Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 2 сентября 2013 г. N 300 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 1 июня 2011 г. N 165
Долгосрочная областная целевая программа
"Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011-2013 годы"
2 сентября 2013 г.
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы
"Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников
интернатных учреждений Орловской области на 2011-2013 годы"
Наименование программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011-2013 годы" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Орловской области от 26 ноября 1998 года N 83-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области"; Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области"; Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области"; постановление Правительства Орловской области от 2 сентября 2010 года N 321 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы"; приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 22 февраля 2011 года N 247 "О разработке проекта областной программы социального сопровождения и адаптации воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа на 2011-2013 годы" |
Заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент образования и молодежной политики Орловской области |
Руководитель Программы |
руководитель Департамента образования и молодежной политики Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы |
начальник управления образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области |
Цель и задачи Программы |
Целью Программы является обеспечение условий для наиболее успешной социализации и адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений. Задачами Программы являются: 1) совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений; 2) совершенствование кадрового обеспечения; 3) формирование жизненных компетенций воспитанников и выпускников интернатных учреждений; 4) совершенствование методической базы служб постинтернатной адаптации в образовательных учреждениях; 5) материально-техническое оснащение служб постинтернатной адаптации в образовательных учреждениях; 6) информационно-аналитическое обеспечение сопровождения воспитанников и выпускников интернатных учреждений |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1) доля выпускников, подготовленных к самостоятельной жизни в социуме; 2) удельный вес педагогических работников, специалистов, прошедших переподготовку, повышение квалификации, освоивших программы социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений; 3) доля выпускников, осознанно осуществивших выбор профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и потребностями региона в кадрах; 4) доля воспитанников интернатных учреждений, ставших участниками конкурсов, соревнований, олимпиад; 5) доля учреждений, обеспеченных необходимыми методическими материалами, программами психолого-педагогического и социального сопровождения; 6) доля служб, оснащенных необходимым материально-техническим оборудованием; 7) доля выпускников интернатных учреждений, получивших начальное, среднее и высшее профессиональное образование; 8) доля выпускников, трудоустроенных в первый год выпуска из образовательных учреждений |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Программа финансируется за счет средств областного бюджета. Объем финансирования - 6,75 млн рублей, в том числе по годам реализации: 2011 - 0,0 млн рублей; 2012 - 3,38 млн рублей; 2013 - 3,37 млн рублей |
В том числе по направлениям затрат |
капитальные вложения - 0; НИОКР - 0; прочие нужды - 6,75 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Создание на базе областного государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" консультационного центра по сопровождению воспитанников и выпускников интернатных учреждений для оказания психологической, правовой помощи, помощи в профессиональном и личностном самоопределении, с учетом их психофизического состояния, способностей и интересов. 2. Разработка Примерного положения о службе постинтернатной адаптации на базе интернатных учреждений. 3. Разработка модели постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений в возрасте 16-18 лет, направленной на помощь выпускнику в период его перехода из интернатного учреждения к жизни в социуме. 4. Создание экспериментальных площадок в 5 интернатных учреждениях по реализации универсальных программ комплексного сопровождения воспитанников и выпускников; научно-методическое обеспечение экспериментальной работы. 5. Использование воспитанниками и выпускниками интернатных учреждений телефона "горячей линии". 6. Создание электронной картотеки воспитанников и выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Достижение и поддержание на уровне 100%: доли выпускников, подготовленных к жизни в социуме; доли педагогических работников, специалистов, прошедших переподготовку, повышение квалификации, освоивших программы социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений; доли учреждений, обеспеченных необходимыми методическими материалами, программами психолого-педагогического и социального сопровождения. 8. Увеличение до 97% доли воспитанников, осознанно осуществивших выбор профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и потребностями Орловской области в кадрах. 9. Увеличение до 90% доли выпускников интернатных учреждений, получивших начальное, среднее и высшее профессиональное образование. 10. Увеличение до 97% доли выпускников интернатных учреждений, трудоустроенных в год выпуска из образовательных учреждений. 11. Увеличение до 95% доли служб, оснащенных необходимым материально-техническим оборудованием. |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Изменившиеся социально-экономические условия в стране обуславливают актуальность поиска оптимальных путей решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной тенденцией жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна стать деинституционализация, т.е. постепенный отказ от помещения таких детей в учреждения интернатного типа как формы попечения о них, организации их жизни. Однако, пока существуют воспитанники интернатных учреждений, есть необходимость в их сопровождении, в организации и развитии структур, способствующих их успешной постинтернатной адаптации, вхождению в самостоятельную жизнь.
Интернатные учреждения являются в настоящее время наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, уступая место только опеке и попечительству.
