Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 4 февраля 2014 г. N 19 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 7
к государственной программе Орловской области
"Развитие отрасли здравоохранения
в Орловской области на 2013 - 2020 годы"
Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового
образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи
на 2013 - 2020 годы" государственной программы Орловской области
"Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области
на 2013 - 2020 годы"
4 февраля 2014 г.
Подпрограмма
"Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Развитие первичной медико-санитарной помощи на 2013 - 2020 годы"
государственной программы Орловской области "Развитие отрасли
здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы"
Паспорт
Наименование подпрограммы |
"Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи на 2013 - 2020 годы" (далее - подпрограмма 1) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 1 |
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области |
Цели подпрограммы 1 |
Увеличение продолжительности жизни населения Орловской области за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний; снижение заболеваемости инфарктом миокарда и инсультами; повышение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I-II стадии заболевания; повышение доли больных, у которых туберкулез выявлен на ранней стадии; снижение уровня смертности от инфекционных заболеваний; снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией; снижение уровня смертности населения за счет профилактики развития депрессивных состояний и суицидального поведения |
Задачи подпрограммы 1 |
1) развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Орловской области, в том числе снижение распространенности наиболее значимых факторов риска; 2) реализация дифференцированного подхода к организации первичной медико-санитарной помощи, профилактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей, в целях обеспечения своевременного выявления заболеваний, дающих наибольших вклад в показатели инвалидизации и смертности населения; 3) снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок; 4) сохранение на спорадическом уровне распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (полиомиелит, корь, краснуха); 5) раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами В и С; 6) обеспечение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 |
1) охват целевыми профилактическими медицинскими осмотрами детей; 2) охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 3) охват диспансеризацией подростков; 4) распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м); 5) распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения; 6) распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения; 7) распространенность низкой физической активности среди взрослого населения; 8) распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения; 9) распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения; 10) доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II стадии заболевания; 11) охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез; 12) заболеваемость дифтерией; 13) заболеваемость корью; 14) заболеваемость краснухой; 15) заболеваемость эпидемическим паротитом; 16) заболеваемость вирусным гепатитом В; 17) охват иммунизацией населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки; 18) охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки; 19) охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки; 20) охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки; 21) доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных; 22) доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года; 23) доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года; 24) удовлетворенность потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов; 25) удовлетворенность спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей; 26) смертность от самоубийств |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 1 |
Подпрограмма реализуется в два этапа: первый этап: 2013-2015 годы; второй этап: 2016-2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы 1 |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы 1, - 20 427 760,3 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 1 832 758,9 тыс. рублей; 2014 год - 1 903 224,1 тыс. рублей; 2015 год - 1 951 908,6 тыс. рублей; 2016 год - 1 961 047,7 тыс. рублей; 2017 год - 2 986 289,2 тыс. рублей; 2018 год - 3 126 881,1 тыс. рублей; 2019 год - 3 264 370,4 тыс. рублей; 2020 год - 3 401 280,3 тыс. рублей. Из общего объема запланированные средства областного бюджета составляют 682 176,3 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 76 887,4 тыс. рублей; 2014 год - 114 171,7 тыс. рублей; 2015 год - 100 057,7 тыс. рублей; 2016 год - 100 057,7 тыс. рублей; 2017 год - 68 104,0 тыс. рублей; 2018 год - 71 234,4 тыс. рублей; 2019 год - 74 302,8 тыс. рублей; 2020 год - 77 360,6 тыс. рублей |
