Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 22
к постановлению
Правительства Орловской области
от 13 января 2014 г. N 1
Подпрограмма
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории
Орловской области на 2013-2016 годы" государственной программы
Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное
использование природных ресурсов и экологическая
безопасность Орловской области на 2013-2016 годы"
Паспорт
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2013-2016 годы" (далее также - Подпрограмма 7) |
Ответственный исполнитель Подпрограммы 7 |
Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (далее также - Орелоблэконадзор) |
Соисполнители Подпрограммы 7 |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области; муниципальные образования области |
Программно-целевые инструменты Подпрограммы 7 |
1. Водный кодекс Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах". 4. Распоряжение Правительства Орловской области от 21 января 2011 года N 11-р |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав Подпрограммы 7 |
- |
Цель Подпрограммы 7 |
Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод |
Задачи Подпрограммы 7 |
1. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. 2. Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 7 |
1. Доля гидротехнических сооружений, имеющих собственника, в общем количестве гидротехнических сооружений. 2. Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях. 3. Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние. 4. Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы 7 |
Подпрограмма реализуется с 2013 по 2016 годы. Этапы реализации Подпрограммы 7 не выделяются |
Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 7 |
Общий объем финансирования составит 104 648,26 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 90 349,5 тыс. рублей; областной бюджет - 11 209,7 тыс. рублей; муниципальные бюджеты - 3 089,06 тыс. рублей; 2013 год - 8 409,2 тыс. рублей; 2014 год - 47 739,06 тыс. рублей; 2015 год - 28 350,0 тыс. рублей; 2016 год - 20 150,0 тыс. рублей; в том числе по направлениям затрат: капитальные вложения - 101 848,26 тыс. рублей; НИОКР - 0,0 тыс. рублей; прочие нужды - 2 800,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 7 |
1. Создание базы данных о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Орловской области; выявление их местоположения и хозяйственной принадлежности. 2. Предварительная оценка технического состояния и уровня безопасности; выявление дефектов и повреждений. 3. Определение количества бесхозяйных гидротехнических сооружений; подготовка материалов по передаче бесхозяйных гидротехнических сооружений в собственность. 4. Решение вопроса о надлежащей эксплуатации гидротехнических сооружений, контроле за должным уровнем безопасности сооружений, позволяющим обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов населения, окружающей среды и хозяйственных объектов. 5. Выявление количества сооружений, требующих капитального или текущего ремонта. 6. Планирование работы по разработке проектно- сметной документации на гидротехнические сооружения и проведение ремонтных работ. 7. Повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод. 8. Обеспечение благоприятных условий для жизни населения |
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 7,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Разработка подпрограммы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2013-2016 годы" государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области на 2013-2016 годы" (далее также - Подпрограмма 7) вызвана необходимостью решения проблем водохозяйственного комплекса Орловской области. В целях координации деятельности органов исполнительной власти Орловской области, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2009 года N 103 "О создании межведомственной комиссии по вопросам рационального использования гидротехнических сооружений" создана межведомственная комиссия по вопросам рационального использования гидротехнических сооружений.
На территории Орловской области, по данным, полученным от муниципальных органов власти, выявлено 817 гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных - 600 плотин и требующих капитального ремонта, уровень безопасности которых оценивается как пониженный, - 131 плотина.
Гидротехнические сооружения (далее - ГТС) являются объектами повышенной опасности, особенно в период прохождения весеннего половодья. В связи с неудовлетворительным техническим состоянием ГТС возможно разрушение плотин, которое может привести к затоплению населенных пунктов и объектов экономики. По данным Главного управления МЧС России по Орловской области, в регионе около 182,62 кв. км, попадающих в возможные зоны подтопления.
Таким образом, выявляются следующие проблемы:
отсутствие достоверной информации о наличии и состоянии гидротехнических сооружений на территории Орловской области;
отсутствие эксплуатирующих организаций у большинства плотин;
большое количество бесхозяйных ГТС;
наличие гидротехнических сооружений, требующих ремонта.
Целесообразность решения проблемы безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области программно-целевым методом определяется следующими факторами:
масштабностью решения поставленных задач;
эколого-социальной значимостью проблемы.