В системе образования Орловской области функционируют 19 государственных учреждений коррекционно-реабилитационной направленности. Сеть государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена:
1. Детскими домами:
1) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Никольский детский дом" (Орловская область, Свердловский район, с. Никольское) - 33 ребенка;
2) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Должанский детский дом" (Орловская область, Должанский район, п. Шлях, д. 41) - 34 ребенка;
3) областное государственное образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Колпнянский детский дом" (Орловская область, Колпнянский район, п. Колпна, ул. Чкалова, д. 2) - 24 ребенка;
4) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Жилинский детский дом для детей дошкольного возраста" (Орловская область, Мценский район, п. Жилино) - 15 детей;
5) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Мценский детский дом-школа" (Орловская область, г. Мценск, ул. Дзержинского, д. 6) - 97 детей;
6) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Мценский детский дом для детей дошкольного возраста" (Орловская область, г. Мценск, ул. 20 Июля, д. 1а) - 61 ребенок.
2. Школами-интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2 из них для детей с ограниченными возможностями здоровья):
1) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Некрасовская школа-интернат" (Орловская область, Орловский район, д. Некрасовка, ул. Интернатная, д. 25) - 209 детей;
2) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Нарышкинская школа-интернат" (Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Садовая, д. 16) - 136 детей;
3) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (Орловская область, Мценский район, с. Тельчье, ул. Комсомольская, д. 9) - 116 детей;
4) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат N 9 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (Орловская область, Мценский район, с. Тельчье, ул. Ленина, д. 3) - 106 детей.
Сеть специальных (коррекционных) учреждений представлена:
1. Школами-интернатами VIII вида (для детей с умственной отсталостью):
1) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Болховская общеобразовательная школа-интернат" (Орловская область, г. Болхов, ул. Г. Белова, д. 82) - 118 детей;
2) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Крутовская общеобразовательная школа-интернат" (Орловская обл., Ливенский район, с. Крутое, ул. Набережная, д. 2) - 100 детей;
3) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Дмитровская общеобразовательная школа-интернат" (Орловская область, г. Дмитровск, ул. Коммунистическая, д. 8) - 84 ребенка;
4) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Кромская общеобразовательная школа-интернат" (Орловская область, п. Кромы, ул. К. Маркса, д. 47) - 86 детей;
5) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Троснянская общеобразовательная школа-интернат" (Орловская область, с. Тросна, ул. Ленина, д. 3) - 86 детей.
2. Школой-интернатом I-II вида (для глухих и слабослышащих детей) - областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Орловская общеобразовательная школа-интернат I-II вида" (г. Орел, ул. М. Горького, д. 91) - 138 детей.
3. Школой-интернатом V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) - областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Орловская общеобразовательная школа-интернат V вида" (г. Орел, ул. М. Горького, д. 103) - 174 ребенка.
Учреждения, реализующие общеобразовательные программы:
1) областная государственная общеобразовательная школа-интернат "Орловский лицей-интернат" (г. Орел, ул. Пушкина, д. 168) - 167 детей;
2) областная государственная общеобразовательная школа-интернат "Знаменская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования" (Орловская область, Орловский район, п. Знаменка, ул. Школа-интернат, д. 3) - 110 детей.
В детских домах и школах-интернатах области воспитывается 1894 человека, из них 911 воспитанников имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 48% от общего количества детей. 51% детей из неблагополучных семей, характеризующихся низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности. Как правило, это малообеспеченные семьи, более 50% (52%) - неполные семьи. Почти 80% детей из семей имеют отклонения в развитии, им требуется обучение в специальных (коррекционных) учреждениях.
Основной контингент воспитанников - дети, нуждающиеся в длительной социально-педагогической реабилитации, перевоспитании, длительном оздоровлении, коррекции физического и психического развития.
Государственные учреждения делают все возможное, чтобы защитить осиротевших детей от раннего одиночества, обеспечить им спокойное детство, максимально приблизить условия проживания к семейным.
Ни на одно учреждение, работающее с детьми, не возлагается такое количество разнообразных функций, как на детские дома и школы-интернаты: обеспечение круглосуточного пребывания детей; обучение и воспитание; обеспечение социальной защиты; обеспечение охраны и укрепления здоровья; обеспечение медико-психолого-педагогической реабилитации, но главным смыслом деятельности каждого учреждения является успешная социализация воспитанников.
Процесс социализации ребенка, т.е. становления человека как общественного существа, - один из важных факторов формирования личности наряду с достижением определенного уровня физиологического и психологического развития человеческого организма. Он включает в себя ряд аспектов, существенных с точки зрения взаимодействия ребенка с окружающими:
социальное познание (знание о самом себе, о взаимоотношениях с другими людьми, усвоение социальных и культурных ценностей, знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов и т.д.);
овладение определенными навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и сферу социальной деятельности;
интериоризацию, т.е. усвоение индивидом определенных норм, ценностей, установок, ролей и т.п. - социальных регуляторов, которые обеспечивают соответствие поведения индивида образцу, задаваемому требованиями общества, а точнее, требованиями конкретного социального окружения;
выработку на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций, представлений, установок, взглядов и т.п.
