Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 18
к постановлению
Правительства Орловской области
от 26 декабря 2013 г. N 460
Приложение 12
к государственной программе Орловской области
"Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной
программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
Паспорт
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы"
государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины
на 2013-2020 годы"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" (далее также - Подпрограмма 5) |
Ответственный исполнитель Подпрограммы 5 |
Департамент образования и молодежной политики Орловской области |
Соисполнители Подпрограммы 5 |
- |
Программно-целевые инструменты Подпрограммы 5 |
- |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав Подпрограммы 5 |
- |
Цель Подпрограммы 5 |
Предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий |
Задача Подпрограммы 5 |
Предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 5 |
1. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджета Орловской области и местных бюджетов. 2. Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджета Орловской области и местных бюджетов, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 3. Доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы 5 |
2014-2015 годы. Этапы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы 5 |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Подпрограммы 5, - 426 878,17 тыс.рублей, в том числе по годам: 2014 - 213 435,77 тыс.рублей; 2015 - 213 442,4 тыс.рублей; Из общего объема средств: средства федерального бюджета - 51 904 тыс.рублей, в том числе по годам: 2014 - 26 017 тыс.рублей; 2015 - 25 887 тыс.рублей; средства областного бюджета - 72 805 тыс.рублей, в том числе по годам: 2014 - 36 402,5 тыс.рублей; 2015 - 36 402,5 тыс.рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 36 377,1 тыс.рублей, в том числе по годам: 2014 - 18 122,3 тыс.рублей; 2015 - 18 254,8 тыс.рублей; внебюджетные источники - 265 792,07 тыс.рублей, в том числе по годам: 2014 - 132 893,97 тыс.рублей; 2015 - 132 898,1 тыс.рублей |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 5 |
Успешное выполнение мероприятий Подпрограммы 5 в 2014-2015 годах позволит обеспечить жильем 350 молодых семей, а также будет способствовать: 1) созданию условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; 2) привлечению в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственных средств граждан; 3) созданию условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; 4) укреплению семейных отношений и снижению социальной напряженности в обществе; 5) улучшению демографической ситуации в регионе |
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 5,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В современных условиях развития социально-экономической и политической системы России выявляется ряд негативных тенденций, характерных в первую очередь для молодого поколения. Такими проблемами являются общее снижение рождаемости, увеличение числа неполных семей и, как следствие, уменьшение численности коренного населения. В комплексе эти проблемы и являются первостепенной составляющей депопуляционных тенденций.
Для Орловщины, где традиционно большое внимание уделяется вопросам стабилизации демографической ситуации, данная проблема также актуальна.
Поэтому главная задача, которую призваны решать органы государственной власти, - создание комплексной системы государственной поддержки молодых семей в первую очередь через оказание им со стороны государства финансовой субсидиарной помощи в целях приобретения и строительства жилья.
В настоящее время на территории области проживает более 210 000 молодых граждан в возрасте до 35 лет, насчитывается более 14 000 молодых семей. Ежегодно в данной возрастной группе населения регистрируется более 9 тыс. браков и более 4 тыс.разводов.
Молодые семьи в основном не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, поскольку не в состоянии оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи чаще всего являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как актив для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также еще не имели возможности накопить средства на эти цели. При этом данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь на оплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов будет являться для молодежи хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для данной наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в регионе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.
Подпрограмма 5 позволит улучшить жилищные условия молодых семей в Орловской области, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, создаст условия для развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков ипотечного кредитования для банков, сокращения затрат на оформление ипотечных жилищных кредитов, развития вторичного рынка ипотечного кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в ипотеку.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
Подпрограммы 5, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов
подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Основной целью Подпрограммы 5 является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником Подпрограммы 5 может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, и нуждающаяся в жилых помещениях (далее - молодая семья).
Основной задачей Подпрограммы 5 является обеспечение предоставления молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса (далее - социальные выплаты).
Молодые семьи - участники Подпрограммы 5 могут обратиться в уполномоченную организацию для оказания услуг по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
Отбор уполномоченных организаций осуществляется органами исполнительной государственной власти Орловской области, участвующими в реализации Подпрограммы 5.
Основными принципами реализации Подпрограммы 5 являются:
добровольность участия в Подпрограмме 5 молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Подпрограммы 5;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках Подпрограммы 5 из федерального бюджета, бюджета Орловской области и (или) из местных бюджетов, при улучшении жилищных условий только один раз.
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 5 приведены в приложении 1 к Подпрограмме 5.
Сроки реализации Подпрограммы 5 - 2014-2015 годы. Этапы реализации не выделяются.
