Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 4 февраля 2014 г. N 19 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 10
к государственной программе Орловской области
"Развитие отрасли здравоохранения
в Орловской области на 2013 - 2020 годы"
Подпрограмма
"Охрана здоровья матери и ребенка на 2013 - 2020 годы" государственной
программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения
в Орловской области на 2013 - 2020 годы"
4 февраля 2014 г.
Паспорт
Наименование подпрограммы |
"Охрана здоровья матери и ребенка на 2013 - 2020 годы" (далее - подпрограмма 4) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 4 |
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области |
Цель подпрограммы 4 |
Обеспечение доступности медицинской помощи детям и матерям, повышение эффективности медицинских услуг, приведение объемов, видов и качества медицинских услуг детям и матерям в соответствие с уровнем заболеваемости, потребностями женского и детского населения области, передовыми достижениями медицинской науки |
Задача подпрограммы 4 |
Повышение эффективности службы родовспоможения и детства |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 4 |
Доля обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в 1 триместр беременности; охват новорожденных неонатальным скринингом; охват новорожденных аудиологическим скринингом; показатель ранней неонатальной смертности; смертность детей 0 - 17 лет; доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах; выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре; больничная летальность детей; первичная инвалидность у детей; результативность мероприятий по профилактике абортов; охват пар "мать - дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 4 |
Подпрограмма реализуется в два этапа: первый этап - 2013-2015 годы; второй этап - 2016-2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы 4 |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы 4, - 11 756 010,6 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 1 202 318,9 тыс. рублей; 2014 год - 1 076 749,2 тыс. рублей; 2015 год - 1 160 336,0 тыс. рублей; 2016 год - 1 160 336,0 тыс. рублей; 2017 год - 1 672 398,9 тыс. рублей; 2018 год - 1 751 001,7 тыс. рублей; 2019 год - 1 828 045,9 тыс. рублей; 2020 год - 1 904 824,0 тыс. рублей. Из общего объема запланированные средства областного бюджета составляют 1 473 000,8 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 328 665,2 тыс. рублей; 2014 год - 144 157,6 тыс. рублей; 2015 год - 144 157,6 тыс. рублей; 2016 год - 144 157,6 тыс. рублей; 2017 год - 166 362,4 тыс. рублей; 2018 год - 174 181,5 тыс. рублей; 2019 год - 181 845,6 тыс. рублей; 2020 год - 189 483,3 тыс. рублей Средства федерального бюджета - 32 200,5 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 4 060,6 тыс. рублей; 2014 год - 19 726,2 тыс. рублей; 2015 год - 1 255,0 тыс. рублей; 2016 год - 1 255,0 тыс. рублей; 2017 год - 1 379,7 тыс. рублей; 2018 год - 1 444,5 тыс. рублей; 2019 год - 1 508,1 тыс. рублей; 2020 год - 1 571,4 тыс. рублей Средства ТФОМС -10 250 809,3 тыс. рублей (включая средства межбюджетных трансфертов), в том числе: 2013 год - 869 603,1 тыс. рублей; 2014 год - 912 865,4 тыс. рублей; 2015 год - 1 014 923,4 тыс. рублей; 2016 год - 1 014 923,4 тыс. рублей; 2017 год - 1 504 656,8 тыс. рублей; 2018 год - 1 575 375,7 тыс. рублей; 2019 год - 1 644 692,2 тыс. рублей; 2020 год - 1 713 769,3 тыс. рублей |
В то числе по направлениям затрат |
Капитальные вложения - 548,8 тыс. рублей; НИОКР - 0,0 тыс. рублей; прочие нужды - 11 755 461,8 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 4 |
Рост доли обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в 1 триместр беременности до 80%; увеличение охвата новорожденных неонатальным скринингом до 98%; увеличение охвата новорожденных аудиологическим скринингом до 98%; снижение показателя ранней неонатальной смертности до 3,6% снижение показателя смертности детей от 0-17 лет до 9,0 на 10 тыс. населения соответствующего возраста; увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, до 70%; увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре до 74%; снижение показателя больничной летальности детей до 0,36%; снижение показателя первичной инвалидности у детей до 23 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста; увеличение доли женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, до 10%; увеличение показателя охвата пар "мать-дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами до 94% |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Вопросы охраны здоровья матери и ребенка, снижения материнской, младенческой и детской смертности остаются приоритетными в нашем регионе, исторически характеризующемся невысоким демографическим потенциалом.