Средства федерального бюджета - 71 625,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 4 891,0 тыс. рублей; 2014 год - 27 839,5 тыс. рублей; 2015 год - 826,5 тыс. рублей; 2016 год - 826,5 тыс. рублей; 2017 год - 8 522,4 тыс. рублей; 2018 год - 9 229,8 тыс. рублей; 2019 год - 9 608,2 тыс. рублей; 2020 год - 9 881,1 тыс. рублей | |
Средства ТФОМС - 19 673 959,0 тыс. рублей (включая средства межбюджетных трансфертов), в том числе: 2013 год - 1 750 980,5 тыс. рублей; 2014 год - 1 761 212,9 тыс. рублей; 2015 год - 1 851 024,4 тыс. рублей; 2016 год - 1 860 163,5 тыс. рублей; 2017 год - 2 909 662,8 тыс. рублей; 2018 год - 3 046 416,9 тыс. рублей; 2019 год - 3 180 459,4 тыс. рублей; 2020 год - 3 314 038,6 тыс. рублей | |
В том числе по направлениям затрат |
Капитальные вложения - 14 548,0 тыс. рублей; НИОКР - 0,0 тыс. рублей; прочие нужды - 20 413 212,3 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1 |
1) увеличение продолжительности активной жизни населения Орловской области за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний; 2) увеличение доли детей, имеющих I-II группу здоровья; 3) снижение потребления табака населением, недопущение его потеребления детьми, подростками и беременными женщинами; 4) уменьшение доли лиц, имеющих ожирение (индекс массы тела более 30 кг/кв.м); 5) увеличение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I-II стадии заболевания до 56,7%; 6) увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 91,1%; 7) снижение заболеваемости дифтерией, эпидемическим паротитом; 8) сохранение на спорадическом уровне распростараненности кори, краснухи, полиомиелита; 9) обеспечение охвата иммунизацией населения против вирусного гепатита В, дифтерии, коклюша и столбняка, кори, краснухи, эпидемического паротита в декретированные сроки; 10) увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до 78,5% |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Демографическая ситуация в Орловской области, как и в целом по России, на фоне относительной стабилизации показателей здоровья населения остается напряженной уже на протяжении ряда последних лет.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики коэффициент общей смертности (число смертей на 100 000 населения) в Орловской области в 2012 году составил 1632,8, что существенно выше аналогичного показателя в Российской Федерации - 1330,5 (за 10 месяцев 2012 года).
Структура смертности населения в Орловской области сходна с таковой в Российской Федерации и более чем на 80% обусловлена неинфекционными заболеваниями, в первую очередь болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, болезнями органов дыхания, сахарным диабетом и внешними причинами.
Благодаря экспериментальным, клиническим и особенно эпидемиологическим исследованиям были определены факторы, связанные с образом жизни, окружающей средой и генетическими особенностями человека, способствующие развитию и прогрессированию неинфекционных заболеваний.
Эпидемия неинфекционных заболеваний в Российской Федерации в основном обусловлена большой распространенностью таких факторов образа жизни, как: злоупотребление алкоголем, нерациональное (нездоровое) питание, низкая физическая активность, курение.
Их роль в суммарном риске смерти такова: курение - 17,1%, нерациональное (нездоровое) питание - 12,9%, злоупотребление алкоголем - 11,9%, низкая физическая активность - 9%.
Сами поведенческие факторы образа жизни по отдельности или их сочетание обычно приводят к развитию биологических факторов риска развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний, таких как: артериальная гипертония, дислипидемия, избыточная масса тела, ожирение и сахарный диабет. Роль в суммарном риске смерти биологических факторов риска такова: артериальная гипертония - 35,5%, дислипидемия - 23%, избыточная масса тела и ожирение - 12,5%.
Доля всех факторов риска в суммарном числе дней временной нетрудоспособности такова: злоупотребление алкоголем - 16,5%, артериальная гипертония - 16,3%, курение - 13,4%, дислипидемия - 12,3%, избыточная масса тела и ожирение - 8,5%, нерациональное (нездоровое) питание - 7%, низкая физическая активность - 4,6%.
Таким образом, общество несет как возвратные, так и безвозвратные человеческие и экономические потери.
Изменение образа жизни и снижение уровней факторов риска может предупредить или замедлить развитие и прогрессирование многих неинфекционных заболеваний как до, так и после появления клинических симптомов. Для этого имеются научно обоснованные эффективные немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики и снижения уровней факторов риска, а также снижения развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний.
Первая Всемирная министерская конференция по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний (Москва, апрель 2011 года), обобщив опыт стран, в которых наблюдается стойкое снижение смертности, в итоговой декларации обозначила, что контроль над неинфекционными заболеваниями требует реализации широкого ряда многоуровневых и межсекторальных (межведомственных) мер с привлечением общественных структур, направленных на снижение как факторов риска развития неинфекционных заболеваний, так и неинфекционных заболеваний на индивидуальном и популяционном уровнях.