В результате этого процесса у индивида должна сложиться система внутренних регуляторов поведения и социальной ориентации. Социализированный на данном этапе подросток будет способен сделать осознанный выбор жизненной дороги, определить свою будущую профессию, организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами той микрогруппы, куда он попадет после окончания школы-интерната.
Однако, как отмечают специалисты, изучающие развитие детей, оставшихся без попечения родителей, воспитание детей в условиях обособленности от внешнего мира, регламентации деятельности внутренним распорядком дня, установленным режимом учебы и отдыха не стимулирует формирование таких важных качеств, как адекватное самовосприятие, осознание своей функции в обществе, желание быть полезным людям. У воспитанников часто проявляется иждивенческая позиция, отсутствует бережливость, настойчивость, терпение. Они во всем полагаются на общество и государство.
Воспитательная система учреждений интернатного типа для детей-сирот - явление не статичное, т.к. меняются дети, на которых она направлена, обстоятельства, в которых она проявляется, приоритеты и ценности на каждом новом этапе работы.
В настоящее время в детских домах и школах-интернатах Орловской области разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие осуществить их дополнительное образование, трудовое обучение, социальную и профессиональную ориентацию, лечебно-оздоровительную работу, поддержку связей с родственниками и развитие социальных контактов. Проведенный в декабре 2009 года мониторинг положения воспитанников интернатных учреждений из числа детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что во всех учреждениях имеются программы социализации воспитанников и выпускников.
Качественно-количественный анализ результатов проведенного в январе 2011 года опроса специалистов в областных интернатных учреждениях подтвердил, что наибольший удельный вес имеют программы по формированию жизненных перспектив, здорового образа жизни, освоению социальной среды. Однако, относительно низка доля программ, направленных на развитие коммуникативных навыков воспитанников. Предстоит работа в части совершенствования программ по формированию мотивации к труду и выбору профессии, развитию навыков самообслуживания и самообеспечения.
Опрос, проведенный среди старшеклассников интернатных учреждений, показал, что имеется дефицит знаний и представлений выпускников по следующим параметрам: "Знания о себе", "Социально-бытовые знания и представления", "Социально-правовые знания и представления", "Наличие и характер планов на будущее".
Выпускники приблизительно в равной степени боятся проблем с жильем, обучением, трудоустройством, финансами, бытом, общением, овладением профессией. Сюда прибавляются проблемы экзистенциального плана: высказываются опасения, связанные с возможностью создания своей семьи, отношениями с биологическими родителями и сибсами. Более значимыми стали материальные проблемы, вырос страх оказаться безработным. Имеется доля выпускников, сомневающихся в своих способностях справиться самостоятельно со своими проблемами после выпуска из учреждения.
Такая ситуация требует совершенствования технологий разработки и внедрения в интернатных учреждениях программ воспитания и реабилитации детей, их психолого-педагогической и социальной поддержки, направленных на расширение социальных моделей поведения, обучение переводу намерений и желаний в план практических действий, повышение самооценки за счет создания ситуаций успеха, моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личной автономии.
Обычный возраст выпускника государственного учреждения для детей-сирот - 15-17 лет, когда ребенок не всегда способен самостоятельно решать задачи социальной адаптации. Из выпускников областных школ-интернатов и детских домов 2010 года - 72% вышли из стен учреждения, не достигнув совершеннолетия.
По мнению психологов, характерная особенность этого возраста состоит в том, что в это время наблюдается пик асоциального, отклоняющегося поведения. Молодые люди наиболее ранимы, восприимчивы к различному патогенному влиянию. Лишаясь привычной опеки и устоявшегося образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к встрече с действительностью. Им не хватает социальной и эмоциональной уверенности, у них отсутствует реальное представление о жизни, правильная нравственная оценка окружающей действительности. Привыкшие все время жить коллективно, они просто физически не способны выдержать одиночества. У многих из них отсутствует чувство ответственности за свое будущее.
Не все выпускники детских домов и школ-интернатов успешно преодолевают барьер вхождения во взрослую жизнь, находят свое место в обществе. По данным Федеральной службы исполнения наказания России, из 5970 несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях в 2009 году, 946 - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Хорошо известно, что образование является весьма важным фактором социализации личности. Оно способствует мобильности людей, обеспечивает возможность их продвижения по социальной лестнице. Имеющиеся научные исследования свидетельствуют о том, что различия в уровне образованности усложняют контакты между людьми и влияют на сам характер общения.
50% выпускников областных государственных образовательных учреждений интернатного типа 2010 года имели незаконченное среднее образование, полное среднее образование получили лишь 14%. Среди тех, кто окончил полную среднюю школу, далеко не все способны учиться в высших учебных заведениях. В основном (более 50%) выпускники продолжают обучение в системе начальной профессиональной подготовки.
