Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе
"Обеспечение условий и формирование
комфортной среды проживания
в Орловской области"
Подпрограмма
"Стимулирование развития жилищного строительства в Орловской области в 2014 - 2020 годах" государственной программы Орловской области "Обеспечение условий и формирование комфортной среды проживания в Орловской области"
Орловская область, 2014 год
Паспорт
подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства в Орловской области в 2014 - 2020 годах" государственной программы Орловской области "Обеспечение условий и формирование комфортной среды проживания в Орловской области"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
"Стимулирование развития жилищного строительства в Орловской области в 2014 - 2020 годах" (далее также - подпрограмма 1) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 1 |
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Соисполнители подпрограммы 1 |
Департамент образования и молодежной политики Орловской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы 1 |
Реализация подпрограммы 1 представляет комплекс мер и основных стратегических подходов органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению согласованности действий в области стимулирования развития жилищного строительства в Орловской области в 2014 - 2020 годах. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное регулирование наиболее острых и проблемных вопросов в области жилищного строительства на основе определения цели, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов, а также концентрации материальных и финансовых ресурсов |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы 1 |
В рамках подпрограммы 1 ведомственные целевые программы не предусмотрены |
Цель подпрограммы 1 |
Повышение доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения |
Задачи подпрограммы 1 |
Увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья и объектов инфраструктуры; стимулирование строительства жилых помещений, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют установленным условиям отнесения этих жилых помещений к жилью экономического класса; обустройство территорий посредством строительства объектов инженерной и социальной инфраструктуры; содействие развитию арендного (наемного) жилищного фонда |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 |
Годовой объем ввода жилья, в том числе жилья экономического класса; обеспеченность населения жильем; доступность жилья для населения; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств; годовой объем ввода жилья для целей коммерческого найма; снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 1 |
2014 - 2020 годы. Этапы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнаций подпрограммы 1 |
Общий объем финансирования подпрограммы 1 составляет 363 902,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 135 478,8 тыс. рублей; 2015 год - 37 211,3 тыс. рублей; 2016 год - 47 212,1 тыс. рублей; 2017 год - 31 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 31 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 41 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 41 000,0 тыс. рублей. Из них: За счет планируемых средств федерального бюджета - 147 109,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 114 685,8 тыс. рублей; 2015 год - 16 211,3 тыс. рублей; 2016 год - 16 212,1 тыс. рублей. За счет средств областного бюджета - 0,0 тыс. рублей. За счет средств местных бюджетов - 793,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 793,0 тыс. рублей. За счет внебюджетных источников - 216 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 20 000 тыс. рублей; 2015 год - 21 000 тыс. рублей; 2016 год - 31 000 тыс. рублей; 2017 год - 31 000 тыс. рублей; 2018 год - 31 000 тыс. рублей; 2019 год - 41 000 тыс. рублей; 2020 год - 41 000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1 |
Увеличение годового объема ввода жилья, в том числе малоэтажного жилья экономического класса, доступности реализации жилья для населения посредством формирования эффективных моделей государственно-частного партнерства |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма 1 разработана на основании положений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, и федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", а также в соответствии с приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22 мая 2013 года N 180/ГС "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства".
Основные направления государственной жилищной политики отражены в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Проект), были определены четыре приоритетных направления его реализации:
повышение доступности жилья;
увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством.
Основным инструментом реализации Проекта является федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - ФЦП "Жилище").
Одна из первоочередных задач социально-экономического развития Орловской области - формирование рынка доступного жилья посредством стимулирования спроса на рынке недвижимости и увеличения объемов жилищного строительства.
Благоустроенное жилье необходимо для отдыха, работы, создания семьи, но в настоящее время в Орловской области новое жилье могут приобрести только семьи с высокими доходами (таблица 1).
Таблица 1
Соотношение доходов населения и стоимость 1 кв. м на рынке недвижимости Орловской области
Наименование |
2012 год |
2013 год |
||
первичный рынок жилья |
вторичный рынок жилья |
первичный рынок жилья |
вторичный рынок жилья |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стоимость 1 кв. м жилья, рублей |
35254,0 |
31422,0 |
36987,0 |
35794,0 |
Среднедушевой ежемесячный денежный доход, рублей |
16760,0 |
18045,0 |
||
Доля среднедушевого денежного дохода в стоимости 1 кв. м жилья |
47,5% |
53,3% |
48,8% |
50,4% |
Минимальный период аккумулирования денежных средств на приобретение 1 кв. м жилья, месяцев |
2 |
1,9 |
2 |
1,9 |
Жилищная проблема в регионе, как и в Российской Федерации в целом, остается одной из наиболее острых социальных проблем. По результатам социологических опросов 49,3% семей хотели бы улучшить жилищные условия, при этом только около 20% жителей могут улучшить жилищные условия за счет собственных и заемных средств. При оценке тенденций развития рынка недвижимости Орловской области были получены следующие результаты (рисунок 1).
"Рисунок 1"
Как видно из рисунка 1, в настоящее время в Орловской области увеличивается ввод жилья, расположенного как в сельской местности, так и в городах и поселках городского типа.
Следует отметить, что большая доля населения со средними доходами при улучшении жилищных условий ориентируется на покупку недорогого жилья в сегменте экономического класса, расположенного рядом с городской чертой из-за наличия развивающейся транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры. Жители региона, относящиеся к данной группе населения и имеющие стабильные доходы, активно используют механизмы ипотечного кредитования.
Таким образом, приоритетным направлением региональной жилищной политики до 2015 года является увеличение объемов ввода жилья (таблица 2) путем стимулирования жилищного строительства и повышения доступности жилья для категорий населения с различным уровнем доходов, в том числе:
в черте городских округов и поселков городского типа - путем стимулирования строительства жилья в сегменте экономического класса;
в сельских районах и пригородах - путем стимулирования реализации проектов комплексной малоэтажной застройки.