Охрана и укрепление здоровья практически здоровых лиц является одной из приоритетных проблем системы здравоохранения, в соответствии с которой получило развитие принципиально новое направление деятельности - переход приоритетов от системы, ориентированной на лечение больных и реабилитацию инвалидов, к системе, основанной на формировании культуры здоровья и направленной на профилактику болезней.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) впервые одним из основных принципов охраны здоровья установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем:
разработки и реализации программы формирования здорового образа жизни;
осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий;
осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям Федерального закона весь комплекс мер в сфере охраны здоровья граждан, связанный с разработкой и реализацией программ формирования здорового образа жизни, профилактики социально значимых заболеваний и санитарно-гигиенического просвещения (или комплексной программы профилактики неинфекционных заболеваний), находится в сфере полномочий федеральных органов исполнительной государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время на территории Орловской области реализуется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, формирование здорового образа жизни.
Однако анализ демографической ситуации в Орловской области, проведенный на основании данных, представленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, и прогнозируемые показатели демографического развития свидетельствуют о недостаточности мер по пропаганде, выявлению и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний, диагностике и лечению неинфекционных заболеваний на ранних стадиях их развития для профилактики развития, прогрессирования и преждевременной смерти.
Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей.
Для успешной реализации концепции демографического развития Орловской области необходима разработка и реализация дополнительных мер демографической политики - разработка и реализация подпрограммы 1.
В связи с представленными выше полномочиями федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации наиболее полноценное выполнение мер в сфере охраны здоровья граждан в Орловской области будет возможным в рамках реализации подпрограммы 1.
Основным содержанием подпрограммы 1 являются действия, направленные на сохранение здоровья, выявление и коррекцию факторов образа жизни и окружающей среды, которые увеличивают риск развития неинфекционных заболеваний у всего населения (профилактика в рамках популяционной стратегии), выявление и снижение уровней факторов риска у лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, выявление лиц со скрытым течением неинфекционных заболеваний и их своевременное лечение (профилактика в рамках стратегии высокого риска), ранняя диагностика неинфекционных заболеваний и лечение людей с установленными такими заболеваниями для предупреждения прогрессирования и преждевременной смерти (вторичная профилактика неинфекционных заболеваний).
Решение проблемы комплексной профилактики неинфекционных заболеваний у населения Орловской области и, как следствие, снижение заболеваемости и общей смертности населения области соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Орловской области.
Необходимость комплексного решения проблемы профилактики неинфекционных заболеваний у населения Орловской области обусловлена объективными причинами:
масштабностью, сложностью и многообразием проблемы, что определяет необходимость проведения комплекса программных мероприятий, объединенных общей целью, ресурсами, сроками реализации и исполнителями;
потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.
Концепция развития здравоохранения России до 2020 года предусматривает постепенное расширение охвата населения скринингом; повышение качества и доступности диагностики и лечения; формирование здорового образа жизни; снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Для реального улучшения состояния здоровья населения необходимо повышение эффективности деятельности в этом направлении государственных структур, учреждений здравоохранения, самих граждан.
Реализация профилактических и противоэпидемических мероприятий позволяют предотвратить массовые инфекционные заболевания, значительно уменьшить их последствия, довести заболеваемость по ряду инфекций до спорадического уровня, а некоторые из них ликвидировать. Проводимая планомерная иммунизации населения позволяет добиться снижения показателей заболеваемости по всем "управляемым" инфекциям.
В результате реализации Национального календаря профилактических прививок в области в 2012 году не регистрировались случаи заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, - полиомиелит, острый вирусный гепатит В, дифтерия, эпидемический паротит.
Отмечались единичные случаи заболевания коклюшем (1 случай), корью (3 случая), краснухой (1 случай), гемофильной инфекцией (2 случая) и другими инфекциями.
В рамках мероприятия "Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику" государственной программы "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы" осуществляется ежегодный анализ заболеваемости "управляемыми" инфекциями, не включенными в Национальный календарь профилактических прививок, с целью приобретения необходимых медицинских иммунобиологических препаратов и иммунизации населения. В течение последних трех лет регулярно проводилась дополнительная иммунизация населения против гепатита А, пневмококковой инфекции, ветряной оспы, туляремии, гриппа.