Особую группу риска составляют воспитанники специальных (коррекционных) учреждений. В 2010 году 36% выпускников получили свидетельства об окончании областных интернатных учреждений по программе специальной (коррекционной) школы. К законодательно определенному сроку выпуска они зачастую не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей своего развития, но руководители учреждений не могут продлить это время для завершения их подготовки.
Как показал региональный мониторинг 2009 года, выпускники интернатных учреждений непосредственно сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.
Результаты федеральных мониторингов 2005 и 2007 годов по изучению положения выпускников и оценке эффективности реализации федеральной и региональных программ "Дети-сироты" показали, что самым актуальным для них был и остается жилищный вопрос. В среднем период ожидания жилья в России составлял 4,3 года (в том числе в ЦФО). Однако ситуация разнится в зависимости от региона. Если Москва сразу выделяет отдельные квартиры, то для молодых людей из других регионов очередь может растянуться на 10-15 лет. Не хватает средств для реализации декларируемых гарантий в сфере предоставления жилья. Невозможность предоставить жилье всем выпускникам привела к созданию постинтернатных блоков при детских домах, социальных гостиниц, групп независимого проживания.
Другая актуальная проблема - их трудоустройство. Во многих учреждениях интернатного типа с будущими выпускниками проводится работа по профессиональному ориентированию. Однако найти работу по специальности, которая нравится молодым людям, удается не всегда. Обычно их направляют в профессиональные училища, в которых есть места для проживания.
Как показали исследования, сироты не мотивированы на работу, пассивны, не знают и не умеют простейших вещей. Во время общения не могут донести мысль до собеседника, испытывают страх перед общением, отличаются конфликтностью, безответственностью. С другой стороны, выпускникам предлагают низкооплачиваемые, бесперспективные должности. Администрация учреждений и предприятий старается не брать выпускников интернатных учреждений из-за необходимости обеспечения их социальными гарантиями за свой счет и отсутствия налоговых льгот. Таким образом, возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.
На сегодняшний день в помощи и поддержке нуждаются практически все выпускники учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, хотя бы в первые 3-5 лет самостоятельной жизни, в трудоустройстве, обеспечении жильем, т.к. в сложных социально-экономических условиях действующие по отношению к социальным сиротам государственные гарантии не стабильны.
Эффективная работа по социализации и адаптации воспитанников и выпускников возможна при осуществлении индивидуального подхода к этим детям на протяжении всего периода государственного попечительства - на этапе устройства в интернатное учреждение, при переходе из интернатного учреждения в профессиональное учебное заведение, на этапе выпуска из профессионального учебного заведения и устройства на работу. Важно, чтобы каждый, кто лишился попечения родителей, знал конкретного взрослого, который на протяжении многих лет следит за его судьбой и готов оказать необходимую помощь.
В педагогической практике существуют разнообразные модели социальной адаптации выпускников интернатных учреждений (постинтернатной адаптации): центры постинтернатной адаптации, социальные гостиницы, постинтернатные блоки при школах-интернатах, производственно-адаптационные участки, семейные центры. Они направлены на помощь выпускнику в период его перехода из специфического мира интернатных учреждений к жизни в социуме, обеспечение успешности его первых самостоятельных шагов, приобретение положительного социального опыта.
Обязательным условием реализации модели постинтернатной адаптации является установление с выпускниками эмоционально-смысловых связей в форме кураторства, наставничества (в зависимости от конкретной модели).
Модель постинтернатной адаптации строится на основе единства трех направлений деятельности: социально-правовой поддержки выпускников, их психолого-педагогического сопровождения, аналитической и информационной работы. При исключении одного из этих компонентов решение адаптационных задач становится невозможным.
Эффективность адаптации выпускника к самостоятельной жизни обеспечивают следующие условия:
совместная деятельность наставника и выпускника, направленная на постепенное повышение уровня самостоятельности последнего;
наличие у выпускника возможности установить постоянный эмоциональный контакт с наставником;
наличие социопедагогической и социореабилитационной среды;
продолжительность взаимодействия наставника и выпускника не менее трех лет;
признание центральным процессом адаптации выпускника не усвоение им знаний и навыков независимой жизни, а реабилитацию его личности.
В связи с появлением новых подходов к социальной адаптации выпускников интернатных учреждений возникает необходимость развертывания в области сети служб постинтернатной адаптации, способных оказать помощь выпускникам детских домов и школ-интернатов в решении жизненно важных для них проблем и одновременно способных обеспечить повышение уровня их самостоятельности в решении таких проблем. Для организации сети указанных служб необходимо разработать типовое положение и определить источник их финансирования.
С учетом особенностей сложившейся в области институциональной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, социальная гостиница может стать основной моделью постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений. Социальная гостиница рассматривается как структурное подразделение детского дома или школы-интерната с условиями, максимально приближенными к обычной домашней жизни. Содержание работы предполагает реабилитацию и социальную адаптацию во всех сферах жизни: экономической, юридической, бытовой, семейной, трудовой, учебной. Эта деятельность осуществляется специально подготовленными специалистами: заместителем директора, психологами, социальными педагогами, воспитателями. Необходимо изучить возможность введения в штатное расписание интернатных учреждений дополнительных ставок специалистов для работы с выпускниками.