В последние годы в связи с беспрецедентными социальными мерами поддержки матерей (родовые сертификаты, программы по обеспечению питанием, материнский капитал и др.) появилась надежда на изменение репродуктивного поведения семьи, однако прирост рождаемости происходит за счет увеличения деторождения в новых социальных группах, ранее не участвовавших столь интенсивно в процессе деторождения, среди населения низкого материального достатка, мигрантов, что, в свою очередь, сопряжено с ростом патологии беременности, осложнений родов, заболеваемости матерей и детей.
В целом на сегодняшний день показатели здоровья женщин и детей не имеют выраженной положительной динамики, а у населения не сформирована потребность к поддержанию и укреплению собственного здоровья и здоровья детей, остается низкой мотивация к здоровому образу жизни.
Тем не менее четко прослеживается определенная зависимость показателей здоровья детей и матерей от финансирования службы детства и родовспоможения, в том числе состояния материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства, наличия современного санитарного транспорта, обеспеченности койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, располагающих современным высокотехнологичным оборудованием, правильной организации оказания перинатальной помощи и помощи детям в целом, ее качества и доступности, взаимодействия учреждений службы, эффективного мониторинга беременных высокого риска перинатальных осложнений, наличия высококвалифицированных врачей-специалистов, грамотного, мотивированного среднего медперсонала в учреждениях родовспоможения и детства.
В Орловской области сложилась трехуровневая система оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным (в зависимости от степени риска перинатальной патологии), рекомендуемая приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
В ходе реструктуризации коечной сети в 2005-2011 годах были упразднены родильные отделения в ряде ЦРБ: Краснозоренского, Сосковского, Дмитровского, Новосильского, Корсаковского, Урицкого, Должанского, Шаблыкинского, Новодеревеньковского, Малоархангельского районов. В 2012 году еще три центральных районных больницы перепрофилировали неэффективные койки для беременных и рожениц (Колпнянский, Покровский, Свердловский районы). Перинатальная помощь жительницам этих районов оказывается в настоящее время в ЛПУ 2 уровня (межрайонных центрах): БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" и БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ", а также в БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр", который в соответствии с "Листами маршрутизации", утвержденными приказом Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, отнесен на региональном уровне к 3 уровню оказания помощи, несмотря на то, что второй этап выхаживания новорожденных осуществляется в БУЗ Орловской области "Деткая областная клиническая больница" (10-минутная доступность!).
БУЗ Орловской области "Родильный дом", БУЗ Орловской области "Городская больница имени С.П. Боткина" (учреждения родовспоможения города Орла) также отнесены ко второму уровню оказания помощи, но с более расширенным перечнем показаний для госпитализации.
N |
Районы области и учреждения родовспоможения |
1-й уровень оказания помощи |
2-й уровень оказания помощи |
3-й уровень оказания помощи |
1 |
БУЗ Орловской области "Болховская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Болховская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" (46 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (57 км) |
2 |
БУЗ Орловской области "Верховская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Верховская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (54 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (87 км) |
3 |
БУЗ Орловской области "Глазуновская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Глазуновская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (57 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (57 км) |
4 |
БУЗ Орловской области "Дмитровская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Кромская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (53 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (91км) |
5 |
БУЗ Орловской области "Должанская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (55 км) |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (55 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (163 км) |
6 |
БУЗ Орловской области "Залегощенская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Залегощенская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (61 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (61 км) |
7 |
БУЗ Орловской области "Знаменская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области Орловской области "Болховская ЦРБ" (40 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (46 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (46 км) |
8 |
БУЗ Орловской области "Колпнянская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (73 км) |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (73 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (117 км) |
9 |
БУЗ Орловской области "Кромская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Кромская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (38 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (38 км) |
10 |
БУЗ Орловской области "Краснозоренская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (45 км) |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (45 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (121 км) |
11 |
БУЗ Орловской области "Корсаковская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" (70 км) |
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" (70 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (126 км) |
12 |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (138 км) |
13 |
БУЗ Орловской области "Малоархан-гельская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (74 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (74 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (74 км) |