Ранее основная часть гидротехнических сооружений находилась на балансе сельскохозяйственных предприятий, сооружения предназначались для целей орошения. Средний период их эксплуатации составляет более 25 лет. В настоящее время из-за отсутствия собственников и ненадлежащей эксплуатации не обеспечивается контроль за состоянием ГТС, не принимаются меры по обеспечению их безопасности.
В результате длительной эксплуатации гидротехнических сооружений без проведения необходимых ремонтных работ, недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, низкого уровня эксплуатации, отсутствия квалифицированного персонала, дефектов при строительстве большое количество сооружений в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии (около 20 %), что может привести к чрезвычайным ситуациям, нанести ущерб окружающей среде, повлечь значительные материальные потери.
По условиям водообеспеченности и пропуска санитарных и экологических расходов воды малые реки и водоемы области (около 2100 водотоков) маловодообеспечены. Эксплуатация плотин с нарушением установленных требований на малых реках приводит к уменьшению степени промывки русел водотоков, их заиливанию и зарастанию, что снижает самоочищающую способность рек.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет предупреждение чрезвычайных ситуаций как комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 11 вышеуказанного Федерального закона определено, что органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В целях обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, безопасной эксплуатации бесхозяйных гидротехнических сооружений, возможной последующей их ликвидации органам местного самоуправления необходимо провести инвентаризацию бесхозяйных гидротехнических сооружений, обеспечить постановку их на учет в органе государственной регистрации.
Таким образом, обеспечение безопасного функционирования ГТС, снижение риска возникновения связанных с ними техногенных катастроф, а также приведение сооружений в надлежащее техническое состояние, решение вопросов законности их использования и надлежащей эксплуатации требуют применения программного подхода.
Эффективное решение проблемы обеспечения безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений возможно с применением программного метода - комплексного и системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь научного обоснования приоритетных мероприятий, их проектирования и реализации, а также мониторинга ситуации и достигнутых результатов.
Эффективность реализации настоящей подпрограммы зависит от финансового обеспечения мероприятий и полноты их выполнения.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
Подпрограммы 7, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов
Подпрограммы 7, сроков и контрольных этапов реализации
Подпрограммы 7
Российская Федерация принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Функционирует водохозяйственный комплекс, который является одним из крупнейших в мире и включает 30 тысяч водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км. Для обеспечения безопасности поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод возводятся дамбы и другие объекты инженерной защиты.
Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации является одним из ключевых факторов обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Направления развития водохозяйственного комплекса согласованы с направлениями инновационного социально ориентированного экономического развития Российской Федерации и отражены в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, в соответствии с которой одной из основных задач, определяющих направления развития водохозяйственного комплекса, является предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий, расширения полномочий субъектов Российской Федерации в части проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также путем обеспечения высокого уровня безопасности и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений.
В связи с актуальностью проблемы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" (далее - ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах").
Проблема безопасности плотин давно перестала быть только технической и инженерной, она также является проблемой социальной. Для решения вопроса обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на должном уровне необходимо разработать комплекс мероприятий, так как за годы эксплуатации гидроузлов на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. В настоящее время нарушаются правила эксплуатации ГТС, отсутствует постоянный надзор за сооружениями, инструментальные наблюдения за параметрами ГТС не проводятся, контрольно-измерительная аппаратура на сооружениях также отсутствует. Ряд плотин нуждается в неотложном проведении ремонтно-восстановительных работ различной степени капитальности для приведения их в надлежащее техническое состояние. По уровню безопасности эксплуатационного состояния многие гидротехнические сооружения находятся в предаварийном состоянии и требуют проведения реконструкции.
Низкий уровень безопасности ГТС обусловлен различными причинами: отсутствием собственников, службы эксплуатации, мониторинга ГТС, технические причины и т. д.
Подпрограмму 7 предполагается реализовать с 2013 по 2016 годы. Региональная Подпрограмма 7 соответствует целям и задачам ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".
Этапы реализации Подпрограммы 7 не выделяются.
Целью Подпрограммы 7 является обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Для достижения цели Подпрограммы 7 предусмотрено решение следующих задач:
1. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
2. Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию.
