Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 4 февраля 2014 г. N 19 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 12
к государственной программе Орловской области
"Развитие отрасли здравоохранения
в Орловской области на 2013 - 2020 годы"
Подпрограмма
"Оказание паллиативной помощи, в том числе и детям, на 2013 - 2020 годы"
государственной программы Орловской области "Развитие отрасли
здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы"
4 февраля 2014 г.
Паспорт
Наименование подпрограммы |
"Оказание паллиативной помощи, в том числе и детям, на 2013 - 2020 годы" (далее - подпрограмма 6) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 6 |
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области |
Цель подпрограммы 6 |
Повышение качества жизни неизлечимых больных за счет решения физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания, а также поддерживающую у больного способность как можно более длительно вести активную жизнь |
Задачи подпрограммы 6 |
Создание эффективной службы паллиативной помощи неизлечимым пациентам; повышение качества жизни неизлечимых пациентов и их родственников; адекватный контроль хронической боли и других тягостных симптомов; повышение удовлетворенности пациентов и их родственников качеством медицинской помощи |
Целевой индикатор и показатель подпрограммы 6 |
Обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым; обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи детям |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 6 |
Подпрограмма реализуется в два этапа: первый этап: 2013-2015 годы; второй этап: 2016-2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы 6 |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы 6 - 37 041,2 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 2 421,2 тыс. рублей; 2014 год - 2 738,1 тыс. рублей; 2015 год - 2 809,4 тыс. рублей; 2016 год - 5 300,9 тыс. рублей; 2017 год - 5 555,3 тыс. рублей; 2018 год - 5 816,4 тыс. рублей; 2019 год - 6 072,4 тыс. рублей; 2020 год - 6 327,5 тыс. рублей. Из общего объема запланированные средства областного бюджета составляют 37 041,2 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 2 421,2 тыс. рублей; 2014 год - 2 738,1 тыс. рублей; 2015 год - 2 809,4 тыс. рублей; 2016 год - 5 300,9 тыс. рублей; 2017 год - 5 555,3 тыс. рублей; 2018 год - 5 816,4 тыс. рублей; 2019 год - 6 072,4 тыс. рублей; 2020 год - 6 327,5 тыс. рублей Средства федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 0,00 тыс. рублей; 2014 год - 0,00 тыс. рублей; 2015 год - 0,00 тыс. рублей; 2016 год - 0,00 тыс. рублей; 2017 год - 0,00 тыс. рублей; 2018 год - 0,00 тыс. рублей; 2019 год - 0,00 тыс. рублей; 2020 год - 0,00 тыс. рублей. Средства территориального фонда обязательного медицинского страхования - 0,00 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 0,00 тыс. рублей; 2014 год - 0,00 тыс. рублей; 2015 год - 0,00 тыс. рублей; 2016 год - 0,00 тыс. рублей; 2017 год - 0,00 тыс. рублей; 2018 год - 0,00 тыс. рублей; 2019 год - 0,00 тыс. рублей; 2020 год - 0,00 тыс. рублей |
В то числе по направлениям затрат |
Капитальные вложения - 0,0 тыс. рублей; НИОКР - 0,0 тыс. рублей; прочие нужды - 37 041,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 6 |
Обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым (4,4 койки на 100 тысяч взрослого населения); обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи детям (койка на 100 тысяч детского населения) |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 6,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
Развитие данного направления характеризует в целом уровень гуманитарного развития общества, обеспечивает соответствие Российской Федерации высоким стандартам гарантии прав человека.
Развитие системы паллиативной помощи населению организационно затруднено в рамках других направлений и требует специализированного подхода.
Паллиативная медицина - область здравоохранения, призванная улучшить качество жизни пациентов с различными нозологическими формами хронических заболеваний преимущественно в терминальной стадии развития в ситуации, когда возможности специализированного лечения ограничены или исчерпаны. Паллиативная помощь больным не ставит целью достижение длительной ремиссии заболевания и продление жизни (но и не укорачивает ее). Облегчение страданий - это этический долг медицинских работников. Каждый пациент с активным прогрессирующим заболеванием, приближающийся к смертельному исходу, имеет право на паллиативную помощь.