Исполнение Национального календаря прививок с 2014 года будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством и в объемах утвержденного финансирования. По состоянию на 1 января 2013 года в Орловской области зарегистрировано среди постоянно проживающего населения 1590 случаев ВИЧ-инфекции (включая случаи ВИЧ-инфекции у жителей Орловской области, зарегистрированные на других территориях), в том числе за 2012 год - 156 случаев (за 2011 год - 144 случая). Рост выявляемости новых случаев ВИЧ-инфекции составил 8,3% по причине активизации полового пути передачи. Активизация полового пути передачи связана с рядом причин: происходит заражение половых партнеров от ВИЧ - позитивных потребителей инъекционных наркотиков с последующим "выходом" возбудителя в обычную благополучную популяцию; жители Орловской области - трудовые мигранты заражаются ВИЧ на территориях с высоким уровнем пораженности ВИЧ-инфекцией; в обществе достаточно широко распространено раскрепощенное сексуальное поведение.
За 12 месяцев 2012 года взято на диспансерный учет 29 детей, рожденных от ВИЧ-позитивных женщин, в том числе 26 родились на территории Орловской области. Всего за весь период наблюдения взяты на диспансерный учет 248 детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, 184 из которых сняты с учета как здоровые, трое детей умерли по причинам, не связанным с ВИЧ-инфекцией, 10 - выехали за пределы области, четырем детям поставлен диагноз врожденной ВИЧ-инфекции, 47 продолжают находиться на диспансерном наблюдении. Охват химиопрофилактикой ВИЧ-инфекции беременных женщин на фоне беременности и в родах составил в 2012 году 92,3%, новорожденных - 100%.
Проблема ВИЧ-инфекции требует больших дополнительных бюджетных средств и перераспределения имеющихся ресурсов здравоохранения. Предусмотрено субсидирование данного направления из федерального бюджета. В 2012 году из федерального бюджета было выделено 7 642,8 тыс. рублей.
В 2012 году в Орловскую область в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения осуществлены поставки антиретровирусных препаратов для лечения больных ВИЧ-инфекцией на 100% от запланированного объема, а именно антиретровирусные препараты на сумму 54 461 тыс. рублей.
Кроме этого, в 2012 году в рамках федерального бюджета обеспечивались поставки лекарственных препаратов, применяемых для лечения больных с сочетанной патологией ВИЧ-инфекция + вирусный гепатит С или В. Получено 34 320 единиц противовирусных препаратов на сумму 8 172 тыс. рублей.
Для организации оказания своевременной медицинской помощи больным с вирусными гепатитами, диспансеризации, полноценной профилактической работы и лечения в 2011 году на базе учреждений здравоохранения Орловской области организованы гепатологические центры. В настоящее время гепатологические центры функционируют в БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" и БУЗ Орловской области "Городская больница им. С.П. Боткина"; гепатологические центры осуществляют отбор пациентов на лечение в соответствии с листом ожидания и по медицинским показаниям, закупку противовирусных препаратов для амбулаторной терапии пациентов с хроническими вирусными гепатитами.
В 2012 году приобреталось медицинское оборудование.
Заболеваемость вирусными гепатитами за 2012 год составила:
острый гепатит В - 0;
острый гепатит С - 0,12 на 100 тыс. жителей;
хронический гепатит В - 1,78 на 100 тыс. жителей;
хронический гепатит С - 14,0 на 100 тыс. жителей.
Медицинскую помощь жителям области, в том числе сельскому населению, оказывают 60 лечебно-профилактических учреждений (2010 год - 60), в том числе 40 - стационарную. Доврачебную помощь оказывают сельскому населению на 451 фельдшерско-акушерском пункте (далее также - ФАП) (2010 год - 457, 2009 год - 461), из которых 8 ФАПов оказывают медицинскую помощь с численностью прикрепленного населения до 100 человек, 154 ФАПа - от 101 до 300 человек, 155 ФАПов - от 301 до 500 человек, 96 ФАПов - от 501 до 800 человек, 18 ФАПов - от 801 до 1200 человек и 20 ФАПов - более 1200 человек. Из 451 ФАПа только 36 находятся в населенных пунктах, 50 имеют зону обслуживания от 1 до 3 км, 80 - от 4 до 5 км, 120 - от 6 до 7 км, 105 - от 8 до 12 км, 60 - свыше 12 км. В общей сложности ФАПы обслуживают сельское население, проживающее в 2238 населенных пунктах, среди которых 611 находятся в радиусе от 6 до 7 км от ФАПа, 576 - от 8 до 12 км, 479 - от 4 до 5 км, 373 - свыше 12 км, 177 - от 1 до 3 км.
На сегодня в программе обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) работает 424 ФАПа, 27 ФАПов не вошли в программу. Из ФАПов, работающих в программе, фельдшерский прием ведется в 314, в 110 ФАПах работает 1 медицинская сестра.
