для инвестора
2.1.1. Географическое положение
Орловская область находится в юго-западной части Европейской территории Российской Федерации, в центре Среднерусской возвышенности, в южной части Центрального экономического района.
В северном направлении область граничит с Тульской областью, в северо-западном - с Калужской, в западном - с Брянской, в южном - с Курской, в восточном - с Липецкой областями.
Протяженность территории с севера на юг составляет более 150 км, в широтном направлении - свыше 200 км. Площадь территории - 24,7 тыс. кв. км. Численность постоянного населения Орловской области на 1 января 2013 года составила 775,9 тыс. человек. Областной центр - г. Орел. Наиболее крупные города - г. Ливны и г. Мценск. Расстояние от города Орла до города Москвы - 350 км.
Географическое расположение Орловской области представлено на рисунке 1.
Рисунок 1
2.1.2. Экономика
Экономика Орловской области представлена всеми видами экономической деятельности, ведущими из которых являются сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, торговля. Регион располагает достаточным производственно-экономическим потенциалом аграрно-промышленной направленности для решения внутриобластных задач, а также для нормального взаимодействия на межрегиональном уровне в соответствии со сложившимся разделением труда.
По основным макроэкономическим показателям в среднедушевом исчислении Орловская область приближается к средним показателям для регионов Центрального федерального округа. Валовый региональный продукт на душу населения в 2010 году составил 129,9 тыс. руб. (157, 44 тыс. руб. - среднее значение валового регионального продукта регионов Центрально федерального округа без учета города Москвы).
2.1.3. Промышленный комплекс
Промышленный комплекс выступает базовой составляющей экономики Орловской области.
Сегодня в Орловской области производится:
15% российского производства керамической плитки;
14% российского производства насосов и насосного оборудования;
более 29% российского производства дорожной техники;
14% российского производства коммунальной техники;
около 19% российского производства холодильного оборудования;
10% российского производства трикотажных чулочно-носочных изделий.
Одной из характерных особенностей промышленности области является ее высокий уровень межотраслевой кооперации с предприятиями других регионов, поскольку до 85% всех потребляемых материальных ресурсов ввозится из-за пределов области, за исключением предприятий, выпускающих пищевые продукты и строительные материалы, ориентированных прежде всего на использование местной сырьевой базы.
В промышленном комплексе области по состоянию на 1 января 2013 года зарегистрировано 1777 хозяйствующих субъектов, занимающихся промышленным производством, функционирует около 160 крупных и средних предприятий.
Численность работников - более 54 тыс. человек. Это около четверти общей численности работающих в экономике области.
В структуре промышленного производства области в 2012 году обрабатывающие производства составили 84,3%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 15,4%, добыча полезных ископаемых - 0,3%.
Более 82% промышленного производства области сосредоточено на крупных и средних предприятиях и организациях городов Орел (61%), Ливны (10%) и Мценск (11,0%).
2.1.4. Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс Орловской области представляет собой многоотраслевое образование, объединяющее производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Орловская область располагает благоприятными агроклиматическими условиями для ведения сельскохозяйственного производства. Одним из наиболее важных преимуществ Орловской области является наличие на юго-востоке территории региона плодородных черноземных почв.
Сельское хозяйство является не только основой агропромышленного комплекса, но и важнейшей отраслью региональной экономики. Его доля в объеме валового регионального продукта составляет 16%.
В общей земельной площади области, составляющей 2,47 млн. гектаров, 1,9 млн., или 77%, занимают земли сельскохозяйственного назначения, из которых 1,5 млн. гектаров, или 79,4%, - пашня.
Сегодня область способна производить более 2,5 миллиона тонн зерна.
По этим показателям в 2012 году она занимает 4-е место по Центральному федеральному округу после Воронежской, Курской и Белгородской областей, 11-е место - по России.
По объему производства продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах в хозяйствах всех категорий в 2012 году Орловская область располагается на 8-м месте по Центральному федеральному округу и на 33-м месте - по России.
2.1.5. Строительство
Строительство является одной из важнейших отраслей реального сектора экономики. Доля строительства в общем объеме валового регионального продукта в 2012 году составила 4,6 %, в общих налоговых поступлениях - 8,5%.
Всего по виду экономической деятельности "Строительство" на 1 января 2013 года осуществляли свою деятельность 1404 предприятия и организации всех форм собственности.