Паллиативная помощь не допускает эвтаназию и самоубийство при посредничестве врача. Просьбы об эвтаназии или о содействии в самоубийстве обычно свидетельствуют о необходимости улучшения ухода и лечения больного. При развитой современной междисциплинарной паллиативной помощи пациенты не должны испытывать непереносимых физических страданий и психосоциальных проблем, на фоне которых чаще всего возникают подобные просьбы.
Современная паллиативная медицина тесно связана с официальной клинической медициной, поскольку она обеспечивает действенный и целостный подход, дополняющий специальное лечение основного заболевания.
Паллиативная помощь занимается целым рядом аспектов жизни инкурабельного пациента - медицинских, психологических, социальных, культурных и духовных. Помимо ослабления боли и купирования других патологических симптомов, необходимы психо-социальная и духовная поддержка пациента, а также оказание помощи близким умирающего при уходе за ним и в горе утраты. Целостный подход, объединяющий разные аспекты паллиативной помощи, является признаком высококачественной медицинской практики, существенную часть которой составляет паллиативная помощь.
Паллиативное лечение начинается тогда, когда все другие виды лечения больше не являются эффективными, когда человек начинает говорить о смерти, когда начинают отказывать жизненно важные органы. Первостепенной целью является не продлить жизнь, а сделать оставшуюся как можно более комфортной и значимой.
Паллиативное лечение будет эффективным, если:
удастся создавать и поддерживать для пациента комфортные душевные и физические условия;
пациент максимально будет чувствовать свою независимость;
пациент не испытывает боли;
несмотря на предстоящую потерю жизни, предоставленная пациенту система поддержки поможет ему жить настолько активно и творчески, насколько это для него возможно.
Паллиативная помощь - подход (реализуемый на разных уровнях медицинской и социальной помощи), целью которого является улучшение качества жизни больных и членов их семей, оказавшихся перед лицом угрожающего жизни заболевания. Эта цель достигается путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке физического состояния пациента, купированию боли и других тягостных физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки.
Паллиативная медицинская помощь может осуществляться медицинскими работниками в стационаре, амбулаторных условиях и на дому.
Сохраняется тенденция увеличения количества смертей от злокачественных новообразований - 23,5 в 2011 году, что на 13,5% выше, чем по Российской Федерации (2010 год - 24,3; 2009 год - 22,9; Российская Федерация в 2010 году - 20,7, в 2009 году - 20,69), что делает приоритетными мероприятия по совершенствованию онкологической помощи.
На диспансерном учете в Орловской области по поводу различных форм онкологических заболеваний состоят 18 910 человек, т. е. 2,4% всего населения Орловской области (2010 год - 17 456 (2,2%), 2009 год - 17 456 (2,1%).
В Орловской области в 2011 году зарегистрировано 3399 новых случаев злокачественных новообразований (2010 год - 3192, 2009 год - 3338). В числе впервые заболевших на территории области 1669 мужчин (479,6 на 100 000 мужского населения области) и 1730 женщин (394,0 на 100 000 женского населения). Заболеваемость населения Орловской области злокачественными новообразованиями в расчете на 100 тыс. человек также увеличилась и составила 432,5 (2010 год - 428,79; 2009 год - 414,63).
Структура общей заболеваемости жителей Орловской области злокачественными новообразованиями представлена в таблице 1.
Таблица 1
Ранговое место в 2011 году |
Наименование класса |
2011 год |
2010 год |
2009 год |
Российская Федерация |
1 |
Рак трахеи, легких, бронхов |
12,4% |
12,0% |
13,2% |
10,5% |
2 |
Рак кожи |
13,0% |
12,3% |
12,4% |
12,9% |
3 |
Рак молочной железы |
9,6% |
9,0% |
9,6% |
11,4% |
4 |
Рак желудка |
9,0% |
8,7% |
9,1% |
7,3% |
Смертность от злокачественных новообразований в Орловской области (на 100 тыс. населения) составила 221,5 (2010 год - 233,35; 2009 год - 224,99).