Прогнозный показатель годового объема ввода жилья до 2020 года сформирован с учетом поставленной задачи по достижению к 2020 году ввода 1 кв. метра жилья на 1 человека в год, сложившихся тенденций на областном рынке жилья, потенциала строительного комплекса.
Таблица 2
Планируемый ввод жилья в Орловской области
Наименование показателя |
Отчет 2013 год |
Прогноз развития жилищного строительства в Орловской области, год |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Объем ввода жилья, всего тыс. м2 общей площади, из них: |
378,4 |
426 |
510 |
590 |
631 |
694 |
763 |
839 |
многоэтажные здания, тыс. м2 общей площади |
234,9 |
208 |
253 |
289 |
309 |
340 |
380 |
439 |
малоэтажные здания, тыс. м2 общей площади |
143,5 |
218 |
257 |
301 |
322 |
354 |
383 |
400 |
Стратегия развития отрасли жилищного строительства до 2020 года будет реализована как комплексная система совместных действий органов исполнительной власти различных уровней и организаций реальных секторов экономики.
Задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания, вошедшие в число показателей оценки приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", наряду с развитием образования и здравоохранения определяют социальную направленность подпрограммы 1, поскольку реальная возможность населения со средними доходами приобрести достойное жилье способствует активизации его экономической деятельности, а четкое определение категорий граждан, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений.
Таким образом, необходимость разработки и реализации подпрограммы 1 обусловлена необходимостью:
формирования и становления сегмента строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем доходов;
стимулирования платежеспособного спроса на жилье;
повышения эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" в целях формирования рынка доступного жилья создан Фонд содействия развитию жилищного строительства (далее также - Фонд "РЖС").
В рамках работы с Фондом "РЖС" Правительством Орловской области ведется работа по вовлечению в оборот для комплексного освоения в целях жилищного строительства 9 земельных участков, площадь частей земельных участков, предлагаемых к использованию, составляет 390,2 га.
Значительные объемы средств областного бюджета направляются на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, в том числе на софинансирование расходов муниципальных образований, направляемых на указанные цели. Механизм обеспечения жильем таких категорий граждан реализовывается в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" с привлечением средств федерального бюджета на условиях, установленных федеральным законодательством.
В результате предпринимаемых мер государственного регулирования планируется ежегодное увеличение объемов ввода жилья, что должно способствовать стабилизации уровня цен на жилье.
При этом важно изменить структуру предложения жилья за счет увеличения доли жилья экономического класса, арендного (наемного) жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Предполагается развитие различных форм государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1.
Цель, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач.
Основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы 1.
Сроки и этапы ее реализации
Целью подпрограммы 1 является обеспечение граждан Орловской области доступным комфортным жильем и повышение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
Достижение поставленной цели подпрограммы 1 возможно при условии достаточного финансирования запланированных мероприятий
Реализация подпрограммы 1 соответствует приоритетам государственной политики, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" перед региональными органами власти стоит целый ряд задач, которые можно обозначить как параметры жилищного строительства до 2020 года:
1. К 2020 году в Орловской области необходимо достичь уровня ввода жилья 1 м2 на 1 жителя. Исходя из этого на территории областного центра к 2020 году необходимо вводить ежегодно не менее 310 тысяч квадратных метров в год. Итого за 8 лет - 2075 тыс. м2, а с учетом задела на будущие годы не менее 2500 тыс. м2. Для обеспечения такого объема ввода жилья необходимы земельные участки площадью не менее 300 га с учетом создания транспортной инфраструктуры, зон отдыха, объектов социальной сферы и торговли.
2. До 2018 года в Орловской области необходимо достичь снижения стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, а к 2020 году - обеспечить предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам семей, желающих улучшить свои жилищные условия.
3. До 2017 года необходимо полностью завершить программу переселения граждан из аварийного жилья на территории Орловской области площадью 28 тыс. м2 (1810 жителей, 900 квартир). Кроме этого, необходимо приступить к решению вопроса сноса ветхих жилых домов, которых только в областном центре насчитывается 630 единиц, общей площадью 182 тыс. м2, в которых проживает 11537 человек (3845 семей).
4. В период 2013 - 2020 годов следует обеспечить жилыми помещениями отдельные категории граждан по стоимости 1 м2 жилья, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), всего 3277 очередников, в том числе:
1) ветераны Великой Отечественной войны и члены их семей - 400 человек;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 2000 человек;
3) многодетные семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, - 552 семьи;
4) ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, - 325 семей.
5. До 2020 года необходимо сформировать рынок доступного арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. Общее количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Орловской области на общих основаниях, составляет 14550 очередников.
Достижение целей подпрограммы 1 осуществляется путем решения следующих задач:
увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса и объектов инфраструктуры;
стимулирование строительства жилых помещений, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения этих жилых помещений к жилью экономического класса (установленные федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства);
внесение изменений и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования;
разработка и реализация документации по планировке территории;
содействие развитию арендного (наемного) жилищного фонда.
Для достижения обозначенной цели подпрограммы 1 предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
1. Реализация проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства и проектов повышения уровня социальной и инженерной благоустроенности территорий жилых районов:
1) предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры в целях развития жилищного строительства, а также на реализацию мероприятий по проектированию и строительству инженерной инфраструктуры на земельных участках, выделяемых бесплатно семьям, имеющих трех и более детей;
2) обеспечение земельных участков необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой (включая участки, находящиеся в федеральной собственности, вовлеченные в оборот совместно с Фондом содействия развитию жилищного строительства через механизм, предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства");
3) привлечение средств организаций-застройщиков на реализацию проектов строительства жилья экономического класса и физических лиц, приобретающих жилые помещения в рамках данных проектов, с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
4) предоставление возможности приобретения жилья экономического класса гражданам, получающим государственную поддержку в порядке, установленном федеральным законодательством, а также иным категориям граждан по решению Правительства Орловской области и муниципальных образований по ценам, не превышающим стоимость, утверждаемую Минстроем России;
5) выявление типовых потребностей муниципальных образований и объединение типовых проектов по созданию объектов инженерной инфраструктуры в целях оптимизации стоимости его обслуживания.
