Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Общая характеристика сферы реализации
муниципальной программы"
Необходимость кардинально повысить эффективность потребления энергии как фактора, определяющего конкурентоспособность страны и ее регионов, осуществить переход к рациональной модели потребления ресурсов, названа в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года в числе основных задач социально-экономического развития страны и законодательно определена в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием энергетических ресурсов, является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами местного самоуправления города Орла.
Задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве и потреблении. Существенные потери энергоресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования.
Учитывая социальную и экономическую значимость энергосберегающих мероприятий для снижения бюджетных расходов, повышения надежности и энергоэффективности систем коммунального комплекса, проблемы эффективного использования энергетических ресурсов в городе Орле необходимо решать программными методами, предусматривающими создание организационных, правовых, экономических и технологических условий, обеспечивающих оптимизацию потребления энергетических ресурсов.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по повышению энергетической эффективности на территории города Орла и, прежде всего, в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития в энергетической сфере, и прямо указывающим, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных и муниципальных программ социально-экономического развития.
В рамках реализации требований Закона в городе Орле с 2011 года действовала долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Орле на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением администрации города Орла от 23.03.2011 N 775. В связи с изменениями, внесенными в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января 2014 года действие вышеуказанной программы в статусе "долгосрочной" прекращено, и она трансформирована в муниципальную программу.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
- невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
- комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
- необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
В предстоящий период на территории города Орла должны быть выполнены установленные Законом требования в части управления процессом энергосбережения, в том числе:
- обеспечение снижения потребления энергоресурсов не менее чем на три процента ежегодно;
- проведение энергетических обследований и разработка энергетических паспортов;
- учет энергетических ресурсов;
- применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий и неразвитостью механизмов привлечения средств частных инвесторов на финансирование энергосберегающих мероприятий;
- неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;
- незавершенностью реформирования энергетики и предстоящими изменениям в управлении отраслью на федеральном уровне;
- дерегулированием рынков энергоносителей;
- прогнозируемой в условиях либерализации высокой волатильностью регионального рынка энергоносителей и его зависимостью от состояния и конъюнктуры российского и мирового энергетического рынка.
Настоящая программа не решает в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы и экономики муниципального образования в связи с необходимостью капитальных затрат на мероприятия такого рода, но позволяет выполнить первый этап решения данной проблемы: создать условия для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития и снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов.
Анализируя современное состояние пропаганды энергосбережения, можно отметить следующие недостатки:
- недостаточное использование средств массовой информации для пропаганды преимуществ энергосберегающего стиля хозяйствования;
- ограниченное использование Интернет-технологий;
- ограниченность информации о реальной, а не рекламной оценке энергоэффективности тех или иных приборов, технологий и оборудования;
- низкий уровень образования в сфере энергосбережения, отсутствие подготовленных специалистов в этой области;
- отсутствие организованной на государственном и региональном уровнях работы по распространению знаний об энергосберегающих технологиях, обмену опытом внедрения новых материалов, приборов и технологий, отсутствие системы пропаганды энергосберегающего поведения.
Анализ энергопотребления в городе Орле за 2012 год
Структура потребления энергетических ресурсов на территории
муниципального образования город Орел за 2012 год
Таблица 1
Вид энергии |
Наименование потребителя |
В натуральном выражении |
В тоннах условного топлива |
Стоимость, тыс. руб. |
Электроэнергия, тыс. кВт/ч. |
Население |
238850 |
- |
238852,6 |
Бюджетные учреждения социальной сферы |
74413 |
- |
193473,8 |
|
Прочие потребители |
257922 |
- |
670597,2 |
|
Всего |
571185 |
|
1102923,6 |
|
Тепловая энергия, Гкал. |
Население |
190093 |
- |
159797,583 |
Бюджетные учреждения социальной сферы |
37893 |
- |
29991,177 |
|
Прочие потребители |
988650 |
- |
775312,298 |
|
Всего |
1216636 |
|
965101,058 |
|
Природный газ, тыс. м3 |
Население |
156296 |
- |
562665,6 |
Бюджетные учреждения социальной сферы |
5227 |
- |
18817,2 |
|
Прочие потребители |
837084 |
- |
3013502,4 |
|
Всего |
998606,673 |
|
3594985,2 |
|
Холодное водоснабжение тыс. м3 |
Население |
24635 |
24699,5 |
76568,5 |
Бюджетные учреждения социальной сферы |
2013,5 |
2018,8 |
6258,3 |
|
Прочие потребители |
1814,0 |
1818,8 |
5638,3 |
|
Всего |
28462,5 |
28537,1 |
88465,1 |
|
Водоотведение, тыс. м3 |
Население |
23861,1 |
2767,1 |
77817,6 |
Бюджетные учреждения социальной сферы |
2212,2 |
2567,3 |
7214,1 |
|
Прочие потребители |
3658,9 |
4246,4 |
11932,4 |
|
Всего |
29732,2 |
9580,8 |
96964,1 |
|
Итого: |
|
2844622,373 |
38117,9 |
5848439,058 |
Характеристика муниципальных бюджетных учреждений
Таблица 2
N |
Наименование учреждения |
Количество объектов |
Количество людей |
Общая площадь, кв.м. |
|||
Сотрудники |
Учащиеся (полный день) |
Учащиеся (неполный день) |
Посетители тыс. чел. |
||||
I |
Администрация города Орла |
5 |
495 |
|
|
|
17456,9 |
II |
Образование |
140 |
8110 |
27910 |
3135 |
|
579264 |
|
Учреждения образования |
140 |
8110 |
27910 |
3135 |
|
579264 |
III |
Культура |
40 |
922 |
|
5620 |
1180 |
37352,7 |
|
Учреждения культуры |
40 |
922 |
|
5620 |
1180 |
37352,7 |
Всего по бюджетным учреждениям |
185 |
9527 |
27910 |
8755 |
1180 |
634073,6 |
Объем реализации коммунальных ресурсов в 2012 году
Таблица 3
Наименование сферы потребления |
Виды ресурсов |
||||
Электроснабжение |
Теплоснабжение |
Холодное водоснабжение |
Водоотведение |
Газоснабжение |
|
тыс. кВт |
Гкал |
тыс. куб.м |
тыс. куб. м |
тыс. куб.м |
|
Население |
238850 |
190093 |
24635 |
2767,1 |
15629 |
Бюджетная сфера |
74413 |
37893 |
2013,5 |
2567,3 |
5227 |
Всего |
313263 |
227986 |
26648,5 |
5334,4 |
20856 |
Ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги стимулирует жителей города устанавливать приборы учета потребления коммунальных ресурсов. Но в большинстве многоквартирных домов, находящихся на обслуживании управляющих организаций, на сегодняшний день отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета, в связи с чем, не обеспечивается учет расхода потребления коммунальных ресурсов на внутридомовые нужды, что не побуждает собственников помещений в многоквартирных домах экономить потребляемые ресурсы.