В возрастной структуре заболеваемости в Орловской области доля детского населения до 14 лет составила 0,05% (2010 год - 0,3%). Было зарегистрировано у 5 детей в возрасте до 17 лет со злокачественными новообразованиями (2010 год - 12 детей; 2009 год - 19 детей). Доля лиц трудоспособного возраста составила 30,6% (2010 год - 34,1%; 2009 год - 29,4%), доля лиц пожилого и преклонного возраста - 63,9% (2010 год - 65,4%; 2009 год - 70%).
На территории Орловской области значительный рост заболеваемости злокачественными новообразованиями отмечен у мужчин 45-49 лет и женщин 35-39 лет. Максимальный уровень заболеваемости у мужского и женского населения области отмечается в возрастной группе 70-74 лет. За последние 3 года в женской популяции области наблюдался значительный прирост заболеваемости раком шейки матки (на 36,3%) и яичников (на 18,3%). В мужской популяции значительно выросла заболеваемость раком предстательной железы (на 25,8%).
Структура заболеваемости мужского населения как в области, так и в Российской Федерации, в 2011 году представлена в таблице 2.
Таблица 2
Ранговое место |
Наименование класса |
2011 год |
2010 год |
Российская Федерация |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Рак легких |
21,0% |
22,6% |
21,5% |
2 |
Рак желудка |
11,5% |
12,3% |
10,5% |
3 |
Рак кожи |
10,5% |
9,5% |
9,9% |
4 |
Рак предстательной железы |
9,7% |
6,7% |
8,9% |
5 |
Рак полости рта и глотки |
4,0% |
5,2% |
|
Наибольшие показатели в структуре онкологической заболеваемости женской популяции области в 2011 году представлены в таблице 3.
Таблица 3
Ранговое место |
Наименование класса |
2011 год |
2010 год |
Российская Федерация |
1 |
Рак молочной железы |
19,0% |
18,8% |
21,5% |
2 |
Рак кожи |
17,0% |
15,3% |
13,8% |
3 |
Рак тела матки |
9% |
8,2% |
7,1% |
4 |
Рак желудка |
6,8% |
8,1% |
7,0% |
5 |
Рак ободочной кишки |
6% |
5,7% |
7,0% |
Из всех детей, состоящих на диспансерном учете по поводу онкологических заболеваний, паллиативной помощи подлежат не более 1-2 ребенка в год.
В настоящий момент паллиативная помощь детям оказывается на педиатрических койках общей лечебной сети и БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница", где они могут получить педиатрическую и реанимационную помощь. В 2014 году планируется открыть 2 койки паллиативной помощи детям на базе БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница".
Ведется работа по открытию 10 паллиативных коек (хосписа) в рамках бюджета социальной защиты на базе БУЗ Орловской области "Хотынецкая ЦРБ", где будет организована в том числе и выездная служба хосписа ("хоспис на дому") для осуществления постоянного наблюдения и проведения поддерживающего лечения инкурабельных больных в домашних условиях, оказания социально-психологической помощи больным и их родственникам.
На сегодняшний день в области функционирует 10 коек сестринского ухода на базе Дросковской врачебной амбулатории, где оказывается паллиативная помощь больным различных профилей.
Для взрослого населения области планируется начиная с 2014 года открыть в каждом лечебно-профилактическом учреждении кабинеты паллиативной помощи, которые будут осуществлять данный вид помощи и на дому.
Для решения задач в сфере развития паллиативной помощи следует обеспечить управление расходами на этот вид медицинской помощи, выделив указанные расходы в бюджетах всех уровней.
Необходимо создать эффективную службу паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам (взрослым и детям) для повышения качества их жизни и их родственников, обеспечения адекватного контроля хронической боли и других тягостных симптомов.
Подготовка специалистов по оказанию паллиативной медицинской помощи будет осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Организация амбулаторной паллиативной помощи будет осуществляться бюджетными учреждениями здравоохранения гражданам по месту их прикрепления к лечебным учреждениям.
Скорая медицинская помощь (в том числе специализированная) таким гражданам оказывается по показаниям вне зависимости от места нахождения гражданина.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации, цель,
задача и показатель (индикатор) достижения цели и решения задачи,
описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и
контрольных этапов реализации подпрограммы 6
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 6 и цель являются неотъемлемой частью государственной программы.