В области наряду с 24 центральными районными больницами функционируют 2 номерные и 3 участковые, а также 5 врачебных амбулаторий, 25 офисов врачей общей практики. В системе ОМС работают 55 лечебно-профилактических учреждений. Амбулаторная помощь оказывается в
6 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, являющихся юридическими лицами; на базе 24 центральных районных больниц, государственных учреждений здравоохранения Орловской области, многопрофильного БУЗ Орловской области "Городская больница им. С.П. Боткина" функционируют поликлинические отделения.
В целях оптимизации оказания скорой медицинской помощи населению начата работа по созданию отделений неотложной медицинской помощи. Такие отделения уже действуют в БУЗ Орловской области "Детская поликлиника N 1", открывается в БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ", открытие отделений неотложной помощи планируется в Орловской области в 2014-2015 годах.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" в рамках реализации государственной программы планируется открытие на базе БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница", БУЗ Орловской области "Городская больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко" приемных отделений экстренной медицинской помощи (2015-2016) годы.
Продолжает развиваться стационарозамещающая помощь при амбулаторно-поликлинических учреждениях области. Растет сеть дневных стационаров, в том числе при поликлиниках города Орла, БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" и БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ", которые имеют достаточную материальную базу и наиболее доступны больным для ежедневных посещений.
В связи с профилактической направленностью здравоохранения планируется увеличить долю профилактических посещений к врачам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, до 25%.
В 2010 году все государственные учреждения здравоохранения Орловской области разделены по уровням оказания медицинской помощи:
1 уровень - 4 государственных учреждения здравоохранения Орловской области, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;
2 уровень - 7 государственных учреждений здравоохранения Орловской области, оказывающих специализированную медицинскую помощь;
3 уровень - 44 лечебных учреждения, 9 из которых расположены в сельской местности;
4 уровень - 7 лечебных учреждений, 6 из которых расположены в сельской местности.
Все государственные учреждения здравоохранения Орловской области разделены на две группы по оказанию стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде. В первую группу вошли 12 муниципальных учреждений здравоохранения, во вторую - 4, имеющих акушерские отделения. Сеть учреждений здравоохранения Орловской области по уровням оказания медицинской помощи соответствует нормативам.
Классификация учреждений здравоохранения по уровням оказания медицинской помощи на основе имеющихся лицензий на медицинскую деятельность представлена в таблице 1.
Таблица 1
Уровень оказания медицинской помощи (юридические лица) |
Наименование учреждений здравоохранения |
Группы учреждений здравоохранения для оказания стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде |
1 |
2 |
3 |
1 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница" |
|
1 уровень |
БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" |
|
1 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" |
2 группа |
1 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловский онкологический диспансер" |
|
2 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловский областной кожно-венерологический диспансер" |
|
2 уровень |
БУЗ Орловской области "Областной психоневрологический диспансер" |
|
2 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловская областная психиатрическая больница" |
|
2 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловский наркологический диспансер" |
|
2 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями" |
|
2 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловский областной врачебно-физкультурный диспансер" |
|
2 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловский противотуберкулезный диспансер" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Новодеревеньковская ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Дмитровская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Детская стоматологическая поликлиника г. Орла" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Малоархангельская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Должанская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Нарышкинская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Покровская ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Кромская ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Новосильская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Залегощенская ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Знаменская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Краснозоренская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" |
2 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Глазуновская ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" |
2 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Русско-Бродская районная больница" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Свердловская ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Троснянская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Хотынецкая ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Поликлиника N 1" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Поликлиника N 2" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Шаблыкинская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Болховская ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Верховская ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Городская больница им. С.П. Боткина" |
