Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к постановлению
Правительства Орловской области
от 15 июля 2013 г. N 224
Подпрограмма
"Осуществление мониторинга состояния дна и берегов водных объектов,
состояния и режима использования водоохранных зон на 2013-2016 годы"
государственной программы Орловской области "Охрана окружающей
среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая
безопасность Орловской области на 2013-2016 годы"
Паспорт
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
"Осуществление мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, состояния и режима использования водоохранных зон на 2013-2016 годы" (далее также - Подпрограмма 6) |
Ответственный исполнитель Подпрограммы 6 |
Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (далее также - Орелоблэконадзор) |
Соисполнители Подпрограммы 6 |
- |
Программно-целевые инструменты Подпрограммы 6 |
1. Водный кодекс Российской Федерации. 2. Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов". 3. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 111 "Об утверждении форм и Порядка представления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов" |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав Подпрограммы 6 |
- |
Цель Подпрограммы 6 |
Участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов |
Задачи Подпрограммы 6 |
1. Своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на состояние дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон; разработка мер по предотвращению последствий этих процессов. 2. Представление сведений в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 6 |
1. Количество пунктов наблюдений и отбора проб на водных объектах Орловской области. 2. Количество отбора проб донных отложений, донных наносов и проведенных анализов |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы 6
|
Подпрограмма 6 реализуется в два этапа: с 2013 по 2016 годы. I этап - 2013 год: выполнение мероприятия 1. Формирование наблюдательной сети (выбор участков водных объектов для организации регулярных наблюдений за состоянием дна и берегов, изменением морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов Орловской области); составление сметно-финансового расчета проведения наблюдений. II этап - 2014-2016 годы: выполнение мероприятия 2. Регулярные наблюдения за состоянием дна и берегов, изменением морфометрических особенностей, состоянием и режимом использования водоохранных зон водных объектов |
Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 6 |
Всего по Подпрограмме 6 - 2 750,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 0,0 тыс. рублей; областной бюджет - 2 750,0 тыс. рублей; муниципальный бюджет - 0,0 тыс. рублей. I этап (2013 год) - 450,0 тыс. рублей. II этап (2014-2016 годы) - 2 300,0 тыс. рублей. 2013 год - 450,0 тыс. рублей; 2014 год - 400,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 300,0 тыс. рублей; 2016 год - 600,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 6 |
В результате реализации Подпрограммы 6 будет обеспечено: 1. Развитие региональной системы экологического мониторинга водных объектов. 2. Формирование базы данных, которая позволит осуществлять оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов. 3. Планирование мероприятий по берегоукреплению, расчистке русел рек, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах на основании анализа сведений, полученных в результате регулярных наблюдений. 4. Своевременное представление сведений в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр |
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 6, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Развитие цивилизации сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на природные ландшафты, поверхностные и подземные воды. Возрастание объемов изъятия водных ресурсов, нарушение естественного гидрохимического режима, увеличение массы загрязняющих веществ антропогенного происхождения, сбрасываемых в водоемы и водотоки, тесно связаны с ежегодно растущим несоответствием потребностей человека в воде и возможностей их удовлетворения за счет ресурсов водной оболочки Земли.
Естественные водные ресурсы являются важнейшим компонентом биосферы, формирующим среду обитания живых организмов и человека, и производственным ресурсом, обладающим незаменимыми потребительскими свойствами. При ухудшении качественного состава воды снижается устойчивость экологической системы, нарушается нормальное ее функционирование. Наиболее интенсивному антропогенному воздействию подвергаются пресные поверхностные воды суши. Промышленные, коммунально-бытовые и сельскохозяйственные сточные воды, поверхностный сток, транспорт и энергетика являются основными источниками загрязнения водных экосистем в связи с поступлением в них тяжелых металлов, азота, фосфора, пестицидов, нефтепродуктов, фенолов, поверхностно-активных и других веществ. В результате изменяются физические и органолептические свойства воды, химический состав и биохимический режим водоемов, состав микроорганизмов, биопродуктивность. Все это определяет необходимость оценки влияния хозяйственной деятельности человека на водные объекты и разработки мероприятий по оптимизации экологического мониторинга.