Жилищное строительство является наиболее важной составляющей деятельности строительных организаций области. Ежегодно вводится более 350 тыс. кв. метров жилья.
В целом за 2008-2012 годы в области введено в эксплуатацию 1 569,6 тыс. кв. метров общей площади жилья.
2.1.6. Потребительский рынок
Среднемесячная заработная плата одного работника в целом по всем видам экономической деятельности в 2012 году сложилась в сумме 16 921,8 рубля. Ежегодный темп роста в среднем за последние 5 лет - 114,5%, в реальном исчислении - 104,7%.
Денежные доходы населения в 2012 году достигли 154 950,6 млн. рублей, что на 12,9% больше, чем в 2011 году, и на 60,6% больше, чем в 2008 году.
Темп роста денежных расходов населения, сложившихся в размере 139 699,3 млн. рублей, составил 114,2% к 2011 году и 161,2% к 2008 году.
Оборот розничной торговли за январь-декабрь 2012 года составил 81,6 млрд. рублей.
2.1.7. Финансовый сектор
В 2012 году в консолидированный бюджет области поступило 17,0 млрд рублей налоговых и неналоговых платежей, что на 13% больше, чем в 2011 году, и на 38,2% выше показателя 2008 года (с учетом корректировки).
Консолидированный бюджет области за 2012 год исполнен по доходам в сумме 28,4 млрд. рублей, что больше поступлений предыдущего года на 2,2 млрд рублей. В 2012 году расходы консолидированного бюджета сохранили социальную направленность. Расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, спорт, средства массовой информации составили 21,8 млрд. рублей, или 69,4% расходов регионального бюджета, и выросли по сравнению с уровнем прошлого года на 30,1%, относительно 2008 года - на 92,2%.
2.1.8. Развитие малого и среднего предпринимательства
Орловская область занимает пятое место в рейтинге регионов, в которых за последние годы прослеживается наиболее активное развитие малого и среднего бизнеса.
На 1 января 2013 года, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, в регионе действовало 7,9 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, а также 20,9 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Доля предприятий малого и среднего бизнеса (юридических лиц) на конец 2012 года составила 48,5% от числа всех организаций и предприятий области. Наибольшее число предприятий малого и среднего бизнеса действует в таких отраслях, как: торговля - 24,6%, обрабатывающая промышленность - 21,6%, сфера операции с недвижимым имуществом - 18%, сельское хозяйство - 9,8%.
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВРП в 2012 году составила 26,8%.
По показателю инвестиции в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства Орловская область среди регионов Центрального федерального округа занимает 14-е место, в целом по России - 45-е.
2.1.9. Уровень международной деловой активности
Основными задачами внешнеэкономической деятельности Орловской области являются:
1) повышение эффективности внешних связей;
2) содействие росту экспортного потенциала;
3) координация импортной политики;
4) обеспечение инвестиционной привлекательности региона.
Выполнение перечисленных задач способствует устойчивому развитию экономики области, формированию современных рыночных отношений, а также повышению конкурентоспособности местных товаропроизводителей.
В 2013-2020 годах прогнозируется увеличение объема внешнеторгового оборота Орловской области на 9-10%.
Партнерами региона являются предприятия и организации Франции, Ирландии, Италии, Украины, Литвы, Латвии, Германии, Китая, Турции, Соединенного Королевства, Аргентины, Польши, Чешской Республики, Словакии, Венгрии, Гонконга, Испании, Греции, Эстонии, Монголии, Румынии, Бельгии, Финляндии, Швейцарии, Венесуэлы, Болгарии.
Предприятиями области на экспорт поставляются коммунальная и дорожно-строительная техника, насосное оборудование, фильтры для автомобильной техники, нефтеналивное и топливораздаточное оборудование, комплектующие электротехнического назначения, холодильное и морозильное оборудование, изделия из черных и цветных металлов, керамическая плитка, молочная продукция, злаки, пшеница, подсолнечное и рапсовое масла.
На территорию области ввозятся механическое и электрическое оборудование, изделия из пластмассы и резины, корма для животных, продукты переработки фруктов и пищевых продуктов для производства напитков, соки фруктовые и овощные, сыры, ячмень, изделия из черных и цветных металлов, инструменты и аппараты оптические, фильтровальная бумага, расходные материалы для производства керамической плитки, щебень гранитный, мебель, фармацевтическая продукция, парфюмерные и косметические средства.