2 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Дросковская амбулатория" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Колпнянская ЦРБ" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Корсаковская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Отрадинская районная больница" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Плещеевская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Поликлиника N 3" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Родильный дом г. Орла" |
1 группа |
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Сосковская ЦРБ" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Городская больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Детская поликлиника N 1" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Детская поликлиника N 2" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Детская поликлиника N 3" |
|
3 уровень |
НУЗ "Узловая больница на ст. Орел ОАО "РЖД" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Орловская областная стоматологическая поликлиника" |
|
3 уровень |
БУЗ Орловской области "Поликлиника N 5" |
|
4 уровень |
БУЗ Орловской области "Сахарозаводская участковая больница" |
|
4 уровень |
БУЗ Орловской области "Лютовская амбулатория" |
|
4 уровень |
БУЗ Орловской области "Тельченская участковая больница" |
|
4 уровень |
БУЗ Орловской области "Сергиевская амбулатория" |
|
4 уровень |
БУЗ Орловской области "Барановская амбулатория" |
|
4 уровень |
БУЗ Орловской области "Коротышская амбулатория" |
|
4 уровень |
ФГУЗ "Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Орловской области" |
|
Медицинские учреждения, расположенные в сельской местности (в том числе из 3 и 4 уровней) | ||
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Знаменская ЦРБ" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Краснозоренская ЦРБ" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Сергиевская амбулатория" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Барановская амбулатория" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Коротышская амбулатория" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Сахарозаводская участковая больница" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Лютовская амбулатория" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Тельченская участковая больница" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Сосковская ЦРБ" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Корсаковская ЦРБ" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Отрадинская районная больница" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Плещеевская ЦРБ" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Дросковская амбулатория" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Троснянская центральная районная больница" |
|
5 уровень |
БУЗ Орловской области "Русско-Бродская районная больница" |
|
Для оптимизации и повышения доступности медицинской помощи в области созданы межрайонные центры, где оказывается в том числе профилактическая и первичная медико-санитарная помощь. Организованы и функционируют "школы здоровья".
Создание межрайонных центров представлено в таблице 2.
Таблица 2
Межрайонный центр (наименование ЛПУ) |
Профиль |
Прикрепленные зоны |
1 |
2 |
3 |
Город Орел | ||
БУЗ Орловской области "Городская больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко" |
Виды помощи: терапия, пульмонология, ревматология, кардиология, гастроэнтерология, нефрология, эндокринология, диабетология, хирургия, травматология-ортопедия, урология, нейрохирургия, акушерство-гинекология, офтальмология, отоларингология, неврология |
Советский район, Заводской район, Железнодорожный район, Северный район города Орла (199 586 человек) (скорая медицинская помощь, первичный сосудистый центр); все районы области (476 114 человек) - экстренная офтальмология |
БУЗ Орловской области "Городская больница им. С.П. Боткина" |
Виды помощи: терапия, пульмонология, ревматология, кардиология, гастроэнтерология, нефрология, эндокринология, диабетология, хирургия, травматология-ортопедия, урология, акушерство-гинекология, педиатрия неврология |
Советский район, Заводской район, Железнодорожный район, Северный район города Орла (199 586 человек) (плановая медицинская помощь по профилям); все районы области (476 114 человек) - инфекционный профиль |
Кромской район | ||
БУЗ Орловской области "Кромская ЦРБ" |
Виды помощи: терапия, инфектология, хирургия, урология, акушерство-гинекология, педиатрия, офтальмология, оториноларингология, фтизиатрия, неврология |
Кромской район (23 040 человек), Троснянский район (11 337 человек), Дмитровский район (13 624 человека) |
Мценский район | ||
БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ" |
Виды помощи: пульмонология, ревматология, кардиология, эндокринология, инфектология, хирургия, травматология-ортопедия, урология, акушерство-гинекология, педиатрия, офтальмология, оториноларингология, фтизиатрия, неврология, психиатрия, дерматовенерология |
Мценский район (63 323 человека), Новосильский район (9544 человека), Залегощенский район (16 510 человек), Корсаковский район (5230 человек) |
Ливенский район | ||
БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ" |
Виды помощи: терапия, пульмонология, кардиология, урология, эндокринология, аллергология-иммунология, педиатрия, инфектология, хирургия, травматология-ортопедия, онкология, акушерство, офтальмонология, отоларингология, фтизиатрия, неврология, психиатрия, гинекология, дерматовенерология |
Ливенский район (83 769 человек), Новодеревеньковский район (12 632 человека), Краснозоренский район (7677 человек), Верховский район (20 022 человека), Должанский район (12 530 человек), Колпнянский район (16 827 человек) |
Центры здоровья для взрослых начали функционировать с января 2010 года, обслуживая прикрепленное население из расчета 200 000 человек на один центр здоровья; центр здоровья для детей начал свою работу с 1 декабря 2010 года (таблица 3).