Успешное выполнение мероприятий Подпрограммы 5 позволит в 2014-2015 годах обеспечить жильем 350 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе по годам:
2014 - 170 молодых семей;
2015 - 180 молодых семей,
а также позволит обеспечить:
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Условиями прекращения реализации Подпрограммы 5 являются досрочное достижение целей и задач Подпрограммы 5, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
III. Характеристика ведомственных целевых программ и
основных мероприятий Подпрограммы 5
Реализация задачи Подпрограммы 5 предполагает осуществление ряда мероприятий, не требующих дополнительного финансирования, по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Подпрограммы 5;
финансовое обеспечение реализации Подпрограммы 5;
организационное обеспечение реализации Подпрограммы 5.
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы включают в себя разработку и обновление нормативно-правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Подпрограммы 5.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Подпрограммы 5 являются:
разработка и обновление финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий;
подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов федерального бюджета на соответствующий год и на плановый период.
Организационные мероприятия на областном уровне предусматривают:
1) ведение и обновление базы данных о молодых семьях, участвующих в Подпрограмме 5, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий Подпрограммы 5, и формирование единой информационной базы данных об участниках Подпрограммы 5 по Орловской области;
2) определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета Орловской области на реализацию мероприятий Подпрограммы 5;
3) отбор муниципальных образований для участия в Подпрограмме 5 и распределение субсидий (субвенций) между муниципальными образованиями по методике, утверждаемой законами Орловской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
4) отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
5) отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы 5 по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья;
6) осуществление контроля за реализацией Подпрограммы 5 на областном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
7) обеспечение освещения цели и задачи Подпрограммы 5 в средствах массовой информации Орловской области;
8) проведение мониторинга реализации Подпрограммы 5 на областном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику Подпрограммы 5.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
1) признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном требованиями Подпрограммы 5;
2) формирование списков молодых семей для участия в Подпрограмме 5;
3) определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы 5;
4) выдача молодым семьям свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе за счет субсидий (субвенций) из бюджета Орловской области (выдача свидетельств может осуществляться уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области при условии заключения соответствующего соглашения о реализации Подпрограммы 5 с органом местного самоуправления).
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования в рамках реализации Подпрограммы 5 не применяются.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы 5 представлены в приложении 3 к Подпрограмме 5.
V. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации
подпрограммы (при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы)
Оказание государственными учреждениями (работ) услуг в рамках реализации Подпрограммы 5 не предусмотрено.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами
местного самоуправления в рамках реализации Подпрограммы 5
Механизм реализации Подпрограммы 5 предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство о праве получения социальной выплаты для приобретения жилья (далее - также свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в Подпрограмме 5 (выдача свидетельств осуществляться уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области при условии заключения соответствующего соглашения о реализации Подпрограммы 5 с органом местного самоуправления).
Молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 в течение срока действия свидетельства о праве получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного или местного бюджета в размере не менее 5 процентов от средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства).
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Отбор банка для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области на конкурсной основе не позднее 10 (десяти) рабочих дней до окончания текущего финансового года. Порядок конкурсного отбора утверждается нормативно-правовым актом указанного органа исполнительной власти Орловской области.
Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Критерии отбора банков определяются государственным заказчиком Подпрограммы 5 аналогично порядку, утвержденному подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Центральным банком Российской Федерации.
Банки, претендующие на участие в Подпрограмме 5, должны удовлетворять следующим критериям:
наличие лицензии на осуществление банковских операций, в соответствии с которой банку предоставляется право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или в рублях и иностранной валюте;
наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения - более 1 года);
отсутствие задолженности по уплате налоговых и других обязательных платежей перед бюджетами всех уровней, по состоянию на последнюю отчетную дату;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
отсутствие убытков за последний отчетный год;
наличие структурного подразделения банка на территории Орловской области;
участие в системе страхования вкладов.
Социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в реализации Подпрограммы 5, за счет средств местного бюджета в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах на реализацию мероприятий Подпрограммы 5, в том числе за счет субсидий или субвенций из средств бюджета Орловской области, в соответствии с правилами предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации Подпрограммы 5.
Высший орган исполнительной власти Орловской области и органы местного самоуправления, участвующие в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее также - Федеральная программа) определяют объемы бюджетных ассигнований для реализации Подпрограммы 5 и предусматривают эти объемы в бюджете Орловской области и (или) местных бюджетах.
Средства, предусмотренные на реализацию Федеральной программы в федеральном бюджете, в установленном порядке перечисляются в виде субсидии бюджету Орловской области, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных государственным заказчиком, на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и высшим органом исполнительной власти Орловской области. Указанные соглашения заключаются в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.
Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации Подпрограммы 5 приведены в приложении 6 к Подпрограмме 5.
Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов по предоставлению социальных выплат молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с условиями, определенными Подпрограммой 5.
Субсидии перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области в местные бюджеты на единые счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Субсидии распределяются между муниципальными образованиями, молодые семьи - участники Подпрограммы 5 которых включены в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, в соответствии с указанным списком и списком молодых семей, достигших предельного возраста участия в Подпрограмме 5, финансируемых за счет средств областного и муниципального бюджетов. Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.