2. Создание системы профессиональной подготовки совместно с компаниями, производящими современные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, а также системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в строительстве.
3. Осуществление мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, определенных действующим законодательством, в том числе семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.
В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области разработана концепция территориального развития муниципального образования "Город Орел" в рамках которой, одним из направлений планируется реализации проекта "Новый Орел". Успешная реализация проекта направлена на развитие жилищного строительства в целом, а также на решение вопросов создания регионального фонда арендного жилья. Данный проект был представлен и одобрен в ходе проведения Инвестиционного совета Орловской области от 30 мая 2013 года.
Основой реализации данной концепции является организация комплексного жилищного строительства на территории Орловской области:
1. Участки на территории города Орла, подлежащие комплексному освоению, для реализации программы сноса аварийного жилья, обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот и инвалидов.
1.1. Участок площадью 53 га на территории микрорайона N 13 "Московский" сформирован для комплексного освоения. Предполагаемый объем жилищного строительства - 500,8 тыс. м2 для 16,6 тысяч человек. Данный проект достаточно привлекателен для инвестора, что позволяет сформировать конкурсную документацию для проведения аукциона под комплексное освоение указанной территории.
На территории микрорайона инвестору помимо жилищной застройки необходимо поэтапно возвести 2 детских сада для 600 детей и построить 2 школы на 1800 мест. Соответствующие земельные участки общей площадью 8,2 га запланированы на территории микрорайона, также необходимо построить внутриквартальные проезды и улицы, произвести благоустройство территории. Первый этап инвестиций в социальную сферу оценивается в сумме около 475 млн рублей (2018 год - 1 детский сад на 300 мест и 1 школа на 900 мест). Технико-экономические показатели проекта изложены в таблице 3.
Таблица 3
Технико-экономические показатели проекта
Показатель |
Всего |
Годы реализации |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Ввод общей площади квартир, тыс. м2 |
500** |
30 |
40 |
80 |
80 |
100 |
100 |
70 |
Количество жилья, предоставляемое под жилищные программы (по цене Минстроя России), тыс. м2/квартир* |
125/3125 |
7,5/188 |
10/250 |
20/500 |
20/500 |
25/625 |
25/625 |
17,5/437 |
Ввод школы, мест |
1800 |
- |
- |
- |
900 |
- |
- |
900 |
Ввод детских садов, мест |
600 |
- |
- |
- |
300 |
- |
- |
300 |
Парк, ед. |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
1.2. На территории областного центра также расположен земельный участок в районе Наугорского шоссе площадью 22 га (район старого аэродрома). Учитывая, что указанный участок уже сформирован, ведется работа по разработке конкурсной документации на комплексное освоение указанного земельного участка. Технико-экономические показатели проекта изложены в таблице 4.
Таблица 4
Технико-экономические показатели проекта
Показатель |
Всего |
Годы реализации |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ввод общей площади квартир, тыс. м2 |
195**** |
25 |
55 |
55 |
60 |
Количество жилья, предоставляемое под жилищные программы (по цене Минстроя России), тыс. м2/квартир*** |
48,75/1219 |
6,25/157 |
13,75/344 |
13,75/344 |
15/375 |
Ввод школы, мест |
- |
- |
- |
- |
700 |
Ввод детских садов, мест |
- |
- |
- |
- |
250 |
Парк, ед. |
- |
- |
- |
- |
1 |
Таким образом, для решения социальных задач на данных земельных участках будет возведено следующее жилье (таблица 5):
Таблица 5
Объемы ввода жилья/категории |
Всего |
в том числе по годам: |
|||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего, тыс. м2 |
695 |
25 |
85 |
95 |
140 |
80 |
100 |
100 |
70 |
в том числе жилье, предоставляемое под жилищные программы (по цене Минстроя России), тыс. м2/квартир |
173,75/ 4345* |
6,25/ 157 |
21,25/ 532 |
23,75/ 594 |
35/ 875 |
20/ 500 |
25/ 625 |
25/ 625 |
17,5/ 437 |
в том числе для: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ветеранов Великой Отечественной войны |
400 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Детей-сирот |
2000 |
- |
- |
143 |
350 |
350 |
450 |
450 |
257 |
Инвалидов и ветеранов боевых действий |
325 |
15 |
25 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
35 |
Переселение из аварийного жилья |
900 |
92 |
457 |
351 |
- |
- |
- |
- |
- |
Резерв |
720 |
- |
- |
- |
425 |
50 |
75 |
75 |
95 |
* В рамках федеральных и областных жилищных программ на территории микрорайона N 13 около 25% жилья (3125 квартир) будут приобретаться по стоимости 1 квадратного метра, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Объем приобретаемого жилья составит 125 тыс. м2.
** Реализацию проекта предполагается начать с 2014 года, ввод жилья - с 2015 года.
*** В рамках федеральных и областных жилищных программ на территории микрорайона Наугорский около 25% жилья (1219 квартир) будут приобретаться по стоимости 1 квадратного метра, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Объем приобретаемого жилья составит 48,75 тыс. м2.
**** Ввод жилья планируется с декабря 2014 года.
Таким образом, будет решаться вопрос с 3-летней программы переселения из аварийного жилья (900 квартир), обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны (400 квартир), покупки квартир для детей-сирот (2000 квартир), обеспечения жильем инвалидов и ветеранов боевых действий (325 квартир), образуется резерв для социальных программ улучшения жилищных условий учителей, многодетных семей, молодых семей (720 квартир).