Характеристика антропогенного воздействия на водные объекты
Наиболее значимым антропогенным воздействием на водные объекты является водоотведение сточных вод. На предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, на долю которых приходится основной объем сточных вод, имеет место перегрузка мощности очистных сооружений. Как и в прошлые годы, не доведена до нормативного уровня очистка сточных вод на очистных сооружениях городов Ливны, Мценск, районных центров - Болхова, Змиевки, Верховья.
Отрицательное воздействие на качество рек оказывают результаты хозяйственной деятельности на водосборе, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах рек, на периодически затапливаемых территориях. Берега рек, особенно в черте городов и населенных пунктов, загрязняются различными промышленными, хозяйственно-бытовыми и другими отходами жизнедеятельности человека. Основными источниками загрязнения водных объектов остаются сосредоточенные и рассредоточенные стоки, расположенные на распаханных сельскохозяйственных угодьях, животноводческих комплексах и фермах, селитебных зонах городов и населенных пунктов, территориях промышленных застроек.
В 2012 году поверхностные воды по своему качеству характеризовались как умеренно загрязненные: от чистых в верховьях до очень загрязненных ниже населенных пунктов.
Основными показателями загрязнения рек являются биогенные элементы, относящиеся к классу опасных веществ, - азот аммонийный, азот нитритный, ХПК, БПК5, нефтепродукты.
Присутствие в природных водах аммонийного, нитритного азота связано с процессами разложения органических веществ и нитрификацией. Аммонийные ионы под действием особого вида бактерий окисляются до нитритных ионов, которые при дефиците кислорода обнаруживаются в заметных концентрациях.
В период весеннего половодья в реки поступает основная масса загрязняющих веществ с поверхностным стоком, и, как правило, наблюдается резкое ухудшение качества воды. В результате смыва с полей в период снеготаяния и дождевых паводков в водотоки поступает большое количество органических и взвешенных веществ.
Имеющиеся на предприятиях промышленности и жилищно- коммунального хозяйства очистные сооружения - в основном биологической
очистки. Они не предназначены для очистки стоков от соединений металлов. Кроме того, источниками поступления в поверхностные воды загрязняющих веществ являются ливневые стоки, не имеющие очистных сооружений.
На водных объектах бассейнов рек Оки, Дона и Днепра экстремально высоких загрязнений не наблюдалось.
Состояние русел и берегов водных объектов
Рельеф Орловщины отличается большой изрезанностью, имеет густую сеть рек, долины которых местами глубокие и узкие, часто извилистые, с асимметричной крутизной склонов.
Реки относятся к типу равнинных и характеризуются умеренно извилистыми долинами с чередованием крутых и пологих склонов, сложенных в основном глинами и суглинками. Поймы одно- и двухсторонние с ровной, местами заболоченной, поверхностью. Русла неразветвленные, различной степени извилистости, с преимущественно крутыми берегами.
Среди рельефообразующих процессов первое место принадлежит работе текучих вод, на отдельных площадях отмечаются карстовые и оползневые процессы.
Добыча строительных материалов (песка) в ходе регулирования русел осуществляется лишь на реках Оке и Сосне.
Одним из основных факторов негативного воздействия на русла водных объектов является усиление процессов эрозии, что приводит к дополнительному поступлению наносов в водотоки и увеличению мутности воды. Геологическое строение верхних грунтовых толщ обусловливает высокое содержание взвешенных наносов в речных потоках во время прохождения половодий и паводков. Повышение эрозии на водосборах в результате ведет к еще большему поступлению взвешенных наносов в гидрографическую сеть. Особенно ярко эти явления будут заметны на объектах, которые находятся в непосредственном контакте с водотоками или близко расположены к ним. Процессы стока воды и наносов неизбежно сопровождаются деформациями русла и поймы реки и обусловливают их.
Учитывая изложенное, актуальность и своевременность разработки Подпрограммы 6 "Осуществление мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, состояния и режима использования водоохранных зон на 2013-2016 годы" является очевидной.
Ежегодно по итогам выполнения мероприятий Подпрограммы 6 будут проводиться сбор, обработка, обобщение и хранение сведений, полученных в результате регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, и наблюдений за водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В результате реализации Подпрограммы 6 будут обеспечены своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов на водных объектах, разработка мер по предотвращению негативных последствий этих процессов.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
Подпрограммы 6, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов
Подпрограммы 6, сроков и контрольных этапов реализации
Подпрограммы 6
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов в части организации проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований.