Условиями отбора муниципальных образований для участия в Подпрограмме 5 являются:
наличие муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы;
предоставление муниципальным образованием обязательств по софинансированию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Орган местного самоуправления представляет уполномоченному органу исполнительной власти Орловской области ежемесячно, до 3 числа месяца, следующего за отчетным, отчет о расходовании средств федерального и областного бюджетов, предоставленных на реализацию Подпрограммы 5. Форма указанного отчета определяется уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области.
Неиспользованный в текущем финансовом году остаток субсидии, потребность в котором отсутствует, подлежит перечислению в доход областного бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход областного бюджета, этот остаток подлежит взысканию в доход областного бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Орган местного самоуправления уведомляет уполномоченный орган исполнительной власти Орловской области путем направления соответствующего письменного извещения:
не позднее 20 (двадцати) рабочих дней до окончания текущего финансового года о наличии (отсутствии) потребности в остатке субсидии в следующем году;
в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты принятия решения о прекращении потребности в субсидии в текущем финансовом году.
При наличии потребности в неиспользованном в текущем финансовом году остатке субсидии этот остаток в соответствии с решением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству может быть использован органами местного самоуправления в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, для осуществления расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
Прекращение перечисления субсидий осуществляется по решению уполномоченного органа исполнительной власти Орловской области в случае:
нецелевого использования субсидий;
непредставления муниципальными образованиями отчета о расходовании средств федерального и областного бюджетов, предоставленных на реализацию Подпрограммы 5.
Методика распределения субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, представлена в приложении 7 к Подпрограмме 5.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием,
общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных
фондов в реализации Подпрограммы 5
К реализации Подпрограммы 5 акционерные общества с государственным участием, научные и иные организации, а также целевые внебюджетные фонды не привлекаются.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Подпрограммы 5
Основными источниками финансирования Подпрограммы 5 являются:
средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы);
средства бюджета Орловской области и местных бюджетов;
средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Подпрограммы 5, -
426 878,17 тыс.рублей, в том числе по годам:
2014 - 213 435,77 тыс.рублей;
2015 - 213 442,4 тыс.рублей.
Из общего объема средств:
средства федерального бюджета - 51 904 тыс.рублей, в том числе по годам:
2014 - 26 017 тыс.рублей;
2015 - 25 887 тыс.рублей;
средства областного бюджета - 72 805 тыс.рублей, в том числе по годам:
2014 - 36 402,5 тыс.рублей;
2015 - 36 402,5 тыс.рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 36 377,1 тыс.рублей, в том числе по годам:
2014 - 18 122,3 тыс.рублей;
2015 - 18 254,8 тыс.рублей;
внебюджетные источники - 265 792,07 тыс.рублей, в том числе по годам:
2014 - 132 893,97 тыс.рублей;
2015 - 132 898,1 тыс.рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы 5 представлено в приложении 4 к Подпрограмме 5.
Объемы финансирования Подпрограммы 5 за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению по результатам проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в планируемом году в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" аналогично порядку, установленному в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Правила и условия проведения конкурсного отбора устанавливаются федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, отвечающим за реализацию данной программы.
Объемы финансирования Подпрограммы 5 за счет средств бюджета Орловской области определены исходя из правил предоставления социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" и могут корректироваться в очередном финансовом году при изменении долей софинансирования Подпрограммы 5 в соответствии с изменением уровня расчетной бюджетной обеспеченности Орловской области.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов областного бюджета, федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований на реализацию Подпрограммы 5 представлены в приложении 5 к Подпрограмме 5.
IХ. Анализ рисков реализации Подпрограммы и
описание мер управления рисками реализации Подпрограммы 5
В ходе реализации Подпрограммы 5 могут возникнуть риски, связанные:
с нарушениями стабильности финансирования;
недостатками в управлении Подпрограммой 5.
Выполнение Подпрограммы 5 зависит прежде всего от своевременного и стабильного финансирования, которое будет определяться ресурсами федерального бюджета, бюджета Орловской области, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников, а также эффективностью управления ходом реализации Подпрограммы 5 по качественным показателям и индикаторам.
Эффективное управление указанными рисками в процессе реализации Подпрограммы 5 будет осуществляться посредством:
формирования эффективной системы управления Подпрограммой 5 на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителя;
планирования реализации Подпрограммы 5 с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач Подпрограммы 5.