2. Участки, находящиеся на территории областного центра в федеральной собственности и не используемые в настоящее время (таблица 6). В настоящее время сформирован ряд участков общей площадью 88,94 га под строительство 840 тыс м2, находящихся в ведении Минобороны Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации, привлекательных с точки зрения развития жилищного строительства прежде всего месторасположением и незначительными затратами на строительство коммуникаций.
2.1. Участки Минобороны Российской Федерации по Наугорскому шоссе (г. Орел) площадью 13,4 га. Предполагаемый объем жилищного строительства - 126,7 тыс. м2 для 4,2 тыс. человек.
Участок Минобразования Российской Федерации по ул. Скворцова (вблизи Наугорского шоссе) г. Орле, площадью 20,5 га. Предполагаемый объем жилищного строительства - 195 тыс. м2 для 6,5 тыс. человек.
На расположенных вдоль Наугорского шоссе в г. Орле земельных участках в случае его комплексного освоения инвестору помимо жилищной застройки необходимо поэтапно возвести детский сад на 300 мест и школу на 700 учащихся. Участки под объекты социальной сферы площадью 4,1 га запланированы на застраиваемых территориях.
2.2. Участок Минобороны Российской Федерации по ул. Комсомольской в г. Орле (в районе городского дома культуры) площадью 40,9 га. Предполагаемый объем жилищного строительства - 387 тыс. м2 для 12,9 тыс. человек.
На земельном участке, в случае его комплексного освоения, инвестору помимо жилищной застройки необходимо поэтапно возвести детский сад на 450 мест и школу на 1400 учащихся. Участки под объекты социальной сферы площадью 6,4 га запланированы на застраиваемых территориях. С учетом плана строительства микрорайона необходимо будет предусмотреть уширение улицы и строительство автомобильной развязки.
2.3. Участок Минобразования Российской Федерации по ул. Генерала Родина в г. Орле, площадью 14 га. Предполагаемый объем жилищного строительства - 132 тыс. м2 для 4,4 тыс. человек.
На земельном участке, в случае его комплексного освоения, инвестору помимо жилищной застройки необходимо возвести школу на 480 учащихся. Участки под объекты социальной сферы площадью 2,1 га запланированы на застраиваемых территориях.
Таблица 6
Технико-экономические показатели
Месторасположение земельного участка |
Площадь возводимого жилья, тыс. м2 |
Предполагаемый объем инвестиций в жилье, млрд руб. |
Затраты на социальную сферу, млрд руб. |
Стоимость продажи жилья, млрд руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
г. Орел, Наугорское шоссе |
321,7 |
8,042 |
0,442 |
11,902 |
г. Орел, ул. Комсомольская |
387 |
9,675 |
0,694 |
14,319 |
г. Орел, ул. Генерала Родина |
132 |
3,3 |
0,314 |
4,8 |
Итого |
840,7 |
21,017 |
1,450 |
31,021 |
В данный момент на основании Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" в адрес Фонда "РЖС" были направлены ходатайства о вовлечении в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей строительства жилья экономического класса. Учитывая возможность реализации жилищного строительства на землях, находящихся в федеральной собственности, произведен предварительный анализ объемов вводимого жилья (таблица 7). Дополнительно Фондом "РЖС" был произведен сбор информации еще по ряду земельных участков.
Правительством Орловской области в Фонд "РЖС" направлена информация о возможности использования части рассматриваемых земельных участков в целях бесплатного предоставления их гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства.
В настоящее время принято решение о передаче в Фонд "РЖС" трех земельных участков общей площадью 8,19 га, образованных из земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010147:30 местоположением: г. Орел, ул. Генерала Родина.
По земельным участкам 57:25:0010147:651, 57:25:0010147:651:653, площадью 2,04 га и 2,04 га, образованным из участка 57:25:0010147:30, в конце 2013 года проведены "голландские аукционы", предусматривающие обязательства застройщиков по продаже жилых помещений экономического класса отдельным категориям граждан по фиксированной цене.
Таблица 7
Ввод жилья по участкам Фонда "РЖС" (минимально)
Объемы ввода жилья/категории |
Всего |
В том числе по годам: |
|||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего, тыс. м2 |
705 |
25 |
85 |
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Участки, находящиеся в собственности застройщиков, где возводятся или планируется возведение микрорайонов, а также точечная застройка в населенных пунктах.
2.4. В настоящее время в областном центре ОАО "Орелстрой" застраивает территорию микрорайона Зареченский площадью 157 га с общим вводом жилья около 704 тыс. м2 для 23,18 тыс. человек.
За счет средств областного бюджета для микрорайона построен канализационный коллектор, спроектирован газопровод высокого давления протяженностью более 20 км, начато его строительство. В 2013 году начато строительство детского сада на 230 мест в микрорайоне Зареченский, ввод в эксплуатацию планируется в 2014 году. В рамках подпрограммы "Строительство, реконструкция и модернизация объектов образования" государственной программы Орловской области "Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2012 - 2016 годы)" запланировано начать в 2014 году строительство школы в микрорайоне Зареченский с вводом в эксплуатацию в 2015 году.
2.5. Также ОАО "Орелстрой" реализует жилищную застройку в микрорайоне Ботаника (его освоение завершается в 2014 году). Общая площадь района - 45,0 га, объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения занимают 7,2 га. Численность населения - 5,7 тыс. человек. Жилищный фонд составляет около 170 тыс. м2 общей площади квартир. В рамках подпрограммы "Строительство, реконструкция и модернизация объектов образования" государственной программы Орловской области "Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2012 - 2016 годы)" в 2013 году начато строительство детского сада и школы в микрорайоне Ботаника с вводом в эксплуатацию в 2014 и 2015 годах соответственно.