Таблица 3
Учреждение, на базе которого организован центр здоровья |
Зона ответственности |
Прикрепленное население (человек) |
БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" |
Все районы Орловской области |
136 800 |
БУЗ Орловской области "Орловский перинатальный центр" |
Советский район города Орла |
82 699 |
Заводской район города Орла |
103 220 |
|
Орловский район |
|
|
в том числе: |
|
|
Образцовское сельское поселение |
5810 |
|
Пахомовское сельское поселение |
5102 |
|
Сабуровское сельское поселение |
3230 |
|
Итого |
200 061 |
|
БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница" |
Северный район города Орла |
65 931 |
Железнодорожный район города Орла |
67 204 |
|
Орловский район |
|
|
в том числе: |
|
|
Большекуликовское сельское поселение |
5244 |
|
Голохвастовское сельское поселение |
613 |
|
Жиляевское сельское поселение |
1131 |
|
Лавровское сельское поселение |
2617 |
|
Лошаковское сельское поселение |
5145 |
|
Масловское сельское поселение |
849 |
|
Моховицкое сельское поселение |
1033 |
|
Неполодское сельское поселение |
8086 |
|
Платоновское сельское поселение |
7886 |
|
Спасское сельское поселение |
775 |
|
Станово-Колодезьское сельское поселение |
4106 |
|
Становское сельское поселение |
3111 |
|
Троицкое сельское поселение |
1178 |
|
пгт. Знаменка |
12 070 |
|
Знаменский район |
5940 |
|
Сосковский район |
7514 |
|
Итого |
200 433 |
Несмотря на закрепленные зоны обслуживания, в центр здоровья может обратиться каждый желающий независимо от места проживания.
С целью профилактики суицидов в области организованы и функционируют телефоны доверия для детей и взрослых на базе БУЗ Орловской области "Детская областная клиническая больница" и БУЗ Орловской области "Орловский психоневрологический диспансер". Больным, требующим оказания медицинской помощи в условиях стационара, организовано отделение на базе БУЗ Орловской области "Областная психиатрическая больница".
Функционируют кабинеты анонимной наркологической помощи, а также анонимной помощи больным с ВИЧ-инфекцией и венерологическими заболеваниями, в штате учреждения выделены ставки медицинских психологов.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации, цели,
задачи и показатель (индикатор) достижения целей и решения задач,
описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков
и контрольных этапов реализации подпрограммы 1
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1 отражены в законодательных актах Российской Федерации и Орловской области.
Целями подпрограммы 1 являются:
1) увеличение продолжительности жизни населения Орловской области за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
2) снижение заболеваемости инфарктом миокарда и инсультами;
3) повышение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I-II стадии заболевания;
4) повышение доли больных, у которых туберкулез выявлен на ранней стадии;
5) снижение уровня смертности от инфекционных заболеваний;
6) снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией;
7) снижение уровня смертности населения за счет профилактики развития депрессивных состояний и суицидального поведения.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
1) развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Орловской области, в том числе снижение распространенности наиболее значимых факторов риска;
2) реализация дифференцированного подхода к организации первичной медико-санитарной помощи, профилактических осмотров и диспансеризации взрослого населения, детей (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, под патронажем и опекой) в целях обеспечения своевременного выявления заболеваний, дающих наибольших вклад в показатели инвалидизации и смертности населения;
3) снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок;
4) сохранение на спорадическом уровне распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (полиомиелит, корь, краснуха);
5) раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами В и С;
6) обеспечение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания.
В рамках реализации подпрограммы 1 в качестве индикаторов будут применены:
1) охват целевыми профилактическими медицинскими осмотрами детей;
2) охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3) охват диспансеризацией подростков;
4) распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв.м);
5) распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения;
6) распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения;
7) распространенность низкой физической активности среди взрослого населения;
8) распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения;
9) распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения;
10) доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II стадии заболевания;
11) охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез;
12) заболеваемость дифтерией;
13) заболеваемость корью;
14) заболеваемость краснухой;
15) заболеваемость эпидемическим паротитом;
16) заболеваемость вирусным гепатитом В;
17) охват иммунизацией населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки;
18) охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки;
19) охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки;
20) охват иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки;
21) охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки;
22) доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных;
23) доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года;
24) доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года;
25) удовлетворенность потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов;
26) удовлетворенность спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей;
27) смертность от самоубийств.