Эффективность реализации Подпрограммы 5 и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, бюджета Орловской области и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Приложение 1
к подпрограмме
"Обеспечение жильем молодых семей
на 2014-2015 годы" государственной программы
Орловской области "Молодежь Орловщины
на 2013-2020 годы"
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной
программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
N |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Единицы измерения |
Значения показателей: |
||
2013 год (базовый) |
2014 год |
2015 год |
|||
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" | |||||
1. |
Количество молодых семей - участников подпрограммы, улучшивших свои жилищные условия при реализации подпрограммы |
Семей |
158 |
170 |
180 |
2. |
Количество молодых семей - участников подпрограммы, получивших дополнительную 5% социальную выплату из областного бюджета при рождении ребенка |
Семей |
22 |
12 |
14 |
Приложение 2
к подпрограмме
"Обеспечение жильем молодых семей
на 2014-2015 годы" государственной программы
Орловской области "Молодежь Орловщины
на 2013-2020 годы"
Перечень основных мероприятий подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной
программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
Наименование подпрограммы, ведомственной целевой программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации подпрограммы |
Связь с показателями государственной программы (подпрограммы) |
|
начала реализации |
окончания реализации |
|||||
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" | ||||||
Основное мероприятие 5.1 Предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 на приобретение (строительство) жилья |
Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области |
2014 год |
2015 год |
Увеличение количества молодых семей - участников Подпрограммы, улучшивших свои жилищные условия при реализации Подпрограммы 5, на 350 человек |
Отсутствие у молодых семей Орловской области возможности получения государственной поддержки при решении жилищной проблемы |
Подпрограмма 5 влияет на выполнение одной из основных задач государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" |
Приложение 3
к подпрограмме
"Обеспечение жильем молодых семей
на 2014-2015 годы" государственной программы
Орловской области "Молодежь Орловщины
на 2013-2020 годы"
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы"
государственной программы Орловской области "Молодежь
Орловщины на 2013-2020 годы"
N |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" | ||||
1. |
Постановление Правительства Орловской области |
Принятие решения о корректировке и внесении изменений в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" (в части корректировки объема и структуры расходов областного бюджета и т.д.) |
Департамент образования и молодежной политики Орловской области |
Ежегодно, по мере необходимости |
2. |
Постановление Правительства Орловской области |
Принятие решения о распределении субсидий, предоставляемых из областного и федерального бюджетов на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов по предоставлению социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома |
Департамент образования и молодежной политики Орловской области |
Ежегодно |
Приложение 4
к подпрограмме
"Обеспечение жильем молодых семей
на 2014-2015 годы" государственной программы
Орловской области "Молодежь Орловщины
на 2013-2020 годы"
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной
программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
за счет средств областного бюджета
N |
Статус |
Наименование подпрограммы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Код бюджетной классификации * |
Расходы по годам реализации, тыс.рублей: |
|||||
ГРБС |
Рз Пр |
ЦСР |
ВР |
всего |
2014 |
2015 |
||||
1. |
Подпрограмма |
"Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы" |
Департамент образования и молодежной политики Орловской области |
011 |
1003 |
|
|
72 805 |
36 402,5 |
36 402,5 |
2. |
Основное мероприятие 5.1 |
Предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 на приобретение (строительство) жилья |
Департамент образования и молодежной политики Орловской области |
011 |
1003 |
|
|
72 805 |
36 402,5 |
36 402,5 |
Приложение 5
к подпрограмме
"Обеспечение жильем молодых семей
на 2014-2015 годы" государственной программы
Орловской области "Молодежь Орловщины
на 2013-2020 годы"
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов
областного бюджета, федерального бюджета, бюджетов муниципальных
образований на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых
семей на 2014-2015 годы" государственной программы Орловской области
"Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
(тыс. рублей)
|
Наименование подпрограммы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель основного мероприятия по подпрограмме |
Оценка расходов по годам реализации: |
||
всего |
2014 |
2015 |
|||
Подпрограмма |
"Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" |
Всего |
426 878,17 |
213 435,77 |
213 442,40 |
федеральный бюджет |
51 904,00 |
26 017,00 |
25 887,00 |
||
областной бюджет |
72 805,00 |
36 402,50 |
36 402,50 |
||
бюджеты муниципальных образований |
36 377,10 |
18 122,30 |
18 254,80 |
||
внебюджетные источники |
265 792,07 |
132 893,97 |
132 898,10 |
||
Основное мероприятие 5.1. |
Предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 на приобретение (строительство) жилья |
Всего |
426 878,17 |
213 435,77 |
213 442,40 |
федеральный бюджет |
51 904,00 |
26 017,00 |
25 887,00 |
||
областной бюджет |
72 805,00 |
36 402,50 |
36 402,50 |
||
бюджеты муниципальных образований |
36 377,10 |
18 122,30 |
18 254,80 |
||
внебюджетные источники |
265 792,07 |
132 893,97 |
132 898,10 |
Приложение 6
к подпрограмме
"Обеспечение жильем молодых семей
на 2014-2015 годы" государственной программы
Орловской области "Молодежь Орловщины
на 2013-2020 годы"
Правила предоставления социальных выплат молодым семьям
в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей
на 2014-2015 годы" государственной программы Орловской области
"Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
I. Общие положения
1. Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" (далее - Правила) устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) оплаты цены договора при приобретении жилья по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома, в случае предоставления социальной выплаты молодым семьям только за счет средств консолидированного бюджета Орловской области;
ж) погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
2. Право молодой семьи - участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
3. Выдача свидетельства по форме, представленной в приложении 1 к настоящим Правилам, осуществляется органом местного самоуправления на основании решения о включении молодой семьи в список участников Подпрограммы 5 в соответствии с выпиской из утвержденного Правительством Орловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Выдача свидетельств осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области, ответственным за реализацию Подпрограммы 5, (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Орловской области) при условии заключения соответствующего соглашения о реализации Подпрограммы 5 с органом местного самоуправления.