2.6. Генеральным планом Неполодского сельского поселения Орловского района территория площадью 43,25 га, находящаяся в долгосрочной аренде ОАО "Орелстрой", примыкающая с востока к д. Жилина и с юга к границе города Орла, предназначена для жилищного строительства (около 280 тыс. м2) и получила название микрорайон Болховский. Начато строительство первых жилых домов.
2.7. Участки в рамках так называемой "точечной застройки" площадью примерно 60-75 га, на которых ведется строительство около 300 тыс. м2 жилья (без учета жилых домов ОАО "Орелстрой"). Из них около 140 тыс. м2 введено в 2013 году.
С точки зрения застройщика данная схема строительства является наиболее привлекательной, поскольку не требует строительства объектов социальной сферы, а также содержит минимальные затраты на подключение к сетям и благоустройство (таблица 8).
Таблица 8
Анализ объем ввода жилья по площадкам частных застройщиков
Объемы ввода жилья/категории |
Всего |
В том числе по годам: |
|||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Итого |
1640 |
205 |
205 |
205 |
205 |
205 |
205 |
205 |
205 |
ОАО "Орелстрой" всего, тыс. м2 |
1000 |
125 |
125 |
125 |
125 |
125 |
125 |
125 |
125 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОАО "Орелстрой" микрорайон Зареченский |
704 |
101 |
109 |
93 |
93 |
93 |
93 |
61 |
61 |
ОАО "Орелстрой" микрорайон Ботаника |
16 |
16 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ОАО "Орелстрой" микрорайон Болховский |
280 |
8 |
16 |
32 |
32 |
32 |
32 |
64 |
64 |
Точечная застройка (иные застройщики), тыс. м2 |
640 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
2. Перспективные участки, предназначенные для развития жилищного строительства, прилегающие к границам города Орла.
2.8. Участок, расположенный на территории Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области площадью 120 га. На участке возможно расположить около 60 тыс. м2 малоэтажного жилья для 3,5 тысяч человек. Для обеспечения поселка социальной и инженерной инфраструктурой необходимо в дальнейшем проектирование и строительство школ общей вместимостью около 3800 мест, детских садов общей вместимостью около 1330 мест, для водоснабжения необходимо строительство водозаборного узла.
2.9. В настоящее время Правительством Орловской области в Фонд "РЖС" направлена заявка на участок площадью более 300 га в районе н. п. Жилина Орловского района Орловской области, находящийся в собственности ГНУ ВНИИСПК Россельхозакадемии. Данный участок достаточно привлекателен наличием энергетических мощностей и расположенным рядом городским коллектором. На участке возможно осуществить строительство многоэтажного жилья площадью более 1,9 млн м2 для 60 тысяч человек. Комплексное освоение участка потребует строительство 6 школ по 1100 мест каждая, 8 детских садов по 270 мест каждый, объекты торговли, паркинги, пожарное депо.
На указанных участках возможно строительство как многоэтажного многоквартирного, так и малоэтажного жилья.
3. Для решения вопросов, поставленных Президентом Российской Федерации перед органами власти, необходимо создать альтернативную систему жилищного строительства на территории области.
Основной проблемой при возведении жилой застройки является отсутствие обязательств застройщика по строительству объектов социальной сферы, которую можно решить только при комплексной застройке территорий.
В рамках работы по подготовке к аукционам с потенциальными застройщиками будет проработан вопрос продажи части квартир для реализации жилищных программ по цене, установленной Минстроем России, создания фонда арендного жилья.
В качестве рабочего названия альтернативной системы жилищного строительства далее предлагается использовать формулировку - Проект "Новый Орел", которая предусматривала бы не только массовое жилищное строительство, но и наряду со строительством объектов социальной инфраструктуры, строительство недорогого и комфортного жилья для граждан (таблица 9).
Учитывая организацию до 2018 года скоростного движения на участке железной дороги "Москва - Адлер" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 384-р), в качестве земельного участка для реализации Проекта "Новый Орел" предлагается определить земельный участок площадью 322 га, расположенный в границах областного центра в районе аэропорта "Южный".
В целях создания регулируемой системы жилищного строительства в дальнейшем необходимо будет определить оператора Проекта "Новый Орел", которым по предварительной оценке может выступить ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования по Орловской области".
На земельном участке возможно строительство 1,85 млн м2 для обеспечения жильем 61 тысячи человек. Одновременно с жилищной застройкой за счет средств застройщика планируется возводить детские сады на 2440 мест (8 шт. по 280 мест, 1 шт. на 200 мест), школы на 6700 мест (6 шт. по 1100 мест), паркинги, спортивные сооружения, пожарное депо, объекты торговли и связи. В целях осуществления последовательного решения поставленных задач, реализацию Проекта "Новый Орел" предлагается разбить на этапы.
На первом этапе предполагается застройка уже сформированного земельного участка площадью 22 га, на котором будет возведено 195 тыс. м2 жилья для 6,5 тыс. человек, 1 школа на 700 мест, детский сад на 250 мест, объект торговли. В рамках проекта предполагается реализовать принцип "20/20", то есть из общего объема ввода 20% жилья - 39 тыс. м2 (1300 человек) будет реализовано по цене на 20% ниже рыночной.
Таблица 9
Показатели застройки 1 этапа реализации Проекта "Новый Орел" (участок площадью 22 га)
Показатель |
Всего |
Годы реализации: |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ввод общей площади квартир, тыс. м2 |
195 |
25 |
55 |
55 |
60 |
Количество жилья, предоставляемое под жилищные программы (по цене на 20% ниже рыночной), тыс. м2/квартир |
39/975 |
7/175 |
10/250 |
10/250 |
12/300 |
Ввод школы, мест |
- |
- |
- |
700 |
- |
Ввод детских садов, мест |
- |
- |
- |
250 |
- |
Объект торговли, ед. |
- |
- |
- |
1 |
- |
Выход на полную мощность Проекта "Новый Орел" планируется в 2017 году с ежегодным вводом жилья не менее 150 тыс. м2 (возможно увеличение объемов жилищного строительства) при условии, что 20% жилья - 30 тыс. м2 (750 квартир) будет реализовываться по цене на 20% ниже рыночной (таблица 10).