14 |
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (48 км) |
15 |
БУЗ Орловской области "Новодере-веньковская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (68 км) |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (68 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (101км) |
16 |
БУЗ Орловской области "Новосильская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" (50 км) |
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" (50 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (75 км) |
17 |
БУЗ Орловской области "Плещеевская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (7 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (7 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (7 км) |
18 |
БУЗ Орловской области "Покровская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" (61 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (77 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (77 км) |
19 |
БУЗ Орловской области Свердловская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (39 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (39 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (39 км) |
20 |
БУЗ Орловской области "Сосковская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (61 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (61 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (61 км) |
21 |
БУЗ Орловской области "Троснянская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Кромская ЦРБ" (31 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (69 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (69 км) |
22 |
БУЗ Орловской области "Нарышкинская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (25 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (25 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (25 км) |
23 |
БУЗ Орловской области "Хотынецкая ЦРБ" |
БУЗ Орловской области "Хотынецкая ЦРБ" (67 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (67 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (67 км) |
24 |
БУЗ Орловской области "Шаблыкинская ЦРБ"* |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (68 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (68 км) |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (68 км) |
25 |
БУЗ Орловской области "Родильный дом" (г. Орел) |
БУЗ Орловской области "Родильный дом" |
БУЗ Орловской области "Родильный дом" |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (6 км) |
26 |
БУЗ Орловской области "Городская больница имени С.П. Боткина" (г. Орел) |
БУЗ Орловской области "Городская больница имени С.П. Боткина" |
БУЗ Орловской области "Городская больница имени С.П. Боткина" |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" (20 км) |
* Учреждения здравоохранения, не имеющие родильных отделений.
На сегодняшний день в области осталось 6 маломощных акушерских отделений (до шести коек). Доля родов в этих учреждениях 1-го уровня составила в 2012 году всего 4,0%. Такое перераспределение объемов перинатальной помощи продемонстрировало свою целесообразность и эффективность, однако принявшие на себя дополнительные объемы помощи вышеперечисленные учреждения 2 и 3 уровня в сложившейся ситуации требуют срочного приведения в соответствие с СанПиН, порядками и стандартами оказания помощи.
В рамках программы модернизации здравоохранения Орловской области на 2011 - 2013 годы удалось привести в соответствие с вышеперечисленным нормативным документам ведущее учреждение в сфере охраны репродуктивного здоровья населения региона - БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр".
В настоящее время ведется строительство нового амбулаторно-поликлинического блока перинатального центра, введение которого в строй и обеспечение дальнейшей деятельности (в структуре его будут организованы центр ВРТ, акушерский дистанционный консультативный центр, стационар дневного пребывания, активно развивающийся Центр медико-психолого-социальной помощи подросткам и молодежи, консультативный центр для беременных, кризисный центр для беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и др.) потребуют серьезных материальных затрат.
Проблема дооснащения БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" остается чрезвычайно актуальной и в связи с переходом в 2012 году на современные технологии выхаживания маловесных младенцев, в том числе с экстремально низкой массой тела.
Вторым крупным учреждением родовспоможения в Орловской области является акушерско-гинекологическое объединение БУЗ Орловской области "Городская больница имени С.П. Боткина" на 180 коек в составе многопрофильной больницы.
В акушерском трехэтажном корпусе 1973 года постройки размещены физиологическое акушерское и отделение патологии беременности; обсервационное отделение - в другом (основном лечебном) корпусе. Занимаемые акушерскими отделениями в настоящее время площади не позволяют организовать работу в режиме совместного пребывания матерей и новорожденных для всех 100% родильниц. Расположение акушерских отделений в разных корпусах крайне неудобно и для дежурных врачей, и при транспортировке новорожденных в палату интенсивной терапии (оборудование ПИТ сосредоточено в одном из отделений).
В целях оптимизации перинатальной помощи в БУЗ Орловской области "Городская больница имени С.П. Боткина" планируется абсолютно необходимая реконструкция здания акушерского корпуса - путем возведения пристройки к зданию и перехода в главный лечебный корпус.
Менее "мощными", но чрезвычайно значимыми для области являются еще три родовспомогательных учреждения 2 уровня: БУЗ Орловской области "Родильный дом" и акушерско-гинекологические объединения БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" и БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" (межрайонные отделения), в которых ежегодно родоразрешаются до 1000 беременных и которые также не соответствуют современным требованиям, имеется существенный дефицит площадей.
