Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы"
Главным направлением работы муниципальных бюджетных учреждений образования является обеспечение доступности качественного образования для всех социальных слоев населения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня и обеспечение права каждого ребенка на получение образования.
Муниципальная система образования эффективно выполняет задачи по обучению подрастающего поколения, о чем свидетельствуют положительные результаты Государственной итоговой аттестации, Всероссийских проверочных работ, региональных диагностических и мониторинговых исследований.
В систему муниципального образования входят 43 общеобразовательных учреждения, 77 дошкольных организаций, 14 учреждений дополнительного образования, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для детей.
Общий контингент обучающихся общеобразовательных организаций составляет 34849 человек, в том числе 3926 обучающихся первых классов. Сформированы 1467 классов-комплектов. В односменном режиме работают 11 общеобразовательных организаций, школы N 36 и 26, 35 организуют учебный процесс в пятидневном режиме.
В 2020 году для обеспечения доступности качественного образования для 34898 школьников, кроме общеобразовательных, были сформированы 187 классов с углубленным изучением предметов, 39 профильных классов и 21 профильная группа в общеобразовательных классах, 51 класс-комплект для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об образовании в РФ" муниципальными общеобразовательными организациями обеспечивалась доступность образования и для детей, имеющих ограничения в здоровье.
В учреждениях общего образования укомплектованы педагогические штаты, приобретены комплекты учебной литературы, общая сумма заказа на школьные учебники составила 30,7 млн. рублей.
В 2020 - 2021 учебном году в соответствии с посланием Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020 для обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений города организовано бесплатное горячее питание.
Успешным в 2020 году было участие выпускников 11-х классов в Государственной итоговой аттестации. Положительные результаты получены выпускниками 11-х классов в Едином Государственном Экзамене и школьниками по итогам окончания учебного года.
С экзаменом по русскому языку справились 99,8% выпускников, при этом следует отметить возросшее количество участников, получивших 100-балльные результаты с 14 в 2019 году до 25 - в текущем; до 45% выросло количество выпускников, получивших от 80 до 99 баллов.
Выпускники 2020 года сдавали математику профильного уровня, при этом положительные результаты получили 95,5% выпускников.
Средний балл по предметам математика, обществознание, английский, немецкий, французский языки, история, химия, литература, физика, биология, информатика превышает средний балл по региону.
В 2020 году до 46 увеличилось количество стобалльных результатов. Среди выпускников школ города 25 стобалльников - по русскому языку, 11 - по химии, 2 - по информатике, 4 - по литературе, 2 - по истории, по одному стобалльнику - по обществознанию, английскому языку.
По два стобалльных результата имеют выпускники школ N 20, N 23, N 33, N 38, N 45, N 50, лицеев N 21, N 28, N 32, гимназии N 19. По три стобалльника в лицее N 1, школах N 5, N 27. По четыре стобалльника подготовили лицеи N 18 и N 28.
Выпускница школы N 20 Попова Ульяна получила два стобалльных результата по русскому языку и истории, выпускница лицея N 21 Свирина Виктория - по русскому языку и обществознанию, выпускник лицея N 28 Никитченко Александр - по русскому языку и информатике, выпускница школы N 45 Наумова Анна - по русскому языку и химии.
До 257 увеличилось и количество выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении".
Особый санитарно-эпидемиологический режим работы учреждений образования, связанный с пандемией, потребовал оснащения их специальным оборудованием и дополнительно дезинфицирующими средствами. Например, в 6 пунктах приема экзаменов были приобретены рециркуляторы, бесконтактные термометры, дозаторы для обработки рук всего на сумму 900 тысяч.
С учетом введенных санитарно-эпидемиологических правил в целях предупреждения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) за период с июня 2020 года по настоящее время были закуплены для учреждений образования рециркуляторы воздуха, бесконтактные термометры, антисептик для обработки рук, дезинфицирующие средства для обработки поверхностей на сумму 9,6 млн. рублей.