Анализ информации по данному вопросу показывает, что каждая вновь созданная структура, работающая по реализации своих целей и задач, должна являться звеном единой системы помощи выпускникам интернатных учреждений, которая бы действовала на уровне региона. Ситуация осложняется тем, что организации и структуры, которые оказывают помощь выпускникам из числа детей-сирот, имеют различную ведомственную принадлежность, а межведомственное взаимодействие по решению данного вопроса отсутствует.
В сопровождении выпускников интернатных учреждений свою роль должны сыграть органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, центры занятости населения, ППМС-центры, учреждения системы профессиональной подготовки и другие заинтересованные структуры на основе разработанного и утвержденного протокола совместных действий.
Совершенствование деятельности интернатных учреждений и развертывание сети служб постинтернатной адаптации возможно при условии обеспечения этих учреждений квалифицированными кадрами, создания научно-методического и информационно-аналитического обеспечения системы постинтернатного сопровождения.
Интернатные учреждения должны быть включены в систему поиска и поддержки инновационного опыта практической деятельности по сопровождению выпускников на региональном уровне.
Государственная законотворческая деятельность по защите и укреплению прав детей направлена на социальное обеспечение, медицинское обслуживание и отдых, образование, защиту прав и интересов всех категорий детей.
Федеральное и региональное законодательство регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в декабре 2010 года сделан акцент на развитие эффективной государственной политики в области детства, семейное устройство детей и помощь приемным семьям, необходимость создания программ адаптации и сопровождения выпускников детских домов, попечительских советов в детских домах и коррекционных учреждениях.
В условиях проводимых социально-экономических преобразований эффективное развитие системы социального сопровождения и адаптации выпускников невозможно без использования механизмов государственной поддержки.
Программно-целевой метод - это эффективный механизм государственной поддержки основных направлений развития системы социализации и адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов, ориентированный на реализацию первоочередных программных мероприятий, обеспечивающий их финансовыми ресурсами.
II. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Цель Программы - обеспечение условий для наиболее успешной социализации и адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений.
Задачами Программы являются:
1) совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений;
2) совершенствование кадрового обеспечения;
3) формирование жизненных компетенций воспитанников и выпускников интернатных учреждений;
4) совершенствование методической базы служб постинтернатной адаптации в образовательных учреждениях;
5) материально-техническое оснащение служб постинтернатной адаптации в образовательных учреждениях;
6) информационно-аналитическое обеспечение сопровождения воспитанников и выпускников интернатных учреждений.
Программа будет реализовываться в 2011-2013 годах в два этапа:
подготовительный этап (2011 год);
основной этап (2012-2013 годы).
Для оценки эффективности реализации Программы предлагается использовать целевые индикаторы и показатели результативности, представленные в приложении 1 к Программе.
Предложенные программные показатели и индикаторы сложились на основании результатов проведения мониторингов системы социальной адаптации и сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов, а также на основании отчетов анализа исполнения областных целевых программ ("Модернизация системы образования на 2009-2010 годы", "Развитие образования Орловской области на 2006-2010 годы"), отчетов, подготовленных в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
В целях получения информации планируется использовать формы статистической отчетности и мониторинговых исследований по определенным направлениям развития системы образования.
III. Система программных мероприятий
В основу механизма формирования и реализации мероприятий Программы заложены следующие принципы:
консолидации средств для развития приоритетных направлений сферы социального сопровождения и адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений в Орловской области;
обеспечения эффективного использования средств областного бюджета в соответствии с установленной целью Программы.
К основным мероприятиям Программы относятся:
1. Мероприятия, направленные на совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений.
Данные мероприятия предусматривают:
создание консультационного центра по сопровождению воспитанников и выпускников интернатных учреждений для оказания психологической, правовой помощи, помощи в профессиональном и личностном самоопределении с учетом их психофизического состояния, способностей и интересов;
разработку Примерного положения о службе постинтернатной адаптации на базе интернатных учреждений;
разработку модели постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений в возрасте 16-23 лет.
2. Мероприятия, направленные на совершенствование кадрового обеспечения.
Данные мероприятия предусматривают увеличение количества педагогических работников, специалистов, прошедших переподготовку, повышение квалификации, освоивших программы социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений:
1) разработку и проведение тематических семинаров для специалистов учреждений интернатного типа, учреждений профессионального образования, представителей муниципальных органов управления образованием, социальной защиты;
2) организацию курсов повышения квалификации для работников интернатных учреждений и учреждений начального профессионального образования по сопровождению детей-сирот;
3) организацию постоянно действующих семинаров, создание методических объединений по обмену опытом специалистов;
4) разработку блочно-модульных программ комплексного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов;
5) проведение обучающего тренинга для специалистов служб постинтернатной адаптации по формированию у воспитанников и выпускников интернатных учреждений навыков здорового образа жизни;
6) организацию и проведение смотра-конкурса профессионального мастерства среди специалистов системы постинтернатной адаптации;
7) проведение конкурса программ психолого-педагогического и социального сопровождения, издание сборника.