На сегодняшний день все ЛПУ, оказывающие медицинскую помощь гинекологическим больным, беременным, роженицам и родильницам, оснащены необходимым оборудованием и готовы оказывать помощь в соответствии со стандартами. Маршрутизация пациентов выстроена именно таким образом.
Активно ведется выездная работа в районы области как в экстренном порядке, так и с целью оказания консультативной медицинской помощи специалистами БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр". За всеми районами области закреплены кураторы. В рамках реализации программы развития здравоохранения к 2015 году будет организован единый дистанционный консультативно-диагностический центр.
ВМП по профилю акушерство-гинекология оказывается в БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр". В случае необходимости, в том числе и ЭКО, женщины области направляются в федеральные центры. В перспективе планируется организация ЭКО и на территории региона. В настоящий момент осуществляется изучения опыта регионов, оказывающих данный вид медицинской помощи у себя. Уже в 2013 году начинается подготовка кадров для дальнейшего развития данного направления.
Запланирован рост заработной платы врачей, средних и младших медицинских работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации (информация приведена в паспорте государственной программы).
Переход с 2012 года Российской Федерации на новые критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, требует широкого внедрения в практику учреждений родовспоможения и детства современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, в том числе направленных на профилактику тяжелой инвалидности (слепоты, глухоты).
Для оказания медицинской помощи новорожденным, родившимся с низкой и экстремально низкой массой тела, обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной и младенческой смертности в первую очередь необходима организация реанимационных коек для новорожденных в учреждениях родовспоможения и детства.
Обеспеченность нашего региона койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных составляет 3,5 на 1000 родов при нормативе, рекомендуемом Министерством здравоохранения РФ, - 4,0 на 1000 родов. Всего на сегодняшний день развернуты 31 койка: 9 коек реанимации новорожденных в составе реанимационного отделения БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница", отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных на 6 коек в БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр", а также койки интенсивной терапии новорожденных в учреждениях родовспоможения 2 уровня: 6 коек в БУЗ Орловской области "Городская больница имени С.П. Боткина", 5 коек в БУЗ Орловской области "Родильный дом", 3 койки в БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" и 2 койки в БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ".
Эти койки оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, которое необходимо обновлять и пополнять. В рамках реализации мероприятий по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела предусматривается также организация дополнительных коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных в БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" в таком количестве, чтобы показатель обеспеченности составлял не менее 4,0 на 1000 родов.
В рамках реализации мероприятий по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела предусматриваются также мероприятия по сокращению существующего ныне дефицита врачебных кадров - неонатологов, детских реаниматологов.
В ближайшие годы потребуются немалые средства для организации и совершенствования эффективной комплексной пренатальной (дородовой) диагностики наследственной и врожденной патологии, включающей ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, расчет индивидуального риска, инвазивные методы диагностики.
На сегодняшний день благодаря оснащению перинатального центра ультразвуковыми сканерами, укреплению материально-технической базы лаборатории перинатального центра в рамках программы модернизации здравоохранения Орловской области на 2011 - 2013 годы уже удалось начать централизованный комплексный скрининг 1 триместра беременности на базе БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр". В ближайшие годы потребуется бесперебойное обеспечение лаборатории перинатального центра реактивами, дооснащение ультразвуковым оборудованием, систематическое повышение квалификации всех специалистов, задействованных в проведении пренатальной диагностики.
Комплекс мероприятий в рамках подпрограммы, направленный на совершенствование пренатальной диагностики, позволит снизить смертность детей от тяжелых пороков развития, своевременно выявлять наследственные и врожденные заболевания сразу после рождения ребенка.
Чрезвычайно важной задачей ближайших лет остается раннее выявление наследственных и врожденных заболеваний сразу после рождения ребенка - неонатальный скрининг на целый ряд наследственных и врожденных заболеваний. Реализация данного направления также потребует дополнительного финансирования.
Реализация мероприятий программы "Родовой сертификат" позволила обеспечить беременных женщин на амбулаторном этапе необходимой лекарственной помощью, приобрести дополнительные медикаменты, улучшить питание в стационаре (родильные дома), обеспечить повышение зарплаты персоналу, дооснастить оборудованием лечебные учреждения. В рамках реализации программы "Родовой сертификат" беременные женщины бесплатно обеспечиваются по медицинским показаниям лекарственными препаратами.