Целевые индикаторы, определенные задачами Подпрограммы 7 согласно приложению 1, позволят отслеживать степень их решения.
Целевым индикатором уровня реализации задачи 1 является доля гидротехнических сооружений, имеющих собственника, в общем количестве гидротехнических сооружений.
Показатель "Доля гидротехнических сооружений, имеющих собственника, в общем количестве гидротехнических сооружений" рассчитывается нарастающим итогом по формуле:
(А+Б)/С х 100%, где:
А - количество плотин, имеющих собственника, по состоянию на конец периода, предшествующего отчетному;
Б - количество плотин в отчетном периоде;
С - общее количество плотин, не имеющих собственника.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать:
соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения;
разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организацию эксплуатации гидротехнического сооружения и соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.
В отсутствие собственника соблюдение норм и правил безопасности ГТС не обеспечивается, что влечет за собой ухудшение его технического состояния, отсутствие системы контроля за его состоянием, увеличивается риск возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Для решения задачи 2 приняты следующие индикаторы, позволяющие определить эффективность ее реализации:
доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях;
доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;
количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние.
Показатель "Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях" рассчитывается нарастающим итогом по формуле:
(В+Г)/Д х 100%, где:
В - численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, по состоянию на конец периода, предшествующего отчетному;
Г - численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в отчетном периоде;
Д - численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный.
Показатель "Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" рассчитывается нарастающим итогом и отражает отношение количества потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, приведенных в безопасное техническое состояние, к общему количеству потенциально опасных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных.
Этот показатель рассчитывается по формуле:
Е/Ж х 100%, где:
Е - количество отремонтированных потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, начиная с 2011 года (базовый период) до конца отчетного периода;
Ж - общее количество потенциально опасных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных (131 плотина).
Показатель "Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" определяется как общее количество потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, приведенных в безопасное техническое состояние, в отчетном году.
В результате реализации Подпрограммы 7 будет обеспечена защищенность территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что является необходимым условием стабильного экономического развития области и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Эффективность Подпрограммы 7 характеризуется социально-экономическими и экологическими последствиями ее реализации с учетом результативности расходования средств федерального и региональных бюджетов.
Под социально-экономическим эффектом хода реализации Подпрограммы 7 понимается результат общественно-экономического характера от осуществления комплекса мероприятий, предусмотренных Подпрограммой 7, который выражается в повышении защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод за счет реализации комплексных мероприятий по приведению гидротехнических сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, к технически безопасному уровню.
Численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как пониженный (131 гТС), составляет 1300 человек. Предотвращенный средний экономический ущерб, наносимый в случае повреждения плотин, уровень безопасности которых оценивается как пониженный (131 гТС), может составить около 1,9 млрд рублей.
Из 131 гидротехнического сооружения в рамках реализации Подпрограммы 7 в период с 2013 года по 2016 год запланировано проведение капитального ремонта 11 плотин. Предотвращенный средний экономический ущерб, наносимый в случае повреждения этих плотин, приведенных в безопасное техническое состояние (11 гТС), составит 239 млн рублей.
В целях приведения в безопасное состояние всех гидротехнических сооружений, расположенных на территории Орловской области, планируется последующее внесение изменений в Подпрограмму 7 с включением всех объектов, требующих капитального ремонта (131 плотина).
В результате выполнения Подпрограммы 7 будет обеспечено повышение доли защищенного населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, на 13,8 %.
Вероятный предотвращенный ущерб от воздействия вод в случае проведения мероприятий Подпрограммы 7 рассчитывается на стадии предпроектной подготовки для каждого объекта отдельно.
Так, вероятный предотвращенный ущерб от воздействия вод при проведении капитального ремонта водоподъемной плотины на р. Зуше у г. Новосиля Новосильского района Орловской области составил 34,3 млн рублей, вероятный предотвращенный ущерб от воздействия вод при проведении капитального ремонта плотины на ручье Центральном Хотынецкого района Орловской области составил 18,125 млн рублей.
Экологический эффект Подпрограммы 7 выражается в обеспечении благоприятных экологических условий для жизни населения.
Эффективность и ожидаемый результат от реализации программных мероприятий оцениваются степенью достижения целевых показателей и индикаторов.