Мероприятие по разработке, утверждению и реализации региональных программ по ведению мониторинга состояния дна и берегов водных объектов вошло в План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2564-р.
Целью Подпрограммы 6 является участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на состояние дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон; разработка мер по предотвращению последствий этих процессов;
представление сведений в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 111 "Об утверждении форм и Порядка представления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов".
Для достижения цели и решения поставленных задач необходима реализация следующих мероприятий:
мероприятие 1. Формирование наблюдательной сети (выбор участков водных объектов для организации регулярных наблюдений за состоянием дна и берегов, изменением морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов Орловской области); составление сметно-финансового расчета проведения наблюдений (далее также - мероприятие 1).
Реализация данного мероприятия планируется в 2013 году. В результате проведения мероприятия 1 будут установлены пункты наблюдения на водных объектах, составлен сметно-финансовый расчет на выполнение мероприятия 2;
мероприятие 2. Регулярные наблюдения за состоянием дна и берегов, изменением морфометрических особенностей, состоянием и режимом использования водоохранных зон водных объектов (далее также - мероприятие 2).
Реализация данного мероприятия планируется в период с 2014 по 2016 годы.
Целевые индикаторы, определенные задачами Подпрограммы 6, позволят отслеживать степень их решения:
1. Количество пунктов наблюдений и отбора проб на водных объектах Орловской области (штук).
Данный индикатор оценивает поддержание на необходимом уровне количества пунктов наблюдений и отбора проб на водных объектах Орловской области. Уменьшение значений показателя отражает ухудшение качества полученных данных.
2. Количество отбора проб донных отложений, донных наносов и проведенных химических анализов.
Сведения о показателях (индикаторах) Подпрограммы 6 и их значениях приводятся в приложении 1 к Подпрограмме 6.
Ежегодно по итогам выполнения мероприятий Подпрограммы 6 проводятся сбор, обработка, обобщение и хранение сведений, полученных в результате регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, и наблюдений за водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также анализ достигнутых показателей, уточнение целевых индикаторов и затрат по программным мероприятиям.
В результате реализации Подпрограммы 6 будет обеспечено формирование базы данных, которая позволит осуществлять оценку и прогнозирование изменений состояния дна и берегов, изменений морфометрических особенностей, состояний и режима использования водоохранных зон водных объектов. На основании анализа данных планируется разработка мероприятий по берегоукреплению и расчистке русел рек, результатом которых будет повышение уровня жизни населения на основе улучшения качества окружающей среды и развития региональной системы экологического мониторинга.
Подпрограмму 6 предполагается реализовать с 2013 по 2016 годы в два этапа. I этап - реализация мероприятия 1 (2013 год). II этап - реализация мероприятия 2 (2014-2016 годы).
Мониторинг окружающей среды - это система постоянных наблюдений, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и природопользования в условиях нарастающей производственно-хозяйственной деятельности человека.
Поскольку принятие экологически правильных управленческих решений, направленных на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, невозможно без оценки реального состояния окружающей среды, система мониторинговых наблюдений должна действовать непрерывно.
Так как выявление и ликвидация локальных очагов негативного воздействия на водные объекты, то есть мониторинг состояния водных объектов, должны осуществляться постоянно, сроки реализации Подпрограммы 6 будут продляться.
III. Характеристика ведомственных целевых программ
и основных мероприятий Подпрограммы 6
В Подпрограмму 6 ведомственные целевые программы не входят.
Задачами мониторинга состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов являются:
а) получение фактического материала о деформациях речных русел и пойм;
б) оценка динамики изменения конфигурации и положения береговой линии (особенно в части разрушения берегов);
в) исследование типов и динамики русловых процессов по характеристикам рельефа дна и ложа;
г) мониторинг соблюдения специальных режимов хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах;
д) мониторинг развития эрозионных процессов в водоохранных зонах;
е) состояние экосистем водоохранных зон.
Полученные данные в дальнейшем используются для оценки негативного влияния объектов, располагающихся в прибрежных защитных полосах водных объектов, и принятия мер по его предупреждению.
Мониторинг включает в себя:
сбор и систематизацию гидрологических и морфометрических материалов по водным объектам, включая топографические карты и планы;
сбор и систематизацию материалов, характеризующих состояние водоохранных зон на водных объектах;
обработку и обобщение материалов изысканий, уточнение и проверку выполненных в ходе изысканий гидрологических расчетов.