2.1.10. Научно-технический потенциал и система подготовки
высококвалифицированных кадров
В Орловской области действует многоуровневая система образования, основанная на использовании современных методик и программ.
На начало 2011/2012 учебного года в Орловской области действовало 6 самостоятельных учреждений высшего профессионального образования.
Численность студентов вузов в области (включая обучающихся в филиалах) составила 41,0 тыс. человек.
В 2012 году система начального профессионального образования Орловской области включала 15 профессиональных училищ. Кроме того, подготовку рабочих кадров по профессиям начального профессионального образования осуществляли 10 учреждений среднего профессионального образования и 2 учреждения высшего профессионального образования.
Численность учащихся в образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования, на конец 2012 года составила 6 029 человек.
На начало 2012/2013 учебного года в Орловской области вели подготовку специалистов со средним профессиональным образованием 22 самостоятельных образовательных учреждения среднего профессионального образования.
Численность студентов в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования, составила 12 001 человек.
2.1.11. Высокая обеспеченность и доступность энергетических ресурсов
На территории области действуют две электростанции общего пользования - Орловская и Ливенская ТЭЦ, которые являются подразделениями филиала ОАО "Квадра" - "Центральная генерация", а также 95 электростанций при промышленных, транспортных, строительных и прочих организациях. На долю Орловской и Ливенской ТЭЦ приходится 85% установленной мощности и более 91% областного объема выработанной электроэнергии.
Показатели установленной мощности электростанций и выработки собственной электроэнергии в области в 2012 году характеризуются следующими данными: количество электростанций - 97, мощность на конец года - 403,9 тыс. кВт, выработка электроэнергии - 1 272,2 млн кВт. ч.
Потребность хозяйствующих субъектов области в энергоресурсах удовлетворяется как за счет собственного производства электроэнергии, так и за счет перетоков от смежных энергосистем.
В 2012 году область получила электроэнергии от смежных энергосистем в 1,5 раза больше, чем выработала сама. Получено из-за пределов области 1 994,6 млн кВт. ч, выработано электроэнергии в области - 1 272,2 млн кВт. ч. Общее потребление электроэнергии в области за 2012 год составило 2 845,8 млн кВт. ч. Доля собственной электроэнергии в общем потреблении по области составила около 45 %.
Основная часть потребляемой электроэнергии приходится на обрабатывающие производства - 24,9%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 10,8%, транспорт и связь - 10,5%, сельское хозяйство - 4,1%, потреблено населением - 18,5%.
2.1.12. Минерально-сырьевые ресурсы
Орловская область занимает по природно-ресурсному потенциалу 70-е место среди субъектов Российской Федерации.
На территории области выявлено и разведано 254 месторождения и отдельных участка полезных ископаемых по 14 видам минерального сырья, в том числе: 1 месторождение железных руд, 88 месторождений 12 видов неметаллических полезных ископаемых (глины тугоплавкие и легкоплавкие, трепела, минеральные краски, цементное сырье, камни строительные, мел для производства извести, пески для строительных работ и производства силикатных изделий, глины и суглинки для производства минеральной ваты), 78 месторождений торфа (площадью более 10 га), 82 месторождения и отдельных участка пресных подземных вод и 5 - минеральных.
2.1.13. Развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры
Орловская область располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, выгодность которой предопределяется прежде всего относительной близостью к столице России - г. Москве.
Так, через область и непосредственно через областной центр - г. Орел - проходят важнейшие транспортные магистрали федерального значения.
Важнейшие транспортные магистрали федерального значения, проходящие через Орловскую область, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды магистралей |
Направления относительно области |
Наименование магистралей |
Железнодорожные |
С севера на юг |
Москва-Харьков-Крым-Кавказ |
|
С запада на восток |
Рига-Воронеж-Саратов |
Автомобильные |
С севера на юг |
Москва-Орел-Харьков-Симферополь |
|
С севера на юго-запад |
Москва-Киев |
|
На восток |
Орел-Тамбов |
|
На запад |
Орел-Брянск |
Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет более 596 км; автомобильных дорог с твердым покрытием - около 5 700 км, то есть практически до каждого населенного пункта. Крупными железнодорожными узлами области являются станции: Орел, Ливны, Мценск, Верховье, Лужки (в юго-восточной части г. Орла).