Дальнейшее развитие программы "Родовой сертификат" позволит улучшить материально-техническую базу учреждений родовспоможения, сократить показатели материнской и младенческой смертности, снизить заболеваемость новорожденных, проводить мероприятия по ранней диагностике заболеваний и снижению первичной инвалидности и смертности детей.
Актуальной остается проблема эффективной профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку. Основной тенденцией развития эпидемии ВИЧ-инфекции в Орловской области на протяжении последних лет стало активное вовлечение в эпидемический процесс женщин. В 2012 году среди новых случаев ВИЧ-инфекции доля женщин составила 46,8%. Большинство ВИЧ-позитивных женщин находится в активном репродуктивном возрасте, в результате чего проблема профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку приобретает все большую актуальность. В 2012 году охват пар "мать - дитя" трехэтапной химиопрофилактикой ВИЧ-инфекции составил 92,3%. За весь период наблюдения и по состоянию на 1 января 2013 года. ВИЧ-позитивными женщинами на территории Орловской области рождены 235 детей (2012 год - 26 детей), у 4 детей установлен диагноз ВИЧ-инфекции. Благодаря доступности химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, проводимым организационным и лечебно-диагностическим мероприятиям, в области один из самых низких в России показатель частоты перинатальной передачи ВИЧ-инфекции (2012 год - 2,2%, РФ - 8%).
Для обеспечения дальнейшего снижения выявляемости ВИЧ-инфекции у детей и, как следствие, снижения детской смертности и инвалидности необходимо совершенствование организации, повышение эффективности единой системы лекарственной профилактики вертикальной передачи ВИЧ, увеличение до 99% охвата лекарственной профилактикой в соответствии с действующими стандартами и не менее 90% охвата трехэтапной профилактикой пар "мать - дитя". Учитывая приоритетность направления и высокую стоимость химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, необходимость обеспечения ее дальнейшей 100%-ной доступности, целесообразно сохранение системы закупок антиретровирусных препаратов за счет федерального бюджета.
Одной из приоритетных задач, направленных на охрану репродуктивного здоровья и рождение здоровых детей, остается профилактика абортов. Показатель распространенности абортов ощутимо снизился в последние годы (2009 год - 40, 0, 2010 год - 32,9, 2011 год - 34,4, 2012 год - 30,9 на 1000 женского населения фертильного возраста при федеральном показателе 2011 года 26,7), но темпы его снижения недостаточны.
В 2012 году снизился удельный вес абортов у первобеременных, у подростков 15-17 лет, однако возрос показатель в группе девочек до 14 лет.
Снижение показателя распространенности абортов сопровождается негативной динамикой его структуры - при снижении искусственных легальных абортов отмечается увеличение числа самопроизвольных абортов, что свидетельствует о сохраняющемся низком уровне репродуктивного здоровья женщин.
Важнейшим мероприятием по профилактике аборта (и повышению рождаемости) является оказание психологической поддержки, материальной помощи женщинам, принявшим решение отказаться от аборта и вынашивать ребенка. Эта задача поставлена перед Центром кризисной беременности, организованным в областном перинатальном центре, для дальнейшего развития которого также необходима финансовая поддержка.
Орловская область активно участвует в реализации проекта "Ты не одна" всероссийской демографической программы "Святость материнства", одного из многих направлений деятельности Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России. В рамках проекта в женских консультациях города Орла и областном перинатальном центре внедрен современный алгоритм работы с женщинами, обратившимися для проведения аборта: специалисты-психологи консультируют женщин, обратившихся для проведения аборта, и мотивируют их на сохранение беременности. За последние 2 года удалось таким образом сохранить более сотни жизней. В рамках подпрограммы 4 будет осуществляться всемерная поддержка данного направления.
Учитывая большую роль социальной составляющей в формировании показателей заболеваемости матерей и детей, актуальными остаются мероприятия по обеспечению беременных и детей раннего возраста полноценным питанием.
Система оказания медицинской помощи детям и женщинам осуществляется, начиная с ФАП, ЦРБ (амбулаторная помощь). Во всех районах области функционируют педиатрические койки (от 2 до 34) в зависимости от мощности центральной районной больницы. Всего в области функционирует 294 педиатрические койки (из них 108 на базе БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница").