Таблица 10
Объемы ввода жилья/категории |
Всего |
В том числе по годам: |
|||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ввод жилья, всего тыс. м2 |
945 |
40 |
60 |
95 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
в том числе жилье, предоставляемое под жилищные программы (по цене Минстроя России), тыс. м2/квартир |
189/ 4725 |
8/ 200 |
12/ 300 |
19/ 475 |
30/ 750 |
30/ 750 |
30/ 750 |
30/ 750 |
30/ 750 |
в том числе для: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
расселения ветхого и аварийного жилья |
3050 |
200 |
300 |
300 |
450 |
450 |
450 |
450 |
450 |
создания арендного жилья |
1675 |
- |
- |
175 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Данный вектор развития жилищного строительства будет направлен на решение следующих социально-значимых для региона задач:
1. Ликвидация ветхого жилищного фонда на территории областного центра. Всего в городе Орле насчитывается 630 единиц ветхих домов, площадью 182 тыс. м2, в которых проживает 11537 человек (3845 смей). В настоящее время в рамках договоров о развитии застроенных территорий (далее - ДРЗТ) сформировано 11 площадок суммарной площадью 15,1 га в целях последующего их выставления на аукцион. В соответствии с планом на указанных участках надлежит снести 87 ветхих домов, из которых 55 домов признаны аварийными. На площадках возможно размещение 100 тыс. м2 для проживания 4,5 тысяч граждан. В настоящее время в рамках проводимой работы заключены договоры с ЗАО "Корпорация ГРИНН" о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Спивака, Ватная, Корчагина, Карачевское шоссе в Заводском районе города Орла и с ООО "433 ВСУ "Инвест" по договору о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Полярной и Приборостроительной города Орла.
С учетом того, что опыт реализации данных проектов в других регионах успешен, предполагается активизировать данную работу. В случае реализации Проекта "Новый Орел" возможно ежегодное расселение до 500 квартир ветхого и аварийного жилищного фонда, то есть решить вопрос ветхого жилья за 8 лет в полном объеме.
2. Часть жилищного фонда, создаваемого в ходе реализации Проекта "Новый Орел", предлагается сориентировать на создание рынка доступного арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. Общее количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Орловской области на общих основаниях, составляет 14550 очередников.
Преимуществами Проекта "Новый Орел" также являются:
1. Возможность регулирования стоимости 1/3 рынка жилья, возводимого на территории региона, что вызовет мультипликативный эффект в системе ценообразования на рынке коммерческой недвижимости региона.
2. Увеличение объемов и регулирование ввода жилья, учитывая необходимость ежегодно вводить к 2020 году около 800 тыс. м2 жилых квартир.
В части создания благоприятного инвестиционного климата на территории Орловской области следует отметить подписанное 20 июня 2013 года соглашение о сотрудничестве между Правительством Орловской области и ООО "Федеко". Целью подписания соглашения о сотрудничестве между Правительством Орловской области и ООО "Федеко" является стремление к совместным действиям, направленным на социально-экономическое развитие Орловской области.
Результатом совместной работы при реализации проекта "Строительство малоэтажного жилья на земельных участках ООО "Федеко" и управляемых им компаний в Образцовском сельском поселении Орловского района Орловской области" является взятые инвестором обязательства осуществлять строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов на территории общей площадью 25 га в количестве 100 тыс. м2. В рамках реализации проекта инвестором взяты на себя обязательства по оказанию содействия гражданам в предоставлении доступного арендного жилья с правом последующего выкупа в объеме 10% от общего ежегодного ввода жилья.
В развитии данного сотрудничества Правительством Орловской области согласован проект ООО "Федеко" по объекту "Комплексная малоэтажная жилая застройка микрорайона Солнечный по адресу: Орловская область, Орловский район, Образцовское с/п, д. Образцово", который представлен на отбор проектов жилищного строительства в рамках реализации приоритетного проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения в 2013 году, включающий жилищное строительство жилья экономического класса в объеме 262,5 тыс. м2 общей площади. Общий планируемый объем инвестиций при реализации проекта составит около 1,6 млрд рублей.
Также 17 июля 2013 года заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Орловской области и ООО "РегионАгроТрейд" по реализации инвестиционного проекта "Строительство коттеджного поселка "Мечта" в Орловском районе". ООО "РегионАгроТрейд" планирует вложить в реализацию инвестиционного проекта с 2013 по 2018 годы 650,6 млн рублей и обеспечить ввод жилья в объеме 63,1 тыс. м2.
Оценка хода реализации мероприятий подпрограммы 1 будет осуществляться ежегодно.
Ожидаемый эффект от реализации подпрограммы 1 - улучшение жилищных условий населения Орловской области.
Результатом реализации подпрограммы 1 станет увеличение годового объема ввода жилья, в том числе малоэтажного жилья экономического класса, доступности реализации жилья для населения посредством формирования эффективных моделей государственно-частного партнерства.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы 1 и их значениях представлены в приложении 1 к подпрограмме 1.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1
Для обеспечения системного подхода к решению задач подпрограммы 1 в Орловской области предусмотрена реализация комплекса основных мер:
1. Реализация проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства и проектов повышения уровня социальной и инженерной благоустроенности территорий жилых районов.
В рамках реализация проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства и проектов повышения уровня социальной и инженерной благоустроенности территорий жилых районов расходы осуществляются по следующим основным направлениям:
1) создание условий для развития жилищного сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
2) создание условий для приведения жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Проектирование и строительства инженерной и социальной инфраструктуры земельных участков, выделяемых для жилищного строительства;
3) обеспечение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.