3. Мероприятия, направленные на формирование жизненных компетенций воспитанников и выпускников интернатных учреждений.
Данные мероприятия предусматривают увеличение количества выпускников, подготовленных к самостоятельной жизни в социуме:
1) реализацию тренинговых, развивающих программ по профилактике психоактивных веществ, пропедевтике здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, подготовке к семейной жизни, формированию правового сознания в интернатных учреждениях;
2) привлечение к участию в конкурсах профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) проведение дней открытых дверей в учреждениях профессионального образования для выпускников интернатных учреждений;
4) проведение общественно значимой акции для воспитанников интернатных учреждений "Моя будущая семья";
5) выявление и поддержку одаренных воспитанников интернатных учреждений (привлечение воспитанников интернатных учреждений к участию во Всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях);
6) формирование профессионального самоопределения у воспитанников интернатных учреждений: проведение информационно-разъяснительной работы мобильными центрами службы занятости;
7) обеспечение доступа воспитанников и выпускников интернатных учреждений к телефону "горячей линии".
4. Мероприятия, направленные на совершенствование методической базы служб постинтернатной адаптации в образовательных учреждениях.
Данные мероприятия предусматривают:
1) издание методических пособий и рекомендаций для специалистов;
2) выпуск рекламно-методических, информационно-справочных материалов для выпускников интернатных учреждений;
3) оснащение диагностическим материалом интернатных учреждений для проведения профориентационной работы с воспитанниками интернатных учреждений;
4) пополнение библиотечных фондов, аудио-, видеотек школ-интернатов, детских домов, учреждений профессионального образования современными изданиями научной, образовательной и популярной литературы, видео- и аудиоматериалами;
приобретение стандартизированных программ по подготовке к самостоятельной жизни.
5. Материально-техническое оснащение служб постинтернатной адаптации в образовательных учреждениях.
Данные мероприятия предусматривают:
1) оснащение компьютерным, мультимедийным оборудованием консультационного центра и служб постинтернатной адаптации учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста;
2) приобретение транспортных средств для учреждений интернатного типа (6 единиц);
3) оснащение социальных гостиниц интернатных учреждений комплектами мебели и оборудования.
6. Информационно-аналитическое обеспечение сопровождения воспитанников и выпускников интернатных учреждений.
Данные мероприятия предусматривают:
1) подготовку и проведение мониторингов системы социальной адаптации и сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов;
2) создание и систематическое обновление электронной картотеки воспитанников и выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) создание и ежегодное обновление электронной базы данных трудоустроенных выпускников интернатных учреждений;
создание и ежегодное обновление электронной базы данных трудоустроенных выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Система мероприятий Программы представлена в приложении 2 к Программе. Целевые индикаторы и показатели результативности Программы представлены в приложении 1 к Программе.
В целях разработки мероприятий Программы государственные заказчики осуществляют:
привлечение к разработке целевых показателей ведущих образовательных учреждений интернатного типа, дополнительного профессионального образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, Управления труда и занятости Орловской области, управления социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области;
анализ источников финансирования программных мероприятий и возможности привлечения к их реализации широкого круга исполнителей;
мониторинг эффективности реализации программных мероприятий на основе утвержденного перечня целевых показателей;
внесение на основании данных мониторинга изменений в перечень и содержание программных мероприятий, а также в их ресурсное обеспечение;
ежегодное уточнение целевых показателей и затрат на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались существующая ситуация в бюджетной сфере на региональном уровне, высокая экономическая и социальная значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения при вовлечении в совместную деятельность всех участников реализации Программы.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Программы. Финансирование мероприятий Программы ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
По предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 6,75 млн рублей.