Во всех ЦРБ созданы условия для оказания неотложной помощи детям, первичной и реанимационной помощи новорожденным.
На областном уровне (в городе Орле) стационарная помощь детям оказывается в БУЗ "Детская областная клиническая больница", БУЗ "Орловская областная клиническая больница" и детских отделениях специализированных диспансеров. По 27 специальностям в вышеназванных учреждениях ведутся консультативные приемы. Амбулаторную помощь в городе Орле осуществляют самостоятельные детские поликлиники (N 1, N 2, N 3) и детская поликлиника, городская больница им. С.П. Боткина.
Специализированная стационарная помощь детям осуществляется на 557 койках:
1. Аллергологические - 19
2. Гастроэнтерогические - 20
3. Гематологические - 4
4. Дерматологические - 30
5. Инфекционные - 117
6. Кардиологические - 11
7. Неврологические - 46
8. Нейрорхирургические - 4
9. Нефрологические - 30
10. Онкологические - 6
11. Оториноларингологические - 32
12. Ожоговые - 4
13. Ортопедические - 20
14. Офтальмологические - 33
15. Психиатрические - 40
16. Ревматологические - 10
17. Стоматологические - 2
18. Травматологические - 32
19. Урологические - 20
20. Фтизиатрические - 25
21. Хирургические - 40
22. Эндокринологические - 12.
Важнейшей задачей, направленной на улучшение демографической ситуации в области, является развитие специализированной медицинской помощи детям.
Единственным медицинским учреждением области, оказывающим специализированные и высокотехнологичные виды медицинской помощи детскому населению области, является БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница". После завершения строительства параклинического корпуса и высвобождения площадей в лечебных корпусах к 2016 году планируется завершить перевод детских офтальмологических, аллергологических и пульмологических коек из в БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница" в БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница", и тогда сеть станет оптимальной. В рамках реализации программы модернизации БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" оснащено всем необходимым оборудованием и в полном объеме соответствует порядкам и стандартам оказания медицинской помощи детскому населению.
В ближайшие годы наиболее сложными задачами учреждения станут выхаживание детей с тяжелой патологией, в том числе детей первого года жизни и, в первую очередь, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, обеспечение эффективной коррекции выявленных при пренатальной диагностике нарушений путем развития неонатальной хирургии.
Не в полной мере обеспечены качественной медицинской помощью дети с онкологическими заболеваниями, не создана система оказания медицинской помощи детям с аутоиммунными заболеваниями и заболеваниями иммунного генеза, малодоступной остается нейрохирургическая и травматолого-ортопедическая помощь детям, требует серьезной модернизации психиатрическая, наркологическая и фтизиатрическая помощь.
Оказание таких видов помощи возможно только при соответствующей материально-технической базе, хорошо оснащенных отделениях реанимации и патологии новорожденных детей, наличии высококвалифицированных кадров, владеющих инновационными технологиями диагностики и лечения. Реализация целей и задач подпрограммы 4 позволит приблизиться к решению этих важнейших задач.
В ходе реализации программных мероприятий в БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" запланировано переоснащение службы реанимации и интенсивной терапии, выхаживания критически больных новорожденных, неонатальной хирургии, терапевтического и хирургического лечения детей с врожденными аномалиями развития и перинатальной патологией, инвалидизирующими хроническими заболеваниями.
Одним из важнейших направлений, достигнутых в результате реализации программных мероприятий, будет увеличение числа малоинвазивных эндохирургических вмешательств в ортопедии, урологии, общей хирургии, при ЛОР-патологии, включая реконструктивную и пластическую хирургию, станет возможной ранняя диагностика заболеваний, внедрение современных протоколов лечения гемобластозов, пред- и послеоперационного лечения солидных опухолей различной локализации, уменьшится летальность ожоговых больных, возрастет качество диагностики любых, в том числе сложных, редких и наиболее тяжелых заболеваний, качество лабораторных исследований.