Фактическое достижение целевых индикаторов реализации мероприятий Подпрограммы 7 в отчетном финансовом году является подтверждением эффективности использования бюджетных средств.
Система целевых показателей и индикаторов Подпрограммы 7 позволяет в течение всего периода ее реализации осуществлять мониторинг и оценивать эффективность как отдельных мероприятий, так и Подпрограммы 7 в целом с целью принятия при необходимости своевременных управленческих решений по корректировке проводимых мероприятий.
Оценка эффективности хода реализации Подпрограммы 7 осуществляется ежегодно за отчетный финансовый год в течение всего срока реализации Подпрограммы 7, а также по окончании ее реализации.
III. Характеристика ведомственных целевых программ и
основных мероприятий Подпрограммы 7
В состав Подпрограммы 7 ведомственные целевые программы не входят.
Достижение цели и задач Подпрограммы 7 осуществляется путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Подпрограммы 7.
Подпрограммой 7 предусмотрено целевое финансовое обеспечение реализации мер, направленных на повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений. Для этого планируется реализация следующих мероприятий:
мероприятие 1. Проведение инвентаризации гидротехнических сооружений, расположенных на территории области, определение бесхозяйных ГТС, их технического состояния и целесообразности дальнейшего использования. В рамках данного мероприятия планируется подготовка документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества (ГТС) не имеет собственника или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, разработка технических паспортов на бесхозяйные ГТС и их постановка на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, определение эксплуатирующих организаций;
мероприятие 2. По результатам инвентаризации технического состояния ГТС определение количества сооружений, требующих капитального или текущего ремонта, и разработка проектно-сметной документации на данные работы.
В целях повышения эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию планируется осуществление мероприятия 3 - реализации проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений.
Сроки выполнения, ожидаемые результаты от реализации программных мероприятий представлены в приложении 2.
Выполнение программных мероприятий осуществляется на основании контрактов, соглашений, заключаемых с участниками Подпрограммы 7 и предусматривающих контроль государственного заказчика Подпрограммы 7 за ходом выполнения контракта.
Определение исполнителей работ осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
За счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Орловской области, муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС планируется финансирование строительно-монтажных работ по капитальному ремонту ГТС.
Правила (порядок и условия) предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов утверждены ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений средства федерального бюджета передаются бюджету субъекта на основании соглашения, которое заключается на один календарный год.
Исполнители (заказчики-застройщики) программных мероприятий осуществляют своевременную подготовку и направление в Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области документов и отчетов.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Меры налогового, тарифного, кредитного регулирования и иные меры государственного регулирования в сфере реализации Подпрограммы 7 не применяются.
При корректировке объема и структуры расходов областного бюджета на реализацию Подпрограммы 7 возникнет необходимость внесения в нее изменений. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы 7 указаны в приложении 3.
V. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации
Подпрограммы 7 (при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках Подпрограммы 7)
В рамках реализации Подпрограммы 7 оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями Орловской области не предусмотрено.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами
местного самоуправления в случае их участия
в разработке и реализации Подпрограммы 7
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Орловской области на капитальный ремонт гидротехнических сооружений и контроля за освоением средств определяются постановлением Правительства Орловской области о предоставления субсидий главным распорядителем бюджетных средств - Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области из областного бюджета
местным бюджетам муниципальных образований в рамках межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области", которое утверждается на очередной финансовый год.
Средства областного бюджета на софинансирование программных мероприятий (объектов) предоставляются в пределах средств, предусмотренных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий год.
За счет средств муниципальных бюджетов планируется:
проведение инвентаризации гидротехнических сооружений (обследование и оценка технического состояния и целесообразности дальнейшего использования);
составление полного перечня ГТС, включающего информацию о собственниках, техническом состоянии, потенциальной опасности;
подготовка технических паспортов ГТС;
разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт ГТС;
софинансирование работ по капитальному ремонту ГТС, находящихся в собственности муниципальных образований, бесхозяйных ГТС, расположенных на территории муниципального образования.