При планировании организации и проведения мониторинга в первую очередь должны быть решены следующие вопросы:
выбор водных объектов и их участков, на которых должны проводиться мониторинговые наблюдения;
определение местоположения пунктов наблюдений, вертикалей и горизонтов.
Объектами мониторинга являются водные объекты, находящиеся в зонах возможного влияния источников техногенного воздействия на окружающую природную среду.
Пункты наблюдений для проведения мониторинга состояния дна, берегов водных объектов, состояния и режима использования водоохранных зон с целью оценки негативного влияния определяются структурой гидрографической сети. Обязательным условием для каждого пункта наблюдения является организация и проведение гидрометрических работ.
Кроме того, при проведении мониторинга определяются приоритетные точки наблюдения, в которых предполагается наибольшее негативное влияние.
Таким образом, решение поставленных задач требует проведения следующих мероприятий:
1) формирование наблюдательной сети (выбор участков водных объектов для организации регулярных наблюдений за состоянием дна и берегов, изменением морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов Орловской области); составление сметно-финансового расчета проведения наблюдений;
2) регулярные наблюдения за количественными и качественными показателями состояния дна и берегов, изменением их морфометрических особенностей, состоянием и режимом использования водоохранных зон водных объектов.
Мероприятие 1. Формирование наблюдательной сети (выбор участков водных объектов для организации регулярных наблюдений за состоянием дна и берегов, изменением морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов Орловской области); составление сметно-финансового расчета проведения наблюдений.
Вид работ:
а) рекогносцировочное обследование;
б) проведение разовой морфологической съемки;
в) проведение аэровизуальных наблюдений и фотосъемки;
г) составление гидроморфологических схем;
д) составление схемы гидрометеорологической изученности;
е) запрос космических снимков контролируемых участков рек;
ж) составление сборных планов и карт масштабом 1:10 000;
з) составление таблицы характеристик гидрологического режима;
и) подбор постов наблюдений с оценкой качества материалов наблюдений и степенью их репрезентативности;
к) составление сметно-финансового расчета проведения наблюдений.
Для получения устойчивых характеристик русловых процессов предусмотрено проведение разовой морфологической съемки после половодья в период межени.
По результатам разовой морфологической съемки формируется наблюдательная сеть системы мониторинга состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов.
Основное внимание при проведении разовой съемки предполагается направить на рассмотрение следующих вопросов:
а) установление (уточнение) типа руслового процесса;
б) получение количественных характеристик русловых и пойменных высотных деформаций;
в) выявление местных факторов, влияющих на характер морфологического облика русла и поймы реки и на особенности их деформации;
г) оценка влияния русловых и пойменных деформаций на условия хозяйственной деятельности;
д) выявление участков, требующих по своей хозяйственной значимости постановки детальных наблюдений.
В результате проведения разовой морфологической съемки будут получены:
а) геоморфологическая характеристика долины, пойм и русла водного объекта на участке воздействия линейного сооружения (коммуникации, дороги) или берегоукрепительных сооружений;
б) геологическое строение русла, поймы и долины реки на участке воздействия;
в) характеристика гидравлического режима водного объекта, разработанная на основе материалов изысканий;
г) характеристика гранулометрического состава донных наносов и режима транспорта наносов в каждом водном объекте с оценкой темпов плановых и высотных деформаций русла и поймы;
д) фотографии и топографические схемы, отображающие морфологические характеристики русла и поймы реки.
Структура сети наблюдений может оптимизироваться по мере накопления соответствующей информации. Если результаты мониторинга будут указывать на отсутствие негативных экологических процессов, то возможно уменьшение перечня контролируемых параметров, объектов и дискретности измерений. При интенсификации подобных процессов объем наблюдений, наоборот, будет расширяться.
По окончании формирования структуры сети наблюдений будет составлен сметно-финансовый расчет выполнения мероприятия 2.
Мероприятие 2. Регулярные наблюдения за состоянием дна и берегов, изменением морфометрических особенностей, состоянием и режимом использования водоохранных зон водных объектов.
В соответствии с программой мониторинга состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов проводятся следующие виды наблюдений:
1. Наблюдение за состоянием дна и берегов водного объекта:
1.1. Наблюдения за загрязненностью донных отложений.