Установка общедомовых приборов учета энергоресурсов позволит определить объем фактически поставленных коммунальных ресурсов.
На данный момент все бюджетные учреждения и муниципальные предприятия провели обследования и получили энергетические паспорта.
1. МПП ВКХ "Орелводоканал": на проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности на 2011-2013 годы было запланировано 35059,8 тыс. рублей, фактически на сегодняшний день израсходовано-10947.4 тыс. рублей.
Проведены следующие мероприятия: проектирование и монтаж котельной меньшей мощности, замена изношенных электродвигателей, замена ламп накаливания на энергосберегающие. Замена водосчетчиков на насосных станциях 1 подъема ВЗУ, замена кабельных линий ВЗУ, капитальный ремонт силовых трансформаторов на ВЗУ, КНС, СА, монтаж частотного преобразователя на Северо-Западной н/ст., ремонт освещения на ВЗУ, СА и другие.
2. МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие": за 1-е полугодие 2013 года были проведены следующие мероприятия: максимально используются на линии трамваи с экономным энергопотреблением, заменены люминесцентные светильники освещения салонов трамвайных вагонов на светодиодные - 80шт и другие. Ожидаемый годовой экономический эффект 730,17 тыс. рублей.
3. МУ ПАТП N 1: на проведение мероприятий по программе энергосбережения на 2011-2015 года запланировано 9250, тыс. рублей. На сегодняшний день освоено - 3918,0 тыс. рублей на проведение энергоаудита, замены водопроводных труб, заканчивают проведение работ по замене ветхой кровли на здании административно-бытового корпуса.
4. МУП РОУ: по результатам обязательного энергетического обследования проводились мероприятия согласно перечня сбережения энергоресурсов: замена электрических ламп накаливания на энергосберегающие в количестве 75 штук, замена технологического оборудования высокой мощности на новое оборудование низкой мощности, замена окон, реконструкция системы отопления и другие. Затраты на проведения данных мероприятий составили 327,3 тыс. рублей. Экономический эффект составил 3,5%.
5. МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла": с 2011 по 2013 год проведены следующие мероприятия:
- по снижению потребления электроэнергии (реконструкция системы вентиляции, реконструкция системы освещения, замена ламп накаливания на энергосберегающие);
- мероприятия по снижению потребления тепловой энергии (реконструкция тепловой защиты наружных ограждений зданий, реконструкция тепловых сетей);
- мероприятия по снижению потребления воды (реконструкция системы водоснабжения, с ремонтом сантехнического оборудования). Затраты на проведение мероприятий составили 383 тыс. рублей.
Приборами учета энергоресурсов оснащены все здания бюджетных учреждений, где имеется техническая возможность, таблица 4.
Информация об оснащении приборами учета энергоресурсов зданий
(помещений) районных администраций и муниципальных
бюджетных учреждений
Таблица 4
Муниципальное образование |
Общее количество объектов |
Количество объектов, где оплата энергоресурсов производится на приборном учете, шт. |
Доля объектов, где оплата потребленных энергоресурсов по приборам учета, % |
||||
ЭЭ |
ХВС |
ТЭ |
ЭЭ |
ХВС |
ТЭ |
||
Управление культуры администрации города Орла |
40 |
40 |
39 |
16 |
100 |
97,5 |
40,0 |
Управление образования администрации города Орла |
139 |
139 |
137 |
107 |
100 |
98,6 |
76,9 |
Здания районных администраций |
11 |
10 |
5 |
5 |
99,9 |
45,5 |
45,5 |
Принятые обозначения:
ЭЭ - электроэнергия;
ХВС - холодное водоснабжение;
ТЭ - тепловая энергия.
Таким образом, по-прежнему остается актуальной наличие муниципальной Программы, направленной на пропаганду энергосбережения, предусматривающей проведение разнообразного комплекса информационных и агитационных мероприятий, распространение информации о развитии энергосберегающих проектов, применения современных технологий, принятие необходимых организационных и управленческих решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.