В городе сформирована система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, прежде всего через участие в этапах Всероссийской олимпиады школьников.
В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2020 году приняли участие более 17,5 тысячи обучающихся 4 - 11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений. С 16 ноября 2020 года проводится муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников, участниками которой являются почти 2000 учеников 7 - 11 классов.
Обучающиеся школ города приняли активное участие во Всероссийском конкурсе для школьников "Большая перемена". В полуфинал вышли 14 обучающихся общеобразовательных учреждений, 4 обучающихся вышли в финал, 3 из них стали победителями заключительного этапа (обучающиеся школ N 33, 45, 50).
Большой интерес у школьников вызывают региональные образовательные центры "Созвездие Орла" и "Кванториум". В образовательных сменах "Созвездие Орла" по учебным предметам (информатика, биология, астрономия, математика, экономика, литературное творчество) в 2020 году в девяти сменах приняли участие 1049 обучающихся общеобразовательных учреждений города Орла. По результатам проведения фестивалей проектов среди участников смен лучшие работы школьников города Орла были отмечены грамотами и дипломами (97 - грамот, 60 - дипломов).
В 2020 году обучающиеся общеобразовательных учреждений города успешно занимаются в региональном технопарке "Кванториум" (4158 учеников) и в "Мобильном Кванториуме" - 850 обучающихся.
В 2020 году в муниципальных образовательных учреждениях реализуются мероприятия федеральных проектов "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование".
В рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" по созданию новых мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ в муниципальном учреждении дополнительного образования "Центр "Десантник" освоены в полном объеме выделенные бюджетные средства из бюджетов всех уровней в сумме 73454,50 рублей.
В рамках проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование" создаются условия для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет, путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
В 2020 году на базе городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи организована Служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. За период с января 2020 г. по октябрь 2020 г. оказано 8352 услуги.
Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в 2020 году стал обладателем федерального гранта "Поддержка семей, имеющих детей" в рамках национального проекта "Образование" в размере 3,25 млн. рублей. Полученные средства были направлены на закупку оборудования, командировочные расходы для обучения специалистов Службы, расширение библиотечного фонда учреждения, укрепление материально-технической базы центра.
В рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" осуществлена поставка оборудования в 28 общеобразовательных учреждений (N 2, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 21, 22, 24, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 38, 45, 48, 49, 51, 52): 84 интерактивных комплекса, 28 многофункциональных устройств, 896 ноутбуков мобильного класса для детей (по 32 в каждое учреждение) и 56 ноутбуков для педагогов.
В 77 дошкольных учреждениях города Орла сегодня более 18 тысяч воспитанников. При этом в соответствии с майским 2012 года указом Президента РФ В.В. Путина все дети от 3 до 7 лет, родители которых изъявили желание устроить ребенка в дошкольное учреждение в 2020 году, обеспечены местами в детском саду.
В муниципальных дошкольных учреждениях образования города успешно реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Реализуются дополнительные общеразвивающие программы различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), которыми охвачено 90% воспитанников детских садов.
С полной нагрузкой работает детский сад N 96, открытый в декабре 2019 года. В декабре 2020 года введена вторая очередь детского сада N 93 по ул. Родзевича-Белевича на 155 мест. Начато строительство детского сада (ясли) на 80 мест по ул. Планерной в городе Орле, далее на очереди - "Детский сад (ясли) в 795 квартале г. Орла" на 80 мест, "Детский сад (ясли) по ул. Ливенская в г. Орле", I этап, на 105 мест.
Талантливые и одаренные школьники получают поддержку на уровне муниципалитета. Ежегодно лучшим обучающимся общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования по итогам конкурсного отбора назначается и выплачивается муниципальная стипендия в размере 2 тысяч рублей. В 2020 - 2021 учебном году ее получает 61 человек.
За 2020 год средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений составила 30098,16 рублей (рост по сравнению с 2019 годом на 14,6%); педагогических работников детских садов - 26551,97 рублей (рост на 8,5%); педагогических работников учреждений дополнительного образования - 30002,60 рублей (рост на 5,4%).