В настоящее время в области активно проводятся работы по укреплению и развитию материально-технической базы средств связи, приоритетными направлениями которой являются: создание современной электронной информационной сети в рамках системы информации и связи России; техническое перевооружение и реконструкция сети электрической связи, в том числе переход с аналоговой на цифровую систему; оснащение системы почтовой связи терминалами нового поколения.
2.1.14. Территориальное развитие
В области насчитывается 267 муниципальных образований: 3 городских округа (Орел, Ливны, Мценск), 24 муниципальных района, 17 городских поселений, 223 сельских поселения и 2 922 сельских населенных пункта.
2.1.15. Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в Орловской области остается достаточно сложной. По предварительной оценке Росстата, на начало 2013 года численность населения Орловской области составила 775,9 тыс. человек, из которых 510,6 тыс. человек (65,8%) - горожане и 265,3 тыс. человек (34,2%) - сельские жители.
Число жителей области за 2008-2012 годы сократилось на 29,3тыс. человек, или на 3,6%. При этом уменьшение численности сельского населения происходило несколько быстрее, чем городского (на 5,3% и 2,7% соответственно).
2.1.16. Уровень безработицы
Уровень безработицы составил 1,1% в конце 2012 года против 1,5% в конце 2008 года и 2,0% в конце 2009 года. Самый высокий уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 января 2013 года зафиксирован в Корсаковском районе Орловской области - 1,8% экономически активного населения, самый низкий 0,8% - в Верховском и Знаменском районах.
SWOT - анализ развития инвестиционной деятельности представлен в таблице 2.
2.2. SWOT - анализ развития инвестиционной деятельности
Таблица 2
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1 |
2 |
1. Выгодное экономико-географическое положение: благоприятные климатические условия; транспортное транзитное расположение; стабильное социально-политическое положение. 2. Нормативная база. 2.1. Государственная поддержка при осуществлении инвестиционной деятельности согласно Закону Орловской области от 6 октября 2009 года N 969-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области" предусматривает: а) льготы по налогу на прибыль организаций; б) льготы по налогу на имущество организаций; в) частичное субсидирование за счет средств областного бюджета расходов по выплате процентной ставки за пользование кредитами банков, привлеченными для осуществления инвестиционных проектов, по которым заключены соответствующие договоры (соглашения) с Правительством Орловской области; г) предоставление субсидий в целях обеспечения производственных площадок на территории Орловской области производственной инфраструктурой, включая проведение работ по землеустройству, постановку сформированных земельных участков, предназначенных для размещения указанной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на них 2.2. Предоставление государственных гарантий Орловской области по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, и кредитам, привлекаемым юридическими лицами, участвующими в реализации областных программ при строительстве (реконструкции) объектов социального назначения (постановление Правительства Орловской области от 15 июня 2011 года N 178 "О предоставлении государственных гарантий Орловской области по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, и кредитам, привлекаемым юридическими лицами, участвующими в реализации областных программ при строительстве (реконструкции) объектов социального назначения"). 2.3. Реализация подпрограммы "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области на период до 2020 года" в составе государственной программы "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области", которая утверждена постановлением Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года N 353 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области". 3. Высокопродуктивное сельское хозяйство и сохраненный промышленный потенциал. 4. Благоприятный инвестиционный климат. Стабильный рейтинг инвестиционного потенциала. 5. Один из самых низких уровней стоимости жизни в России, что для функционирования экономики и реализации инвестиционных проектов обуславливает возможность значительной экономии при найме рабочей силы. 6. Развитая образовательная база, способная обеспечить подготовку специалистов высокого уровня, необходимых для научно-инновационного развития региона. 7. Обширные экономические связи хозяйствующих субъектов с другими регионами страны и зарубежными странами. 8. Создание нового производственного кластера - производство медицинских препаратов. 9. Развитие индустриального парка "Зеленая роща" (на площади 140,5 га на территории Мценского района Орловской области) для формирования максимально комфортных условий для создания новых производств. 10. Единый оператор по организации и управлению индустриальными парками (ОАО "Дирекция индустриальных парков Орловской области", распоряжение Правительства Орловской области от 21 июня 2011 года N 258-р) |