Средства, предусмотренные на реализацию Программы, будут направлены на следующие основные мероприятия:
1) проведение тематических семинаров для специалистов учреждений интернатного типа, учреждений профессионального образования, представителей муниципальных органов управления образованием, социальной защиты (90,0 тыс. рублей);
2) организацию курсов повышения квалификации для работников интернатных учреждений и учреждений начального профессионального образования по сопровождению детей-сирот (70,0 тыс. рублей);
3) организацию постоянно действующих семинаров, создание методических объединений специалистов по обмену опытом (80,0 тыс. рублей);
4) разработку блочно-модульных программ комплексного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов (60,0 тыс. рублей);
5) проведение обучающего тренинга для специалистов служб постинтернатной адаптации по формированию у воспитанников и выпускников интернатных учреждений навыков здорового образа жизни (30,0 тыс. рублей);
6) организацию и проведение смотра-конкурса профессионального мастерства среди специалистов системы постинтернатной адаптации (50,0 тыс. рублей);
7) проведение конкурса программ психолого-педагогического и социального сопровождения, издание сборника (30,0 тыс. рублей);
8) проведение общественно значимой акции для воспитанников интернатных учреждений "Моя будущая семья" (50,0 тыс. рублей);
9) выявление и поддержку одаренных воспитанников интернатных учреждений (привлечение воспитанников интернатных учреждений к участию во всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях) (70,0 тыс. рублей);
10) издание методических пособий и рекомендаций для специалистов (15,0 тыс. рублей);
11) выпуск рекламно-методических, информационно-справочных материалов для выпускников интернатных учреждений (20,0 тыс. рублей);
12) оснащение диагностическим материалом интернатных учреждений для проведения профориентационной работы с воспитанниками интернатных учреждений (100,0 тыс. рублей);
13) пополнение библиотечных фондов, аудио-, видеотек школ-интернатов, детских домов, учреждений профессионального образования современными изданиями научной, образовательной и популярной литературы, видео- и аудиоматериалами; приобретение стандартизированных программ по подготовке к самостоятельной жизни (115,0 тыс. рублей);
14) оснащение компьютерным, мультимедийным оборудованием консультационного центра и служб постинтернатной адаптации учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста (270,0 тыс. рублей);
15) приобретение транспортных средств для учреждений интернатного типа (6 единиц) (4200,0 тыс. рублей);
16) оснащение социальных гостиниц интернатных учреждений комплектами мебели и оборудования (1500,0 тыс. рублей).
Общая сумма расходов на финансирование Программы составит 6,75 млн рублей, в том числе:
в 2012 году - 3,38 млн рублей;
2013 году - 3,37 млн рублей.
По направлениям затрат финансирование Программы распределяется следующим образом:
прочие нужды - 6,75 млн рублей, в том числе:
в 2012 году - 3,38 млн рублей;
2013 году - 3,37 млн рублей.
Структура финансирования Программы представлена в приложении 3 к Программе.
Прогнозные объемы финансирования Программы по всем источникам финансирования и видам расходов представлены в приложении 3 к Программе.
Финансово-экономическое обоснование Программы представлено в приложении 5 к Программе.
Структура финансирования Программы по бюджетополучателям представлена в приложении 4 к Программе.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляют Департамент образования и молодежной политики Орловской области, контрольное управление Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, Контрольно-счетная палата Орловской области.
При реализации Программы существует риск, связанный с неполным или несвоевременным финансированием Программы, что повлечет невыполнение мероприятий в запланированные сроки.
V. Механизм реализации Программы, управление
реализацией и мониторинг Программы
Успех реализации Программы зависит от четкого и слаженного взаимодействия государственного заказчика, руководителя и ответственного исполнителя Программы.
Руководитель Программы в своих действиях по обеспечению реализации Программы подотчетен заказчику Программы и по его поручению:
1) осуществляет текущее управление реализацией Программы;
2) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
3) ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей;
4) обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными сроками, представление в Департамент экономики Орловской области полной и достоверной информации о ходе реализации Программы;
5) несет ответственность за своевременность и достоверность представляемой информации об эффективности реализации Программы;
6) в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти Орловской области размещает информацию о ходе реализации Программы, результатах мониторинга Программы в средствах массовой информации и сети Интернет.
Руководитель Программы также осуществляет взаимодействие с участниками Программы по вопросам реализации ее мероприятий.
Руководитель Программы ежегодно отчитывается перед заказчиком Программы о ходе ее исполнения, соблюдении сроков и качестве выполнения ее мероприятий.
Ответственный исполнитель Программы, которым является начальник управления образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области:
на основании заключенных договоров (соглашений) участвует в реализации Программы и отвечает за выполнение ее основных направлений;
участвует в подготовке договоров (соглашений, контрактов) на выполнение программных мероприятий;
в установленном порядке несет ответственность за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий;
по заданию руководителя Программы участвует в подготовке отчетных материалов по вопросам реализации Программы;
несет ответственность за своевременное представление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий.
Программа считается завершенной и ее финансирование прекращается после завершения сроков реализации Программы, выполнения всех программных мероприятий или достижения цели Программы. Руководитель Программы, при необходимости, вносит в Департамент экономики Орловской области предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы.
Внесение изменений и дополнений, досрочное прекращение реализации Программы осуществляется постановлением Правительства Орловской области; внесение изменений в объемы финансирования Программы - постановлением Правительства Орловской области с одновременным внесением изменений в закон об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Обеспечение координации деятельности органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, а также их структурных подразделений осуществляет руководитель Программы.
Ожидаемая эффективность реализации Программы будет оцениваться путем проведения мониторинга, который осуществляется ежегодно.