Изготовление бланков свидетельств осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области, за счет средств бюджета Орловской области, предусматриваемых на финансирование Подпрограммы 5.
4. Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
5. Участником Подпрограммы 5 может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Правительством Орловской области решения о включении молодой семьи - участника Подпрограммы 5 в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
семья признана нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
6. Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
7. Участие в Подпрограмме 5 является добровольным.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз.
8. Социальная выплата предоставляется в размере не менее:
30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более.
В случае использования социальной выплаты на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса ее размер устанавливается в соответствии с настоящим пунктом и ограничивается суммой остатка задолженности по выплате остатка пая.
В случае использования социальной выплаты для погашения долга по кредитам размер социальной выплаты устанавливается в соответствии с настоящим пунктом и ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
9. Расчет величины социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы Подпрограммы 5, и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников Подпрограммы 5.
Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Орловской области, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10. Расчет размера социальной выплаты для молодой семьи, в которой один из супругов не является гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с настоящими Правилами исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности с учетом членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации.
11. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется величина социальной выплаты, составляет:
для семьи численностью два человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
для семьи численностью три и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей), - по 18 кв. м на одного человека.
12. Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = Н x РЖ, где:
СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными в пункте 9 настоящих Правил;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.
13. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.
14. При рождении (усыновлении/удочерении) ребенка в течение срока действия свидетельства молодой семье - участнику Подпрограммы 5 предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета Орловской области в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с настоящими Правилами, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилья или строительство индивидуального жилого дома, в порядке, определяемом соответственно Правительством Орловской области и (или) органом местного самоуправления.
15. Социальная выплата за счет средств бюджета Орловской области и местных бюджетов, установленная в Орловской области для молодых семей, поставленных на учет в соответствии с условиями Подпрограммы 5, в которых возраст одного из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент предоставления государственному заказчику подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - Федеральная программа), списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в текущем году превысил 35 полных лет, составляет не менее 25 процентов, а с детьми - не менее 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, при условии наличия в бюджете Орловской области и местных бюджетах в планируемом году свободных денежных средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат.
При этом доли средств местного бюджета и бюджета Орловской области в социальной выплате составляют:
1) для молодых семей, не имеющих детей:
ДСМ - не менее 5% от расчетной стоимости жилья;
ДСО - не более 20% от расчетной стоимости жилья, где:
ДСМ - доля средств местного бюджета;
ДСО - доля средств областного бюджета;
2) для молодых семей, в том числе неполных молодых семей, имеющих одного ребенка и более:
ДСМ - не менее 10% от расчетной стоимости жилья;
ДСО - не более 20% от расчетной стоимости жилья, где:
ДСМ - доля средств местного бюджета;
ДСО - доля средств областного бюджета.
II. Порядок формирования списков молодых семей - участников Подпрограммы 2
16. Для участия в Подпрограмме 5 в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а"-"е" пункта 1 настоящих Правил молодая семья представляет в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, представленной в приложении 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие наличие у молодой семьи собственных средств либо возможности, позволяющей получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
Для признания молодой семьи семьей, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, представляются:
справка с места работы о доходах за последний год либо заверенная в установленном порядке копия декларации о доходах для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
документ, подтверждающий наличие у члена (членов) молодой семьи вкладов в кредитных организациях;
справка банка о максимально возможной сумме кредита (займа), которую банк может предоставить члену (членам) молодой семьи для приобретения (строительства) жилья;
копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;
копия отчета об оценке объектов недвижимого имущества или заключения о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности членов (члена) молодой семьи, произведенных оценочной организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах членов (члена) молодой семьи на объекты недвижимого имущества, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав, правопритязаниях, правах требования, заявленных в судебном порядке;
копия договора строительного подряда и (или) акты выполненных работ незавершенного объекта индивидуального жилищного строительства;
копия заключения о рыночной стоимости транспортных средств, находящихся в собственности членов (члена) молодой семьи, произведенного оценочной организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также копии паспортов указанных транспортных средств;
иные документы, подтверждающие наличие у члена (членов) молодой семьи доходов, денежных средств или возможности их привлечения для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
17. Для участия в Подпрограмме 5 в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 настоящих Правил молодая семья представляет в орган местного самоуправления по месту регистрации следующие документы:
а) заявление по форме, представленной в приложении 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);
д) копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно;
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;
ж) справку кредитора (займодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
18. От имени молодой семьи документы, предусмотренные в настоящих Правилах, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.