С декабря 2012 года в области функционирует "Мобильная поликлиника" как структурное подразделение БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница". Детский мобильный консультативно-диагностический центр имеет лабораторию, отсек функциональной диагностики, стерилизации, ультразвуковой диагностики, кабинеты ЛОР-врача, офтальмолога, гинеколога, педиатра. Специалисты комплекса оказывают необходимую помощь детскому населению области преимущественно в тех районах, где отсутствуют врачи узких специальностей. Помимо консультативно-диагностической работы осуществляются профилактические осмотры детей первого года жизни с целью выполнения стандарта, несовершеннолетних до 17 лет, диспансерные осмотры декретированных групп детского населения.
Будет сохранена выездная работа специалистов БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница", обеспечивающая равнодоступность специализированной медицинской помощи любому ребенку независимо от места его проживания.
Получат дальнейшее развитие телемедицинские технологии и дистанционное консультирование.
Будет продолжено развитие высокотехнологичной медицинской помощи детям на базе БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" по основным направлениям: неонатальная хирургия, детская урология, детская травматология, детская онкология и онкогематология. На сегодняшний день все нуждающиеся в оказании ВМП дети в зависимости от профилей направляются в БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" и при необходимости в федеральные центры (карта маршрутизации указана в подпрограмме 10).
В амбулаторных условиях специалистами детских поликлиник осуществляются выезды на дом к детям, нуждающимся в оказании паллиативной помощи. При необходимости проводятся лабораторные и инструментальные исследования. Согласно приказу Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 22 марта 2013 года N 255 "Об обеспечении паллиативной медицинской помощью детского населения Орловской области" оказание стационарной паллиативной медицинской помощи детскому населению Орловской области организовано на профильных койках БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница".
При необходимости медицинской реабилитации учреждения здравоохранения осуществляют тесное взаимодействие с учреждениями социальной защиты. В целях оказания комплекса услуг детям-инвалидам и их семьям, проживающим в городе Орле, функционирует бюджетное учреждение "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". В составе центра работают 3 отделения: дневного пребывания, стационарное и социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Стационарное отделение центра располагается на базе ООО "Санаторий-профилакторий "Лесной". Данным отделением предоставляется комплекс услуг по реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет. При необходимости курсы лечения могут повторяться в течение года. Услуги ребенку, проживание и питание родителя и ребенка предоставляются бесплатно, за счет средств областного бюджета. При наличии медицинских показаний ребенок получает комплекс услуг по кардиологии, неврологии, психиатрии, также в центре оказывают услуги специалист по социальной работе, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, воспитатель.
Анализ уровня заработной платы работников отрасли за 2012 год и прогнозные темпы роста заработной платы в 2013 году в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" приведены в разделе I государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы".
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации,
цель, задача и показатели (индикаторы) достижения цели и решения
задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов,
сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы 4
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 4 и цель являются неотъемлемой частью государственной программы.
Задачей подпрограммы 4 является повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
В рамках реализации подпрограммы 4 в качестве индикаторов будут применены:
1. Доля обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в 1 триместр беременности.
2. Охват новорожденных неонатальным скринингом.
3. Охват новорожденных аудиологическим скринингом.
4. Показатель ранней неонатальной смертности.
5. Смертность детей 0-17 лет.
6. Доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах.
7. Выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре.
8. Больничная летальность детей.
9. Первичная инвалидность у детей.
10. Результативность мероприятий по профилактике абортов.
11. Охват пар "мать-дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами.
Планируется:
1. Рост доли обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в 1 триместр беременности до 80%.
2. Увеличение охвата новорожденных неонатальным скринингом до 98%.
3. Увеличение охвата новорожденных аудиологическим скринингом до 98%.
4. Снижение показателя ранней неонатальной смертности до 3,6%.
5. Снижение показателя смертности детей от 0-17 лет до 9,0 на 10 тыс. населения соответствующего возраста.
6. Увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, до 70%.
7. Увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре до 74%.
8. Снижение показателя больничной летальности детей до 0,36%.
9. Снижение показателя первичной инвалидности у детей до 23 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста.
10. Увеличение доли женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, до 10%.
11. Увеличение показателя охвата пар "мать-дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами до 94%.