Механизм формирования, состав программных мероприятий и объем средств на их исполнение будут уточняться ежегодно по результатам инвентаризации гидротехнических сооружений.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы 7
В рамках реализации мероприятий Подпрограммы 7 предусмотрено участие организаций независимо от организационно-правовой формы, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Определение исполнителей работ осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Подпрограммы 7
Ресурсное обеспечение Подпрограммы 7 в части финансирования должно обеспечивать безусловную реализацию мероприятий, направленных на достижение стратегических целей и задач.
Определение объемов финансирования мероприятий Подпрограммы 7 осуществлялось на основе аналитических исследований и экспертных оценок текущего и прогнозного состояния водохозяйственного комплекса региона.
Финансирование мероприятий Подпрограммы 7 осуществляется за счет средств федерального, областного, муниципальных бюджетов. Структура финансирования (прогнозные объемы) Подпрограммы 7 представлена
в приложении 5.
Общий объем финансирования составит 104 648,16 тыс. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 90 349,5 тыс. рублей;
областной бюджет - 11 209,7 тыс. рублей;
муниципальные бюджеты - 3 089,06 тыс. рублей;
2013 год - 8 409,2 тыс. рублей;
2014 год - 47 739,06 тыс. рублей;
2015 год - 28 350,0 тыс. рублей;
2016 год - 20 150,0 тыс. рублей;
в том числе по направлениям затрат:
капитальные вложения - 101 848,26 тыс. рублей;
НИОКР - 0,0 тыс. рублей;
прочие нужды - 2 800,0 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета, предоставляемые бюджету Орловской области в виде субсидий на основании соглашений с Федеральным агентством водных ресурсов при условии софинансирования из областного бюджета, направляются на капитальный ремонт гидротехнических сооружений.
Привлечение средств федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений запланировано по капиталоемким объектам, обеспеченным необходимыми обосновывающими документами и вошедшими в проекты бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов.
В рамках Подпрограммы 7 предполагается осуществить капитальный ремонт 11 гидротехнических сооружений. Объем финансирования этих работ составит 101 848,26 тыс. рублей (90 349,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 11 209,7 тыс. рублей - средства областного бюджета, 289,06 тыс. рублей - средства муниципальных бюджетов).
Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Орловской области о бюджете Орловской области на соответствующий финансовый год согласно приложению 4.
Инвентаризация гидротехнических сооружений, оценка их технического состояния и целесообразности дальнейшего использования, а также подготовка документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества (ГТС) не имеет собственника или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, будут проводиться в рамках исполнения полномочий специалистами муниципальных органов.
IХ. Анализ рисков реализации Подпрограммы 7 и описание
мер управления рисками реализации Подпрограммы 7
В качестве рисков, связанных с реализацией Подпрограммы 7, можно выделить следующие факторы:
1. Изменение федерального и регионального законодательства в части предоставления субсидий на мероприятия по осуществлению капитального ремонта гидротехнических сооружений.
Для минимизации данного риска предусматривается мониторинг планируемых изменений законодательства и минимизация их последствий в период подготовки проектов нормативных правовых актов.
2. Сокращение объемов финансирования программных мероприятий.
Для минимизации последствий данного риска планируется своевременное определение приоритетов для первоочередного финансирования с последующим внесением изменений в Подпрограмму 7.