Заявления, указанные в подпункте "а" пункта 15 и подпункте "а" пункта 16 настоящих Правил, регистрируются органом местного самоуправления в день их поступления в журнале учета заявлений о включении в состав участников программы с указанием даты и времени поступления, который должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью органа местного самоуправления.
19. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 16-17 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Подпрограммы 5. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок с момента его принятия.
20. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участником Подпрограммы 5 являются:
несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 16-17 настоящих Правил;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
21. Повторное обращение с заявлением об участии в Подпрограмме 5 допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных в пункте 20 настоящих Правил.
22. Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников Подпрограммы 5, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в уполномоченный орган исполнительной власти Орловской области.
23. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Подпрограммы 5, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году определяется в соответствии с настоящими Правилами. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Подпрограммы 5, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей. Во вторую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Подпрограммы 5, имеющие на воспитании ребенка-инвалида. В третью очередь - неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя, который имеет статус "одинокая мать".
24. Правительство Орловской области на основании списков молодых семей - участников Подпрограммы 5, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Подпрограммы 5 из бюджета Орловской области и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы 5, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Подпрограммы 5, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, представленной в приложении 3 к Правилам.
Сводный список представляется Правительством Орловской области государственному заказчику Федеральной программы в сроки, установленные государственным заказчиком Федеральной программы.
25. После определения государственным заказчиком Федеральной программы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство Орловской области на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Орловской области и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Подпрограммы 5, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы 5, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
Правительство Орловской области вносит изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 29 настоящих Правил срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилья или не смогли воспользоваться данной социальной выплатой.
Внесение изменений производится в течении 30 рабочих дней с даты получения от муниципального образования соответствующего ходатайства.
После внесения изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, данные изменения доводятся до сведения государственного заказчика Федеральной программы.
26. Выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводятся уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области до органов местного самоуправления. Выписки предоставляются в течение 30 рабочих дней с даты их утверждения Правительством Орловской области.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников Подпрограммы 5, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение Правительства Орловской области по вопросу о включении их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в течение 10 рабочих дней со дня получения выписки.
III. Организация работы по выдаче свидетельств
27. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий (субвенций) из бюджета Орловской области, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства в установленный пунктом 29 настоящих Правил срок и в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета Орловской области, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствующем году в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным Правительством Орловской области в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил (выдача свидетельств осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области при условии заключения соответствующего соглашения о реализации Подпрограммы 5 с органом местного самоуправления).
28. В случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на софинансирование мероприятий Подпрограммы 5 и предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил.
29. Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 30 дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы:
в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами "а"-"е" пункта 1 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б"-"д" пункта 16 настоящих Правил;
в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б"-"д" и "ж" пункта 17 настоящих Правил.
В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении.
Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления и документов проводит проверку содержащихся в этих документах сведений и принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства.
О принятом решении орган местного самоуправления уведомляет молодую семью в течение 5 рабочих дней с момента его принятия. В случае принятия решения об отказе в выдаче свидетельства в уведомлении указываются основания его принятия.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:
непредставление необходимых документов для получения свидетельства в установленный настоящим пунктом срок;
непредставление или представление не в полном объеме указанных документов;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие приобретенного (построенного) с помощью заемных средств жилого помещения требованиям пункта 34 настоящих Правил.
30. При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
31. При возникновении у молодой семьи - участника Подпрограммы 5 обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, молодая семья представляет в орган, выдавший свидетельство, заявление о его замене с указанием обстоятельств, потребовавших такой замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства.
К указанным обстоятельствам относятся утрата (хищение) или порча свидетельства, не позволившие молодой семье представить свидетельство в банк в установленный срок.
В течение 30 дней с даты получения заявления орган, выдававший свидетельство, выдает новое свидетельство, в котором указывается размер социальной выплаты, предусмотренный в замененном свидетельстве. В новом свидетельстве указывается срок действия, соответствующий оставшемуся сроку действия.
IV. Заключение договора банковского счета
32. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 (далее - банк).
Владелец свидетельства в течение 60 дней с даты его выдачи сдает свидетельство в банк.
Свидетельство, представленное в банк по истечении 60 дней с даты его выдачи, банком не принимается. По истечении этого срока владелец свидетельства вправе обратиться в порядке, предусмотренном пунктом 31 настоящих Правил, в орган, выдавший свидетельство, с заявлением о замене свидетельства.
Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк.
В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
33. Банк представляет ежемесячно, до 10 числа, в орган местного самоуправления и ответственному исполнителю Подпрограммы 5 информацию по состоянию на 1 число о фактах заключения договоров банковского счета с владельцами свидетельств, об отказе в заключении договоров, об их расторжении без зачисления средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, и о перечислении средств с банковского счета в счет оплаты приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства).