Вид работ: отбор проб донных отложений на определение концентрации загрязняющих веществ.
Контролируемые показатели загрязнения донных отложений:
а) нефтепродукты;
б) фосфаты, сульфаты;
в) цинк, медь, свинец, ртуть, кадмий, никель, кобальт, хром.
1.2. Наблюдения за состоянием гидрологического и морфометрического режима на водном объекте.
Вид работ: отбор проб в водном объекте и донных наносах.
Контролируемые гидрологические показатели:
а) расход воды;
б) скорость течения;
в) уровень воды;
г) ледовые условия;
д) температура воды;
е) мутность воды;
ж) расход взвешенных и влекомых наносов.
2. Визуальные наблюдения за состоянием русла реки, рельефа дна, берегов и пойм, особенно в местах возможного подтопления.
Показатели:
а) характерные русловые формы;
б) изменение абсолютных и относительных характеристик рельефа дна водных объектов;
в) инородные объекты на дне, местоположение;
г) вид объекта;
д) размер;
е) потенциальная опасность;
ж) степень заиления;
з) наличие островов.
При выполнении гидрологических наблюдений за русловым режимом следует руководствоваться требованиями нормативных документов по учету русловых деформаций и определению расчетных гидрологических характеристик (СП 33-101).
В случаях установления фактов переформирования береговых откосов и разрушения берегоукреплений под воздействием гидрологических процессов необходимо определять интенсивность разрушения (скорость перемещения) берегов путем сопоставления продольных профилей, полученных по разновременным съемкам с привязкой к плану.
3. Наблюдения за состоянием береговой линии.
Показатели:
а) положение береговой линии;
б) изменение береговой линии за период наблюдений;
в) площадь подтапливаемых участков и ее изменение;
г) площадь заболоченных участков и ее изменение.
4. Наблюдение за состоянием водоохранных зон.
Показатели:
а) густота эрозионной сети;
б) режим использования;
в) участки водоохранных зон:
г) общая площадь;
д) площадь залуженных участков;
е) площадь участков под кустарниковой растительностью;
ж) площадь участков под древесно-кустарниковой растительностью;
з) площадь участков, заросших макрофитами.
Состав контролируемых параметров определяется с учетом требований
природоохранного законодательства к контролю качества окружающей среды.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 6 указан в приложении 2.
Методы осуществления мониторинга
1. Экспедиционные визуальные обследования.
В результате визуальных обследований составляются такие материалы, как описания, абрисы, карты, характеризующие состояние береговой линии, русловых процессов водотоков и водоохранных зон. Важными результатами таких обследований должны стать рекомендации по проведению более детальных исследований с использованием других методов и технических средств, а также рекомендации по проведению водоохранных мероприятий.
2. Геодезические методы мониторинга.
Основными результатами мониторинга русловых процессов, динамики береговой линии и состояния водоохранных зон являются крупномасштабные топографические карты и планы со специальным содержанием в соответствии со спецификой исследуемых процессов и явлений.
3. Методы дистанционного зондирования.
К основным материалам дистанционного зондирования относятся космические и аэрофотоснимки водоохранных зон, береговой линии и акватории водных объектов. Важное значение имеют материалы обработки данных дистанционного зондирования: трансформированные снимки, фотопланы и фотокарты со специальным тематическим содержанием.
Режим наблюдений
Количество наблюдений определяется продолжительностью и частотой повтора негативных процессов с тем, чтобы иметь возможность отследить возникающие негативные изменения в состоянии водных объектов.
Периодичность наблюдений целесообразно выбирать в 2 раза больше минимального периода изменчивости процесса, она должна соответствовать времени подготовки и реализации управленческих решений по предотвращению загрязнения окружающей среды.
Учитывая, что изменение характера воздействия главным образом зависит от сезонных изменений метеорологических условий и темпов выполнения природоохранных мероприятий, пробы воды с одновременным измерением расхода воды в створе наблюдений отбираются два раза в год в основные фазы гидрологического режима (весеннее половодье, осенний паводок).
Установленная частота отбора проб может быть пересмотрена с учетом получаемых данных.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Меры налогового, тарифного, кредитного регулирования и иные меры государственного регулирования в сфере реализации Подпрограммы 6 не применяются.