Сведения о показателях (индикаторах) и их значениях представлены в приложении 1 к подпрограмме 1.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1
Мероприятия подпрограммы 1 формируются по степени важности и необходимости для достижения поставленных целей и решения задач, а также разделены на 4 мероприятия подпрограммы 1, в том числе:
Мероприятие 1.1. Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни, в том числе у детей. Профилактика зависимости, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств, психоактивных веществ, в том числе у детей.
Мероприятие 1.2. Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику.
Мероприятие 1.3. Профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов В и С.
Мероприятие 1.4. Развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям. Развитие системы раннего выявления заболеваний и патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения, в том числе у детей.
Мероприятие 1.5. Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях.
Мероприятия подпрограммы 1 будут реализовываться в течение 2013 - 2020 годов.
Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1 представлена в приложении 2 к подпрограмме 1.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
При реализации подпрограммы 1 налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования не применяются.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 1 представлены в приложении 3 к подпрограмме 1.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам
реализации подпрограммы 1 (при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках государственной программы)
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями Орловской области в рамках реализации подпрограммы 1 представлен в приложении 4 к подпрограмме 1.
VI. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы 1
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы 1, - 20 427 760,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 1 832 758,9 тыс. рублей;
2014 - 1 903 224,1 тыс. рублей;
2015 - 1 951 908,6 тыс. рублей;
2016 - 1 961 047,7 тыс. рублей;
2017 - 2 986 289,2 тыс. рублей;
2018 - 3 126 881,1 тыс. рублей;
2019 - 3 264 370,4 тыс. рублей;
2020 - 3 401 280,3 тыс. рублей.
Из общего объема запланированные средства областного бюджета составляют 682 176,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 76 887,4 тыс. рублей;
2014 - 114 171,7 тыс. рублей;
2015 - 100 057,7 тыс. рублей;
2016 - 100 057,7 тыс. рублей;
2017 - 68 104,0 тыс. рублей;
2018 - 71 234,4 тыс. рублей;
2019 - 74 302,8 тыс. рублей;
2020 - 77 360,6 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета - 71 625,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2013 - 4 891,0 тыс. рублей;
2014 - 27 839,5 тыс. рублей;
2015 - 826,5 тыс. рублей;
2016 - 826,5 тыс. рублей;
2017 - 8 522,4 тыс. рублей;
2018 - 9 229,8 тыс. рублей;
2019 - 9 608,2 тыс. рублей;
2020 - 9 881,1 тыс. рублей.
Средства ТФОМС - 19 673 959,0 тыс. рублей (включая средства межбюджетных трансфертов), в том числе по годам реализации:
2013 - 1 750 980,5 тыс. рублей;
2014 - 1 761 212,9 тыс. рублей;
2015 - 1 851 024,4 тыс. рублей;
2016 - 1 860 163,5 тыс. рублей;
2017 - 2 909 662,8 тыс. рублей;
2018 - 3 046 416,9 тыс. рублей;
2019 - 3 180 459,4 тыс. рублей;
2020 - 3 314 038,6 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы 1 осуществляется по направлениям затрат:
капитальные вложения - 14 548,0 тыс. рублей;
НИОКР - 0,0 тыс. рублей;
прочие нужды -20 413 212,3 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального и областного бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на реализацию подпрограммы 1 представлены в приложении 6 к подпрограмме 1.
Информация о ресурсном обеспечении реализации государственной программы за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограммы 1, а также по годам реализации государственной программы) по годам реализации подпрограммы 1 представлена в приложении 5 к подпрограмме 1.
VII. Анализ рисков реализации и описание
мер управления рисками реализации подпрограммы 1
Невыполнение (выполнение не в полном объеме) целевых индикаторов и показателей подпрограммы 1 может быть обусловлено следующими рисками:
1) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы 1, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий или задержке в их выполнении;
2) риск сокращения бюджетного финансирования на реализацию подпрограммы 1.
Из вышеперечисленных рисков наиболее отрицательное влияние может оказать риск неполного объема финансирования подпрограммы 1, что приведет к отсутствию эффекта от проводимого лечения и росту смертности населения.
С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов ответственным исполнителем в процессе реализации подпрограммы 1 возможно принятие следующих общих мер:
мониторинг реализации, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижение промежуточных показателей и индикаторов подпрограммы 1;
оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в подпрограмму 1.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем в процессе мониторинга реализации подпрограммы 1 и оценки ее эффективности и результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.