Отчет об использовании средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных на предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации Федеральной программы, региональных и муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей, по форме, утверждаемой государственным заказчиком Федеральной программы, представляется уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области государственному заказчику Федеральной программы в сроки, установленные государственным заказчиком Федеральной программы.
V. Оплата приобретаемого жилого помещения
(создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства)
34. Распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования, орган местного самоуправления которого включил молодую семью - участника Подпрограммы 5 в список участников на получение социальной выплаты.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может
быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Молодые семьи - участники Подпрограммы 5 могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
35. Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы 5 по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
36. В случае использования социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома распорядитель счета представляет в банк:
договор банковского счета;
кредитный договор (договор займа);
договор на жилое помещение, прошедший в установленном порядке государственную регистрацию (в случае приобретения жилого помещения);
договор строительного подряда (в случае строительства индивидуального жилого дома).
В случае использования социальной выплаты для погашения долга по кредитам распорядитель счета представляет в банк следующие документы:
договор банковского счета;
кредитный договор (договор займа), заключенный в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно;
свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы на строительство индивидуального жилого дома (далее - документы на строительство);
справку кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
37. Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.
В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов.
При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в орган местного самоуправления и (или) уполномоченный орган исполнительной власти Орловской области нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения.
38. В случае направления социальной выплаты в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи - члена кооператива, распорядитель счета должен представить в банк:
справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование;
копию устава кооператива;
выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;
копию свидетельства о государственной регистрации права собственности кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участника Подпрограммы 5;
копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.
39. Банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 35, 36, 38 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений. В случае выявления банком несоответствия данных, отраженных в договоре, сведениям, содержащимся в представленных документах, банк принимает решение об отказе в принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года, либо об отказе от оплаты расходов на основании этих документов или уплаты оставшейся части паевого взноса.
В случае вынесения банком вышеуказанного решения распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 35, 36, 38 настоящих Правил, соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа.
Оригиналы договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года, хранятся в банке до перечисления средств указанному в них лицу или до отказа от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.
Банк в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании вышеуказанных документов.
40. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку.
При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
41. Перечисление средств с банковского счета лицу, в пользу которого распорядитель счета должен осуществить платеж, осуществляется в безналичной форме в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета для предоставления социальной выплаты на банковский счет.
42. Социальная выплата считается предоставленной участнику Подпрограммы 5 с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива.
43. Свидетельства, находящиеся в банке, погашаются банком в устанавливаемом им порядке. Погашенные свидетельства подлежат хранению в течение 3 лет. Свидетельства, не предъявленные в банк в порядке и сроки, установленные настоящими Правилами, считаются недействительными.
44. В случае если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог в установленный Подпрограммой 5 срок действия свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления (уполномоченный орган исполнительной власти Орловской области), выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Подпрограмме 5 на общих основаниях.
Приложение 1
к Правилам
предоставления социальных выплат молодым семьям
в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение
жильем молодых семей на 2014-2015 годы"
государственной программы Орловской области
"Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
Форма
Свидетельство
о праве на получение социальной выплаты
на приобретение (строительство) жилья
Настоящим свидетельством удостоверяется, что молодой семье
в составе:
супруг ______________________________________________________,
(Ф.И.О., дата рождения)
супруга _____________________________________________________,
(Ф.И.О., дата рождения)
дети ________________________________________________________,
(Ф.И.О., дата рождения)
_________________________________________________________________,
являющейся участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых
семей на 2014-2015 годы" государственной программы Орловской
области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы", в соответствии с
условиями этой программы предоставляется социальная выплата
в размере _________________________________________________ рублей
(цифрами и прописью)
на приобретение жилья (в том числе уплату последнего платежа
в счет оплаты паевого взноса), создание объекта индивидуального
жилищного строительства (ненужное зачеркнуть) на территории
____________________________________________ Орловской области.
(наименование муниципального образования)
Свидетельство подлежит предъявлению в банк
до "___"__________ 20__ года (включительно).
Свидетельство действительно до "___"____________ 20__ года
(включительно).
Дата выдачи "___"__________ 20__ года
Руководитель органа
местного самоуправления
(уполномоченного органа
исполнительной государственной
власти Орловской области) ____________ ______________________
(подпись, (расшифровка подписи)
дата)
М.П.
