Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Орла
от 31 августа 2015 г. N 3903
Ведомственная целевая программа
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 2016 - 2018 годы"
27 апреля, 10 ноября 2016 г., 23 мая, 23 августа 2017 г., 8 февраля 2018 г.
Паспорт изменен с 17 февраля 2018 г. - Постановление Администрации г. Орла от 8 февраля 2018 г. N 616
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 2016 - 2018 годы"
1. Характеристика проблем и обоснование необходимости ее решения программными методами
В соответствии с действующим законодательством (п. 33 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11 Федерального закона от 24.07. 2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и другими нормативно- правовыми актами) содействие развитию малого и среднего предпринимательства является одним из основных полномочий органов местного самоуправления города Орла.
Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Орле за последние годы приобретает все большее социальное и экономическое значение, способствуя повышению благосостояния горожан, созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части городского бюджета. Значимость малого предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность и мобильность, способность гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
Малый и средний бизнес выполняет важную социальную функцию, являясь основой для формирования среднего класса, который призван стать гарантом общественной и экономической стабильности общества.
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачиваемых с применением специальных налоговых режимов (ЕНВД, УСНО), в общем объеме налоговых и неналоговых доходов городского бюджета ежегодно увеличивается.
По состоянию на 01 июля 2015 года в городе Орле от общего числа юридических лиц более половины приходится на малые предприятия - 65,0% или 5698 единицы, из них - 4953 единицы составляют микропредприятия.
Наибольшая доля малых предприятий осуществляет деятельность в сферах оптовой и розничной торговли (39,4%), операций с недвижимым имуществом (21,6%), строительства (13,3%), обрабатывающих производств (11,1%), прочие виды деятельности (14,6%).
Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 июля 2015 года составило 8885.
Распределение зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности выглядит следующим образом: 50,6% индивидуальных предпринимателей заняты в оптовой и розничной торговле, 14,2% - осуществляет деятельность в сфере транспорта и связи, 15,5% - в сфере осуществления операций с недвижимым имуществом, в обрабатывающем производстве 6,9%, 12,8%- прочие виды деятельности.
Необходимость разработки Программы обусловлена рядом объективных факторов:
- сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, срокам реализации и исполнителям;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
- имеющимся опытом реализации предыдущей ведомственной целевой программы: "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 2014 - 2015 годы".
Необходимость разработки программы обусловлена еще и тем, что малое предпринимательство является единственно возможной формой массового вовлечения населения муниципального образования в экономическую жизнь города и обеспечения выхода территории на устойчивое саморазвитие.
Программа предполагает продолжение работы по развитию малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике города, обеспечению благоприятных условий для устойчивого функционирования и роста малого и среднего бизнеса, повышению вклада предпринимателей в экономику города, увеличению поступления налогов в городской бюджет и решению проблем в сфере деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является формирование благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществления их деятельности, способствующих созданию новых рабочих мест, развитию реального сектора экономики, пополнению бюджета муниципального образования "Город Орёл"; содействие качественному и количественному росту эффективно работающих субъектов малого и среднего предпринимательства - (далее МСП) в приоритетных для города отраслях экономики. Программа действует на всей территории города Орла в отношении субъектов МСП, а также в отношении организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленной цели предполагается решить главную задачу - осуществление комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории города, сформировать с учетом позитивных наработок в финансовой, информационной и иных формах поддержки малого и среднего предпринимательства в экономике города развитый сектор малого и среднего предпринимательства, который существенно дополнит перечень производимых товаров, работ и услуг, обеспечит занятость населения, в значительной степени будет способствовать формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.
Путем реализации Программы на территории города Орла создаются условия, стимулирующие граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и обеспечивающие качественный и количественный рост эффективно работающих субъектов малого и среднего предпринимательства. Плановые показатели реализации и объемы финансирования Программы приведены в Приложении N 1 к Программе.
3. Описание общепрограммной деятельности
В рамках Программы осуществляются следующие основные мероприятия:
1. Разработка нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления предпринимателям финансовой поддержки для получения консультационных услуг, по субсидированию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в выставках, ярмарках, деловых миссиях и связанных с обучением персонала.
2. Разработка нормативно-правовых актов о налогообложении предпринимательской деятельности (единый налог на вмененный доход и иные налоги, полномочия по разработке которых относятся к компетенции органов местного самоуправления).
3. Организация и проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов администрации города Орла, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4. Предоставление в соответствии с действующим законодательством на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства во владение и (или) в пользование муниципального имущества.
5. Обеспечение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных закупках в соответствии с действующим законодательством.
6. Содействие в продвижении продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональный и межрегиональный рынки.
7. Организация ежегодной выставки-ярмарки ремесел в рамках проведения Дня города.
8. Предоставление консультационных, информационных и иных услуг, создание условий и оказание поддержки в сфере образования субъектам малого и среднего предпринимательства.
9. Проведение ежегодной городской олимпиады по предпринимательству среди учащихся города Орла.