Приложение 1
к подпрограмме
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
на территории Орловской области на 2013-2016 годы"
Сведения о показателях (индикаторах) Подпрограммы 7 и их значениях
N |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Единица измерения |
Значения показателей |
||||
2012 год (базовое значение) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год (завершающий год реализации) |
|||
Подпрограмма 7 "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2013-2016 годы" | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Доля гидротехнических сооружений, имеющих собственника, в общем количестве гидротехнических сооружений |
процентов |
1,8 |
4,5 |
5,5 |
6,6 |
9,1 |
2. |
Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях |
процентов |
9,5 |
9,5 |
11,8 |
14,1 |
17,9 |
3. |
Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние |
процентов |
1,5 |
1,5 |
3,8 |
6,1 |
8,4 |
4. |
Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние |
штук |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Приложение 2
к подпрограмме
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
на территории Орловской области на 2013-2016 годы"
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 7
N |
Номер и наименование ведомственной целевой программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации ведомственной целевой программы, основного мероприятия |
Связь с показателями государственной программы (подпрограммы) |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма 7 "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2013-2016 годы" | |||||||
1. |
Мероприятие 1. Проведение инвентаризации гидротехнических сооружений, расположенных на территории области; определение бесхозяйных ГТС, их технического состояния и целесообразности дальнейшего использования |
Муниципальные образования области |
2013 год |
2016 год |
Составление базы данных о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Орловской области; выявление местоположения и хозяйственной принадлежности; предварительная оценка их технического состояния и уровня безопасности; выявление дефектов и повреждений; определение количества бесхозяйных гидротехнических сооружений; подготовка материалов по передаче бесхозяйных ГТС в собственность; определение перечня ГТС, подлежащих капитальному ремонту |
Невозможность осуществления мероприятия 2 |
Оценивается целевым индикатором Подпрограммы 7 "Доля гидротехнических сооружений, имеющих собственника, в общем количестве гидротехнических сооружений" |
2. |
Мероприятие 2. По результатам инвентаризации технического состояния ГТС определение количества сооружений, требующих капитального или текущего ремонта, и разработка проектно-сметной документации (далее - ПСД) на данные работы |
Муниципальные образования области |
2013 год |
2016 год |
Разработка тринадцати ПСД для осуществления капитального ремонта гидротехнических сооружений |
Невозможность осуществления мероприятия 3 |
Оценивается целевым индикатором Подпрограммы 7 "Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях" |
|
Мероприятие 2.1. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины у н.п. Коровье Болото (р. Ицка) Кромского района Орловской области |
Администрация Кромского района Орловской области |
2013 год |
2013 год |
|
|
|
Мероприятие 2.2. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины у н.п. Становой Колодезь Орловского района Орловской области |
Администрация Орловского района Орловской области |
2013 год |
2013 год |
|
|
|
|
Мероприятие 2.3. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины у н.п. Хотынец Хотынецкого района Орловской области |
Администрация Хотынецкого района Орловской области |
2013 год |
2013 год |
|
|
|
|
Мероприятие 2.4. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины пруда на р. Нугрь у г. Болхова Болховского района Орловской области |
Орелоблэконадзор |
2014 год |
2014 год |
|
|
|
|
Мероприятие 2.5. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины в черте г. Орла (р. Орлик), в районе МУК "Детский парк" |
Администрация города Орла |
2014 год |
2014 год |
|
|
|
|
Мероприятие 2.6. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины у н.п. Волково Мценского района Орловской области |
Администрация Мценского района Орловской области |
2014 год |
2014 год |
|
|
|
|
Мероприятие 2.7. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины у н.п. Нижняя Морозиха (р. Тросна) Троснянского района Орловской области |
Администрация Троснянского района Орловской области |
2014 год |
2014 год |
|
|
|
|
Мероприятие 2.8. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины у н.п. Калинеево Мценского района Орловской области |
Администрация Мценского района Орловской области |
2015 год |
2015 год |
|
|
|
|
|
Мероприятие 2.9. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины пруда Пенькозаводской у н.п. Тросна (р. Тросенка) Троснянского района Орловской области |
Администрация Троснянского района Орловской области |
2015 год |
2015 год |
|
|
|
Мероприятие 2.10. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины у н.п. Шаблыкино (р. Мальва) Шаблыкинского района Орловской области |
Администрация Шаблыкинского района Орловской области |