Задачами подпрограммы 6 являются:
создание эффективной службы паллиативной помощи неизлечимым пациентам;
повышение качества жизни неизлечимых пациентов и их родственников;
адекватный контроль хронической боли и других тягостных симптомов;
повышение удовлетворенности пациентов и их родственников качеством медицинской помощи.
В рамках реализации подпрограммы 6 в качестве индикаторов будет применены:
1) обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослых;
2) обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи детям;
Планируется достигнуть показателя обеспеченности койками для оказания паллиативной помощи:
взрослым из расчета 4,4 койка на 100 тысяч взрослого населения;
детям из расчета 1 койка на 100 тысяч детского населения.
Сведения о показателях (индикаторах) и их значениях представлены в приложении 1 к подпрограмме 6.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 6
В рамках реализации подпрограммы 6 будут реализованы мероприятия:
1) организация 2 коек для оказания паллиативной помощи детям;
2) организация оказания паллиативной помощи взрослым.
Характеристика основных мероприятий подпрограммы 6 представлена в приложении 2 к подпрограмме 6.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
При реализации подпрограммы 6 налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования не применяются.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 6 представлены в приложении 3 к подпрограмме 6.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам
реализации подпрограммы 6 (при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках государственной программы)
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями Орловской области подпрограммы 6 представлен в приложении 4 к подпрограмме 6.
VI. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы 6
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы 6 - 37 041,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 2 421,2 тыс. рублей;
2014 - 2 738,1 тыс. рублей;
2015 - 2 809,4 тыс. рублей;
2016 - 5 300,9 тыс. рублей;
2017 - 5 555,3 тыс. рублей;
2018 - 5 816,4 тыс. рублей;
2019 - 6 072,4 тыс. рублей;
2020 - 6 327,5 тыс. рублей.
Из общего объема запланированные средства областного бюджета составляют 37 041,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 2 421,2 тыс. рублей;
2014 - 2 738,1 тыс. рублей;
2015 - 2 809,4 тыс. рублей;
2016 - 5 300,9 тыс. рублей;
2017 - 5 555,3 тыс. рублей;
2018 - 5 816,4 тыс. рублей;
2019 - 6 072,4 тыс. рублей;
2020 - 6 327,5 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 0,00 тыс. рублей;
2014 - 0,00 тыс. рублей;
2015 - 0,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 тыс. рублей;
2017 - 0,00 тыс. рублей;
2018 - 0,00 тыс. рублей;
2019 - 0,00 тыс. рублей;
2020 - 0,00 тыс. рублей.
Средства территориального фонда обязательного медицинского страхования - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 0,00 тыс. рублей;
2014 - 0,00 тыс. рублей;
2015 - 0,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 тыс. рублей;
2017 - 0,00 тыс. рублей;
2018 - 0,00 тыс. рублей;
2019 - 0,00 тыс. рублей;
2020 - 0,00 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы 6 осуществляется по направлениям затрат:
капитальные вложения - 0,0 тыс. рублей;
НИОКР - 0,0 тыс. рублей;
прочие нужды - 37 041,2 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального и областного бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на реализацию подпрограммы 6 представлено в приложении 6 к подпрограмме 6.
Информация о ресурсном обеспечении реализации государственной программы за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограммы 6, а также по годам реализации государственной программы), по годам реализации подпрограммы 6 представлена в приложении 5 к подпрограмме 6.
VII. Анализ рисков реализации и описание мер
управления рисками реализации подпрограммы 6
Невыполнение (выполнение не в полном объеме) целевых индикаторов и показателей подпрограммы 6 может быть обусловлено следующими рисками:
1) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы 6, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий или задержке в их выполнении;
2) риск сокращения бюджетного финансирования на реализацию подпрограммы 6.
Из вышеперечисленных рисков наиболее отрицательное влияние может оказать риск неполного объема финансирования подпрограммы 6, что приведет к отсутствию эффекта от проводимого лечения и росту смертности населения.
С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов ответственным исполнителем в процессе реализации подпрограммы 6 возможно принятие следующих общих мер:
мониторинг реализации, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижения промежуточных показателей и индикаторов подпрограммы 6;
оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в подпрограмму 6.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем в процессе мониторинга реализации подпрограммы 6 и оценки ее эффективности и результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.