10. Организация и проведение конкурса среди средств массовой информации города Орла на лучший материал о предпринимательстве.
11. Обеспечение функционирования на официальном сайте администрации города Орла информационного раздела, ориентированного на субъекты малого и среднего предпринимательства с одновременным размещением информации на областном портале развития малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение работы "горячей линии" по вопросам предпринимательской деятельности (по телефону и через официальный сайт администрации города Орла www.orel-adm.ru).
4. Сроки (период) реализации Программы
Срок реализации Программы: 2016 - 2018 годы, без деления на этапы.
Раздел 5 изменен с 17 февраля 2018 г. - Постановление Администрации г. Орла от 8 февраля 2018 г. N 616
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города Орла в размере 2500 тыс. рублей, из них:
2016 год - 1000 тыс. рублей;
2017 год - 1000 тыс. рублей;
2018 год - 500 тыс. руб.
Объем финансирования по Программе определен исходя из средней стоимости затрат на аналогичные мероприятия, проводимые за прошедшие периоды.
Объемы финансирования Программы увеличиваются в случае предоставления субсидий на её реализацию из областного и федерального бюджетов.
Выделение ассигнований для финансирования мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Орла, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части бюджета города Орла, установленным бюджетным законодательством.
Объемы бюджетных ассигнований из бюджета города Орла подлежат ежегодному уточнению при формировании городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Финансово-экономическое управление администрации города Орла является главным распорядителем бюджетных средств Программы.
6. Перечень мероприятий и ожидаемые результаты программы
Перечень программных мероприятий Программы отражен в приложении N 1 к Программе.
В целях создания благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства система программных мероприятий строится исходя из поставленных в Программе задач.
Задача 1: совершенствование правовых, экономических, организационных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в городе Орле.
Мероприятие 1.1: предварительная экспертиза и оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов местного самоуправления в целях выявления и исключения условий, следствием которых является дискриминация, избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов малого предпринимательства.
Мероприятие 1.2: разработка нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления предпринимателям финансовой поддержки для получения консультационных услуг, участия в выставках, ярмарках, деловых миссиях, для обучения персонала.
Мероприятие 1.3: разработка нормативно-правовых актов о налогообложении предпринимательской деятельности (единый налог на вмененный доход и иные налоги, полномочия по разработке которых относятся к компетенции органов местного самоуправления).
Мероприятие 1.4: организация и проведение заседаний Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Орле.
Мероприятие 1.5: анализ показателей развития малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие 1.6: обеспечение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выполнении муниципальных заказов.
Мероприятие 1.7: разработка ведомственной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства на 2019 - 2021 годы.
Задача 2: обеспечение финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие 2.1: субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на получение консультационных услуг по развитию бизнеса, в соответствии с приложением N 2 "О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с получением консультационных (консалтинговых) услуг" к Программе.
Мероприятие 2.2: предоставление в соответствии с действующим законодательством на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства во владение и (или) в пользование муниципального имущества.
Задача 3: содействие в продвижении продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональный и межрегиональный рынки.
Мероприятие 3.1: субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в выставках, ярмарках, деловых миссиях, в соответствии с приложением N 3 "О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат по участию в выставках, ярмарках, деловых миссиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг" к Программе.
Задача 4: содействие в области инноваций и промышленного производства.
Мероприятие 4.1: проведение для субъектов малого и среднего предпринимательства информационно-разъяснительной работы по повышению энергоэффективности производства.
Мероприятие 4.2: мониторинг освоения производства новых видов продукции субъектами малого и среднего предпринимательства.
Задача 5: содействие развитию ремесленной деятельности.
Мероприятие 5.1: организация ежегодной выставки-ярмарки ремесел в рамках проведения Дня города.
Задача 6: предоставление консультационных, информационных и иных услуг, создание условий и оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере образования.
Мероприятие 6.1: информирование субъектов малого и среднего предпринимательства города Орла о мерах муниципальной и государственной поддержки.
Мероприятие 6.2: организация выставок-ярмарок, обучающих курсов, семинаров, проведение форумов, круглых столов, конференций по актуальным вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие 6.3: обеспечение функционирования на официальном сайте в сети "Интернет" информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства раздела, ориентированного на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие 6.4: размещение информации на областном портале развития малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие 6.5: обеспечение работы "горячей линии" по вопросам предпринимательской деятельности (по телефону и через официальный сайт администрации города Орла www.orel-adm.ru).
Мероприятие 6.6: консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие 6.7: субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с обучением персонала, в соответствии с утвержденным порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с обучением персонала.
Задача 7: вовлечение в сферу малого предпринимательства молодежи, пропаганда предпринимательской деятельности.
Мероприятие 7.1: проведение ежегодной городской олимпиады по предпринимательству среди учащихся города Орла.
Мероприятие 7.2: организация и проведение конкурса среди средств массовой информации города Орла на лучший материал о предпринимательстве.
Мероприятие 7.3: организация и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня российского предпринимательства.