1. Необходимость преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны. 2. Инфраструктурные ограничения, препятствующие созданию высокотехнологичных энергоемких производственных мощностей с высокой производительностью труда. 3. Отсутствие региональных институтов развития, интегрированных в федеральный и международный инвестиционные процессы. 4. Недостаточно эффективное использование существующих на данный момент преимуществ экономико- географического положения. 5. Низкая ликвидность основных фондов большинства предприятий и, как следствие, невозможность активного использования инвестиционных механизмов, таких как долгосрочное кредитование, лизинг (финансовая аренда). 6. Низкая инвестиционная и эмиссионная активность предприятий. 7. Зависимость экономики области от внешних факторов: конъюнктуры рынков и цен на сельскохозяйственную продукцию, размеров транспортных тарифов, тарифов на топливно-энергетические ресурсы. 8. Снижение численности населения региона. 9. "Слабость" бюджетной базы. 10. Отсутствие крупных интегрированных производственных кластеров, способных стать локомотивом в своих отраслях |
Возможности (О) |
Угрозы (T) |
1. Снижение инвестиционных рисков. Активизация инвестиционной деятельности в результате улучшения инвестиционного климата. 2. Привлечение новых партнеров, ранее не работавших в регионе. 3. Дальнейшая реализация действующих на данный момент инвестиционных проектов в экономике области. На их основе: а) расширение спектра производимых медицинских препаратов; б) расширение экспорта продукции агропромышленного комплекса; в) развитие экспорта машинно-технической, приборостроительной и электронной продукции. 4. Поиск и обсуждение с инвесторами наиболее насущных проблем и путей их решения. 5. Развитие государственно-частного партнерства на основе существующего опыта взаимодействия с инвесторами |
1. Увеличение конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны. 2. Ограничение доступа продукции Орловской области на внешние рынки. 3. Изменение федерального законодательства, ухудшающего инвестиционные условия в регионах. Дискриминационный механизм координации инвестиционных потоков в пользу федеральных особых экономических зон и более крупных регионов. 4. Снижение инвестиционных возможностей бюджета области в реальном секторе экономики при повышении нагрузки по исполнению социальных обязательств. 5. Зависимость международных и межрегиональных связей от внешней экономической конъюнктуры и политической ситуации |
Выбор стратегий на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами представлен в таблице 3.
Таблица 3
"Сила" (S) |
"Слабость" (W) |
|
SO |
WO |
|
1 |
2 |
|
1. Совершенствование механизма предоставления государственных гарантий области по займам и кредитам, направляемым на реализацию инвестиционных проектов (в сфере государственной поддержки инвестиционной деятельности). 2. Планомерная работа по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг; повышению уровня и качества жизни населения; развитию производственного, трудового и интеллектуального потенциала области. 3. Расширение круга участников в ежегодно проводимых в области мероприятиях - экономических форумах. 4. Формирование и инженерное обустройство инвестиционных площадок для размещения новых производств. 5. Вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных и приостановленных объектов. 6. Развитие системы реализации инвестиционных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства. 7. Повышение международного и национального рейтингов кредитоспособности и инвестиционной привлекательности Орловской области |
1. Формирование региональных институтов развития, интегрированных в федеральный и международный инвестиционные процессы. 2. Создание условий для повышения инвестиционной и эмиссионной активности предприятий. 3. Защита экономических интересов области в межрегиональной и международной торговле, рациональное использование возможностей глобального рынка товаров и услуг. 4. Повышение роли государственной поддержки при реализации проектов, направленных на создание производственной и бытовой инфраструктуры. 5. Осуществление демографической политики, способствующей притоку населения региона |
"Возможности" (О) |
ST |
WT |
|
1. Привлечение корпоративных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты с широкой географией; участие предприятий Орловской области в данных проектах. 2. Повышение качества корпоративного управления, уровня менеджмента, развития маркетинговых служб и дилерской сети с использованием экономических связей с хозяйствующими субъектами других регионов и зарубежных стран. 3. Дальнейшее совершенствование законодательства на региональном уровне для повышения инвестиционной привлекательности региона |
1. Изменение политической конъюнктуры и создание зарубежными странами искусственных барьеров по продвижению продукции на внешние рынки. 2. Негативные изменения цен на рынках естественных монополий могут привести к снижению конкурентоспособности продукции |
"Угрозы" (Т) |
Результат SWOT - анализа развития инвестиционной деятельности представлен в системе целей, задач и показателей инвестиционной политики в приложении 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.