При корректировке объема и структуры расходов областного бюджета на реализацию Подпрограммы 6 возникнет необходимость внесения в нее изменений. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы 6 указаны в приложении 3.
V. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации
Подпрограммы 6 (при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках Подпрограммы 6)
В рамках реализации Подпрограммы 6 оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями Орловской области не предусмотрено.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного
самоуправления в случае их участия в разработке и реализации
Подпрограммы 6
Участие органов местного самоуправления в реализации Подпрограммы 6 не планируется.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы 6
В рамках реализации мероприятий Подпрограммы 6 предусмотрено участие организаций независимо от организационно-правовой формы, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Определение исполнителей работ осуществляется в соответствии с Порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Подпрограммы 6
Экономическое обоснование Подпрограммы 6 содержит расчеты затрат на все виды работ, связанных с организацией и проведением мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, состояния и режима использования водоохранных зон. Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы 6 за счет средств областного бюджета указано в приложении 4.
Расчет стоимости отдельных видов работ определяется по фактическим затратам организаций, выполняющих аналогичные работы, и по расчетам трудозатрат с учетом квалификации привлекаемого к работе персонала. Учитывая специфику мониторинговых работ, расчет затрат выполнен для каждого мероприятия Подпрограммы 6.
Реализация подпрограммных мероприятий будет осуществляться победителем по результатам проведения открытого конкурса на выполнение работ для государственных нужд.
Финансовое обеспечение мероприятия 1 составлено в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
СБЦИ4-43-2-2-1 "Инженерно-гидрографические работы" (2001 год);
СБЦИ4-43-2-2-2 "Инженерно-гидрографические работы" (2001 год);
СБЦИ4-51-3 "Инженерно-гидрографические работы" (2001 год);
СБЦИ4-67-1 "Инженерно-гидрографические работы" (2001 год);
СБЦИ4-51-1 "Инженерно-гидрографические работы" (2001 год);
СБЦИ4-36-10 "Инженерно-гидрографические работы" (2001 год).
Затраты по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям составят 470,0 тыс. рублей (из расчета обследования 16 рек общей протяженностью 1000 км).
По итогам реализации мероприятия 1 будет сформирована структура сети наблюдений и составлен сметно-финансовый расчет мероприятия 2.
Исходя из периодичности отбора проб (2 раза в год) в течение года должно быть отобрано 32 пробы речной воды и донных отложений на планируемых 16 пунктах наблюдений.
Стоимость лабораторных исследований проб воды и донных отложений исходя из количества определяемых показателей установлена по фактическим затратам филиала по Орловской области федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу". На одном пункте наблюдения планируется проведение трех анализов (в год - 96, всего по Подпрограмме 6 - 192).
Общие затраты на выполнение работ по мероприятию 2 составят 2 300,0 тыс. рублей. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований, юридических лиц на реализацию целей Подпрограммы 6 указаны в приложении 5.
В рамках Подпрограммы 6 предполагается финансирование из областного бюджета в объеме 2 750,0 тыс. рублей, из них:
2013 год - 450,0 тыс. рублей;
2014 год - 400,0 тыс. рублей;
2015 год - 1 300,0 тыс. рублей;
2016 год - 600 тыс. рублей,
в том числе по направлениям затрат:
капитальные вложения - 0,0 тыс. рублей;
НИОКР - 0,0 тыс. рублей;
прочие нужды -2 750,0 тыс. рублей.
Иные источники финансирования не прогнозируются.
IX. Анализ рисков реализации Подпрограммы 6 и описание
мер управления рисками реализации Подпрограммы 6
Основными рисками невыполнения мероприятий Подпрограммы 6 являются:
недостаточность финансирования Подпрограммы 6 за счет средств областного бюджета, обусловленная инфляционными процессами и обесцениванием финансовых средств в стране. Наличие этих факторов может привести к невозможности достижения целевых показателей Подпрограммы 6 по отдельным направлениям;
сокращение объемов финансирования мероприятий Подпрограммы 6 за счет средств областного бюджета, связанное с возможным изменением социально-экономической ситуации в регионах. Негативное влияние этих факторов может привести к невозможности выполнения мероприятий Подпрограммы 6 в необходимом объеме в предусмотренные сроки;
несвоевременное принятие решений на региональном уровне о финансировании мероприятий Подпрограммы 6, связанное со сложностью и большими объемами работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.