Исполнение вышеперечисленных мероприятий лежит в плоскостях финансовой, информационной, консультационной и образовательной поддержки. Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет в качестве возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках программы множества мероприятий по задачам и целям, их содержанию и ресурсам.
Постановлением Администрации г. Орла от 10 ноября 2016 г. N 5121 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Описание механизма реализации Программы и организация контроля за ходом ее исполнения
Механизм управления Программой основан на координации деятельности структурных подразделений администрации города Орла, задействованных в ее исполнении.
Финансово-экономическое управление администрации города Орла:
- осуществляет координацию действий исполнителей Программы и обеспечивает ее реализацию;
- несет ответственность за реализацию Программы, осуществляет координацию исполнителей мероприятий программы и других получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на ее реализацию;
- с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно в установленном порядке принимает меры по уточнению целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизму реализации программы, составу исполнителей;
- разрабатывает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий и осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
- организует размещение на официальном сайте муниципального образования "Город Орёл" информации о ходе и результатах реализации Программы.
Меры поддержки, предусмотренные Программой, распространяются на субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность на территории города Орла, соответствующие критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующие установленным требованиям.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе принципов, закрепленных статьей 14 вышеназванного Федерального закона.
Приоритетными направлениями деятельности малого и среднего предпринимательства являются:
- изготовление продукции производственно-технического назначения;
- инновационная деятельность, включая разработку и производство новых видов продукции и технологий;
- производство товаров народного потребления;
- экологическая и природоохранная деятельность;
- производство продовольственных товаров;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- развитие туризма и гостиничного бизнеса;
- народные художественные промыслы и ремесла;
- оказание услуг по организации энергосбережения и повышению энергоэффективности;
- ремонт электрической и бытовой техники;
- ремонт и пошив одежды и обуви;
- оказание услуг населению в сфере ЖКХ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для организаций, которые могут входить в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются следующие требования:
- соответствие уставной деятельности (уставных целей) организации целям и (или) направлениям настоящей Программы;
- непроведение ликвидации организации; отсутствие решения арбитражного суда о признании ее банкротом, открытии конкурсного производства, а также отсутствие признаков реорганизации организации;
- отсутствие приостановления деятельности организации в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- наличие документов, подтверждающих правоспособность организации инфраструктуры, полномочия ее должностных лиц (для юридических лиц - наличие копии решения или выписки из решения о назначении руководителя и доверенности уполномоченного представителя в случае представления интересов лицом, не имеющим права на основании учредительных документов действовать от имени лица без доверенности; для физических лиц - доверенности на осуществление действий от имени участника конкурса, копии документов, удостоверяющих личность);
- наличие у организации необходимых лицензий, сертификатов на соответствующие виды деятельности и иных разрешений в случае необходимости таковых;
- наличие у организации помещения (помещений) для ведения уставной деятельности в достаточном размере для реализации своих прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, соглашениями и иными нормативными актами;
- обеспеченность организации инфраструктуры квалифицированным персоналом, необходимым для выполнения работ в полном объеме в соответствии с трудозатратами по нормам законодательства, квалификация которого подтверждена соответствующими документами;
- обеспеченность организации достаточным количеством собственных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности и отсутствие задолженностей перед бюджетами всех уровней, а также по коммунальным платежам;
- отсутствие неисполненных в срок обязательств по государственным (муниципальным) контрактам;
- наличие подтвержденного положительного опыта реализации проектов (мероприятий) в рамках установленных Программой направлений (целей);
- регистрация и местонахождение организации на территории города Орла.
Ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, проводится мониторинг выполнения плановых показателей эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы определяется по следующим показателям:
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих финансовую и информационно-консультационную поддержку, не менее чем на 6% ежегодно;
- увеличение проведенных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства города Орла в рамках реализации Программы, не менее чем на 6% ежегодно;
- увеличение актуальных публикаций о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Город Орёл" на сайте администрации города Орла, не менее чем на 10% ежегодно;
- увеличение количества участников выставки-ярмарки ремесел в рамках проведения Дня города, не менее чем на 9% ежегодно.
Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы представлены в таблице:
N |
Показатели |
Единица измерения |
Период действия Программы |
||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих финансовую и информационно-консультационную поддержку |
ед. |
1419 |
1522 |
1621 |
2 |
Количество проведенных мероприятий в год для субъектов малого и среднего предпринимательства города Орла в рамках реализации Программы |
ед. |
14 |
15 |
16 |
3 |
Число актуальных публикаций о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Город Орёл" на сайте администрации города Орла |
ед. |
12 |
14 |
16 |
4 |
Популяризация и увеличение количества участников выставки-ярмарки ремесел в рамках проведения Дня города |
ед. |
100 |
110 |
120 |
8. Риски реализации программы
К числу потенциальных рисков следует отнести возможные изменения объемов бюджетного финансирования программных мероприятий, что может негативно отразиться на возможности их реализации в запланированном объеме и, как следствие, на полноте и своевременности достижения поставленных целей.
Заместитель главы администрации города Орла - начальник финансово- экономического управления |
А.В. Митасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.