Для обеспечения системного подхода к решению поставленных задач мероприятий подпрограммы 1 предусмотрена реализация комплекса основных принципов:
1) формирование нормативно-правовой и методологической базы для реализации подпрограммы 1;
2) привлечение доступных кредитных ресурсов и других внебюджетных источников (средств финансовых компаний и корпораций, средств институциональных инвесторов, накоплений граждан) для финансирования подпрограммы 1;
3) разработка и реализация эффективных механизмов использования средств государственной поддержки для достижения основной цели и задач подпрограммы 1;
4) привлечение средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Жилище" для обеспечения жильем граждан;
5) открытость и доступность информации о ходе реализации подпрограммы 1;
6) обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта.
В целях успешной реализации подпрограммы 1 предусматривается заключение соглашений с федеральными органами власти, органами местного самоуправления и инвесторами о взаимодействии по вопросам выполнения программных мероприятий. Выполнение мероприятий подпрограммы 1, направленных на повышение уровня социальной и инженерной благоустроенности территорий жилых районов, будет осуществляться как единый комплекс мер, направленный на снижение актуальности жилищной проблемы на территории Орловской области, в рамках межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области", утверждаемой в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2009 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке формирования, реализации и финансового обеспечения межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области".
В целях повышения эффективности реализации подпрограммы 1, и в частности повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, одним из ключевых направлений является совместная деятельность Правительства Орловской области и Фонда "РЖС" по вовлечению в оборот в целях жилищного строительства земельных участков, находящихся в федеральной собственности, согласно Федеральному закону от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее также - Федеральный закон) и во исполнение заключенного соглашения о взаимодействии (сотрудничестве) от 8 июня 2009 года N 41 по следующему алгоритму:
1) Правительство Орловской области направляет предложения о выделении земельных участков под реализацию проектов строительства, оформленные в виде предусмотренных частью 1 статьи 11 Федерального закона перечня земельных участков и комплекта прилагаемых документов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2008 года N 466 "Об утверждении формы перечня земельных участков, направляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, и состава документов, прилагаемых к нему". Перечень земельных участков, включая их местоположение, площадь, срок освоения и расчетный объем жилья представлены в приложении 4 к подпрограмме 1;
2) на основе поступивших данных о земельных участках Фонд "РЖС" подготавливает и направляет в Правительственную комиссию по развитию жилищного строительства предложения об их использовании в целях, предусмотренных Федеральным законом;
3) принятие Правительственной комиссией решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности;
4) в соответствии с целевым назначением земельных участков, переданных Фондом "РЖС", Правительство Орловской области определяет механизм реализации решений Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства при передаче осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками субъектам Российской Федерации.
Правительством Орловской области в Фонд "РЖС" направлена информация о возможности использования части рассматриваемых земельных участков в целях бесплатного предоставления их гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства.
В настоящее время принято решение о передаче в Фонд "РЖС" трех земельных участков общей площадью 8,19 га, образованных из земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010147:30 местоположением: г. Орел, ул. Генерала Родина.
По земельным участкам с кадастровыми номерами 57:25:0010147:651, 57:25:0010147:651:653, площадью 2,04 га и 2,04 га, образованным из участка 57:25:0010147:30, в конце 2013 года проведены "голландские аукционы", предусматривающие обязательства застройщиков по продаже жилых помещений экономического класса (технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения этих жилых помещений к жилью экономического класса, установленным приказом Минрегиона России от 28 июня 2010 года N 303 "Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса") отдельным категориям граждан по фиксированной цене.
Вопрос обеспечения земельных участков инфраструктурой также предполагается решать в рамках взаимодействия с субъектами естественных монополий (ОАО "Орелэнерго", ОАО "Орелоблэнерго", ОАО "Орелоблгаз", ООО "Орелрегионгаз", ООО "Орелтеплогаз" и иных компаний) в рамках реализуемых ими инвестиционных программ. Инвестиционные программы коммунальных муниципальных унитарных предприятий и субъектов естественных монополий должны корректироваться с разрабатываемыми и утвержденными органами местного самоуправления программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом земельных участков, планируемых под жилое строительство. В соответствии с имеющимся опытом синхронизации подобной программы ОАО "Газпром" ожидается увеличение темпов освоения земельных участков, отводимых под реализацию проектов комплексной застройки.
Реализация данной схемы строительства жилья экономического класса позволит:
обеспечить координацию спроса и предложения на рынке жилья;
стимулировать строительство жилья экономического класса с фиксацией на этапе строительства для физических лиц цены приобретения построенного жилья;
снизить риски граждан, исключив участие их средств на этапе строительства;
получить синергетический эффект деятельности органов власти и институтов развития.
2. Создание условий для развития градостроительной деятельности на территории Орловской области.
В целях создания условий для развития градостроительной деятельности на территории Орловской области планируется корректировка схемы территориального планирования Орловской области, документов территориального планирования и правил землепользования и застройки муниципальных образований Орловской области, разработка проектов планировки территорий.
В случае если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений вносятся соответствующие изменения.
Внесение изменений в документы территориального планирования, включая схему территориального планирования Орловской области, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы и правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений области, может осуществляться на основании предложений органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц.
В соответствии с частью 13 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях структуризации и унификации информации об объектах федерального, регионального и местного значения необходимо обеспечить приведение документов территориального планирования всех уровней в соответствие с требованиями приказа Минрегиона России от 30 января 2012 года N 19 "Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения", приказа Минрегиона России от 2 апреля 2013 года N 127 "Об утверждении требования к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования" и приказа Минрегиона России от 2 апреля 2013 года N 123 "Об утверждении технико-технологических требований к обеспечению взаимодействия федеральной государственной информационной системы территориального планирования с другими информационными системами".
Реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или в установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
3. Создание системы профессиональной подготовки совместно с компаниями, производящими современные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, а также системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в строительстве.