Посредством мониторинга можно проанализировать промежуточные итоги реализации Программы в сфере образования, проследить тенденции развития, определить слабые места, на которые следует обратить особое внимание. Его проведение помогает увидеть в цифрах итог проделанной за год работы, оценить эффективность программных мероприятий, рекламных кампаний, публикаций в прессе и прочих мероприятий. Мониторинг позволяет получить максимально полную и достоверную информацию без использования оценочных и приблизительных расчетов.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Программа носит социальный характер. Ее реализация позволит добиться следующих позитивных изменений в системе социального сопровождения и адаптации воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа:
1. Совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений:
создание на базе областного государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" консультационного центра по сопровождению воспитанников и выпускников интернатных учреждений для оказания психологической, правовой помощи, помощи в профессиональном и личностном самоопределении с учетом их психофизического состояния, способностей и интересов;
разработка примерного положения о службе постинтернатной адаптации на базе интернатных учреждений;
разработка модели постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений в возрасте 16-18 лет, направленной на помощь выпускнику в период его перехода из интернатного учреждения к жизни в социуме.
2. Совершенствование кадрового обеспечения (увеличение количества педагогических работников, специалистов, прошедших переподготовку, повышение квалификации, освоивших программы социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений):
1) проведение 2 тематических семинаров для специалистов учреждений интернатного типа, учреждений профессионального образования и 2 тематических семинаров для представителей муниципальных органов управления образованием, социальной защиты;
2) проведение курсов повышения квалификации для работников интернатных учреждений и учреждений начального профессионального образования по сопровождению детей-сирот;
3) проведение постоянно действующих семинаров; создание методических объединений специалистов структурных подразделений образовательных учреждений, осуществляющих проведение методической, опытно-экспериментальной работы по организации социально-педагогического сопровождения воспитанников, по обмену опытом;
4) создание экспериментальных площадок в 5 интернатных учреждениях по реализации универсальных программ комплексного сопровождения воспитанников и выпускников; научно-методическое обеспечение экспериментальной работы;
5) проведение 2 обучающих тренингов для специалистов служб постинтернатной адаптации интернатных учреждений по формированию у воспитанников и выпускников навыков здорового образа жизни;
6) проведение смотра-конкурса профессионального мастерства среди специалистов системы постинтернатной адаптации, выявление талантливых, творчески работающих педагогов, распространение передового опыта;
7) издание сборника программ психолого-педагогического и социального сопровождения среди учреждений интернатного типа.
3. Увеличение количества выпускников, подготовленных к самостоятельной жизни в социуме:
1) реализация профилактических, тренинговых, развивающих программ по профилактике потребления психоактивных веществ, пропедевтике здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, подготовке к семейной жизни, формированию правового сознания у воспитанников интернатных учреждений;
2) увеличение доли учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставших участниками конкурсов профессионального мастерства;
3) повышение информированности воспитанников и выпускников в мире профессий, повышение престижа рабочих профессий;
4) создание условий для формирования у воспитанников осознанного отношения к созданию семьи и развитию собственных семейных стратегий;
5) обеспечение возможности участия воспитанников интернатных учреждений во всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
6) формирование у воспитанников осознанного выбора профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и потребностями региона в кадрах;
7) повышение информированности воспитанников интернатных учреждений о государственных услугах, предоставляемых службой занятости.
4. Увеличение количества учреждений, обеспеченных необходимыми методическими материалами, программами психолого-педагогического и социального сопровождения:
1) выпуск рекламно-методических, информационно-справочных материалов для выпускников интернатных учреждений;
2) издание методических пособий и рекомендаций для специалистов;
3) приобретение диагностического инструментария для индивидуальной и групповой работы с молодежью для оценки профессиональных склонностей и ознакомления с миром профессий;
4) оформление годовой подписки на специализированные издания для выпускников интернатных учреждений;
5) приобретение научной, образовательной и популярной литературы, видео- и аудиоматериалов, стандартизированных программ по подготовке к самостоятельной жизни.
5. Увеличение количества служб, оснащенных необходимым материально-техническим оборудованием:
приобретение компьютерного, мультимедийного оборудования для служб постинтернатной адаптации 8 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также консультационного центра;
приобретение транспортных средств для 6 учреждений интернатного типа;
приобретение комплектов мебели, мягкого инвентаря, оборудования для социальных гостиниц 17 учреждений интернатного типа.
6. Информационно-аналитическое обеспечение сопровождения воспитанников и выпускников интернатных учреждений:
разработка аналитических материалов для принятия управленческих решений по развитию системы поддержки и сопровождения воспитанников и выпускников интернатных учреждений;
выявление наиболее успешных моделей, программ, технологий постинтернатной адаптации выпускников;
создание электронной картотеки воспитанников и выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение контроля за состоянием системы трудоустройства выпускников в первый год выпуска из образовательных учреждений.
Результатом реализации Программы станет обеспечение условий для наиболее успешной социализации и адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.