В 2020 году для детей и школьников функционировали 14 учреждений дополнительного образования. На базе 43 общеобразовательных учреждений работали кружки и секции, объединяющие детей по интересам.
Дополнительным образованием в городе Орле охвачены более 18 тысяч детей, что составляет почти 62% от общего количества детей от 5 до 18 лет.
В учреждениях дополнительного образования реализуются образовательные программы по 6 направленностям: технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественно-научной.
Дом детского творчества N 3 является социальным партнером регионального Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Созвездие Орла".
На базе Дома творчества N 3 проведено 4 смены по направлению "Искусство" для 350 обучающихся по программам: литературное творчество "Искусство анализа художественного текста", хореографии "Танцевальный калейдоскоп".
Учащиеся спортивных школ заняли в Международных и Всероссийских соревнованиях 153 победных и 254 призовых места. В прошедшем учебном году 6 учащимся ДЮСШ присвоено звание "Мастер спорта", 38 - кандидат в мастера спорта, массовые разряды присвоены 613 учащимся.
В 2019 - 2020 учебном году учащиеся Домов и Центров творчества в Международных и Всероссийских конкурсах, фестивалях заняли 602 победных и 352 призовых места.
Муниципальными учреждениями образования проводится целенаправленная работа по улучшению положения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении, действует городской образовательный центр. На базе Центра работает городская психолого-медико-педагогическая комиссия, служба ранней помощи детям, имеющим ограничения в здоровье.
В 10 общеобразовательных организациях (N 4, 5, 6, 7, 12, 20, 22, 25, 36, 45) и 10 детских садах (N 3, 13, 17, 25, 34, 35, 73, 84, 87, 8), 3 учреждениях дополнительного образования (Центры детского творчества N 2, 3, 5) в рамках государственной программы "Доступная среда" созданы условия для обучения и воспитания детей, имеющих ограничения в здоровье: установлены пандусы, расширены дверные проемы, оборудованы учебные места, выполнена специальная разметка для слабовидящих детей.
При этом существует ряд проблем в муниципальной системе образования, которые являются препятствием для ее эффективного функционирования и успешного развития:
- изношенность технологического оборудования, систем коммуникаций и зданий большинства муниципальных учреждений образования, требующих серьезного текущего ремонта или реконструкции;
- потребность укрепления материально-технической базы учреждений дополнительного образования, особенно кружков и студий технической направленности;
- нехватка ученических мест, что не позволяет организовать обучение в одну смену;
- необходимость благоустройства и асфальтирования ряда территорий образовательных учреждений, дальнейшего развития инфраструктуры учреждений образования.
Условия для дальнейшего поступательного развития системы образования города Орла обеспечивает муниципальная программа "Развитие муниципальной системы образования города Орла на 2020 - 2023 годы".
Программа определяет приоритетные "точки роста" и конкретные механизмы участия в реализации приоритетных направлений развития образования города Орла.
Предлагаемая к реализации муниципальная программа ориентирована на наиболее проблемные зоны системы образования города, учитывает приоритетные направления развития отрасли и одновременно обеспечивает взаимосвязь с государственной программой Орловской области "Образование в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 16.09.2019 N 526 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Образование в Орловской области".
Реализация Программы позволит обеспечить:
- поступательное развитие системы образования города Орла по ключевым направлениям;
- сконцентрировать ресурсы на наиболее эффективных и перспективных направлениях развития муниципальной системы образования;
- привлечь софинансирование из федерального и регионального бюджетов.
К числу внешних факторов и условий, которые могут оказать влияние на достижение показателей (индикаторов), относятся экономические факторы: динамика роста цен и тарифов на товары и услуги, изменение среднемесячных показателей средней заработной платы в экономике.
При реализации муниципальной программы остаются финансово-экономические риски, связанные с ограниченными возможностями бюджета, и в связи с этим возможное несвоевременное финансирование основных мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.