В рамках реализации данного направления предполагается выделение средств областного бюджета учреждениям профессиональной подготовки. Порядок и условия предоставления средств определяются нормативно-правовым актом, разрабатываемым Департамент образования и молодежной политики Орловской области.
Перечень государственных образовательных учреждений, на базе которых будет реализовываться мероприятия данного направления, разрабатывается Департамент образования и молодежной политики Орловской области при условии определения объемов финансирования из областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
4. Осуществление мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, определенных действующим законодательством, в том числе семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.
Одним из основных принципов подпрограммы 1 является доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным и областным законодательством, в связи с этим в подпрограмме 1 предусмотрено участие в мероприятиях, реализуемых в рамках федеральных целевых программ.
Данный комплекс мер направлен на оказание содействия в целях улучшения жилищных условий следующих категорий граждан:
ветеранов Великой Отечественной войны;
ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц;
граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами;
граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц;
семьям, имеющим право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала.
Порядок реализации и финансирования мероприятий за счет федерального бюджета утверждается нормативным правовым актом Правительства Орловской области.
Ведомственные целевые программы в состав подпрограммы 1 не входят.
Детализированная информация об основных мероприятиях подпрограммы 1, сроки их реализации и ожидаемые результаты представлены в приложении 2 к подпрограмме 1.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Государственное регулирование подпрограммы 1 осуществляется путем взаимодействия ответственного исполнителя подпрограммы 1 по вопросам развития жилищного строительства на территории Орловской области, включающего планирование, оперативный контроль и координацию взаимодействия с другими органами исполнительной государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления Орловской области, организациями строительного комплекса региона.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 1 представлены в приложении 3 к подпрограмме 1.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 1
При выполнении программных мероприятий формирование и доведение государственного задания не предусмотрено.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления
Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы 1, направлены на создание комфортных и безопасных условий проживания граждан.
Как на этапе разработки подпрограммы 1, так и на этапе ее реализации требуются активное участие и большая организационная работа органов местного самоуправления.
Общим моментом механизмов реализации мероприятий комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства и проектов повышения уровня социальной и инженерной благоустроенности территорий жилых районов является проектирование и строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры за счет федерального, областного и муниципальных бюджетов путем заключения соглашений в рамках межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области", утверждаемой в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2009 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке формирования, реализации и финансового обеспечения межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области". Порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований в рамках межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области" утверждается ежегодно Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Успех реализации подпрограммы 1 также во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем на рынке недвижимости. Эта поддержка будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы. Информационно-разъяснительная работа организуется соответствующими исполнителями мероприятий подпрограммы 1, в том числе органами местного самоуправления через печатные и электронные средства массовой информации.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 1
В реализации мероприятий подпрограммы 1 принимают участие Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, ООО "Федеко", ООО "РегионАгроТрейд", ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования Орловской области", а также другие предприятия строительного комплекса Орловской области.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1
Финансирование мероприятий подпрограммы 1 предполагается осуществлять как за счет средств областного бюджета, бюджета муниципальных образований, так и путем привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных источников в рамках государственно-частного партнерства.
Достижение цели, поставленной подпрограммой 1, возможно при условии достаточного финансирования запланированных мероприятий.
Объемы финансирования подпрограммы 1 подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Орловской области на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 1 за счет средств областного бюджета приведено в приложении 5 к подпрограмме 1.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального и областного бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников на реализацию целей подпрограммы 1 приведены в приложении 6 к подпрограмме 1.
Порядок финансирования мероприятий подпрограммы 1 утверждается нормативным правовым актом Правительства Орловской области.
IX. Анализ рисков реализации подпрограммы 1 и описание мер управления ее рисками
1. Институционально-правовой риск, связанный с возможностью изменения законодательства, с наличием и состоянием нормативной правовой и договорной базы, регулирующей отношения в сфере ипотечного жилищного строительства.
2. Операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы 1, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных подпрограммой 1, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы 1 или задержке их выполнения.
В рамках данной группы рисков можно выделить организационный риск. Для снижения данного риска требуется высокая эффективность координации деятельности всех участников подпрограммы 1 и отлаженных административных процедур. Реализация данного риска может привести к задержкам в реализации программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий.
3. Риск финансового обеспечения, который связан с отсутствием финансирования или финансированием подпрограммы 1 в неполном объеме за счет бюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности подпрограммы 1, а также высокой зависимости ее успешной реализации от бюджетного финансирования.
4. Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях при наличии разнонаправленных социальных интересов социальных групп, а также в условиях излишнего администрирования.
5. Риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению уровня доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных социально-экономических показателей, такой риск для реализации подпрограммы 1 может быть качественно оценен как высокий.
Меры управления рисками реализации подпрограммы 1 основываются на следующих обстоятельствах:
1. Наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию подпрограммы 1 может оказать реализация институционально-правового и риска ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации подпрограммы 1. В рамках реализации подпрограммы 1 отсутствуют рычаги управления указанными рисками.
2. Управление рисками реализации подпрограммы 1, на которые могут влиять ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы 1, должно соответствовать задачам и полномочиям существующих органов государственной власти и организаций, задействованных в реализации подпрограммы 1, поэтому основные усилия будут направлены на управление операционными, организационными и финансовыми рисками.
Системное выполнение намеченных подпрограммой 1 мероприятий приведет увеличению доступности и комфортабельности жилья, расширению вариантов улучшения жилищных условий.
В свою очередь, развитие регионального строительного комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие таких отраслей экономики, как промышленность, транспорт, торговля. Реализация подпрограммы 1 станет одним из сопутствующих факторов решения проблемы занятости в регионе.
Развитие строительной отрасли будет способствовать повышению привлекательности Орловской области для российского и международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока дополнительных инвестиций в экономику, положительно повлияет на социальную сферу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.