Приложение 2
к Правилам
предоставления социальных выплат молодым семьям
в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение
жильем молодых семей на 2014-2015 годы"
государственной программы Орловской области
"Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
Форма
_______________________________
(орган местного самоуправления)
Заявление
Прошу включить в состав участников подпрограммы "Обеспечение
жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы
Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" молодую
семью в составе:
супруг ______________________________________________________,
(Ф.И.О., дата рождения)
паспорт: серия ________ N _______________, выданный ______________
__________________________________ "____"________________ ____ г.,
проживает по адресу: _____________________________________________
_________________________________________________________________;
супруга _____________________________________________________,
(Ф.И.О., дата рождения)
паспорт: серия ________ N _______________, выданный ______________
__________________________________ "____"________________ ____ г.,
проживает по адресу: _____________________________________________
_________________________________________________________________;
дети ________________________________________________________,
(Ф.И.О., дата рождения)
свидетельство о рождении (паспорт для ребенка, достигшего 14 лет)
(ненужное зачеркнуть)
серия _________ N _____________, выданное(ый) ____________________
__________________________________ "____"________________ ____ г.,
проживает по адресу: _____________________________________________
_________________________________________________________________;
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., дата рождения)
свидетельство о рождении (паспорт для ребенка, достигшего 14 лет)
(ненужное зачеркнуть)
серия _________ N _____________, выданное(ый) ____________________
__________________________________ "____"________________ ____ г.,
проживает по адресу: _____________________________________________
_________________________________________________________________.
С условиями участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых
семей на 2014-2015 годы" государственной программы Орловской
области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" ознакомлен(ны) и
обязуюсь (обязуемся) их выполнять:
1) ____________________________________ _________ ___________;
(Ф.И.О. совершеннолетнего члена семьи) (подпись) (дата)
2) ____________________________________ _________ ___________;
(Ф.И.О. совершеннолетнего члена семьи) (подпись) (дата)
3) ____________________________________ _________ ___________;
(Ф.И.О. совершеннолетнего члена семьи) (подпись) (дата)
4) ____________________________________ _________ ___________.
(Ф.И.О. совершеннолетнего члена семьи) (подпись) (дата)
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) __________________________________________________________;
(наименование и номер документа,
кем и когда выдан, количество листов)
2) __________________________________________________________;
(наименование и номер документа,
кем и когда выдан, количество листов)
3) __________________________________________________________;
(наименование и номер документа,
кем и когда выдан, количество листов)
4) __________________________________________________________.
(наименование и номер документа,
кем и когда выдан, количество листов)
Заявление и прилагаемые к нему согласно перечню документы приняты
"___" ____________ 20__ г.
____________________________ _______________ _____________________
(должность лица, (подпись, дата) (расшифровка подписи)
принявшего заявление)
Приложение 3
к Правилам
предоставления социальных выплат молодым семьям
в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение
жильем молодых семей на 2014-2015 годы"
государственной программы Орловской области
"Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
Сводный список
молодых семей - участников подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы"
государственной программы Орловской области
"Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы",
изъявивших желание получить субсидию
в _______ году, по Орловской области
N (молодые семьи) |
Данные о членах молодой семьи |
Дата включения молодой семьи в список участников подпрограммы |
Орган местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников подпрограммы |
Расчетная стоимость жилья |
||||||||
количество членов семьи (человек) |
Ф.И.О. |
паспорт гражданина Российской Федерации или свидетельство о рождении несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет |
число, месяц, год рождения |
свидетельство о браке |
стоимость 1 кв.м (тыс. рублей) |
размер общей площади жилого помещения на семью (кв. м) |
всего (гр. 11 х гр. 12) |
|||||
серия, номер |
кем, когда выдан |
серия, номер |
кем, когда выдан |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Итого по списку |
|
____________________________ _______________ _____________________
(должность лица, (подпись, дата) (расшифровка подписи)
сформировавшего
сводный список)
Председатель Правительства
Орловской области _______________ _____________________
(подпись, дата) (расшифровка подписи)
М.П.
Приложение 4
к Правилам
предоставления социальных выплат молодым семьям
в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение
жильем молодых семей на 2014-2015 годы"
государственной программы Орловской области
"Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы"
Список
молодых семей - претендентов на получение социальных выплат
в _______ году по Орловской области
N |
Данные о членах молодой семьи |
Расчетная (средняя) стоимость жилья |
Размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье за счет средств бюджета Орловской области и местного бюджета (тыс. рублей) |
Планируемый размер социальной выплаты за счет средств федерального бюджета (тыс. рублей) |
|||||
Ф. И. О. родственные отношения |
паспорт гражданина Российской Федерации или свидетельство о рождении несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет |
число, месяц, год рождения |
стоимость 1 кв. м (тыс. рублей) |
размер общей площади жилого помещения на семью (кв. м) |
всего (гр. 6 х гр. 7) (тыс. рублей) |
||||
серия, номер |
кем и когда выдан |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Итого |
|
|
|
Председатель Правительства
Орловской области _______________ _____________________
(подпись, дата) (расшифровка подписи)
М.П.
<< Приложение 17 Приложение 17 |
Приложение 7. >> Приложение 7. |
|
Содержание Постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2013 г. N 460 "О внесении изменений в некоторые нормативные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.