2015 год |
2015 год |
|
|
|
|
Мероприятие 2.11. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины у н.п. Грачики Мценского района Орловской области |
Администрация Мценского района Орловской области |
2016 год |
2016 год |
|
|
|
|
Мероприятие 2.12. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины у н.п. Верхососенье (р. Сосна) Покровского района Орловской области |
Администрация Покровского района Орловской области |
2016 год |
2016 год |
|
|
|
|
Мероприятие 2.13. Разработка ПСД на капитальный ремонт плотины пруда Барковский у н.п. Тросна (р. Тросенка) Троснянского района Орловской области |
Администрация Троснянского района Орловской области |
2016 год |
2016 год |
|
|
|
|
3. |
Мероприятие 3. Реализация проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений |
Орелоблэконадзор, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, муниципальные образования области |
2013 год |
2016 год |
Приведение к уровню безопасной эксплуатации девяти гидротехнических сооружений Орловской области, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, позволяющему обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов населения, окружающей среды и хозяйственных объектов |
Незащищенность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод |
Оценивается целевыми индикаторами Подпрограммы 7 "Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние"; "Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" |
|
Мероприятие 3.1. Капитальный ремонт плотины у н.п. Коровье Болото (р. Ицка) Кромского района Орловской области |
Администрация Кромского района Орловской области |
2014 год |
2014 год |
|
|
|
|
Мероприятие 3.2. Капитальный ремонт гидротехнического сооружения - плотины пруда, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, с. Становой Колодезь, ул. Новая |
Администрация Орловского района Орловской области |
2014 год |
2014 год |
|
|
|
Мероприятие 3.3. Капитальный ремонт гидротехнического сооружения - плотины пруда, расположенного по адресу: Орловская область Хотынецкий район, п.г.т. Хотынец, ул. Бондарева |
Администрация Хотынецкого района Орловской области |
2014 год |
2014 год |
|
|
|
|
Мероприятие 3.4. Капитальный ремонт плотины в черте г. Орла (р. Орлик), в районе МУК "Детский парк" |
Администрация города Орла |
2015 год |
2015 год |
|
|
|
|
Мероприятие 3.5. Капитальный ремонт плотины у н.п. Волково Мценского района Орловской области |
Администрация Мценского района Орловской области |
2015 год |
2015 год |
|
|
|
|
Мероприятие 3.6. Капитальный ремонт плотины у н.п. Нижняя Морозиха (р. Тросна) Троснянского района Орловской области |
Администрация Троснянского района Орловской области |
2015 год |
2015 год |
|
|
|
|
Мероприятие 3.7. Капитальный ремонт плотины у н.п. Калинеево Мценского района Орловской области |
Администрация Мценского района Орловской области |
2016 год |
2016 год |
|
|
|
|
Мероприятие 3.8. Капитальный ремонт плотины пруда Пенькозаводской у н.п. Тросна (р. Тросенка) Троснянского района Орловской области |
Администрация Троснянского района Орловской области |
2016 год |
2016 год |
|
|
|
|
Мероприятие 3.9. Капитальный ремонт плотины у н.п. Шаблыкино (р. Мальва) Шаблыкинского района Орловской области |
Администрация Шаблыкинского района Орловской области |
2016 год |
2016 год |
|
|
|
Приложение 3
к подпрограмме
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
на территории Орловской области на 2013-2016 годы"
Сведения об основных мерах правового регулирования
в сфере реализации Подпрограммы 7
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
Подпрограмма 7 "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2013-2016 годы" | |||
Постановление Правительства Орловской области |
Принятие решений о корректировке и внесении изменений в Подпрограмму 7 "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2013-2016 годы" государственной программы "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области" (в связи с корректировками объема и структуры расходов областного бюджета) |
Орелоблэконадзор |
Ежегодно |
Постановление Правительства Орловской области |
Об утверждении межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области" |
Департамент экономики Орловской области, Департамент финансов Орловской области |
Ежегодно |
Приложение 4
к подпрограмме
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
на территории Орловской области на 2013-2016 годы"
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы 7
за счет средств областного бюджета
Статус |
Наименование государственной программы, подпрограммы государственной программы, ведомственной целевой программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы, подпрограммы, основного мероприятия, главные распорядители средств областного бюджета (далее также - ГРБС) по ведомственной целевой программе |
Код бюджетной классификации |
Расходы (тыс. рублей) по годам реализации |
|||||||
ГРБС |
Рз Пр |
ЦСР |
ВР |
всего по государственной программе |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Подпрограмма 7 |
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2013-2016 годы" |
Орелоблэконадзор, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, муниципальные образования области |