Сведения о показателях (индикаторах) и их значениях представлены в приложении 1 к подпрограмме 4.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 4
В рамках реализации подпрограммы 4 будут реализованы мероприятия:
1) совершенствование службы родовспоможения и детства области путем дальнейшего формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи, дальнейшего развития первичной медико-санитарной помощи детям;
2) совершенствование системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка;
3) совершенствование технологий выхаживания новорожденных, в том числе недоношенных с экстремально низкой массой тела;
4) развитие специализированной медицинской помощи детям, включая дооснащение подразделений БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" современным оборудованием и аппаратурой;
5) совершенствование методов борьбы с вертикальной передачей ВИЧ от матери к плоду;
6) профилактика абортов на основе развития центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
7) обеспечение беременных и детей раннего возраста полноценным питанием;
8) оказание медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организационного отдыха.
Характеристика основных мероприятий подпрограммы 4 представлена в приложении 2 к подпрограмме 4.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
При реализации подпрограммы 4 налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования не применяются.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 4 представлены в приложении 3 к подпрограмме 4.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам
реализации подпрограммы 4 (при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках государственной программы)
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями Орловской области подпрограммы 4 представлен в приложении 4 к подпрограмме 4.
VI. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы 4
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы 4, - 11 756 010,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 1 202 318,9 тыс. рублей;
2014 - 1 076 749,2 тыс. рублей;
2015 - 1 160 336,0 тыс. рублей;
2016 - 1 160 336,0 тыс. рублей;
2017 - 1 672 398,9 тыс. рублей;
2018 - 1 751 001,7 тыс. рублей;
2019 - 1 828 045,9 тыс. рублей;
2020 - 1 904 824,0 тыс. рублей.
Из общего объема запланированные средства областного бюджета составляют 1 473 000,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 328 665,2 тыс. рублей;
2014 - 144 157,6 тыс. рублей;
2015 - 144 157,6 тыс. рублей;
2016 - 144 157,6 тыс. рублей;
2017 - 166 362,4 тыс. рублей;
2018 - 174 181,5 тыс. рублей;
2019 - 181 845,6 тыс. рублей;
2020 - 189 483,3 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета - 32 200,5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 4 060,6 тыс. рублей;
2014 - 19 726,2 тыс. рублей;
2015 - 1 255,0 тыс. рублей;
2016 - 1 255,0 тыс. рублей;
2017 - 1 379,7 тыс. рублей;
2018 - 1 444,5 тыс. рублей;
2019 - 1 508,1 тыс. рублей;
2020 - 1 571,4 тыс. рублей.
Средства ТФОМС - 10 250 809,3 тыс. рублей (включая средства межбюджетных трансфертов), в том числе годам реализации:
2013 - 869 603,1 тыс. рублей;
2014 - 912 865,4 тыс. рублей;
2015 - 1 014 923,4 тыс. рублей;
2016 - 1 014 923,4 тыс. рублей;
2017 - 1 504 656,8 тыс. рублей;
2018 - 1 575 375,7 тыс. рублей;
2019 - 1 644 692,2 тыс. рублей;
2020 - 1 713 769,3 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы 4 осуществляется по направлениям затрат:
капитальные вложения - 548,8 тыс. рублей;
НИОКР - 0,0 тыс. рублей;
прочие нужды - 11 755 461,8 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального и областного бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на реализацию подпрограммы 4 представлены в приложении 6 к подпрограмме 4.
Информация о ресурсном обеспечении реализации государственной программы за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограммы 4, а также по годам реализации государственной программы) по годам реализации подпрограммы 4 представлена в приложении 5 к подпрограмме 4.
VII. Анализ рисков реализации и описание мер
управления рисками реализации подпрограммы 4
Невыполнение (выполнение не в полном объеме) целевых индикаторов и показателей подпрограммы 4 может быть обусловлено следующими рисками:
1) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы 4, могут привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий или задержке в их выполнении;
2) риск сокращения бюджетного финансирования на реализацию подпрограммы 4.
Из вышеперечисленных рисков наиболее отрицательное влияние может оказать риск неполного объема финансирования подпрограммы 4, что приведет к невозможности достижения целевых индикаторов.
В целях минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов ответственным исполнителем в процессе реализации подпрограммы 4 возможно принятие следующих общих мер:
мониторинг реализации, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижение промежуточных показателей и индикаторов подпрограммы 4;
оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в подпрограмму 4.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем в процессе мониторинга реализации подпрограммы 4 и оценки ее эффективности и результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.