|
|
|
|
11 209,7 |
859,7 |
3 450,0 |
3 450,0 |
3 450,0 |
|
Мероприятие 1. Проведение инвентаризации гидротехнических сооружений, расположенных на территории области; определение бесхозяйных ГТС, их технического состояния и целесообразности дальнейшего использования |
Муниципальные образования области |
Х |
Х |
Х |
Х |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Мероприятие 2. По результатам инвентаризации технического состояния ГТС определение количества сооружений, требующих капитального или текущего ремонта, и разработка проектно-сметной документации на данные работы |
Муниципальные образования области |
Х |
Х |
Х |
Х |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
Мероприятие 3. Реализация проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений |
Орелоблэконадзор |
017 |
Х |
Х |
Х |
9 218,1 |
0,0 |
2 318,1 |
3 450,0 |
3 450,0 |
Орелоблэконадзор |
017 |
Х |
Х |
Х |
1 131,9 |
0,0 |
1 131,9 |
0,0 |
0,0 |
||
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
007 |
Х |
Х |
Х |
859,7 |
859,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Муниципальные образования области |
Х |
Х |
Х |
Х |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Приложение 5
к подпрограмме
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
на территории Орловской области на 2013-2016 годы"
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов
областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов,
бюджетов муниципальных образований, юридических лиц
на реализацию целей Подпрограммы 7
(тыс. рублей)
Статус |
Наименование государственной программы, подпрограммы государственной программы, ведомственной целевой программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель и соисполнители Подпрограммы 7, главные распорядители средств областного бюджета (далее также - ГРБС) по Подпрограмме 7 |
Оценка расходов по годам реализации |
||||
всего по государственной программе |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма 7 |
"Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Орловской области на 2013-2016 годы" |
Всего |
104 648,26 |
8 409,2 |
47 739,06 |
28 350,0 |
20 150,0 |
федеральный бюджет |
90 349,5 |
7 549,5 |
44 000,0 |
23 500,0 |
15 300,0 |
||
областной бюджет |
11 209,7 |
859,7 |
3 450,0 |
3 450,0 |
3 450,0 |
||
бюджеты муниципальных образований и городских округов |
3 089,06 |
0,0 |
289,06 |
1 400,0 |
1 400,0 |
||
государственные внебюджетные фонды |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
юридические лица |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
в том числе по направлениям затрат |
|
|
|
|
|
||
капитальные вложения |
101 848,26 |
8 409,2 |
47 739,06 |
26 950,0 |
18 750,0 |
||
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
прочие нужды |
2 800,0 |
0,0 |
0,0 |
1 400,0 |
1 400,0 |
||
|
|
Орелоблэконадзор, всего |
93 150,0 |
0,0 |
47 450,0 |
26 950,0 |
18 750,0 |
федеральный бюджет |
82 800,0 |
0,0 |
44 000,0 |
23 500,0 |
15 300,0 |
||
областной бюджет |
10 350,0 |
0,0 |
3 450,0 |
3 450,0 |
3 450,0 |
||
бюджеты муниципальных образований и городских округов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
государственные внебюджетные фонды |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
юридические лица |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
в том числе по направлениям затрат |
|
|
|
|
|
||
капитальные вложения |
93 150,0 |
0,0 |
47 450,0 |
26 950,0 |
18 750,0 |
||
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
прочие нужды |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
8 409,2 |
8 409,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
федеральный бюджет |
7 549,5 |
7 549,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
областной бюджет |
859,7 |
859,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджеты муниципальных образований и городских округов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
государственные внебюджетные фонды |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
юридические лица |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
в том числе по направлениям затрат |
|
|
|
|
|
||
капитальные вложения |
8 409,2 |
8 409,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
прочие нужды |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Муниципальные образования области |
3 089,06 |
0,0 |
289,06 |
1 400,0 |
1 400,0 |
||
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
бюджеты муниципальных образований и городских округов |
3 089,06 |
0,0 |
289,06 |
1 400,0 |
1 400,0 |
||
государственные внебюджетные фонды |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
|
|
юридические лица |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
в том числе по направлениям затрат |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
капитальные вложения |
289,06 |
0,0 |
289,06 |
0,0 |
0,0 |
||
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
прочие нужды |
2 800,0 |
0,0 |
0,0 |
1 400,0 |
1 400,0 |
<< Приложение 21 Приложение 21 |
Приложение 23 >> Приложение 23 |
|
Содержание Постановление Правительства Орловской области от 13 января 2014 г. N 1 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.